Любвеобильные ангелы стремятся защитить нас


Любвеобильные ангелы стремятся защитить нас

Днесь празднуем Собор Архангела Гавриила – Благовестника. Но ангелы и сегодня с нами. Для верных Господу и последний глас Архангальской трубы будет – Благовестием.

Когда мы похожи на ангелов и радуем их

Преподобный Паисий Святогорец:

– Если в тебе есть любовь, доброта, ты – ангел, и куда ни пойдешь, везде вместе с собой несешь рай. Так уже в этой жизни мы начинаем ощущать рай или ад.

Старец Фаддей Витовницкий:

– Вот уже много лет ко мне приезжает один юноша из Баня Луки, который упражняется в Иисусовой молитве. Недавно он научил молитве своего друга, у которого есть жена и дети. Я удивился, когда его друг рассказал, что в его сердце постоянно течет молитва. Он освещен такой радостью, исполнен таким миром. Он вместе со своей семьей полностью предался Богу и стяжал благодать.

Если в тебе есть любовь, доброта, ты – ангел, и везде вместе с собой несешь рай

А тот, кто рассказал ему об Иисусовой молитве, кто молился дольше своего товарища, не имеет такой благодати. Значит, Господь смотрит в сердце, и, когда мы обращаемся к Нему от всего сердца, сразу утешает нас. Только те, кто обрел такую благодать, могут испытать состояние ангелов и святых, потому что словами его объяснить невозможно. Это состояние неизреченного мира и радости неизреченной.

Не будем утешать диавола нашей печалью, будем радовать ангелов нашей радостью

Вот ты помнишь, каким ты был раньше, раздражался, а сейчас нет больше раздражения. Не существует человека, который может тебя обидеть, ни одна злая мысль не может повредить тебе, потому что ты огражден, ведом Духом Святым.

Вот почему мы должны молиться всем сердцем, ревновать Господу; Он даст нам Свою благодать, и мы постигнем состояние святых и ангелов, и никто не сможет ранить нас. Любите каждого – и стяжаете неизреченный мир и неизреченную радость, которые словами неописуемы.

Монахиня Надежда (Бреннер), последняя насельница дореволюционной Марфо-Мариинской обители:

– Какая же награда ждет тебя на Небе! Самое наше бесценное, когда за бескорыстное добро мы получаем противоположное. Это хоть и слабое, но подражание пути Самого Христа. Не будем утешать диавола нашей печалью, будем радовать ангелов нашей радостью!

Как своего Ангела Хранителя можно увидеть, а где лучше и не встречаться?

Святитель Иоанн Златоуст:

– Ангелы всюду присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этими бесплотными силами.

Преподобный Иустин (Попович):

– Когда земля измучит тебя своим адом, ты поспеши в храм, войди в него, и вот – вошел ты в рай. Если люди досадят тебе своим злом, ты прибегни к храму, припади к Богу, и Он примет тебя под Свою благую и всемогущую защиту. И если случится, что на тебя нападут целые легионы демонов, ты беги в храм – стань среди святых ангелов, ибо храм всегда полон ангелов, и ангелы Божии охранят тебя от всех демонов мира сего. И ничто не сможет тебе повредить. Не забывайте, братья: мы, христиане, сильны Богом. Кто тогда может быть сильнее нас? Никто, никто!

Святая литургия. Это всегда лестница, мост на Небо. Каждый день ты на Небе. Всё, что в ней, мгновенно возносит тебя в оный мир и ставит среди ангелов и святых.

Преподобный Серафим (Романцов), Глинский:

– Утешительным снам не очень-то доверяй. Лучше не принять ангела, чем принять беса в виде ангела. Мы горды, легко можем ошибаться в этом.

И я действительно увидела своего ангела

Святитель Макарий (Невский):

– Когда явится злой помысл, старайся прогнать его памятью о смерти, об адских мучениях. Представь, что ангел стоит возле тебя; вспомни, что ты Христу принадлежишь, приобщаешься Его Божественного Тела и Крови.

