Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь с. Клыково Епархиальные монастыри РПЦ


Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь

Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь — одно из мест паломничества в Калужской области. Он находится в селе Клыково, в 18 км к югу от Козельска и в 85 км к северу от Калуги (проезд через Козельск). Монастырь окружен березовыми рощами, живописными лугами и полями, раскинувшимся по берегам рек Жиздра и Серена. В этих удивительных местах расположен другой знаменитый монастырь — Оптина Пустынь.

История строительства

Неподалеку от Клыково стоит село Курыничи. В 1733 году здесь построили деревянную церковь, но век спустя случился пожар, и сгорело все, кроме Образа Спаса Нерукотворного и древнего Евангелия. Как он появился в Курыничах, доподлинно неизвестно, тем не менее он хранился там с давних пор. В 1820-х в Козельском уезде разразилась холера. Эпидемия не обошла стороной и Клыково. Было решено привезти сюда Образ Спаса Нерукотворного, чтобы общими молитвами остановить бедствие. С крестным ходом его пронесли вокруг села, и через считанные дни напасть прошла. В честь свершившегося чуда вместо старой церкви, построенной из дерева и сильно обветшавшей, в 1829 году возвели каменный храм в честь иконы Спаса Нерукотворного.

С приходом советской власти авторитет церкви пошатнулся. В начале 1920-х началась агрессивная антирелигиозная пропаганда. Притеснение церкви сопровождалось страшными событиями, в том числе расстрелами священников. В 1924 году полностью разорена Оптина Пустынь. Часть священнослужителей переселилась в Клыково, но обстановка все более накалялась, и в 1937 году храм был закрыт и в разное время использовался как зернохранилище, ремонтная мастерская, склад для азотных удобрений.

Храм в селе Клыково возвратили церкви только в 1991 году. Здание производило печальное впечатление: все было разорено, разрушалось и пришло в полную негодность. Работы по реставрации храма и других строений на территории были завершены в 1999 году.

В торжественной обстановке в 2001-м в селе Клыково был открыт монастырь Спаса Нерукотворного пустынь.

Схимонахиня Сепфора

Паломничество верующих во многом связано с посещением могилы матушки Сепфоры, которая жила в монастыре в 1996—1997 гг. Дарья Шнякина, родившись в XIX веке, была современницей многих значимых событий в истории страны и мира.

Ее жизнь была тяжелой: потеря близких на войне, раскулачивание, смерть детей, родителей, супруга. В 1946 году она переехала в Киреевск в Тульской области. Однажды во время уединенной молитвы ей явились ангелы, которые начали надевать на нее монашеские одежды. Это был обряд пострига. Втайне от дочерей она уехала в Лавру, где в 1967 году ее благословили на постриг в мантию и нарекли Досифеей.

В 1989 году ее постригли в схиму с именем Сепфора. В Клыково она поселилась в 1996 году, и чуть более чем через год она скончалась.

Расписание богослужений в монастыре Спаса Нерукотворного

По будням:

  • 17:00 — вечернее богослужение,
  • 06:00 — полунощница,
  • 07:00 — часы, божественная литургия.

По воскресеньям и праздничным дням:

  • 17:00 — вечернее богослужение,
  • 09:00 — часы, божественная литургия.

Уточнить расписание на текущую неделю.

Как добраться до монастыря Спаса Нерукотворного в Клыково

Существует несколько спобов доехать до монастыря. Во-первых, на личном автомобиле из Калуги или Козельска (см. схему). Во-вторых, на маршрутном такси. Наконец, на экскурсионном автобусе из Козельска или Калуги.

От автостанции Козельска по понедельникам, четвергам, субботам, воскресениям в 07:00 и 14:00 отходит маршрутное такси. Конечная — село Бурнашево (500 м до монастыря).

Матушка Сепфора (Шнякина)

Старчество — великое явление в Православии. Издревле святые принимали людей, приходивших к ним за советом. Люди узнавали о святости подвижника по его дару чудотворения и прозорливости. Именно после долгих аскетических подвигов принимали людей и Оптинские старцы. Они изгоняли из одержимых людей бесов, исцеляли, пророчествовали и утешали людей в любых бедах.

Их традицию наследовала и матушка Сепфора. Она говорила не от себя, а от своего молитвенного опыта общения с Богом.

Сегодня почитается самым известным Собор Оптинских старцев – собрание великих святых подвижников, живших совсем недавно в Оптиной Свято-Введенской пустыни. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

В Соборе прославлены 14 преподобных старцев Оптиной Пустыни. Эта монашеская обитель была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век. Находится Свято-Введенская Оптина Пустынь недалеко от города Козельска. Здесь два века назад был возрожден опыт духовного наставничества мирян — старчества. Ранее, после реформ Петра Великого, в России было принято лишь коротко исповедоваться, причем с недоверием к священнику — Петр Первый повелел духовенству под страхом наказания доносить на преступников.

Возрождение старчества в Оптиной пришлось на Золотой век русской литературы. Некоторые старцы повлияли на жизнь и творчество русских писателей: Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Константина Леонтьева (последний жил в обители долгое время).

Самый известный Оптинский старец — преподобный Амвросий. Святому Амвросию по воле Божией должно было стать важным звеном непрерывной цепи Оптинских старцев. После смерти одного из первых старцев, Макария, в обители почти воцарилось уныние: умер духовный наставник, братия не знала, как обходиться без духовных советов. Святой Амвросий смог стать на его место духовника, и в течение 30 лет, несмотря на тяжелые болезни, помогал советом и укреплял дух не только братии, но и всех приходящих к нему людей России.

Сам великий Достоевский нашел утешение у старца Амвросия Оптинского после семейной трагедии — смерти маленького сына. Многие эпизоды величайшего романа писателя «Братья Карамазовы» стали итогом размышлений в этой поездке, а в литературном образе святого старца Зосимы все современники узнали самого святого Амвросия. В романе «Братья Карамазовы» вы можете прочитать о ежедневном приеме людей святым Амвросием, его помощи им и прочитать описание его внешности и поведения: Достоевский оставил поистине неоценимый подарок всем почитателям Оптиной.

РОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Как появляются на Земле монастыри?

Людям, которые не очень хорошо знакомы с жизнью Церкви, может показаться, что это просто результат административного решения церковного руководства: начальство распорядилось, составили проект, выделили деньги, людей, технику, и через запланированный срок — пожалуйста! Еще один монастырь готов к заселению монахами! Но как же далеки от реальности подобные фантазии…На самом деле любой монастырь не строится, а рождается. Он возникает на стыке человеческой самоотверженности, решимости посвятить свою жизнь спасению души и — благодатной помощи свыше, которой Господь отвечает на такую устремленность человека к Небу. Даже не очень искушенные в вопросах истории Церкви люди знают, что Троице-Сергиева лавра начиналась именно с такой решимости, проявленной преподобным Сергием, Киево-Печерская — с преподобных Антония и Феодосия, Соловки — с Зосимы и Савватия… Но эти монастыри появились очень давно. И нам порой трудно поверить, что и в наши дни новый монастырь рождается точно так же, как и столетия назад — из молитвенного подвига человека и Божьего ответа на его молитвы.

