О внешнем виде православной христианки


О внешнем виде женщины-христианки

О внешнем виде женщины-христианки

Добрый день, дорогие наши посетители!
Как женщине-христианке выжить в современном мире? Как правильно выбрать себе гардероб, так, чтобы он приличествовал христианскому образу жизни? И как должна выглядеть православная женщина?

На данный вопрос отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

«Святой Иоанн Златоуст хвалил свою духовную дочь Олимпиаду за то, что она одевается не роскошно и не бедно, а так, чтобы не выделяться своей одеждой из окружающей ее среды. Разумеется, одежда на службе также должна быть приличной для христианки. Вообще, надо стараться не обострять ситуацию, если к этому нет явных нравственных причин.

Старайтесь горячо молиться, чтобы Господь вразумил, как поступить в каждой конкретной ситуации. Если есть возможность, советуйтесь с духовником, мужем, с тем, чье мнение вы цените.

В духовной жизни вообще нет мелочи: и добро, и зло начинаются с малого. Поэтому в Библии диавол назван «мраволевом», то есть грех, вначале кажущийся ничтожным, как муравей, на которого не стоит обращать внимания, постепенно возрастая в душе человека, оказывается львом.

Великий учитель аскетики святой Игнатий Брянчанинов, в книге «Приношение современному монашеству», начинал поучение к монахам с их внешности и храмовой дисциплины, которые приготовляют человека к бдению над своим сердцем и духовному подвигу.

Революция в области морали вызвала революцию в одежде. Появились новые моды. Если для христиан одно из назначений одежды – предохранить себя и других от соблазнов, то новые моды преимущественно имеют противоположную цель: обратить внимание на тело человека и вызвать чувство похоти.

Те, кто ходят полунагими и уверяют при этом, что не чувствуют страсти, лгут сами себе. Они подобны пьяному, который уверяет, что он трезв – это земля качается под его ногами. Когда притупляется стыд, то отходит благодать, страсть становится постоянным состоянием человека, и он уже не видит ее, как рыба не видит воды, в которой плавает.

Платок, в Священном писании, является знаком семейной иерархии, то есть подчинения жены своему мужу. Поэтому, женщина без головного убора, как бы подчеркивает свою ложную независимость, то есть проявляет духовную гордость. Апостол призывает женщин носить покрывало «ради Ангела», то есть, чтобы не огорчить своего Ангела Хранителя нецеломудренным поведением, когда женщина может служить предметом соблазна.

В древнем мире платок женщины считался принадлежностью к свободному сословию, а раба не имела права носить платок. Блудница не только не смела носить платок, но должна была стричь волосы на голове, чтобы был виден род ее занятий. На востоке платок считался символом достоинства женщины и вызывал чувство уважения. Сорвать платок с головы женщины считалось оскорблением всей ее фамилии. Даже во время схватки между мужчинами, если женщина бросала посреди сражающихся свой платок, то они обязаны были разойтись. Наступить на платок считалось, в таком случае, бесчестно для самого мужчины.

Традиция в большинстве случаев является кристаллизацией духовно-нравственных понятий, а также житейского опыта и передачи их из поколения в поколение. Поэтому, каждая традиция носит в себе информацию. Нарушая традиции, мы теряем информацию, заложенную в ней».

Валерий Шейбак 10.02.05

Тема: Внешний вид христианина

Будет совсем не лишним поговорить о внешнем виде христиан. Конечно, этот вопрос может казаться и не таким духовным, как, к примеру, вопрос спасения души но, тем не менее, и он актуален для современного верующего. Почему? Потому что все, что мы делаем во внешнем мире, является отражением или лучше сказать выражением нашего внутреннего мира и состояния.

«…потому что, каковы мысли в душе его, таков и он…» Прит.23:7

Вы сами прекрасно знаете, что внутреннее раздражение, кем-то или чем-то вызванное может быть выплеснуто на кого-либо совершенно к тому непричастного. Это к слову о выражении внутреннего состояния.

Сегодня этот мир, зачастую, становится законодателем стандартов внешнего вида и для христиан. Часто христиане не могут библейски обосновать свою позицию и достаточно быстро сдаются под напором мирской аргументации, принимая мирской взгляд, в том числе и на то, каким должен быть внешний вид человека.

«…не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Иак.4:4

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». 1Иоан.2:15-17

Мы не имеем права не рассуждая принимать то, что предлагает этот мир. Мы видим, чем движим этот мир, чем мотивированы современные люди и, какого развращения они способны достигать в своем желании жить без Бога. Но, если безбожный мир мотивируется главным образом гордостью и похотью, то чем же должен мотивироваться человек, живущий в завете с Богом, во Христе?

