Четьи-Минеи представляют собой сборник памятников древнерусской литературы, составленный святителем Макарием в первой половине XVI века. Название сборника можно перевести как «Большие Месячные Чтения», поскольку он состоит из 12 томов, которые включали в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенных в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц. Материалы сборника были одобрены церковью и предназначались для домашнего чтения.
Об авторе
Митрополит Московский и всея Руси Макарий был выдающимся иерархом Русской Церкви. Родился в Москве около 1482 г., при крещении был наречен во имя Архангела Михаила. Имя «Макарий» он получил при постриге в монахи Пафнутьево-Боровского монастыря Рождества Богородицы в честь православного аскета-пустынника Макария Египетского.
В 1526 г. был рукоположен в сан архиепископа Новгородского и Псковского. При нем в Новгороде строятся и благоустраиваются более 40 храмов, в Софийском соборе был установлен амвон, изготовлены новые, богато украшенные царские врата, над входом в когорт написаны образы святой Софии и Пресвятой Троицы.
В 1542 году был избран на Московскую кафедру в качестве нового митрополита. В 1547 г. митрополит Московский впервые в истории России венчал на царствование Московского государя Ивана IV. В дальнейшем святитель Макарий оказывал большое влияние на царя и его политику, входил в «Избранную Раду». В 1552 году он благословил царя выступить в поход на Казань и предсказал победу. В 1555 г. в память о взятии Казани на Красной площади был заложен собор Покрова на Рву, более известный сегодня как храм Василия Блаженного. Митрополит лично освятил этот собор, жемчужину русской архитектуры.
Владыка Макарий скончался в 1563 г., был погребен в Успенском соборе. Образ святителя Макария — Отца Русской Церкви, просветителя и государственного деятеля — увековечена на памятнике «Тысячелетие России», возведенном в 1862 г. в Великом Новгороде. Митрополит Московский и Всея Руси был канонизирован в лике святителей в 1988 г.
Религиозная деятельность
Как глава Русской Церкви святитель Макарий созывал церковные соборы 1547, 1549 годов, в ходе которых были канонизированы русские святые, началась работа по составлению житий новых святых. В 1551 г. был созван знаменитый Стоглавый Поместный собор, важным решением которого стали отказ от полной секуляризации. В то же время было введено ограничение на дальнейшее расширение церковных земель, а также вводились финансовые ограничения привилегий духовенства.
Труды и творчество
Макария можно назвать покровителем книгопечатного дела на Руси. По его благословению впервые начинается книгопечатание в Кремле диаконом Иваном Федоровым. Еще будучи новгородским архиепископом, он проявляет интерес к книгописной и литературной деятельности. В 1539 г. по его инициативе был составлен Новгородский Владычный свод, являющийся продолжением летописи Новгородской IV, в основе которой лежал Владычный свод архиепископа Евфимия. Владычный свод Макария продолжал традиции летописания прошлого и вместе с тем отражал веяния своего времени, показывая проблематику Новгородской епархии.
Также под его руководством был составлен свод канонических правил, получивший название Сводной Кормчей Книги. Другим важным трудом святителя стала составленная по его по инициативе знаменитая «Степенная книга царского родословия», явившаяся первой попыткой систематизации русской истории. В ней охватывается период от Владимира Крестителя до Ивана Грозного и его сына царевича Димитрия. Писатель прославляет московскую монархию и стремится утвердить идею о том, что царская власть имеет божественное происхождение. В XVII веке «Степенная Книга» стала одним из самых читаемых произведений.
Наиболее известные труды:
- Новгородский Владычный свод;
- Степенная книга царского родословия;
- Кормчая книга;
- Великие Четьи-Минеи.
Самым же значительным произведением являются Великие Четьи-Минеи митрополита Макария.
Жития святых (четьи-минеи) святителя Димитрия Ростовского на русском языке в 12 томах
Даниил, а именно так звали святителя Димитрия до пострига, родился в 1651 году в семье Марии и Саввы Туптало недалеко от Киева. Отец будущего святого благодаря своим заслугам стал сотником, он добросовестно исполнял свои обязанности, часто отсутствовал дома, воспитанием сына занималась мать, которая привила сыну добродетели, благочестие, глядя на неё Даниил проникся верой в Бога.
