Обеты, запреты и клятвы: как они влияют на вашу жизнь и энергетику

Оглав­ле­ние

  • I. Биб­лей­ские при­меры обетов, данных Богу
  • II. Виды обетов
  • III. Рас­по­ря­же­ния вет­хо­за­вет­ного Закона об обетах
  • IV. Обеты Богу и сего­дняш­ний день

Тол­ко­вый сло­варь даёт сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние слову «обет»: Обет – это обе­ща­ние, доб­ро­воль­ное обя­за­тель­ство что-нибудь сде­лать.

Обет, данный Богу, — это обе­ща­ние, данное Богу, что-то сде­лать для Него в ответ на Его милость, бла­го­склон­ность и бла­го­сло­ве­ния.

Первое упо­ми­на­ние об обете нахо­дится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И поло­жил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохра­нит меня в пути сем, в кото­рый я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире воз­вра­щусь в дом отца моего, и будет Гос­подь моим Богом, — то этот камень, кото­рый я поста­вил памят­ни­ком, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, дару­ешь мне, я дам Тебе деся­тую часть» (Быт.28:20–22).

Обету — нет!

Бывая в паломничестве в монастыре, упоминаешь, что давала обет трезвости, и нередко натыкаешься на отпор: мол, не мирское это дело, а сугубо монашеское. Игумен Серафим (Николин) не согласен: «Это же библейская традиция — давать обеты пред Господом! Скажем, обеты назорейства проносили не только члены колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто духовно для этого созрел». Немало противников обета и среди белого духовенства. Отец Игорь Бачинин и Валерий Доронкин объясняют это незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. «Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, — говорит отец Игорь, — а люди есть люди, они могут и спорить, и заблуждаться».

Что и зачем?

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший — в силу исторических причин — укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое — обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом — дома, у икон? «Отчего же, можно, — считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. — Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу — через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством

Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит»

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Рецепт клятвы

Догадливый читатель поймет, что речь идет, конечно, о словах обета верности. Почему мы вдруг решили не привести примеры конкретных слов, а подарить читателю способ, с помощью которого он сам бы смог изготовить обет на любой вкус? Основная причина в том, что те обеты, которые дают миряне, не работают. Не верите? Что ж, привлечем статистику: процент разводов по стране все еще катастрофически высок (около 83%). А значит это следующее, что 8 из 10 пар, которые в ЗАГСе клянутся в верности друг другу до гробовой доски, бессовестно врут.

Правда, есть и другой вариант: сам текст клятвы превратился в набор слов, лишенных смысла. Мы не то чтобы хотим сломать традицию, но желаем рассказать о том, как свести процент нарушения клятвы к минимуму. И, в отличие от слов верности, такого нигде, кроме как у нас, вы не прочтете. Алгоритм такой:

  • Давать обет надо с полным осознанием, что это серьезно.
  • Ставка за несоблюдение должна быть высокой.
  • Обет – это внутреннее обещание, а не дань внешней традиции.
  • Слова роли не играют, главное – это решимость соблюдать обещание.

Поэтому получается парадоксально: главное в словах верности не слова. Они действительно могут быть любыми, и если так вам легче, вы можете перед каждым новым обещанием говорить «клянусь». Что касается конкретных слов верности, то тот, кто хотя бы раз был в ЗАГСе на торжественной церемонии бракосочетания, их знает. Но ведь клясться в верности можно не только жене или мужу, поэтому многое зависит от ситуации.

Обед или обет

Конечно, вопрос о том, что такое обет, уже не должен вызывать трудностей. По звучанию два слова в заголовке очень похожи. Разумеется, человек искушенный и опытный не допустит досадной промашки и не напишет «обет» через «д», когда речь идет об обещании. Но, чтобы минимизировать такую возможность, мы хотим предложить забавную ассоциативную связь.

Мы помним, что означает слово «обет». Оно, так или иначе, связано с ограничением. Вообще, когда мы даем обещание (или обет), то добровольно себя ограничиваем. При всей простоте это довольно суровое испытание, которое содержит в себе категоричность. Дайте себе обещание больше никогда не есть мороженого и почувствуете, как спустя примерно две секунды после зарока вам его нестерпимо захочется. Сложность соблюдения обещаний в том, что у человека отбирают свободу, а этого он перенести никак не может. Однако хватит об обете.

Обед – это, наоборот, когда человек дает себе вольную. Вспомните пышные царские обеды и вообще любые гастрономические действа, которые творятся за счет людей, не стесненных в деньгах. Это же просто буйство плоти! Недаром чревоугодие – один из семи самых страшных грехов.

Так вот, читатель знает теперь, что такое «обет» и как сделать так, чтобы не ошибиться в написании этого слова никогда. Можно, например, представить монаха за пышно накрытым столом, это же абсурд? То-то же.

Обеты, запреты и клятвы: как они влияют на вашу жизнь и энергетику

Обязательства, накладываемые на себя, могут доставить массу неприятностей, и прежде, чем дать обет, поклясться или запретить себе что-то, важно понять то, как эти действия отразятся на вашей жизни и энергетике.

