Храм равноапостольных Константина и Елены в Орловке (Севастополь)

Мiръ

Россия Севастополь село Орловка Храм равноапостольных Константина и Елены в Орловке (Севастополь) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:44.72876000000000118461684905923902988433837890625,»lon»:33.5687759999999997262420947663486003875732421875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B8_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5_(%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0440\u0430\u0432\u043d\u043e\u0430\u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0415\u043b\u0435\u043d\u044b \u0432 \u041e\u0440\u043b\u043e\u0432\u043a\u0435 (\u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u043e\u043f\u043e\u043b\u044c)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0440\u0430\u0432\u043d\u043e\u0430\u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0415\u043b\u0435\u043d\u044b \u0432 \u041e\u0440\u043b\u043e\u0432\u043a\u0435 (\u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u043e\u043f\u043e\u043b\u044c)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0441\u0442\u0430\u0434\u0438\u0438 \u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430. \u041f\u0440\u0438 \u0445\u0440\u0430\u043c\u0435 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0430 \u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0445\u043e\u0441\u043f\u0438\u0441\u0430. \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u0443\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0441\u0435\u043b\u0435 \u041e\u0441\u0438\u043f\u0435\u043d\u043a\u043e \u0432 \u0431\u044b\u0432\u0448\u0435\u043c \u043f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043a\u043b\u0443\u0431\u0430.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0440\u0430\u0432\u043d\u043e\u0430\u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0415\u043b\u0435\u043d\u044b \u0432 \u041e\u0440\u043b\u043e\u0432\u043a\u0435 (\u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u043e\u043f\u043e\u043b\u044c)»,»link»:»»,»lat»:44.72876000000000118461684905923902988433837890625,»lon»:33.5687759999999997262420947663486003875732421875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

44.72876; 33.568776

Россия, Севастополь, Нахимовский район, Качинский муниципальный округ, село Орловка, Озёрная улица, 1

село Орловка,Севастополь

Россия

Телефон:

+7 978 788 94 08

E-mail:

Храм равноапостольных Константина и Елены

находится на стадии строительства. При храме планируется постройка детского хосписа. Богослужения временно совершаются в селе Осипенко в бывшем помещении клуба.

История[править]

По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в селе Орловка зарегистрирована православная община: Религиозная организация «Православный приход храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, г. Севастополя, Симферопольской и Крымской Епархии».

Храм был заложен в июне 2021 года. На месте постройки храма духовенство заложило капсулу и первый камень будущего строения.

Храм построен по модульной технологии. В Крыму по ней возведены ещё четыре православных храма.

14 августа в День праздника изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня благочинный Севастопольского церковного округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены с. Орловка протоиерея Александра Бондаренко совершил молебное пение перед установкой креста на купол строящегося храма.

Святыни Иерусалима: Кафоликон и храм святой Елены

Паломнический приглашает посетить Святую Землю (8 дней / 7 ночей). Вылеты каждую пятницу.

Греческий Кафоликон

Напротив входа в Кувуклию — Триумфальная Арка, открывающая пространство Кафоликона. Перемычка под ней (из того же розового мрамора, которым отделаны и Кувуклия, и православный престол Голгофы) содержит — со стороны Кафоликона — греческую надпись: «Радуйся, Сионе, Святая матерь Церквей Божиих!»

Слева и справа, лицом к Кувуклии, в проходе арки устроены небольшие балконы, на которых в дореволюционный период размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почётные представители двух главных православных держав — России и Греции.

«Кафоликон» означает по-гречески «соборный храм». Мы говорили выше, что храмовый комплекс Гроба Господня изначально состоял из нескольких обособленных святилищ. Историю Ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, а также Голгофы с её православным и католическим приделами, мы уже рассмотрели. Третьим элементом комплекса является соборный храм Иерусалимской православной патриархии. Храм крестоносцев объединил три названных объекта в едином внутреннем пространстве. Сегодня мы можем получить представление о нём, лишь высоко задрав голову под арочные своды XII в. Дело в том, что пожар 1808 г. привёл не только к перестройке Ротонды и Кувуклии, но и к перепланировке всей архитектоники здания. Восстанавливая храм, греческие архитекторы «выгородили» внутри него особыми, не доходящими до сводов стенами «срединный» объём, который и называется теперь Кафоликон.

