Мiръ
Россия Калужская область Малоярославец Николаевский Черноостровский монастырь (Малоярославец) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.0168000000000034788172342814505100250244140625,»lon»:36.46253999999999706460585002787411212921142578125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%8F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%86)\» title=\»\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0427\u0435\u0440\u043d\u043e\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u0430\u043b\u043e\u044f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u0435\u0446)\»\u003E\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0427\u0435\u0440\u043d\u043e\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u0430\u043b\u043e\u044f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u0435\u0446)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0427\u0435\u0440\u043d\u043e\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u0430\u043b\u043e\u044f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u0435\u0446)»,»link»:»»,»lat»:55.0168000000000034788172342814505100250244140625,»lon»:36.46253999999999706460585002787411212921142578125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
55.012667; 36.461351
Россия, Калужская область, Малоярославец
Малоярославец,Калужская область
Россия
Телефон.:
(48431)2-14-69.
Николаевский Черноостровский монастырь
Свято-Никольский Черноостровский монастырь
— православный женский монастырь в городе Малоярославце Калужской области.
История[править]
О времени основания монастыря существует две версии. Согласно одной из них, обитель основана в XIV веке князьями Оболенскими; согласно другой, они лишь построили первоначальное здание Никольского храма, а монастырь при храме возник в XVI веке. Монастырь расположился на высоком берегу реки Лужи (приток Протвы), на вершине так называемой Особной горы, иначе называемой Чёрным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноострожский
со временем трансформировалось в
Черноостровский
).
В Смутное время обитель была разорена литовцами и восстановлена лишь в 1659 году. В 1775 году монастырь упразднён по бедности.
В начале XIX века малоярославский купец Целибеев подал ходатайство о восстановлении монастыря, обещая финансовую помощь. На протяжении 1810-х годов он вкладывал в восстановление монастыря огромные деньги. В 1810 году построены трапезная палата и настоятельский корпус (ныне — одно из зданий келий).
Обитель сильно пострадала в 1812 году в ходе сражения за Малоярославец. По личному распоряжению императора Александра I над вратами монастыря были оставлены следы французской шрапнели. Эти следы пуль и снарядов того времени сохранились до сих пор. Интересно, что написанный в 1812 году лик Христа над вратами монастыря не пострадал, хотя и был со всех сторон окружён выбоинами. В 2009 году над вратами была установлена новая икона Спасителя «Спас Нерукотворный»
В 1813 году по распоряжение Александра I началось новое восстановление Черноостровского монастыря — теперь уже как памятника событиям 1812 года. В 1813 году построено здание братских келий, 1814 году — Корсунская церковь, в 1821 году — Святые врата с колокольней. На протяжении 1813—1839ов был заново выстроен, а в 1843 году освящён монументальный Никольский собор (архитектор — Витберг).
В 1918 году монастырь был закрыт.. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано всё имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещён под домашний арест и в марте 1919 года выселен из обители. До 1926 года оставался действующим только Никольский собор. В 1920-е годы в нём располагался педагогический техникум, а в здании собора — музей. После 1950 года здания бывшего монастыря были превращены в квартиры.
В Черноостровской обители
На Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим мы решили вырваться из Москвы и совершить паломничество. Вопрос о том, куда именно поехать, не возникал: я давно хотел увидеть воочию Оптину пустынь и еще раз посетить находящийся по дороге Свято-Никольский Черноостровский монастырь, что в городе Малоярославец Калужской области.
Почти восемь лет назад, в июле 2009 года, я уже был в этой замечательной женской обители, сопровождая игумению Инес (Айау). Матушка Инес – уроженка далекой Гватемалы, бывшая католическая монахиня, открывшая для себя и вскоре принявшая Православие, настоятельница единственного в Гватемале, да и во всей Центральной Америке женского православного монастыря Святой Живоначальной Троицы «Лавра Мамбре». Монастырь опекает детский приют, спасший жизни, позволивший получить образование и воцерковиться сотням девочек и мальчиков. Оказавшись в России, гватемальская матушка захотела познакомиться с подобным ее обители монастырем, и выбор пал на Черноостровский монастырь, чью гордость составляет девичий приют «Отрада». Как и madre Ines, я остался под сильным впечатлением от экскурсии по приюту, посещения монастырских святынь и долгого общения с настоятельницей – игуменией Николаей (Ильиной).
