Священник Иоанн Оленевский. Фото 1946-1951 гг. |
Иван Васильевич Калинин, Оле́невский
(1854 — 1951), иерей, священноисповедник Память 18 мая — день обретения и перенесения мощей и прославления в 2001 году (Пенз.), 24 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 5 августа 1854 года в селе Оленевка Пензенского уезда Пензенской губернии. Мать — крестьянка Ксения Ивановна Калинина, отец неизвестен; отчество получил от имени крёстного отца, вероятно, своего дяди Василия Ивановича. Рождение его было предвозвещено странствующими монахами, которые сказали: «На этом месте родится святой». Мальчик с юных лет отличался от своих сверстников. Он никогда не ел мяса, играя, крестил, венчал, отпевал, хоронил, лепил церковки, крестики из глины у родника, про который говорил: «Я родился и родник родился».
Учился в земской школе своего села Оленевка. Обладал слабым здоровьем, однако зарабатывал себе на хлеб мелким ремеслом — вязанием шарфов и варежек, сапожным делом. С малолетства ночами вставал на молитву, молился со слезами, ограничивал себя в еде. Жил с матерью, а потом с овдовевшей сестрой в маленьком старом домике около местной Введенской церкви, где помогал священнику как алтарник, с семи лет читал, пел и канонаршил на клиросе. После смерти сестры заботился о четверых племянниках.
Еще в молодости Иван получил благословение на духовный подвиг у блаженной старицы Феоктисты. Юношей вёл подвижническую жизнь, странствовал по святым местам, а когда, возвращаясь, рассказывал людям о Киеве, Афоне, о Святой земле, а они, восхищаясь, завидовали ему, он утешал их: «Я один, живу как монах, а у вас семьи, дети, хозяйство. Вы в храм ходите, тут вам и Киев, и Иерусалим».
Иоанн Оленевский в юности. Фото последней четверти XIX в. |
Во время Первой мировой войны к нему люди приходили с вопросом: жив ли, как поминать? Он, скрывая свои духовные дары, отвечал кратко или иносказательно. Кому скажет: «Поминай за упокой», кому: «Жив, придёт», а кому: «Заблудился». А к одной женщине, шедшей к нему всё с тем же вопросом — как поминать, он сам вышел навстречу, говоря: «Беги скорее на станцию, встречай мужа».
До революции Оленевка была богатейшим селом с крепким хозяйством. Но в буре лихолетий всё это было разрушено. Сгорел и старый дом Ивана. Прихожане своими силами выстроили ему новый дом под железной крышей.
В 1920 году, в возрасте 65 лет, был рукоположен целибатом в сан диакона архиепископом Иоанном (Поммером) в пензенском Спасо-Преображенском монастыре.
Служил вне штата в Оленевской церкви. Как священнослужитель был лишён избирательных прав. Отец Иоанн был широко известен, многие стремились получить у него духовное наставление или исцеление от болезней. В 1924 году против него была развёрнута клеветническая кампания в местной печати. В результате у него отобрали дом, и он жил у родственников или духовных чад в соседних деревнях.
Иван Васильевич Калинин. Фото начала XX в. |
В 1930 году диакон Иоанн перебрался в построенный для него чадами небольшой дом-келью. В ней он прожил до самой кончины.
В 1930 году после ареста настоятеля оленевский Введенский храм был закрыт, и о. Иоанн стал служить диаконом в Троицкой церкви села Соловцовка, а также в храме села Николаевка. В июне того же года он вместе с клиром и прихожанами не допустил захвата Троицкого храма обновленцами во главе с прибывшим в Соловцовку обновленческим архиепископом Николаем Розановым.
8 апреля 1932 года о. Иоанн был арестован. Проходил по групповому делу «контрреволюционной организации церковников «Истинно православные»»
вместе с большой группой сельского духовенства Пензенской епархии. Обвинялся в «агитации через посещающих богомольцев», в том, что «сеет религиозную заразу и ведёт скрытую работу, направленную на срыв мероприятий советской власти». На допросе отказался определить, к какому направлению в Православной Церкви он принадлежит. Заявил, что поминает за богослужением патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и Пензенского епископа Кирилла (Соколова), а о митрополите Сергии (Страгородском) и Гдовском епископе Димитрии (Любимове) ничего не знает.
