Победи шамана, обрати брахмана. Истории православных миссионеров


Апостол Петр

Из числа Двенадцати Апостолов прежде всего нам нужно остановиться на Петре, служившем как бы языком для других из его группы. О его миссионерской деятельности больше всего говорят первые двенадцать глав исторической книги Деяния Апостолов, остальные главы этой книги говорят об ап. Павле.
1Рожденный в Вифсаиде, он жил в Капернауме со своим братом Андреем, занимаясь рыбной ловлей близ того места, где Зеведей с сыновья ми, Иаковом и Иоанном, занимались тем же ремеслом на Галилейском озере. Пётр был женат и имел в своём доме тёщу, которую Христос исцелил. С женой впоследствии путешествовал, совершая миссионерское служение (1 Кор. 9:5). Первое его имя было Симон, но Христос переименовал на Пётр (Кифа — скала), предвидя, что, несмотря на некоторые его природные слабости (самоуверенность и горячность) он всё же рождённый лидер в группе двенадцати.

Первая его встреча с Иисусом произошла при Иордане (Иоан. 1:42), когда его брат Андрей привёл его к Иисусу. Впоследствие он вместе с братом был призван в Галилее для миссионерского труда.

После его отречения в минуту опасности он восстановлен Воскресшим Христом, о чём повествует глава двадцать первая евангелия от Иоанна.

Первые 12 глав Деяний Апостолов говорят нам о его победном выступлении в Иерусалиме после сошествия Святого Духа, о его основной деятельности в Иерусалиме и окрестностях вплоть до того момента, когда, согласно царь Ирод Агриппа I (сын Аристовула), внук Ирода Великого, убив ап. Иакова, хотел то же сделать и Петру, который, однако, был спасён из тюрьмы Божиим вмешательством. С тех пор (44-ый г. по Р.Х.) он больше разъезжал.

Пётр был послан в Самарию помолиться о ниспослании Духа Святого на уверовавших из этого народа, и он также установил труд среди обращённых в иудейство прозелитов, быв у Корнилия в городе Кесарии.

Апостолом Петром передано то, что записано в евангелие от Марка, и через этого же помощника (Иоанна Марка) написаны 1-ое и 2-ое послание Петра. Хотя в послании говорится о Вавилоне как месте пребывания Петра, некоторые думают, что это был Рим после великого пожара при Нероне, когда там начались гонения, во время которых был казнён ап. Павел (в 64-ом г. по Р.Х.) а затем и он сам.

Легенда католиков, что Пётр основал церковь в Риме, опровергается Деяниями Апостолов и посланием к Римлянам,

в которых ничего об этом не вспоминается. Но он прибыл туда, чтобы приготовить к страданиям церкви в Малой Азии, предупреждая их об «огненном искушении».

Легенда о его смерти прекрасна, но не доказана авторитетными свидетельствами. Никаким папой он не был, ибо сам себя им не считал: согласно его посланию, он называл себя «сопастырем» (1Пет. 5:1-5), и другие не считали его папой (Гал. 2:7-14). Отсюда заключение, что Пётр не первый епископ Римской церкви, а один из трех столпов церкви Иерусалимской, какими почитались: Пётр, Иоанн и Иаков, брат Господень, о котором речь ещё впереди.

I. Православное миссионерство

Возникновение ересей предвидели апостолы Христовы (2Пет. 2:1–3). При появлении ереси христианин и пастырь не опасаются за Истину и Церковь, которой, по непреложному обетованию Спасителя, не одолеют врата адова; он скорбит и опасается за отпадающих от Истины и Церкви людей. Миссионерство, как охранение православных от ереси и как вразумление заблудших, есть прямой долг местного приходского пастыря. Всякий миссионер совне есть сотрудник или помощник приходского пастыря. Ближайшие помощники миссионерствующего пастыря суть: диакон, псаломщик, учитель церковной школы, избранные прихожане. Сплотить прихожан вокруг пастыря для миссионерских целей удобно могут следующие учреждения: Церковно-приходские братства, Общества ревнителей Православия, Сестричные братства, Общества трезвости; уставы для них могут быть вырабатываемы самими приходскими священниками. Для пастыря весьма ценна помощь прихожан. Прихожане благовременно могут дать пастырю все нужные сведения об отступниках, могут помочь ему охранением православных, даже могут помочь личным воздействием на отступников. Братства и общества могут дать и материальную помощь делу в нужных случаях. В обращении православных прихожан с отступниками требуется, однако, осторожность, дабы они «не повредили своего ума». Весьма полезна пастырю помощь женщин, как твердый оплот родной истины, оне в своем усердии могут сильно воздействовать на мужей и детей.

