«Лучше молодежь оставить в покое, молиться о них и окружить любовью без многословия»


«Лучше молодежь оставить в покое, молиться о них и окружить любовью без многословия»

Многие нас, священников, спрашивают: «Каково ваше мнение о молодежи?» Около 20 лет я преподавал в старших классах, и мне тоже задавали этот вопрос. Большинство хочет услышать – молодежь должна измениться, исправиться или сделать то или другое. Не могу сказать, что современные молодые люди – плохие; обычно плохие становятся лучшими.

Некоторые разбивают, ломают, разрушают, ругаются. Подобные внешние проявления, замеченные нами, не выражают их души. Это лишь болезнь. Если всмотреться, обнаружим, что человек в полной мере не смог ощутить, что значить любить, быть добрым. В своих родителях, наставниках, преподавателях ребенок не увидел живого образа Христа, ведь если бы это произошло, он обязательно умилился бы и извлек пользу. Ведь сейчас дети очень искренние. Мы можем обвинять в чем-то сегодняшнее сложное время, но дети более искренние сейчас, чем раньше. Чтобы ребенка в чем-то убедить, нужно представить доказательства не только на словах, но и на деле.

Также сегодня молодежь не нуждается в авторитете. Отец не может сказать сыну: «Делай только так, и все. Я сказал!» Нет. Сегодня дети хотят диалога, обсуждения, желают понять, почему именно так они должны поступать, а не иначе, когда им что-то повелевают. Когда я, например, говорю: «Приходи в храм. Там обретешь радость», – ребенок будет искать, действительно ли там есть радость. И если придет, а я начну ему делать только замечания, он скажет мне: «Батюшка, зачем Вы меня позвали сюда?»

Когда я преподавал в школе, дети были лучшими моими учителями, заставляли меня задуматься над многими вещами. Дети хотят смотреть на вещи объективно: батюшка говорит о смирении, а есть ли оно у меня? Рассказываю, что возле Христа обретете радость, но разве я ее ощутил? Возникают тревога, гнев, ярость, а далее требую от них учиться молитве. Рассказываю о том, что Христос приносит душе мир и спокойствие, но есть ли во мне это спокойствие?

Мне кажется, лучше молодежь оставить в покое, то есть молиться о них и окружить любовью без многословия. Наши слова часто приносят противоположный ожидаемому результат. Говорим им что-то, они делают обратное. Обычно родители много раз повторяют одно и то же, не задумываясь о последствиях. Оставьте ребенка в покое. Лучше покажите ему, что вы счастливая семья, что Господь делает вас радостными – это будет лучшей проповедью.

Говорит мне один юноша: «Не хожу в церковь, так как знаю, что мне там скажут». «Что?» – спрашиваю. «Все запрещено», – отвечает. «Что имеешь в виду?» – «Веселиться запрещается. Проводить время в разных компаниях запрещается. Курение запрещается. Место запретов». Однако все это не отображает реалий Церкви. Но такой образ мы, к сожалению, создаем. Вместо того чтобы показать, как можно радоваться во Христе, учим, чего делать нельзя. Святой Порфирий говорил: «Тьма не уходит от паники, стресса или беспокойства. Нажимаешь на включатель – зажигается свет. Открываешь окна – светит солнце. Тьма автоматически исчезает». Мы должны приблизить к себе молодежь своей любовью, симпатией, снисходительностью, полным пониманием. Полное понимание не значит оправдание того или иного греховного поступка, а осознание того, почему именно так, а не иначе поступают наши дети. И они обязательно это поймут и почувствуют.

Знаете, почему святой Паисий и другие обычные старцы привлекали к себе столько народа? Потому что они располагали тем, что понудило одного анархиста из Фессалоник написать преподобному Паисию письмо. Он начал со слов «Любимый мой папулечка». Не зная, как официально обращаться к монаху, написал так, как подсказало ему сердце, почувствовав любовь геронды к себе.

Однажды я спросил собеседника: «Кто твой самый великий учитель?» Надеялся услышать имя какого-нибудь святого, но ответ был иным: «Мой самый великий учитель – это мои грехи, неудачи и ошибки». Святой Паисий говорил: «Трудности и невзгоды – как летающие коврики, которые смогут нас доставить в рай». Молодежь, усердствуя в исправлении своих ошибок, должна быть настроена оптимистично и знать, что идет по правильному пути и вскоре встретится со Христом, который есть Свет и Любовь.