14 мая 1932 года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Средневолжском крае был приговорён к высылке за пределы края на три года, но 22 мая его освободили под подписку о невыезде.
Отец Иоанн вернулся жить в Оленевку. Пензенские священнослужители пользовались его советами по организации помощи неимущим, интересовались его мнением, как относиться к разного рода самозваным «пророкам».
30 января 1934 года отец Иоанн был задержан и помещён в тюрьму, но на следующий день освобождён под подписку о невыезде. На следствии дал показания: «Народ меня считает за праведника и прозорливца, я его не разубеждал в этом… Всем, кто приходил ко мне с жалобами или за советами, я давал эти советы, успокаивал и призывал к терпению».
26 февраля дело в отношении о. Иоанна было прекращено
«вследствие его болезни и преклонного возраста».
Вопреки запретам властей, о. Иоанн продолжал принимать искавших у него совета и наставления. Служил в Соловцовке, а после закрытия тамошней церкви в 1935 году ездил служить в Успенской церкви села Князевка.
Иван Васильевич Калинин. Фото 1920 г. |
24 октября 1936 года по доносу о чтении духовных стихов после службы был арестован, помещён в районную тюрьму села Кондоль, затем в тюремную больницу. 28 ноября перевезён в тюрьму в Пензе. Обвинялся в том, что «распространял о себе слухи как о «прозорливом старце», а посещение его верующими ряда сёл служило ему возможностью для возбуждения недоверия к советскому строю».
На суде заявил:
«Виновным себя не признаю. Люди ко мне ходили с горем, поговорить. Про Советскую власть я никому и ничего не говорил».
19 марта 1937 года выездная сессия Спецколлегии Куйбышевского областного суда приговорила его к шести годам заключения. Однако 26 мая 1937 года по ходатайству двоюродного племянника о. Иоанна, наркома юстиции Мордовской АССР Г. Н. Калинина дело было пересмотрено спецколлегией Верховного Суда СССР. В результате приговор был отменён. Освобождённый летом тяжело больной старец проживал в Пензе у духовных чад, а к концу лета вернулся в Оленевку, но из-за опасения ареста не был принят двоюродной сестрой. С плачем: «Везде гонения… и родные…», еле шевеля ногами, побрёл в село Елизаветино, взяв только посох и епитрахиль. Только через два года смог отец диакон вернуться в родную Оленевку.
В октябре 1945 года верующие добились решения об открытии в селе Соловцовка ранее закрытого Троицкого храма. 2 сентября 1946 года храм был торжественно освящён епископом Пензенским Михаилом (Постниковым). За литургией владыка рукоположил о. Иоанна во иерея.
Святой старец Иоанн Оленевский. Икона конца XX в. |
Последние годы жизни его почитали как старца, он ежедневно принимал богомольцев, являя дар прозорливости, духовничества, исцеления и утешения. Давал короткие советы и наставления, исполненные глубокого смысла, исцелял болящих. Не только православные, но и местные татары-мусульмане относились к о. Иоанну с глубоким уважением и часто обращались к нему за советом. Батюшка не ел ни рыбы, ни мяса, коленопреклонно молился ночами, спал в гробу. Продолжал служить по праздникам в соловцовской Троицкой церкви, что вызывало недовольство уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, требовавшего от епархиальных властей «прекратить указанные нарушения».
26 марта 1951 года старец был сильно избит неизвестными. Он предвидел день своей кончины.
Скончался 6 августа 1951 года, в 7 часов утра. Перед смертью о. Иоанн приобщился Святых Христовых Тайн. Панихиду в соловцовской Троицкой церкви служили четыре священника. Гроб с телом о. Иоанна несли на руках от Соловцовки до кладбища в Оленевке в сопровождении большой процессии верующих. Место для своего захоронения о. Иоанн при жизни выбрал сам.
Мощи св. Иоанна Оленевского в Сергиевской церкви с. Соловцовка. Фото 2013 г. |
5-6 августа 1996 года [1] по благословению архиепископа Пензенского Серафима (Тихонова) состоялось открытие гроба о. Иоанна, затем он был перенесён на территорию соловцовский церкви и похоронен за алтарём.