Общий характер пастырско-миссионерских средств отрицательно выражен в знаменитом изречении митр. Григория: «полицейские меры – не наши меры». Это высказано было еще в начале XIX столетия. Церковь располагает одними нравственными средствами; что касается внешних и гражданских мер, то оне суть дело Государево. Государство, дорожащее своим союзом с Церковию, по долгу принимает свои меры для ослабления разрушительной деятельности исповедников ереси. Миссионерствующему пастырю, разумеется, подобает знать государственные узаконения, о вере и Церкви. Таковые узаконения изложены в «Основных Законах Российской Империи» и в приложениях к ним – в «Уставе инославных исповеданий» и в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений». По нынешним нашим Основным Законам, Православная Вера и Церковь признается господствующею («Основ. Законы» изд. 1906 г. ст. 63–66), и потому ей одной принадлежит право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения и веры («Устав иносл. испов.» ст. 4. «Устав о предупр. и пресеч. преступлений» ст. 70). Евангелическо-лютеранской и другим инославным церквам повелевается воздерживаться от прозелитизма («Устав иносл. исповед.» ст. 256, 779, 1102 и 1110), им воспрещается прикасаться в делах веры к убеждениям совести последователей Православной Церкви и других вер и отвлекать их от своих («Устав о предупр. и пресеч. преступлений» ст. 70, 77, 45 и 63). При нарушении названных узаконений сектантами приходской пастырь может вчинять дело, но только через епархиальное начальство, и то с полной осмотрительностию.

Указание пастырско-миссионерских средств можно найти, после Св. Писания, в следующих изданиях Св. Синода: «Наставление священнику относительно заблуждающих от истин веры» (5 изд. 1856 года); «Постановления Преосвященных юго-западного края, собиравшихся в г. Киеве 1884 г.». «Правила об устройстве миссий и способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам» (опред. Св. Синода 25 мая 1888 года); «Определение Св. Синода по поводу заключений 3-го Всероссийского миссионерского съезда, бывшего в г. Казани в 1897 году («Миссионерское Обозр.» 1900 г. № 7–8); «Определения Св. Синода по поводу заключений 4-го Всероссийского миссионерского съезда, бывшего в 1908 году в г. Киеве» (Церк. Вед. 1908 и 1909 г.г.); наконец – «Правила об устройстве внутренней миссии православной русской Церкви, утвержденные Св. Синодом 22–28 мая 1908 года» Церков. Вед. 1908 г. № 22). Правила 1908 года являются последними по времени и имеют главное руководящее значение при организации миссионерского дела в епархиях. Соответственно всем этим синодальным распоряжениям, на миссионерствующем приходском пастыре лежит долг применения в его приходе совокупности следующих средств, способных создать сильное миссионерское воздействие на верных Церкви прихожан и на отступников:

1) Необходима для пастыря постоянная осведомленность о религиозных воззрениях местных сектантов, о личном составе их и бдительный надзор за ними, дабы они не занимались распространением своего лжеучения.

2) Должна быть точная запись лиц: рожденных в секте и совратившихся, с надлежащим сообщением о них сведений Епархиальному Начальству.

3) Следует вести изъяснительные, увещательные и обличительные беседы с отступниками (см. Беседу 4).

4) Церковная проповедь и внебогослужебные собеседования с положительным изложением и изъяснением прорекаемых отступниками истин веры разбор сектантских заблуждений при внебогослужебных собеседованиях (см. Беседу 4).

5) Возвращающихся в лоно Церкви отступников и лиц колеблющихся в вере можно допускать ко Св. Причастию только после тщательного и полного испытания их совести на исповеди.

6) Настоятельно необходимо неопустительное посещение пастырем домов прихожан при требах с предпраздничной молитвой, ознакомление с их духовными нуждами и благоприличная беседа при сем. Удобно при этом осведомиться у бывших школьников и школьниц о том, насколько помнят они выученное по Закону Божию и как применяют его дома. Начинать посещение домов нужно заблаговременно до праздника.

7) Подобает внушать прихожанам, согласно слову Божию: всемерно удаляться от отступников, не посещать их молитвенных собраний и не принимать их к себе в дом.

8) Одни избранные в начитанности и твердости в истинах веры прихожане могут быт направляемы на беседы с отступниками. Помощь священнику таких начетчиков весьма существенна, и он сам должен озаботиться подготовкою их. Они могут составить собою основное ядро для образования приходского братства или кружка ревнителей Православия.

9) Миссионерствование путем школы, – школы церковно-приходские смешанные и женские (см. Беседы 5 и 6).

10) Устройство церковно-народных и миссионерских библиотек при храмах или при школах, раздача народу религиозно-нравственных листков Троицких, Киевских, Пантелеимоновских и др., раздача миссионерских брошюр.

11) Испытание восприемников при крещении, а также испытание при исповеди, при браке и в других случаях знания прихожанами молитв, – научение молитве посредством пения и хорового чтения на внебогослужебных собеседованиях.

