Православные и церковные праздники и посты
Сегодня православный церковный праздник: * Великомученицы Евфимии Всехвальной (воспоминание чуда, им же православие утвердилось, 451). * Равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены (969) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Завтра:
* Мучеников Прокла и Илария (ок. 98-117). * Преподобного Михаила Малеина (962) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Ожидаются праздники:26.07.2021
— * Собор Архангела Гавриила. * Преподобного Стефана Савваита (794) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
27.07.2021
— * Апостола от 70-ти Акилы (I) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
28.07.2021
— * Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Все православные и церковные праздники и посты …
Православные Святые угодники Божии
Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.
Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.
Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.
Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.
Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.
В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери — нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям — угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники. далее>>
Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.
Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.
«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас!»
Святые угодники: житие, память, страдание…
Преподобный Пи́мен Великий, Египетский
Кондак 1
Избранный угодниче Христов и предивный чудотворче, преподобне отче Пимене, подвиги твоими Ангелы возвеселивый и человеки многия из глубины греховныя возведый, прославляюще прославльшаго тя Господа, хвалебное сие пение приносим ти, недостойнии. Ты же, предстоя в сонме праведных Престолу Вседержителя, призри милостивым твоим оком на нас, любовию зовущих ти:
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Икос 1
Ангелоподобное житие возлюбив, преподобне, матерь, и дом, и вся стяжания твоя оставил еси и вкупе с двема братома твоима, мира бегая, во едину от обителей великия пустыни Египетския вселился еси; темже зряще твоего духа горение и братий твоих юных ко Христу прилежание, с радостию тебе вопием:
Радуйся, из детска ум и душу твою Господеви предавый; радуйся, от юности плоть твою чисту соблюдый.
Радуйся, Господа всем сердцем твоим возлюбивый; радуйся, любовию к Тому и юных братий твоих воспламенивый.
Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый; радуйся, от соблазнов мира и братию твою избавивый.
Радуйся, верою и любовию измлада украшенный; радуйся, многими слезами и воздыханьми очищенный.
Радуйся, в слабом телеси велию силу душевную явивый; радуйся, во Христе Иисусе все радование твое положивый.
Радуйся, разсуждения даром почтенный; радуйся смирением на высоту вознесенный.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 2
Видя матерь твою естественною к чадом любовию подвизаему и к месту обиталища твоего пришедшу, не восхотел еси прияти ю, проразумел бо еси, яко с мыслию о матери в душу внидут и желания скорогибнущия жизни мирския. Темже во убозей келлии с братиею твоею затворился еси, наставляя Единаго Господа любити и Того ради вся земная соузы и сладости презирати, вопиюще Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разум имея Богом просвещенный, скорбь матери твоея исцелил еси, отче наш, егда бо плачущи у двери келлии твоей рече ти: Хощу видети вас, возлюбленная чада моя; воспросил еси: Зде ли хощеши видети нас или во оном будущем веце? Темже сладостными словесы твоими научена бывши, несомненную веру и надежду вечныя жизни в сердце своем прият и с радостию в дом свой отъиде, восхваляющи тя сице:
Радуйся, земную любовь победивый, да небесную преумножиши; радуйся, отвергий временная, да вечная приобрящеши.
Радуйся, юным братиям твоим образ совершеннаго отречения явивый; радуйся, и матерь твою надеждою вечных благ возвеселивый.
Радуйся, ради бисера Христова вся красная мира сего презревый; радуйся, возлюбити паче Христа никогоже восхотевый.
Радуйся, яко Христа возлюбив, и матерь твою святою любовию возлюбил еси; радуйся, яко плотское желание из сердца исторгнув, душу твою за братию положил еси.
Радуйся, рабе, Господа твоего возвеселивый; радуйся, Того возлюбити и нас научаяй.
Радуйся, пустыни благоуханный крине; радуйся, Царствия Небеснаго сыне.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 3
Силою Божиею храним и укрепляем, от силы в силу восходил еси, преподобне, и благодатных даров от Господа сподобился еси, якоже и единым точию словом бесы устрашати и прикосновением руки твоея недужныя от одра болезни воздвизати, яже видяще вси людие прославиша Бога, дивнаго во святых, вопиюще Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имея невозвратное к Небеси устремление, преподобне, безмолвие паче всего возлюбил еси, темже и князя некоего, грядуща к тебе не восхотел еси прияти, бояся в сеть гордыни впасти. Толицей глубине разсуждения твоего удивляющеся и высоту смирения твоего прославляюще, усердно величаем тя:
Радуйся, иноки преподобныя смирению научивый; радуйся, и нам, немощным, сей путь законоположивый.