Игумен Михаил (Семенов) — наместник одного из самых молодых монастырей на нашей планете: обители в честь Нерукотворного Образа Господня в деревне Клыково (Калужская область) чуть больше десяти лет. Общаясь с отцом Михаилом, мы получили уникальную возможность познакомить читателей с удивительной историей, что называется, из первых рук, поскольку о. Михаил стоял у самых истоков этого чуда Божия — рождения нового монастыря.

Что я здесь делаю?

С чего начиналось Клыково? Трудно сказать… Я тогда, в начале девяностых, только приехал в Оптину пустынь, трудился на послушании, снабжением занимался. И, прожив там больше года, с грустью вынужден был констатировать: у себя дома, в Крыму, читая книги святых отцов и общаясь с обычным приходским священником, я получил знаний о духовной жизни больше, чем за год жизни в монастыре. Дело в том, что монахи тогда нас, паломников попросту избегали, сторонились. А нам очень не хватало именно такого, личного общения с более опытными христианами. Возник какой-то духовный вакуум, который необходимо было заполнить. И мы нашли себе отдушину. Неподалеку от Оптиной, в деревне Новоказачье жил на покое старенький иеромонах, отец Петр. Когда-то он был насельником Почаевской лавры, прошел через советские лагеря, отсидел одиннадцать лет. Когда открылся Оптинский монастырь, его позвали туда, но отец Петр отказался. Он остался жить в деревне, в своем домике, а в Оптину иногда ездил на службы — молился, причащался… В один из таких его приездов мы и познакомились. Я и еще человек семь таких же молодых паломников начали навещать отца Петра. Покупали каких-нибудь продуктов, хлеба там, пряников, и ехали к нему в Новоказачье. Нельзя сказать, что он как-то особенно нас окормлял или давал духовные наставления. Большей частью мы просто беседовали, отец Петр рассказывал о своей жизни… Но от этого общения веяло тем самым теплом, которого нам так не хватало в монастыре.

И вот, в один прекрасный момент батюшке предложили стать настоятелем храма в деревне Клыково. Получилось это тоже не совсем обычно. Там жил один человек, Владимир, который купил в Клыкове дом и с благословения старца Илия начал практически в одиночку восстанавливать храм — закупил на свои деньги материалы, заказал рамы для окон… Он и предложил владыке назначить отца Петра настоятелем Клыковского храма.

А я ведь уже бывал там раньше. Там неподалеку оптинские поля, и я по хозяйственным делам туда ездил. Увидал храм разрушенный на горе и пошел посмотреть. Тогда никакой ограды здесь, конечно, не было. Я вышел на пригорок, посмотрел на всю эту красоту — на реку, луга… У меня прямо душа наполнилась каким-то новым чувством, как будто свежего воздуха наконец вдохнул вдоволь. Помню, подумал тогда: вот это да! Я тут занимаюсь непонятно чем, а жизнь-то — вот она, вот где красота Божия! В то время в Оптиной среди паломников была такая смешная многоступенчатая иерархия: дали тебе рабочий халат — ты уже достойный человек, не новичок; подрясник — ты вообще великий… А уж если кого в братской трапезной благословили обедать — тут все! Человек начинал ходить по монастырю — вот так, с высоко поднятой головой! Я смотрел на все это и думал: «Как же так? Почему? И что я-то тут делаю? Я ведь из мира уходил именно от этого, от этой дурацкой системы отношений, я в школе все это видел, потом — в армии, пришел в монастырь, а тут, оказывается, то же самое, опять какой-то карьеризм»… Такие вот мысли тогда в голове крутились.

А здесь стою на берегу и сердце замирает — какая красота! И такими глупыми и никчемными показались мне все эти дрязги…

И вот возвращаюсь из очередной командировки в монастырь, а там — отец Петр. Хватает меня за рукав, глаза горят, счастливый: пойдем, говорит, меня владыка благословил, будем храм восстанавливать, пойдем! Маленький такой батюшка был, сухонький… Я говорю ему: если отец Илий благословит, конечно, пойду. А сам уже как шарик воздушный: только нитку отпусти и сразу — фьюить! В Клыково, как в небо! И когда отец Илий начал паломников набирать для восстановления Клыковского храма, я не выдержал и, как маленький, к нему кинулся: «Батюшка, а я, а я-то как? Можно и мне?» Отец Илий улыбнулся и говорит: «Да-да, конечно, иди и ты, помоги отцу Петру». У меня — будто камень с души.

Строящийся братский корпус монастыря — на 80 келий.

Битва за богослужение

Насколько я теперь понимаю, первые два года жизни в Клыкове Господь просто испытывал нас — выдержим ли? Нет, я был абсолютно уверен, что у нас все получится, тем более и отец Илий нас утешал постоянно. Но два года наша жизнь представляла собой ежедневную борьбу за быт, за какие-то простые вещи, в тогдашних условиях требовавшие от нас невероятных усилий. А самое главное — эти два года были для нас буквально битвой за богослужение. Дело в том, что нынешней дороги к храму тогда не было, да и вообще никакой дороги не было. Была церковь на горе, а вокруг в дождливую погоду — сплошное болото. Наш настоятель отец Петр был уже старенький, он остался жить у себя в деревне, а к нам в Клыково приезжал только служить. И мы возили его на службу и домой. Но весной и осенью грязь становилась вовсе непролазной, и для того, чтобы доставить в храм священника, нам приходилось организовывать целую экспедицию. Зрелище было впечатляющее: трехмостовый вездеход «Урал» тянул в гору по раскисшей глине «уазик», где сидел отец Петр. Такой вот у нас был тогда «папамобиль», на котором мы подвозили батюшку прямо к дверям храма, потому что сразу же от порога начиналась почти полуметровая топь.

Правда, летом было удивительно хорошо даже тогда. Красиво, все в зелени… Не было ни асфальта, ни заборов, ни домов. Просто рай на земле — все заросшее, нетронутое. Тут ведь были еще кусты, деревья, которые мы убрали, когда планировку местности делали. И трава выше человеческого роста! Через эти заросли шли две тропинки, по которым изредка ходили местные жители, но их даже видно не было из-за травы. Настоящая пустынь была. Зелень, небо — и тишина…

Но это летом. А осенью вся округа превращалась в болото. Бывало, идешь в трапезную в кирзовых сапогах и придерживаешь их на каждом шагу рукой, чтобы в грязь не засосало. Так и топаешь — чвак, чвак… Заходишь в трапезную, а там на полу уже вот такой слой глины — братия нанесли. А как по-другому? Воды-то не было, мы ее бидонами метров за сто из-под горы таскали. Ну, летом или зимой — ладно. А осенью… Тащишь тележку с бидоном по грязи волоком, а сапоги-то придерживать уже и нечем — руки заняты. Пару бидонов на день хватало только на приготовление пищи, ну и посуду помыть. Кто-то один дежурил на кухне, а остальные — работали, работали… Вообще мы тогда очень много трудились. Где-то до 1998 года вкалывали каждый день часов по восемнадцать, не меньше. Сейчас, уже имея определенный опыт в строительстве, я вспоминаю те времена и думаю иногда: ну чего мы так упирались? Проще было бы нанять рабочих, технику, и все можно было сделать гораздо меньшей кровью. Но если посмотреть глубже, то не так все просто. Душа жаждала подвига, и эта наша работа тоже была частью подвижничества. Мы старались подражать древним монахам — молились, уничижали плоть тяжелым трудом, питались очень скудно. Нас ведь никто не обязан был снабжать продуктами, и финансирования никакого не было. Что люди принесут, тем и жили. Бывало, что на семерых — одна буханка хлеба, и неизвестно, будет ли завтра хоть такое пропитание. Но мы твердо решили остаться здесь, полностью положились на волю Божию. И Господь посылал нам все необходимое, иногда вовсе уж каким-то удивительным образом.