С тех пор меня не покидало желание вновь оказаться в этом светлом и гостеприимном месте. Собрались мы спонтанно. Матушку Николаю я предупредил о нашем приезде буквально за час, однако она сразу согласилась нас принять и предложила организовать экскурсию.
Когда подъехали к обители, моросил дождик, было довольно прохладно. Но за монастырскими стенами мы сразу оказались в атмосфере тепла и уюта. Нас встретила инокиня Варвара, которой игумения благословила быть нашим экскурсоводом.
Первым делом мы направились в детский приют. Пока шли, сестра Варвара поведала интересные факты из новейшей истории обители:
– Монастырь, основанный в конце XVI века и в советские годы переживший запустение, в начале 1990-х был возрожден как мужской. Но отношения в общине не сложились, и по благословению правящего архиерея обитель превратилась в женскую… Поначалу люди боялись монастыря, распространяли различные слухи. Говорили, к примеру, что службы здесь католические, потому что долгие. Но постепенно все наладилось.
Мне вспомнилась любопытная деталь, о которой на встрече восьмилетней давности упоминала игумения Николая: четверть века назад в Черноостровском монастыре подвизалась и завершила земной путь схимонахиня Елисавета (Васильчикова) – последняя хранительница главы преподобного Сергия Радонежского, спасенной после вскрытия мощей Игумена всея Руси в 1919 году. В 1946 году, с возвращением Троице-Сергиевой Лавры Русской Церкви, будущая монахиня передала эту святыню патриарху Алексию I.
Сестра Варвара описала воспитательный и учебный процесс, в котором в основном заняты монахини и послушницы, провела по аудиториям для занятий, спортивному залу, где бросились в глаза напольные шахматы – в «Отраде» они появились еще до того, как Министерство образования и науки решило установить их во всех российских школах. Наша чичероне показала нам стенд с фотографиями, сделанными во время гастролей приютского хора, выступавшего с сольными концертами и на фестивалях во многих странах – от Израиля до Испании. Девочки не только поют, но и танцуют. Увидели мы и склад вещей для воспитанниц. Одежда и обувь приобретаются или принимаются в дар только новыми. У девочек большой выбор сценических платьев, что немаловажно для творчески ориентированного приюта.
На втором этаже мы заглянули в жилые комнаты. Сейчас в приюте воспитываются около 60 девочек: отказники, дети, у которых нет родителей или чьи мама и папа не в состоянии заниматься своим ребенком. Нам рассказали историю о том, как одна девочка поставила в своей комнате фотографию отца… с бутылкой алкоголя в руке – просто потому, что другой у нее не сохранилось. В приюте обустроена комнатка для приема родственников, где воспитанницы могут приватно пообщаться с ними, угостить чаем со сладостями.
Обитательницы «Отрады» вообще отличаются домовитостью, их учат готовить, вести хозяйство. В одной из комнат две шестилетние девочки (кажется, самые юные в приюте) посадили нас за стол и принялись «потчевать»: расставили пластиковые чашки, чайник, кофейник, поднос с фруктами, блюдца, на которые положили сделанные ими игрушечные пирожные в форме самолета и снеговика. Это было очень трогательно. Посмотреть на «чайную церемонию», устроенную младшими, собрались их соседки и наставницы. Среди зрителей была и девятилетняя Настя, которая, как нам шепнула одна из монахинь, является звездой приютского хора. Ее мама трудится в «Отраде». Настя охотно спела нам песню «Кнопочка», девочки ей подпевали.
Пройдя в музыкальный класс, мы смогли убедиться в дарованиях и других девочек: под ненавязчивым руководством педагога по греческому языку послушницы Александры они исполнили для нас несколько греческих песнопений, посвященных Лазаревой субботе, а затем вручили испеченные ими лазаракии – печенье из сладкого теста в виде человечков, которые, по давней традиции, раздаются в Греции в день воскрешения праведного Лазаря Христом. Для девочек это была своеобразная репетиция, поскольку им предстояло поздравлять с праздником игумению и монахинь.