Получив начальное домашнее образование, Даниил Туптало поступил в Братское училище Киева, где он проявил незаурядные способности в науках, прилежание, особенно ему удавались риторика, иностранные языки, он преуспевал в составлении проповедей, но главным для него было не произвести впечатление на публику, а сохранить внутреннюю устремлённость к Богу. Он предпочитал уединяться для чтения Священного Писания и творений Святых Отцов. Логичным стал его монашеский постриг в семнадцатилетнем возрасте, состоявшийся в Кирилловском монастыре Киева, он получил новое имя — Димитрий.
Подвизаясь в Киеве в течение семи лет, инок Димитрий стал иеродиаконом, а потом иеромонахом, в 1675 году по послушанию он переехал в Чернигов, где основной его задачей было проповедничество. Далее промыслом Божием святитель Димитрий оказался в белорусском Слуцке, его радушно принял ктитор Преображенского монастыря.
Иеромонаха Димитрия ждал украинский гетман Самойлович, который убедил его возглавить Максановский монастырь, перед этим он получил сан игумена. Надо отметить, что до этого ему предлагали стать игуменом других монастырей, но он по смирению отказывался. Его смирение подтверждает и тот факт, что он несколько раз в жизни удостаивался видений, когда ему являлись святые, но он умалчивал об этом. Пребывание игумена Димитрия в Максановском монастыре было недолгим: он возглавлял ещё несколько монастырей, пока в 1684 году не оказался в Киево-Печёрской лавре, где он писал жития святых, через несколько лет он получил сан архимандрита.
Последние годы жизни святитель Димитрий провёл в разных уголках России: в 1701 году он стал митрополитом Тобольским и Иркутским, а спустя год уже был в Ростовской митрополии, его передвижение регламентировалась указами императора Петра I. Митрополит Димитрий предчувствовал свою кончину: заранее указал место своего погребения, а за отпущенное ему Господом время трудился на ниве просвещения местного населения, при нём было открыто славяно-греческое училище. Святитель Димитрий Ростовский отошёл в мир иной 28 октября 1709 года, погребён был в Яковлевском монастыре, через сорок три года были обретены его мощи.
Знаменитые Четьи-Минеи святителя Димитрия представляют собой собрание жизнеописаний православных святых в 12 томах, каждый из которых соответствует одному из месяцев года, когда отмечается память тех или иных святых. Они предназначены для чтения дома христианами, написаны ярким церковнославянским языком. Ещё одна книга авторства митрополита Димитрия, достойная занять место в домашней библиотеке, это «Алфавит духовный», она задаёт верные ориентиры в жизни православного христианина.
См. также: Жития святых
Из истории создания Четьи-Миней
Материалы для Макарьевских Миней собирались более 25 лет.
В основу сборника были положены различные тексты, в их числе:
- торжественники;
- агиографические сочинения;
- жития святых;
- русские и переводные тексты патериков (Азбучно-Иерусалимского, Синайского, Египетского, Скитского, Киево-Печерского и Сводного);
- библейские книги и толковые Псалтыри;
- сочинения Отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова;
- материалы сборников: Златоуста, Златоструя, Маргарита, Тактикона;
- уставы, акты, грамоты, апокрифы.
При составлении Миней на основе древнейших текстов писались новые редакции и переводы, производилась сверка и исправление переводных произведений по их греческим оригиналам.
Над созданием текстов трудилось множество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков:
- богослов Зиновий Отенский;
- писатели и публицисты: Лев Филолог, Василий Тучков-Морозов, Ермолай Еразм;
- дьяк Дмитрий Герасимов;
- псковский священник-агиограф Василий-Варлаам;
- пресвитер Илья.
«Во спасение души» над Четьи-Минеями трудились и высшие церковные иерархи XVI века: крутицкий епископ Савва Черный, архиепископ новгородский Феодосий, владимирский и вологодский епископ Иоасаф. Всего было написано около 27 тысяч рукописных страниц, богато украшенных цветными орнаментами.
