Житие святого Рустика и его почитание в православии, икона и тексты молитв


Житие святого Рустика

Мирской путь пресвитера Рустика был посвящен изучению, познанию и несению слова Божия. Святой был сподвижником епископа Дионисия, в лице которого узрел человека просвещенного, верного слугу Господа и мудрого наставника. Он следовал за ним, постигал глубину истинной веры и был его соратником в богослужебных делах и на проповедях.

Дионисий был выходцем из Афин. На греческой земле он рос, обучался, и провидением и разумением своим пришел к Господу Богу. Он изучал науки, постигал суть Божественного учения, и значение его в православном мире велико.

Из Греции Дионисий отправился в земли Египта. Изучая астрономию, он воочию видел солнечное затмение, произошедшее в час распятия Иисуса Христа. По возвращении на родину он был избран членом ареопага. В Афинах состоялось судьбоносное знакомство Дионисия с апостолом Павлом, открывшим ему глубину слова Божия.

Епископу Дионисию довелось лицезреть лик Божьей Матери. Встреча произвела на него столь сильное впечатление, что на протяжении всей жизни он с трепетом и благоговением вспоминал этот миг. С восхищением он рассказывал о состоявшейся встрече и спустившейся в тот момент на него Божественной благодати. Епископ лично присутствовал и на погребении Пресвятой Матери Иисуса Христа.

После кончины своего наставника, апостола Павла, Дионисий продолжил его миссию и отправился проповедовать Божье слово. Путь праведника лежал в страны Западной Европы. В осуществлении сей благой миссии примкнули к нему пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Повсюду Рустик следовал за своим учителем, внимал его проповедническому слову и сам читал проповеди. Вместе суждено им было и принять мученическую смерть во имя истинного Бога.

Христиане, особенно проповедники, в те времена подвергались преследованиям, гонениям. Их бросали в темницы, истязали и призывали отречься от Христа. Святые отцы были схвачены правительственными войсками в Галийских землях (ныне территории Франции). За чтение проповедей их заперли в темнице.

Заключение не прервало молебнов узников. Они продолжали служить Господу и читать молитвы в заточении. Рустика вместе с наставником и другими задержанными христианами истязали, принуждали отступить от Бога. Рустик стойко переносил пытки и лишения, ни на миг не усомнившись в своей вере и Создателе.

Праведники отслужили свою последнюю литургию, пребывая в темнице, а утром их казнили. Дионисия, Рустика и Елевферия обезглавили. Даже в прискорбный час Дионисий показал людям силу молитвы. Его обезглавленное тело дошло с головой в руках до храма. Позже праведная христианка предала их тела земле.

К Рустику. О покаянии

Из книги блаженного Иеронима Стридонского «Да будут одежды твои светлы», изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Альбрехт Дюрер. Св. Иероним в келье. Гравюра. 1511.

К Рустику. О покаянии
Что я, не знакомый тебе, осмеливаюсь писать к незнакомому — причиной этого просьба святой рабы Христовой Гебидии и дочери моей, супруги твоей или, лучше, из супруги — сестры и сослужительницы Артемии. Она, не довольствуясь спасением себя самой, искала и твоего спасения, искала и прежде в отечестве, и теперь ищет во святых местах, желая подражать любви апостолов Андрея и Филиппа, которые, будучи обретены Христом, желали обрести брата Симона и друга Нафанаила, из которых первый удостоился услышать: Ты — Симон, сын Ионин: ты наречешься Кифа, что значит Петр, а другой — дар Божий (ибо это означает на нашем языке слово Нафанаил) — утешается свидетельством Христа, Который говорит ему: Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). И Лот с дочерями своими желал некогда спасти жену свою и, почти полусожженный, хотел вывести ее из пожарища Содома и Гоморры — жену, которая была одержима прежними пороками; но она, в ужасе отчаяния оглянувшись назад, осуждается вечным приговором за неверие. Но пламенная вера, безуспешно потерянная в отношении к одной женщине, спасает целый город Сигор. После того как Лот, оставив содомские равнины и мрак, взошел на нагорную местность, то взошло ему солнце в Сигоре, что значит «малая», — чтобы малая вера Лота, не могшая сделать большего, сохранила по крайней мере меньшее, так как Лот, житель Гоморры и заблуждения, не мог тотчас перейти на полдень, где друг Господень Авраам принял Бога с Ангелами. И Иосиф питает братьев своих в Египте, и жених слышит от невесты: Где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?