Игумения Хризолеонтисского монастыря Нектария, духовное чадо святителя Нектария Эгинского:

– Однажды я прогуливалась с моим духовным отцом (святителем Нектарием Эгинским – Ред.), когда он неожиданно спросил:

– Нектария, хотела бы ты увидеть своего ангела?

– О да, – ответила я, – я хочу его увидеть.

– Смотри, – сказал он, – твой ангел перед тобой.

И я действительно увидела своего ангела, но вид его был так ослепителен, что я испугалась.

Как привлечь к себе любовь ангелов?

Святитель Иоанн Златоуст:

– Украшай лицо целомудрием, скромностью, милостынею, человеколюбием, любовью, приветливостью… кротостью, смирением, терпеливостью; вот краски добродетели; ими ты привлечешь любовь не людей только, но и ангелов; за них восхвалит тебя Сам Бог.

Преподобный Гавриил Седмиезерский:

– Прошу вас – будьте чисты сердцем и душой, как ангелы Божии и небесные человеки, будьте незлобивы, жизнерадостны, любвеобильны о Христе Иисусе, Господе нашем Боге… И тогда вы почувствуете, что с вами Дух Господень, и восчувствуете свободу от грехов. И вы познаете истину, и истина освободит вас (ср. Ин. 8, 32), и слово Господне для вас будет ясно. «Аще Сын освободит вас, – то воистину свободни будете» (Ин.  8, 36)[1].

Преподобный Андроник (Лукаш), Глинский:

– Спи мало, в меру, и будут наблюдать за тобою ангелы.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий:

– Нужно себя вести так, чтобы не огорчать своего Ангела Хранителя, у которого начальник – святой Архистратиг Божий Михаил, то есть нужно стараться жить по заповедям Господним.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда ты открываешь Псалтирь и начинаешь по ней молиться, ты присоединяешься к ангельскому хору. И, живя на земле, как бы оказываешься на Небесах. Любите славянский язык, его бесы боятся, а ангелы любят. Молитва приносит радость духовную, и с нею – подлинное утешение и надежду на Божественное милосердие и любовь.

Все, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам

Преподобный Серафим Вырицкий:

– Все, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего, мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи…». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу[2].

Архимандрит Макарий (Веретенников):

– Имеется древняя традиция, когда в понедельник, так же как в среду и в пятницу, соблюдается пост, и посвящён он святым ангелам. В Номоканоне, в конце Большого Требника, читаем:

«Монахи же и понедельник да хранят всего лета якоже среду и пяток, якоже от святых отец прияхом: кое бо прощение есть монаху, егда не преизбыточествует пост его, наипаче же яко и благоговейнии миряне сия хранят».

В.И. Даль приводит особое слово для этого значения: «Понедельничать, понеделовать» – значит «поститься, кроме среды и пятницы, ещё и по понедельникам». Он также приводит русскую поговорку: «Кто понедельничает, возрадуется заступничеству Архангела Михаила».

Монахиня Надежда (Бреннер):

– Молитва наша перед едой и после нее – нередко формальная, прости, Господи. А ты делай наперекор бесу – ешь с благодарностью сердечной и проси: «Ангеле мой благий, останови меня вовремя, чтобы мне не отяготить себя непосильной едой…».

Как войти в ангельский строй?

Патриарх Сербский Павел:

– В 1993-м году одна немецкая журналистка задала мне вопрос – существует ли справедливая война, и может ли вообще война быть справедливой? Я отвечаю: если на Небесах существует справедливая война, почему ее не может быть на земле? То есть речь о том, как сатана и его воинство восстали против Бога и отпали от Него из-за греха гордыни. Но Святые Архангелы Михаил и Гавриил с другими ангелами остались верны Богу. Сатана бросился на них, но Святой Архангел Михаил с ангелами сразился с ним и низверг на землю.

С другой стороны, захватническая война для христиан не только недопустима, но подлежит осуждению, в то время как война оборонительная, освободительная – благословенна. Ибо говорит Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Тот, кто защищает свой дом, свою родину, могилы отцов, собственную свободу, он действительно жертвует собой полностью… Об этом же идет речь и когда мы говорим конкретно о нашем народе.

