В современной Европе, некогда бывшей оплотом христианского мира и той территорией, с которой он, по сути, начался в современном виде и масштабе, религия ныне, переживает не лучшие времена. Не напрасно столь многие считают очень красноречивым символом сгоревший Нотр-Дам.
Однако процесс вытеснения религии из жизни в разных европейских странах протекал и протекает по-разному. И если, к примеру, Польша до сих пор остаётся в целом христианской страной, то о странах Скандинавии сказать такое сейчас можно только очень условно. А каким образом обстоят дела в этой сфере в одной из самых религиозных стран Европы — в католической Ирландии? Насколько далеко зашёл процесс её дехристианизации по сравнению с соседней Англией? Как меняется картина духовной жизни «изумрудного острова»?
Исторические корни религии в Ирландии
История религии в Ирландии делится на две эпохи: дохристианскую и христианскую. Дохристианское вероисповедание — друидизм. Друиды — это сословие жрецов древних кельтов, которые занимались науками, медициной и судейством. Первые упоминания о них содержатся в текстах путешественника Пифея. Считалось, что их главная роль — это передача героических преданий и мифов молодому поколению из уст в уста. В IV-V вв. они утратили свой статус жрецов, превратившись в деревенских врачевателей. В двадцатом веке учение друидов возродилось и получило название неодруидизма.
Сейчас религия Ирландии представлена двумя основными ветвями: католическая и протестантская церковь.
Христианство, согласно «Хронике» Проспера, зародилось в IV-V вв. нашей эры. Оно стало приобретать все большую популярность среди знати на фоне разложения первобытнообщинного строя. Большое значение имела деятельность Патрика, причисленного позже к лику святых.
Папа Целестин направил в Ирландию Палладия, в качестве первого христианского епископа. Предполагается, что христианские общины существовали еще до 431 г., их значение было велико, поэтому Папа римский и направил туда епископа.
Дорога к храму
Фактическая принадлежность к духовной общине во всех традиционных христианских деноминациях определяется уровнем посещения населением воскресных служб в церкви. Массовость такой посещаемости в Ирландии снизилась с 91% приходящих на службу еженедельно в 1972 году, до 36% посещающих её ежемесячно в 2017 году. Те же исследования констатировали, что нынешние ирландцы, как правило, ставят слишком многие вещи выше религии при определении своей идентичности. Разумеется, по сравнению с остальной Европой ирландцы все еще гораздо более религиозны, и такие показатели, как в Ирландии, уже кажутся чем-то фантастическим во многих других странах Евросоюза.
Более того, авторитет церкви, как таковой, в Ирландии сохранился куда больше, чем во многих других местах континента. Большинство даже не практикующих ирландских христиан считают, что церковь играет важную и позитивную роль в жизни общества (к примеру, в оказании помощи бедным и нуждающимся). Поэтому, несмотря на десятилетия скандалов, добро, которое делают церкви людям, все еще признается в Ирландии в полной мере.
Но тем не менее основных тенденций это не меняет. В нынешней Ирландии, как и во всей Европе, львиная доля населения практикующими христианами не является. А те ирландские католики, которые живут с соблюдением всех религиозных норм, бывших в порядке вещей для их предков всего лишь одно поколение назад, в современной обстановке ведут, скорее, контркультурный образ жизни — противоположный линии поведения основной массы общества.
На этом фоне изменения в ирландском религиозном ландшафте всё более очевидно включают в себя растущее и весьма активное мусульманское меньшинство. Оно не столь радикально, как аналогичные группы населения из других стран, так как состоит, в основном, из переехавших в Ирландию представителей бывших британских колоний в Азии, таких, как Пакистан и Бангладеш, где традиционные формы ислама не носят особо агрессивного характера (о недавно привнесённых в данные регионы ваххабитских веяниях речь не идёт — это отдельный вопрос).
Впрочем, такое соседство некоторые христианские эксперты считают даже позитивным. К примеру, преподобный Найлл Колл из колледжа Святой Марии в Белфасте задаётся вопросом: может ли тот факт, что мусульмане без колебаний заявляют о реальности Бога, спровоцировать христиан конструктивным образом вернуться к своим собственным традициям?
Могут ли, при этом, сами мусульмане сохранить ту сильную религиозную идентичность, которая им свойственна, перед лицом того «универсального растворителя» индивидуализма, который сейчас является доминирующей западной идеологией — тоже большой вопрос.
Тем не менее, пока что за их счёт религиозный ландшафт «изумрудного острова» может весьма существенно измениться.