(Песн. 1, 7). Самуил некогда оплакивал Саула (см.: 1 Цар. 15, 35), так как он раны гордости не врачевал цельбой покаяния. И Павел плакал о коринфянах, не хотевших омыть слезами скверны блудодеяния (см.: 1 Кор. 5, 2). Поэтому же и Иезекииль снедает свиток книжный, снаружи и внутри исписанный стихами, плачем и горем стихами в похвалу праведных: плачем для кающихся, горем в отношении к тем, о которых написано:
С приходом нечестивого приходит и презрение
(Прит. 18, 3), на которых указывает Исаия, говоря: Господь Саваоф, призывает вас вэтот день плакать и сетовать, и остричь волоса, и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино:
«будем есть и пить, ибо завтра умрем!»
(Ис. 22, 12, 13), о котором и Иезекииль говорит: И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?» Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был; и далее: Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? (Иез. 33, 10–11). Ничто так не оскорбляет Бога, как коснение в худшем из-за отчаяния в лучшем, хотя самое отчаяние есть признак неверия. Ибо кто отчаивается во спасении, тот не думает, что будет суд, потому что если бы отчаивающийся боялся этого суда, то, конечно, приготовил бы себя к судии добрыми делами. Послушаем, что говорит Бог через Иеремию:
Не давай ногам твоим истаптывать обувь, и гортани твоей — томиться жаждою
(Иер. 2, 25) и через Исаию:
Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы
(Ис. 30, 15). Тяжесть болезни мы можем узнать только по восстановлении здоровья; пороки показывают нам, сколько блага имеет в себе добродетель; свет делается яснее при сравнении со тьмой. Иезекииль теми же словами и в том же смысле говорит: Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Яне хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог (Иез. 18, 30–32). И далее говорит: Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11), чтобы неверующий ум не отчаивался в обетовании благ и дух, однажды предназначивший себя к погибели, не оставлял попечения о ране, которую он считает неизлечимой. Поэтому говорит, что он клянется, чтобы если мы не веруем обетованию Божию, то поверил бы, по крайней мере, клятве Божией о нашем спасении. Поэтому праведник молится, говоря: Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас (Пс. 84, 5), и еще
: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу, отвратил же еси лице Твое и бых смущен
(Пс. 29, 8). Ибо когда я мерзость грехов своих заменил красотой добродетелей, Ты укрепил немощь мою Своей благодатью. Вот я слышу обетование:
Пожену враги моя, ипостигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются
(Пс. 17, 38), чтобы я, прежде избегавший Тебя и бывший врагом Твоим, был уловлен рукой Твоей.

Не преставай преследовать меня, пока неотступлю я от пути моего нечестивейшего и не возвращусь к мужу моему прежнему, который даст мне мои одежды, и масло, и муку, и напитает меня тучнейшими яствами,— который таким образом заградит и заключит пути мои нечестивые, чтобы обрести мне тот Путь, Который говорит в Евангелии: Я есмь путь иистина и жизнь

(Ин. 14, 6). Внемли слову пророка:
Сеющии слезами радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя
(Пс. 125, 5–6), и говори с ним:
Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу
(Пс. 6, 7), и еще: Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41, 1–4), и в другом месте:
Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне. Тако во святем явихся Тебе
(Пс. 62, 2–3). Ибо хотя жаждала Тебя душа моя, но гораздо более я искал Тебя трудом плоти своей и не мог явиться Тебе во святом, разве только после пребывания в земле пустой от пороков, непроходимой для противных сил и свободной от влаги и нечистоты всякой похоти. Плакал и Господь о городе Иерусалиме, что он не принес покаяния, и Петр горькими слезами омыл троекратное отречение и исполнил пророческое предречение:
Исходища водная изведосте очи мои
(Пс. 118, 136). Плакал и Иеремия о народе нераскаянном, говоря:
О, кто даст голове моей воду и глазам моим— источник слез! Я плакал бы день и ночь о народе сем
(Иер. 9, 1). А о чем он плачет и проливает слезы, это показывает он следующими словами:
Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится
(Иер. 22, 10).

Итак, нужно оплакивать не язычника ииудея, которые не были в Церкви и однажды навсегда умерли, о которых Спаситель говорит: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов

(Мф. 8, 22), а оплакивай тех, кто через грехи и беззакония выходят из Церкви и не хотят более возвратиться к ней раскаянием во грехах. Отсюда к церковным мужам, которые называются стенами и столпами Церкви, слово пророческое говорит:
Стена дщери Сиона! Лей ручьем слезы день и ночь
(Плач. 2, 18), исполняя слово апостола:
Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими
(Рим. 12, 15), чтобы своими слезами вам подвигнуть их на плач, да упорствуя в злобе, не услышат они:
Я насадил тебя [как] благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?
(Иер. 2, 21); и еще: Говоря дереву:
«ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!»
(Иер. 2, 27). Смысл этого такой: не хотел обратиться ко Мне, чтобы покаяться, но по жестокосердию своему в оскорбление Мне обратили ко Мне хребты свои. Потому-то Господь и говорит Иеремии: Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. И после того, как она все это делала, Я говорил:
«возвратись ко Мне»; но она не возвратилась
(Иер. 3, 6–7).

О милосердие Божие, о жестокосердие наше! И после столь великих преступлений Он призывает нас ко спасению. И если и тогда не хотим обратиться к лучшему, Он говорит: Если оставит жена мужа своего и выйдет за другого и после захочет возвратиться к нему: неужели он примет ее и не возгнушается? Вместо этого по еврейскому тексту (чего нет в греческих и латинских кодексах) значится: «И ты оставил Меня, но возвратись, и приму тебя, глаголет Господь». И Исаия ту же мысль высказывает почти теми же словами: Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля!