Радуйся, яко истинное смиренномудрие в душе стяжал еси; радуйся, сию бо добродетель, яко зеницу ока сохранити возжелал еси.
Радуйся, искушение гордыни от ног твоих отразивый; радуйся, Единаго Бога бояйся и Тому Единому послуживый.
Радуйся, смирением твоим диавола победивый; радуйся, смирением дух твой на высоте утвердивый.
Радуйся, сию добродетель никогдаже оставивый; радуйся, во всем житии твоем Бога прославивый.
Радуйся, учителю наш богомудрый; радуйся, всего мира украшение.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 4
Бури житейских искушений избегая, убоялся еси, преподобне, чести от иноков и мирских людей тебе воздаваемыя, и сего ради обитель твою тайно оставил еси. В пустыни же, от обители во обитель преходя и лицезрением великих угодников Божиих наслаждаяся, яко пчела мед, добродетелей от них собирал еси, радуяся и поя Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаша ближнии и дальнии богоугодное житие твое, преподобне, и к потоку сладостному богодухновенных словес твоих во множестве притекающе, с веселием зваху тебе:
Радуйся, отче наш преславный; радуйся, пастырю наш предобрый.
Радуйся, наставниче наш, Богом наученный; радуйся добродетели всякия правило.
Радуйся, яко попрал еси вся козни диавола; радуйся, яко презрел еси того искушения.
Радуйся, стяжал бо еси велие ко Господу дерзновение; радуйся, молитвою бо твоею сотворил еси великия силы и исцеления.
Радуйся, благочестивым житием твоим многия приведый ко спасению; радуйся, богоугодными словесы твоими указавый к Небеси вернейший путь восхождения.
Радуйся, громе, диавола устрашаяй; радуйся, яко свирель Духа Святаго, слух верных услаждаяй.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 5
Божие ко грешником милосердие непрестанно помышляя, преподобне, иноку некоему вопросившу тя, что сотворю, грех брата моего видев, обличу ли того, кротце отвещал еси: Аще покрыеши грех брата твоего, и Христос в День судный покрыет твоя согрешения, да воспоеши Ему во веки: Аллилуиа.
Икос 5
Видев благочестиваго Феодосия, во одежде простаго воина пришедша к тебе, преподобне, и ясти просяща, сухий хлеб с водою и солию тому подал еси, и паче царских брашен сладчайший тому показася. Царю же о сем дивящуся, яко мудрый учитель рекл еси: Слузи твои без молитвы и с празднословием уготовляют брашна твоя, мы же вся творим с благословения Божия. Ведуще убо силу молитвы твоея, дерзаем вопити Тебе:
Радуйся, угодниче Божий, дерзновенною молитвою твоею чудеса творяй; радуйся, чудесы твоими веру Христову прославляяй.
Радуйся, благословением твоим хлеб сухий с водою сладчайше царских ястий соделавый; радуйся, вся творити с благословения Божия заповедавый.
Радуйся, горесть жития молитвою услаждати научаяй; радуйся, во Едином Бозе всю сладость жития полагати вразумляяй.
Радуйся, богатящаяся к воздержанию призываяй; радуйся, алчущия и убогия на Господа возлагати печаль укрепляяй.
Радуйся, веселящихся вразумителю; радуйся, плачущих утешителю.
Радуйся унывающих и отчаянных возстание; радуйся всем нам благое упование.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 6
Проповедник смирения и неосуждения согрешающим был еси, отче, инока бо некоего о брате своем соблазняющася и сего ради отъити из обители хотящаго, первее убо вопросил еси, аще своима очима виде того согрешающа, послежде, взем от земли мал сучец, рекл еси: Помысли, яко греси брата твоего сучец суть, твои же яко бервно, и да не имаши отнюдь блазнитися, но во смирении воспоеши Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси в пустыни, отче наш, якоже светило многосветлое, тьму неведения и уныния от приходящих к тебе отгоняя и вся увещевая плоть духови покоряти и невозвратным помыслом Христу работати. Сего ради приими от нас похвалы сия:
Радуйся, возстания плоти страхом Божиим обуздавый; радуйся, дух твой владыку над страстьми поставивый.