Протестантизм в Ирландии
Протестантство пришло в государство в 17-м веке и связано с переселением колонистов из Британии. Изначально сформировалась небольшая община. Однако спустя небольшое количество времени в северо-восточных графствах численность протестантов заметно возросла и превысила число католиков. Все это привело к дискриминации по религиозному признаку, так как большую часть руководящих и правящих позиций занимали протестанты.
Религия — это неотъемлемая часть повседневной жизни, она сильно влияет на быт людей и их мировоззрение. Поэтому спустя почти четыре столетия в жизни ирландцев по-прежнему ощущаются последствия религиозного раскола. Он произошел в конце 17 веке, а его отголоски слышны по сей день. Раскол был вызван порабощением Ирландии Англией. Однако до 1801 года существовал парламент, который вскоре после унии был уничтожен, и страна перешла полностью под власть английской короны.
Интересная особенность есть у флага Ирландии, зеленый цвет символизирует католиков, оранжевый — протестантов, а белый — это мир между ними.
Буддизм [ править ]
Население буддистов в Ирландии составляет 9 358 человек (0,2%). Ирландские буддисты, такие как У Дхаммалока , зарегистрированы с конца девятнадцатого века, и их число растет особенно в 21 веке. [ необходимая цитата
] Помимо формального членства в группах тхеравады , махаяны , ваджраяны и западных буддистов , растет синкретизм, когда самоидентифицирующиеся христиане и другие люди используют буддийские техники медитации , изображения Будды , тексты таких деятелей, как 14-й Далай-ламаи так далее. Известные связи между буддизмом и кельтской религией долгое время играли роль в ирландской литературе. Первый ирландский буддийский союз был сформирован в 2021 году, когда представители пяти буддийских школ объединились, чтобы сформировать единое целое. [
необходима цитата
]
Религия в стране в наше время
Ныне страна считается одной из самых религиозных в Европе, однако в последнее время церковь в Ирландии оттесняется в обыденной жизни граждан, особенно среди молодого поколения.
Ирландская конституция и всеобщие права включают в себя религиозные убеждения католиков с 1937 года. Данное явление можно проследить, если обратиться к конституционным документам. До 50-х годов были запрещены бракоразводные процессы, до 70-х годов был запрет на использование средств контрацепции, а также была поправка, утверждающая особую роль католической церкви. Большинство населения придерживается католицизма латинского обряда, также распространено протестантство. Среди ирландцев неуклонно распространяются идеи атеизма и агностицизма, по данным переписи в 1926 году число католиков составляло более 90% населения. Спустя 65 лет после проведения переписи было установлено, что около 3% населения не были приверженцами веры вовсе.
Отказ от веры приобретает все больший масштаб. Это отразилось на демографической ситуации в стране. В середине 90-х годов каждый четвертый ребенок был рожден вне брака. Произошло увеличение количества разводов, родителей-одиночек и случаев отказа от совместного быта.
Всё начинается со школы
На недавней конференции Ирландской ассоциации по культуре, экономике и социальному развитию «Вера в будущее: религия и изменение идентичности» профессор Энн Лодж, возглавляющая Центр ирландской церкви при Городском университете Дублина, заявила, что религиозные школы, бывшие основой образования в стране на протяжении веков, больше не соответствуют требованиям времени. По её словам, они «не способствуют независимому мышлению и, как и иные структуры той же направленности, не вполне способны к реальному диалогу с современным обществом».
В своём мнении она не одинока. По мнению многих сторонников современного вектора европейского культурного развития, нынешняя школьная система страны, которая была сформирована в «досветской» Ирландии, больше не подходит для этой цели. Требования «окончательного реформирования» этих школ звучат в ирландском обществе всё громче. Хотя ещё не так давно такое было даже трудно себе представить.
Насколько сильно изменилось общество «изумрудного острова» можно судить хотя бы по тому, что ещё каких-то несколько десятилетий назад в Ирландии считалось, что все ирландцы по умолчанию католики, а всех прочих автоматически причисляли к протестантам, даже если речь шла о евреях. Некую комичность данной ситуации вскользь подмечал ещё ирландский классик Джеймс Джойс в «Улиссе», где как раз такой еврей был главным героем.
