Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Паломническая служба монастыря
Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни. Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону 8 (903) 274 01 21 или по электронной почте
Маршрут № 1
Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу (по возможности). Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства — от раннемосковского зодчества до классицизма.
Продолжительность экскурсии 1,5 часа.
Маршрут № 2
- Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
- Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
- Скит преподобного Саввы Сторожевского.
Продолжительность экскурсии 4 часа.
Правила поведения на территории обители и скита:
Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.
Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:
- не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
- при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.
Запрещается:
- кричать, громко разговаривать и смеяться;
- употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
- курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
- использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
- плевать и сорить на территории монастыря;
- входить на территорию монастыря с животными;
- устраивать пикники;
- ездить на велосипедах, роликовых коньках;
- фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.
Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.
Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.
Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.
Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно:
6.00 — братский молебен 8.00 — Божественная литургия, молебен с акафистом прп. Савве 17.00 — вечернее богослужение По воскресным дням две Божественные литургии: в 6.30 и 9.30.
Телефон паломнической службы (звонить с 10:00 до 17:00, кроме понедельника), email
Просмотрено (160)
Схиархимандрит Феодосий (Орлов) – проповедник последних времен
Родился будущий схиархимандрит Феодосий в Сибири и имел то, что в народе называется «сибирское здоровье». Оно помогло ему не только прожить долгую жизнь, но и понести подвиги, которые мало кому были под силу.
Детство и юность его ничем не отличались от жизни таких же, как и он, сверстников. Будущий старец прошел войну, потом работал на заводе. Духовный путь его начался в послевоенные годы, когда он пешком отправился из Сибири в Киев. Дорога эта заняла у него три месяца. Только чудом Божьим он не был посажен в тюрьму за бродяжничество.
Еще в юные годы Александру (так его назвали родители) было видение. Показана была ему светлая обитель с уходящей в небо колокольней и с подземельями, где живут святые. Тогда он еще ничего не знал о Киево-Печерской лавре, но позже понял, что Бог дал ему увидеть именно этот монастырь. В сорок четыре года Александр становится послушником, а в сорок семь его постригают в монахи с именем Ахилла.
В видении показана была ему светлая обитель с уходящей в небо колокольней и с подземельями, где живут святые.
В начале 50-х годов ему было дано еще одно видение, в которое он сам боялся верить. Некая чудная Жена с архиерейским посохом подошла к нему прямо во дворе Киево-Печерской ларвы и сказала: «Ну, расскажи, что ты тут видел, что знаешь?» От смущения и растерянности монах Ахилла не знал, что ответить. «Возьми мой посох и подержись за него», – приказала ему Жена. Когда монах взял в руки посох, то его обожгло, как огнем, от макушки до пят. «Достаточно», – сказала Жена и будто растворилась в воздухе. Матерь Божия вдохнула силы в монаха Ахиллу, благословив его на трудный жизненный путь.
А далее искушения посыпались на монаха, как из рога изобилия. Неоднократно милиция арестовывала его «за бродяжничество», поскольку он не имел киевской прописки. В камере его жестоко избивали, после чего вывозили за город и бросали. Но он возвращался назад, в свою обитель. Видя, что ничего не помогает, монаха Ахиллу упрятали в психбольницу, где поместили в палату с буйно помешанными людьми. Удивленные санитары, заглядывая в глазок двери, видели странную для них картину: в одном углу сидит монах, а в другом сбились в кучу рычащие больные. Иисусова молитва монаха действовала на них, как смирительная рубашка. Они с ненавистью смотрели в его сторону, готовые убить. Бесы, живущие в этих людях, не выносили звуков этой молитвы. Что претерпел монах в больнице, так и осталось неизвестным.
Как-то его пришел навестить один послушник, и он увидел следующее: монах Ахилла связанный стоял на коленях с головой, уложенной на деревянную колоду, а перед его глазами в колоде торчал заточенный топор.
Удивленные санитары, заглядывая в глазок двери, видели странную для них картину: в одном углу сидит монах, а в другом сбились в кучу рычащие больные.
Вернулся из больницы монах-подвижник весь избитый, остриженный, исхудавший. На все расспросы отвечал только одно – «за все слава Богу».