Непреложные обеты, именуемые клятвами, обязывают нас выполнять определенные действия, и отказ от них неминуемо ведет к проблемам. Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют познакомиться с действием клятв и обетов, чтобы не действовать необдуманно и не навлечь на себя нежелательные последствия.

Как действуют клятвы, обеты и запреты

Любой зарок, данный человеком, начинает действовать моментально, и если не соблюсти данного обязательства, в жизни начинают происходить неприятные вещи: уходит счастье, отворачивается удача, прекращаются отношения и наступает черная полоса. Каждый раз, давая клятву, мы подписываем договор со Вселенной, обязываясь выполнить определенные действия, поэтому так важно заранее четко понимать, возможно ли выполнить обещание, готовое сорваться с уст.

Клятва — это своего рода жертва, которую человек готов принести взамен на что-то важное. Любая клятва накладывает запрет на определенные вещи, а значит, человек может обречь себя на серьезные неприятности. Так, поклявшись своим здоровьем, благосостоянием или иными благами, важно не нарушать зарока, иначе все то, что поставлено на кон, уйдет из жизни.

Любой добровольно принятый обет, сказанный на сильных эмоциях, разрушает счастье, если жертва не была сделана осознанно, и человек не готов понести бремя отречения во имя высокой цели. В том случае, если обет или клятва были сказаны случайно, во время ссоры, конфликта или ради эгоистичного желания казаться лучше, неудачи в будущем неминуемы. Данные обещания нельзя нарушать, однако многие становятся жертвами своих же слов, забывая о наложенных на себя обязательствах и нарушая данные ранее слова.

В случае, если в жизни появились серьезные проблемы, важно как можно скорее освободиться от данных зароков и клятв. Благодаря простому способу получится избавиться от черной полосы в жизни, прекратить отток энергии и почувствовать приближение перемен к лучшему.

Как избавиться от клятв, обетов и запретов

Клятвы, зароки и обеты преследуют многих людей, закрывая им путь к счастью и процветанию. Избавиться от них можно, если отречься от обещаний грамотно. Для этого нужно остаться в одиночестве и успокоиться, а затем громко и внятно произнести:

«От данных обязательств — отрекаюсь. От зароков бедности во всех прошлых воплощениях и теперь — отрекаюсь. Прошу избавления от последствий данных мной зароков, освобождения от пут. Подтверждаю отказ от слов необдуманных и действий поспешных. Желаю быть счастливым (счастливой)».

Перед тем, как произнести слова освобождения, важно вспомнить свои основные зароки и клятвы, мысленно отпустить их, проговорив про себя или вслух данные ранее обязательства.

Сила слова сильна, и невольные фразы, сказанные в порыве чувств, могут как приблизить к успеху, так и навлечь проблемы. Специалисты в области биоэнергетики рекомендуют внимательно следить за тем, что и как вы произносите, чтобы не навлекать на себя бед.

Какие бывают обеты?

Большинство упоминаний об обетах, данных Богу, существуют в Ветхом Завете. Но и в христианстве существуют разные обеты. Иисус не запрещал обеты, которые давались Богу свободно, от полноты сердца:

  • Обет безбрачия — отказ от супружества. Его могут принимать не только монашествующие. По своей доброй воле человек может отказаться от супружества и посвятить себя другим делам милосердия и служению Богу;
  • Брачный обет — брачный обет наоборот говорит о том, что супруги вместе будут стремиться к Господу. Муж и жена становятся единой плотью. Одна из целей брака — вместе возрастать в вере. Муж и жена должны хранить друг другу верность, защищать и заботиться друг о друге.
  • Монашеские обеты — обеты о добровольном согласии отречься от мира.
  • Обет молчания и другие аскетические обеты, которые часто давали святые в качестве жертвы в благодарность Богу.
  • Крещальный обет — обет следовать за Христом, который дается во время Таинства Крещения.

Священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов (или: слуг) его, и от всего поклонения ему, и от всего великолепия его?»

Оглашаемый: Отрекаюсь!

Священник: «Сочетаешься ли ты со Христом?»

Оглашаемый: «Сочетаюсь!».