(Ис. 31, 6). Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного (Ис. 45, 21–22). Вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне (Ис. 46, 9). Иоиль пишет: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии (Иоил. 2, 12–13). Как велико милосердие и как (так сказать) чрезмерно, неизреченно благоутробие, этому поучает нас пророк Осия, через которого Бог говорит:
Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мн
е сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего (Ос. 11, 8–9). Поэтому и Давид говорит в псалме:
Несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе
(Пс. 6, 6), и в другом месте: Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех:
исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих кнему не приближатся
(Пс. 31, 5–6).

Смотри, какое множество слез: оно сравнивается с разливом вод. Кто будет иметь такие слезы и скажет с Иеремией: Не спускай зениц очей твоих

(Плач. 2, 18), в том тотчас исполнится оное:
Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася
(Пс. 84, 11), так что если устрашат тебя истина и правда, то милость и мир воззовут ко спасению. Всецелое покаяние представляет псалом 50-й. Когда Давид вошел к Вирсавии, жене Урия Хеттеянина, и, быв обличен пророком Нафаном, сказал согреших, он тотчас удостоился услышать:
И Господь снял [стебя] грех твой
(2 Цар. 12, 13). К прелюбодеянию Давид присоединил убийство, и, однако, проливая слезы, сказал:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое
(Пс. 50, 1). Великий грех требовал и великого милосердия. Поэтому Давид присовокупляет:
Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших (ибо я был царь, никого другого не боялся) и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих ипобедиши внегда судити Ти; ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
(Рим. 11, 32). И столько успел, что недавно бывший грешником и кающимся, он возвысился до учителя и говорил: Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Ибо кто исповедует грехи свои перед Богом искажет:
Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего, у того это исповедание и исправление заменяет зловоние ран красотой здравия. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха
(Притч. 28, 13). Ахав, нечестивейший царь, посредством кровавого преступления овладел виноградником Навуфея; и когда Иезавель, соединенная с ним не столько супружеством, сколько жестокостью, была поражена обличением Илии: Так говорит Господь:
на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь… и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля, то Ахав, услышав это, раздрал ризы свои, возложил вретище на тело свое, постился и спал во власянице; и было слово Господне к Илии, говорящее: За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни
(3 Цар. 21, 29). Преступление Ахава и Иезавели одинаково, но, когда Ахав обратился к покаянию, наказание отсрочивается на потомков, а Иезавель, упорствовавшая в преступлении, осуждается состоявшимся приговором. ИГосподь говорит в Евангелии: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной (Мф. 12, 41), и еще:
Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
(Мф. 9, 13). Драхма теряется и, однако, находится в уметах; девяносто девять овец оставляются в пустыне, и одна заблудившаяся приносится на плечах пастыря; и радость бывает у Ангелов об одном грешнике кающемся. Какое блаженство, если небеса радуются о спасении нас, которым говорится: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное». Нет никакой середины: смерть и жизнь противоположны; и однако они соединяются покаянием. Блудный сын расточил все имение и вдали от отца едва удовлетворял голод пищей свиней, но возвращается он к отцу, и ему закалается телец упитанный, он получает одежду первую и перстень — получает одежду Христа, которую некогда осквернил, и удостаивается услышать:
Да будут во всякое время одежды твои светлы
(Еккл. 9, 8), и, восприяв печать Божию, восклицает ко Господу:
Отче, согреших на небо и пред тобою
и, примиренный лобзанием, говорит Ему:
Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи
(Пс. 4, 7). Праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего (Иез. 33, 12). Всякого Бог судит так, как найдет, и смотрит не на прошедшее, а на настоящее, если, однако, прежние преступления заглаживаются последним обращением. Семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16). Если падает, то каким образом он праведник; если праведник, то каким образом падает? Но кто всегда восстает через покаяние, тот не теряет имени праведника. И согрешающему не только семь, но и семьдесят семь раз отпускаются грехи, если он обращается к покаянию. Кому больше оставляется, тот больше любит. Блудница омывает слезами и отирает волосами ноги Спасителя, и во образ Церкви, собранной от язычников, удостаивается услышать:
Прощаются тебе грехи
(Лк. 7, 48).

Праведность фарисея погибает от гордости, и смирение мытаря спасается исповеданием. Через Иеремию Бог свидетельствует: Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что уст­рою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер. 18, 7–10). И затем присовокупляет: Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши.

Но они говорят
: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца»
(Иер. 18, 11–12). В Евангелии Симеон праведный говорит: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих (Лк. 2, 34), то есть на падение грешников и на восстание кающихся. К коринфянам апостол пишет:
Есть верный слух, что увас [появилось] блудодеяние, ипритом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело
(1 Кор. 5, 1–2). И к ним же во Втором послании, выражая опасение, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью (2 Кор. 2, 7), ободряет его и умоляет коринфян усугубить любовь к нему, чтобы погибший через кровосмешение, через покаяние получил спасение. Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14, 4–5), а годы жизни грешника изочтены. Звезды нечисты пред очами Его (Иов. 25, 5); и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов. 4, 18). Если на небе грех, то кольми паче на земле? Если согрешают те, кто не имеет телесного искушения, то насколько больше — мы, облеченные бренной плотью, говорящие с апостолом:
Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?
(Рим. 7, 24). Ибо не живет в плоти нашей доброе и делаем не то, что хотим, но то, чего не хотим, так что дух желает делать одно, а плоть возбуждается к другому. Если некоторые называются праведными, и не только праведными, но и праведными перед очами Божиими, то называются так в смысле той праведности, окоторой выше сказано: Семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16), и еще:
Беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего
(Иез. 33, 12).

