ОБРАЗ «СТАРШЕГО СЫНА» В ПРИТЧЕ ИИСУСА


Действительно ли Иисус Сын Божий?

В христианстве есть одно из основополагающих утверждений, что Иисус является не просто человеком. Он имеет божественное происхождение. Христиане свято верят, что Иисус Христос представляет собой Бога, но он же и Сын Божий. Это утверждение сбивает с толку, особенно атеистов. В данной статье мы постараемся углубиться в этот вопрос и разберёмся, что на самом деле означает фраза «Сын Божий».

По поводу этого высказывания возникает много вопросов. Их часто задают в церкви. Почти все атеисты не отрицают само существование Иисуса, так как достаточно исторических записей о том, что когда-то на земле жил человек, которого звали Иисус из Назарета. Но они уверены, что он был богом не больше и не меньше, чем любой индивидуум на Земле, утверждающий, что он и есть сам Бог.

Скептики считают, что Иисус из Назарета был простым проповедником и влиятельным религиозным лидером, но никак не Богом. Другие критикуют христианство в целом, однако исповедуют другую веру. В исламе считают Иисуса Пророком, посланником Божьим. Мусульмане уверены, что Иисус не сын Божий и, тем более, не Сам Бог.

В Евангелии от Луки есть фраза «Сын Божий». Её произносит ангел, когда возникает перед Девой Марией, Матерью Иисуса, и приносит ей известие о том, что у неё будет чудесное непорочное зачатие и рождение сына, которого будут называть «Сыном Божьим». В Новом Завете данное словосочетание повторяется несколько раз. В Евангелии от Матфея Пётр, ученик Иисуса, называет его Мессией, Сыном Бога живого. Так же и Иисус называет Самого Себя.

В Евангелии голос с Неба провозглашает относительно Иисуса, что «Это Мой Сын, которого я люблю…» Вся Библия пестрит идеей об Иисусе, как о Божьем Сыне. Она повторяется снова и снова.

В христианстве время, которое провёл на Земле Иисус, считается проявлением окончательных взаимоотношений Отца и Сына. В то же время, Иисус является полностью Самим Богом и не меньше Бога, потому что Он – Сын.

Это довольно сложная задача для современного человеческого ума. Но все составляющие триединого Бога равны и важны. Иисус единственный из Святой Троицы явился на землю живым человеком. Он сказал всем живущим на земле людям, что и они являются детьми Бога. В Библии говорится, что те, кто уверуют в Иисуса, как в Сына Божьего, сами являются сыновьями и дочерьми Бога-Отца.

Но историкам интересно узнать, как и когда последователи Иисуса стали говорить о нём, как о Боге и что они имели в виду? Почему еврейский проповедник из Иудеи Иисус стал Богом? При жизни Иисус никогда не провозглашал себя как Бога. Об этом не знали и его ученики. Но в последнем Евангелии от Иоанна Иисус заявляет, что он «был до Авраама», и «Я и Отец – одно», и «Если вы видели меня, то видели и Отца».

Всё это написано только в Евангелии от Иоанна. В более ранних Евангелиях от Павла ничего подобного не утверждается. Также не упоминали о том, что Иисус называл себя Богом Матфей, Марк и Лука. Этот важный момент указывает нам на противоречия в Священных Писаниях. Учёные не видят в этом ничего необычного, так как это является богословским пониманием Иисуса, не считаясь точным историческим фактом.

На заре христианства христиане стали назвать Иисуса Богом точно так же, как и римляне называли свих императоров богами. Они это делали не в вакууме, а вкладывали в данное утверждение определённый контекст. Конечно, это не было случайностью, потому что именно в Риме Иисуса назвали «Богом». И это было в какой-то мере соревнованием с существующим римским Богом, императором и Иисусом. Когда император Константин принял христианство, это перевернуло всё.

Император перестал быть богом! Император стал сам поклоняться Богу, Иисусу. Это довольно сильно изменило сознание людей. Оно навсегда поменяло понимание религии и политики. История не является прошлым, в котором есть много вещей, которые невозможно показать исторически. Например, нельзя показать, ел 22 марта 1924 года мой дед. У историков нет доступа к этому, так как это осталось в прошлом. Однако это не является частью истории. История – это то, что человек может показать происходившее в прошлом.

