Пастырский семинар: «Подготовка ко Святому Причащению:историческая практика и современные подходы к решению вопроса».


Прот. Валентин Асмус

Валентин Валентинович Асмус
(род. 1950), митрофорный протоиерей, настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, доктор богословия Родился 5 августа 1950 года в городе Москве, в семье известного философа Валентина Фердинандовича Асмуса (1894 — 1975).

Учился на филологическом факультете (классическое отделение) Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1975 году. В студенческие годы был прихожанином Московского храма Ильи Пророка в Обыденном переулке.

С 1975 по 1978 год преподавал латинский язык в Московском издательско-полиграфическом техникуме им. И. Федорова. В это время его духовным отцом становится протоиерей Всеволод Шпиллер (1902 – 1984), настоятель Николо-Кузнецкого храма. «Я обязан своим церковным воспитанием Николо-Кузнецкому храму»

— говорил о. Валентин. Приходские традиции Николо-Кузнецкого храма (активное участие прихожан в церковных таинствах, частое чтение лекций по русской истории, литературе, христианскому искусству, работа воскресной школы, работа кружка церковного пения для всех желающих, работа библиотеки, воскресными вечерами приходят на занятия взрослые люди, сознательно стремящиеся воцерковиться…) сохраняются и в его приходе.

С 1 сентября 1978 года преподавал в Московских духовных школах предметы: латинский язык, церковнославянский язык, византология, древнегреческий язык, история церкви, патрология (учение об отцах церкви, от греч. patér), история поместных православных церквей, каноническое право.

11 февраля 1979 года был рукоположен в сан диакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом).

4 февраля 1990 года был рукоположен в сан священника архиепископом Астанайским и Алматинским Алексием (Кутеповым).

25 февраля 1993 года возведён в сан протоиерея.

Служил в московском храме святителя Николая Угодника в Кузнецах.

В 2000 году назначен настоятелем московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.

В 2002 году получил степень магистра богословия.

27 июля 2009 года вошёл в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [1].

В июне 2014 года удостоен звания доктора богословия [2].

Является доцентом Московской духовной академии, членом Учёного совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, преподавателем Николо-Угрешской духовной семинарии. Активно участвует в работе по созданию Богословской энциклопедии.

Проживает в городе Москве, женат, жена – Инна Викторовна, имеют девятерых детей (семь дочерей и два сына) и пять внуков.

Использованные материалы

  • Биография на сайте Правмира
  • Биография на сайте «Русское Православие»

[1] Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви от 27 июля 2009 года —

[2] Архиепископ Верейский Евгений вручил дипломы доктора богословия

, официальный сайт Московского Патриархата, 17 июня 2014 года:

[3] В понедельник Светлой седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

, официальный сайт Русской Православной Церкви, 21 апреля 2014 года:

Биография священнослужителя

Будущий святитель родился в семье именитого философа В. Асмуса. После окончания школы молодой человек поступил в МГУ, на факультет филологии. В годы студенчества Валентин часто посещал церковь Пророка Илии, находящуюся в Обыденском переулке.


Протоиерей Валентин Асмус

  • Святитель вспоминает, что связал свою жизнь с монашеством, так как отец часто читал ему Библию. Родители понимали, что их чадо пойдет по церковному пути и не препятствовали в этом начинании. Отец-философ имел убеждение, что только Православие способно возродить Отечество. В 1975 г. Валентин окончил университет, последующие три года он работал преподавателем иностранного языка в одном из московских техникумов.
  • В 1978 г. Валентин стал обучать детей из духовных школ. Он преподавал языки, историю церкви, а также каноническое право. В конце зимы 1979 г. Валентин Асмус получил сан диакона, ритуал рукоположения совершал архиепископ Владимир. С этого времени батюшка стал служителем церкви Николая Чудотворца в Кузнецах. Его духовным учителем был отец Всеволод (Шпиллер), в котором чувствовалась великая любовь к окружению, уважение к свободе и личности каждого.
  • В 1986 г. диакон экстерном окончил духовную семинарию, а через четыре года таким же образом прошел весь курс академии. В феврале 1990 г. архиепископ Алексий рукоположил его в сан священнослужителя. В 19993 г. Валентин стал протоиереем.
  • С 2000 г. по настоящее время преподобный является настоятелем Покровской церкви, что в Красном селе. В начале 2002 г. святителю присудили степень магистра богословских наук. В том же году он стал работать преподавателем в Угрешской православной семинарии.