Долг Авеля состоял в том, чтобы защититься от своего брата, поднявшего на него руку

Долг Авеля состоял в том, чтобы защититься от своего брата, поднявшего на него руку. Долг наш, законом Божиим определенный, – бороться за свое существование. Так всегда было, и когда наш народ в течение 500 лет поднимал восстания против турецкого ига, против рабской жизни. Так было и в 1941-м году, при вторжении Гитлера – и государство, и Церковь, весь народ, как один, был готов к борьбе с захватчиком, который и тогда был много сильнее нас. Вот о какой войне идет речь…

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий:

– Сразу себя не очистишь, за один пост не станешь ангелом, надо очищать себя постепенно… От поста к посту, от постного дня к постному стараться ограничивать себя, держать в рамках Божественного закона, – так человек приходит в меру совершенства.

Пословица:

Пост порождает ангельскую жизнь.

Ангельское служение

Преподобный Паисий Святогорец:

– Ангел Хранитель – это особое попечение Божие о Своём создании. Ангел Хранитель – это Промысл Божий, проявление Его домостроительства о человеке. И за это мы перед Богом в долгу.

Ангелы особо покрывают маленьких детей. Как же они их хранят! Однажды двое детей играли на улице. Один хотел бросить камнем в голову другого и уже прицелился. Второй ребёнок не видел опасности. И вот в последнее мгновение, видимо, его ангел сделал так, что малыш что-то увидел, подскочил – и камень пролетел мимо его головы.

Святитель Тихон Задонский:

– Эти святые и блаженные духи содействуют нашему спасению, чтобы мы усердно служили их и нашему Господу и так спасались.

Монахиня Надежда (Бреннер):

– Ты зря не прибегаешь серьезно к помощи своего Ангела Хранителя. Ему можно надоедать постоянно, как любимому святому, как самому близкому другу: «Помоги мне, пожалуйста! Помоги, милостивый и пресветлый ангеле, сделать мне эту работу, которую так делать не хочется; помоги непосильную тяжесть донести; помоги – не подумать! не сказать! не сделать! – ненужного…».

Ему можно надоедать постоянно, как любимому святому, как самому близкому другу

И так – во всех случаях жизни.

Ежедневно с сердцем проси Ангела Хранителя следить за тобой: «Ангел мой, святый и благий, если уж я такая невнимательная, что не в силах заметить, как меня бес среди бела дня обкрадывает, – ты уж сам, милостивый, за мной последи. Останови меня, когда на ум взбредет сказать что-нибудь неподобное!»

А то говорят: мы одинокие, нет у нас настоящих друзей. Обижаем своего ангела – сколько будешь жить, лучшего друга не найдешь. Волнуешься, например, о своих неверующих близких – молись их Ангелам Хранителям, чтобы они привели их к вере. Читаешь канон своему ангелу – и можешь прибавлять: «Ведь это я и вам, любимые ангелы моих родных, – и вам кланяюсь, и всей душой молюсь: заступитесь за дарованные вам Богом души, помогите им спастись, ими же весте судьбами». Не думай, что это бесполезно: они увидят твое горячее сострадание тем, кого им поручено опекать, – и обязательно что-нибудь сделают, чего мы сделать не в силах. Вот и ты, если кому-то небезразлична твоя работа, невольно стараешься сделать ее лучше.

Человек подражает ангелам

Святитель Василий Великий:

– Ангелы приходят посещать нас по своей воле и власти. Ибо главная и сообразная с естеством цель их жизни – погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

– Если увидишь красивую девушку или красивого юношу, сразу прославь Бога за эту красоту и подумай, сколь более прекрасны небесные ангелы.

Игумен Никон (Воробьев):

– Преподобный Исаак Сирин говорит, что познание бестелесных сущностей состоит в уподоблении им, а не через внешние чувства происходит.