Наконец и Захария, отец Иоанна, называемый праведным, согрешил неверием и тотчас же был наказан немотой. И Иов, изображаемый в начале книги праведным, чистым и беспорочным, впоследствии и в речи Господа, и в своей исповеди представляется грешником. Если Авраам, Исаак и Иаков, также пророки и апостолы не были свободны от греха, если к чистейшей пшенице примешивались плевелы, то что можно сказать о нас, о которых написано: Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь

(Иер. 23, 28). И однако мякина соблюдается для огня будущего и в этой жизни плевелы смешиваются с пшеницей, пока не придет Тот, Который имеет лопату в руке Своей и очистит гумно, чтобы собрать пшеницу в житницы и плевелы сжечь в огне гееннском.

Все это, как бы обойдя прекраснейшие луга Писаний, я хотел совокупить в одно и из красивейших цветов сплести тебе венок покая­ния, чтобы ты возложил его на главу свою, взял крылья голубя, и полетел, и успокоился (см.: Пс. 54, 7), и примирился со всемилосердным Отцом. Жена твоя некогда, а теперь сестра и сослужительница рассказывала мне, что, по заповеди апостола, вы по взаимному соглашению воздержались от брачного сожития, чтобы предаться молитве; рассказывала также, что ты, как бы стоя на зыбком месте, поколебался, даже (сказать прямее) пал; а она с Моисеем вняла словам Господа: ты же стань здесь предо Мною

(см.: Исх. 33, 21) и сказала о Господе:
Он утвердил на камне ноги мои
(см.: Пс. 39, 3); что твой дом, который не имел твердых оснований веры, пал впоследствии от вихря диавола; что ее дом стоит о Господе и не отказывает тебе в своем гостеприимстве, чтобы теперь ты соединился духовно с той, с которой прежде был соединен телесно:
Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом
(1 Кор. 6, 17). Она рассказывала также, что когда вас разделило вторжение варваров и опасность пленения, то ты дал клятвенный обет тотчас или впослед­ствии отправиться за ней ко святым местам и спасти свою душу, которую, казалось, ты погубил по нерадению. Исполни же, что ты обещал перед Богом. Жизнь смертных неизвестна; поэтому, чтобы не умереть прежде исполнения своего обещания, подражай той, которую ты должен был учить. О, стыд! Слабейший пол побеждает мир, а сильнейший побеждается миром. «Женщина является предводительницею столь великого дела» (Вергилий), — и неужели не последуешь той, которой ты должен быть преемником в деле спасения? Если тебя удерживает оставшееся имение, тем более что перед твоими глазами совершается и убийство друзей и сограждан, и разрушение городов и деревень, то, по крайней мере среди бедствий пленения и опустошения, ввиду свирепых неприятелей и бесчисленных несчастий своей провинции, ухватись за доску покаяния и вспомни о своей сослужительнице, которая постоянно желает твоего спасения, никогда не отчаяваясь в нем. Ты скитаешься в своем отечестве, даже не в отечестве — потому что ты потерял отечество; а она вместо тебя в тех достопоклоняемых местах воскресения, страдания и Рождества Господа Спасителя, где Он плакал во дни Своего младенчества, вспоминает твое имя и молитвами привлекает тебя к себе, чтобы ты получил спасение если не по своей заслуге, то, по крайней мере, по ее вере. Некогда расслабленный лежал на одре, и все члены его были так разбиты параличом, что он не мог ни ногами двигать, чтобы ходить, ни руками, чтобы молиться; и однако он приносится чужими руками и получает прежнее здоровье, так что несет одр — носимый некогда на одре (см.: Мк. гл. 2; и Ин. гл. 5). И тебя, отсутствующего здесь телом, присутствующего верой, твоя сослужительница приносит к Господу Спасителю и говорит с женой хананеянкой: Дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22). И я справедливо назову душу твою дочерью ее души; душа не знает различия полов, но сущность сравнения в том, что жена твоя тебя, как малолетнего, как грудного младенца и еще не могущего принимать твердой пищи, хочет питать молоком и указывает тебе пищу у кормилицы, чтобы ты мог сказать с пророком:
Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых
(Пс. 118, 176).

Купить эту книгу можно
в розничном магазине «Сретение» в оптовом интернет магазине

Икона святого Рустика в православии

Лик святого, почитаемого жителями разных стран, отражен в иконописном искусстве. В августе 2008 года произошло важное событие: представители посольства Франции торжественно передали икону святого Рустика Парижского в Московский Свято-Даниловский монастырь.

Специалисты утверждают, что святого мученика в православной иконописи ранее не существовало, поэтому икона стала основой для развития иконографии праведника.