Невольно вспоминаешь при этом известное изречение одного из замечательных русских православных иерархов XIX в.: «Наши (с католиками) религиозные перегородки до неба не доходят». В храме Гроба Господня они не доходят даже до сводов мэтра Журдена. Кто хотел бы представить себе, как насквозь просматривался и легко дышал храм до появления этих «вероисповедных перегородок», зачастую по-живому прилепленных к старым капителям крестоносцев, должен поехать в подмосковный Новый Иерусалим. Его Воскресенский собор, построенный Патриархом Никоном в середине XVII в., практически точно воспроизводит Храм Гроба Господня – так, как он выглядел во времена Никона. Получилось, что оригинал – Иерусалимский храм – перестраивался и менялся (прежде всего, во время ремонта 1810 г.), тогда как русская копия сохранила неизменным его внутренний облик.

Архитектурная история храмов часто носит противоречивый характер. Момент архитектурно-эстетический отступает перед требованиями храмово-литургическими. С точки зрения пространственного единства греческая перестройка, безусловно, разрушила авторский замысел. Появились высокие боковые стены, высокий иконостас. Но с точки зрения литургической было, напротив, достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для участвующих в богослужении православных верующих.

Купол Кафоликона – это второй, меньший, из двух куполов Святого Гроба, видных отовсюду, – приходится не над самым центром, а над западной частью храма. Но зато это «центр» совсем в другом, куда более глубоком смысле. Сквозь этот купол проходит земная ось, и маленькая мраморная полусфера на специальной вазе-подставке, помещаемая точно под куполом, обозначает место, именуемое «мезомфалос» – «Пуп земли». Как сказано Псалмопевцем, «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс. 73:12).

Но если представление об Иерусалиме как центре земли на тысячу лет старше христианства, если мысль о Голгофе, на которой Господь «соделал спасение посреди земли», является достоянием святоотеческой и литургической православной письменности, если на средневековых картах Иерусалим действительно обозначал средину «круга земного», то описанный мраморный вазон появился в храме не ранее реставрации и перестройки в 1810 г. К тому же, православный взгляд не предполагает (в отличие, например, от оккультного) какого-либо «физического» или «космического» содержания в понятии «пуп земли». Важно то, что для христианина и сегодня средоточный пункт мира и истории находится здесь, у животворящих святынь Голгофы и Гроба Господня.

В церковно-каноническом плане Кафоликон, или церковь Воскресения, является кафедральным собором Иерусалимского патриархата. В убранстве храма это выражается наличием двух тронных мест в восточной его части: трон Патриарха Иерусалимского у южного столпа и патриаршего наместника у северного. В куполе, о мозаиках которого мы уже говорили, изображён благословляющий Пантократор в окружении Божией Матери и Иоанна Предтечи (с восточной и западной сторон), архангелов Михаила и Гавриила (с северной и южной). Между ними – 12 святителей. В проёмах между восемью окнами и барабаном – ниши с серафимами и херувимами. Греческая надпись гласит, что работы выполнены при блаженнейшим Патриархе Диодоре в 1994 г.

Восточная часть храма занята большим полукружием алтаря. Внешний вид апсиды, не изменившийся со времён крестоносцев, хорошо просматривается издали – из монастыря эфиопов на кровле церкви святой Елены. Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм маленькими балкончиками, откуда, по древневизантийскому правилу, диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть Кафоликона, включая иконостас, солею с четырьмя ступенями, шесть колонн на ней, северный и южный входы, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора. Что касается интерьера, то необычность архитектуры храма даёт паломникам уникальную для православного алтаря возможность «заглянуть» в него сверху: с галереи Голгофского придела алтарь Кафоликона виден почти полностью.