Одним из основных сторонников идеи секуляризации религиозных школ является бывший министр образования республики Джен О’Салливан, протестантка по вероисповеданию, по мнению которой религия только разделяет общество. По её словам, плоды такого разделения она испытала на себе лично. Она нередко рассказывала о том, каково это — расти протестантом в ещё недавней Ирландской республике, в красках описывая жизнь в маленькой деревне с протестантской церковью на одном конце и католической церковью на другом. По воскресеньям она шла в одном направлении, а ее соседи-католики в противоположном. Это сформировало у неё стойкое, сохранившееся на всю жизнь неприятие досекулярной идеи о том, что быть ирландцем — значит быть католиком.
Впрочем, пока что, чисто статистически это всё ещё так. Но с каждым годом ситуация медленно меняется. Причём, не только количественно, но и качественно.
Кто такие римо-католики?
Римо-католицизм — это католическая церковь, которая известна как Римско-католическая церковь. Она является крупнейшей и старейшей христианской церковью в мире. Название «католическая» происходит от греческого «καθ όλη», что означает вселенская, всецелая. Нередко Католическую церковь называют «Вселенской церковью». Христианство ведет свое начало от проповедей Иисуса Христа в 1 веке нашей эры. Его идея заключается в том, что Бог трехлик: Отец, Сын и Святой дух.
В 1054 произошел Великий Раскол, в результате которого христианство разделилось на две ветви: Западную Церковь с центром в Ватикане и Восточную Православную церковь с центром в Константинополе.
Демография [ править ]
Информация о переписи [ править ]
Процент респондентов, которые заявили, что исповедуют религию, отличную от католицизма, при переписи населения Ирландии в 2011 году. Процент респондентов, заявивших, что они не исповедуют религию при переписи населения Ирландии в 2011 году.
В период с 2006 по 2011 год доля католиков уменьшилась в процентном отношении к населению, но все же показала устойчивый рост в абсолютных числах, как из-за превышения рождаемости над смертностью, так и из-за иммиграции из таких стран, как Польша . Совсем недавно протестантизм, в том числе ирландская церковь, немного снизился в процентном отношении, несмотря на то, что ранее он несколько восстановился. Значительно увеличилось число тех, кто не заявлял о религии, восточном православии и исламе.
Религия указана в ирландских переписях 1861–2016 гг .; количество и процент от общей численности населения [28]
Ответ (ы) | 1861 [номер 2] | 1911 [номер 2] | 1926 г. | 1971 г. | 2002 г. | 2011 г. | 2016 г. |
Христианин | 4 390 893 (99,75) | 3 125 558 (99,55) | 2 959 293 (99,57) | 2 917 097 (97,95) | 3 659 281 (93,42) | 4 107 274 (90,76) | 3 992 791 (85,14) |
Католический [номер 3] | 3 933 575 (89,36) | 2 812 509 (89,58) | 2 751 269 (92,57) | 2 795 666 (93,87) | 3 462 606 (88,39) | 3 831 187 (84,66) | 3 729 115 (78,30) |
Церковь Ирландии [№ 3] и другие англиканские [№ 4] | 372 723 (8,47) | 249 535 (7,95) | 164 215 (5,53) | 97 739 (3,28) | 115 611 (2,95) | 124 445 (2,75) | 126 414 (2,61) |
Православный ( Восточный и Восточный ) | 10 437 (0,27) | 44 003 (0,97) | 62 187 (1,32) | ||||
Кристиан (далее не уточняется) | 21 403 (0,55) | 39 652 (0,88) | 37 427 (0,77) | ||||
Пресвитерианский [номер 3] | 66 172 (1,50) | 45 486 (1,45) | 32 429 (1,09) | 16 052 (0,54) | 20 582 (0,53) | 22 835 (0,50) | 24 211 (0,47) |
Апостольский или пятидесятнический | 3 152 (0,08) | 13 876 (0,31) | 13 350 (0,28) | ||||
Евангелический | 3780 (0,10) | 3972 (0,09) | 9 724 (0,20) | ||||
свидетель Иеговы | 4 430 (0,11) | 6024 (0,13) | 6264 (0,13) | ||||