На иконе изображен святой старец в одеянии священнослужителя зеленого, синего, голубого или красного цвета. Голову его, озаренную Божественным нимбом, обрамляют короткие седые волосы и борода. Взор святого чист и полон смирения.

Руки старца сложены крест-накрест на груди. На некоторых списках в правой руке он держит крест. Также на иконе изображают святого с книгой Священного Писания в руках, что свидетельствует о его благой миссии в миру по просвещению народа и проповедованию истинной веры в Единого Бога.

Перед иконой священномученика Рустика верующие прославляют его подвиги и миссию, молятся о помощи и заступничестве перед Господом Богом.

Нумерология имени Рустик

Число Души: 1. Обладатели этого числа имени всегда занимают активную жизненную позицию и всегда четко знают, чего хотят добиться. Они лучше всех ориентируются в сложных и даже экстремальных жизненных ситуациях, их невозможно смутить резко изменившимися обстоятельствами или застать врасплох сложностями. Однако «долгоиграющие» проекты не их конек – быстро теряют интерес к делу и выпускают нити из своих рук, что автоматически вычеркивает их из числа деловых людей. Конек «единиц» — исполнение порученных заданий, причем, чем сложнее и трудновыполнимее задача, тем больше вероятность, что именно «единица» решит ее быстрее и лучше всех. Мужчины и женщины «единицы» смелы и уверенны в своих силах, умеют заработать деньги, но и легки в тратах. Склонны к принятию импульсивных и необдуманных решений. В большинстве случаев являются душой компании и надежными друзьями. Число скрытого духа: 4 Число тела: 6

Молитвословие

Обращаясь к святому за помощью и почитая его память в торжественные даты, священнослужители и верующие читают православные тексты. Молебен восхваляет деяния священномученика, прославляет его духовные свершения и телесные муки, принятые во имя Господа Бога.

Взывать к пресвитеру Рустику разрешается своими словами. Чтение же молитвенных текстов позволяет многократно увеличить силу прошения и быть услышанным в Небесном Царствии. Прославляют святого, читая тропарь и кондак для всех священномучеников, а также произносят слова молитвы.

Тропарь всем священномученикам

Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче (имярек), Христа ради пострадавый даже до крове, Его же моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.

Кондак

Восхвалим, вернии, изряднаго во святителех (или священницех) и славнаго в мученицех (имярек), Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва святому мч. Рустику

Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя.

Буди пастырем нашим – правило веры, воином – вождь духовный, болящим – врач изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Интерпретация значения букв имени Рустик

Р — способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях. У — активное воображение, великодушный сопереживающий человек, филантроп. Стремится подняться на высший духовный уровень. Одновременно напоминание владельцу не строить утопических планов и помнить, что не всякую правду можно оглашать на каждом перекрестке: в жизни существует непроизносимое! С — здравый смысл, стремление к прочному положению и материальной обеспеченности; в раздражении — властность и капризность. Человеку важно найти свой собственный путь в жизни. Т — интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста — напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, — действовать, используя каждую минуту эффективно. И — тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры. К — выносливость, происходящая от силы духа, умение хранить секреты, проницательность, жизненное кредо «все или ничего».

Определите даты именин для любого имени из православного и каталического календаря именин.

Именины для имени Рустам: не отмечает или нет данных.

Именины (день ангела) — день памяти святого, имя которого было дано христианину при таинстве крещении. Календарь именин (дней ангела), представленный ниже, поможет Вам определить дату именин, а также узнать значение имени и его происхождение.

Православный и католический календари именин сильно отличаются по именам святых, так как после церковного раскола 1054 года, каждая церковь канонизировала только своих святых. Таким образом, легко можно определить, какой святой был канонизирован до церковного раскола — он будет представлен как в православном, так и в католическом календаре именин.

Смотреть календарь именин православный и католический.

Значения имени Рустам

Рустам Мощнотелый, великан; смелый.

Рустам Исполин, великан.

Рустам Богатырь.

Рустам Богатырь, могучий.

Рустам Очень большой, с мощным телом.

Поделиться ссылкой «Именины для имени Рустам» с друзьями в соцсетях:

Число имени один (1) свойственен активным, энергичным, смелым людям, они уверены в своем успехе, всегда готовы к быстрым решениям и спонтанным действиям. Среди людей с именем Рустик много успешных бизнесменов и предпринимателей.

В то же время им характерно действовать в рамках уже выработанных шаблонов и стереотипов. Люди с именем Рустик часто опираются на советы и достижения других людей, что позволяет делать вывод о большом потенциале развития собственных творческих задатков.

Число один (1) целиком оправдывает свое название и в отношениях: убежденность в своей привлекательности и пленительная внешность вкупе с властным, порой деспотичным, характером, Рустик и в сексуальной жизни ведет себя эгоистично, требуя от партнера полного подчинения, не обращая внимания на его желания. Выбор любовника или любовницы делают исключительно сами, подчас грубо отказывая другим своим обожателям.

Камни числа 1 для имени Рустик: янтарь, демантоид, топаз, флюорит, сердолик, авантюрин, гелиодор.