Приделы, окружающие Кафоликон

Кафоликон, как и Ротонда, окружён просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов.

Продолжая прерванный нами обход и минуя описанный выше «экспрессионистский» престол Марии Магдалины, переходим из «эпохи модернизма» в совершенную архаику – в северную галерею храма. Это место называется Аркады Девы. Подняв голову, вы можете убедиться, что действительно проходите под аркадами. Огромные, четырёхгранные, с выступающими на каждой из сторон полуколоннами, мощные столпы, несущие на себе высокие своды XII в., перемежаются с круглыми колоннами, между которыми выделяется беломраморный обломок – единственный такой во всём храме. Нет свидетельств, кто и когда впервые назвал эту галерею «Аркадами Девы». Смысл названия можно объяснить «топографически»: мы проходим галереей от францисканской церкви Явления Христа Богородице к православному приделу, также посвящённому Богоматери. Считается, что из семи находящихся здесь колонн четыре центральные, а возможно, и упомянутый обломок столпа относится к Трипортику Константина, т. е. ко второму внутреннему атриуму первоначальной базилики 335 г., отделявшему последнюю от Ротонды и окружённому с трёх сторон стройными рядами колонн.

В восточном конце галереи пробивающиеся из глубины огоньки лампад и свечей указывают проход к двум православным часовням. Ближайшую из них называют «часовней Уз» или, по-другому, «Темницей Христовой». По греческим объяснениям, Иисус с двумя разбойниками должен был провести здесь некоторое время, пока палачи на Голгофе готовили орудия казни. Скорее, мы имеем здесь дело не с археологической реконструкцией, но с архитектурно оформленным – подобно «станциям» Крестного Пути – литургическим воспоминанием. В этом смысле следует понимать и положенную здесь под престолом каменную плиту с двумя отверстиями для ног, куда сажали приговорённых, – подобие той кандальной каменной скамьи, что мы видели в Претории. «Часовня Уз», «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы, упоминается на этом месте, по источникам, не ранее XV в.

Далее, в глубине, под низкими мрачными сводами расположена вторая часовня. Каково было исконное назначение данного помещения, судить трудно. Есть предположение, что ко времени Распятия здесь тоже находилась обширная древнееврейская гробница, подобно тому как находились совсем неподалёку Гроб Господень и могилы Иосифа и Никодима. Может быть, позже сюда, в заброшенную пещеру, приходили жёны- мироносицы. В настоящее время часовню называют чаще всего, по чудотворной иконе, приделом Богоматери Плачущей.

Пройдя дальше, мы вступаем в ту часть галереи, которая изгибается полукругом позади алтарной абсиды Кафоликона. Здесь, за алтарём, находятся ещё три придела. Первый, православный, посвящён святому Лонгину Сотнику – центуриону, командовавшему римским оцеплением на Голгофе. Это о нём сказано в Евангелии: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение (в момент смерти Спасителя на Кресте. – Н. Л.) и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Этот стих из Евангелия начертан на мраморной балюстраде придела.

Следующий расположенный в галерее придел принадлежит Армянской Церкви и посвящён «Разделению риз». (Вспомним, что на Голгофе существует другой католический престол того же посвящения). Преступников распинали нагими. Одежда их, по обычаю, доставалась палачам и могла быть потом продана или проиграна в кости. Как сказано в Евангелии: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: «Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет». Да сбудется реченное в Писании: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19: 23-24).

Так людские подлость и жадность сделали возможным сохранение Ризы Господней. Древнее предание говорит, что она – именно цельнотканный хитон – была принесена вскоре после евангельских событий в древнюю Иверию – Грузию. После крещения Грузии риза была помещена в главном Мцхетском соборе Светицховели. Впоследствии, во время нашествия персов, риза была, вместе с другими сокровищами и реликвиями Грузинской Церкви, вывезена в Иран. В 1625 г. шах Аббас, желая установить дружественные отношения с Россией, решил послать великую христианскую святыню в дар русскому царю Михаилу Феодоровичу и его отцу – святейшему Патриарху Филарету. Подлинность ризы была засвидетельствована Патриархом Иерусалимским Феофаном. В Москве, на Шаболовке, где москвичи встречали святыню, был воздвигнут храм во имя Положения Ризы Господней, а день её встречи, 10 июля (23-го по новому стилю), вошёл в качестве праздника в русский церковный календарь.