«…но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». 1Пет.1:15,16

«Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов». Прит.14:34

Природа рожденного свыше верующего – это та же природа, которую имеет и наш Небесный Отец, святости и праведности. Поэтому в отличие от мира, христианин мотивируется праведностью Божьей. Праведность никого не унижает, она напротив, возвышает и человека и народ. Поэтому нам нужно прививать себе праведный образ мышления и жизни, учиться жить и поступать праведно. Праведность Христова в тебе поднимет тебя над миром греха и растления, сделает тебя городом, стоящим на вершине горы и домом, основанным на скале Божьего Слова.

Какое это отношение имеет к внешнему виду? – Если ты ведешь праведный образ жизни, это находит отражение и в том, как ты выглядишь. Все строится на внутренней мотивации. Если девушка ищет привлечь к себе внимание парней – это отразится в ее внешнем виде; если ты неупорядоченный человек – это будет видно; если ты ведешь праведный образ жизни – это также заметят. Нужно отметить, что праведность не означает убогость.

Рассмотрим же, каким должен быть внешний вид христианина.

«Во всём показывай в себе образец…, чтобы противник был посрамлён, не имея ничего сказать о нас худого». Тит. 2:7,8

Библия призывает нас быть примером во всем. Это касается и внешнего вида. И часто, для того чтобы изменить внешний вид, нужно изменить себя.

Однако Писание не даёт нам конкретных комментариев относительно нашего внешнего вида. Не написано о том, какой длины должна быть юбка, можно ли носить галстук и т.п.

Закон Моисеев не определял фасона и покроя одежды для израильтян. Единственное, что было упомянуто, чтобы не одевались в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, чтобы женщины не надевали мужской одежды, а мужчины – женской (Втор.22:5, 11).

Евангелие этот вопрос освещает следующими словами:

«Жёны должны одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием» 1Тим. 2:9

«…старицы чтобы одевались прилично святым» Тит. 2:3

«…да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» 1Пет. 3:3-4.

Как видим, эти места Писания также не указывают на фасоны одежды, а говорят о мотивации, о правилах приличия, которыми мы должны руководствоваться в выборе одежды.

Итак, первый вывод: внешний вид христианина должен соответствовать правилам приличия того общества, в котором он находится.

Я говорю не о том, что допускается, а о том, что считается приличным.

Вот что пишет Баркли по вопросу покрытия головы женщиной в 1Кор.11:10 и это связано с нормами того, что в Коринфе считалось приличным:

«Спорным был в Коринфской церкви вопрос о том, может ли женщина принимать участие в богослужении с непокрытой головой… Но эту главу следует читать не в свете двадцатого века, а в свете первого века, при этом следует помнить следующие моменты: 1) Какое значение имело покрывало на Востоке. И сегодня женщины Востока носят чадру — длинное покрывало, закрывающее ее почти до пят, оставляя открытыми лишь лоб и глаза. Во времена Павла восточное покрывало было еще более закрытым. Оно покрывало голову, оставляя открытыми лишь глаза, и шло до самых пят. Уважаемая и уважающая себя восточная женщина не могла и подумать появиться где-нибудь без покрывала. Т. У. Дейвиз пишет в Толковом словаре Гастингса к Библии: «Ни одна приличная женщина в восточной деревне или в городе не выходит без него из дому, а если выйдет, то рискует испортить свою репутацию. И действительно, английские и американские миссионеры в Египте рассказали автору, что их дочери и жены вынуждены, выходя, одевать покрывало». Покрывало имело два значения: а) Оно выражало подчиненность, б) Оно обеспечивало женщине прочную защиту. Стих 10 очень трудно перевести. В Синодальном издании Библии этот стих приведен так: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…» Но греческий текст буквально означает, что женщина должна иметь «свою власть на голове». Вильям Рамсей объясняет это так: «В странах Востока покрывало является властью, честью и достоинством женщины. С покрывалом на голове она может пойти всюду в безопасности и глубоком уважении. Ее не видно; наблюдать на улице за женщиной, одетой в чадру — признак крайне плохого тона. Она одинока. Все другие люди не существуют для нее, как и она для них. Она стоит над толпой… А женщина без покрывала — ничтожна, всякий может ее оскорбить. Власть и достоинство женщины исчезают вместе с покрывалом, если она его сбрасывает».

Представьте себе, что женщины-христианки в Коринфе пренебрегали бы правилами приличия, принятыми в их обществе. Да их просто бы посчитали распутными женщинами и соответственно бы относились и к христианской вере.

Христиане должны учитывать нормы приличия общества, в котором они находятся. Тем не менее, существует определенные указания к руководству в любом обществе.

«…и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды». 1Кор.12:24

Это место Писания говорит о том, что некоторые части тела должны быть достаточно прикрыты, чтобы не служить соблазном для других и хранить себя в чистоте.

«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну». Рим.14:13

Важно подумать и о том, чтобы при наклоне или поднятии рук те части тела, которые должны быть прикрыты, не оголялись. Зачем вам похотливые взгляды или ехидные усмешки в ваш адрес или дать повод к соблазну?