27 декабря 2000 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви имя о. Иоанна внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских. 31 мая 2001 года его мощи были перенесены в Сергиевский храм села Соловцовка. На кладбище соседней Оленевки сохранилась его могилка, а в самом селе — келья о. Иоанна.
Св. Иоанн Оленевский, пресвитер, исповедник. Икона (XXI в.) |
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Земли́ Ру́сския моли́твенниче,/ покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче,/ от ю́ности в труде́х и посте́х о́браз ве́рным бы́в,/ в годи́ну тя́жкую тесноту́ и лише́ния от безбо́жных претерпе́л еси/ и ко все́м стра́ждущим се́рдце ми́лующее име́л еси́,/ о́тче на́ш Иоа́нне.// Поспеши́ и ны́не в по́мощь на́м, любо́вию чту́щим тя́.
Кондак, глас 2
Дне́сь земля́ Пе́нзенская прославля́ет Иоа́нна преди́внаго,/ в со́нме но́вых му́чеников Це́ркве Ру́сския просия́вшаго./ Его́же моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ве́рныя лю́ди Твоя́.
О житии великого патриарха Александрийского
Святитель Иоанн был рожден в VI веке в знатной семье на Кипре. О жизни молодого патриарха информации практически не сохранилось. Известно только, что Иоанн вступил в брак и имел нескольких детей. Но случилась трагедия, и вся его семья умерла (жена и дети). После этого святитель становится иноком, братолюбцем, молитвенником и постником.
Духовные подвиги Святого придали ему известность. И когда в Александрии патриархальная кафедра стала слабой, император Ираклий с духовенством просили Иоанна стать патриархом.
Святой честно и достойно вел служение, заботился о догматическом и нравственном воспитании, изгонял и обличал ересь. Но главным его призванием было благодеяние и милостыня всем нуждающимся. В начале своего патриаршества он приказал пересчитать всех убогих и нищих в городе. Их оказалось более 7 тыс. человек. Все этим людям патриарх давал бесплатное ежедневное питание. Несколько раз в неделю он выходил на паперти монастыря и принимал к себе всех нуждающихся. Он слушал их, помогал, давал милостыню. Святитель никогда не отказывал в помощи.
Лучшая статья для Вас, переходите: Молитва Божьей Матери «Нерушимая стена»
Иоанн предчувствовал скорую смерть. По болезни он был вынужден оставить свой пост и кафедру, отправившись на свой родной остров Кипр. Во время переправления ему приснился сон, где светозарый мужчина сказал: «Царь царей зовет тебя». Патриарх посчитал этот сон знаком скорой кончины. Прибыв в родной город, Милостивый отошел к Господу с миром.
Использованные материалы
- «31 мая — день обретения мощей и прославления священноисповедника Иоанна Оленевского», страница официального сайта Пензенской епархии:
- «В Пензенской области взят под госохрану дом-келья местночтимого святого Иоанна Оленевского», страница портала Православие.Ru
(27.06.2005): - Краткое жизнеописание святого старца Иоанна Оленевского, страница сайта храма Иоанна Оле́невского в с. Оленевка Пензенской обл.:
- Тропарь и кондак священноисповеднику Иоанну Оленевскому (Калинину) // Официальный сайт Русской Православной Церкви:
[1] Краткое жизнеописание святого старца Иоанна Оленевского, страница сайта храма Иоанна Оле́невского в с. Оленевка Пензенской обл.,
Двоюродная внучатая племянница Иоанна Оленевского — о чудесах и о жизни святого
12 декабря 2021 Общество
Журналист Татьяна Ильина
Ехали мы на машине километров пятнадцать, места для меня малознакомые.
— Подскажите, пожалуйста, как проехать на улицу Пилотную? — спросила я прохожую.
— Да вот сюда.
Завернув направо, автомобиль по кочкам и ямам медленно двинулся вдоль порядка домов. У нужного дома я припарковала автомобиль.
Приветливая пожилая женщина пригласила пройти. Мы оказались в просторном доме, сразу попав на кухню. Цель моего визита — побеседовать с родственницей священноисповедника Иоанна Оленевского Валентиной Ивановной.
Валентина Ивановна, как бы извиняясь, сказала: мало что помнит о своем родственнике, лет тогда ей было 12-13. Потихоньку, слово за слово, завязалась беседа. Дома оказалась еще и дочь хозяйки. Валентина Ивановна пожала плечами, что, мол, и сама не знаю, кем я ему прихожусь.