12) Устройство церковных хоров и общего пения при богослужении. Где имеются хорошо организованные хоры, там желательно общее пение хотя некоторых молитв, напр. на Вечерни «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши», на Утрени «Слава в вышних Богу», на Литургии «Верую во единого Бога», «Достойно есть», «Отче наш».

13) Совершение всенощных бдений и других молитвословий в удаленных от приходского храма деревнях и хуторах; местом молитвословий по преимуществу может быть церковная школа.

14) Необходимо наблюсти за тем, чтобы существующие и вновь сооружаемые для церковного и домашнего употребления кресты и иконы были благоприличного вида и письма. Освящение новосооружаемых крестов и икон подобает совершать в храме всенародно и торжественно, при выразительном чтении положенных молитв, которые исполнены глубокого миссионерского содержания.

15) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы.

16) Обязательно должно быть молитвенно-благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе, т. е. хорошее псалмодическое чтение.

17) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение св. крещения должно быть через погружение и по возможности в св. храме.

18) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по несколько человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедывать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к узнанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановл. юго-зап. Преосвященных 1884 года).

19) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от уроков, особенно от уроков в вымогательстве, – ибо штунда сама заявит ему: «врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля.

20) Необходимо усовершать себя посредством чтение святоотеческих и особенно подвижнических творений. Как много мы теряем, не читая наставлений святителя Феофана, затворника Вышинского, величайшего между современными нам психолога молитвенных и нравственных состояний! (Все труды его весьма доступно изданы в Москве Афонским Пантелеимоновым монастырем).

21) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудших. «Отче святой, соблюди их во имя Твое, их же дал еси Мне, да будут едино» (Ин. 17:11)!

Апостол Иоанн

Из числа двенадцати апостолов вторым среди трех столпов считался апостол Иоанн, сын Зеведеев, брат Иакова. Его встреча с Иисусом состоялась при Иордане после крещения Иисуса, когда Иоанн, будучи учеником Иоанна Крестителя, оставил своего учителя и пошёл за Иисусом. Эта встреча осталась незабвенной. После этого он вернулся в Галилею, где был призван через год или немного больше Христом вначале Его служения в Галилее. Христос назвал его и брата его Иакова «сынами громовыми» из-за их горячего темперамента и ревнования об Иисусе в Самарии, а также за желание быть первыми в грядущем Царстве Христовом. Не взирая на это Иоанн стал любимым учеником Иисуса. Он единственный не сбежал после ареста Христа и стоял при кресте Его, и там принял Мать Его под свою опеку. Думают, что он имел дом также в Иерусалиме, и потому был знаком первосвященнику и мог принять к себе Марию, а после — и сыновей её. Кроме того, именно Иоанн в «своём евангелие описал служение Иисуса в Иудее и особенно в Иерусалиме, что говорит о его хорошем знакомстве с условиями жизни в том городе. Но нас интересует его миссионерская деятельность.

В Иерусалиме

Он является вторым столпом Иерусалимской церкви, сопровождая Петра при исцеление хромого у входа в храм. С Петром он разделяет тюремное заключение (Деян. главы 3 и 4). Из Иерусалима Иоанн сопровождал Петра в Самарию для укрепления в Духе Святом обратившихся самарян (Деян. 8:14-17).

За Иерусалимом

Считают, что после Иерусалима, то есть после разрушения его в 70 году, Иоанн перенёс свою деятельность в Ефес, который стал тогда самым влиятельным пунктом миссионерского труда. Из его школы вышли три знаменитых ученика: Поликарп, впоследствие епископ Смирнский, Папиас епископ Иерапольский и Игнатий — епископ Антиохийский.

Особенное значение имели написанные им или под его диктовку книги:

1. Евангелие, начинающееся с предвечного рождения Христа и кончающееся особенной 21-ой главой, как добавлением, поясняющим, что несправедливо ожидание Пришествия Христа до его; т. е. Иоанна, смерти. Написано около 90 г. по Р.Х.

2. 1-ое послание против гностиков. 2-ое и 3-ье послания — из личной переписки сохранившиеся.

3. Откровение, написанное после 95 года, когда произошло гонение при императоре Домициане. В следующем году (96-ом) Иоанн, который был сослан на остров Патмос в Средиземном море, был освобождён и описал свои видения, дарованные ему во время ссылки. Также видение прославленного Христа (в 1-ой главе) и послания семи церквам в Малой Азии, которым он служил. Он был апостолом любви и таким остался, дожив приблизительно до 100 лет.

Умер около 100-го по Р. X.