Следующее, чем должны руководствоваться христиане во внешнем виде – это здоровье.

Не все, что модно или красиво выглядит, не всякая косметика или фармацевтические продукты, полезны для здоровья. Нам важно быть достаточно внимательными к этому. Здоровье – это то, что практически трудно, а иногда невозможно восстановить.

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы». 1Кор.3:16,17

Думаю, что вам будет интересно услышать то, что проповедовалось об этом в начале прошлого века:

«Негигиеничная одежда женщин весьма вредна для здоровья. Большинство женщин болеют всю свою жизнь только потому, что одеваются по-модному. Здоровье и жизнь жертвуются этой ненасытной богине. Многие, полагая, что имеют право распоряжаться своим телом, упускают из вида, что они принадлежат не себе. Многие из них причиняют себе шнурованием неописуемые страдания. Всякая способность их творить добро в семействе и обществе умаляется, и дети таких матерей лишены здоровья.

Зашнурованная талия препятствует правильной циркуляции крови, а сжатые органы не в состоянии правильно работать. Невозможность в таком положении глубокого дыхания очевидна, и отсюда происходит привычка дышать только верхними частями легких, вследствие чего весьма легко возникают слабость и болезни.

Большинство женщин совсем не обращает внимания на опасность от зашнуровывания талии, несмотря на то, что по поводу этого трактуют многие известные писатели. Многие утверждают, что обычай затягиваться в корсет все более и более оставляется и поэтому находят приводимое здесь замечание неуместным, в действительности же, женское платье отличается узкостью, препятствующей правильной работе внутренних органов.

Одежда должна быть настолько свободна, чтобы при поднятии рук кверху, одновременно поднималось бы и платье.

Следующая ошибка в нынешней одежде женщин в том, что тяжесть юбки ложится только на бедра. Эта тяжесть, давя на внутренние органы и стягивая их вниз, причиняет желудочные заболевания и усталость и заставляет женщину при ходьбе нагибаться вперед.

Эта ошибка еще более влияет на легкие и препятствует их правильной работе. Кровь становится нечистой, поры кожи делаются бездеятельными, и впоследствии появляется бледная немочь и общее нездоровье.

….Действительно, дамы, прибегая к косметическим средствам, могут восстановить румянец, но не могут восстановить этими средствами здоровье. Что вредно коже, то вредно и душе, и оно уничтожает веселое и спокойное настроение духа.

Каждой женщине, дорожащей здоровьем, следовало бы избегать отягощения бедер. Тяжесть платья должна ложиться на плечи. Это много поможет приостановлению так сильно развитой среди женщин слабости.

Части тела, наиболее отдаленные от центра кровообращения, и поэтому требующие наибольшей защиты от холода, очень часто совершенно не защищаются от него, в то время как другие части тела, не нуждающиеся в теплоте, заботливо защищены.

Нынешнее женское платье — причина множества болезней. Совершенное здоровье зависит от правильной циркуляции крови. Если ноги хорошо обуты, то нет никакой необходимости во множестве юбок. Последние не должны быть тяжеловесны, чтобы не препятствовать ходьбе, не должны быть и слишком длинны, чтобы не принимать в себя сырости и грязи; тяжесть же их должна ложиться исключительно на плечи.

Платье должно сидеть легко, дабы не препятствовать кровообращению и дыханию.

Ноги должны быть защищены от холода и сырости. Одеваясь таким образом, мы можем без боязни простудиться смело гулять на свежем воздухе при утренней росе, при дожде или в снегу.

Прогулки на свежем воздухе крайне необходимы для обеспечения правильного кровообращения. Эти прогулки оберегают от простуд и от многих внутренних болезней.

Правильная реформа одежды требует совершенного изменения последней. Если бы слабосильные женщины сняли свою модную одежду и заменили бы ее более подходящей для прогулок на вольном воздухе, то они этим могли бы улучшить свое здоровье и своим примером и делом послужили бы во благо ближним.

Не воля Господня, чтобы мужчины и женщины умирали преждевременной смертью, не окончив начатого дела. Он хочет, чтобы жизнь наша была долговечна, и чтобы все органы нашего тела беспрепятственно исполняли свое дело.

Многие сетуют на Бога, если кто-либо из семейства умирает от болезни, но это несправедливо, ибо не Бог виноват в том, а нарушение законов природы.

Матери-модницы одевают и себя и своих дочерей во вред здоровью. Уже с ранних лет начинают затягивать талию девочек, оставлять конечности непокрытыми, в то время, как хрупкое здоровье тела требует тщательного ухода.

Хотите ли вы, матери, чтобы жизнь ваших детей была долговечна и чтобы щеки их были румяны? В таком случае, приучайте детей одеваться согласно требованиям здоровья. Если вы любите их и желаете им всяких благ, то зачем же примером вашим вы приучаете их портить свою фигуру и не считаете это грехом? На каком основании позволяете вы себе портить дело рук Господних? Отвернитесь от модных кукол и изучайте строение тела человеческого! Мы сотворены удивительно, и мы должны принести тела наши в живую жертву Богу.