Радуйся, бесовския искушения и прилоги далече от себе отгнавый; радуйся, душу твою непорочну Христу соблюдый.
Радуйся, ум твой от скверных и хульных помыслов очистивый; радуйся, на высоту безстрастия возшедый.
Радуйся, любовию твоею вся покрываяй; радуйся, не осуждати ближняго и нас научаяй.
Радуйся, милосердием твоим на покаяние подвизаяй; радуйся, никогоже приходящаго к тебе вон изгоняяй.
Радуйся, чистоты сердечныя зерцало; радуйся, всепрощения неоскудное сокровище.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 7
Xотя правый путь покаяния показати, учил еси, преподобне, яко не в числе дний, ни во множестве дел спасение, но во истиннем от греха отвращении. Темже некоему брату вопросившему, аще довлеет ми три лета на покаяние, отвещал еси, яко аще покаешися от всего сердца твоего и к тому не согрешати произволение имаши, и в три дни покаяние твое приимет Бог, тем же и мы, благосердие Того славяще, поем Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно бяше житие твое, преподобне, не дал бо еси николиже душе твоей уныния сном воздремати, но по вся дни на вящия подвиги простирался еси, притчу оную воспоминая: Кипящу сосуду не коснется муха; егда же остудится сосуд, всяции гади внидут в онь. Сице и инока нерадиваго удобно низлагает враг, к горящему же духом и труждающемуся никакоже приблизитися может. Сего ради усердно зовем ти:
Радуйся, светильниче молитвы неугасающий; радуйся, источниче слез приснотекущий.
Радуйся, яко из детска лености не познал еси; радуйся, яко бдение и молитву в часть желанную избрал еси.
Радуйся, во общем житии образ всем себе показавый; радуйся, в уединении и затворе, якоже звезда, мирови возсиявый.
Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый; радуйся, колена твоя от стояний и поклонов неисцельными язвами покрывый.
Радуйся, сердца бо унылых житием твоим на подвиги возбуждаются; радуйся, руце бо и нерадивых на делание устремляются.
Радуйся, рабе Господень верный; радуйся, угодниче Того нелицемерный.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 8
Странно бо видети, како великий подвижник, николиже себе пощадивый, ослабу немощным и новоначальным являше. Вопрошен бо быв, како подобает поститися, заповеда на всяк день мало вкушати, средний путь, царский, указуя, яко удобнейший, имже и самоугождение отсекается и ум не возносится, безпреткновенно поя Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси в Бозе, преподобне, умиленным сердцем и сокрушенною душею Тому всегда предстоя и духовная чада твоя научая, от житейских попечений, мирския суеты и славы удалятися, смирение же и самоукорение в себе хранити и тако дар умиления стяжати. Сия слышавше и от жития твоего темже поучающеся, восхваляем тя сице:
Радуйся, вся оставивый, да Христа приобрящеши; радуйся, ничесоже имевый, да всеми обладаеши.
Радуйся, в рубище походивый, да во одежду Царствия облечешися; радуйся, всякий вид пищи презревый, да райския сладости насытишися.
Радуйся, отречением земных вещей небесная стяжавый; радуйся, вместо временных благ вечная улучивый.
Радуйся, яко на земли еще живый, помыслом твоим непрестанно на Небеси пребывал еси; радуйся, яко превыспренняя созерцая и со Ангелы общаяся, самоукорение в себе сохранил еси.
Радуйся, яко Богом и человеки прославляем, нивочтоже себе вменял еси; радуйся, яко уничижив себе, славу вечную наследовал еси.
Радуйся, мира Горняго жителю; радуйся, Христов сонаследниче.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 9
Вся помыслы к Богу возводити учил еси, преподобне, того ради и вопрошен быв, что потребнейше есть ко спасению: глаголати или молчати, отвещал еси, яко обоя равно достохвальна, аще Бога ради совершаются; глаголай бо ради Бога, слово Божие возвещает, Бога прославляет или ближняго ко спасению наставляет, молчай же ради Бога в молчании устен и помыслов умом и сердцем вопиет: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Темже потщимся и глаголати и молчати ради Бога, да сподобимся со Ангелы пети: Аллилуиа.
Икос 9
Вития Богом умудренный был еси, преподобне, вся научая храмину духовнаго жития на основании смирения созидати, верою, надеждою и любовию утверждати, подвигами молитвы, слезами и воздыханьми на высоту возводити и, яко кровом, преданием себе в волю Божию покрывати. Темже и нам силу и мудрость к сему строению стяжати Господа умоли, отче наш, да сия похвалы принесем Ти:
Радуйся, сердце твое во обитель Духа Святаго уготовавый; радуйся, всесовершенною любовию ко Господу тую украсивый.