Замечательные истории миссионеров 2

В воскресенье пошел в магазин,

и как обычно взял с собой новый завет для кассира. Когда подарил кассирше Евангелие, она так удивилась и обрадовалась. Сказала что буквально только что думала, где можно купить новый завет. Слава Христу!
* * * Сундар получил Божью помощь,
когда его арестовали в городе под названием Раса, в Тибете. Он был взят перед верховным ламой и обвинен в христианском учении, «иностранной» религии. Его приговор был быть брошенным в сухую скважину, где много людей до этого были оставлены умирать. Верх был закрыт крышкой, и Сундар был заперт среди разлагающегося мяса и костей, чтобы сгнить в полной темноте. Он думал: «
Мой Бог, почему Ты оставил меня?
» Через несколько часов он услышал, что крышка убрана, и увидел спускающуюся веревку. Голос сказал: «Держись за веревку». Сделав петлю, поддерживающую его под рукой, Сундар выбрался наверх и снова с наслаждением вдохнул свежий воздух. Вокруг не было ни следа его избавителя, но он наслаждался свободой. На следующий день он опять публично учил об Иисусе. Когда верховный лама услышал об этом,
он снова арестовал Сундара и гневно потребовал объяснений, как тот сбежал.
Был только один ключ от замка крышки, поэтому лама предположил, что он украден. Он был удивлен, найдя ключ, по-прежнему прикрепленным к своему поясу. Он немедленно освободил Сундара, сказав ему покинуть область, но больше не смел наказывать его.

* * *
Американский миссионер рассказал эту историю.
Он попросил одного индейца-христианина рассказать о том, что он думает о Христе.
Индеец опустился на колени
и выложил из сухих листьев большой круг. В центре он положил червяка и поджег листья. Тщетно червячок пытался найти выход из горящего круга, грозившего ему гибелью. Наконец, обессилев, он прекратил свои попытки спастись и приготовился к худшему. Тогда индеец протянул руку и, осторожно взяв червячка, перенес его на прохладную травку. После этого, обратившись к миссионеру индеец сказал: «Вот это как раз то, что сделал для меня Иисус Христос».

* * *

Это важно!

Пожалуйста,
не забывайте молится за всех миссионеров, которые заняты этим делом и за тех, кто поставлен на это дело. Жаль, что многие любят больше ничего не делать и ворчать на других. Многие христиане заражены страстью к состязаниям и словопрениям, кто прав, кто виноват. Не будьте такими!
Учитесь быть вежливым и понимающим. Каждая душа бесценна для Бога и дорога Ему. Молитесь за всех миссионеров, которые выполняют поручение Христа. В Библии сказано: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.» (Матф.24:14) По материалам: bible-facts.org

Филипп

В Деяниях Апостолов 8:5-25 рассказывается о том, как Филипп пришел в Самарянский город Сихем, в котором некогда, после обращения самарянки, Христос провёл два дня (Иоан. 4:6-43). Тогда был посев, а теперь наступила обильная жатва, несмотря на неприятный случай с Симоном волхвом, который хотел купить Духа Святого за деньги (отсюда происходит слово «симония»).

В Деяниях 8:26-39 повествуется об обращении Ефиоплянина, казначея царицы Кандакии, через которого семя Евангелия было занесено в сердце Африки.

О самом Филиппе знаем очень мало, кроме того, что он был избран в диаконы, и что ему Духом Святым было дано направление в Самарию, оттуда — на пустынную дорогу в Газу, а затем в города Иудеи, Азот (Лидду, Иоппию) и Кесарию, повсюду благовествуя.

Последние сведения о нём, находим в Деян. 21:8-10, когда в доме его, которого (теперь называли благовестником и диаконом, остановился на многие дни апостол Павел со своими спутниками для проповеди Евангелия в Кесарии. Из этого видим, что Филипп оставался в центре духовного труда там, где через Петра Бог призвал Корнилия и других прозелитов из язычников (римлян).

Так через двух диаконов Бог произвёл великую миссионерскую работу. Один должен был умереть, чтобы слово двинулось, а другой должен был идти и благовествовать. Знаем ли мы, что Бог хочет употребить каждого из нас, если мы согласны принять пути Его? Апостол или диакон исполняй волю Божию. Для голодного не всё ли равно: даст ли ему хлеб царский слуга или чёрный раб. Всё от Бога и во всём да прославится Бог!

Иаков — брат Господень

Книга Деяний Апостолов перечисляет среди тех, которые ожидали к Иерусалиме сошествия Святого Духа, Марию — матерь Его и братьев Его (гл 1, ст. 13). В двенадцатой главе повествуется о казни Иакова, брата Иоаннова, затем об аресте Петра и его чудесном освобождении, после которого Пётр попросил сообщить об этом Иакову и братьям в Иерусалиме. Следовательно этот Иаков, остававшийся в Иерусалиме, считался ответственным лицом в Иерусалимской церкви. В пятнадцатой главе сказано, что во время первого Иерусалимского собора Иаков выступал авторитетно, поддерживая Петра, и предлагая освободить христиан из язычников от подчинения закону Моисееву. Это и привело к положительному окончанию решений собора.