Планета (звезда) числа 1: Солнце.

Знаки Зодиака числа 1: Лев, Овен.

Имя Рустик на английском языке (латиницей)

Rustik

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание имя Рустик по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Полезное видео

  • И.п. Рустик
  • Р.п. Рустика
  • Д.п. Рустику
  • В.п. Рустика
  • Т.п. Рустиком
  • П.п. Рустике

Рустик — мужское имя, по происхождению римское. Вариант написания имени транслитом (латиницей): Rustik

Знаки

Планета: Солнце. Стихия: Огонь, тепло, сухость. Зодиак: Лев. Цвет: желтый, ярко-красный, золотой. День: воскресенье. Металл: золото. Минерал: хризолит, гелиотроп, карбункул, алмаз (особенно желтый). Растения: гелиотроп, омела, пион, имбирь, лавр, кедр, лимон, дикая роза, олива, миндаль, дуб. Звери: лев, орел, сокол, скарабей.

Жития священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа, Рустика, пресвитера, и Елевферия, диакона

Свя-щен-но-му-че-ни-ки Ди-о-ни-сий Аре-о-па-гит, епи-скоп Афин-ский, пре-сви-тер Ру-стик и диа-кон Елев-фе-рий уби-ты в Гал-лий-ской Лю-те-ции (древ-нее на-зва-ние Па-ри-жа) в 96 го-ду (по дру-гим дан-ным — в 110 го-ду), во вре-мя го-не-ния при им-пе-ра-то-ре До-ми-ци-ане (81-96). Свя-той Ди-о-ни-сий жил в го-ро-де Афи-ны. Там же вос-пи-ты-вал-ся и по-лу-чил клас-си-че-ское эл-лин-ское об-ра-зо-ва-ние. За-тем от-пра-вил-ся в Еги-пет, где в го-ро-де Илио-по-ле изу-чал аст-ро-но-мию. Вме-сте с дру-гом Апол-ло-фо-ном он был сви-де-те-лем сол-неч-но-го за-тме-ния в мо-мент рас-пя-тия на Кре-сте Гос-по-да Иису-са Хри-ста. «Это или Бог, Со-зда-тель все-го ми-ра, страж-дет, или этот мир ви-ди-мый кон-ча-ет-ся», — ска-зал то-гда Ди-о-ни-сий. В Афи-нах, ку-да он воз-вра-тил-ся из Егип-та, его из-бра-ли чле-ном аре-о-па-га (вер-хов-но-го афин-ско-го су-да).

Ко-гда свя-той апо-стол Па-вел про-по-ве-до-вал в афин-ском аре-о-па-ге (), Ди-о-ни-сий при-нял это спа-си-тель-ное бла-го-ве-стие и стал хри-сти-а-ни-ном. В те-че-ние трех лет Ди-о-ни-сий был спо-движ-ни-ком свя-то-го апо-сто-ла Пав-ла в про-по-ве-ди Сло-ва Бо-жия. Впо-след-ствии апо-стол Па-вел по-ста-вил его епи-ско-пом го-ро-да Афин. В 57 го-ду свя-той Ди-о-ни-сий при-сут-ство-вал при по-гре-бе-нии Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Еще при жиз-ни Ма-те-ри Бо-жи-ей Ди-о-ни-сий Аре-о-па-гит, спе-ци-аль-но при-ез-жав-ший в Иеру-са-лим из Афин, чтобы уви-деть Бо-го-ма-терь, пи-сал сво-е-му учи-те-лю апо-сто-лу Пав-лу: «Сви-де-тель-ству-юсь Бо-гом, что, кро-ме Са-мо-го Бо-га, нет ни-че-го во все-лен-ной, в та-кой ме-ре ис-пол-нен-но-го Бо-же-ствен-ной си-лы и бла-го-да-ти. Ни-кто из лю-дей не мо-жет по-стиг-нуть сво-им умом то, что я ви-дел. Ис-по-ве-дую пред Бо-гом: ко-гда я Иоан-ном, си-я-ю-щим сре-ди апо-сто-лов, как солн-це на небе, был при-ве-ден пред ли-цо Пре-свя-той Де-вы, я пе-ре-жил невы-ра-зи-мое чув-ство. Пре-до мною за-бли-ста-ло ка-кое-то Бо-же-ствен-ное си-я-ние. Оно оза-ри-ло мой дух. Я чув-ство-вал бла-го-уха-ние неопи-су-е-мых аро-ма-тов и был по-лон та-ко-го вос-тор-га, что ни те-ло мое немощ-ное, ни дух не мог-ли пе-ре-не-сти этих зна-ме-ний и на-чат-ков веч-но-го бла-жен-ства и Небес-ной сла-вы. От Ее бла-го-да-ти из-не-мог-ло мое серд-це, из-не-мог мой дух. Ес-ли бы у ме-ня не бы-ли в па-мя-ти твои на-став-ле-ния, я бы счел Ее ис-тин-ным Бо-гом. Нель-зя се-бе и пред-ста-вить боль-ше-го бла-жен-ства, чем то, ко-то-рое я то-гда ощу-тил».