Преподобный Варсонофий Оптинский:

– Бога познавать могут люди по мере того, как будут совершенствоваться еще здесь, на земле, но главным образом в будущей жизни. На Небе все бесплотные блаженные духи все время совершенствуются, подражая – низшие высшим… Самые высшие духи – это Серафимы, но и они не видят Бога таким, какой Он есть на самом деле, хотя каждое мгновение с огромной быстротой идет их совершенствование, и они подражают Богу, насколько им возможно. А Серафимам подражают Херувимы и т. д. Наконец, человек подражает ангелам. И так, друг другу подражая, все стремятся к совершенству, поэтому, познавая Бога, но никогда ни познать, ни увидеть Его не будут в состоянии, ибо Господь Бог есть Существо беспредельное, а все остальные существа, как сотворенные Богом, ограничены. Была одна попытка не только сравниться с Богом, но даже встать выше Него – и окончилась тем, что сей Серафим стал ниже всех и приобрел сразу все отрицательные свойства за свою гордость и дерзость.

Архимандрит Эмилиан (Вафидис):

– Когда человек хочет научиться святым чувствам, то разве возможно, чтобы Бог лишил его этого и не отозвался на его желание? Именно для этого устраивает Господь церковные собрания, богослужения. Поэтому посылает ангелов, и Архангелов, и святых сюда – к нам, грешникам, чтобы мы общались друг с другом, чтобы святые даровали свою святость грешным, а грешные поведали святым о своем стремлении стяжать такую же святость и в ней им уподобиться.

Архангельский глас прозвучит в конце мира

Преподобный Варсонофий Оптинский:

– …Ангелы принимают деятельное участие в судьбе человека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла.

Любвеобильные ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла

Святитель Николай Сербский:

– Все Священное Писание, от первой и до последней страницы, учит нас, что наш мир находится под наблюдением и руководством духовного мира, который направляет его к добру.

Преподобный Варсонофий Оптинский:

– Что такое благовест? Знаете, что он собой изображает? Архангельский глас, который прозвучит в конце мира. Об этом конце и напоминает нам благовест, а когда-нибудь и мы услышим тот страшный глас. Но сейчас нас о нем предупредили, мы уже ожидали его. А с тем гласом будет не так. Внезапно, безо всякого предупреждения раздастся он, а за ним – Страшный Суд, который будет длиться не год, не месяц и даже не день, а один лишь миг[3], одно слово решит участь человечества, только слова «приидите» или «отыдите» – и все кончено! Блаженны, кто услышит «приидите», для них начнется жизнь в раю.

У книжной полки. 14 августа

Аудио

Ангела вам за трапезой: Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников.

Каждая православная женщина — хозяйка, мать семейства, знает, как много значит для сохранения мира, спокойствия и любви в семье хорошо приготовленный и вовремя поданный обед. Несомненно, и то, что разумное питание играет большую роль в жизни человека. Согласно христианскому учению, правильное отношение к еде является одной из составляющих нравственной чистоты человека. Важно помнить, что забота о хлебе насущном не должна становиться целью жизни, заслонив собою духовные искания. Поэтому в христианстве на протяжении всей истории, при всех различиях эпох главной и неизменной оставалась идея трезвого, разумного отношения к еде, сохранения умеренности в удовлетворении потребностей тела. Об этом, в частности, напоминают нам издатели книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Отчий дом и называется – «Ангела вам за трапезой: Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников». ***

Эта книга поможет приготовить вкусные, полезные и раз­нообразные кушания в любой день года: в будни и праздни­ки, в постные и скоромные дни, во время строгого поста и на Пасху. Она составлена таким образом, чтобы удобно было готовить еду в соответствии с церковными установлениями. По словам издателей, правильное отношение к еде имеет большое значение для каждого человека. «Гордый человек! — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Именно поэтому святые отцы, раскрывающие в своих творениях законы духовной жизни, так много уделяют внимания этому во­просу.