Радуйся, непрестающими покаяния слезами ю омывый; радуйся, из глубины воздыханьми тую облагоухавый.
Радуйся, многими добродетельми душу твою обогативый; радуйся, вся плевелы страстей всеконечне искоренивый.
Радуйся, яко чистым сердцем Бога зрети сподобился еси; радуйся, яко безстрастным умом на высоту воспарил еси.
Радуйся, ангеле, на земли с человеки поживый; радуйся, человече Божий, ангельски Тому послуживый.
Радуйся, венцем славы от Господа увенчанный; радуйся, предстателю от Бога нам дарованный.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 10
Спасение всем ищай, преподобне, пресвитера некоего гневливаго вразумил еси. Той бо нерадение иноков видя, абие гневом возгоревся и в соборе образ монашеский с тех совлече. Ты же, яко отец чадом, терпением и любовию исправляти согрешающия тому повелел еси, вся подвизая Богу пети: Аллилуиа.
Икос 10
Царя Небеснаго Господа Иисуса кротости подражая, добром зло побеждал еси, отче наш. Старец бо некий, егоже духовныя чада оставльше, тебе последоваша, завистию уязвляем, поношаше тя. Ты же с дары пришел еси к тому и многое время пред дверьми его стоял еси, зной дневный кротце претерпевая, дондеже старец оный, умилився сердцем, лобзание мира даде тебе и от того часа бысть друг твой искренний. Таковую на диавола победу твою празднующе, тебе вопием:
Радуйся, кроткому Иисусу подражавый; радуйся, Того благодатию незлобие стяжавый.
Радуйся, землю бо кротких наследовал еси; радуйся, сердца бо многих кротостию к себе привлекл еси.
Радуйся, яко диаволю злобу незлобием победил еси; радуйся, яко того коварство простотою упразднил еси.
Радуйся, незлобием твоим врага в брата обративый; радуйся, того покаянием Христа возвеселивый.
Радуйся, яко миротворец, сын Божий нареченный; радуйся, смирения ради Самим Господом возвеличенный.
Радуйся, яко врага своего возлюбил еси; радуйся яко незлобию и любви и нас научил еси.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 11
Пений ангельских наслаждаешися на Небеси, преподобне, ибо на земли не трубил еси пред собою, и премногая откровения в душе своей таил еси, всем смиренно глаголя, яко аз от нижних есмь и точию страсти и немощи моя исповем. Темже ныне со Ангелы и святыми поеши Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Свет небесный еще на земли живый зрети сподобился еси, преподобне, плоть бо твою постом утончив и ум твой легок на молитвенное делание сотворив, иногда убо в райских селениях со Ангелы и святыми суща, иногда же на Голгофе, у Креста Господня плачуща и пречистыя язвы Его лобызающа зрел еси себе в видении. Тем убо светом озаритися и нам испроси, угодниче Христов, да принесем ти похвалы сия:
Радуйся, таин Божиих зрителю; радуйся, святых Его купножителю.
Радуйся, умносердечною молитвою Господа в сердце твоем стяжавый; радуйся, на святой Голгофе мысленно Тому предстоявый.
Радуйся, к животворящему Его Кресту духовно припадавый; радуйся, пречистыя язвы Его умильно лобызавый.
Радуйся, любовь бо Божия в сердце твое излияся; радуйся, печаль бо земная далече от тебе отгнася.
Радуйся, со Иосифом бо и Никодимом Господа Твоего мысленно во гробе полагал еси; радуйся, с мироносицами бо Воскресшаго радостно сретал еси.
Радуйся, уме, зряй Бога; радуйся, во плоти серафиме.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 12
Благодатию от Бога почтенный болящия исцеляти и демонов прогоняти, сердце твое сокрушенно и смиренно соблюл еси, отче наш. Во огнь бо вечный с сатаною ввержену быти себе достойна вменял еси. Темже и нас, добродетели лишенных и молитвы не стяжавших, паче же фарисея возносящихся, твоею молитвою исцели, да в сокрушении поживше, купно с тобою Господеви воспоем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твое ангелоподобное житие, восхваляем тя, преподобне отче Пимене; в юности бо был еси образ жития юношем, в мужестве—правило веры мужем, в старости—учитель старцев, намже всем и всегда молитвенник и предстатель. Сего ради вопием ти:
Радуйся, измлада всем сердцем Христа возлюбивый; радуйся, от юности Тому послуживый.