Редакции Миней
Известны три полностью завершенных списка Макарьевских Миней. Названия списки получили от мест их первоначального хранения.
Каждый список представляет собой самостоятельную редакцию сборника:
- Софийскую;
- Успенскую;
- Царскую.
Материалы для первоначальной редакции — Софийского списка — собирались во всех новгородских и псковских библиотеках: Вяжицкой, Софийской, Отенской и других. Работа над Царским и Успенским списками тоже проводилась в Новгороде, но, став митрополитом Московским и Всея Руси в 1542 г., Макарий уже смог привлекать к работе над списками книжников и переписчиков из разных монастырей и городов России. А окончательное оформление списков, скорее всего, происходило под его наблюдением в московском митрополичьем скриптории.
Создание Софийского списка было начато в Новгороде при архиепископском доме около 1529 г. и продолжалось в течение 12 лет. Софийский список создавался на основе новых и исправленных переводов оригинальных греческих текстов трудами разных книжников, переводчиков и писарей. Как свидетельствуют вкладные записи («Летописцы» Макария), Макарий вложил 12 книг из Софийского списка в новгородский Софийский собор «на помин души» своих родителей в 1541 г. Из 12 книг Софийского списка до нашего времени сохранилось только 8 — были утрачены экземпляры за декабрь, январь, март и апрель. 7 книг находятся в составе Софийского собрания Российской Национальной Библиотеки, а один том за август хранится в Центральном государственном архиве древних актов.
12 Успенских томов Макарий внес в качестве вклада «на память своей души и по своих родителях в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г., где этот свод хранился до 1886 г., после чего его передали в Синодальную (Патриаршую) библиотеку. Успенский список является единственным из всех трех сохранившимся в полном составе. Он находится в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.
Создание Царского списка, предназначавшегося для царя Ивана Грозного, продолжалось еще в 1554 г. В XVII веке Царский список хранился в царских палатах. В этом списке отсутствуют две книги (март, апрель), уцелевшие десять книг хранятся в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.
О переизданиях
В XVII веке Макарьевские Минеи были положены в основу Миней четьих Чудовских Германа Тулупова 1600 г., в XVII-начале XVIII веков — в основу Миней Дмитрия Ростовского, которые стали издаваться в Киеве. Частично новый сборник Димитрий Ростовский дополнил материалами из латинских и греческих книг.
Начиная с середины XVII века Минеи перестали издавать, все труды по собиранию житий святых были приписаны Димитрию Ростовскому. Жития святых XVIII века стали называть «Жития святых Димитрия Ростовского».
Издание сборника было осуществлено в 1863—1916 гг. Археографической комиссией, но изданы были только книги с сентября по апрель.
На начало XXI века Минеи в печатном или электронном виде полностью так и не были изданы.
Перевод текста на современный русский язык был начат Кириллом Меламудом в 2021 году.
Великие макарьевские Четьи Минеи. Назидательное чтение в Древней Руси
Архимандрит Макарий (Веретенников)
Великие макарьевские Четьи Минеи.
Назидательное чтение в Древней Руси
Великий Новгород был выдающимся церковным, государственным и культурным центром Древней Руси. С его именем связаны древнейшие памятники нашей отечественной письменности. Активную роль в ее развитии играли новгородские монастыри, а также соборный храм святой Софии Премудрости Божией и Новгородские святители.
Особое место среди Новгородских владык занимает святитель Геннадий — богослов и полемист, библеист и литургист, оставивший уникальный памятник — библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе. Продолжателем его трудов был архиепископ Новгородский Макарий (1526 — 1542), позднее — Митрополит Московский и всея Руси (1542 — 1563). Он уже предпринимает усилия по собиранию воедино вообще всей духовной литературы, имевшейся в Древней Руси в то время.