Продолжая круговой обход вокруг алтаря Кафоликона и минуя уходящую вниз лестницу (мы к ней вернёмся), подходим к приделу «Тернового Венца». В центре его, под престолом, находится под стеклом обрубок толстой круглой колонны, именуемой «Колонной поругания». По преданию, на этом обрубке, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом.

Терновник растёт в Палестине повсюду, так что легионерам, издевавшимся над Осуждённым, не составляло труда сплести из него «венец» – точнее, каску, надевавшуюся узнику на голову и имевшую до 30-40 шипов. Подлинный, как считается, Терновый Венец находится в столице Франции, в знаменитом соборе Парижской Богоматери. После разгрома и разграбления крестоносцами Константинополя, с его многочисленными чудотворными иконами и святынями, Венец был приобретён, в конце концов, французским королём Людовиком IX Святым, который воздвиг в 1248 г. в Париже знаменитую Сен-Шапель («Святую Капеллу») – специально для хранения реликвий Страстей Господних. Сейчас от Венца остались лишь несколько круглых иссохших прутиков без единого шипа на них (все были в буквальном смысле «раздёрганы» по храмам и аббатствам католической Европы), покоящихся на хрустальном кольце и выставляемых раз в год, в Великую Пятницу, для поклонения верующим.

Колонна поругания сама считается чудотворной. На Страстной Седмице, перед Пасхой, перед ней всегда можно видеть паломников-греков, измеряющих её вдоль и поперёк алыми лентами, припадающих к ней – и слушающих. Она гудит. Этот гул отчётливо слышат все, приникающие к ней в Страстную Пятницу.

Церковь св. Елены

Если идти дальше, мы снова придём к Голгофе и приделу Адамовой Главы. Но мы должны теперь вернуться к лестнице между престолами «Тернового Венца» и «Разделения Риз». Спустившись вниз на 29 ступеней, паломник оказывается в подземной церкви св. равноапостольной Елены, матери императора Константина. Первоначально этот небольшой крестово-купольный храм, размерами 20 х 13 м, являлся криптой Константиновой базилики – Мартириума. Теперь он принадлежит армянам, которые приобрели его у грузинской православной общины.

Купол в центре поддерживается четырьмя древними монолитными колоннами, но своды более поздние – не древнее XII в. Есть предание, что колонны эти плачущие – вероятно, из-за конденсации влаги. Всё пространство на полу между ними покрыто мозаикой, изображающей историю Армении в её главных священных памятниках и храмах – от Ноева ковчега, окончившего когда-то своё плавание на горе Арарат, до знаменитого Звартноца, напоминающего по архитектуре Ротонду Гроба Господня.

Храм двухпрестольный. Северный меньший алтарь посвящён Благоразумному Разбойнику. Главный центральный – царице Елене и её современнику святителю Григорию – просветителю Армении. (Любопытно отметить, что ему посвящён также один из приделов Покровского собора в Москве – храма Василия Блаженного).

…Когда Елена в 326 г. приехала в Иерусалим, ей было уже около семидесяти. Приезд царицы коренным образом изменил положение Церкви на Востоке. Были произведены масштабные раскопки на св. местах в Иерусалиме и в Вифлееме, определены и найдены местоположения Св. Гроба и Голгофы, воздвигнуты – на средства, щедро предоставленные Константином, – первые христианские храмы (базилики Гроба Господня, Рождества Христова в Вифлееме и Вознесения на Елеоне). Но главной заслугой Елены стало Обретение Животворящего Креста.