Оглядываясь на прошлое в служении Иисусу, апостол Павел в послании к Галатам (2:9) говорит: «Узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным».

ИтакИаков нам представлен как столп, поддерживающий Иерусалимскую церковь из евреев. Традиция называет его первым епископом этой церкви, пользовавшимся громадным авторитетом и среди христиан, и у евреев. Его прозвали Иаковом Праведным, который одинаково подчинялся как требованиям закона Моисеева, так и благодати во Христе Иисусе. Для евреев он это считал обязательным, но для уверовавших из язычников он этого не требовал, как требовали многие ревнители из его церкви, ходившие по пятам ап. Павла и вносившие смуту в церкви из язычников. (Читай послание к Галатам).

В последний раз в Деяниях Апостолов говорится об Иакове в главе 21-ой стихи 18-25, когда он вместе с другими пресвитерами уговаривал Павла, для успокоения уверовавших евреев, принять на себя обет назорейства, но осуществление этого совета привело Павла к аресту и тюремному заключению. Иаков, конечно, этого не желал и не предвидел. Он продолжал возглавлять Иерусалимскую церковь до 66-го года, и был убит, согласно традиции, подтверждённой Иосифом Флавием, по проискам первосвященника — саддукея в 66-ом г. почти перед началом еврейского восстания против римлян.

Иакову, брату Господню, приписывают послание Иакова, которое им направлено к находящимся в рассеянии после гонений двенадцати коленам Израилевым. Очевидно он имел в виду всё еврейство в диаспоре, стараясь приблизить их ко Христу Иисусу.

По внешней форме это послание состоит из отдельных частей по разным вопросам, подобно Притчам Соломона. Так как автор послания Иуды называет себя братом Иакова, то думают, что и он принадлежал к братьям Господним (см. Матф. 13:55).

В заключение прочитаем ещё вступление Иакова в его послании, стихи 1-12, дающее нам чудную картину этого раба Божия.

О СМЕРТИ ИАКОВА у И. Флавия сказано, что первосвященник Анан, саддукей, пользуясь случаем, :что прокуратор Фест умер, а Альбин находился в пути из Александрии, собрал синедрион, представил им Иакова, брата Иисуса, называемого Христом, обвинил его в нарушении закона и велел побить, камнями. Наиболее справедливые из граждан написали жалобу царю Агриппе, прося его запретить Анану поступать противозаконно, а некоторые известили Альбина, что Анан не имел права сзывать синедрион без его разрешения. Альбин написал гневное письмо Анану, а царь Агриппа лишил его первосвященства, которым Анан пользовался три месяца.

Победи шамана, обрати брахмана. Истории православных миссионеров


Фото из личного архива Священник Георгий Максимов

«Мы крестили филиппинку, и у нее пропала опухоль»

Священник Георгий Максимов, миссионер на Филиппинах:

Я родился и рос в атеистической семье, собирался поступать во ВГИК, мир кино мне очень нравился. Но прочитал Евангелие от Луки, почувствовал, что это необычная книга, понял, что жизнь одна и потратить ее надо на высшее — а выше Бога ничего нет. Поэтому я поступил в православный университет и стал священником.

Четыре года назад на Филиппинах прошел сильный тайфун — «Йоланда». Тысячи людей погибли. Мой знакомый, отец Кирилл Шкарбуль, служил тогда на Тайване и решил собрать гуманитарную помощь для филиппинцев. Он приехал в зону бедствия и познакомился там с аглипаянцами — это церковь, отделившаяся от католиков сто лет назад. Их архиепископ, познакомившись с отцом Кириллом и восхитившись тем, как он воплощает веру в жизни, позвал его и попросил сделать прихожан православными. Нас ждали тысячи людей, и в числе священников, направленных на Филиппины для катехизации, оказался и я.

Миссии не спонсируются из какого-то специального фонда нашей церкви. Большую часть денег мы получили от знакомых, друзей, прихожан, а владыка Марк помог с билетами на Филиппины. Миссии — это всегда выход из зоны комфорта, путешествие туда, где ты ничего не можешь контролировать. Поэтому просто приходится полагаться на Бога, отдавать себя в Его руки.

Я останавливался, как правило, не в отеле. Жил в бамбуковых домах филиппинцев, в деревянных пристройках у храма — где будет возможность остановиться, там и останавливался. Ел я вместе с филиппинцами — рис, рыбу, яйца, фрукты.