список

названиеместо, годы действияюрисдикцияруководствонаправление
Ellenike Orthodoxe Neolaia
Porefthendes
Агапа (община)
Агиасма (община)
Аксиос (движение)
Богословский клуб во имя святого Максима Исповедника
Братство православных следопытов1991 —Русская Церковь
Всероссийское православное молодежное движение2002 —
Всецерковное православное молодежное движение1991 — 2000
Вера и дело, межъепархиальная школа православного молодежного активаРусская Православная Церковьо. Иоасаф (Сорокин)
Воскресение, объединение православной молодежи2004 —Русская Церковь
Георгиевцы!
Даниловцы (движение)
Детско-юношеский
Знаменская молодежкаНовосибирскРусская ЦерковьВасилий Тамазлыкарь
Зои, братствоЭлладская Церковь
Ионинская молодежка
Клуб Петра и ФевронииМосква, 2007 —Русская ЦерковьМаксим Тихоновправославные развлечения
Колокол (объединение)
Курс-Востокправославные развлечения
Молодая РусьРусская ЦерковьСергей Четвертков
Молодежный Культурный центр во имя св. блж. Ксении ПетербургскойРусская Церковь
НОРД «Русь» — Национальная Организация Добровольцев
Общее дело (организация)
Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви
Патриарший центр духовного развития детей и молодежиМосква
Покров (ассоциация)
Православные добровольцы (движение)
Православный корпус веры
ПравСоМол — Православное собрание молодежи[1].ЯрославльРусская Церковь
Русское студенческое христианское движениеРусский Экзархат
Свет Православия, молодежное движениеРусская Церковьо. Евмений (Перистый)лжемиссионерство
Свято-Софийское молодежное братство
Северная звезда (клуб)
Синдесмос
Славянский молодежный союз
Союз православной молодежи Мордовии
Спасский православный молодежный центр2008Русская Церковьпо благословению о. Петра (Афанасьева)
Центр православных молодежных программ во имя святого Георгия Победоносца
Экклезиаст, молодежный клубЛипецкРусская Церковьо. Димитрий Струевправославные развлечения
Экклесия (общество)

Смысл против комфорта

Даже когда я был моложе, я удивлялся, почему, если уж во Христе «нет ни эллина, ни иудея», надо уделять особое внимание какой-то отдельной возрастной группе? Духовная зрелость людей редко соотносится с физической, а процесс личного созревания у современного человека очень затянут. С одной стороны, я уже в семь лет считаю себя личностью, с другой — даже в тридцать семь часто не понимаю, что, кроме прав, существуют обязанности, причем взятые на себя добровольно. Даже многие родители сегодня не понимают, зачем их дети должны ухаживать за пожилыми родственниками, создавать собственные семьи, рожать детей, служить в армии, выбирать непрестижные профессии (даже если к ним есть талант)…

Если молодым людям сегодня не ясно, зачем служить ближним, как они могут осознать смысл служения Богу? А ведь то, что происходит в храме, недаром называется службой. На службе можно отдохнуть душой, но нельзя «расслабиться». Поэтому в церковь чаще приходят «труждающиеся» или хотя бы «обремененные» молодые люди. Они ищут уже не комфорта, а смысла и подлинной любви.

Андрей Попов, менеджер проектов коммуникационной группы «Publicity», Москва

Совершить поступок

Молодые люди ощущают бездуховность окружающего мира, ищут выход и находят его в вере. Почему же они так часто обходят церковь стороной?
Кто-то боится ступить на незнакомую, неизведанную почву: молодежь просто не знает, что

ожидать от церкви. Будут ли мне там рады? Чем мне придется пожертвовать? Как реагировать на сердитых церковных бабушек?

Кто-то откладывает поход в храм на неопределенное время, потому что ждет какого-то особенного, яркого случая, который приведет его к Богу. Конечно, Господь зовет каждого, но люди настолько затянуты, увлечены миром, что не всегда слышат Его голос.

Желание обрести Христа должно стать сознательной, твердой жизненной позицией, и для того, чтобы не только прийти, но и остаться в церкви, надо совершить поступок

— изменить себя.

Юрий Кубанков, налоговый консультант в , Москва

Робинзоны Крузо

Почему молодежь не идет в церковь? Думаю, из-за разрухи в головах. Типичный представитель общества потребления массово пойдет в церковь тогда и только тогда, когда ее начнут рекламировать наравне с продуктами массового потребления. Готова ли церковь такой ценой привлекать молодежь? Думаю, нет.

Почему все же молодежь приходит? Сложно представить себе человека, которому не нужна поддержка. Сейчас, в эпоху виртуального общения, когда связи между людьми становятся все менее тесными, для многих людей, словно для Робинзона Крузо на острове, основным видом общения становится общение с самим собой. Такой человек либо разлагается в своих мыслях, либо ищет Бога. Робинзон выбрал второй вариант и не прогадал, как известно. Очень поучительная книжка, кстати.