Это место, по преданию, она увидела во сне и тотчас приказала копать в районе древней заброшенной цистерны. Археологи любят говорить о накапливающемся в течение столетий «культурном слое». На самом деле, слой этот, как правило, самый что ни на есть «некультурный». Особенно это справедливо в данном случае. Старая цистерна уже во времена Спасителя использовалась как свалка. Именно поэтому сюда были сброшены, без всякого почтения, кресты распятых на Голгофе «смутьянов» и «разбойников».

Особой нишей отмечено в храме место – позади посвящённого равноапостольной царице престола, – где стояла во время раскопок сама Елена и торопила рабочих, бросая им золотые монеты.

Придел Обретения Креста

Продолжить рассказ уместнее, спустившись по лестнице из храма св. Елены ещё на 22 ступени вниз. Мы стоим теперь в самой нижней точке всего комплекса Гроба Господня – в приделе Обретения Креста. Если даже находящаяся выше церковь св. Елены является, как говорят, «гипогеем» (подземным храмом), и свет проникает в неё только через барабанку пола, «прорастающего» из земли на площадке эфиопского монастыря, то сюда, в придел Креста, дневной свет не попадает никогда. Когда глаза привыкнут к полутьме, мы увидим сначала слева, за католическим каменным престолом, статую св. Елены – на высоком постаменте, с обретённым ею Крестом в руках. Лишь потом, справа, в самом углу придела, под низко нависающей скалой, заметим небольшую мраморную плиту с православным, белым по чёрному, крестом, обозначающую место, где обнаружено было Честное Древо.

Большая бронзовая статуя св. царицы Елены, стоящая позади католического алтаря, подарена в храм австрийским эрцгерцогом Максимилианом. Человек странной, причудливой судьбы, он станет впоследствии императором Мексики и будет расстрелян в 1867 г. во время гражданской войны…

Некоторые паломники любят приникать ухом к небольшой щели в стене слева от места Обретения и слушать, как говорят, «адское гудение». На самом деле, разумеется, как вероисповедные перегородки в храме не доходят до Неба, так и трещины в его стенах не достигают ада. Всё выглядит не так романтично, но зато более поучительно для археологии. В 1970 г. Армянский патриарх благословил исследовать пространство, находящееся к востоку от апсиды церкви св. Елены, чтобы установить, находится ли за ней ещё какое-либо помещение или материковая скала. Раскопки обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт ещё в древности. Эта вновь обретённая часть придела Обретения получила название «часовни св. Вартана», или «Армянских мучеников». Именно здесь, по мнению археологов, лучше всего сохранились остатки древнего Мартириума. Его фундаменты оказались сложенными из камня, взятого из кладок эпохи Адриана, и даже из тщательно обтёсанных квадр эпохи Второго Храма.

Одна из самых известных находок последнего времени: на одном из каменных блоков в «часовне Вартана» сохранилось изображение римского торгового судна с надписью «Domine ivimum». Предполагается, что это цитата из латинского перевода Псалтири: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» (Пс. 121:1). Или по-латыни: «In domum Domine ibimus». Очевидно, надпись сделана была паломниками с Запада, посетившими Иерусалим, когда только-только ещё возводились фундаменты базилики.

Похоже, во все времена паломники любили оставлять свои автографы (граффити) на стенах храмов и св. мест. Возвращаясь из пещеры Обретения Креста, обратите внимание на стены по сторонам лестницы. Некоторые камни почти целиком испещрены своеобразной «клинописью»: каждый из рыцарей-крестоносцев оставлял свой след на стене храма. Не имя, не титул, не даже цитату из Писания – просто скромный крестик…

Есть, правда, и другое объяснение. Когда Анна Ярославна, дочь киевского Великого князя Ярослава Мудрого, стала в 1048 г. королевой Франции, она с удивлением узнала, что её муж король расписывается… крестиком, так как не знает грамоты. Трудно предположить, чтобы рыцари, освободители Гроба Господня, были намного образованнее, чем их короли.