Главное для миссионера — любовь. Она очень многому учит. Любят не с девяти утра до шести вечера, это не работа, любить нужно постоянно. Если ты любишь, то миссионерство становится в том числе и гуманитарным делом. Одна наша прихожанка-филиппинка серьезно заболела. Она из бедной семьи, денег на лечение у нее нет, так что я помог ей финансово. Мы не можем привезти грузовик риса, но помогать в силу своих возможностей обязаны, хотя наша главная задача — помочь людям понять православие и укрепиться в нем.

Вождь сказал: давайте, крестите меня, а вслед за мной покрестятся все мои люди. Но мы не можем на это пойти. Ведь речь идет о человеческих судьбах

На Филиппинах есть аборигены, язычники. Они живут в горах. И вот вождь племени билаан заинтересовался православием. Мы приехали к нему, познакомились. У аборигенов сознание архаичное: что вождь скажет, то все и будут делать. Вождь сказал: давайте, крестите меня, а вслед за мной покрестятся все мои люди. Но мы не можем на это пойти. Ведь речь идет о человеческих судьбах: мы не можем принять в православие тех, кто еще не понимает, что значит быть православным. А чтобы это племя поняло, что такое православие, нужен миссионер, готовый поехать туда на два-три года, жить, работать, шутить, помогать — все делать вместе с этими аборигенами, понять их прежде всего. И только потом учить их православию. Пока такого человека не нашлось, поэтому историю с этим племенем мы поставили на паузу.

В миссии с утра до вечера ты что-то делаешь: проводишь богослужения, читаешь лекции, учишь церковному пению. Ты постоянно находишься в пути, потому что много кто хочет узнать о православии в совершенно разных местах. В последнюю миссию за полтора месяца у меня был только один более-менее свободный день. К счастью, моя жена с пониманием к этому относится, отпускает меня. А однажды мне даже удалось взять ее с собой. Ее поддержка придает мне силы, так что во всем, что мне удалось сделать, есть и ее заслуга.

Нередки на миссиях чудеса. Я своими глазами видел историю молодой девушки, больной раком. Община помогала ей финансово, девушка проходила лечение, но это не давало результатов. В какой-то момент врачи сказали, что лучше просто пойти домой и спокойно умереть. Девушка приняла это как волю Божию, смиренно, и отправилась молиться святителю Николаю. Через неделю она в последний раз пошла на анализы в больницу — оказалось, что раковая опухоль полностью исчезла.

Один мой знакомый миссионер сказал, что самое прекрасное, что он видел в жизни — это глаза человека, который впервые слышит Евангелие. А я испытал самые благодатные чувства, когда мы крестили людей в августе 2015 года в филиппинском селении Ладол. Сотни людей в белых одеждах шли к морю принимать крещение — наверно, это было похоже на то, что было на Руси 1000 лет назад. Мы крестили девять часов. И я совершенно не чувствовал усталости.

Потом я ходил по улицам и видел ребят: они играли в футбол, а на шее у них были крестики, которые я на них надел. Я тогда подумал, что прожил жизнь не впустую.

«Брахману было тяжело, и я его крестил»

Священник Станислав Распутин, миссионер в Индии:


Фото из личного архива Священник Станислав Распутин

До 15 лет я был атеистом. Потом пережил мистический опыт встречи с Богом, стал верующим и понял, что единственный смысл жизни — в служении Богу.

Я поступил на юридический факультет и параллельно служил в церкви пономарем. Получив диплом, стал преподавать в университете, но довольно быстро ушел в священники. Что меня взяли в церковь, объясняется просто: у меня был большой опыт, больший, чем у многих, кто закончил семинарию.

Сам я не искал путей стать миссионером — просто следовал воле Божьей. И однажды мне предложили поехать в Индию. Ожиданий у меня не было: хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Но были задачи: например, мне нужно было крестить в православие бывших прихожан англиканской церкви. Кроме заранее поставленных задач, возникали новые и новые. Я крестил брахмана, представителя высшей индийской касты. У него была тяжелая жизненная ситуация, и во сне ему явился Христос, хотя он ничего не знал о православии. Христос сказал: «Не бойся, я тебя спасу». Прошел месяц — и я уже крестил брахмана.

Индуисты не очень любят христианских проповедников. Ко мне однажды пришла девушка из семьи индуистов и попросила покрестить ее. Она рассказывала, что только за то, что члены ее семьи нашли у нее Библию, ее сильно избивали. Девушка крестилась, семья отреклась от нее, и ей пришлось уйти из дома.

В России люди немного закостенели, у нас часто нужно уговаривать ходить в храм, а в Индии, где православный храм не так-то просто отыскать, люди жаждут истины. Они приходят не из моды, они хотят жить так, как учил Христос. Он же вне рамок культуры, он пришел в мир не только для евреев или русских, а для всех.