I. Биб­лей­ские при­меры обетов, данных Богу

  • Обет Иеффая: «И дал Иеффай обет Гос­поду и сказал: если Ты пре­дашь Аммо­ни­тян в руки мои, то по воз­вра­ще­нии моем с миром от Аммо­ни­тян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Гос­поду, и воз­несу сие на все­со­жже­ние» (Суд.11:30–31).
  • Обет Анны: «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же свя­щен­ник сидел тогда на седа­лище у входа в храм Гос­по­день. И была она в скорби души, и моли­лась Гос­поду, и горько пла­кала, и дала обет, говоря: Гос­поди Саваоф! если Ты при­зришь на скорбь рабы Твоей и вспом­нишь обо мне, и не забу­дешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя муже­ского пола, то я отдам его Гос­поду на все дни жизни его, и бритва не кос­нется головы его» (1Цар.1:9–11).
  • Обет Авес­са­лома: «По про­ше­ствии сорока лет цар­ство­ва­ния Давида, Авес­са­лом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, кото­рый я дал Гос­поду, в Хев­роне; ибо я, раб твой, живя в Гес­суре в Сирии, дал обет: если Гос­подь воз­вра­тит меня в Иеру­са­лим, то я при­несу жертву Гос­поду. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон» (2Цар.15:7–8).
  • Обет языч­ни­ков: «И устра­ши­лись эти люди Гос­пода вели­ким стра­хом, и при­несли Гос­поду жертву, и дали обеты» (Ин.1:16).
  • Обет апо­стола Павла: «Павел, пробыв еще довольно дней, про­стился с бра­ти­ями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и При­с­килла, — остригши голову в Кен­хреях, по обету» (Деян.18:1.

Синонимы

Мы, как всегда, стараемся учесть не только многие вкусы, но и разные способы запоминания информации. Одни хорошо запоминают новые знания, когда все подробно разбирается, другие – когда дают ясный и четкий перечень синонимов, и люди, глядя на уже известное, понимают смысл нового слова. Недостаток у подобного метода один: ускользают детали. Но желание клиента – закон, поэтому список следует далее. Обет — это:

  • зарок;
  • обещание;
  • клятва;
  • обязательство.

Замен немного, потому что слово специфичное. Поэтому все логично. Остается еще один вопрос, на который мы постараемся ответить нетривиально.

Значение

Ладаном от слова веет не без оснований. Потому что словосочетания «обет безбрачия» и «обет молчания» связаны ассоциативно и по смыслу с религией. Вот многих людей и пугает бессознательно высокая стилистика. Но одна из наших задач на сегодня как раз состоит в том, чтобы снять этот блок, не лишая при этом некоторого очарования само слово.

Итак, значение слова «обет» в толковом словаре выглядит так: «торжественное обещание, обязательство».

Вот, что пришло на ум совершенно неожиданно. Если обычный человек бессознательно боится слова «обет», считая его слишком сильным, то, может быть, стоит давать не обещания, а обеты? И тогда последние сразу начнут исполняться:

  • Я даю себе обет с понедельника начать новую жизнь и заняться спортом.
  • Я даю себе обет никогда больше не обманывать родителей.
  • Я даю себе обет не тратить деньги на ерунду.

Таких «заклинаний» можно придумать великое множество. Интересно, они будут работать? Прозорливый читатель может сказать, что, скорее, люди перестанут их давать. Но, читатель, ведь это тоже дело! Сколько судеб можно спасти таким образом. Уже из вышеизложенного можно извлечь ответ на вопрос, что такое «обет». Но нам этого мало, поэтому двигаемся далее и продолжаем разрабатывать тему.

IV. Обеты Богу и сего­дняш­ний день

Закон не обя­зы­вал людей давать обеты Богу. Однако, Свя­щен­ное Писа­ние при­зы­вает нас обра­щаться к Гос­поду в молитве за помо­щью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воз­да­вать Гос­поду обе­щан­ное обетом: «Делайте и воз­да­вайте обеты Гос­поду, Богу вашему; все, кото­рые вокруг Него, да при­не­сут дары Страш­ному» (Пс.75:12).

Вопрос: Почему же псал­мо­пе­вец при­зы­вает давать обеты Богу?

Ответ:

  • Потому что Гос­подь хочет, чтобы мы испы­тали свою веру и силу молитвы и через это воз­росли духовно: «Помо­лишься Ему, и Он услы­шит тебя, и ты испол­нишь обеты твои» (Иов.22:27);
  • Чтобы мы испы­тали вер­ность Гос­пода и про­сла­вили Его за отве­чен­ные молитвы и ока­зан­ные нам бла­го­де­я­ния: «При­неси в жертву Богу хвалу и воздай Все­выш­нему обеты твои, и при­зови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты про­сла­вишь Меня» (Пс.49:14–15);
  • Чтобы мы засви­де­тель­ство­вали окру­жа­ю­щим о Боге, отве­ча­ю­щем на наши молитвы: «Войду в дом Твой со все­со­жже­ни­ями, воздам Тебе обеты мои, кото­рые про­из­несли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Все­со­жже­ния тучные воз­несу Тебе с вос­ку­ре­нием тука овнов, при­несу в жертву волов и козлов. При­дите, послу­шайте, все боя­щи­еся Бога, и я воз­вещу вам, что сотво­рил Он для души моей» (Пс.65:13–16).

Пример обета, кото­рый в наши дни люди дают Гос­поду Богу — это кре­щаль­ные обеты. При­ни­мая кре­ще­ние, чело­век даёт Гос­поду обет жить и слу­жить Богу в доброй сове­сти. Вот как об этом ска­зано в 1Пет.3:21 «Так и нас ныне подоб­ное сему образу кре­ще­ние, не плот­ской нечи­стоты омытие, но обе­ща­ние Богу доброй сове­сти, спа­сает вос­кре­се­нием Иисуса Христа».