Методист , Wesleyan | 17 480 (0,40) | 16 440 (0,52) | 10 663 (0,36) | 5 646 (0,19) | 10 033 (0,26) | 6280 (0,14) | 6 471 (0,12) |
Лютеранский | 756 (0,03) | 3068 (0,08) | 5 048 (0,11) | 5 329 (0,10) | |||
Протестантский (далее не указан) | 4263 (0,09) | 5 409 (0,09) | |||||
Баптист | 943 (0,02) | 1 588 (0,05) | 717 (0,02) | 591 (0,02) | 2265 (0,06) | 3 219 (0,07) | 3957 (0,08) |
Родился снова христианин | 2,565 (0,05) | ||||||
Мормон | 833 (0,02) | 1 202 (0,03) | 1 209 (0,03) | ||||
Адвентисты седьмого дня | 1178 (0,03) | ||||||
Общество друзей | 3 812 (0,08) | 2445 (0,07) | 647 (0,02) | 859 (0,02) | 899 (0,02) | 848 (0,02) | |
Унитарный | 473 (0,01) | ||||||
Церковь Христа | 378 (0,01) | ||||||
Якобит | 296 (0,01) | ||||||
Братья | 222 (0,01) | 309 (0,01) | 272 (0,01) | ||||
Kimbanguist | 69 | ||||||
Конгрегационалист | 60 | 68 | |||||
Армия Спасения | 52 | ||||||
Сторонник унификации | 60 | 34 | |||||
Другие религии | 341 (0,01) | 3 805 (0,12) | 3 686 (0,12) | 2633 (0,09) | 29 526 (0,75) | 71 003 (1,57) | 95 746 (2,04) |
Ислам [№ 3] | 19 147 (0,49) | 48 130 (1,06) | 62 032 (1,32) | ||||
Индуистский | 3099 (0,08) | 10 302 (0,23) | 13 729 (0,29) | ||||
Буддист | 3 894 (0,10) | 8 355 (0,18) | 9 358 (0,20) | ||||
Спиритуалист | 2 922 (0,06) | ||||||
Язычник , пантеист | 1 106 (0,03) | 1883 (0,04) | 2 645 (0,06) | ||||
Еврейский | 341 (0,01) | 3 805 (0,12) | 3 686 (0,12) | 2633 (0,09) | 1790 (0,05) | 1,675 (0,04) | 2,557 (0,05) |
Сикх | 1 705 (0,04) | ||||||
Бахаи | 490 (0,01) | 507 (0,01) | 518 (0,01) | ||||
Даосский | 171 | ||||||
Джайн | 134 | ||||||
Растафари | 114 | ||||||
Деист | 97 | ||||||
Харе Кришна | 91 | 87 | |||||
Саентолог | 87 | ||||||
Сатанизм | 78 | ||||||
Синтоизм | 55 | ||||||
Зороастрийский | 35 год | ||||||
Eckist | 30 | ||||||
Теист | 30 | ||||||
Безбожие | 7 616 (0,26) | 140 382 (3,58) | 265 246 (5,86) | 474 734 (10,12) | |||
Нет религии [№ 3] | 7 616 (0,26) | 138 264 (3,53) | 256 830 (5,68) | 451 941 (9,64) | |||
Истекший (римский) католик | 590 (0,02) | 1268 (0,03) | 8 094 (0,17) | ||||
Атеист | 500 (0,01) | 3751 (0,08) | 7 477 (0,16) | ||||
Агностик | 1028 (0,03) | 3 393 (0,07) | 5 006 (0,11) | ||||
Рыцарь-джедай | 2 050 (0,04) | ||||||
Пастафарианец | 92 | ||||||
Исчезнувшая церковь Ирландии | 4 | 74 | |||||
Неопределенные | 10 877 (0,25) | 10 325 (0,33) | 9 013 (0,30) | 50 902 (1,71) | 88 014 (2,25) | 81 758 (1,81) | 126 650 (2,70) |
Не указано | 46 648 (1,57) | 79 094 (2,02) | 68 668 (1,52) | 119 349 (2,54) | |||
Другое / Другое указано | 10 877 (0,25) | 10 325 (0,33) | 9 013 (0,30) | 4 254 (0,14) | 8 920 (0,23) | 13 090 (0,29) | 7 301 (0,16) |
Всего населения | 4,402,111 | 3 139 688 | 2 971 992 | 2 978 248 | 3 917 203 | 4,525,281 | 4 689 921 |
Примечания
- Вплоть до 1971 года ответы на вопрос о религии давались в произвольной форме. [29] С 2002 года общие ответы доступны в виде флажков. [30] [23] Они указаны в таблице.
- ^ ab
Итоги до раздела по 26 округам, которые стали Ирландским Свободным государством в 1922 году. - ^ abcde
Этот ответ был доступен в виде флажка при переписи населения 2002, 2011 и 2021 годов. [30] [23] - ^ ab
До 2002 года ответ «протестантский» был включен в «Ирландскую церковь» (до 1961 года назывался «протестантской епископальной»). - Этот ответ был доступен в виде флажка при переписи населения 2011 и 2021 годов. [23]
- Этот ответ был доступен в качестве флажка в переписи 2002 года. [30]
- Категория «другие» (до 1971 г.) или «другие заявленные» категории не могут быть напрямую сопоставлены между переписями, потому что более поздние перечисляют некоторые ответы отдельно, которые были включены в «другие» в более ранних.