…Также неправильно одевают и мальчиков, нижние части тела которых бывают защищены менее верхних. Нижние части тела, как наиболее отдаленные от сердца, требуют большей защиты.

Жилы, по которым кровь протекает во все части тела, достаточно велики и содержат достаточно крови, согревающей и питающей эти части.

Но если кровь отгоняется холодом, то жилы стягиваются и правильное кровообращение нарушается. Части тела не только страдают от холода, они также слабо развиваются от недостатка питания. Правильное кровообращение очищает кровь и усиливает здоровье, тогда как плохая циркуляция крови не очищает последней и воспаляет внутренние органы.

Матери, зачем вы не одеваете ваших мальчиков и девочек согласно требованиям здоровья? Одежда их должна быть проста, свободна и удобна. Все части тела должны быть одеты тепло и равномерно. Выпускайте детей на свежий воздух, и тогда их здоровье и жизнь будут вам на радость.

Немало мужества потребуется с вашей стороны, прежде чем вы решитесь отказаться от моды и одевать своих детей по требованию здоровья; но успех вознаградит все самоотречения и трудности».

Думаю, что мы сможем применить эти советы к современной моде, размышляя, не повлечет ли то или иное нарушений нашего здоровья.

Третье, чем христианин руководствуется при выборе стиля внешнего вида – это ситуацией или значимостью события.

Речь идет о том, что мы должны выбирать одежду или макияж соответственно тому событию, на котором нам предстоит быть. Если вас пригласили на утренний кофе, а вы оделись в вечернее платье или смокинг, то вы будете выглядеть как минимум странно. Хороший друг посоветует вам переодеться.

В ветхозаветное время существовали разного рода одежды, на всякие случаи жизни. Были одежды нарядные; царские одежды; особо длинные одежды; разноцветные одежды; одежда шита золотом; одежды вдовства (Быт.38:19); вретище — одеяние из грубой ткани, которое надевали в знак траура, покаяния или покорности. Пророки использовали подобное одеяние как символ грядущего суда (Пс.34:13). Были одежды иноплеменников и специальные наряды блудниц (Прит. 7:10).

Существовали специальные одежды для священников, когда они несли службу в храме. Для первосвященника ещё была одежда для предстояния перед Богом. Мы — царственное священство. В доме молитвы, где идёт служение перед лицом Господа, требуется особое благоговение не только в молитве и поведении, но и в одежде. Вне храма одежда может быть более свободной.

Если украшения, равно как и одежда, имеют обольстительную силу и могут отвлечь христианина от ревностного и благоговейного служения Богу, то следует отказаться от такого отношения или украшения. И если ношение каких-то украшений вызывает соблазн у других, то духовный христианин откажется от таких украшений без споров и обид.

«…во храме Его все возвещает о Его славе». Пс.28:9

«… только все должно быть благопристойно и чинно». 1 Кор.14:40

То, как мы одеваемся в дом Господень, должно отражать наше к Нему отношение. Важно в Доме Божьем подчеркнуть почтение к Небесному Отцу и благоговение перед Ним.

Собираясь на богослужение, одевайтесь со вкусом и в то же время не вызывающе. Ведь вы идете поклониться Господу, а не заявить перед всеми к какому слою общества вы относитесь. Не все могут позволить себе покупать одежду в дорогих магазинах но, тем не менее, все могут выглядеть аккуратно и красиво.

На богослужение не следует одеваться в спортивный стиль одежды, но если это ваша единственная одежда, то придите в ней. И если в церкви появился человек одетый несоответственно, то прежде, чем вы его осудите – постарайтесь разузнать о нем, может быть у него действительно ничего из одежды больше нет. Тогда вы сможете благословить его чем-либо из вашего гардероба. Или человеку нужно просто объяснить, какую одежду следует одевать идя в Дом Господень.

Ещё одно, что может помочь нам в выборе стиля внешнего вида – это сосредоточенность на благовестии.

«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его». 1Кор.9:19-23

Чтобы проповедовать Евангелие людям важно, чтобы они приняли от вас это послание. Конечно, утверждать, что вы всегда должны выглядеть так, как те, кому вы проповедуете – глупо. Но и исключать определенный стиль внешнего вида с целью достижения определенных категорий людей тоже нельзя.

Уже сегодня многие были спасены благодаря тому, что кто-то стал похожим на них внешне, понял их жизнь и принес им Евангелие Иисуса Христа, чем подвиг их к Божьим изменениям. И это относится к совершенно различным по достатку категориям людей. Если вы появляетесь в костюме из «Секонд Хэнд» в кругу богачей, то вряд ли вас серьезно воспримут. А появление в богатом костюме в среде уличной молодежи может стоить вам этого самого костюма. Впрочем, недостатки в стиле одежды, благовествуя людям или отдельным их категориям, вы можете компенсировать уровнем познания Господа и помазанием силы Божьей. Но идеально иметь и то, и другое.