Автор фото: Владимир ШЕЛГУНОВ

Паломнику[править]

Расписание богослужений:

Суббота:

  • 9.00 – водосвятный молебен св.равноапп. Константину и Елене
  • 10.00 – панихида
  • 16.00 — Вечерняя служба. Исповедь.

Воскресенье:

  • 8.00 — часы, исповедь, Литургия
  • 10.00 — воскресная школа

В храме совершаются Таинства и требы: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причастие Св. Христовых Таин, Соборование, Венчание, отпевание, панихиды, молебны.

Где расположена церковь в Симферополе?

Сооружение с таким именем находится в историческом центре Симферополя – к востоку от важной транспортной развязки. С ним соседствуют и другие объекты культовой архитектуры – Троицкая церковь, Петропавловский собор и обелиск святителю Луке. До железнодорожного вокзала отсюда добираться всего 8 минут на любом общественном транспорте, следующем через Советскую площадь или улицы Кирова, Пролетарская и Шмидта. Путь до автовокзала составит 15 минут, до аэропорта – уже 40 минут.

Храм на карте Крыма

Архитектурные особенности

Старинную церковь по праву считают одной из достопримечательностей Республики Татарстан. После того, как в 1930-е годы был разрушен высокий Рождественский собор, она стала композиционным центром восточной части острова. Белоснежные стены и блестящие купола притягивают взоры! Особенно роскошный вид на храм открывается всем, кто добирается до Свияжска водным путем.

Поклонный крест на месте захоронения

Кирпичное здание возведено в лучших традициях русского храмового зодчества конца XVII – начала XVIII веков. Трехчастная бесстолпная постройка-«корабль» состоит из храмовой части, трапезной и колокольни, которые вытянуты в одну линию – с востока на запад.

Лаконичный четверик церкви имеет коробовые и лотковые своды. Поверх него возвышается глухой барабан с аккуратной луковичной главкой. С востока к зданию примыкает трехлопастная апсида. Так как храм стоит на склоне, абсида находится ниже основного объема.

Низкая одноэтажная трапезная имеет коробовые своды и двухскатную кровлю. С запада от нее стоит красивая трехъярусная колокольня. Два нижних яруса имеют вид четвериков. Выше располагается восьмерик звонницы с арочными проемами, а венчают постройку невысокий сферический купол и глухой барабан с золоченой луковичной главкой.

В декоративном убранстве церкви прослеживаются традиции древнерусского каменного зодчества и элементы барокко. Полуколонки и фронтоны на наличниках окон стилизованы под петушиные гребешки, а карниз украшают кронштейны в виде ступенек.

Вид на крестильню

С севера от храма находится маленькая крестильня, которая появилась в 2010-2012 годах. С юга видна изящная часовня, построенная по проекту архитектора Е.В. Игнатьева на деньги благотворительного фонда «Возрождение». Часовня выполнена в стилистике храма, поэтому они идеально дополняют друг друга. Небольшая территория обнесена невысокой оградой на каменных столбах.

Как добраться[править]

Адрес:

Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, Константиновская улица, 2

Телефон:

+7 (843) 7138932

Электронная почта:

Проезд:

Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково — направо по указателю «Нижние Вязовые, Свияжск». Через 3,5 км — направо по указателю «Свияжск», ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова идти прямо по центральной улице (Успенская) около 1 км. Церковь будет справа, после того как дорога пойдет вниз, на спуск к берегу. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань.

Современное состояние[править]

Описание[править]

Храм Константина и Елены принадлежит к ряду храмов, построенных в Вологде во второй половине XVII века под влиянием московской архитектуры русского узорочья — это двух- и четырёхстолпные, на подклете, пятиглавые храмы с колокольнями, с тёплой храмом на первом этаже и двухсветным холодным храмом на втором. Таковы храмы Иоанна Златоуста (1664 год), храм Николы во Владычной слободе (1669 год), церковь Андрея Первозванного во Фрязинове (1670 год), храм Николая на Горе «Золотые Кресты» у Ленивой площадки (начало XVIII века) и другие. Такой архитектурный тип храма был популярен не только в Москве, но и в Ярославле и других городах. В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас. Храм Константина и Елены — единственный сохранившийся представитель этой эпохи в Вологде. Остальные наиболее типичные памятники (Вознесенский храм, Спасо-Всеградский собор) уничтожены в конце 1920-х годов.