В Русской Церкви к XVI веку существовала различная переводная и оригинальная литература, имелись различные книги для назидательного чтения. Назывались они Четьи Минеи. Их появление на Руси восходит к Киевскому периоду. Они охватывали весь годовой период и имели в своем содержании жития, но не на каждый день. В последующее время идет постепенное заполнение лакун, после житий стали появляться гомилетические произведения, т. Е. назидания, проповеди. К числу таких памятников следует отнести Супрасльский сборник XI века, Успенский сборник XII-XIII веков. Отдельные тома минейного круга сохранились от XV века. Первый известный систематический опыт работы над житийными памятниками, в связи с чем можно назвать конкретное имя, принадлежал преподобному Нилу Сорскому и его ученикам. После смерти Нила Сорского, последовавшей 7 мая 1508 года, в Кирилло-Белозерском монастыре переписали созданное им грандиозное собрание житий — годовой свод Четьих Миней. Это был труд нескольких писцов во главе с Гурием Тушиным, учеником Нила.
Различные усилия русских подвижников и деятелей на поприще духовного просвещения предшествующего времени нашли достойное продолжение в лице святителя Макария. При дворе архиепископа Макария велась интенсивная литературная деятельность. По его благословению делается перевод «Толковой псалтыри» епископа Брунона Вюрцбургского, пишется житие и служба преподобному Михаилу Клопскому, житие болгарского мученика Георгия Нового, составляется Пасхалия на восьмую тысячу лет, ведутся летописные работы. Этим трудам предшествовала работа инока Досифея, племянника преподобного Иосифа Волоцкого, над исправлением текста Синайского Патерика в 1528 — 1529 гт., сделанная им по благословению архиепископа Макария.
В послесловии к Патерику он писал. «И ныне убо и в нашей земли такая (подвижники. – архим. М.)
много бывают, но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема». Работа над Синайским Патериком — это раннее известие о литературных начинаниях святителя Макария и хронологически предшествует началу работы над собиранием Миней Четьих. Стремление инока Досифея собрать и записать сведения об отечественных подвижниках благочестия выразилось впоследствии в составлении им Волоколамского Патерика. Задачи, поставленные владыкой Макарием, были значительно шире. Учитывая опыт архиепископа Геннадия, святитель Макарий начинает собирание и систематизацию агиографического, гомилетического, святоотеческого, духовного наследия Древней Руси, т.е. создание Четьих Миней.
Четья Минея означает собственно книгу для чтения в течение определенного месяца. В древности имелись два принципа систематизации: более распространенным был календарный, отразившийся в богослужебных книгах, другой появился несколько позднее и был алфавитным (известен «Азбучный Патерик»).
Несомненно, большая и кипучая книжная деятельность владыки была всем известна. Выдающийся писатель XVI века инок Отенской обители Зиновий, обращаясь в послании к новгородскому дьяку Я.Шишкину и имея в виду святителя Макария, писал «…государь, живешь ис божественна мужа велика Святителя и Божия книги на всяк час чтутся ту».
Во вкладной записи Успенских Миней святитель подробно говорит о содержании книг и о работе над ними: «А писал есмь сия святыя великия книги в Великом Новгороде, како есми тамо был архиепископом, а писал есми и собирал и в едино место их совокуплял дванадесять лет многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких почастей, но и паче же многи труды и подвиги подъях от исправления и костра неких и древних пословиц преводя на русскую речь и сколько нам Бог дарова уразумети толико и возмогохом исправити, иная же и до днесь в них не исправлена пребысть и сия оставихом по нас могущим с Божиею помощию исправити». Несколько выше он дает и характеристику содержания Миней: «И в тех Четьих Минеях все книги четьи собраны, святое Евангелие, четыре Евангелиста толковые и святой Апостол, и все святыя апостольския послания, и деяния с толкованием, и три великия Псалтыри разных толковников, и Златоустовы книги — Златоструй и Маргарит, и Великий Златоуст, и Великий Василий, и Григорий Богослов с толкованием, и великая книга Никонская с прочими посланиями его, и прочия все святыя книги собраны и написаны, в них — пророческия и апостольския, и отеческия, и праздничныя слова, и похвальныя слова, и всех святых отец жития, и мучения святых мученик и святых мучениц, жития и подвизи преподобных и богоносных отец, и святых преподобных же страдания и подвизи. И все святыя Патерики написаны азбучныя, иерусалимския, и египетския, и синайския, и скитския, и печерския и все святыя книги собраны и написаны, которые в Русской земле обретаются и с новыми святыми чудотворцы».