А как же праздник?

Но все же, возвращаясь к началу, — отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость — норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку — и отнимут! На мой взгляд, это — отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?

Значение слова Обет по словарю Брокгауза и Ефрона:

Обет — на языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание

какого-либо доброго дела,
зависящего от свободной воли
христианина. Обыкновенно различают О. в
обширном
и в
узком
смысле слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным И. Христу и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо должности и т. п. К О. в узком смысле относятся обещания совершить какое-либо особое дело, например, по вполне успешном окончании какого-либо предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще разделяют О. на личные (например, О. поста, воздержания и т. п.) и вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на пожизненные (О. монашеские), временные и т. д. Против О. возражают (протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро, насколько достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О., служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к Богу. вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарной и педагогической мерой, полезной для приобретения навыка в добре. В этом смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор., 7, 8, 38. Исх., XIX, 21. Псал., 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем примерах. С О. в сущности тожественны «добрые намерения», твердо и открыто выраженные перед обществом, например намерение соблюдать трезвость и т. п. О. должно быть нравственно и физически
возможно
и не должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О. Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право располагать собой и своей собственностью. Неисполнение свободно данного О. составляет тяжкий грех перед Богом (Второзак., XXIII, 21-22. Лев., XXVII. Еккл., V, 3-4 и др.). Обет может быть прекращен или приостановлен исполнением, когда, по обстоятельствам, исполнение его становится невозможным, или когда он перестает быть средством к осуществлению добродетели, когда не существует более цели О., когда давший О. разрешен от него, в установленном порядке, церковной властью, в интересах личного духовного блага давшего О. или в интересах церкви и нравственности вообще. См. архим. Сергий, «Об обетах» («Прибавление к твор. св. отцов», 1858, т. XVII).
Н.Б-в.

Примечания[ | ]

  1. Обет / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 446–448. — ISBN 5-7133-1207-0.
  2. 12А.Г. Сафронов.
    Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности. — Харьков: Ритм Плюс, 2008. — С. 132. — ISBN 978-966-2079-18-0.

Если все же упал.

Но срывы, конечно, бывают, несмотря ни на что. И нередко. По дореволюционной статистике, держали данное Богу слово не пить 56 процентов обетников. Как обстоит дело сегодня в целом по России, сказать невозможно. Свидетельствовать могу лишь о том, что знаю доподлинно сама. Из 45 человек, давших обеты за семь лет в общине трезвости при Никольском храме села Ромашково, их нарушили 16 человек. Случилось ли с кем-то из них что-то страшное? По-разному складывалась жизнь. Кто-то возвращался на «своя блевотины» — финалы бывали и самые печальные. Скончался в реанимации Сережа, всеобщий любимец, музыкант и балагур. Постыдной смертью окончил жизнь Василий. При том образе жизни, который вели они после срывов, трудно было предполагать иной финал. Но чаще человек вставал и, пусть спотыкаясь, продолжал снова идти. «Все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех, — говорит иерей Игорь Бачинин. — Ничего экстраординарного тут нет. Человек кается, исповедуется, на него накладывают епитимию». Поводов для срывов — масса, а причина, по словам наших собеседников-священников, — «нарушение внутренней религиозной жизни». Когда на занятиях группы в Ромашкове мы подробно разбирали срыв кого-то из членов общины, пытаясь разобраться, что привело к нему, непременно в конце концов выяснялось, что человек начинал манкировать утренним и вечерним правилом, пропускать службы в храме, встречи группы.

В буддизме[ | ]

Аналогичным образом слово «обет» используется по отношению к неавраамическим религиям.

Суть обета в древних индийских традициях — в ограничении какого-то проявления своей природы. Таким образом можно накопить и усилить определённые внутренние энергии, что позволяет актуализировать их, а затем поставить под сознательный контроль[2].

Как только приходит импульс что-то сделать — остановись.

— Виджнана Бхайрава Тантра

Обеты, позитивно определяющие форму поведения человека, способствуют накоплению энергии, актуализации внутренних проблем и их решению. Чем дольше длится обет, тем более глубокие внутренние проблемы вскрываются[2].

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа»

«Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, — говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво — живи. Можешь дать обещание на какой-то срок — мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться — прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости — разная. В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, — говорит отец Илия. — Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок — чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие — что к обету нужно готовиться. Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал — и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Что такое – обет, и в каких случаях его дают?

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Что такое – обет Богу? Можно ли брать на себя обет Богу? В каких случаях и как это делают? Какими бывают обеты? Как правильно дать обещание Богу? И что следует сделать прежде, чем дать обет Богу?

Отвечает протоиерей Сергий Николаев:

«Благочестивая практика обетов известна издавна. По большей части обеты дают в тяжелых обстоятельствах или в какой-то нужде. Обеты бывают разные. Мать Ивана Бунина, когда один из ее сыновей, брат знаменитого писателя, был арестован, дала обет не есть мяса, и во всю жизнь не ела его.