Радуйся, любве ради Его в пустыню вселивыйся; радуйся, Того ради от мира удаливыйся.
Радуйся, молчание возлюбивый, да со Господом вечно беседуеши; радуйся, плоть твою страху Божию пригвоздивый, да диаволу не послужиши.
Радуйся, велий пост на себе возложивый, да Единаго Христа насладишися; радуйся, всякия лишения претерпевый, да Христа не лишишися.
Радуйся, сердце твое сосуд благодати сотворивый; радуйся, и тело твое безстрастием украсивый.
Радуйся, диавола посрамление; радуйся, Церкви Святей похвало.
Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших.
Кондак 13
О, преподобне и богоносне отче наш Пимене, призри на нас, немощных, во многия согрешения по вся дни впадающих, и богоприятным твоим ходатайством избави нас от всякаго искушения противника и страх Божий всели в сердца наша, да в добродетели и во смирении поживше в веце сем, блаженныя оныя жизни сподобимся и со всеми в радости нескончаемей воспоем: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелоподобное житие…» и 1-й кондак «Избранный угодниче…».
Молитва
О, дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, души благочестивых веселящи, Пимене Богомудре, отче наш преподобне.
Православные молитвы и иконы Божьей матери и святым угодникам
Слово «икона» пришло из греческого языка и означает «образ», «изображение». Изображение иконы освящается святой водой и специальными молитвами, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.» Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону».
Все Иконы Божьей матери и Святых угодников
К этому времени при храме уже было открыто приходское Попечительство для помощи бедным, которое «помимо временных пособий неимущим, немалому числу осиротевших семейств выдавало пособия ежемесячно по три, пять, восемь, и при особой нужде более рублей…», как сообщалось в Московских Церковных Ведомостях (1883, № 38). Через десять лет начался следующий этап строительных работ. По новому, утвержденному в 1892 г. проекту, автором которого был архитектор А.В. Красильников, храм значительно распространялся на запад. Все работы производились на средства жертвователей и прихода. Так, к лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства.
Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев.
План-схема храма (2008 г.)
После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи.
Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).
Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой. Таким он, благодарение Богу, сохранился и до наших дней.
Интерьер Пименовского храма, начало ХХ века. (Фото из архива протод. Сергия Голубцова, Синодальная библиотека).
Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.
Над иконостасом как бы парит огромный величественный Васнецовский образ Царицы Небесной, словно шествующей по облакам с Богомладенцем на руках навстречу молящимся.
Интерьер главного храма (2008 г.)
Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами – 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах – 120 ростовых иконописных образов святых, «человеков Божиих», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Росписи всех трех алтарей посвящены, в основном, святым первых веков христианства – египетским подвижникам, святителям, преподобным, учителям Церкви и исповедникам веры Христовой. В главном куполе – изображение Спаса Вседержителя (Благословляющего) в окружении хора ангелов. В левой руке Спасителя Евангелие, где золотом горят слова «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МIРУ».
Господь Вседержитель и хор Ангелов (роспись главного купола)
Роспись сводов четверика основного объёма. Паникадила.
«Распятый Бог-Сын». Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).
Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.
В росписи храма присутствуют и декоративные элементы русско-византийского стиля – растительные узоры и ленточный орнамент, который «поддерживает» живопись, собирает все ее детали воедино. В лентах орнамента – строки из Евангельских текстов и молитвословий.
О «деле спасения нашего» повествуют и живописные композиции на Евангельские темы и образы святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и святых жен, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией. В этих образах – вся история Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды. Живопись храма в целом – и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых – придает его внутреннему убранству величественный, вселенский характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение и литургию совершало местное духовенство при большом стечении молящихся.
Молитва в христианской жизни. Что такое молитва. О молитве
Молитва – важнейшая часть духовной жизни каждого верующего человека. Через молитву человек обращается к Богу, вопрошает к нему и просит прощения у него. Иными словами, молитва есть ни что иное, как способ разговора человека с Богом. О молитве …
Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, «есть разговор души с Богом». И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.