Свято-Никольская обитель прочно связана с греческим миром. С начала 2000-х годов в монастыре периодически бывает архимандрит Ефрем (Куцу), игумен Ватопедского монастыря на Афоне. С 2011 года хор «Отрада» участвует в концертах-конференциях «Свет во Вселенной», которые отец Ефрем устраивает в Греции. Игумения с сестрами и воспитанницами приюта сподобились обогнуть на корабле Афон. Бывал в Малоярославце и настоятель монастыря Махера на Кипре архимандрит Арсений (Пацалос)[1].
В комнатах живут по три-четыре человека, причем обязательно разных возрастов. У всех девочек есть старшая подруга, способная подставить плечо в трудную минуту, дать совет. Не так давно у одной из воспитанниц умер отец. И хотя с ним она виделась редко, печальная новость стала для нее шоком. Тогда подруга отвела ее в часовню (она находится в здании приюта), принялась утешать и рассказала, что ее папа тоже умер, но, молясь, она может разговаривать с ним и чувствует, что ее слышат. По словам монахинь, наличие «сестренки» поможет их подопечным в будущем растить собственных детей.
На светлых лицах девочек нет и следа от пережитых до приюта физических и душевных травм, они хорошо воспитаны, доброжелательны. «Отраду» сложно назвать детским домом, скорее это большая семья со своими радостями и горестями, достижениями и проблемами. Идею общности, семейности активно культивируют матушка Николая и насельницы монастыря, они относятся к питомицам как к дочерям и учат их воспринимать друг друга как близких.
Девушки, достигшие 17 лет, имеют возможность продолжать обучение, не покидая родных стен обители. В 2011 году Черноостровским монастырем и Российским государственным социальным университетом был создан Центр православных коммуникаций: здесь можно получить образование по направлениям «Православная журналистика» и «Коммуникационный менеджмент» – специалисты в этой сфере призваны выстраивать отношения с внешней средой, создавать позитивный имидж своей организации, привлекать партнеров. Сегодня для нашей Церкви, каждый шаг которой рассматривается обществом под лупой, такое служение как никогда важно. Свято-Никольский монастырь в Малоярославце – первопроходец в развитии коммуникативного менеджмента в епархиях. Кстати, сестра Варвара – выпускница Центра православных коммуникаций, что явно помогает ей в работе с гостями.
После подробного осмотра «Отрады» наша экскурсовод проводила нас в монастырские храмы. В церкви Корсунской иконы Божией Матери мы помолились у образа «Всецарица» – списка хранящейся в Ватопеде иконы.
– У этого образа произошло немало чудес, – рассказала нам сестра Варвара. – Была и такая история: одна наша монахиня заболела раком, она горячо молилась у образа «Всецарицы» – и болезнь прекратилась. По каким-то причинам она ушла из монастыря, и вскоре недуг напомнил о себе. Эта сестра покаялась, вернулась в обитель, стойко переносила заболевание и отошла ко Господу мирно.
Главный храм монастыря – Никольский собор – имеет в высоту почти полсотни метров. Мы приложились к частице мощей небесного покровителя обители – святителя Николая: она была привезена в 2001 году из Бари. А у северных диаконских врат весит епитрахиль с Афона, которой во время исповеди накрывали старца Иосифа Ватопедского, учителя архимандрита Ефрема. Сестры и прихожане прикладываются к епитрахили, кладут ее себе на голову.
Мое внимание привлекла необычная икона Богородицы с изображением Михаила Илларионовича Кутузова и надписью «1812–2012», выполненная к 200-летнему юбилею битвы под Малоярославцем. Из обители открывается вид на поле, где развернулось это переломное для Отечественной войны 1812 года 18-часовое сражение. На монастырской территории тоже велись бои.
Побывали мы и в нижнем храме Всех Святых. По благословению игумении он освещается только свечами и лампадами, без использования электричества.
Затем мы прошли в красивую просторную трапезную, где для нас был накрыт стол. Там же мы видели, как девочки репетировали танцы. Направлял их пожилой педагог Юрий Николаевич, отец одной из насельниц обители, ранее служивший в московском театре.
После вкусного и сытного обеда сестра Варвара отвела нас в настоятельский корпус к игумении Николае. Матушка – харизматичный и сильный человек, при этом по-матерински добра и заботлива. Четверть века назад она приняла монастырь разрушенным и заброшенным, восстановила и благоустроила его, создала и подняла до высокого уровня приют для детей. Обитель располагает скитами и подворьями, из ее стен вышло 17 игумений.