Наиболее частые обеты – сходить или, теперь, съездить к мощам какого-либо угодника, посетить монастырь. Дают обеты потрудиться, во славу Божию, в любимой обители или в приходском Храме, в больнице, доме престарелых. Обеты материальной помощи.

Так, один мой знакомый, человек болезненный, каждый раз, в опасной для жизни ситуации, обещает денежную помощь сразу нескольким Храмам, что впоследствии и исполняет. И не прав будет тот, кто увидит в таком обете простую торговую сделку: Ты мне – я Тебе. Знакомый тот и во дни здоровья и благополучия помогает Церкви, но в данном случае обет дается в знак того, что человек помнит, он не забыл, в Чьих руках находится его жизнь и смерть, блага и здоровье, и верит в благой Промысл Божий.

Как-то после службы обратились ко мне две женщины. Мужу одной из них предстояла сложная операция. Они уже заказали Молебен целителю Пантелеимону и хотели узнать, не могут ли они чем-то еще помочь больному – им очень хотелось что-то для него сделать. Вспомнили обычай давать обеты. «А какой обет вы нам посоветуете?» – спросили они. Было заметно, что в Церкви подруги – редкие гостьи, и пришли они только потому, что случилась беда. Впрочем, заметно было и то, что в эту минуту они были готовы на многое. Так часто бывает, в несчастии нам кажется – все бы отдал, зато после…

«В тревогу и мы к Богу, а по тревоге – забыли о Боге». Поэтому, обет надо давать по силам, чтобы потом не сокрушаться, что слишком много пообещали. Мое предложение было: поклоны, молитва. Но вопрошавшие желали большего. Что ж: «Хорошо бы каждое воскресенье быть в Храме на богослужении, да боюсь, вам это будет не под силу». Женщины переглянулись, в одну секунду мысленно прикинули свои возможности и уверенно сказали: «Нам подходит, мы будем по воскресеньям приходить в Церковь».

Признаюсь, что с большим недоверием отнесся к их обещанию. И напрасно. На много лет сделались они нашими постоянными прихожанками, а потом и благодетельницами. Специалисты в своей профессии, подруги оказали значительную помощь приходу в строительно-ремонтных работах. Жили они в другом районе Подмосковья, и позже стали ходить в Храм поближе к дому. Что сделаешь, дорожные пробки и вечная нехватка времени…

Обещания дают не только в тяжелых обстоятельствах. Иногда, напротив — как способ выразить благодарность Господу за Его постоянные благодеяния. Трудится у нас на приходе одна женщина, человек она пожилой и здоровья отнюдь не крепкого, но то и дело от нее слышишь: «Батюшка, благословите новые аналойники сшить», или «Благословите ребяткам (алтарникам) стихари постирать». «Да помоложе-то никого не нашлось, что ли, — спросишь, — или у тебя других дел нет?» А она свое: «Вы уж благословите, а то я обреклась», — то есть пообещала Богу. И постоянно она обрекается, то новые занавеси сделать, то старые обновить, то одно, то другое. Только и слышишь: «Благословите, я уж обреклась». Это у нее вроде, как дополнительная линия связи с Господом — добровольно обрекать себя на благочестивые дела.

Вспоминается случай обета из своей биографии. Когда-то давным-давно были у меня две антикварные вещицы. Дорогие и красивые, но слишком крупные для нашей «двушки». И был приятель, который мог их пристроить. Ему-то и отдал я свои раритеты, в надежде получить немалые деньги и освободить некоторую нужную для жизни, площадь.

Шло время, а покупатель все не находился. Звонить и торопить приятеля я стеснялся. Ну, думаю, если продадутся, то четверть суммы отдам в Церковь.

Время шло. Ожидание уже не было таким острым. Отдам половину — решил я. Когда минуло еще несколько месяцев, и место антиквариата уже прочно заняли более необходимые в домашнем хозяйстве, предметы. Я мысленно пообещал, что все, что получу за «антики», — пожертвую в восстанавливающийся монастырь. На следующий день мне позвонили — сделка состоялась.

Быстро попасть в определенный монастырь я не мог, и деньги лежали у меня дома. Однажды, в воскресенье, мне потребовалась некая сумма, но мои средства находились на сберегательной книжке, а касса в выходной не работала.

Не долго думая, я взял часть из обещанных на монастырь денег, решив, что в понедельник получу из кассы и верну то, что позаимствовал. Ночью мне приснился сон. Словно еду я в метро, рядом со мной приятель, тот, что помог мне избавиться от ненужных вещей.

Вдруг входят двое, как тогда говорили, «в штатском». Подходят к моему приятелю и говорят: «Вы арестованы», да еще надевают на него наручники. Ситуация показалась мне настолько кинематографичной и нелепой, что я громко рассмеялся. При этом двое «в штатском» оглянулись на меня и один из них сказал: «А что Вы смеетесь, вы тоже преступник. Вы взяли чужие деньги».

