Почему люди уходят в монастырь и как совершить такой шаг


Как уйти в монастырь

Будущий преподобный родился в 1812 г. Отец будущего святого вскоре умер, и Александра вместе с семью другими братьями и сестрами воспитывал дед. С детства Александр имел склонность к монашеской жизни, молитве и подвигам, однако не сразу решился на монастырское послушание, решив поначалу стать обычным батюшкой. В 12 лет будущий святой поступил в Тамбовское духовное училище, затем в семинарию. Известно, что в последнем классе семинарии — как раз когда нужно было определяться с женитьбой и служением в качестве священника на приходе или постригом и служением в монастыре — Александр сильно заболел. В угрожающем жизни состоянии он много молился и дал обет Богу принять монашеский постриг.

Однако будущий святой не сразу исполнил обет. Закончив семинарию, он устроился учителем в семью местного помещика, затем преподавал в Липецком духовном училище. Он рассказывал, что долго откладывал послушание, несмотря на укоры совести — ведь любой святой такой же человек, как каждый из нас; он не Ангел и делает ошибки, грешит, кается. Главным отличием святого человека от грешника является то, что он всю жизнь соизмеряет с Божиим заповедями, делает целью ее Богоугождение, готов ради этого на подвиги, то есть ухудшение своих жизненных условий, отказ от комфорта. Известно, что во время учебы и работы у помещика Александр был «душой компании», хорошо пел и даже танцевал (что удивительно для семинариста), много вращался в светском обществе и знал настроения интеллигенции.

Так святой Амвросий не сразу просветился благодатью Божией, но возрастал в святости и не смог сразу отказаться от мирских удовольствий. Возможно, он даже надеялся жениться. Главным поворотным моментом в судьбе преподобного стало паломничество в Троице-Сергиеву лавру, где он почти случайно встретил духоносного старца-подвижника. Исповедуясь, он рассказал о себе, и подвижник благословил его отправиться в недавно открытую Свято-Введенскую Оптину пустынь. Теперь молодой человек решительно порвал связи с миром и уехал в обитель, даже не испросив разрешения начальства училища, где он работал, и поступив сразу на послушание в монастырь. Так начался трудный, скорбный, но светлый в утешении Божием путь преподобного Амвросия — старца-утешителя всей России.

Читать молитву Амвросию Оптинскому о верном решении при уходе в монастырь и перед монашеским постригом можно на русском языке онлайн:

О великий старец и угодник Божий, преподобный отец наш Амвросий, похвала Оптиной пустыни и всей Руси учитель благочестия! Прославляем твою смиренную жизнь во Христе и чудеса, которым Сам Бог превознес имя твое над другими людьми еще при земной жизни твоей. Особенно же увенчал Он тебя небесной честью после отшествия твоего с бренной земли в чертоги небесные славы вечной. Прими сейчас молитвы наши, недостойных детей твоих (имена) и рабов Божиих, почитающих тебя и зовущих имя твое святое, избавь нас твоим ходатайством перед престолом Божиим от всех скорбей и жизненных трудностей, душевных и физических болезней, нападений злых духов и неправедных людей, растлевающих и обманчивых искушений. Посылай Отечеству нашему и Родине от подающего благодать Бога мир, тишину и дни спокойные, будь неизменно покровителем святой обители твоей, где ты сам подвиги молитвенные совершал и угодил всеми в Троице прославляемому Богу нашему, Которому подобает слава, честь и торжество, Отцу, Сыну, Духу Святому вечно. Аминь.

Молитвами всех святых да хранит вас Господь!

Кто может стать монахом

В монастыри приходят люди разного возраста и социального положения. Это могут быть нищие, зрелые женщины, старики или совсем молодые люди. Их объединяет лишь стремление покаяться и посвятить свою жизнь служению Богу. Другой характерной чертой является неконтролируемое стремление к самосовершенствованию. Все люди в монастыре не неудачники, а энергичные и решительные. Только такой склад характера позволит жить монашеской жизнью.