Судя по последним данным за 2021 год,
- 84,6% населения Ирландии — христиане.
- 1,3% населения Ирландии — мусульмане
- и 10% ирландского населения не исповедуют религию [3]
- Евробарометр Опросы
По данным 2010 Eurobarometer опроса , [31]
- 70%
граждан Ирландии ответили, что «верят, что Бог существует». - 20%
ответили, что «они верят, что существует какая-то дух или жизненная сила». - 7%
ответили, что «они не верят в существование какого-либо духа, Бога или жизненной силы».
Согласно опросу Евробарометра 2012 года, когда людям показывали карточку с перечнем вариантов религиозной идентификации: [32]
- 92%
граждан Ирландии ответили, что они христиане (88% католики). - 5%
ответили, что они неверующие или агностики. - 2%
ответили, что они атеисты. - 1%
ответили иначе.
Государство и политика.
С 1920 Северная Ирландия управлялась в соответствии с Актом о правительстве Ирландии. Актом предусматривалась существенная степень автономии для североирландского парламента, оставлявшая за британским парламентом вопросы, связанные с обороной, внешней политикой, обеспечением королевской семьи, навигацией, почтой, верховным судопроизводством и некоторыми налогами. Парламент Северной Ирландии, заседавший в Стормонте, состоял из сената, палаты общин и губернатора, являвшегося представителем британского монарха. В 1972, однако, правительство Великобритании назначило перерыв в деятельности североирландского парламента. Законодательная власть перешла к британскому парламенту, а исполнительная – к министру по делам Северной Ирландии, являющемуся членом кабинета.
По биллю о конституции Северной Ирландии 1973, система правления страной была реорганизована. Была учреждена Ассамблея из 78 членов, избираемых на четыре года всеми гражданами, достигшими 18 лет. Система пропорционального представительства обеспечивала католическому меньшинству справедливое число мест. Ассамблея обладала ограниченными правами, а вопросы, связанные с внешней политикой, вооруженными силами, выборами и льготами, некоторыми налогами и обеспечение закона и порядка были оставлены за парламентом. Исполнительную власть осуществлял кабинет, члены которого, включая премьер-министра, избирались из членов Ассамблеи и должны были отражать его политическое лицо. В мае 1974, после всеобщей забастовки, объявленной протестантскими экстремистами, умеренно коалиционный кабинет подал в отставку. Работа Ассамблеи была приостановлена, и в силу вступил режим прямого правления Великобритании. В 1975 был избран конституционный конвент, распущенный в 1976, в 1982 – консультативная ассамблея, распущенная в 1986. Все это время продолжала действовать система прямого правления.
Население
Северной Ирландии составляет 1570 тыс. человек (1991), ок. половины из них проживают в городах. Самый большой город Белфаст (281 тыс. жителей в 1991), за ним следует Лондондерри, или Дерри (68 тыс. в 1984). Города с населением более 10 тыс. человек – Ньютаунабби, Бангор, Лисберн, Портадаун, Лерган, Ларн, Баллимина, Колрейн, Ньютаунардс, Ньюри, Арма, Каррикфергус и Ома. В Северной Ирландии велика доля молодежи и лиц пожилого возраста по отношению к численности трудоспособного населения. Такое распределение по возрасту – результат высокой рождаемости и продолжительности жизни.
Святой Патрик — любимец ирландцев
На ту же тему
Морские дьяволы во плоти: восход и закат ирландских пиратов
После изгнания епископа Палладия и был послан в эту негостеприимную страну святой Патрик, которому тогда было всего лишь около сорока лет и который отличался энергией и готовностью сворачивать горы. Тем более страна ему была уже знакома…
Магон (или Майвин, существуют и иные предполагаемые имена), принявший впоследствии имя Патрика, родился в Британии, в приличной римской семье потомственных священников. В своих воспоминаниях Патрик не пишет прямо, что в юности был неверующим, но мягко намекает, что был несколько невоздержан и вёл не самый благочестивый образ жизни.
То ли вследствие этого, то ли нет, но в шестнадцать лет будущего святого захватили ирландцы во время набега на Британию. В плен его взял, как говорят, чуть ли не король ирландский — Ниалл Девять Заложников, запомните это имя. Затем Магона продали в рабство, и он семь лет трудился у одного из друидов. Друиды, кстати, были образованнейшим и уважаемейшим сословием, так что юному Магону феноменально, можно сказать, повезло.