Так, например, епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Основы искусства святости» о. Они рассуждали, что мера воздер­жания в пище должна быть определена судом совести каждого… соразмерно силам и крепости тела, что вред происходит от безмерного пресыщения и от неумерен­ного воздержания.

Учиться обуздывать свои желания, соблюдать умеренность в пище человеку помогает пост. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет пост основанием добродетелей и подчеркивает, что закон поста является, по сути, зако­ном для ума, а не для желудка: «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост… Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела, только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродете­лей — пост».

Будем помнить также о том, что заповедовал Сам Господь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21,34). Как нам приучить себя к посту? Для этого, прежде все­го, требуется постепенность. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста. В этом случае чело­век может в конце концов отказаться от поста, так как не сумеет его выдержать, или может расстроить свое здоро­вье. Количество употребляемой пищи нельзя сокращать без меры, в противном случае можно стать изнуренным, ослабленным, а значит, неспособным к делу. «Правила поста, — говорит святитель Игнатий, — установлены Цер­ковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».

Весьма важным также является качество пищи. Самая естественная пища, подчеркивает святитель, — та, которая назначена человеку сразу после его создания Богом: из царства растительного. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу (Быт. 1,29). И только после потопа было разрешено употребление мяса. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что растительная пища «наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть… она — самая здоровая». При употреблении ее в пищу «сохраняется чистота и бодрость ума». Эту же мысль подтверждает и епископ Варнава (Беляев): «…Питание преимущественно растительной пищей делает нас выносливыми и дает возможность работать равномерно и без преждевременного утомления. Весь секрет заклю­чается лишь в целесообразном выборе и смешении пи­щевых продуктов и во внимательном и правильном их приготовлении».

В Церковном Уставе указывается, какую пищу и в какое время можно есть. Все строго рассчитано для того, чтобы человек мог бороться со страстными движениями плоти, возбуждаемыми обильным и сладким питанием, и одновременно не изнурять себя, укреплять свою телесную природу, делать ее легкой, крепкой, способной под­чиняться движениям духа. Соблюдение постов — обязательное правило для всех членов Церкви. «Церковь, — говорит епископ Иустин Полянский, — расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачевством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очистить и восстано­вить деятельность желудка; и, сделав это, опять разреша­ет скоромную пищу». Книга «Ангела Вам за трапезой» поможет читателю приготовить разнообразные блюда в любой день года. Она включает два раздела: «Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников» и «Твой первый Великий пост».

В разделе «Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников» рецепты представлены таким образом, чтобы было удобно готовить различные кушания в соответствии с требованиями Церковного Устава. Раздел со­стоит из четырех основных частей: «Скоромные блюда», «Постные блюда с рыбой», «Постные блюда без рыбы», «Блюда строгого поста». Каждая часть содержит рецеп­ты закусок, первых и вторых блюд, соусов и десертов. Во всех частях книги много внимания уделяется выпечке. Кроме того, книга включает главу о кушаниях, которые готовятся и в самый главный праздник того или иного периода года — на Пасху, и в Рождественский и Крещенский сочельники, и на масленицу.

Второй раздел — «Твой первый Великий пост» — адресован прежде всего новоначальным христианам, которые совершают свои первые шаги в Церкви. Многие из них настороженно относятся к постам, сомневаясь в том, что в пост можно готовить разнообразную, вкусную и по­лезную еду. Раздел посвящен Великому посту, поскольку он самый важный и самый строгий. Человек, который постится в первый раз и опасается, что у него не хватит кулинарной фантазии на весь Великий пост, может обра­титься к рецептам из этого раздела. Издатели условно распределили рецепты по дням Великого поста, но, конечно, их можно использовать и в другие дни. Опытные, уже много раз постившиеся хозяйки также обязательно найдут для себя что-то новое.

*** О посте прп. Амвросий Оптинский говорит следующее: «Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» (Мф. 11, 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «имже Бог чрево, и слава в студе их» (Флп. 3, 18-19). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются». Этими словами прп. Амвросия Оптинского мы завершаем нашу программу.

В завершение поздравляем вас с началом Успенского поста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]