Вот такое оно — Клыково! Белокаменный остров среди буйного моря зелени.

На «газончике» — в Тамбов

Когда мы сюда пришли, здесь уже не совсем голое место было. Владимир оставил нам свой домик, стройматериалы… Мы в течение месяца застеклили один придел храма, сложили печку, построили временный иконостас из фанеры, кровлю поправили. В общем, через месяц уже можно было служить. Владыка освятил храм малым чином, отец Петр регулярно совершал богослужение, жизнь потихоньку налаживалась. Но дело шло к зиме, а у нас — ни продуктов, ни денег, ни каких-либо реальных надежд на улучшение материального положения. Как жить дальше — непонятно.

И вдруг приходит ко мне какая-то бабушка, совсем незнакомая, и рассказывает совершенно фантастическую историю: где-то на Тамбовщине, оказывается, есть две деревни, которые еще с советских времен окормлялись монахинями, поселившимися там после хрущевских гонений. Матушек там очень уважали, и они руководили этими деревнями, словно монастырем: решали, когда что сажать, где чего сеять… И вот эта бабушка советует нам туда поехать, поскольку люди там очень доброхотные и любят жертвовать, особенно монастырям, которых в те времена и было-то несколько на всю страну. А тут еще так получилось, что один оптинский инок продал свою квартиру в Москве и купил нам старенькую грузовую машину, «газончик». На этом грузовичке мы и поехали в Тамбовскую область. Нашли там эти деревни, матушек этих… И люди собрали нам все, что могли, от всего, что имели, выделили нам какую-то часть. Там вся деревня — одна улица. Мы сначала зашли к матушке, объяснили ей, кто мы, что да как… Матушка быстренько пробежала по домам, и народ начал выносить к дороге кто что мог. Нагрузили нам овощей полный кузов. Удивительные люди, низкий им поклон!

Благодаря их помощи мы смогли пережить первую зиму и продолжить работы по восстановлению храма. Питались исключительно овощами — картошкой, капустой. Рыбу начали есть году в 1997 — до этого у нас на нее просто денег не было. Тогда, в начале, все деньги, которые у нас появлялись, шли только на стройматериалы для храма и на зарплату наемным рабочим. На себя мы не тратили ни копейки, питались тем, что Господь пошлет. Рацион у нас был тогда такой: рис, чечевица, пальмовое масло из американской гуманитарной помощи и картошка с квашеной капустой. Все. Так мы прожили здесь первые четыре года.

Мы работали изо всех сил, мы сумели удержаться здесь в те годы, когда и налаженные хозяйства разваливались, но все же какого-то существенного продвижения в деле восстановления храма не было. Я чувствовал, что мы уперлись в какой-то предел: собственных ли сил, обстоятельств — не знаю. Просто за всеми нашими проблемами ощущался барьер, который мы не могли преодолеть, как ни старались. Но сила Божия совершается в немощи человеческой. И следующий этап нашей жизни начался после приезда в Клыково нашего ангела — матушки Сепфоры.

В домике матушки Сепфоры все осталось, как при её жизни. В центре снимка, на столике — матушкина фотография, которая замироточила вскоре после ее кончины.

…Нам с тобой жить вместе

Тут есть интересная предыстория. Матушка Сепфора посетила Оптину, когда я только-только туда приехал, буквально месяц пожил. Вижу: братия — отцы, игумены, иеромонахи — обступили какую-то пожилую женщину, подходят к ней под благословение. Я спросил у одного из монахов: кто это? Он говорит: матушка Сепфора, старица. Ну, я тогда и соваться к ней не стал, не пробиться было. А потом, уже вечером, иду по монастырскому двору, гляжу — матушка Сепфора из Введенского храма выходит. И рядом никого, одна келейница. Я подбежал, говорю: «Матушка, благословите». А она слепенькая была, и спрашивает у меня: «А ты кто?» Я отвечаю: «Паломник Сергей (меня тогда еще Сергеем звали), тружусь, мол, тут во славу Божию». Матушка помолчала и говорит: «А ты знаешь, что нам с тобой жить вместе?» Я опешил, спрашиваю: «Как — жить? Почему? Где?» А она: «Ничего, потом все узнаешь. Бегай пока, бегай». И пошла дальше. Я стою, ничего не понимаю — о чем она сказала, что это значит? Поинтересовался потом, где матушка проживает, мне сказали — в городе Киреевске Тульской области. Ну что тут думать? И я благополучно забыл об этом разговоре, пока не начали мы восстанавливать Клыковский храм.

Тут уже отец Илий, духовник Оптинского монастыря, мне сказал: «Езжай в Киреевск к матушке Сепфоре. Она вам объяснит, что и как по монастырю делать нужно». Я опять не понял, зачем ехать в какой-то Киреевск, когда сам старец — вот он, здесь, рядом? А он говорит: «Нет, езжай. Вас матушка будет окормлять, а не я». Ну и поехали мы в Киреевск.

А когда приехали, узнали, что, оказывается, в том же 1993 году Матерь Божия явилась матушке Сепфоре и сказала ей: «Ты будешь жить в Клыкове, жди, за тобой оттуда приедут». И она два года нас ждала. Мне оптинские братия потом рассказывали, что всех, кто приезжал к матушке тогда, она спрашивала: «Вы не из Клыкова?» А никто ведь тогда и не знал, что это такое — Клыково. Ну что здесь было в то время? Разрушенный храм, болото и семь молодых безумцев, взявшихся за непосильное дело. К нам тогда никто всерьез и не относился, не верили, что у нас что-то получится… А матушка нас ждала. И когда мы приехали, она сразу стала рассказывать — что и где мы построим, как это должно быть… За один вечер столько всего наговорила, что я сидел оторопевший и думал: «Вот это да! Тут храм еще не восстановлен, а матушка уже и о гостинице говорит, и о братских корпусах!» А еще она объяснила нам, как нужно просить помощь у благотворителей, и велела ехать в Москву, пообещав за нас молиться.