В конце концов монаху Ахилле удалось получить прописку в монастыре, хотя для этого ему пришлось дойти до самого Хрущева. Оказывается, в трудовой книжке монаха была благодарственная запись, написанная рукой Никиты Сергеевича. Он ее получил за ударный труд работая водителем грузовика еще на гражданском производстве. Эта благодарность и помогла ему получить прописку. Она была дана не зря. Монах Ахилла был первоклассным водителем. Монахи лавры не раз вспоминали, как он на лаврском грузовике, доверху груженным кирпичом, смог спуститься с очень крутого склона, изобилующего резкими поворотами. По этому склону не мог проехать даже опытный водитель наместника лавры на легковой машине.
Но радоваться спокойной жизни в лавре монаху Ахилле пришлось недолго. В 1961 году монастырь стали закрывать, а ее насельников изгонять. Те, кто не уходил сам, жестоко избивали, отправляли в психиатрические больницы, а то и просто убивали.
В 1961 году монастырь стали закрывать, а ее насельников изгонять.
Одним из последних покинул монастырь монах Ахилла. Вместе со своими духовными братьями он отправился на Кавказ, в глубокие ущелья абхазских гор. Сокровенным для мира остался подвиг старца в этих горах. Разбросанные воспоминания о его трудах можно найти в «Записках пустынножителя» монаха Меркурия, в дневниках старца Мардария (Данилова). Вместе с монахом Ахиллой подвизались в горах Глинские старцы – Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш), Виталий (Сидоренко), а также старцы Исаия (Коровай) и иеродиакон Исаакий.
Читая о жизни этих людей, удивляешься многому. И не только их подвигу и служению Богу, но и тем козням дьявольским, которые против них были направлены. Не только в виде призраков, пугающих их ночами, являлись бесы, но и посылали им конкретных живых людей.
Монах Меркурий почти каждый год строил новую келью на большом удалении от всяких жилых мест из-за преследований местных бандитов. Монах Ахилла построил свою келью на такой высоте и труднодоступности, что даже самые смелые подвижники не рисковали идти к нему в гости. Почти никто не знал где находится его тайное жилище. И, тем не менее, дьявол даже через пропасти земные подослал к нему шайку бандитов. Старца пытали и, в конце концов, вознамерились отрубить голову, но в последний момент главарь уголовников почему-то передумал. Именно так был убит сподвижник монаха Ахиллы, иеродиакон Исаакий.
Старца пытали и, в конце концов, вознамерились отрубить голову, но в последний момент главарь уголовников почему-то передумал.
Подвизаясь в горах, монах Ахилла достиг высот самодвижной молитвы, чистоты помыслов и тех даров Духа Святого, которыми он в дальнейшем будет служить людям. Суровые аскетические подвиги вошли в его плоть и кровь и стали сущностью жизни старца. После длительного искуса в непролазных дебрях Кавказа, промысел Божий изводит монаха из пустыни в мир для служения людям. Матерь Божия, явившись старцу зримым образом, повелела ему идти в Почаев. «Ты там должен служить людям», – сказала Она. Повинуясь Ее гласу, старец направляет свои стопы к стопочке Почаевской Божией Матери.
Свое служение в Почаеве старец Ахилла начал с пономарства, а закончил в сане архимандрита. В 1998 году он принял великую схиму с именем Феодосий. Послушания у него были самые разные. Но самым главным – было духовное окормление народа. Почувствовав святость души подвижника, люди стали приезжать к нему из самых разных уголков мира.
Души приходящих к нему людей были для старца, как открытая книга. Без слов он видел и знал все, что творится в сердце каждого. Старец видел не только то, что происходило рядом, но и то, что было очень далеко.
Почувствовав святость души подвижника, люди стали приезжать к нему из самых разных уголков мира.
Его послушник ехал как-то в поезде и стал спорить с одним сектантом о вере. А старец, находясь в это время у себя в келье, сказал собеседнику: «Вот там Алексей сейчас спорит и не видит, что тому, с кем он спорит, помогает бес. Он его никогда не переспорит».
Еще задолго до грозных событий в нашей стране старец Феодосий предупреждал о грядущей войне на Украине и о том, что нужно во что бы то не стало держаться канонического Православия. Одной из тем его назиданий было предупреждение о приближающейся кончине мира. Старец неоднократно обращал внимание близких ему по духу людей, что время сокращается и конец мира не за горами: «Будет расти ненависть и вражда и наступят последние смутные времена».