«Моя бабушка Дарья Яковлевна приходилась двоюродной сестрой Иоанну Оленевскому, тогда-то все называли его Иваном. Мои бабушка и дедушка жили на Набережной реки Мойки. Дарья Яковлевна была портнихой, даже пальто шила, шить она у своих родителей научилась. Дедушка происходил из очень бедной семьи. Впоследствии его кто-то устроил работать на железную дорогу. И когда они уже жили вместе, имели маленькую лавочку, потом магазин был, на который бабушка и ее родители шили. Были они более-менее обеспеченными. Проживали в двухэтажном доме, низ которого был кирпичным, а верх деревянным, с флигелем для приживалок и надворными постройками. Привечали сирых и убогих, подкармливали их. Этот дом стоял достаточно долго, вот совсем недавно проезжала, дом снесли».
Валентина Ивановна вспомнила случай, когда у них корова из стада домой проходить не стала, бежит мимо дома всякий раз и не заходит, тогда помог Иван.
«Мама пожаловалась на эту беду моей бабушке. Та, в свою очередь, рассказала своему двоюродному брату Ивану, они хоть и далеко друг от дружки жили, а автобусы тогда не ходили, везде пешком. Но народ отовсюду приходил на базар, кто картошку продавал, кто еще чего. Вот Дарья Яковлевна на базаре увидела кого-то из Оленевки и попросила передать своему брату Ивану просьбу, чтобы пришел и помог. Тогда и не думали, что он прямо, не знаю, кто такой, но знали, что он каким-то даром обладает. Пришел Иван, чайку попили. Он говорит моей матери: «Саша, сейчас к тебе придет одна женщина и будет просить три вещи, а ты постарайся не давать».
Действительно, пришла женщина, просила то одного, то другого, то третьего. Александра смогла как-то отговориться и ничего не дать. Слава у той женщины была дурная.
Валентина Ивановна улыбнулась и говорит, что Иван помог с коровой, походил, пошептал что-то, может, святой водичкой окропил. С того дня Буренка всегда из стада домой бежала.
Иоанн Оленевский редко бывал в семье матери моей собеседницы. Но помнит, что ночевал он у них как-то. Что не предлагали, он выбрал печку:
«Нет-нет, я на печке!». Сама-то мала она была, но помнит его внешность — стройный, даже худощавый, среднего роста и доброго нрава. Мне даже показалось, что Валентина Ивановна счастлива тем, что знала и видела священноисповедника Иоанна Оленевского:
«И он меня видел, и я его видела. А сейчас вот иконка его есть». Мы все вместе вдруг решили, что лицом Валентина схожа со Святым праведным своим родственником.
В дом на Набережной реки Мойки он часто наведывался, порой скрывался от преследования за веру и религиозную деятельность у своей двоюродной сестры. Возможно, когда по клевете у него отобрали дом, он и был вынужден проживать у бабушки Валентины Ивановны.
Я спросила Валентину Ивановну обращается ли она с молитвами к своему предку — подвижнику Пензенской земли Св. праведному Иоанну Оленевскому. Она прижала его икону к себе и сказала, что часто к самому Господу обращаюсь. В разговор вступила дочь моей собеседницы:
«А я вот обращаюсь. Как-то мы посетили Троице-Сергиевский храм в Соловцовке, были проблемы, я молилась отцу Иоанну и просила о помощи. Шепчу, если ты меня услышал, подай хоть какой-нибудь знак».
Потом выхожу, а муж спрашивает: «Что это у тебя за красное пятно на лбу?» Я ответила, что не знаю, я себя не вижу».
В ходе беседы, Валентина Ивановна поведала, что работала на Главпочтампте бригадиром сортировщиков писем. В школе ей очень нравилась география и получала она одни пятерки. В жизни пришлось разбирать корреспонденцию из разных городов нашей страны и всего мира с пониманием, где это находится на географической карте. Она до сих пор может безошибочно сказать, что этот город, например, находится в Америке. Валентину Ивановну не раз награждали путевками за хорошую работу, и поездила она немало по миру.