Слова эти, как гром среди ясного неба, поразили меня, и я тут же проснулся. Сразу вспомнил о монастырских деньгах. Ощущение преступления, вины, греха было настолько сильным, что я никак не мог успокоиться, и поехал в Церковь, чтобы поговорить с каким-нибудь священником.

Батюшка выслушал мою историю и сказал: «Вы действительно совершили ошибку. Вы ведь эти деньги обещали на Божию Церковь, значит, они уже были не Ваши. Вы же их взяли. А вдруг бы с Вами что-то случилось: автокатастрофа или неожиданная смертельная болезнь, и Вы не смогли бы их восполнить. Тогда бы Вы предстали перед Богом как человек, укравший церковные деньги. Надо в таких случаях быть более щепетильным».

В отношении обетов Господу особенно уместна поговорка: «Не давши слова — крепись, а давши — держись». О том же говорит Премудрый: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5,3-5).

И еще. Прежде чем брать на себя обет, лучше посоветоваться со священником и получить благословение».

Монашеские обеты

Св. Антоний Великий, услышав слова Христа в Евангелии: «Оставь все и следуй за Мною», действительно оставил все и удалился в пустыню. У него нашлось много последователей, которые хотели соблюдать обеты.

  • Обет нестяжания;
  • Обет целомудрия;
  • Обет послушания.

Люди были готовы полностью отказаться от всего мирского или того, что представлялось им мирским. Таким образом клир разделился на две половины, одной из которых стали те, кто дал монашеские обеты.

Христианская жизнь вносила свои коррективы в жизнь монастырей, монашеские обеты со временем тоже обретали новые смыслы. Например, в современном последовании монашеского пострига из Большого Требника исчезли обеты относительно запрета на владение личным имуществом, поскольку с практической точки зрение какое-то личное имущество все же требуется. Но суть осталось той же — обет нестяжания означает, что личное обогащение не может быть приоритетом тех, кто ушел от мира.

Мона­ше­ские обеты

Появи­лась острая необ­хо­ди­мость под­кре­пить эту при­част­ность новыми обе­тами, дан­ными в формах куль­туры «греко-рим­ского син­теза», вклю­чав­шего и куль­туру Пале­стины, причем в формах наи­бо­лее жест­ких. Да и давали эти обеты теперь не все хри­сти­ане, а только те, кто, как еги­пет­ский юноша Анто­ний (буду­щий св. Анто­ний Вели­кий), услы­шав слова Христа в еван­ге­лии: «Оставь все и следуй за Мною», обра­тил их к себе бук­вально. Даже слиш­ком бук­вально, поскольку он прак­ти­че­ски отож­де­ствил «мир сей» и мир Божий. И потому ушел в пустыню, место «пустое» не только от куль­туры, но и от людей, став, таким обра­зом, одним из первых «мона­хов» (от греч. «monos» – один).

Вскоре пустыня напол­ни­лась ищу­щими такой же жизни, и поэтому давав­шими такие, весьма ради­каль­ные – мона­ше­ские – обеты слу­же­ния Христу. Обеты были кон­кре­ти­зи­ро­ваны напо­до­бие «‘esar» – «n‘eder», «нет» – «да» Вет­хого завета. Это были обеты «нес­тя­жа­ния», т.е. пол­ного отсут­ствия личной соб­ствен­но­сти; «цело­муд­рия», т.е. прежде всего – без­бра­чия; и, нако­нец, «послу­ша­ния», пони­ма­е­мого, прежде всего, как под­чи­не­ние своей гре­хов­ной воли стар­шему, более духовно опыт­ному. Напом­ним, однако, что к отказу от личной соб­ствен­но­сти в еван­ге­лии при­зы­ва­лись лишь те, кто был к ней слиш­ком при­вя­зан, т.е. творил из нее кумира (см. притчу о бога­том юноше – Мф.19:16–26). Без­бра­чие, кото­рое не пред­по­ла­га­лось ни в каких обетах Вет­хого завета, в т.ч. назо­рей­ства – только воз­дер­жа­ние от супру­же­ских отно­ше­ний на время и в исклю­чи­тель­ных слу­чаях (см., напр., вопрос об этом царю Давиду и его спут­ни­кам перед вку­ше­нием хра­мо­вого хлеба – 1Цар.21:4–5), в Новом завете счи­та­лось лучшим состо­я­нием, чем брак (1Кор.7:38), но никак не обя­за­тель­ным для спа­се­ния. Обет же послу­ша­ния появился во многом в связи с меха­ни­че­ским рас­про­стра­не­нием на всех, жела­ю­щих мона­ше­ства, выра­же­ния ап. Павла «под­ра­жайте мне» (в сино­даль­ном пере­воде добав­лено «как я Христу»), хотя оно было обра­щено лишь к тем, кого он сам лично «…родил во Христе Иисусе … через Еван­ге­лие» (1Кор.4:15–16).