На следующий день мы приехали в столицу, и в первой же фирме, в которую мы обратились за помощью, нам сразу дали крупную сумму денег. Секрета тут никакого не было, просто матушка сказала: «Нужно говорить не «пожертвуйте», а «сотворите святую милость». И мы в дальнейшем только так обращались, и в письмах так же писали. И дело у нас пошло на лад, появились благодетели, стройка двинулась… Но дело, конечно же, не только в правильном обращении. Просто матушка была прозорливая и заранее говорила нам, куда идти и к кому обращаться. Это трудно объяснить, она ведь не адрес называла и не название фирмы… Просто, когда мы приходили в незнакомое место просить о помощи, то вдруг с радостью понимали — именно об этом месте матушка нам и говорила, его описывала. Конечно, иногда и ни с чем приходилось уходить — не каждый раз нам везло. Но пошло тогда дело матушкиными молитвами! Да как пошло, так и до сих пор не останавливается!

В тот первый наш приезд матушка и рассказала, что Матерь Божия благословила ее ехать к нам, в Клыково. У меня тогда родители в Крыму дом продали и решили все эти деньги отдать на храм. На них мы кое-как продолжили работы во второй год нашей жизни в Клыкове, и на них же начали тогда строить домик для братии. Матушка меня и спрашивает: «Ты дом строишь?» Я говорю: «Строю». А она: «Давай, строй быстрее, я приеду к вам жить». Я, если честно, тогда всерьез к ее словам не отнесся, по той причине, что это наше болото я и сам оценивал — как болото. А она — старица видная, уважаемая. Оптинцы все ее знали… И потом, как раз тогда сам наместник Оптиной пустыни уже готовил для нее дом в скиту, келейницу ей там определил. И об этом я тоже знал и думал: «Ну куда она в это болото к нам поедет?» А еще у нас ведь нищета тогда была страшная, мы и себя-то не могли обеспечить, жили впроголодь, а она — старенькая женщина, слепенькая, за ней уход нужен особый… Короче, не верил я, что она и впрямь к нам приедет, думал — пошутила. Но матушка такая настойчивая была, каждый мой приезд приступала ко мне: «Построил домик? Достраивай скорее, я уже собралась».

Наместник монастыря игумен Михаил: «… Я-то совсем не так хотел здесь все сделать».

Рядом с ангелом

Закончить дом нам удалось только к новому 1996 году. Под Рождество мы ее сюда привезли. Тут и получился у меня конфуз. Я этот дом почти весь своими руками сделал. И вот добиваю последние гвозди, притащили мы диван какой-то, палас на пол, ну мало-мальски все в порядок привели, матушку привезли, и тут я вдруг понимаю, что печку-то мы так ни разу и не топили! Заработались и забыли протопить. Так и привезли матушку в нетопленый дом. В январе! Я расстроился ужасно, но матушка… Вот молодец, она такая стойкая была, все ей нипочем: ну холодно и холодно… Подумаешь, проблема! А ведь девяносто девять лет человеку. Мы ей платков теплых надавали, она укуталась и сидит, счастливая такая: «Ой, домик, наконец-то! Как хорошо, ну, слава Богу, приехала!» Потом оптинские монахи приезжали, хотели ее к себе увезти. Ну представьте: наместник благословил, дом для нее готов в скиту роскошный, а тут — какое-то Клыково, изба непонятная, никаких условий… Но матушка осталась с нами.

И стали мы, как она и говорила, жить вместе.

Лучше времени я в своей жизни не помню. Будто чаша наполнилась, все наши труды, все лишения — все это наконец начало приносить плоды. Дело двинулось. Мы продолжали работать по восемнадцать часов, но как же легко все это, когда рядом молится святой человек… Об этом рассказывать можно очень долго. Вот лишь один случай интересный. Познакомились мы в Москве с человеком, который торговал автомобилями. Ну познакомились, он денег нам дал. Мы приехали в Клыково радостные: «Матушка, мол, так и так, человек какой хороший, помог нам!» А матушка в ответ: «Ну он вам еще и машину подарит». И точно — мы в следующий раз приезжаем к нему, а он спрашивает: «Вы на чем приехали?» Мы говорим «Да вот, на автобусе». Мы ни о чем его и не просили, а он: «Я вам машину подарю. У меня новая партия «Волг» уже стоит, сейчас документы придут — и можете забирать, какая понравится».

А тогда, в середине девяностых, «Волги» шли с конвейера сырые, сыпались, ломались, качество машин было отвратительное, и я об этом знал. И к матушке за помощью обратился, говорю: «Матушка, дарит человек машину, но вот какая незадача: как бы нам такую машину выбрать, чтоб не ломучая была, чтоб ездила хорошо, без проблем, посоветуйте». Ну казалось бы, что может быть более далеким для слепой столетней старицы, чем выбор автомобиля? А матушка помолчала, подумала и говорит: «Ладно. Ты знаешь, она будет такая особенная, не как другие машины. На ней будет крестик, а еще — три троечки и число ангелов. Ты сам увидишь». Приехали мы с нашим казначеем отцом Никоном в Москву, вышли на площадку, где машины эти стоят. А там — одни «Волги», и все одинаковые, серые. Ну, думаю, и где ж тут особенная? У нее что, колеса квадратные должны быть, что ли? И крестик… Где он может стоять на машине, это же ведь не «скорая помощь». Непонятно. Делать нечего, подошли к первой попавшейся машине, я попросил продавца завести двигатель. Двигатель работает плохо, неровно, стучит. Я в этом разбираюсь немного. Посмотрел на номер кузова — никаких троек нет. И вдруг гляжу — рядом стоит машина. Все вокруг новенькие, блестят, а эта грязная, в пылюке вся, и колесо переднее спущено. Но главное — на капоте, пальцем кто-то крест нарисовал! Я сразу говорю хозяину: «Давай вот эту». А отец Никон смотрит на меня как на больного: «Ты что? Глянь, сколько нормальных машин вокруг». Я: «Ничего, эту берем». Отец Никон чуть не плачет: «Ой, да тут же колесо проколото, да посмотри, какая она грязная!» Я ему: «Ну что ты, ну загоним ее сейчас на мойку — будет чистая. А колесо с любой машины сейчас отвинтим и поменяем: пять минут делов-то, успокойся». Продавцу говорю: давай, заводи. Он завел — двигатель работает отлично, просто поет! Я на кузов глядь, а там номер: 333 144! Все, говорю, эту берем.

Вот так и жили. Это один такой случай, а сколько их было… Жила с нами матушка Сепфора — словно ангел рядом жил. Мне в то время иногда казалось, будто между Небом и землей вообще нет никакой дистанции, настолько эта помощь свыше по ее молитвам была очевидна.