Я, в свою очередь, рассказала небольшие услышанные мною истории, касающиеся батюшки Иоанна. Моя старенькая знакомая Нина Ивановна рассказывает:
«Мне посчастливилось своими глазами видеть о. Иоанна. В свою молодость мы с приятельницей решили пойти к старцу Ивану. Уж очень он прозорливый был, кому совет даст, кому наставление. Все к нему тянулись. Дорога длинная, идем пешком. Подруга и спрашивает меня:
— Нинк, а ты что спрашивать будешь?
— Не знаю. А ты?
— А я спрошу — останусь я с Колькой или нет.
Старец уже был слаб здоровьем, лежа принимал людей. Когда я вошла в комнату, он спросил, чем я занимаюсь. Я ответила, что учусь. Так вот учись, учись и учись — дал наставление отец Иоанн. Нине Ивановне так и случилось очень много учиться в жизни, закончить несколько вузов».
Хочу поделиться рассказом Анны Ивановны. Когда происходило перезахоронение отца Иоанна Оленевского, открыли могилу, начали поднимать гроб. Все присутствующие старались дотронуться до гробика, прикоснуться к святыне. А она вдруг подняла глаза вверх и увидела сияние разноцветными красками и всех оповестила. Ещё она показывала мне небольшую дощечку, говорит, что от гроба батюшки ей досталась. Во время болезни прикладывает к себе и помогает ей.
А этим рассказом поделилась Анастасия Гришанина:
«Я благодарна жизни за то, что у меня был замечательный дядя Ваня — брат мамы, настоящий наставник…. Вот примерно так я узнала о его встрече с Св. праведным Иоанном Оленевским и о его чудесах.
Дядя приезжал к нему юношей в Оленевку в тяжелые военные и послевоенные годы, не раз, когда нужно было утвердиться в жизни: в минуты смятения и когда на его родителей были гонения безбожников.
Народу у батюшки всегда было много, люди сидели с ним рядом на той самой знаменитой скамеечке, стояли, большинство было женщин среднего возраста.
Что-то из наставлений говорилось лично каждому, что-то — вслух при всех. Так, многие женщины приезжали и спрашивали старца: как молиться за мужей, которые до сих пор не вернулись с фронта? Он всем отвечал по-разному, кому-то отрезал «молись за упокой», а кому-то давал надежду «поминай за здравие». Женщины возвращались со словами благодарности: «так и вышло»!
Дядя Ваня поведал такой случай, который теперь передается в житии Праведного. Произошел он у всех на глазах: Св. Иоанн Оленевский, тогда просто скромный священнослужитель, сказал одной из женщин, дожидавшихся своей очереди поговорить с батюшкой: беги скорее на Пензу I! Там твой муж! Женщина была удивлена, ведь муж-то еще с войны не пришел! Но все же поехала обратно в город. И встретила мужа.
Такие рассказы в то время не записывались, передавались из уст в уста, хранились в памяти тех, кто приходил к батюшке. И обрастали различными деталями, которыми наделял их народ.
Что касается вопросов моего дяди к о. Иоанну, то они были очень личные. Он сказал только потом: все сбылось так, как обещал батюшка». Выслушав мои истории, Валентина Ивановна вдруг зябко повела плечами и произнесла, что «мурашки по спине» пробежали.
P.S. Конечно, Валентина Ивановна не отпустила нас, пока не угостила вкусненьким. Я рада этому знакомству. Рада, что такой замечательный, добрый, душевный человек живет на нашей Пензенской земле и является родственницей Святого праведного Иоанна Оленевского.
Источник фото: https://welcome2penza.ru
Молитва Иоанну Милостивому патриарху Александрийскому
Конечно, есть такие люди, которые никогда в жизни не испытывали финансовых трудностей. Но таких людей очень мало. Также можно встретить людей, которые довольствуются другими возвышенными ценностями, которые им послал Господь. Но такие случаи вообще исключительны. Чаще всего люди очень долго пребывают в бедности, нищете и всячески пытаются это исправить.
Можно с уверенность говорить, что все родители задумываются о безбедном существовании своих детей. Многие трудятся в расчете на скорое обогащение, многие полагаются на свои силы. Но может, стоит попросить помощи у Небесных сил? Молитвы Святителю Иоанну Милостивому придадут вам уверенности, избавят от нищеты и поправят финансовое благополучие.