Так же важно не путать тех, кто несет послание примирения и тех, кто просто стремится к какому-то имиджу. Ведь если в первом случае человеком движет послушание Господу в достижении неспасенных, то во втором случае – простая гордыня, желание выделиться или привлечь внимание.

Итак, как вывод сегодняшней проповеди утвердим следующее: Цель каждого христианина показать образ Христа, указать путь к Нему. Всё наше служение, наша жизнь и поведение должны содействовать этому.

Перевод

Новый Завет показывает нам критерии, которыми должны руководствоваться христиане. Хотя нижеприведенные тексты обращены к женщинам, дух Писания говорит и мужчинам – «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами…» 1Тим. 2:9-10;

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» 1Пет. 3:3-4.

Когда речь идет о плетении волос, это не значит, что Библия запрещает женщине заплетать волосы в косу. Мужчины должны иметь аккуратную и приличную прическу. Христиане, собираясь на служение, одевают самую лучшую, нарядную одежду, приличную святым людям. Но одежда должна подчеркивать стыдливость и целомудрие. Нагота не прикрывается, а скрывается.

Неприлично носить мини-юбки или юбки с длинными разрезами, блузки с глубоким декольте, плотно облегающую одежду. Части тела, вызывающие у лиц противоположного пола похоть, полностью покрываются. Христиане должны носить одежду своего пола, соответствующую Писанию и культуре страны, в которой живут. Явно не Божий Дух побуждает сегодня людей наносить на тело татуировку или делать пирсинг, прокалывая участки тела с целью украсить себя определенными предметами. Неприлично перекрашивать волосы в разнообразные оттенки.

Наша внешность – прямое отражение нашей внутренности. Поэтому пусть Господь хранит современных христиан от обмана так называемой святости внутренней при полном отсутствии святости внешней. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, бого­хульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» Мрк. 7:21-23.

Таким образом, если человек не являет своими действиями и внешним обликом преобразования, произошедшие у него внутри, вполне очевидно, что этих изменения в его жизни не произошло.

Евангельская весть адресована человеческому духу, меняет его сердце, и как результат изменения внутренности приходит понимание и принятие соответствующего внешнего облика и поведения. Поэтому было бы ошибочно считать, что произошедшие внутренние изменения в сердце верующего никак не отразятся на его внешнем облике. Христос ясно указывает на то, что внешние действия напрямую связанны с внутренним состоянием сердца.

Внутренние изменения, происходящие в сердце человека, будут очевидны и во всех внешних проявлениях его жизни, в том числе и в его внешнем виде.

Описание на страницах Священного Писания элементов одежды, которую одевали евреи, и требования к стилю одежды, выраженные в Новом Завете, дают достаточно ясное представление о внешнем виде христианина. Скромность, сочетающаяся с высотой духа: нарядность при отсутствии обнаженности, понимание христианином назначения своего тела как храма живущего в нем Святого Духа – этим должен руководствоваться верующий в Бога человек.

LiveInternetLiveInternet

Друзья! Тема, которую я хочу предложить вам для обсуждения, для размышления — внешний вид христианина. Внешний вид у нас почему-то сразу ассоциируется с одеждой. На самом же деле внешний вид — это не только одежда, и, в первую очередь, вовсе не одежда, а нечто другое. А именно то, что нам дано по природе. Это наши внешние данные, которые мы не заказывали, нам их Бог дал, когда мы родились. Но прежде, чем начать эту тему, хочу прочитать место Писания, из Матф. 6:22-23: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Вот, мы сегодня говорим о внешности человека. А что самое главное во всей нашей внешности? Что, например, помещают в паспорт, чтобы сразу нас узнать и определить нашу личность? Какую нашу часть, какой орган нашего тела? Конечно же, туда помещают не ногу и не руку, и не ступню, а лицо. Человек выражен в своем лице. А если внимательно посмотреть в лицо, то говорят, что душа человека выражена в его глазах.

Поэтому я бы хотел начать не с одежды, а вот с того, что каждому из нас дано по природе. Господь нам дал наше тело, в котором мы находимся, это наш внешний человек. Кроме того, независимо от нашего желания, нам даны родители, наши братья и сестры, сколько у нас их есть. Нам без нашего желания дан пол, и мы его не можем изменить, и это факт, которым тоже определяется наш внешний человек, в котором живет наша душа. Также наша национальность, язык, страна, время, эпоха, в которую мы родились. Мы не можем этого изменить. Мы не можем выбрать себе время и эпоху. Потом, еще у нас есть физические и умственные данные, а также наши достоинства и недостатки…

Все это нам дано от природы и относится к нашему внешнему человеку. И мы должны благодарить Бога за то, что мы родились такими, как есть. Есть такая детская песенка: «Если я была бы бабочкой, то я бы порхала, если б я был червяком, я б извивался… Если б я был слоном… Но — слава Богу за то, что я создан вот так, как я есть». Мы должны благодарить Господа и употреблять во славу Божию того внешнего человека, те данные, которые у нас с вами есть. Так написано: «Прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших».