В резуль­тате про­изо­шло раз­де­ле­ние церкви уже не только на клир и «мир» (окру­жа­ю­щий мир кроме алтаря – «мир сей»), но также на «мона­хов» и «мирян» (мир кроме «пустыни» – «мир сей»). Окон­ча­тельно это раз­де­ле­ние офор­ми­лось почти одно­вре­менно со сло­же­нием зна­ме­ни­той «сим­фо­нии» церкви и госу­дар­ства в VI–VII вв.

При­ве­дем более полно пере­чень мона­ше­ских обетов. Вот вопросы, кото­рые в тече­ние многих веков зада­ются вся­кому при­ни­ма­ю­щему мона­ше­ство: «… по своей ли воле при­сту­пает он ко Гос­поду? Согла­сен ли отречься от мира по запо­веди Гос­под­ней? Пре­бу­дет ли в мона­стыре и пост­ни­че­стве даже до послед­него изды­ха­ния? Сохра­нит ли себя в дев­стве, цело­муд­рии и бла­го­го­ве­нии даже до смерти? Сохра­нит ли до смерти послу­ша­ние к насто­я­телю и ко всем во Христе бра­тьям? Пре­бу­дет ли до смерти в нес­тя­жа­нии и воль­ной Христа ради нищете? Пре­тер­пит ли всякую скорбь и тес­ноту мона­ше­ского жития Цар­ствия ради Небес­ного? На все эти вопросы постри­га­е­мый отве­чает: “Ей, Богу содей­ству­ющу, чест­ный отче”, – и таким обра­зом дает ино­че­ские обеты» (архиеп. Авер­кий (Таушев)).

Только в ХХ веке в этой обла­сти про­изо­шла неко­то­рая пере­оценка цен­но­стей. Обеты «нес­тя­жа­ния» и «послу­ша­ния» луч­шими пред­ста­ви­те­лями мона­ше­ства – напр., архи­манд­ри­том (впо­след­ствии – архиеп. и сщмч.) Ила­ри­о­ном (Тро­иц­ким) – были отне­сены к обще­хри­сти­ан­ским осно­вам жизни, что, сле­до­ва­тельно, не пред­по­ла­гало при­не­се­ния их в виде осо­бого обета. «Мона­ше­ские обеты, – писал он в 1915 г., – будучи по своему мораль­ному содер­жа­нию обе­тами обще­хри­сти­ан­скими, имеют зна­че­ние, так ска­зать, субъ­ек­тив­ное. Они пред­став­ляют созна­тель­ное повто­ре­ние данных при кре­ще­нии обетов. Мона­ше­ский обет при постри­же­нии есть тор­же­ственно заяв­лен­ная реши­мость серьезно отне­стись к своему званию хри­сти­а­нина».

Однако оста­ется вопрос: почему нельзя отне­стись серьезно к этому званию уже при кре­ще­нии? Ведь таким обра­зом кос­венно утвер­жда­ется невоз­мож­ность испол­не­ния обетов кре­ще­ния иначе как в мона­ше­стве! Ответа на этот вопрос архим. Ила­рион не дает. Более того, в его под­ходе видно отно­ше­ние к мона­ше­ским обетам все-таки не совсем в ново­за­вет­ном духе. Во-первых, он вос­при­ни­мает их не как радост­ную жертву от пол­ноты веры и любви, а как суро­вую необ­хо­ди­мость. «…Иной и без повто­ре­ния обетов, без постри­же­ния лучше нас. Ведь здо­ро­вый и без лекарств бывает крепче боль­ного. А боль­ному лекар­ство нужно. Обеты – лекар­ство» (Там же.). Во-вторых, он назы­вает основ­ным отли­чием этих обетов от обще­хри­сти­ан­ских лишь суще­ство­ва­ние у мона­хов особой дис­ци­плины и строго опре­де­лен­ных правил пове­де­ния. «При постри­же­нии монах при­ем­лет и с любо­вью лобы­зает все ино­че­ского жития уставы и пра­вила, от святых отцов состав­лен­ные» (Там же.).

Впро­чем, хри­сти­ан­ская жизнь вно­сила в эти уставы и пра­вила свои кор­рек­тивы. Так, инте­рес­ным вари­ан­том мона­ше­ских обетов стали обеты рыцар­ских орде­нов. Изна­чально чисто мона­ше­ские (бед­ность-послу­ша­ние-без­бра­чие), они слу­жили для под­го­товки к лич­ному воин­скому подвигу. Подвиг же имел целью для рыцаря не столько «пока­зать себя», сколько обес­пе­чить общую победу над ино­вер­цами (напр., осво­бо­дить Иеру­са­лим). Но в XIV в. в ордене «Стра­стей Гос­под­них» Филиппа де Мезьера обя­за­тель­ное без­бра­чие было заме­нено тре­бо­ва­нием цело­муд­рен­ной жизни супру­гов. Затем в этом же ордене был введен неиз­вест­ный ранее в рыцар­стве обет «summa perfectio», т.е. выс­шего совер­шен­ства, имев­ший, прежде всего, духов­ный харак­тер. Экзо­ти­че­ские и экс­цен­трич­ные част­ные обеты, вроде обя­за­тель­ства выпи­вать перед вступ­ле­нием в бой три чаши винной похлебки во славу Святой Троицы и т.п., или широко извест­ный обычай вызы­вать любого на бой ради дамы своего сердца (спра­вед­ливо осме­ян­ный, напри­мер, в «Дон Кихоте»), были в рыцар­стве рас­про­стра­нен­ными, но, все-таки, неглав­ными.