Десять лет уже, как отошла она ко Господу, а мне до сих пор кажется, будто все это только вчера было…

«Очи мои предваряют утреннюю стражу,

чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс. 118

:148)

Победить болото

Я иногда спрашиваю себя: зачем мне все это было нужно, монастырей ведь много на свете — для чего было еще один строить? Спрашиваю и не нахожу одного исчерпывающего ответа. Наверное, есть в этом и духовный смысл. Ведь в честь Нерукотворного Образа ни одного монастыря, кроме нашего, во всем мире нет и не было никогда, а святыня это большая. И потом, не благословил бы Господь наши начинания, если бы они были просто нашей блажью, прихотью, пускай и благочестивой. Если обо мне говорить, то я всегда хотел, чтобы вот так, с нуля все начать на новом месте. Я знал, как жизнь устроена в других монастырях, и очень хотел избежать здесь, в Клыкове, тех ошибок, которые там видел. Удалось ли это, или нет — трудно сказать. Время покажет…

Разве Нил Сорский, например, искал обоснование тому, что ушел в заволжские леса? Да нет, просто ушел и жил, молился… Думаю, все же не стоит тут искать подробных объяснений и смыслов. Монастырь не нужно рассматривать как какой-то центр кристаллизации культурных процессов или политической жизни. Когда мы пришли сюда, нам всем хотелось лишь одного — уединенной жизни, посвященной Господу. Ради этого и старались. А весь этот наш строительный размах, все, что сейчас можно здесь увидеть… Это уже потом, в силу различных причин появилось. Я-то совсем не так хотел все здесь сделать. Я думал просто отремонтировать храм и вокруг него построить домики для братии. Пришел брат, пожил здесь, закрепился. Все вместе собрались, нарубили веток, глиной обмазали, печку сложили — живи! Дрова — в лесу. И все. Я такой жизни здесь хотел, совсем простой. Но оптинский старец отец Илий говорил: «Так нельзя, так не получится». Я не стал спорить. Вот, строим теперь братский корпус на восемьдесят келий, с домовым храмом, трапезной, даже зимний сад у нас будет…

Да и многое другое тоже — не наша идея. Ну вот, например, стена вокруг территории. Это уже владыка сказал: «Построите ограду, братские корпуса, тогда будем говорить о статусе монастыря». Статус нам был необходим, потому что без него нельзя братию в монахи постригать. И мы построили корпуса, построили стену эту с башнями… Но и от своей первоначальной идеи я все же совсем не отказался. Мы тут выкупили землю вокруг монастыря и собираемся впоследствии строить домики тем, кто созреет для скитской жизни. Монастырь будет центром, а рядом — скит.

Я очень боюсь, чтобы наша жизнь здесь, в Клыкове не превратилась постепенно в такое размеренное, благоустроенное существование, боюсь застоя. Очень легко скатиться в это и забыть, для чего ты вообще сюда пришел. Тогда — все, тогда монастырь превращается в какой-то дом престарелых с богослужением и совершением треб, а монастырем быть перестает. Я очень этого не хочу, тормошу братию, стараемся все вместе удержаться, не ронять планку… Когда мы сюда пришли, здесь было сплошное болото. Мы его победили, сейчас его нет. Но гораздо страшней, когда в болото превращается вся твоя жизнь, когда дух начинает вязнуть в бесчисленных бытовых и хозяйственных заботах настолько, что забываешь о Боге. Вот если и это болото получится победить — значит, все было правильно, все не зря.

В Клыково

Матушка Сепфора очень хотела умереть в монастыре, много молилась об этом Пресвятой Богородице. И однажды Она явилась во время сна и пообещала, что умрет схимница в монастыре, в Клыково. Поэтому старица особо не удивилась, когда ее маленькую келью посетил будущий игумен строившейся обители в честь Спаса Нерукотворного в Клыково. И уже к Рождеству 1996 года схимонахиня Сепфора поселилась в селе Клыково. Места живописные, но дорог нет, строительство монастыря шло тяжело. Но с появлением матушки дела со строительством у братии пошли веселее: по молитве старицы находились благотворители и жертвователи. Прожила в монастыре матушка чуть больше года. За это время, будучи слепой, она не только утешала многочисленных мирян и монахов, но и наставляла, направляя на путь благочестия. Родилась для вечности старица на 102-м году жизни в 1997 году. И сегодня схимонахиня Сепфора является примером того, как живя в суете мирской, можно (и должно) не только сохранить веру, но и достичь праведности. Её могилка зимой и летом усыпана цветами: так паломники, приезжающие на экскурсию, благодарят матушку за чудесную помощь. Свидетельства благодатной помощи схимонахини Сепфоры после смерти: Один клыковский монах был человеком радостным и добрым, но никак не мог оставить табакокурения. Матушку он очень любил при жизни и после ее смерти обращался за помощью. Однажды она явилась ему во сне, словно живая, и протянула пачку сигарет. Монах открыл пачку, а из нее посыпались цветы и вылетели птички. Проснулся, а на сердце – радость. И с того времени Господь избавил его от вредной страсти, по молитвам схимонахини Сепфоры!

Биография

Родилась будущая схимонахиня Сепфора в Тамбовской губернии 19 марта 1896 года в семье крестьян-середняков Сенякиных. Родители были неграмотными, но трудолюбивыми и очень набожными. В родне было много монашествующих, а дед часто ездил по святым местам. Даша и ее два брата с детства напитывались благочестием. Девочке едва исполнилось семь лет, а она уже упражнялась в Иисусовой молитве: соединять ум и сердце со Христом за рукоделием ее приучили монахини из ближайшей церкви. В 1916 году, в разгар Первой мировой войны, когда девушке исполнилось 20 лет, смертью храбрых погибает брат, затем скоропостижно умирает отец. После его кончины Дарья не перечит маме, благословившей ее на брак с односельчанином Дмитрием Шнякиным, хотя душа ее просит иночества. Семья молодого мужа была большой, дружной и крепко верующей в Спасителя. Свекор был старостой церкви, в его большом доме жили пять сыновей со своими семьями, Дашу радушно приняли старшей снохой. Обязанностей было много, но она справлялась и не уставала – молилась, а Господь помогал. Друг за дружкой на свет появились четыре дочки. А в 1933 году семья пережила страшное раскулачивание, которое сопровождалось жестоким убийством родственников (в том числе брата). Родителей мужа сослали на Соловки, дом раскатали по бревнышкам… Куда идти с малолетними детьми посреди зимы? На краю села жила вдова

Агафья. Была она нелюдима, соседи женщину сторонились, лишь Дарья тайком ставила на ее крыльцо крынку с молоком. Вот она то и приютила страдальцев. Жили в тесноте, спали вшестером вповалку на холодном полу. Отец перебивался случайными заработкам и, как могли, помогали старшие девочки. Были счастливы, когда спустя четыре года получили крошечную комнатку в коммуналке. Жили скудно, но в мире. А в 1946 году, когда году умер супруг, семья переехала в Тульскую область в маленький городок Киреевск. Здесь, задолго до принятия монашества, женщина оставила все земные попечения, а повзрослевшие дочки заботились о ней. В мантию ее постригли в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 1967 году, нарекли Досифеей. А в 1989 году митрополит Тульский Серапион постриг ее в схиму с именем Сепфора. Соседи продолжали называть ее бабушкой Дашей – в советские времена не принято было афишировать веру в Бога.