Мы прочитали: «Если глаз твой будет чист, то будет чисто все твое тело». А глаз — это окно души. Это значит, что он так или иначе связан с внутренним человеком. Все начинается изнутри, а затем проявляется и снаружи. В этой связи я хочу обратить внимание на некоторые важные детали, которые лучше всего могут украшать или, наоборот, портить нашего внешнего человека. Возьмем наше выражение лица. Вот улыбка, например. Правда, нашему народу в целом не присуще улыбающееся, радостное лицо. И все-таки, мы — христиане. У нас другой внутренний мир, другая душа, другой внутренний настрой. У нас есть высшая радость и смысл жизни. Пусть наше лицо будет светлым. Пусть оно не будет унылым, мрачным.

К этому поощряет нас и Слово Божие. Христос говорит: «Не будьте как фарисеи, которые принимают на себя мрачные лица». Они хотят этим показать свою особую святость или благочестие. Но на самом деле, святость больше ассоциируется со светлым выражением лица, и такое выражение всегда украшает нашего внешнего человека. И поверьте, если ваше лицо — мрачное, то никаким платьем вы его не украсите. Если вы хмуры, угрюмы, неприветливы, то ничем вы этого не сможете компенсировать, и даже разрез на юбке вам не поможет. А потому, вы посмотрите на себя в зеркало и подумайте: «Господи, вот. Ты дал мне лицо. Сделай так, чтоб оно выражало Твой свет, Твою радость, которую Ты мне дал, ведь я же Твое дитя. Пусть это будет людям во свидетельство. Пусть и другие порадуются со мной».

Надо начать хотя бы с этого. А потом, коль уж улыбаться, так придется ведь и зубы показывать. А зубы, между прочим, надо чистить и вовремя лечить. Конечно же, это относится к разряду абсолютно элементарных вещей, тут нет никаких высоких богословских мыслей. Просто надо каждый день чистить зубы. И за ними ухаживать. Между прочим, сестрам особенно желательно делать это до замужества, потому что потом, как говорят, дети съедят ваши зубы. Так что, мои юные друзья, растите, цветите, и не забывайте делать такие элементарные вещи.

Еще, друзья. Господь дал нам волосы. За ними тоже надо ухаживать, мыть, чтоб они не были засаленные и непричесанные. Это очень простые, элементарные вещи. Никакая сверхнарядная, сверхмодная одежда неряшливости не скрасит. Никакими духами или одеколоном вы не скроете грязного, неухоженного, неопрятного вида. Вот, потому и сказано, что если око твое чисто, то все тело твое будет светло. Видите, как Слово Божие говорит? Чистая душа — значит, будет и чистое тело. Это общее правило.

Перейдем теперь к вопросу об одежде. Господь когда-то создал первых людей и сказано, что они были наги и не стыдились, а потом, когда согрешили, сразу же почувствовали необходимость в одежде. Я понимаю так, — и есть исследователи Библии, которые разделяют такое мнение, — что Бог создал первых людей не просто обнаженными. Он их во что-то облек. Вспомним тот случай, когда Моисей был с Господом на горе, и после этого лицо его светилось от общения с Богом. Я уверен, что Адам и Ева не просто ходили нагими, а они светились, потому что были облечены во славу Божию. А когда согрешили, то лишились одежды света — славы Божией, а заодно с ними и все мы этого лишились, и потому наши тела сейчас не светятся. И сразу же, как только они увидели, что их тела потускнели, они заметили свою обнаженность и почувствовали необходимость в одежде. Адам с Евой, — между прочим, муж и жена, — моментально сообразили, что им нужно одеться, как друг перед другом, так и перед Богом. Одежда имеет смысл в обоих этих измерениях, и Слово Божие неоднократно подчеркивает эту мысль, что одежда имеет значение не только перед людьми, но и перед Богом.

Сначала вдумаемся в то, какое значение имеет одежда перед Богом. На первый взгляд может показаться, что перед Богом она вообще не имеет никакого смысла, потому что Бог все видит насквозь, причем не только то, что находится под одеждой, а вообще — что творится в нашей душе. Бог видит в нас то, чего мы и сами не видим. Тогда какой же смысл носить одежду в присутствии Божием?

Хотя мы везде перед Богом ходим, все же особое значение имеет наше одеяние в доме Божием, в собрании святых. Хочу на этот счет привести пример из пророка Исаии, глава 6. Обратим особое внимание на то, как вели себя перед Господом небожители, серафимы. Сказано здесь так: «у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». Другими словами, у них было своего рода одеяние из крыльев. Они ноги свои прикрывали в присутствии Божьем.