В последнее время сделаны некоторые наблюдения о методике работы при создании Миней, о принципе отбора материала для них. За структурную основу создаваемых Миней был положен Пролог, точнее — один из его списков, переписанный по повелению архиепископа Макария в 1532 году в Новгороде. Характерная его черта — наличие большого числа болгарских, новгородских и общерусских памятей. Проложный материал был пополнен минейными житиями, проповедями, то есть гомилетическим наследием святых отцов соответственно по дням Православного Месяцеслова. Материал, который нельзя было приурочить к определенному дню, помещался в конце рукописи. Плодом кропотливых двенадцатилетних трудов святителя была Софийская редакция Четьих Миней, данная святителем вкладом в Новгородский кафедральный собор святой Софии Премудрости Божией в 1541 году.
Но собирание и поиски — процесс творческий, поэтому выявление новых духовных сокровищ, которыми жила Русская Церковь в то время и которые бытовали по преимуществу в северных ее пределах, продолжалось. С учетом последних было предпринято составление новой редакции Миней, известных ныне как Успенские.
В ноябре 1552 года, в десятилетнюю годовщину Первосвятительства, новый комплект Миней был дан в кафедральный Успенский Собор Московского Кремля, что и определило их именование «Успенские». Как и Софийские Минеи, Святитель дал их, согласно вкладной, «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок». Сведения об этом вкладе можно встретить и в Синодике-помяннике кремлевского Успенского Собора, где указан род Митрополита Макария и далее говорится: «И по тех по всех душах дано в Сенадик богородицкому протопопу Ивану з братьею на собор дватцать Рублев денег, да в соборную церковь Успение Пресвятыя Богородицы Русьскые Митрополиа дано по тех же душах дванадесять
Миней четьих великих книг, писаны все в дестный лист и в тех Минеях четьих все святые книги четьи написаны, которые в Русьском царстве обретаются и с новыми чюдотворцы на память своей души и по своих родителях в вечный поминок».
В то время, как завершалась работа над Успенскими Минеями, по желанию царя Иоанна IV начали создавать еще один такой список для него. Один писец, активно участвовавший в этом процессе, сообщает об этом в приписке к рукописи: «А писал Мокий, бысь бо тогда повеление от царя великого князя Ивана по многим градом святые книгы, в Великом же Новегороде царьскым повелением повелеваша тогда писати сия святыя книгы Фома Софейской священник». Хотя здесь говорится о «повелении от царя», но оно не могло быть не согласовано с митрополитом и не исполнено в школе, которая была выпестована святителем. Царские экземпляры Миней по сравнению с Успенскими были еще несколько расширены по своему содержанию. Так, в них помещено существенно больше житий русских святых. Протограф Успенской Минеи послужил основой и при составлении Царской Минеи. «С этого-то сборника и была списана основная часть Царского экземпляра». Таким образом, все великое предприятие, начатое вскоре после прибытия святителя Макария в Новгород, было завершено им уже в Москве в начале 50-х годов.
Чтения каждого дня в Макарьевской Четьи Минее содержали в начале тексты обычного Пролога и Стишного. Затем следовали житийные тексты из Миней Четьих и наконец, гомилетические произведения на данный день месяца. В день памяти Евангелистов или Пророков помещались также их книги из Священного Писания или труды Отцов Церкви в день их памяти. Те материалы, которые нельзя было приурочить к определенному дню, помещались в конце Минеи. Содержание их весьма разнообразно: это и Толковая Псалтырь, и грамоты Всероссийских Митрополитов, и др.