Зосима клыково

В семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар — церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане. История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных. В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыково, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви в честь святителя Николая построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа. С той поры до начала 20-го века, а значит, и периода гонения на церковь, история села Клыково складывается весьма благополучно. Клыково славилось плодовыми садами и питомником. Основателем питомника был Василий Петрович Златоустовский, родившийся в семье священника из села Бурнашево Козельского уезда. Окончив Калужскую духовную семинарию, Василий Златоустовский женился на помещице, в то время владевшей селом Клыково, благодаря чему и получил в свое распоряжение 7 десятин старого сада и 20 десятин пашни. Восстанавливая сад, Златоустовский превратил его в богатую помологическую коллекцию (1 500 сортовых деревьев). Одновременно он создал и плодовый питомник, который выпускал ежегодно до 40 тысяч саженцев яблони и других плодовых пород. Плоды из сортоиспытательного сада Златоустовского неоднократно выставлялись на губернских, российских и международных выставках, где были отмечены многими, в том числе и золотыми медалями. С приходом советской власти на Русскую Православную Церковь начались гонения, которые были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. Арестовывали и расстреливали тысячи священнослужителей и мирян. Закрывали храмы, грабили монастыри. Не оказалась исключением и Свято — Введенская Оптина Пустынь. После Пасхи 1923 года храмы Свято — Введенской Оптиной Пустыни были запечатаны, а многие священ­нослужители арестованы. В 1924 году, после разорения Свято — Введенской Оптиной Пустыни, часть братии поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В этом храме с 1925 по 1935 годы служил Оптинский иеромонах Пантелеимон. О Пантелеимоне (в миру Платоне Григорьевиче Шибанове) известно немногое: был скитским монахом, в 1916 году был рукоположен в Оптинском скиту в иеродиакона, в иеромонаха же был рукоположен уже после революции. Так вспоминали о нем жители села Клыково: «Отец Пантелеимон собирал нас всех, детей, живущих недалеко от церкви и всегда причащал Святых Христовых Тайн, но в один из дней, не помним когда, он не вышел из храма к нам навстречу». В 1935 году иеромонах Пантелеимон был арестован и в 1937 году был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Сухиничской тюрьме. В 1937 году храм в честь Нерукотворного Образа Господня был закрыт. Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви. К тому времени здание находилось в весьма плачевном состоянии. От внутреннего убранства храма не осталось практически ничего. Разрушен был даже пол. Землей и сором занесло стены здания до окон. Начали рушиться перекрытия, а на останках крыши росли трава и деревья. Архиепископ Климент Калужский и Боровский благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь. 11 января 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье, а 18 октября того же года настоятелем подворья был назначен игумен Петр (Барабан). При подворье начала формироваться монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни. С передачей храма начались восстановительные работы. Храм Спаса Нерукотворного находился в полном запустении и разрухе. За годы советской власти местный колхоз сначала использовал здание храма как зернохранилище, а потом приспособил под мастерскую по ремонту техники. После разрушения крыши трапезной части храма в нем стали хранить азотные удобрения. Когда из храма вывозился наносной грунт, были найдены останки человеческих костей, имевшие повреждение от огнестрельного и холодного оружия. Храм, построенный Полторацким, был полностью восстанов­лен в 1999 году и 28 ноября того же года архиепископом Климентом был освящен его центральный придел.

Современная жизнь монастыря

Монастырь содержит центр детского творчества «Возрождение» в г. Козельск, являющийся средоточием духовно-нравственного воспитания детей Козельского района через творчество. В монастыре проводится следующая духовно – просветительская работа: беседы два раза в неделю, поездки по святым местам в Воскресной школе и прихожан по святым местам — монастыри и храмы Козельского района, по Калужской епархии, Московской епархии, на выставки детских рисунков, духовно-просветительская работа среди служащих УВД г. Козельска, в алтарном послушании задействована молодежь, четыре человека, в возрасте от 8 до 12 лет, в монастыре издается еженедельный листок. К монастырю приписано 2 храма: храм святого пророка Божия Илии в с. Ильинское (при этом храме ведется работа с алко- и наркозависимыми людьми через реабилитационый ) и восстанавливающийся храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Сенино.

14 апреля. Суббота Светлой седмицы.

Епископ Козельский и Людиновский Никита совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого в храме священномученика Кукши Киево-Печерского просветителя вятичей монастыря Спаса Нрукотворного пустынь села Клыково Козельского района.

Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря игумен Михаил (Семенов), иеромонах Амвросий (Косоруков), протоиерей Антоний Хатунцев, братия монастыря в священном сане, клирики Козельской, Калужской и Песоченской епархий.

За богослужением молилась игумения Виталия (Кочетова) с сестрами женского монастыря Успенская Феклина пустынь.

На Малом Входе права ношения набедренника удостоены насельники обители иеромонах Серафим (Манукян) и иеромонах Зосима (Киблер).

В сан диакона, по поставлении во чтеца и иподиакона, был рукоположен выпускник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Михаил Пестов.

По заамвонной молитве владыка прочел молитву на раздробление Артоса, который в конце богослужения был роздан верующим.

В завершении богослужения состоялся пасхальный крестный ход, после которого архипастырь обратился к богомольцам с проповедью.

После богослужения в монастыре епископ Никита посетил вдову блаженнопочившего в феврале сего года настоятеля Преображенского храма села Нижние Прыски протоиерея Леонтия Никифорова матушку Тамару. Владыка поздравил матушку с пасхальными праздниками и пообщался с ней за чаепитием.

Подробности >>

Трансляцию можно будет увидеть на ютуб-канале «Матушка Сепфора – Клыково”. Там же доступны записи богослужений Страстной недели. А также трансляция выноса Плащеницы и Чина Погребения – двух важнейших богослужений, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Напомним, ранее игумен монастыря Михаил (Семёнов) организовал облет со святынями обители над Калужской областью. В небе игумен с братией молился об избавлении русской земли от коронавируса. «Наш монастырь Спаса Нерукотворного пустынь не может оставаться равнодушным в дни масштабного бедствия и испытания, печали и скорби русского народа”, – так в монастыре объяснили «воздушный” Крестный ход. Позднее игумен Михаил с братией обьехали со святынями соседние области.

Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково – первый монастырь, возведенный и освящённый после падения СССР. Наряду с Оптиной пустынью и обителью в Шамордино – считается одной из главных духовных центров на территории Козельского района. Рассвет монастыря связывают с жившей в обители схимонахиней Сепфорой, которая ещё при жизни прославилась как чудотворица и человек высокой духовной жизни. Могила матушки находится на территории монастыря. Ежегодно ее посещают сотни тысяч паломников.

Епископ Никита возглавил встречу Святынь мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустынь с. Клыково в Никитском Храме г. Калуги 09 Март 2020

9 марта 2021 года, в Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, для поклонения и укрепления верующих в дни Великого поста были принесены Святыни мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустынь с Клыково Козельского района Калужской области: ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы, ковчег с частицей мощей святых Жен-Мироносиц и келейная, мироточивая, икона схимонахини Сепфоры (Шнякиной) «Помощница в родах», некоторые вещи схимонахини.