Молитва не требует определенного времени, места, обстоятельства или определенной формы. Она может быть многословной — длинной, и малословной — краткой. Молитву можно произносить в любое время дня или ночи, и в любом месте. Человек может молиться и при всяких обстоятельствах своей жизни: когда болен или здоров, когда он весел или печален, когда он имеет успех или терпит неудачу, когда он находится в обществе своих врагов или в кругу своих друзей, когда он покинут всеми, или когда он в среде своей любимей семьи. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.
Каждый православный христианин должен молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например: перед учением и после учения и т. п.).
Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.
Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.
Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу.
Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.
К сожалению, очень многие люди забывают о необходимости и важности молитвы, и прибегают к ней только в случаях ощущения безвыходности. Однако, даже в этих случаях, как показывает практика, Бог не забывает о человеке и дарит ему свою любовь и поддержку. Но, ни одна молитва не принесет человеку ничего доброго, если он будет просто читать ее, не задумываясь о сказанном. Поэтому крайне важно, обращаясь в молитве к Создателю, по-настоящему прочувствовать каждое свое слово.
Бог – самый лучший из собеседников, он всегда услышит человека и поможет ему. Не следует стесняться говорить с Богом даже об самом сокровенном, что есть в вашей душе. Главное – делайте это с истинной верой в Бога.
«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать». святитель Тихон Задонский.
И что бы ни случилось за день — все происходит по воле Божией; все без исключения — обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием. Его творческим разумом, Его мужеством… И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы — тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что иногда вам придется поворачиваться к Богу и говорить: «Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!» В другие моменты вы сможете сказать: «Господи, спасибо!»
В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — пишет святитель Димитрий Ростовский.
В Новом Завете молитва — это живая связь детей Божиих с их беспредельно благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом. Благодать Царства есть «единство всецелой Пресвятой Троицы со всецелым духом». Таким образом молитвенная жизнь — это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение наше существо стало едино со Христом. Молитва является христианской, поскольку она есть общение со Христом и возрастает в Церкви, которая есть Его Тело. Ее измерения — это измерения любви Христовой.
«Молитва — это не информирование Бога о наших нуждах. Молитва — это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас. Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами.» Архимандрит Рафаил (Карелин) (XX век).
Пимен Великий
Поделиться
В четвёртом столетии Египет переживал новый подъём культуры. На этот раз жители долины Нила уже не строили гигантских пирамид и не упражнялись в искусстве бальзамирования. Однако наследие, оставленное потомками фараонов за несколько веков христианской эры, оказало даже большее влияние на человечество, чем затерянные в пустыне чудеса архитектуры. Египет – родина христианского монашества. А коренные жители Египта – копты – основоположники этого удивительного явления.
По обе стороны великого Нила в пустынях и оазисах жили тысячи подвижников. Их духовный авторитет признавался по всей Римской Империи. А опыт духовной жизни; тонкое знание человеческой психологии и ответы, на главные вопросы человеческого существования стали достоянием всего христианского мира.
Преподобный Пимен Великий один из самых значимых египетских подвижников того времени. Он родился около 340 года в коптской семье. Вместе с шестью родными братьями принял монашество и жил в пустыне именуемой Скит к западу от Александрии. Однажды, когда кочевые ливийские племена совершили большой набег на скитских монахов, Пимену и его братьям едва удалось спастись. После этого они поселились на руинах языческого храма в древнем городе Теренутис на берегу Нила.
Много лет преподобный Пимен провёл в безмолвии, отсекая от себя всё, что отвлекает и расслабляет человека. Родственные связи и житейские хлопоты; похвалу и почёт; назойливый шум и суету окружающих – весь поток эмоций, которые составляют нашу повседневность, преподобный воспринимал так, словно уже умер. Всё его внимание занимали плач о своих духовных немощах и мысли о Боге, спасающем человека.
Этот трудный путь, доступный лишь немногим, не сломал его. Он не сделался чёрствым или чрезмерно суровым человеком, но благодать Духа Святого открыла в нём бездны любви к ближним. Зная о чьей-либо слабости, Пимен Великий всегда становился на сторону грешника, защищая его от осуждения окружающих, и исподволь показывая выход из греховного состояния.
Братья: Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?
Пимен: Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его.
Братья: А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?
Пимен: Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши.
Пимен: Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, – не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, — чрез это возбудишь душу его к покаянию.