Валентин Асмус на богослужении

Преподобный Валентин является отцом девятерых детей. К сожалению, его супруга уже покинула этот мир. По словам святителя, у них с женой было непередаваемое единомыслие, они чрезвычайно радовались каждому ребенку, подаренному им Господом. Его супруга Инна была самоотверженной и любящей матерью, с большим сердцем и чувством ответственности. В христианские праздники в семье случалось великое столпотворение людей, матушка Инна готовила вместе со своими подругами, а дети ожидали стола.

Супруги всегда надеялись на помощь Бога при воспитании своих чад. Все их дети тем или иным образом связаны с Церковью.

Отрывок, характеризующий Асмус, Валентин Валентинович

– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры. Он хотел уйти. – Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж… Князь Василий улыбнулся. – Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты. – Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой… – Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем. – Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите? – Так завтра вы доложите государю? – Непременно, а Кутузову не обещаю. – Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу. Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано. – Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c’est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.] Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны. – «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu’il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca». – J’espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d’eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.] – Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu’ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l’usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.] И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом. – Baton de gueules, engrele de gueules d’azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой : Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он. Княгиня, улыбаясь, слушала. – Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда… Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила. – Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом.

Избранные труды[ | ]

  • Куликов Александр, протоиерей, Асмус Валентин, диакон.
    Приходской праздник // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 8. стр. 25.
  • Асмус Валентин, священник.
    Владимир Юрьевич Вульферт [некролог] // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 2. стр. 34.
  • Асмус Валентин, диакон.
    Место Московской Духовной Академии в истории русской культуры [библ. 47] // Богословские труды. М., 1986. Сб. МДА. стр. 316—330.
  • Асмус Валентин, протодиакон.
    Филаретовский вечер в Московской Духовной Академии // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 4. стр. 20-21.
  • Богословие митрополита Филарета (Дроздова) // Тысячелетие крещения Руси: Мат-лы Межд. церк. науч. конф. «Богословие и духовность» (Москва, 11—18 мая 1987 г.). — М.: Моск. патриархия, 1989. — С. 244—252.
  • Асмус Валентин, священник.
    «Патрология» Миня // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 7 (ЖМП). стр. 71-72.
  • Асмус В. В., свящ., Козаржевский А. Ч., Чистяков Г. П., Алексеев А. А., Руденко А. А., Селезнев М. Г., Аверинцев С. С.
    По материалам «круглых столов», проводившихся в Институте востоковедения РАН в 1990—1991 гг. // Мир Библии. М., 1994. № 2. стр. 93-101.
  • В. А.
    Комментарий к параграфам 34, 35, 36 из «Философии культа» священника Павла Флоренского // Regnum Aeternum. — М.-Париж, 1996. — № 1. — С. 198—202.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Происхождение царской власти. (К истолкованию I [книги] Царств [главы] 8) // Regnum Aeternum. — М.-Париж, 1996. — № 1. — С. 41—46.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . О некоторых церковных канонических идеях патриарха Никона // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. Мат-лы 1992—1996 гг. — М.: ПСТБИ, 1996. — С. 41—45.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 34-40.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . О некоторых церковных канонических идеях патриарха Никона // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 41-45.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 63-75.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . О монофизитстве [[Анализ результатов православно-монофизитского диалога (итоговый документ сент. 1990). Богосл. основания монофизитства (наследие Севира, патриарха Антиохийского)]] // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 207—210.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 296—298.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Богословие В. Н. Лосского // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 249—252.