Совре­мен­ная же прак­тика при­ня­тия мона­ше­ских обетов обо­га­ща­ется все новыми и новыми фор­мами. Так, в одном из ЖЖ недавно было поме­щено опи­са­ние при­ход­ского пострига (фак­ти­че­ски, мона­ше­ства в миру, что явля­ется, в неко­то­ром смысле, про­ти­во­ре­чием в тер­ми­нах), и попутно изла­га­лись инте­рес­ные раз­мыш­ле­ния о его чине и содер­жа­нии. Вот они: «Мона­ше­ские обеты, кото­рые пола­га­ется про­из­но­сить согласно нынеш­нему Боль­шому Треб­нику, под­верг­нуты там силь­ной редак­ции по срав­не­нию с доре­во­лю­ци­он­ной прак­ти­кой. Так, напри­мер, в совре­мен­ном после­до­ва­нии мона­ше­ского пострига из Боль­шого Треб­ника совер­шенно отсут­ствуют какие-либо обеты отно­си­тельно запрета на вла­де­ние личным иму­ще­ством. Это вполне разумно, т.к. все совре­мен­ные монахи, так или иначе, вла­деют соб­ствен­ным иму­ще­ством, а вре­мена стро­гого обще­жи­тель­ного устава, по кото­рому нельзя было вла­деть даже малей­шей соб­ствен­но­стью, давно уже ушли в про­шлое. Мы пошли далее по этому же пути (автор текста при­над­ле­жит к РПЦЗ – А.К.) и убрали из после­до­ва­ния мона­ше­ства те обеты, кото­рые отно­сятся исклю­чи­тельно к мона­стыр­ской жизни (обет нико­гда не поки­дать мона­стырь и обет слу­шаться насто­я­теля). Поскольку у нас нет мона­стыря и насто­я­теля, то давать подоб­ные обеты совер­шенно бес­смыс­ленно» (Дмит­рий Шаба­нов – logothet).

Поскольку таких слу­чаев мно­же­ство – от мас­со­вых тайных постри­гов в миру как сред­ства сохра­не­ния веры и церкви в эпоху гос­под­ства воин­ству­ю­щего ате­изма в СССР до «при­ход­ского мона­ше­ства» как обы­ден­ного явле­ния (име­ются в виду не только духо­вен­ство, но и алтар­ницы), можно уве­ренно ска­зать, что грань между мона­хами и рев­ност­ными миря­нами ста­но­вится все более тонкой, а фор­мула «даже плохой монах лучше хоро­шего миря­нина», можно наде­яться, скоро окон­ча­тельно уйдет в про­шлое.

Итак, появ­ля­ется нечто необыч­ное: мона­ше­ство без обетов нес­тя­жа­ния и послу­ша­ния? Да! Архим. Ила­рион неслу­чайно един­ствен­ным соб­ственно мона­ше­ским обетом назы­вает без­бра­чие. И хотя он сам – вдох­но­вен­ный апо­ло­гет мона­ше­ства, для него без­бра­чие, в соот­вет­ствии с пози­цией ап. Павла (см. выше, 1Кор.7:38), есть лишь лучшая воз­мож­ность послу­жить Богу: «… при равном жела­нии уго­ждать Богу у без­брач­ного больше бла­го­при­ят­ных усло­вий для осу­ществ­ле­ния своего доб­рого жела­ния, нежели у жена­того. Но искать в словах апо­стола учение о мораль­ном пре­вос­ход­стве без­бра­чия срав­ни­тельно с браком, по моему мнению (не моему, впро­чем, только), было бы ошиб­кой» (Там же.).

Но огра­ни­чи­вать без­бра­чие только мона­ше­ством нет осно­ва­ний. Сам Хри­стос, до Него – Иоанн Пред­теча, а после Него – ап. Павел, являя (послед­ние, понятно, свою меру) образцы цело­муд­рен­ного слу­же­ния Богу и людям, не были «мона­хами», т.к. они не искали еди­не­ния с Богом через жизнь в уеди­не­нии, молитве и посте по детально про­пи­сан­ному уставу. Их «обеты без­бра­чия» вряд ли были как-то вер­ба­ли­зо­ваны, поскольку есте­ственно про­ис­те­кали из любви к Богу и рев­но­сти по доме Его (Пс. 68:10; Ин. 2:17). А это значит – из жела­ния как можно лучше испол­нить слу­же­ние, к кото­рому они (опять же понятно, что пророк и апо­стол – отно­си­тельно, а Хри­стос – абсо­лютно), были при­званы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]