Поэтому историки не могут сказать наверняка, был ли Иисус Богом, Сыном Божьим, и был ли Он воскрешён. У историков нет возможности показать, что в прошлом происходило что-то чудесное. Поэтому, чтобы поверить в чудо, надо верить, что всё это сделал Бог. Человек должен поверить в существование Бога. Богословские верования не годятся для историков.

Конечно, чудеса могли случаться в прошлом, но они не являются частью истории. То же самое касается и Иисуса, Бога-Сына. Историки действуют, как историки, верующие они или неверующие. Они не могут с достоверностью заявить, был ли на самом деле Иисус Сыном Бога, был ли Он воскрешён из мёртвых. Но они могут смотреть на эти события с другой стороны, как на традиции, выдержанные тысячелетиями.

Если бы Иисуса не объявили Богом его ученики, то последователи христианства могли бы так и остаться маленькой еврейской сектой внутри иудаизма. Они не смогли бы привлечь в новую религию большое количество людей, не являющихся евреями, и язычники быстрым образом не приняли бы христианство в течение первых трёх веков. Христианство так бы и осталось значительным меньшинством в Римской империи, не превратилось бы в государственную религию Рима. И всё это зависело от утверждений ранних христиан, что Иисус был Богом, Сыном Божьим.

ОБРАЗ «СТАРШЕГО СЫНА» В ПРИТЧЕ ИИСУСА

Одним из удивительных качеств человека является наша речь. Этой способностью выражать свои мысли, озвучивая их, нас наделил Создатель. Причем, язык человека настолько многогранен и разнообразен, что способен отражать едва уловимые оттенки многоцветной палитры наших мыслей. У каждой культурно-исторической эпохи свой язык, свой способ передачи мысли. Есть язык дипломатов, не совсем понятный простому человеку, есть молодежный «сленг», да и любой узкой специализации от медицины до юриспруденции присущ «свой язык». Одним из феноменов речи человека является умение говорить иносказательно, говорить загадками, притчами…Самым известным в мире человеком, который говорил притчами, является Иисус Христос. «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Матф.13:35) Притчи — это фирменный стиль речи Иисуса. Он за свою недолгую проповедническую жизнь сказал множество разнообразных и неподражаемых притч, что подчеркивало Его Божественный талант проповедника. Иисус, чтобы донести до слушавших Его людей Свое Евангелие, использовал предметы, события и жизненные ситуации, которые окружают человека во все времена. Поэтому Его притчи актуальны для восприятия и нам, живущим спустя 20 веков. Притчи, как особый жанр речи мудрых, были известны с древности. Чтобы составлять интересные притчи, требовался недюжинный ум и способности. Чтобы понять притчи, также должна быть проделана внутренняя духовная работа: «чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.»(Прит.1:6) Однажды Иисус рассказал, пожалуй, самую известную Свою притчу. Это так называемая притча «о блудном сыне». Она записана спутником Павла — Лукой. По всей видимости это одно из самых ярких творений Иисуса как проповедника, которым Он проиллюстрировал Свое Евангелие. В абсолютно жизненной истории Мессия раскрыл не только Свое учение, но и показал, как на Евангелие реагировали некоторые люди. «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лук.15:11-32) Казалось бы, простая и понятная история. Однако эта, пожалуй, самая известная притча Иисуса, многими людьми, считающими себя последователями Христа, к сожалению, не понята, а значит не понято Евангелие. В этой истории мы видим трех главных героев: Отец и два его сына — младший и старший

отец

С отцом все понятно. Он символизирует собой Бога, принимающего кающегося грешника в свои отеческие объятия, а вот с двумя его сыновьями при толковании этой притчи некоторыми проповедниками, выходит незадача.