  • [Асмус В. В., протоиерей]
    . Царство вечное // Regnum Aeternum. — М.-Париж, 1996. — № 1. — С. 7—10.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Седьмой Вселенский Собор 787 г. и власть императора в Церкви // Regnum Aeternum. — М.-Париж, 1996. — № 1. — С. 47—68.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. Мат-лы 1992—1996 гг. — М., 1996. — С. 34—40.
  • Бреев Г., прот., Шатов А., прот., Смирнов Д., прот., Асмус В., прот., Воробьев В., протоиерей.
    Современные традиции празднования Пасхи на московских приходах // Вестник пастырского семинара. М., 1996. № 1. стр. 35-41.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Канонизация Царской семьи: за и против // Церковь и время. М., 1998. № 4(07). стр. 199—203.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого) // Исторический вестник. М., 1999. № 2. стр. 85-92.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Господи, спаси Царя (Пс 19:10): Молитва о Царе в православном богослужении // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 2000. стр. 97-107.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Принципы богословского подхода к истории // Исторический вестник. М., 2000. № 5-6(09-10). стр. 167—176.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь: [Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7-9 февр. 2000 г.] // Церковь и время. М., 2000. № 2(11). стр. 86-94.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . «Господи, спаси царя» [Псал. 19, 10]: молитва о царе в православном богослужении // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. Мат-ы 2000 г. — М., 2000. — С. 97—107.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. Мат-лы 2002 г. — М., 2002. — С. 74—80.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Царь в Библии // Православная государственность: 12 писем об Империи. Сб. ст. / под ред. А. М. Величко, М. Б. Смолина. — СПб.: Изд. Юридического ин-та, 2003. — С. 230—241.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Святитель Григорий Палама и императорская власть // Богословский сборник. — М.: ПСТБИ, 2003. — Вып. XI. — С. 137—157.
  • Асмус В. В., протоиерей
    . Церковные полномочия византийских императоров // Православная государственность: 12 писем об Империи. Сб. ст. / под ред. А. М. Величко, М. Б. Смолина. — СПб.: Изд. Юридического ин-та, 2003. — С. 30—44.
  • Асмус Валентин, протоиерей.
    . 550 лет падения Константинополя // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 6 (ЖМП). 46-57. Ключевые слова: история Церкви общая; Церкви Православные: Константинопольская
  • Асмус Валентин, протоиерей.
    . V Вселенский Собор (1450 лет) // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 12 (ЖМП). 38-50. Ключевые слова: история Церкви общая; Соборы Вселенские: V
  • Асмус Валентин, протоиерей.
    . Как не следует издавать книги протопресвитера Иоанна Мейендорфа // Журнал Московской Патриархии. М., 2002. № 11 (ЖМП). 78-88. Ключевые слова: библиография, рецензии; Мейендорф Иоанн, протопресвитер; Лурье В. М., богослов
  • Асмус Валентин, протоиерей.
    . Монахиня Магдалина (в миру — Вера Александровна Рещикова) [некролог] // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 12 (ЖМП). 34-35. Ключевые слова: некрологи; Магдалина (Рещикова), монахиня
  • Асмус Валентин, протоиерей.
    . Проповедь в Татьянин день в Успенском соборе Московского Кремля // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 2 (ЖМП). 42-45. Ключевые слова: проповеди, слова; богословие основное (апологетика); Татиана Римская, дева, мученица
  • Асмус Валентин, протоиерей.
    . Святитель Епифаний Кипрский (к 1600-летию преставления) // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 5 (ЖМП). 68-76.
  • Протоиерей Валентин Асмус прокомментировал письмо епископа Диомида // pravoslavie.ru, 9 марта 2007
  • Протоиерей Валентин Асмус: «Евхаристия»
  • Протоиерей Валентин Асмус: Мир всё меньше считается с основами христианской веры
  • Протоиерей Валентин Асмус: «Политическая история православного государства неотделима от церковной»
  • Протоиерей Валентин Асмус. Будет ли Русская Церковь единой?
  • Архив Протоиерей Валентин Асмус
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]