Великие Макарьевские Четьи Минеи вобрали в себя памятники славянской культуры, возникшие на заре ее существования, первые оригинальные русские произведения, книжные богатства дома святой Софии, новгородских монастырей и пр. Самый русский памятник в Минеях — это Слово о Законе и Благодати Митрополита Киевского Иллариона (XI в.), помещенное под 15 июля на память святого равноапостольного князя Владимира. Последующие произведения русского происхождения — творения епископа Туровского Кирилла, «Паломник» игумена Даниила, агиографические труды плодовитого писателя Древней Руси, афонского иеромонаха Пахомия Серба и др.
Вместе с этим мы найдем в Минеях также памятники духовной литературы, которые были созданы в одно время с Минеями. Это житие преподобного Пафнутия Боровского (уже имеется в Софийском списке), Синайский Патерик, исправленный иноком Досифеем, Толковая Псалтырь Брунона Вюрцбургского, переведенная Димитрием Герасимовым, житие преподобного Михаила Клопского, составленное В.М.Тучковым, житие болгарского мученика Георгия (в Царском списке), Письмовник, жития русских святых, канонизованных в середине XVI века. Наряду с массой житий святых, авторство которых не указано, в Минеях много произведений, преимущественно гомилетического характера, которые подписаны именами различных духовных писателей. Список этих византийских, болгарских и русских авторов весьма внушителен.
Наиболее объемное исследование, посвященное Великим Макарьевским Минеям Четиям, принадлежит американскому исследователю Д.Б.Миллеру, который попробовал увидеть в их содержании идейную направленность. «Обилие текстов макарьевского собрания, — пишет он, — показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством, есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом царств». Различные русские жития также показывают образ православного государя, его покровительство церквам и монастырям. Московские государи везде называются «царями», «самодержцами всея Руси». Созданные незадолго до соборных разбирательств ереси Матфея Башкина и Феодосия Косого, Минеи содержат самые различные произведения антиеретической направленности.
Правомочен вопрос: известны ли имена писцов Великих Макарьевских Четьих Миней? Успенские Минеи не сохранили имена своих писцов, так как в результате позднейших переплетов они были сильно обрезаны и на полях не сохранили никаких помет. Известны имена только писцов Царского списка, благодаря работе Г.Н.Протасьевой, описывавшей рукописи Синодального собрания. Удалось установить более пяти десятков имен писцов, которые переписывали Царские Минеи, но до наших дней сохранились не все записи писцов, так как одни частично или полностью были обрезаны при переплете, другие трудночитаемы теперь и, наконец, из всего комплекта до нас не сохранились два фолианта. Таким образом, уже только это число писцов достаточно характеризует организаторские усилия и способности митрополита Макария. Созданный памятник, впитав в себя духовные письменные сокровища Древней Руси, и сам явился величайшим вкладом в русскую культуру. Если Московские князья явились собирателями Русской земли, то святитель Макарий явился духовным собирателем на Руси.
Великие Макарьевские Четьи Минеи и Макарьевские Соборы 1547, 1549 годов, на которых были канонизованы русские святые, взаимосвязаны между собой. Это аккумуляция письменности и толчок к ее последующему развитию. В то время было создано множество житий русским святым или их новых редакций, служб, похвальных слов. В это время появляется типологически новая по своему содержанию книга, сверстница Великих Миней — Книга новых Чудотворцев. Так тогда называли новоканонизованных и всех русских святых. В подобных книгах содержатся службы, жития, похвальные слова русским святым. Книга новых Чудотворцев, начиная с середины XVI века получает широкое распространение в древнерусской книжности.
Велико влияние Макарьевских Миней и на последующие минейные комплекты. В конце 60-х годов XVI столетия в Александровой слободе был создан годичный цикл Миней, оригиналом для которых послужил Успенсхий список Макарьевских Четьих Миней. Позднее эти Минеи были даны вкладом князем Димитрием Пожарским в Соловецкий монастырь. На рубеже XVI-XVII веков в Чудовом монастыре были созданы так называемые Чудовские Четьи Минеи. Почерковая традиция Макарьевских Миней наблюдается и в них. В конце 20-х годов XVII века, когда Россия пережила разруху Смутного времени, в Троице-Сергиевом монастыре иеромонах Герман Тулупов создает комплект Миней. Макарьевские Минеи, как мы помним, стремились собрать воедино все тексты. Но между Макарьевскими Минеями и тулуповскими есть и общее — это протографы. В середине XVII века Троицкий священник Иоанн Милютин переписал годовой комплект Миней. Макарьевское наследие проникло сюда через опубликованные к тому времени материалы и Стеленную книгу.