«Как спастись?» – спрашивали у него духовные чада. «Берите пример с Ноя и Лота», – отвечал старец одним. «Держитесь всеми силами за Бога, за нашу Матерь Церковь и прибегайте почаще в молитвах к Божией Матери», – говорил другим.
Однажды старец задумался над значением цифры удачного улова рыб, о котором идет речь в Евангелии от Иоанна (21:11) – сто пятьдесят три. Отец Феодосий стал молиться, чтобы Бог открыл ему значение этой цифры. И получил откровение. Ему явились в видении некие три жены. Первая была юная и красивая. «Это Церковь первых веков, в ней из ста христиан спасались сто», – открыл ему голос свыше. Вторая жена была в средних летах – «это Церковь последующих веков, из ста христиан спасалась лишь половина». Последняя жена была уже глубокой старухой – «а это Церковь последних времен, из ста в ней спасаются лишь трое».
Почил старец Феодосий на девяносто седьмом году жизни, начав свой путь в начале одного века и закончив в начале следующего. 20 июня перестало биться его земное сердце, но в Небесных обителях воссияла еще одна звезда, взошедшая в радость Господа своего.
В чем грех игумена Феодосия?
Мария Черешнева
08:53, 05 февраля 2013
Скандал в новосибирском Епархиальном управлении Русской православной церкви. Её канцелярия призвала новосибирцев опасаться священника игумена Феодосия. Бывшему настоятелю мужского монастыря, в миру Александру Чернейкину запретили вести службы и даже носить монашеские одежды. При этом причина наказания осталась не названной. Ленты информагенств пестрили предположениями — дескать, «за участие в финансовых махинациях».
В своем сообщении канцелярия новосибирского Епархиального управления предостерегает от контактов «в деловых и тем более в религиозных вопросах» с запрещенным клириком игуменом Феодосием. Ещё два года назад ему запретили совершать церковные богослужения, а потом и вовсе надевать рясу и крест священника. Информагентства, ссылаясь на первоначальный вариант заявления епархиальной канцелярии, заподозрили священника в участии в финансовых махинациях. В отделе по взаимодействию церкви и общественности ситуацию прояснить не смогли.
Игумен Феодосий был настоятелем мужского монастыря «В честь святых новомучеников российских» с середины девяностых. Помимо этого он успевал состоять и в общественном совете при МВД и в общественной палате новосибирской области. А отзывы прихожан о нем преимущественно положительные. Прихожане храма, знавшие батюшку, не верят, что священник мог быть аферистом. Но к лишению сана клирика относятся серьезно.
«Выходит он, Феодосий этот, и говорит — здравствуйте. Я поздоровалась, хотела к вам зайти. Он говорит — я выслушаю. Внимательно выслушал и сразу распоряжение дал», — говорит собеседница «НН».
Общественники от игумена Феодосия Чернейкина открестились. Впрочем, в полиции тоже не сообщают, а лишь констатируют факт.
«В 2011 году в ходе реформирования ведомства изменилась законодательная и нормативная база, регулирующая деятельность общественных советов при органах внутренних дел. При главном управлении МВД России по Новосибирской области был сформирован новый состав общественного совета. Александр Чернейкин в данный момент не является членом действующего общественного совета при главном управлении», — комментирует сотрудник пресс-службы ГУВД МВД России по Новосибирской области Михаил Бирюков.
Что заставило подобным образом отнестись к священнику религиозные и силовые структуры, теперь можно только догадываться. Новосибирская митрополия тем временем сообщает, что лжесвященник представляется председателем областной общественной организации «Отеческое духовное наследие». Официально эта организация помогает пострадавшим от тоталитарных сект, а на её сайте находится компания интернет-хостинга.
Смотрите программу «Новосибирские новости» на телеканалах «Регион ТВ» (пн-пт в 20.30), «Домашний» (пн-пт в 23.00) и «ТВ3» (вт-сб в 8.00)
Программа «Новосибирские новости» на YouTube www.youtube.com/novosibirskieNovosti
#Общественность
Как добраться до Саввино-Строжевский монастыря в Звенигороде
1. Общественным транспортом.