За чаем с иерусалимскими лакомствами матушка говорила о нынешней жизни монастыря, интересовалась нашими впечатлениями. Я спросил, как у монастыря в Малоярославце наладились столь обширные контакты со Святой Горой. И настоятельница рассказала, что в 2000 году духовник обители схиархимандрит Михаил (Балаев) благословил ей написать письмо схимонаху Иосифу из Ватопеда.
– Я тогда удивилась: «Зачем?», – вспоминала игумения. – Батюшка на это сказал: «Потом все узнаешь». Так и вышло. Я написала о нашем монастыре, старец прислал сердечный ответ. Мы переписывались до самой его смерти в 2009 году. Стараниями старца Иосифа к нам начали приезжать афонские паломники.
Не без заслуженной гордости настоятельница отметила внешние связи монастыря. Черноостровская обитель – ключевая достопримечательность Малоярославца, привлекающая в небольшой город с населением менее 30 000 человек архиереев и священнослужителей Русской и других Поместных Православных Церквей, высокопоставленных федеральных чиновников, иностранных дипломатов, деятелей культуры и образования.
– Нас очень полюбила посол Австрии Маргот Клестиль-Лёффлер. Она бывала у нас, наш хор выступал в ее резиденции в Москве, при содействии посла наши девочки гастролировали в Австрии. Дважды у нас выступал хор мальчиков из австрийского католического монастыря святого Флориана.
Приезжавший с хором Бруно Вайнберг, выходец из известной семьи производителей роялей, подарил приюту «Отрада» австрийский рояль.
Матушка поделилась с нами и болью своего сердца, вызванной публикацией в прошлом году книги «Исповедь бывшей послушницы». Автор послушалась в Свято-Никольском Черноостровском монастыре и после ухода написала «повесть» о пережитом опыте. Игумения Николая и сестры выведены в книжке под своими именами, монастырь фактически приравнен к тоталитарной секте, настоятельница обвинена в том, что в «Отраде» девочки плохо питаются и терпят побои. Но даже после поверхностного знакомства со святой обителью и приютом становится ясно: книга написана крайне предвзято, автор преследует цели, далекие от желания раскрыть правду о малоярославском монастыре.
– Выход в свет «Исповеди бывшей послушницы» спровоцировал настоящую травлю, – сетовала матушка. – Зашла речь о закрытии приюта и монастыря. К сожалению, некоторые наши соседи поверили пасквилю. Кто-то спросил у нашей воспитанницы: «А как вас кормят?» Девочка, имеющая плотное телосложение, не растерялась: «Разве по мне не видно?» В кампании против монастыря участвовал и один священник, но, посетив нас, полностью изменил свое мнение и принес публичные извинения.
Почти тогда же серьезный вызов приняла и столь близкая по духу Черноостровскому монастырю Свято-Троицкая женская обитель в Гватемале: генеральный прокурор страны потребовала от игумении Инес до конца апреля освободить здание монастырского детского приюта. Основанием послужило то, что правительственный указ 1996 года о передаче этого помещения приюту на 50 лет не был обнародован (что требуется законодательством). Но публикация указа – обязанность государственных органов, но никак не игумении. Сейчас это дело находится на рассмотрении в Верховном суде Гватемалы. Дай Бог, матушке Инес удастся спасти приют, где воспитывается около 400 сирот и детей из неблагополучных семей.
Признаться, мы планировали провести в Малоярославце не более двух часов, но, плененные радушием настоятельницы, сестер и воспитанниц «Отрады», не заметили, как пролетело время. Чаепитие закончилось за несколько минут до всенощного бдения накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, и матушка предложила нам остаться на богослужение и на ночлег. Мы с благодарностью согласились.
В Никольском соборе игумения отвела нам место поближе к солее, у мощей святителя Николая. Мы стали свидетелями благословения на рясофор: игумения положила два комплекта с рясой, клобуком и четками на мощевик покровителя монастыря и затем вручила их послушницам. Детский хор прекрасно пел, в частности он исполнил «Kyrie eleison» по-гречески. В какой-то момент девочки раздали каждому молящемуся по букетику верб со свечой.