В конце XVII века на Украине начинается составление новых Четьих Миней и впервые — печатание. Составителем их был скончавшийся на Ростовской кафедре митрополит Димитрий (†1709; пам. 28 окт). В «Предисловии к читателю благочестивому», находящемся в Минее, говорится, что источником для них помимо греческих книг послужили «отчасти же и западных древних святых в Православии просиявших последи же аки верх всея истинны, и достоверия совершенство име великия книги Минеи Четьи блаженнаго Макария Митрополита Московскаго и всея России, жившего в лето от бытия мира 7064, а царство благочестиваго царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца. Яты и его Великия книги Минеи Четьи согласия ради пишемых житий святых».
В прошлом веке Археографическая Комиссия предприняла издание Великих Макарьевских Четьих Миней. Первый сентябрьский том был выпущен из печати в 1868 — 1869 годах. В последующее время была опубликована полностью только октябрьская Минея, почти полностью — ноябрьская, частично — декабрьская и январская, а также агиографическая часть апрельской Минеи. После революции была закрыта Синодальная типография и прекратилось издание Макарьевских Миней.
Идеей величия Русской земли и необходимости централизации областных священных преданий проникнута и литературная деятельность Макария по составлению Великих Четьих Миней. Великие Четьи Минеи Макария по своему составу представляют собою прежде всего собрание оригинальных переводных житий, сохранившихся на Руси от начала христианства до середины XVI в.
Великие Макарьевские Четьи Минеи, сохраняя на своих страницах литературу предшествующего времени, оказали влияние на последующие агиографические сборники; они публиковались, изучались и изучаются учеными различных специальностей наших дней, тем самым свидетельствуя о тысячелетней традиции русской духовной письменности.
Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников). Великие макарьевские Четьи Минеи. Назидательное чтение в Древней Руси. «Вышенский паломник». Журнал религиозного объединения — братства «Благотворитель» во имя Святителя Феофана затворника Вышенского. Рязань, июль 1996. С.60-61.
Литературные особенности
Четьи-Минеи, являют собой своего рода сборник всей литературы Древней Руси, в котором, по идее митрополита Макария, собраны все книги русской земли, то есть почти вся духовно-учительная и церковно-повествовательная литература, существовавшая к тому времени на Руси. За каждым повествованием о старинной были или житием следуют поучения, которые надлежало читать в дни памяти святых.
Жанровые особенности
Жанр миней начал складываться в Византии в 10 веке. Существовало два основных типа жанра: служебный, предназначавшийся в основном для служителей клира, и общий, предназначенный для более широкого круга читателей духовной литературы. Состав сборника велик и разнообразен, поэтому текст представлен различными жанрами.
Композиция
Композиция произведения построена в соответствии с идеей расположения материала по дням и месяцам церковного календаря. В каждой из 12 книг тексты подобраны и расположены по дням, на которые приходится память святого. Те материалы, которые не поддавались общей логике распределения, не имевшие связи с именем какого-либо святого, помещались в последние числа месяца как своеобразное дополнение.
Язык и стиль
Составители стремились к равному объему всех книг, каждая из которых насчитывает примерно 1500—2000 листов «александрийского» формата, разделенных на две колонки, написанных полууставом и украшенных изящными вставками нововизантийского стиля — золотой фон с преобладанием рисунков синего цвета. Заглавия выполнены четкой киноварной вязью.
Созданию сборника предшествовала огромная редакторская работа, заключавшаяся в стилистической переработке пестрого материала, включенного в Минеи, с целью выдержать изложение в едином велеречивом, торжественном стиле, поскольку общая стилистика должна была подчеркивать возрастающее могущество Московского Православного Государства. Монументальность сборника также связана с идей о том, что Москва является наследницей Византии в мировом историческом процессе.