По-сле кон-чи-ны апо-сто-ла Пав-ла, же-лая про-дол-жить его де-ло, свя-ти-тель Ди-о-ни-сий от-пра-вил-ся с про-по-ве-дью в за-пад-ные стра-ны, со-про-вож-да-е-мый пре-сви-те-ром Ру-сти-ком и диа-ко-ном Елев-фе-ри-ем. Мно-гих он об-ра-тил ко Хри-сту в Ри-ме, а за-тем в Гер-ма-нии, Ис-па-нии. В Гал-лии, во вре-мя пре-сле-до-ва-ния хри-сти-ан язы-че-ски-ми вла-стя-ми, все три ис-по-вед-ни-ка бы-ли схва-че-ны и вверг-ну-ты в тем-ни-цу. Но-чью свя-той Ди-о-ни-сий со-вер-шил Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию в со-слу-же-нии Ан-ге-лов Бо-жи-их. На-ут-ро му-че-ни-ки бы-ли обез-глав-ле-ны. Свя-той Ди-о-ни-сий взял свою гла-ву, про-ше-ство-вал с ней до хра-ма и толь-ко там пал мерт-вый. Бла-го-че-сти-вая жен-щи-на Ка-тул-ла по-греб-ла остан-ки му-че-ни-ка.

Боль-шое зна-че-ние для Пра-во-слав-ной Церк-ви име-ют тво-ре-ния свя-то-го Ди-о-ни-сия Аре-о-па-ги-та. До на-ше-го вре-ме-ни из них со-хра-ни-лись че-ты-ре кни-ги: «О небес-ной иерар-хии», «О цер-ков-ной иерар-хии», «О Име-нах Бо-жи-их», «О ми-сти-че-ском бо-го-сло-вии», а так-же де-сять по-сла-ний к раз-ным ли-цам.

Кни-га «О небес-ной иерар-хии» на-пи-са-на, ве-ро-ят-но, в од-ной из стран За-пад-ной Ев-ро-пы, где про-по-ве-до-вал свя-той Ди-о-ни-сий. В ней из-ла-га-ет-ся хри-сти-ан-ское уче-ние о ми-ре Ан-гель-ском. Ан-гель-ская (или Небес-ная) иерар-хия со-сто-ит из де-вя-ти Ан-гель-ских чи-нов: Се-ра-фи-мы, Хе-ру-ви-мы, Пре-сто-лы, Гос-под-ства, Си-лы, Вла-сти, На-ча-ла, Ар-хан-ге-лы, Ан-ге-лы (Со-бор Небес-ных Сил бес-плот-ных — 8 но-яб-ря.)

Цель Бо-го-учре-жден-ной Ан-гель-ской иерар-хии — вос-хож-де-ние к Бо-го-по-до-бию чрез очи-ще-ние, про-све-ще-ние и со-вер-шен-ство-ва-ние. Выс-шие ли-ки ста-но-вят-ся но-си-те-ля-ми и ис-точ-ни-ка-ми Бо-же-ствен-но-го Све-та и Бо-же-ствен-ной жиз-ни для ли-ков под-чи-нен-ных. Не толь-ко ум-ные, бес-плот-ные си-лы вклю-че-ны в све-то-нос-ные ду-хов-ные иерар-хии, но и род че-ло-ве-че-ский, вос-со-зда-ва-е-мый и освя-ща-е-мый в Церк-ви Хри-сто-вой.

Кни-га свя-ти-те-ля Ди-о-ни-сия «О цер-ков-ной иерар-хии» яв-ля-ет-ся про-дол-же-ни-ем его кни-ги «О Небес-ной иерар-хии». Цер-ковь Хри-сто-ва в ее все-мир-ном слу-же-нии зи-ждет-ся, как и Ан-гель-ские ли-ки, на Бо-го-учре-жден-ном свя-щен-но-на-ча-лии.

В мир зем-ной, к ча-дам цер-ков-ным, Бо-же-ствен-ная бла-го-дать нис-хо-дит при-кро-вен-но — в свя-тых цер-ков-ных Та-ин-ствах, ду-хов-ных по су-ще-ству, но чув-ствен-ных по об-ра-зу. Лишь немно-гие свя-тые по-движ-ни-ки про-зре-ва-ли зем-ны-ми оча-ми ог-не-об-раз-ную при-ро-ду Свя-тых Тайн Бо-жи-их. Но вне цер-ков-ных Та-инств, вне Кре-ще-ния и Ев-ха-ри-стии, нет для че-ло-ве-ка све-то-нос-ной спа-са-ю-щей бла-го-да-ти Бо-жи-ей, нет Бо-го-по-зна-ния, нет обо-же-ния.

Кни-га «О име-нах Бо-жи-их» из-ла-га-ет пу-ти Бо-го-по-зна-ния чрез Ле-стви-цу Бо-же-ствен-ных имен.