В конце службы к нам подошла сестра Косма, ответственная за монастырскую гостиницу, чтобы проводить в предоставленные нам комнаты. Гостевой дом недавно отремонтирован, в нем чисто и тихо. В комнатах новая мебель, есть все необходимое. Сестра Косма всячески хлопотала, чтобы мы чувствовали себя комфортно. После ужина и чая с игуменией мы провалились в сон.
Утром, помолившись за Божественной Литургией и причастившись Святых Христовых Тайн, мы попрощались с матушкой Николаей и тронулись в путь. Было немного грустно в приятный солнечный день покидать Черноостровскую обитель, где мы неожиданно, но с радостью провели сутки. В Оптиной пустыни, которая по изначальному плану была главной целью путешествия, остаться на должный срок не удалось. Правда, даже краткое пребывание у Оптинских старцев оказалось наполнено запоминающимися эпизодами. Но это совсем другая история…
Фото Даниила Африна и из коллекции автора
[1] В 2004 г. отец Арсений (Пацалос) и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII погибли в авиакатастрофе у греческих берегов.
Современное состояние[править]
В 1991 году здания Николаевского Черноостровского монастыря передали Калужской епархии. Ныне это действующий монастырь. В 1992 году в бывшем странноприимном доме Черноостровского монастыря была открыта «Малоярославецкая городская картинная галерея имени Е. А. Чернявской» (пл. Ленина, 12), где выставлены картины малоярославских художников.
В 2005 году, Черноостровский монастырь проводит реставрацию перекрытий и внутренний отделки Никольского храма.
В 2006 году реставрируют (воссоздают) колокольню (архитекторы Андрей Анисимов и Владимир Шарапов).
В 2007 году устанавливают Белокаменный резной иконостас (архитектор Андрей Анисимов и Ольга Ермакова, художник Александр Брусов).
В 2009 году реставрируют главные ворота монастыря и устанавливают белокаменную водосвятную часовенку (дар архитектора Андрея Анисимова детскому приюту «Отрада»), авторы — Андрей Анисимов и Наталья Бледнова, художники Александр Брусов и Анна Верди из «Товарищества реставраторов». Реставрационные работы проводимые в монастыре с 2005 по 2009 год, так же выполнены специалистами из «Товарищества рестараторов» под руководством Андрея Анисимова.
В настоящее время при монастыре открыт детский приют ‘Отрада’ в котором воспитываются девочки из неблагополучных семей.
Николо-Черноостровский монастырь в XX веке
В начале прошлого века монастырские стены испытали немало потрясений. Начиная с 1917 года, с приходом к власти большевиков по всей России проводились массовые закрытия церквей и монастырских обителей. Не избежал этой участи и Черноостровский монастырь в Малоярославце, закрытый специальным распоряжением в начале 1918 года.
В отношении обители была создана чрезвычайная комиссия, по распоряжению которой строения были обысканы, а наиболее ценное имущество изъято в пользу советской власти. Действующий в это время настоятель монастыря – архимандрит Илья подвергся аресту, и был впоследствии выселен за его пределы, отправившись в долговременную ссылку.
Малоярославецкий Черноостровский монастырь перестал действовать. Открытой для верующих оставалась только Никольская церковь, просуществовавшая в статусе отдельного храма лишь до 1929 года.
И все же исключительным везением можно считать сохранение монастырских строений в сохранности. Местная советская власть не стала разрушать обитель, предпочтя использовать ее под насущные и более практичные нужды. В 20-е годы в Малоярославецком монастыре был открыт педагогический техникум, а в самой церкви – музей.
После Великой Отечественной войны монастырь, также избежавший разрушения, был задействован под квартиры для граждан, лишившихся собственного жилья.
Новую жизнь обитель начала после 1991 года, когда здание монастыря было передано Калужской епархии, на средства которой монастырские строения были отреставрированы.
Интересно, что в 1991 году здесь был открыт мужской монастырь. Но монахи, почему-то не задерживались здесь и постепенно расходились по другим обителям. Поэтому в 1993 году постановлением Священного Синода монастырь решено было сделать женским.
В настоящее время в стенах обители нашли приют не только сами монахини, но также и дети из бедных и неблагополучных семей – при монастыре открыта женская школа-интернат, приютившая несколько десятков детей разного возраста. Сестры Черноостровского монастыря воспитали уже не одно поколение сирот.