Бывает, проповедуешь для тысячи человек, все начинается хорошо, а через три года никто из этой тысячи не остается в православии

В России православная церковь старается быть церковью большинства, часто это сказывается на понимании людьми веры: из 10 крещенных в России в лучшем случае трое вернутся в церковь в течение полугода. А в непросвещенных странах нет цели угодить большим массам людей, работа ведется индивидуально, поэтому вера глубже и искренней.

Никогда не знаешь, какие результаты принесет миссия. Бывает, проповедуешь для тысячи человек, все начинается хорошо, а через три года никто из этой тысячи не остается в православии. А бывает, проповедуешь для 10 человек — и через три года они привлекают к вере тысячу других людей.

У священника есть три основные обязанности: священнодействовать, учить православных слову Божию и заниматься душепопечением. Миссионер может не делать ни первого, ни второго, ни третьего. Главная задача миссии — показать людям альтернативу общепринятому жизненному пути. Например, если просто рассказать в школе о здоровом образе жизни и при этом упомянуть о духовном здоровье — это тоже будет миссией.

Миссия — это естественная потребность христианина делиться радостью Божией, которую он испытывает. К сожалению, сейчас довольно мало миссионеров отчасти из-за того, что в Советском Союзе у Церкви были очень ограниченные возможности для миссионерства, и так жило несколько поколений верующих, а чтобы сформировался новый опыт, должно пройти достаточно времени. Еще миссия — это выход из зоны комфорта. А готовы на это немногие.

«Крестили монголку — и к ней перестал приходить мертвый дедушка»

Отец Корнилий, миссионер в Монголии и Кении:


Фото из личного архива Отец Корнилий

С детства для меня было естественно, что Бог есть. При этом в юности у меня был неприятный опыт греха. Я понимал, что делаю что-то плохое, но не мог остановиться. Я ходил в церковь и однажды познакомился с отцом Даниилом Сысоевым, которого в 2009 году убили. В этом человеке я увидел, что можно жить без греха — не блудить, не пить, а жить по-христиански. Постепенно я стал воцерковляться, пошел на миссионерские курсы отца Даниила. Я узнал дивный церковный мир, и мне хотелось поделиться этим знанием с людьми.

Отец Алексей Трубач, настоятель православного храма в Улан-Баторе, пригласил отца Даниила Сысоева в Монголию. Но отца Даниила убили, поэтому поехали мы — его ученики. С моим братом во Христе мы остановились в русской гостинице. Ее владелец — православный человек, он сделал нам большую скидку на проживание.

Я к монголам плохо не отношусь за то, что когда-то давно их предки держали нас под игом. Христианское отношение к людям — это отношение ко всем как к равным. К тому же татаро-монгольское иго — это Божье наказание за междоусобные распри. Тогда ведь христиане убивали христиан.

Но сейчас в Монголии господствует буддизм неприятного толка — тибетский. В музее экскурсовод показывал нам инструмент, которым буддийские ламы совершают свои обряды: он сделан из берцовой кости 17-летней девушки. По словам экскурсовода, обряд сохраняется до сих пор, человеческие жертвоприношения никуда не делись. Еще они поклоняются духам, в один день монгол может сходить к ламе, а потом к шаману. Это приводит к тому, что светским языком называется полтергейстами и барабашками. Когда мы приехали в храм в Улан-Баторе, то к нам пришла монголка, которая уверяла, что духи заставляют ее стать шаманкой. Не знаю, чем закончилась история с этой женщиной, с ней работал отец Алексей. Знаю точно, что к одной монголке перестал приходить мертвый дедушка, когда мы ее крестили.

В Монголии есть и протестанты, именно среди них мы должны были проповедовать. Они хотя бы верят в Бога. Апостол Павел тоже сначала шел к своим, к евреям, которые уже знали единого Бога, а только потом шел к язычникам.

Мы приходили в их молитвенные дома и рассказывали про православие. Со стороны пасторов мы, конечно, встречали противодействие. Один из них отменил все собрания на весь период, что мы там были, чтобы мы ни в коем случае к нему не зашли. Перед нами закрывали двери, вызывали охрану, но там, где нас хотели слушать, мы проповедовали.

Настоящие православные, не номинальные, а еженедельно посещающие церковь, ищущие Бога — пусть даже кенийцы, — ближе нам, русским православным, чем русские атеисты

Сложно говорить об успешности этой миссии, потому что мы пробыли в Монголии всего три недели. Нам важно не количество обращенных, а качество их веры. Когда к святителю Николаю Японскому пришел протестант и попросил крестить его в православие, то святитель Николай отказал ему, попросил пойти и подумать над своим желанием. Ведь крещение — это изменение жизни и мировоззрения, а не просто обряд.

Потом я вернулся в Россию, но пробыл дома не долго. OCMC — православная американская миссионерская организация — пригласила меня на миссию в Африку. Так я оказался в Кении.