На электричке с Белорусского вокзала нужно доехать до Звенигорода, далее — на автобусе по маршруту № 23 или 51.
2. На автомобиле:
— Рублево-Успенское шоссе -надо ехать до указателя «Николина гора», далее надо сделать поворот на деревню Грязь. После этого нас. пункта — налево до Звенигорода и прямо до Саввино-Строжевского монастыря.
— Можайское шоссе — двигаться через Одинцово до Малых Вязем, повернуть на Звенигород, далее следовать по указателю до Саввино-Строжевского монастыря.
-Новорижское шоссе. Надо ехать до 48 км, где развязка на Звенигород. Далее — по указателю.
Почему Саввино-Строжевский монастырь не сожгли французы
Жизнь протекала тихо и мирно вплоть до 1812 года, когда нависла новая угроза — Наполеон и его имперские планы. Возле Звенигорода был дан бой, который задержал наступление французов на Москву на шесть часов. Но все же не остановил. И поэтому в августе в стены обители вошел генерал Богарне. Стоит отметить, что французы на русской земле вели себя как настоящие варвары — рушили, жгли, разваливали, ну точь-в-точь, как монгольское иго в свое время. Такая участь ждала и Звенигородский монастырь. Но здесь вмешалось провидение — к Евгению Богарне явился преподобный Савва и сказал, что если обитель и мощи не тронет, то он вернется живым во Францию. В монастыре генерал увидел икону с изображением, приходившего к нему старца и послушался его, не разрушил обитель, хотя в ходе сражений разрушения были. Да и преподобный Савва сдержал свое слово и Евгений Богарне вернулся живым во Францию, и даже без единого ранения. Но мало того, он единственный из всех генералов, которые участвовали в походе на Россию, кто дожил до глубокой старости, и все это время оставался уважаемым человеком. После окончания войны монастырь вновь восстановили на средства царских пожертвований и благотворительных взносов богатых звенигородцев. Монастырь вновь засиял, обласканный царственной семьей.
Саввино-Строжевский монастырь
Савво-Сторожевский монастырь и династия Романовых
Для монастыря это время стало периодом Возрождения и расцвета. Обитель возродили, из Москвы в Савво-Сторожевский монастырь проложили Царскую дорогу, а преемник Федора Михайловича император Всея Руси Алексей Федорович даже здесь устроил свою резиденцию, для чего были построены царские палаты. Существует легенда, по которой царь Алексей однажды приехал на богомолье в Звенигородский монастырь. После службы царь и его свита отправились на охоту. Как уж так вышло, что царь остался один в лесу без охраны, и именно в этот момент перед государем оказался медведь, который вот-вот готов наброситься, но его отпугнул внезапно появившийся инок. Когда все возвратились в монастырь после охоты, царь Алексей Федорович взглянул на икону преподобного Саввы.. И узнал своего спасителя.
Через месяц гроб преподобного Саввы был открыт, произошла канонизация. Император Алексей лично присутствовал при этом и затем в честь события приказал отлить колокол вес которого был 21 тонна. Что случилось с этим колоколом не известно, но сегодня он утерян. Символом Звенигорода, стал другой колокол, также отлитый по приказу царя Алексея. Вес колокола 35 тонн и в народе его называли «Благовестник». Внизу колокола на кромке, есть письмо, где говорится об особом расположении царя к монастырю. Монастырь вырос из обычной обители и превратился в Лавру. На территории были построены не только многочисленные храмы, но и Царицыны палаты, резиденция царя, трапезная.
Царский дворец
Стены монастыря укреплены сторожевыми башнями.
Сторожевые башни
После смерти царя Алексея, монастырь оставался царской обителью, правда резиденция перешла вновь в Москву. Стоит отметить, что пришлось монастырю быть и убежищем для царских детей во время Стрелецкого бунта. Здесь укрывалась царевна Софья с меньшими братьями Иваном и Петром.
Царицыны палаты
Царицыны палаты
Царь Петр не отличался особой тягой к монастырям, все больше к казармам, поэтому монастырь постепенно утрачивал свое значение. Да и царская столица переместилась из Москвы в Петербург. Но все же сюда приезжала императрица Елизавета Петровна и Екатерина II. После реформы монастырь потерял часть своих земель, и здесь оставалось 33 монаха.