На заставке фрагмент фото с mochaloff.ru

источники

  • о. Димитрий (Першин) (2004): Проблемы детских лагерей и их решения. Православие.Ru. Available online at https://www.pravoslavie.ru/jurnal/print215.htm, updated on 4/14/2011, checked on 4/22/2013.
  • Организации благочиния // Православная молодежь. — 2013. – Дата обращения: 23.4.2013.
  • Принципы, цели и программы христианских союзов молодых людей в православных странах: Совещание в Бухаресте, 19–22 мая, 1933 г. Париж, 1933.

Сноски

  1. «ПравСоМол» обсудил ближайшие мероприятия // Ярославская митрополия. – 2021. – 16 февраля. – Дата обращения: 18.2.2017.

Любовь против объективных причин

Пожалуй, проще ответить на вторую часть вопроса: почему бóльшая часть молодежи не воцерковлена, хотя крещена и, в большинстве своем, во что-то верует. Ответ на это уже давно дан в евангельской притче о сеятеле. Кто-то еще не обрел веру, живя в «заботах века сего». Кого-то отталкивают мнимые или настоящие болезни церковной жизни и наши, христиан, грехи. Кто-то считает, что достаточно «верить в душе» и быть «просто хорошим человеком», а церковность, таинства — это все неважно. Кого-то прельстили идолы самости, гедонизма, «свободной любви» и легкого отношения к жизни.А вот почему, несмотря на все это, остальные все-таки идут в церковь — на это ответить много сложнее. Ведь вроде бы и люди те же самые — из тех же социальных слоев, с тем же уровнем образования, выросли в той же стране и культурной среде, но — верят, причем не переиначивают веру в удобную для себя форму. Трудно объяснить такую веру.

Конечно, есть второстепенные причины. Например, то, что теперь на приходах служит много молодых священников. Что появились талантливые миссионеры и апологеты. Что печатаются интересные и глубокие православные книги и журналы. Это так, но тайна веры все равно остается нераскрытой.

Здесь все как в любви. Можно выделить множество объективных и субъективных причин, почему двое не любят

друг друга. Но как объяснить, если
любят
?

Тутта ЛАрсен, телеведущая, Москва

Без видимой причины

Большинство знакомых мне ребят пришли в Церковь без видимой причины. В зрелом возрасте людей нередко приводит в храм беда, потрясение, переживание за близких. Многие из пришедших по такой нужде, вкусив благодатной помощи, остаются в Церкви. Пожилым людям свойственно готовиться к вечности, у них — свой путь к храму. Иное дело — юность. И радости, и горести ярче, полней; все, что не до конца, — неправда. Вот этот юношеский максимализм делает громче тот зов Христов, который звучит в душе каждого человеческого существа. Спросишь — что тебя привело? — чаще всего услышишь: жажда, порыв, необъяснимый интерес… Очевидно, что юная душа особо восприимчива к действию благодати. Впрочем, этот же максимализм способен увести человека и в противоположную сторону. С одним и тем же размахом молодость способна и принимать, и отвергать. Разговоры, что, мол, в Церкви все не так и не то — это отговорки и самооправдания. Убежден, что дело тут не в Церкви, а в тайне души человеческой: у каждого свой срок и свой путь. Хотя, конечно, наша задача — сеять и ждать всходов. И создать все условия для того, чтобы молодежь к нам не просто пришла, но и осталась в Церкви.

Иван Демидов, академик Академии российского телевидения, Москва

Как можно оттолкнуть от Церкви

Есть в жизни моменты, когда человек попадает в тупик, чувствует себя раздавленным чем-то бездушным, чуждым ему… В эти минуты понимаешь, что надеяться можно лишь на чудо. И начинаешь молиться. Чуждое — это все темное, что есть в тебе. Тупик — это отсутствие в жизни Бога, смысла, любви. В Церкви можно найти радость; можно найти свое доброе и полезное дело. Но, к сожалению, часто, переступая порог храма, молодой человек встречает там людей, которые отталкивают его от себя просто даже своим видом: неприветливым, понурым, сутулым. И еще сильнее отталкивают своим отношением: прихожане отказываются принимать светскую молодежь такой, какая она есть, и стремятся показать, что их собственная понурость и неприветливость — пример «христианского благочестия». Неудивительно, что в душе молодого человека это рождает неприятие ко всему, что можно назвать Православием!

Виталий Койсин, научный сотрудник Левенского университета, Левен, Бельгия

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]