Пленение юного Магона
Ну а через семь лет он услышал во сне голос, который велел бежать из плена (хватит отсиживаться!) и дал подробные инструкции, как это сделать. Будущий креститель, не рискнув спорить, бежал из довольно комфортного рабства к морю, нашёл корабль, направляющийся в Британию, и спустя всего месяц скитаний добрался до родных краёв.
Теперь он точно знал, что его предназначение — миссионерство. Вот только сначала надо бы выучиться…
Магон отправился в Галлию, к епископу Герману, где был рукоположён и приобрёл имя Патрик. Долго и упорно он выбивал у Рима разрешение отправиться с христианской миссией в полюбившуюся ему прекрасную, но варварскую Ирландию, однако получал отказ. Неизвестно почему — может, он чем-то римским бюрократам не понравился.
И вот наконец на берега Зелёного острова отправили сначала Палладия, а затем и Патрика.
Экономика.
Северная Ирландия – самая бедная часть Соединенного Королевства. Ее экономика традиционно ориентировалась на сельское хозяйство, и до сих пор 80% земли составляют сельскохозяйственные угодья. В большинстве областей, за исключением графства Фермана и западной части графства Тирон, где земли используются главным образом под выпас, распространено смешанное хозяйство и фермеры занимаются одновременно выращиванием культур и разведением скота. Однако постепенно количество фермерских хозяйств сокращается, и на их месте возникают крупные специализированные хозяйства, оснащенные современной техникой. Главными продуктами сельского хозяйства здесь являются молоко, мясо, бекон, яйца, овес, картофель и ячмень.
В Северной Ирландии слабо развита горнодобывающая промышленность, и ей приходится импортировать энергетические ресурсы из Великобритании. На территории Северной Ирландии обнаружены бурый уголь, железная руда, бокситы, свинцовые и медные руды, однако добывать их невыгодно. При этом развиты разработки известняка, песка, щебня.
Промышленность сосредоточена в районах крупных портов. Одним из самых известных портов во всем Соединенном Королевстве является Белфаст. Среди других крупных портов – Ларн и Лондондерри. В восточной части страны начиная с 19 в. сконцентрирована большая часть промышленности, важнейшими отраслями которой являются текстильное производство и кораблестроение. В послевоенный период произошло замещение старых производств и отраслей новыми – аэрокосмической и электронной. Сильными остаются отрасли переработки продуктов сельского хозяйства. Доля безработных в стране составляет 13% (1994).
Самайн – праздник, напоминающий Хэллоуин
Здесь каждый год отмечают праздник, который очень похож на Хэллоуин. Его называют Самайн, он символизирует окончание периода сборки урожая. В прошлом ему придавали очень большое значение. Его считали «праздником мертвых».
Считалось, что люди, которые нарушали гейсы (табу), могли не пережить эту ночь. Также в Самайн подводили итоги: делили урожай, решали, какая скотина не сможет пережить зиму.
Интересный факт: в крупных городах России тоже отмечают Сайман. Это происходит во время фестивалей «кельтской» культуры.
Образование и искусство.
В Северной Ирландии обучение в начальной и средней школе обязательное для всех детей в возрасте от 5 до 16 лет. Среднему уровню образования соответствуют классические, собственно средние и технические школы. Для поступления в классические и технические школы необходимо сдать квалификационные экзамены. В систему высшего образования входят технические колледжи, университеты и педагогические колледжи. Университет Королевы в Белфасте, основанный в 1845, известен своей медицинской школой и является центром изучения гуманитарных и технических наук. В 1994 в этом университете обучалось 12,2 тыс. студентов. Ольстерский университет в Колрейне был создан в 1984 путем слияния Нового Ольстерского университета и Ольстерского политехнического института.
Художественный совет Северной Ирландии, субсидируемый государством, занимается массовой пропагандой искусства. В его ведении находятся Центр изобразительных искусств в Белфасте и галереи в Лондондерри. Ольстерский музей в Белфасте имеет картинную галерею с обширным собранием произведений ирландских художников, европейских мастеров 17–18 вв. и ранней английской акварели. Имеется также богатая коллекция ирландских монет, серебряных и стеклянных изделий. Замечательное культурное наследие Северной Ирландии демонстрируется также в Ольстерском народном музее в Култре близ Белфаста.