В те времена монахи совершали подвиги самоотречения и воздержания, которые поражают нас своей трудностью. Терпеть жару и жажду. Ограничивать себя в пище и сне. Ночи стоять на молитве. Всё это могли египетские отцы, и всё это прошел Пимен Великий. Но чем больше он преуспевал в монашеском искусстве, тем явственнее ему открывалось, секрет христианской жизни не в количестве поклонов и дней, проведённых без еды, а в сердце, которое отдаёт себя Богу. Этому он учил своих духовных детей.
Брат: Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.
Пимен: Это очень много, брат.
Брат: Тогда в течение одного года.
Пимен: Что ты? И этого много!
Брат: Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.
Пимен: Я убеждён, что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня.
Прожив 110 лет преподобный отошел ко Господу, около 450 года. Он оставил после себя краткие поучения-афоризмы, где найдутся слова и для монаха, и для мирянина. Учение преподобного отличает исключительный духовный реализм.
Вот только некоторые из его высказываний:
«Всё что выше меры – от бесов».
«Если мы гонимся за спокойствием, то оно бежит от нас; если же мы бежим от него, то оно само гонится за нами».
«Даже если человек сделает новое небо и новую землю, то и тогда не может остаться беспечальным».
Выдающийся российский наставник монашества святитель Игнатий Брянчанинов так писал о древнем подвижнике:
«Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия. Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благода̀тные дары».
Святые отцы о молитве
«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти». Свт. Иоанн Златоуст.
«Молитва в чине своем выше милостыни». Прп. Исаак Сирин.
«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу». Свт. Феофан, Затворник Вышенский.
«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса». Сщмч. Киприан Карфагенский.
«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение». Свт. Василий Великий.
«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний». Свт. Василий Великий.
«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве». Свт. Иоанн Златоуст.
Православные молитвы святым угодникам. Святые угодники Божии.
Православные молитвы нуждающимся в различных нуждах и немощах.
Что следует запомнить христианину
Есть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть.
1. Молитва Господня «Отче наш» (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). 2. Основные заповеди Ветхого Завета (Втор. 6, 5; Лев. 19,18). 3. Основные евангельские заповеди (Мф. 5, 3-12; Мф. 5, 21-48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14-21; Мф. 6, 24-25; Мф. 7, 1-5; Мф. 23, 8-12; Ин. 13, 34). 4.Символ Веры. 5.Утренние молитвы и вечерние молитвы по краткому молитвослову. 6. Число и значение таинств.
Таинства нельзя смешивать с обрядами. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство — это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение) …
Житие преподобного Пимена
Пимен Великий родился в Египте около 340 года.
В молодости он со своими братьями отправился в знаменитую монашескую общину в Скитской пустыне. В 407 году набег берберов вынудил монахов покинуть Скит и поселиться в развалинах языческого храма в Теренуфисе.
Маленькой общиной по очереди руководили Пимен и его старший брат Анубис. Днём они работали до полудня, в самую жару три часа читали, затем собирали хворост, а из 12 ночных часов четыре работали, четыре пели псалмы, четыре спали.
Несмотря на то, что Пимен сам иногда ничего целую неделю не ел, своим ученикам он советовал не изводить себя чрезмерно: «Мы постимся не чтобы убить наши тела, а чтобы господствовать над ними».
Пимен всегда советовал монахам помнить изречения других известных старцев: «И вы найдёте помощь в них и спасетесь». Благодаря ему появился сборник «Апофегмата» («Афоризмы»), куда вошли высказывания различных египетских проповедников.
Статья по теме
Рупор Божий. Откуда у старцев берётся дар предвидения
Пимен всегда действовал по ситуации, что разочаровывало некоторых учеников, которые требовали от подвижника предоставить им некое универсальное руководство по поведению. Но Пимен был не согласен с таким подходом. Он говорил: «Говоришь для Бога — молодец, для Бога молчишь — опять молодец».
Изречения Пимена на первый взгляд могут показаться противоречивыми, поскольку говорились разным людям в разных ситуациях. Одному монаху, которого осаждали греховные мысли, подвижник посоветовал обращаться к дьяволу со словами: «Пусть богохульство падёт на тебя, ведь оно не моё, оно мне не нравится». А другому монаху, который слишком часто сваливал всю вину на происки сатаны, Пимен сказал: «Дьявол! Вечно у вас дьявол виноват. А по-моему, это всё от самоволия».
Прожив долгую жизнь, преподобный Пимен Великий скончался в возрасте около 110 лет.
Статья по теме
Великие мудрецы и чудотворцы. История столичных юродивых