Архитектурно-планировочный облик монастырского ансамбля[править]
Настоящий облик монастыря сформировался к середине XIX века. Входят 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор начал строить архимандрит Макарием (Фоминым) в 1812 г. Собор строился более 30 лет и был построен в 1843 году в настоятельство преподобного Антония Оптинского. 26 августа 1843 года был освящен его главный придел. Высота собора—47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует большую ротонду.
На хорах собора есть придел в честь Преображения Господня.
К собору примыкает паперть, от неё идёт лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых.
Храм Всех Святых являлся монастырской усыпальницей.
В монастыре есть также храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Двухэтажный. На хорах — придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Кроме храмов в монастырский комплексе есть: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса, странноприимница и каменная ограда с башнями.
Раньше за территорией монастыря находились 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконная фабрика, кирпичный завод, хлебопекарня и пруды.
Наполеоновское нашествие, 1812 год
Особой вехой в монастырской истории можно считать Наполеоновское нашествие, оставившее на стенах обители неизгладимые отпечатки в виде отметин от пуль и картечи, которой солдаты французской армии осыпали монахов и мирных жителей, укрывшихся в стенах монастыря. В память об этих событиях на воротах до сих пор не удаляют эти военные отметины.
В 1812 году в районе Малоярославца развернулось настоящее сражение, в центре которого и оказался уже не действующий в это время монастырь. Более всего пострадали ворота обители, их практически полностью изрешетили шрапнель и пули. И все же ворота выдержали и спасли тем самым немало жизней. Но пристального внимания заслуживает даже не это, а произошедшее чудо, связанное с ликом Христа, выписанным над воротами. Ни до, ни после сражения ни одна пуля не попала в икону, изображавшую Иисуса.
Местные жители сочли подобное добрым знаком и распространили весть о нем по всей России. Дошла она и до самого императора Александра I, повелевшего уже в 1813 году начать восстановление обители.
Император решил не просто восстановить монастырь и вновь привлечь в его стены монахов, но превратить эти места в памятник событиям Отечественной войны 1812 года. Пожелание императора было в точности исполнено: в 1813 году были восстановлены и перестроены монашеские кельи, в следующем году выстроена Корсунская церковь, а в 1821 году — Святые ворота и колокольня.
Фактически, к 1839 году восстановление Свято-Никольского Черноостровского монастыря было завершено, а в 1843 году произошло освещение его главного храма – Никольского собора, выстроенного под руководством архитектора Витберга.
Святыни[править]
Монастырская ризница и богатейшая библиотека были разграблены и уничтожены в первые годы советской власти, старин ных предметов церковной утвари не сохранилось.
В монастыре имеются два креста-мощевика современной работы, со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня, Хитона Господня и камень от Гроба Господня.
В обители хранится стопа от мощей преп. Антония Оптинского, который в течении тринадцати лет был настоятелем Свято-Никольского монастыря и, как известно, особенно страдал здесь от болезни ног.
Немало икон пожертвовано в разные годы.Особо почитаются иконы с частицами мощей преп. Киево-Печерских подвижников, преп. старцев Оптинских, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, препмц. св. великой княгини Елизаветы Федоровны, Вифлеемских младенцев, Петра и Февронии Муромских. Имеются также частицы мощей афонского старца Иосифа Исихаста и преподобномученикаКосмы Прота, убиенного латинянами.
На монастырском кладбище находится чтимая могила схимон. Антонии (ХХ в.).
Территория монастыря
Несмотря на то, что история существования Черноостровского монастыря насчитывает вот уже пять столетий, современный облик его сформировался только в конце XIX века. Ныне действующий монастырь состоит из трех храмов: Никольского, Всех Святых и Корсунской иконы Божьей Матери.
Наиболее пристального внимания заслуживает Никольский храм, воздвигнутый в честь победы над войсками Наполеона Бонапарта. Храм строился более трех десятилетий под личным руководством архимандрита Макария, к сожалению, не заставшего завершение строительства, которое было окончено только к 1843 году уже в настоятельство преподобного Антония Оптинского.
Здание собора представляет собой достаточно величественное и грандиозное сооружение высотой до 47 метров. Однокупольная крыша храма в своем основании имеет 4 колонны, образующие в середине некое подобие огромной ротонды.
Вблизи собора устроена паперть, откуда открывается удивительный вид на широкие русские просторы.