Кни-га свя-ти-те-ля Ди-о-ни-сия «О ми-сти-че-ском бо-го-сло-вии» так-же из-ла-га-ет уче-ние о Бо-го-по-зна-нии. Бо-го-сло-вие Пра-во-слав-ной Церк-ви все ос-но-ва-но на опыт-ном Бо-го-по-зна-нии. Чтобы по-знать Бо-га — нуж-но к Нему при-бли-зить-ся, до-стичь со-сто-я-ния Бо-го-об-ще-ния и обо-же-ния. Это бо-лее все-го до-сти-га-ет-ся мо-лит-вой. Не по-то-му, что мо-лит-вой мы при-бли-жа-ем к се-бе Непо-сти-жи-мо-го Бо-га, но по-то-му, что чи-стая сер-деч-ная мо-лит-ва нас при-бли-жа-ет к Бо-гу.

Тво-ре-ния свя-то-го Ди-о-ни-сия Аре-о-па-ги-та (их на-зы-ва-ют «Аре-о-паги-ти-ки») име-ют ис-клю-чи-тель-ное зна-че-ние в Бо-го-сло-вии Пра-во-слав-ной Церк-ви. На про-тя-же-нии по-чти че-ты-рех ве-ков, до на-ча-ла VI сто-ле-тия, тво-ре-ния свя-то-го от-ца со-хра-ня-лись лишь в тай-ном пре-да-нии, пре-иму-ще-ствен-но бо-го-сло-ва-ми Алек-сан-дрий-ской Церк-ви. Они бы-ли из-вест-ны , пре-ем-ствен-но воз-глав-ляв-шим огла-си-тель-ное учи-ли-ще в Алек-сан-дрии, и свя-то-му . Свя-той Ди-о-ни-сий Алек-сан-дрий-ский пи-сал свя-ти-те-лю Гри-го-рию Бо-го-сло-ву тол-ко-ва-ния на «Аре-о-паги-ти-ки». Об-ще-цер-ков-ное при-зна-ние тво-ре-ния свя-то-го Ди-о-ни-сия Аре-о-па-ги-та по-лу-чи-ли в VI-VII вв. Осо-бую из-вест-ность име-ют ком-мен-та-рии к ним, на-пи-сан-ные пре-по-доб-ным († 662).

В Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви уче-ние свя-то-го Ди-о-ни-сия о ду-хов-ных свя-щен-но-на-ча-ли-ях и обо-же-нии че-ло-ве-че-ской при-ро-ды бы-ло из-вест-но сна-ча-ла по «Бо-го-сло-вию» пре-по-доб-но-го . Пер-вый сла-вян-ский пе-ре-вод са-мих «Аре-о-паги-тик» был сде-лан на Афоне ок. 1371 го-да мо-на-хом Ис-а-и-ей. Спис-ки его бы-ли ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны в Рос-сии. Мно-гие из них до-ныне сбе-ре-га-ют-ся в оте-че-ствен-ных кни-го-хра-ни-ли-щах — в том чис-ле пер-га-мент-ная ру-ко-пись «Тво-ре-ния свя-то-го Ди-о-ни-сия Аре-о-па-ги-та», при-над-ле-жав-шая свя-ти-те-лю Ки-при-а-ну, мит-ро-по-ли-ту Ки-ев-ско-му и всея Ру-си († 1406) и пи-сан-ная его ру-кой.

См. так-же: » » в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Число имени: 1

Единицы — чрезвычайно целеустремленные личности, которые все свои силы готовы отдать для воплощения идей в жизнь. Эти творческие люди никогда не будут страдать от плохого воображения, а лидерские качества помогут им достичь вершин в бизнесе. Единицы всегда находятся в центре внимания окружающих, они умеют подчинять себе других. Порой агрессивность бывает чрезмерной, однако упорство позволяет достигнуть поставленных целей. Это достаточно противоречивые личности, которые могут сомневаться в себе, но никогда не потеряют самоуважения. Единицы — хорошие партнеры, если уделять им должное внимание.

Значение и история фамилии Рустамов

Фамилия Рустамов в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% — украинское, в 10% — белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Фамилия Рустамов является не очень распространенной в регионах России. В дошедших до наших дней дореволюционных грамотах люди с этой фамилией относились к высшему обществу из русского псковского боярства в 16-17 веках, державших существенную власть и почести. Древние свидетельства фамилии можно найти в списке переписи населения Древней Руси в век царствования Иоана Грозного. У правителя хранился специальный список знатных и лучших фамилий, которые даровались приближенным только в случае особых заслуг или поощрения. В следствии чего указанная фамилия донесла свое неповторимое значение и является исключительной..

Написание фамилии латиницей: RUSTAMOV

Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО с указанием прямой ссылки на данную страницу

Происхождение фамилии РустамхановИнформация о фамилии Рустамянц
История фамилии РустемТайна фамилии Рустемов
Исследование фамилии РустенбахЗначение фамилии Рустинов
Откуда пошла фамилия РустовФамильный род Рустышкин
Исследование фамилии РустягоИстория происхождения фамилии Рустямов
Происхождение фамилии РусуИнформация о фамилии Русул
История фамилии РусыйТайна фамилии Русь
Исследование фамилии РусьевЗначение фамилии Руськин
Откуда пошла фамилия РуськовФамильный род Русяйкин
Исследование фамилии РутИстория происхождения фамилии Рутан
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]