Я попал в страну совсем с другой культурой и образом жизни. Африканцы очень бедны, у них очень жарко, много болезней и паразитов. Ты приезжаешь с защитными средствами, а у местных этого нет. И при этом они радуются жизни, любят друг друга.

Был такой отец Владимир. Он чернокожий, кениец. Он решил заняться миссией на севере своей страны — с племенами туркана. За несколько лет отец Владимир обратил около 300 человек. Мы тоже проповедовали среди народности туркана. Так как большинство из них уже были крещены, в основном мы проводили катехизис — углубление в веру.

Африка активно христианизируется, причем не только православными, но и католиками, и протестантами. Конечно, речь идет не о северных странах Африки, где принято мусульманство и за христианскую проповедь могут просто-напросто убить: казнить официально или же линчевать.

Настоящие православные, не номинальные, а еженедельно посещающие церковь, читающие молитвы, ищущие Бога — пусть даже кенийцы, — ближе нам, русским православным, чем русские атеисты.

В Кении я тоже пробыл недолго — всего около месяца. А настоящая миссия должна длиться как минимум год, а лучше — всю жизнь.

«Страх ада трудно побороть». Как в России меняют религию

Российские вероотступники рассказали «Снобу», как верить в нескольких богов то вместе, то порознь, а то попеременно и что делать, если ты еврей, но в радиусе тысячи километров нет синагоги

«Сына обрежем, а дочь покрестим». Как живут смешанные семьи

Почему иудейке с мусульманином лучше, чем с православным, и на что никогда не дадут добро свекровь-католичка и теща-буддистка

Варнава

.Не будь Варнавы, неизвестно, какое направление приняло бы служение ап. Павла. После обращения Павла не было моста между ним и еврейством, и это естественно, но так же не было моста между ним и апостолами, которые ему не доверяли. В такой момент Бог послал Варнаву.

Его происхождение и самостоятельная деятельность.

Некоторые данные о нём находим в Деян. 4:36-37. Тут впервые упоминается его еврейское имя Иосия, и говорится о продаже принадлежащего ему участка земли и что деньги переданы были апостолам для помощи неимущим. Апостолы его назвали Варнавой, что значит псын утешения». Он родом был левит, но родился на острове Кипре, а это означало, что он знал греческую культуру и говорил по-гречески.

Он нужен был Богу при введении Савла к апостолам (Деян. 9:26-27).

Личные качества Варнавы привели к тому, что, когда апостолы узнали о самостоятельном возникновении через свидетельство простых верующих большой церкви в Антиохии, то послали его — быть мостом между Иерусалимом и Антиохией.

Первое миссионерское путешествие Варнавы с Павлом.

Не Иерусалим, а Антиохия были первым миссионерским центром. Призвание Варнавы и Павла записано в Деян. 13:1-5. Одна из подробностей этого путешествия, продолжавшегося один год или два, ведёт нас на родину Варнавы, на остров Кипр, а оттуда — в центральную Малую Азию, и почти тем же путём обратно в Антиохию (главы 13-14). Сопровождал их Иоанн Марк, вернувшийся с полпути в Иерусалим.

Варнава как бы является в начале лидером, но постепенно смелые действия Павла выдвигают его на первое место. Начинают они свою проповедь в синагогах, доказывая Писаниями из Ветхого Завета, что Иисус есть Христос. Пользуются греческим переводом Ветхого Завета, т. н. «Септуагинтой» В синагогах, обыкновенно находят, кроме евреев, греческих прозелитов, обращённых в еврейство, называемых «чтущими Бога»

Во всяком месте они наталкиваются на противоречия и разделение умов и основывают христианские общины. На обратном пути ставят в общинах пресвитеров из среды местных уверовавших. Начиная от Кипра, имя Савл, как еврейское, заменяется именем Павел, что по-латыни означает «малый» Таким образом инициатива постепенно переходит к «малому». Всё же они чудесно дополняют друг друга, и этим ещё раз доказывается важность практики Христа, чтобы посылать миссионеров по два.

Новые события заставили их отправиться в Иерусалим для проверки своей деятельности. Путь туда был похож на триумфальное шествие.

В «Синайской рукописи», найденной Тишендорфом, имеется «Послание Варнавы», которое одни издатели разделили на 21 главу, а другие — на 15 глав. По содержанию послания трудно допустить, чтобы оно было написано Варнавою, спутником ап. Павла. Вот образец изложения Писания и грядущих событий этим неведомым Варнавою: «Суббота упомянута в начале творения: «И сотворил Бог в шесть дней дела рук Своих, и в седьмой закончил, и почил в оный, и освятил его» Заметьте, дети мои, что значит: «Он закончил в шесть дней» Значение такое: «В шесть тысяч лет Господь Бог всё приведёт к концу». Глава 13:3-4 (в другом издании — глава 15).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]