Спасаясь от раздражителей, хищная мухоловка создает магнитное поле вокруг себя

Пенсионеры изобрели «Бесполезную машину», которую выставили в музее

Дочь Толкалиной сильно преобразилась. Как питалась Мария, чтобы сбросить 30 кг

Об общежительном монашестве

Первыми монахами были безбрачные христиане, жившие уединенно на краю селений в молитве и богомыслии, подражая добродетелям Христа. Были и те, кто, следуя совету ап. Павла, принес обет девства. По сути, первые монахи – это те, кто имел своего рода талант к этому неестественному-надъественному образу жизни. Показательно, что женщин-подвижниц в первые времена монашества почти не было, что, видимо, обусловлено большей, чем у мужчин, предрасположенностью от природы к семейной жизни. Однако уже к третьему веку существовали небольшие общины девственниц (всех возрастов), которые находились на особом попечении церковных общин.

Репродукция иконы Андрея Рублева «Апостол Павел» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

Монашество расцвело и заняло свое прочное место в церковной жизни благодаря двум удивительным людям, жившим в IV в Египте. Это Антоний и Пахомий, именуемые Великими – два очень разных человека, но именно они смогли свой опыт христианской уединенной жизни претворить в некую систему, что ли, и это позволило передать этот опыт другим. Антоний стал жить вдалеке от деревень, в пустынном месте, и стал первым, кто позволил селиться вокруг себя желающим, первым, кто стал наставником монахов. Вокруг Антония селились, конечно, не все подряд, а более или менее способные к уединенной молитвенной жизни люди. Центр их жизни – это непрестанная молитва и богомыслие. По сути, община святого Антония была особожительной, где он был духовным наставником над всеми, имел общий надзор. Братия собиралась раз в неделю на общую молитву. Если приходил священник, то причащались Тела и Крови Христа. Во всем остальном была самостоятельность. Каждый монах имел свое жилище, сам одевал и питал себя. Пассивные жизненные установки тут были невозможны. При Антонии не мог поселиться, к примеру, человек, затруднявшийся с выбором жены.

Другое дело монастыри святого Пахомия. Он родоначальник так называемого общежительного, а если точнее, общинножительного, монашества. Пахомий создал достаточно жесткую систему, которая позволила стать монахами обычным людям. Гениальность Пахомия в том, что он с помощью Божьей нашел единственный путь сделать монашество массовым. Предание говорит, что первый устав монастыря Пахомию принес Ангел. Пустынник, будучи достаточно ревностным, возражал: «Не мало ли молитв в твоем правиле?». «Нет, это правило должен выдержать каждый», – отвечал Ангел.

В итоге получилась целостная система для желающих монашеской жизни. В нее входили, во-первых, почти абсолютная изоляция. Какие-либо соблазны, связанные с противоположным полом, таким образом минимизировались. Во-вторых, жизнь в монастырях Пахомия предполагала нестяжание. Все, даже настоятель в имущественном плане равны. Зависть, посягательство на чужое «добро» тем самым становились неактуальны. В-третьих, для монахов были установлены совершенно определенные виды работ, и в зависимости от выполняемой работы все обитатели монастыря делились на отряды. Если кто-то был не столь талантлив к молитве, но желал жить монашеской жизнью, то и для него находилось место в этой общине. В-четвертых, полностью расписанный график жизни и почти абсолютное послушание настоятелю и духовным руководителям ставили последний штрих на закрытости системы к внешним и внутренним возмущениям.

Таким образом, появляется устойчивая тиражируемая система, способная привить к институту монашества даже тех, кто еще не сделал окончательный выбор между мирской жизнью и отшельничеством, кто только тянется к христианскому максимализму (в самом хорошем смысле этого слова). Хотя, конечно, монахами могли стать только те, кто проявил личное свободное произволение и прошел достаточно жесткое испытание. Насилие в христианстве невозможно.