Смысл этого покрытия заключается в признании Божьего величия, благоговении, проявлении страха Божьего. Вот это измерение нам надо понять, поскольку мы — люди верующие. Все те, кто обнажает себя, в первую очередь. Бога не боятся, у них нет страха Божьего. Помните, как в Евангелии сказано, что был «судья, который Бога не боялся», а потом — неизбежно! — «и людей не стыдился». Это взаимосвязано: если страха Божьего нет, тогда не совестно и перед людьми, отсутствует стыдливость.

Обратим теперь внимание на те правила одеяния, которые нам дал Господь в Новом Завете: 1Тим.2:9 — «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». Еще мы читаем в 1 Кор. 11 о необходимости покрывала для жен при богослужении, и это тоже имеет духовный смысл.

Одежда необходима нам не только в земной жизни, она будет существовать также и в небе, хотя там уже не будет присутствия греха и люди будут святыми во всей полноте. Там даже в мыслях не будет похоти плоти, и в принципе никто не сможет смотреть на кого-то с вожделением. И однако же, Слово Божие говорит, что там будут все одеты. Не потому что иначе было бы безобразно или греховно, а потому что так определил Бог. Смысл небесной одежды будет в том, чтобы носить на себе знак искупления Божьего. Так предназначил Бог.

А теперь вернемся к практическим вопросам о нашей земной одежде. Почему-то всегда, когда разговор заходит на эту тему, основное внимание сосредоточивается на одеянии сестер. И действительно, если поставить рядом несколько братьев, — то что с нас спросишь? У всех похожие серенькие костюмчики, может быть, галстуки чуть различаются. А вот сестер двух не найдешь в одинаковой одежде. Что же, так их Бог создал, чтобы они так радовали. Слава Богу, что у нас есть сестры, жены, подруги, они для нас самые лучшие. Ну, а сатана тут и искушает наших сестер, хочет им как будто бы помочь выглядеть еще лучше… А мы хотели бы помочь сестрам побеждать его искушения.

В чем же сатана искушает? Да хотя бы в том, что написано: надо одеваться «со стыдливостью», «как прилично святым». Вот это «как прилично святым» переводится с греческого оригинала следующим образом:

«длинная ниспадающая одежда». Здесь имеется в виду такая одежда, которая как-то скрадывает формы тела. Это одежда, которая имеет достаточную длину. И есть ряд причин, почему Бог предписывает именно такую одежду. Прежде всего, чтобы мы не сообразовывались с этим миром, Дьявол так запутал мирских людей в вопросе одеяния, что их одежда стала одним из проводников греха и распутства.

Вы помните, как перед потопом сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и стали их брать. И не потому, что дочери Божии были менее красивы, а из-за разницы в одеянии и поведении. Я хочу привести выдержку из известной книги Дж. Мильтона «Потерянный и возвращенный рай». Мильтон описывает эту картину таким образом: Ангел показывает Адаму после грехопадения картину будущего и раскрывает смысл грядущих событий.

«Потом, с ближайшей к Адаму стороны, люди из другого племени стали спускаться в долину с окрестных гор. По их виду казалось, что они были людьми добродетельными, праведно служили Богу, познавали Его творения и стремились к сохранению среди людей свободы и мира. Не много прошли они по равнине, как вдруг из шатров выпархивают веселые толпы прелестных женщин в роскошных одеждах и уборах из драгоценных каменьев. Под звуки арф поют они сладостную песнь любви и с плясками идут навстречу пришельцам. Благочестивые мужи, невзирая на свою строгость, невольно смотрят на них и — не могут оторвать от них взоров. Наконец, сети любви крепко опутывают их, и каждый выбирает себе подругу. Они ведут любовные беседы до вечерней звезды, тогда, воспламененные страстью, они зажигают брачный светильник и призывают Гименея. Так был он впервые призван для брачных обрядов». Дальше Адам восклицает: «О, горе и стыд этим людям! Как могли они, начавши свой жизненный путь с такой честью, вдруг уклониться в сторону, вступить на неправые стези, ослабеть на полпути! Но везде я вижу один и тот же источник всех человеческих зол — женщины». — «От слабости мужчины происходят они», — возразил Ангел. — «Человек должен уметь сохранять то высокое положение, какое дает ему мудрость и высшие дары».

Видите ли, зло заключается не в том, что у нас есть тело и не в том, что это тело имеет свой пол, а в том, что в нашем теле живет грех. И Бог говорит, что мы должны этот грех обуздывать. И мужчины, и женщины должны обуздывать свою плоть. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская — это те мирские стихии, которые обуревают людей мира сего. И христиане должны коренным образом отличаться от мира, в том числе, и в одежде. А мы знаем, что при первом взгляде на христиан, бросается в глаза, конечно же, одежда наших сестер. И по тому, как они одеваются, сразу можно определить, насколько в данной церкви соблюдаются принципы отделения от мира.