Общая композиция храма, расписной перспективный портал верхней церкви, крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой, также как и детали внешнего декора — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни — типичные для узорочья чертами архитектуры. Ампирный купол над крыльцом — позднейшая перестройка. По композиции фасадов церковь не имеет прямых аналогий среди вологодских храмов, что позволяет предполагать, что она построена приезжими мастерами, тогда как большая часть остальных, по-видимому, возведена местными.

Основной кубический объём храма Константина и Елены поставлен на подклет. Фасады трёхчастные, членящиеся пилястрами в виде строенных полуколонок-дудочек. Оконные проёмы обрамлены наличниками с фронтонами в виде килевидных кокошников. С восточной стороны вперёд выдаётся прямоугольная в плане апсида верхнего храма, и ещё далее две полукруглые апсиды нижнего. С западной стороны имеется пристройка-паперть, к которой ведёт крыльцо с лестницей-всходом. Четырёхгранная апсида верхнего храма и паперть примерно равны по объёму, что делает силуэт храма симметричным. К северо-западному углу паперти примыкает колокольня.

Верх основного куба убран двумя ярусами кокошников, перекрытыми общей кровлей. Третий ярус кокошников находится в основании каждого из пяти барабанов.

Деятельность прихода[править]

При приходе работает воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресеньям в 12 часов в здании приходского дома.

Архитектура

Архитектурно церковь принадлежит к серии храмов, которые были возведены по канонам московской архитектуры второй половины XVII века. В ее основе лежит использование двух или четырехстолпной конструкции с пятью главами (русское узорочье), каждая из которых выполняет дополнительно роль колокольни. При этом церковь двухэтажная, с теплым первым этажом и холодным вторым. Кроме того, к северо-западной стене примыкает колокольня шатровой конструкции, построенная одновременно с основным зданием храма.

Вид на храм со стороны проспекта Победы: панорамы Google. Maps

Колокольня состоит из трех ярусов восьмериков. Верхний ярус является звонницей — его открытое пространство образовано арками с килевидными завершениями. Между арок — простенки, которые украшены тройными полуколонками. Венчает колокольню шатровой купол с небольшой главкой.

Святыней храма является частица мощей Святой Татианы

Помимо этого, в храме хранятся иконы с частицами мощей: святителя Луки Крымского, преподобного Феодосия Тотемского.

Внутри церкви находился пятиуровневый иконостас. Он является ровесником храма — был создан в XVII веке, но в его состав также вошли несколько икон из прежней, деревянной церкви. Среди них, образ Спаса в силах, датируемый XV веком. Еще одна икона того же времени находится в нижней части иконостаса — это изображение Николая Чудотворца. Сейчас старинным иконостасом можно полюбоваться в Вологодском художественном музее-заповеднике.

© Сайт вологодской митрополии

Чем для туристов интересна церковь Константина и Елены?

Храм представляет собой небольшое сооружение, чей стиль имитирует архитектурные каноны Владимиро-суздальской школы зодчества и русского барокко XVIII века. Внутри оно украшено восстановленными по старым фотокарточкам потолочными фресками и стенными росписями. Восстановлены орнаменты оконных проемов. Снаружи можно найти характерную лепнину.


Строителям удалось также реконструировать «луковки» двух куполов и большинство арочных проемов.

Главный зал и алтарь культового комплекса в настоящий момент украшены иконами, подаренными храму приходами местного патриархата православной церкви. Богослужения здесь проводятся по расписанию, связанному с календарем православных дат и святых праздников. Женщинам вход без платка воспрещен. Нельзя здесь появляться в шортах или с голым торсом. Фотосъемка разрешается только с соизволения настоятеля православной достопримечательности Симферополя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]