Именно общинножительная система сделала возможным массовое женское монашество. Пахомий Великий помог создать и женские монастыри по несколько тысяч (!) насельниц в каждом.

Статья по теме

Братья по духу и плоти. Монахи-близнецы пишут докторские и спасают сирот Однако, на этом пути появляются «издержки». Соблазном для многих может стать не только грех, но и добродетель сверх меры. До наших дней из древних рукописей дошла история, как известному в то время
отшельнику именем Макарий захотелось на опыте узнать, как живут в монастырях Пахомия. Он был принят. Привыкнув питаться чуть ли не раз в неделю, а в период перед Пасхой в память о страданиях Христа и реже, Макарий по обыкновению так и кушал в монастыре. Принеся извинения, Пахомий удалил Макария из своей обители. Усредненность в данном случае выше подвигов. Ровный ход жизни большинства важнее.
В монахи большей частью шли из простого народа, и общежительные условия жизни были для них вполне приемлемы. В особожительных монастырях могли поселиться иные люди. К примеру, тогда же в IV — V веке уединенно жил монах именем Арсений. Его так же называют Великим. Имел он мягкую постель. Это соблазняло многих. Как-то некто высказал Арсению: «Что это, мол, все на земле спят, подложив под голову бревно, а ты иначе?». Арсений ответил, что этот брат, будучи бедным простолюдином, всегда спал на бревне и мало от чего отказался в жизни ради монашества. А сам Арсений пришел в эти края издалека и был учителем царских детей. Арсений оставил не только пышные постели, но и все свое состояние, и славу, и власть. Этот случай, показывает, что система отшельников была довольно мягка. В системе общежительной это было бы невозможно.

Можно утверждать, что монашество в идеале неотступно связано с искренним желанием служить Богу и подражать Христу Спасителю на протяжении всей жизни. Это желание может быть даром свыше, талантом – и тогда не нужны уставы и рамки. Если желание слабое, как некая тяга, тогда возможно только общежитие с его охранительной системой.

Постриг в монахи пятерых послушников Серафимо-Саровского мужского монастыря в селе Ново-Макарово Грибановского района Воронежской области, 2008 г. Фото: РИА Новости / Андрей Архипов

Процедура

Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству. Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам. Важно – женатых и замужних в монашество не принимают. Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать. Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.

После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей. Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста. Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.

Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей. На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет. Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу. Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг. Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.

Содержимое

Монашество формально не входит в число церковных Таинств, но по сути им и является: в постриге человек дает обеты и меняется, вплоть до смены имени. В какой-то степени (очень осторожно) монашество можно назвать вторым Крещением. К сожалению, как некоторые крестятся без осознания истинного смысла этого Таинства, так и монашество зачастую понимают в корне неверно.

Наивное и совершенно ошибочное представление, будто монашество само по себе делает человека ближе к Царствию Небесному. Известная история об Александрийском сапожнике, который простым семейным благочестием преуспел в стяжании спасения больше, чем монах-пустынник, свидетельствует, что миряне ничем не греховнее монахов. Монашество – это образ жизни и, так сказать, нацеленность на спасение.

Как ни странной, есть люди, которые стремятся сделать в монашестве церковную карьеру. Мужчины хотят стать настоятелями, а затем архиереями, женщины – игумениями. Не будем считать их обыкновенными честолюбцами: чаще всего в таких случаях искатель монашества надеется принести пользу Церкви, построить что-то новое, сломать несовершенные порядки и так далее.

Во-вторых, Церковь не нужно спасать, в ней нужно спасаться. То есть пытаться защитить Церковь как свою религиозную общину, преодолевать какие-то трудности – вполне достойное дело. Но делать это надо на своем месте, не рваться куда-то. Это и есть то самое христианское смирение, без которого спастись невозможно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]