МЛАДШИЙ СЫН

Казалось бы, какие могут возникнуть сложности при понимании этого яркого образа, рисующему нам покаяние грешника пред Богом и принятие его в объятия Небесного Отца. Многие проповедники используют этот знаменитый образ в призыве к покаянию. Но почему-то этот образ ассоциируется у них только в отношении к склоняющим колени пред Богом… язычникам!? К приходящим впервые из мира; а когда искренно покается бывший член Церкви, то этот образ «младшего сына» из притчи на него уже не распространяется. Объяснение у таковых учителей простое: «Бывший член церкви знал Христа, а вот тот, к кому обращался Иисус и призывал к покаянию, не знал Его». Но позвольте. Сын у Бога был только один — Израиль. «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх.4:22). И под сыновьями из этой притчи Иисус разумел именно Израильтян. Для язычников были совсем другие сравнения. Например: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.» (Матф.15:26). Любой Израильтянин знал о Боге Авраама. Закхеи и Магдалины не сразу стали таким какими застал их Иисус. Их с детства учили исполнять заповеди Господа. А дети, как известно, всё впитывают как губки. А потом?.. Потом дети взрослеют и начинают видеть неблаговидные поступки взрослых. Поступки тех, кто их учил одному, а сами поступали по-другому. Вот этим лицемерием и соблазняются некоторые. Таким образом, эти люди и попадают в капкан дьявола. Они годами живут во грехе, хотя в глубине души понимают, что надо бы жить по-другому, однако выйти из этого состояния сами не могут… И тут на помощь приходит Христос. Он протягивает им руку спасения, рассказывая эту притчу именно для них. Эта притча призвана ободрить грешника, желающего измениться и убедить его, что Бог обязательно примет. Примет, а не накажет. Примет и оденет в «лучшую одежду». Но некоторые не унимаются: «Видите ли, он жил как хотел, грешил… а теперь покаялся и все что ли!? Как с гуся вода! И мы должны его принять и дать ему место рядом с нами?!» И это приходиться слышать от христиан. Слышать от тех, кто считает себя одного духа с Иисусом. Когда кается приходящий из мира, то ему все рады. Ему все улыбаются. В его честь поются гимны и песни, но когда склоняет колени бывший член Церкви, то наступает непонятная звенящая тишина. И часто бывает так, что искренне покаявшегося грешника, конечно, принимают, но принимают уже как человека второго сорта. И если покаявшийся обладает определенными способностями для общественного служения, то вход ему туда, как говорится, «заказан». Иные заранее чувствуют такой прием и соглашаются на роль «работников в доме отца», отказываясь от сыновнего достоинства. Я уж не говорю о многолетних епитимиях и «отлучениях», принятых в известных религиозных сообществах для вернувшихся. И вот теперь мы подошли ко второму сыну из притчи Иисуса.

СТАРШИЙ СЫН

Удивительное дело, но я частенько слышу положительное мнение об этом персонаже. А некоторые прямо заявляют: «Старший сын» — это мы, никуда не уходившие от Бога, в отличие от некоторых…» И действительно, старший сын из притчи никуда не уходил из дома отца, в отличии от своего младшего брата. С блудницами не просаживал имение. Работал и был непритязателен. В общем, кругом положительный. Чем не пример для подражания? Однако, посмотрите на его реакцию на действия отца, который принял его младшего брата и устроил по этому поводу праздник: «он осердился и не хотел войти» (Лук.15:28). Старший брат так рассержен, что не хочет входить в дом. Он так разгневан, что видеть не хочет вернувшегося младшего брата в новой одежде, подаренной отцом. Не желая входить в дом, старший сын тем самым проявляет неуважение и к отцу. А когда отец выходит и сам лично зовет его, то доселе послушный и непривередливый сынок, вдруг дерзко упрекает его: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Куда разом подевались любовь и уважение к отцу?! Как в один миг испарились положительные качества старшего сына? А может быть их и не было никогда? Как тут не вспомнить историю Иосифа и его старших братьев. Там отец также подарил своему младшему сыну разноцветную одежду, тем самым выделив его. И какова же была реакция других сыновей? Они, выждав удобный момент, вернули эту же одежду Иакову, вымарав её кровью (прямо намекая ему о смерти того, кому она принадлежала), а Иосифа, чуть не убив, продали в рабство. Вспоминается и другая история, когда Бог «призрел на Авеля и на дар его», а на старшего Каина — «не призрел». Какова же была реакция обойденного вниманием старшего брата?: «Каин сильно огорчился, и поникло лице его.» (Быт.4:5) Бог пытался успокоить Каина, разговаривая с ним, и удержать его от греха. Однако, обойденный вниманием брат задумал убить конкурента и вразумляющий голос Бога уже не слышал. В удобный момент Каин осуществляет задуманное. Приходит на память ещё один персонаж из притчи Иисуса о слугах, которым Господин раздал «таланты» («мины»). Там также один персонаж, взявший серебро, (а значит согласившийся служить) по возвращении Господина вдруг начинает дерзко разговаривать с ним. И все негативные чувства, до определённого момента таившиеся в душе «лукавого раба» к Господину, в одну минуту всплывают на поверхность. Кто этот «старший сын», который по возвращении своего младшего брата не разделяет радостных чувств своего отца? Кто он, оставшийся вне праздника и ликования? Кого имел ввиду Иисус под «старшим сыном», рассказывая, пожалуй, самую прекрасную и известную Свою притчу? Под образом «старшего сына» скрывается Ф А Р И С Е Й, не знающий Бога.