И отсюда вниз можно спуститься к храму Всех Святых, долгое время использовавшийся в качестве склепа для погребения монахов.
Вторым по величине храмом на территории Черноостровского женского монастыря является двухэтажная церковь, освященная в честь Корсунской иконы Божьей Матери.
В храмах Никольского монастыря в Малоярославце имеются православные святыни: распятие с частицей Животворящего Креста и хитона Господня, иконы с мощами Киево-Печерских святых, Оптинских старцев, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, великой княгини Елизаветы и многих других.
Конечно же, украшением территории служит высокая белая колокольня, которая находится в центре обители. Невозможно сейчас представить, что от этой белоснежной красавицы в конце XX века оставался лишь нижний ярус.
Дорога, ведущая к главному Никольскому храму, проходит прямо под колокольней, через Святые Врата. И здесь, внутри под стеклом расположена деревянная скульптура Николая Угодника, перед которой горит лампада.
Территория обители очень красивая, вокруг благоухают цветы.
Сразу за входом на территорию находится часовня иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение», где можно выпить святой воды.
Справа от дороги расположился корпус православного приюта «Отрада» для девочек и храм, освященный в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение».
Очень забавно было наблюдать, как несколько девочек-подростков (воспитанниц приюта) с огромным энтузиазмом и соответствующими эмоциями учились кататься на роликах. Они разгонялись по каменным дорожкам, на скорости съезжали вниз и не всегда удачно пытались затормозить перед газоном (под звонкий смех подруг).
А если пройти немного далее и от колокольни повернуть вправо, то здесь можно обнаружить святой источник.
Для того, чтобы набрать освященной ключевой воды и окунуться в купели, нужно спуститься в овраг по каменным ступеням.
Как добраться[править]
Проезд:
Из Москвы до Малоярославца можно добраться тремя способами: на электричке с Киевского вокзала (время в пути около двух часов), на автобусе (от станций метро «Юго-Западная» или «Теплый Стан»), на собственном автомобиле по Киевскому шоссе (поворот на Малоярославец — в Обнинске). В центр города, где находится обитель, следуйте по указателям.
Адрес:
Калужская область, г. Малоярославец, ул. Кутузова, 23.
Тел.:
(48431)2-14-69.
Официальный сайт.
Ссылки[править]
- История монастыря на сайте Малоярославецкого благочиния
- Малоярославец. Николаевский Черноостровский монастырь. Фотографии
- Монастыри Калужской епархии
- Настоятели Черноостровского монастыря
- Местоположение Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря
- История основания Черноостровского монастыря
- История Черноостровского монастыря от первых письменных сведений в начале XVII века до упразднения в 1775 году.
- История Черноостровского монастыря от восстановления в 1800 году по 1862 год
- Церкви и прочие здания Черноостровского Николаевского монастыря
- Владения Черноостровского монастыря от истоков до 1863 года
- Благотворители и средства Черноостровского монастыря
Первые исторические сведения о монастыре
Первое упоминание о существовании в Малоярославце монастыря датируется началом XVII века. Но, видимо, первые строения на его территории появились еще за два-три века до этого, что не дает возможности определить точную дату основания.
Согласно наиболее распространенной версии, основателями Николаевского Черноостровского монастыря являются князья Оболенские, выстроившие на месте пустоши Никольский храм в конце XIV века. Но скорее всего, непосредственного отношения к зарождению монастырских устоев в этих краях князья не имели. Более вероятно, что первые монахи появились здесь лишь в XVI веке, а по распоряжению князей был возведена только сама Николаевская церковь, давшая название будущему монастырю.
Как бы то ни было, уже в переписных книгах XVII-XVIII веков имеется упоминание о бурной жизнедеятельности в стенах Черноостровскоой обители. Во времена Смуты монастырь был разрушен практически до основания, но уже в 1659 году возобновил свою деятельность, восстановленный за счет местной казны и богатых прихожан.
Тем не менее, полностью возобновить свою деятельность и привлечь должное количество иноков настоятелю монастыря не удалось. Постепенно строения приходили в негодность, монахи стали нищенствовать, и обитель была закрыта. Произошло это печальное событие в 1775 году, к этому времени здесь оставались только самые преданные монахи, решившие своими силами восстанавливать былую славу монастыря.