Встречу Святынь возглавил епископ Козельский и Людиновский Никита. Вместе с архиереем Святыни встречали: настоятель Никитского Храма г. Калуги — протоиерей Алексий Пелевин, протоиерей Антоний Хатунцев, иерей Иоанн Игнахин — настоятель Храма в честь Преображения Господня с. Спас-Суходрев Малоярославецкого района, иерей Максим Коновалов-настоятель Храма в честь Богоявления Господня г. Калуги, иерей Сергий Барыкин-настоятель Храма в честь Благовещения Господня г. Козельска, клирики Никитского Храма — иерей Максим Картуесов и иерей Олег Плешаков, иеромонах Зосима (Киблер) — насельник мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустынь. Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Комаров-руководитель Отдела по взаимодействию с государственными структурами, обществом и СМИ, также сослужил диакон Евгений Васильев.

Его Преосвященство и сослужащее ему духовенство совершили Молебен с Акафистом Пресвятой Богородице («Взбранной Воеводе победительная…»). Духовенство и верующие коленопреклоненно пропели молитву Пресвятой Богородице «Царице мо преблагая…»

По окончании, епископ Никита обратился к собравшимся с проповедью и совершил помазание верующих освященным елеем.

Напоминаем, что в период пребывания Святынь Богослужения в храме будут совершаться ежедневно: утром в 9.00, вечером в 17.00.Утром, после окончания утреннего Богослужения, и вечером, перед началом вечернего Богослужения, перед Святынями будет совершаться Молебное пение. Также, по будним дням, в 13.00 будет совершаться Молебен с Акафистом.

История

Сначала здесь возвели деревянный храм в честь свт. Николая Чудотворца, а строительство каменного здания церкви Спаса Нерукотворного связано с чудом. Некогда в Калужской губернии была эпидемия холеры. Христиане, зная о том, что в 8 километрах отсюда, в соседнем селе, есть храм с чудотворным образом Спасителя. Тогда богомольцы с крестным ходом принесли эту святыню в вымиравшую деревню. Обнесли святыню вокруг Клыково. Холера отступила. В честь чудесного избавления от напасти приняли решение строить каменный храм. А освятили его в честь образа Спаса Нерукотворного, через который Господь явил это чудо. Знаменательно, что эпидемия прекратилась в день празднования в честь образа, 29 августа.

Связь Спаса Нерукотворного пустыни с Оптиной и Шамордино

Монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыково Калужской области стоит на высоком берегу реки Серёны, вдали от больших дорог. По соседству — славная традициями, женская Шамординская пустынь.

После Пасхи 1923 года были закрыты храмы Оптиной пустыни. Часть братии, чудом избежавшие ареста, поселились в ближайших селах и городах. Некоторые монахи нашли пристанище в Клыково. Настоятелем храма здесь был один из оптинских иеромонахов, Пантелеимон. Здесь он жил и молился, а во времена советской власти причащал местных детей. В 1937 году его арестовали и вскоре расстреляли.

Храм закрыли и переделали в зернохранилище. В 1960-е годы он уже сильно обветшал. Была утрачена кровля, стали разрушаться стены. Церковь превратили в склад удобрений.

Однажды в уже поруганный пустой Клыковский храм согнали больше 30 раскулаченных. «Преступлениями» тех простых русских людей было то, что были они крепкими и работящими хозяевами. Кроме того, были они еще верующими. Возможно, именно поэтому в качестве общей могилы красными командирами была выбрана православная церковь.

Когда церковь вернули Епархии в 1993 г., трудники обнаружили в ее стенах ров, куда были сброшены останки тех самых «врагов народа». Судя по черепам, среди них были не только люди трудоспособного возраста, но и малые дети, и старики. Христиане захоронили убитых и начали своими силами ремонтировать храм. К 2000 г. поставили храм, колокольню, отстроили жилые корпуса, другие постройки, ограду. Зарождалась новая святая обитель.

  • Описание
  • Паломничества (11)
  • Поездки сюда (42)

Описание Монастыря Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково

Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена. Наверное, не случайно именно здесь расположен один из самых старинных, знаменитых и почитаемых в России монастырей — Свято-Введенская Оптина Пустынь.

Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше.

Там, где сегодня — село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша — выдающийся русский просветитель домон­гольской поры. Примечательны и события, пред­шествующие строительству в Клыково храма в честь Hepyкотворного Образа Господня.

Христианский историк Евсевий (270-338) повествовал о том, что царь Авгарь, управлявший народами, обитавшими за Ефратом, страдал тяжкой болезнью. Услышав об имени и чудесах Иисуса, он послал к нему с письмом живописца Анания» прося исцелить от болезни. Вручив послание, Ананий попытался рассмотреть лицо Иисуса и сделать наброски Но его усилия не увенчались успехом. Провидец, распознав желание Анания, призвал его к себе, потребовал воды, умылся и взял вчетверо сложенный плат, отерся им — и вдруг на этом плате отразилось подобие Его лица — начертался Образ Нерукотворный

Господь отдал плат Ананию со словами: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Вместе с образом Господь передал для Авгаря письмо. «Блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видав Меня. Ибо писано о Мне, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы невидевшие уверовали и были живы…» Авгарь с благоговением принял Нерукотворный Образ Спасителя и тотчас исцелился.

И велел поставить Образ над городскими воротами. На место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы все проходящие через эти ворота поклонялись Образу. Не однажды икона спасала город Эдессу от осады вражескими войсками.

В 944 году императоры Константин VII Порфирородный и его тесть Роман I Лакапин купили икону у владельцев Эдессы. Шествие иконы из Эдессы в Константинополь сопровождалось славой чудес.

В память перенесения Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь Церковью установлен праздник 16 (29) августа, когда верующие прославляют Нерукотворный Образ Господа как свидетельство Его истинного воплощения и иконопочитания. Этот праздник на Руси еще называют Спасом на холсте. Этот день в народе величают Третьим, или Хлебным Спасом. По традиции — это дожинки, окончание жатвы.

Имя преподобного Кукши (или Купши), инока Киевского Печерского монастыря, проповедовавшего христианскую веру среди язычников-вятичей и принявшего от них мученическую смерть в начале XII века, известно не многим.

Вятичи, самое восточное из всех славянских племен, заселяли большую часть территории нынешней Калужской области. А значит, преподобномученик Кукша, «апостол вятичей» (как иногда именуется он в церковной литературе), должен почитаться одним из главных просветителей и крестителей нашего Отечества и древнейших предков калужан.

Неизвестно и точное время жизни преподобного Кукши, и откуда пришел он в Киевский Печерский монастырь, кем был до пострижения. Есть лишь предположение, что преподобный сам был родом из вятичей, чем якобы и может быть объяснено его горячее желание просветить светом христианской веры своих единоплеменников. Вятичская земля, в которую направился вместе со своим учеником преподобный Кукша, занимала совершенно особое место на политической карте Руси XI-XII веков. Согласно записанному в «Повести временных лет» преданию, вятичи (равно как и радимичи) пришли на свои земли откуда-то с запада, «от ляхов», то есть иным путем, нежели остальные восточные славяне.