«что высоко у людей, то мерзость пред Богом»

Начало 15-ой главы, где находится эта довольно пространная притча, начинается так: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.» (Лук.15:1-3) Именно фарисеи негодовали на Иисуса, который принимал кающихся грешников. Именно этим людям, считавшим себя эталоном благочестия, претило сидеть за одним столом с только что освободившимися от греха Закхеями и Магдалинами. Они постоянно ворчали и осуждали Иисуса и Его учеников. Но за всеми действиями Иисуса стоял Бог и, конкретно, за принятием падших. А кто стоял за недовольством фарисеев? За недовольством фарисеев проглядывали уши дьявола — врага рода человеческого. Древний змий сквозь пальцы смотрел на особенную набожность фарисеев. Его не особенно беспокоили их посты два раза в неделю. Его не раздражали соблюдение множества религиозных правил типа: «омовение рук, чаш, кружек, котлов и скамей.» (Мар.7:4). Дьявола радовали ревностные фарисеи, которые лучше принесут ещё одного ягнёнка в дар Богу («корван»), чем угостят нуждающихся родителей. А вот когда грешники стали выходить из царства тьмы и греха, выходить по-настоящему, а не поверхностно и лицемерно, тут дьявол забеспокоился. Он забил тревогу и заголосил через своих слуг фарисеев. Удивительно, как точно Иисус, для иллюстрации реакции фарисеев на Евангелие. использовал возрастную разницу между братьями. Ведь не просто описаны два брата, а чётко поделены на старшего и младшего. Как это часто бывает в семье — младший братишка напакостит, но в силу возраста скрыть это не умеет. А вот старший умней… Он и скрыть свою вину сможет и во всем младшего брата обвинит перед родителями, хотя виноваты оба. А он ни в чём не виноват. Грех Магдалин и Закхеев был виден всем, и им самим в первую очередь. А вот грех фарисеев был искусно скрыт за шторкой показного религиозного театра. Фарисеи ловко занимались религиозной показухой и в глазах людей выглядели праведными. Но Бог знал их сердца. Не зря Иисус им сказал: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:15)

«они еще более будут преуспевать в нечестии»

Ну что мы всё о фарисеях да о фарисеях из древнего Израиля! Сейчас в Церкви всё по-другому! Все по-новому! По-другому? По-новому? Действительно, в Церкви давно нет уже людей, привязывающих на лоб коробочки с заповедями. Давно след простыл тех, кто соблюдает ритуальные омовения и зациклен на обрезании. Действительно, этих нет, зато появились другие — современные. Ведь фарисейство никуда не делось. Оно и сейчас живо и действенно. «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». (Евр.13:8) И фарисеи во веки те же. Меняются эпохи, на смену одной культуре приходит другая, а фарисейство ловко мимикрирует к любой религиозной обстановке. Фарисейская закваска лицемерия доступна и её можно купить на любом религиозном перекрёстке. Она исправно доставляется к потребителям религиозными купцами из 18-ой главы Откровения Иоанна. Товар ходовой, долго не залёживается. Это о них писал Апостол: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.» (2Тим.3:5) И ещё: «…ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться.» (2Тим.2:16-17) Эти дьявольские внутренние войска отравляют жизнь искренних христиан вот уже 20 веков. Если Евангелие можно сравнить с живой водой, выпив которую люди становятся здоровыми, то учение псевдохристиан больше похоже на жижу, отравленную ложью и лицемерием, которая приносит лишь смерть: «… и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.» (Откр.8:10-11) Это они, постоянно сопротивляющиеся распространению чистого Учения Христа, и мешающие «Евангельскому судоходству»: «…и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, … и третья часть судов погибла.» (Откр.8:8-9) Это они, распространяя свою тьму, не дают Евангельским лучам светить в полную силу для всех людей: «…и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.» (Откр.8:12) Иисус Христос создал Свою Церковь, живущую по Его заповедям и правилам, а дьявол основал свою лжецерковь, живущую по его заповедям и уставам. О лжецеркве, выдающей себя за истину, хорошо написал Иоанн в своём Апокалипсисе. Лжецерковь изображена в виде города Вавилона и блудницы, сидящей на государственном звере. Церковный Вавилон посылает свои бесчисленные как саранча войска, несущие смерть, «чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона». (Иер.6:23) Множество лжецов-проповедников, используя религиозные реквизиты мошенников, отравляют слушающих их людей: «и изо рта их выходил огонь, дым и сера» (Откр.9:17) Лечить болезни этого религиозного общества бесполезно. Из этого церковного Вавилона необходимо бежать и не оглядываться, подобно праведному Лоту. Бежать к Тому, Кто когда-то исцелил Закхея и Марию Магдалину. Бежать к Воскресшему Иисусу, который и сейчас исцелит любого человека от болезни греха. Нужно только лишь поверить в силу Слова Иисуса! Поверить и попросить Его об этом. «И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.» (Ис.48:21)