Напомню главные места Писания на эту тему: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15-17); «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

К сообразованию с миром относится и то, если христиане носят вообще не ту форму одежды, которую Бог предназначил. Так, в Библии написано, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчине — женской (Втор.22:5). Мы же знаем, что сейчас все женщины сплошь и рядом носят брюки. Однажды проводили такой эксперимент. В одной церкви беседовали с сестрами, и ведущая сестра предложила: «Сестры, закройте сейчас глаза на минуточку, а потом откройте». Открыв глаза, они увидели большой портрет женщины, одетой в классическом стиле: юбка, блузка, и прочее в таком плане. Ведущая спрашивает: «Скажите, на что вы сейчас обратили внимание в первую очередь?» Сестры говорят: «На ее лицо». — «Хорошо, снова закройте глаза… Откройте». Теперь они увидели портрет женщины в футболке и в джинсах. — «Скажите, а сейчас на что вы обратили внимание в первую очередь?» Сестры с удивлением признались в том, что в первую очередь обратили внимание на обтянутую тканью нижнюю часть тела: ее бедра, живот… Потом ведущая сестра говорит: «Я обращаю ваше внимание на то, что здесь присутствуют только женщины. Подумайте теперь, как, по-вашему, реагируют мужчины на такой вид?»

Христос в Нагорной проповеди сказал: «Кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем». А та, которая подчеркнуто демонстрирует то, на что ему смотреть, тоже вместе с ним прелюбодействовала, и является, таким образом, соучастницей греха!

Есть еще мирские формы одеяния, которые я бы назвал извращенными. Это облегающая одежда, мини-юбки, юбки с высокими разрезами и т.п. Я вам приведу сейчас слова из интервью с женщиной, которая придумала мини-юбки. Дело было в Америке, уже больше 20 лет назад. Так вот, она сказала примерно следующее:

«Обычно законопослушные жены дожидаются вечера, чтобы лечь с мужем в постель, а я принадлежу к тем, которые не хотят дожидаться вечера. Вот, для этого я и придумала мини-юбку».

Дорогие друзья, все это мерзко перед Богом, и нам самим неприятно об этом слушать и неприятно говорить. Для меня лично говорить на эту тему — это, примерно то же самое, что чистить какой-нибудь общественный туалет или мусорную яму выгребать. К тому же, если приходится на эту тему говорить с кем-то из молодежи, то иногда папа и мама начинают защищать своих доченьку или сыночка в этих вопросах. Все это очень неприятно. Но мы все равно боремся и будем бороться с подобными мирскими проявлениями в поместной церкви.

Мне тут задали вопрос: «Позволительно ли женщинам красить волосы, надевать брюки, делать завивку, прическу, стричь волосы покороче, в таком виде можно ли участвовать в Божьем славословии?» Я хочу поставить вопрос немножко по-другому: а кто для вас является авторитетом? Кого вы будете слушать? Если я вам сейчас отвечу, то послушаете ли вы меня или нет? Если я вам скажу — сделать так или иначе, — готовы ли вы так сделать?

Весь вопрос заключается в том, почему вообще возникает такой бурный протест по этому поводу? Почему в церквях происходят разделения, почему в семьях ссоры из-за этой одежды? А потому, что в данном случае протест — это не что иное, как плотской бунт против установленного Богом порядка! Да, это Бог так установил, а значит, в этом есть смысл. Это Он определил, как должны выглядеть мужчина и женщина и почему они не должны носить одежду, не соответствующую их полу. Бог установил так, что есть авторитет, есть власть, есть подчинение, есть субординация. Сестры, у которых есть мужья, спросите своих мужей, что вам можно, а что нельзя… Жена пусть подойдет к мужу и скажет: «Дорогой мой муж, данный мне по воле Божией, скажи, можно мне стричься или нет?» Пусть он ответит. А дочка пусть подойдет к маме. Если же муж или мама разрешат вам не то, что надо, мы потом с мужем или с мамой будем беседовать. Понятен порядок? Важно то, готовы ли вы вообще повиноваться, слушать мужа, мать, церковь. Бога, или же у вас преобладает дух непокорности.

В нашей церкви когда-то были, — сейчас уже их нет, — сестрички, у которых было такое выражение: «плоть бушует». «У меня, — говорит, — плоть бушует». Если и у вас плоть бушует, то вы не будете ни меня, ни нас всех, служителей, слушать, а если вы готовы послушать — то вот, так учит Слово Божие. Если мы все в принципе это поймем, тогда будет все хорошо и в семье, и в церкви, тогда наша форма одежды будет правильной. Да благословит нас Господь, чтобы мы подчинялись Божьим порядкам в вопросе нашего внешнего вида.

В. П. ЗИНЧЕНКО

Из журнала «Слово Истины», 2-3, 199

Источник <https://christianka.bratstvo.org/vid.htm>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]