Жившие в верхнем и среднем течении Оки и ее притоков (на территории нынешних Калужской, Брянской, Орловской, Тульской и Московской областей) вятичи позднее остальных восточнославянских племен вошли в состав Древнерусского государства и дольше сопротивлялись власти киевских и иных князей Пожалуй, ни одно другое восточнославянское племя не причиняло столько хлопот правителям Руси.

Надо думать, что миссия Кукши пришлась на период постепенного вхождения вятичей в политическую и государственную систему Древнерусского государства — то есть хронологически имела место между походами Владимира Мономаха и войнами Юрия Долгорукого. Этим временем датируются и первые упоминания в летописи большинства вятичских городов, таких, как Козельск, Дедославль, Брянск, Мценск, Карачев, Серенск, Мосальск, Воротынск, а также Москва, возникшая на самом крайнем северо-востоке Вятичской земли.

Вятичи дольше, чем другие восточные славяне оставались приверженцами языческой религии. Сложность христианского просвещения вятичей усугублялась еще и тем, что их земли были в основном покрыты густыми, труднопроходимыми лесами.

Епископ Владимиро-Суздальский Симон (1214-1226), один из авторов Патерика Киевского Печерского монастыря, так писал о Кукше «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим».Хотя рассказ Симона о событиях в Вятичской земле слишком краток для того, чтобы на его основании можно было делать какие-то выводы о продолжительности и характере вятичской миссии преподобного Кукши, тем не менее он выполнил свою миссию «вятичи крести».

Однако, в конечном итоге, их проповедь закончилась трагически: и сам Кукша, и его ученик были убиты. О том, как такое могло случиться, мы можем судить по Житию святителя Леонтия Ростовского: он также проповедовал среди язычников: «Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям, — рассказывает Житие. — Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых». Но именно успехи его в проповеди и вызвали гнев местных жителей, прежде всего, «стариков», точнее, старейшин (не обязательно по возрасту, но по социальному статусу): «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Исследователи предположительно называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области). Скорее всего потому, что этот город, несомненно, находился на пути 18 проповедников и к тому же хорошо исследован археологами: на Серенском городище обнаружены явные следы христианской проповеди — в частности, нательные крестики, и в их числе крестик с выемчатой эмалью XI-XII веков, имеющий, вероятно, киевское происхождение.

Смерть проповедников оказалась поистине ужасной. «По многих муках усечен бысть с учеником своим», — рассказывает о Кукше епископ Симон. В Древней Руси слово «усечен» употреблялось в самом буквальном смысле слова — когда речь шла об усечении головы. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.

Но, несмотря на гибель миссионеров, миссия их принесла свои результаты. Пройдет всего несколько десятилетий — и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Скорее всего, уже вскоре после мученической кончины останки Преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или Антониевых пещерах, где покоятся и поныне. Возможно, они были выкуплены печерянами за деньги; возможно, сами вятичи поспешили выдать их с тем, чтобы хоть в какой-то мере сгладить впечатление от совершенного ими преступления в отношении киевских миссионеров. Что же касается ученика преподобного Кукши, то о судьбе его мощей никаких сведений нет; кажется, они так и остались где-то в Вятичской земле и, вполне вероятно, в Калужской земле.

В семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар — церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Неруко­творного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане.

История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных.

В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыково, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви в честь святителя Николая построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа.С той поры до начала 20-го века, а значит, и периода гонения на церковь, история села Клыково складывается весьма благополучно. Клыково славилось плодовыми садами и питомником. Основателем питомника был Василий Петрович Златоустовский, родившийся в семье священника из села Бурнашево Козельского уезда. Окончив Калужскую духовную семинарию, Василий Златоустовский женился на помещице, в то время владевшей селом Клыково, благодаря чему и получил в свое распоряжение 7 десятин старого сада и 20 десятин пашни. Восстанавливая сад, Златоустовский превратил его в богатую помологическую коллекцию (1 500 сортовых деревьев). Одновременно он создал и плодовый питомник, который выпускал ежегодно до 40 тысяч саженцев яблони и других плодовых пород. Плоды из сортоиспытательного сада Златоустовского неоднократно выставлялись на губернских, российских и международных выставках, где были отмечены многими, в том числе и золотыми медалями.

С приходом советской власти на Русскую Православную Церковь начались гонения, которые были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. Арестовывали и расстреливали тысячи священнослужителей и мирян. Закрывали храмы, грабили монастыри. Не оказалась исключением и Свято — Введенская Оптина Пустынь. После Пасхи 1923 года храмы Свято — Введенской Оптиной Пустыни были запечатаны, а многие священ­нослужители арестованы.

В 1924 году, после разорения Свято — Введенской Оптиной Пустыни, часть братии поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В этом храме с 1925 по 1935 годы служил Оптинский иеромонах Пантелеимон. О Пантелеимоне (в миру Платоне Григорьевиче Шибанове) известно немногое: был скитским монахом, в 1916 году был рукоположен в Оптинском скиту в иеродиакона, в иеромонаха же был рукоположен уже после революции. Так вспоминали о нем жители села Клыково: «Отец Пантелеимон собирал нас всех, детей, живущих недалеко от церкви и всегда причащал Святых Христовых Тайн, но в один из дней, не помним когда, он не вышел из храма к нам навстречу». В 1935 году иеромонах Пантелеимон был арестован и в 1937 году был обвинен в контр­революционной деятельности и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Сухиничской тюрьме.

В 1937 году храм в честь Нерукотворного Образа Господня был закрыт.

Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви. К тому времени здание находилось в весьма плачевном состоянии. От внутреннего убранства храма не осталось практически ничего. Разрушен был даже пол. Землей и сором занесло стены здания до окон. Начали рушиться перекрытия, а на останках крыши росли трава и деревья.

Архиепископ Климент Калужский и Боровский благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь. 11 января 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье, а 18 октября того же года настоятелем подворья был назначен игумен Петр (Барабан). При подворье начала формироваться монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни.

С передачей храма начались восстановительные работы. Храм Спаса Нерукотворного находился в полном запустении и разрухе. За годы советской власти местный колхоз сначала использовал здание храма как зернохранилище, а потом приспособил под мастерскую по ремонту техники. После разрушения крыши трапезной части храма в нем стали хранить азотные удобрения. Когда из храма вывозился наносной грунт, были найдены останки человеческих костей, имевшие повреждение от огнестрельного и холодного оружия.

Храм, построенный Полторацким, был полностью восстанов­лен в 1999 году и 28 ноября того же года архиепископом Климентом был освящен его центральный придел.

Сайт: https://www.klikovo.ru

Паломнические поездки к Монастырю Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково

  • Поездка из Гомеля в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Могилёва в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Бобруйска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Мозыря в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Минска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Красноярска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Твери в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Твери в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Краснодара в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Воронежа в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Минска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Самары в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Клина в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Волгограда в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Клина в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Минска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Твери в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Коломны в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Воронежа в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Пензы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Твери в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Смоленска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Серпухова в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Ставрополя в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Дмитрова в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Клина в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Екатеринбурга в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Коломны в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Твери в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Красноярска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Твери в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Уральска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Зарайска в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Клина в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Ярославля в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Клина в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Белгорода в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
  • Поездка из Москвы в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]