Взгляды

Иисус Христос — Сын Божий и сын Человеческий

Еще одной тайной, над раскрытием к-рой бились лучшие христ. богословы и философы, является «благодатный синтез Божественного и человеческого» в богочеловеческой природе Иисуса Христа. «Иисус Христос — это осуществленный замысел Бога Творца о человеке. Он есть альфа и омега, начало и конец, совершенное осуществление идеального бытия. А это означает, что Воплощение Сына Божия является центральным событием человеческой истории» (Слово пастыря. 2005. С. 388). О главных причинах Боговоплощения христ. мыслители Востока и Запада говорили по-разному. Но наиболее достоверным объяснением Святейший Патриарх Кирилл считает любовь Божию к человеку: «Только движимый великой любовью к роду человеческому, Бог мог послать на вольное страдание и крестную смерть Единородного Сына Своего» (Там же. С. 84). Однако понятие любви, по словам Патриарха Кирилла, в совр. обществе претерпело такую деформацию, что люди не способны видеть в ней побудительную причину к их спасению (Там же). Весть о любви Божией является характерным отличием НЗ от ВЗ. «Бог любит нас!» — эта основополагающая религ. истина с великой силой открывается именно в Богочеловечестве.
Господь Иисус Христос, воплотившийся и вочеловечившийся Сын Божий, прожил земную жизнь в строгом соответствии с творческим замыслом Бога Отца, воссоздав в Себе первозданную природу человека. «…Во Христе замысел Божий о человеке становится реальностью, а следовательно — достоянием каждого, кто стремится осуществить его. Как по закону наследственности и солидарности люди унаследовали грех Адама, так по тому же закону они могут унаследовать и ту обоженную человеческую природу, которая открылась в Иисусе Христе. И для того, чтобы это стало возможным, Господь дарует людям особое средство, вводящее их в теснейшие отношения с Ним. Таковым средством является жизнь в общине единомышленников, имеющих одну веру в Триединого Бога и исповедующих, что Иисус Христос есть Сын Божий и сын Человеческий, Спаситель мира. В этой общине веры достигается и осуществляется та связь со Христом, которая помогает человеку усвоить спасительные плоды совершенных Им Искупления и воссоздания человеческой природы. Такой общиной является Церковь…» (Слово пастыря. 2005. С. 391). Значение воскресения Христа, после страданий и смерти на кресте, для всего человечества заключается в том, что «Христос — первый, но не единственный и не последний в начатом Им ряду. Воскресение — часть Божия плана о человеке, достояние всех людей. И как Христос воскрес из мертвых, так воскреснет и каждый из нас. А это значит, что смерти нет» (Там же. С. 370).

Благую весть, обращенную к людям, свидетельство о том, что Иисус Христос искупил грехи людей, что в Боге — спасение, до наших дней донес живой опыт Церкви (Обращение к телезрителям перед началом прямой трансляции Пасхального богослужения (24.04.2011) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 224). «…Искупление, завершившееся победой над смертью,- говорит Святейший Патриарх Кирилл,- приобретает значение для нас только тогда, когда мы готовы лично принять и усвоить его плоды, делом явив свою решимость следовать за Совершителем спасения. Именно об этом говорит апостол: „…живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня“ (Гал 2. 20)» («Встречая Пасху»: Обращение к читателям «Российской газеты» в преддверии Светлого Христова Воскресения (21.04.2011) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 216).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]