Говорят, что есть ложь во спасение. Является ли она грехом? На вопросы слушателей Радио «Радонеж» отвечает архимандрит Амвросий (Юрасов).

Сайт Горловской и Славянской епархии

Девятую заповедь часто рассматривают как запрет клеветать и оговаривать ближних, однако она касается гораздо более широкого круга проблем.


«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»

«Лёгкий» грех

Девятая заповедь учит, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Она запрещает ложь во всех её проявлениях, равно как и всевозможные сплетни и пересуды.

К сожалению, нередко приходится наблюдать, что люди с удивительной лёгкостью позволяют себе неискренность или даже откровенную ложь. Серьёзность таких заповедей, как «не убивай», «не кради» и «не прелюбодействуй» человек понимает — или, по крайней мере, отдаёт себе отчёт в тяжести греха против них. С девятой же происходит совсем иначе. Как священник и молодой отец я с тревогой наблюдаю, что лгут не только взрослые, но и дети. Ребёнок понимает, что обман даёт больше шансов получить желаемое. Замечая всё это, невольно задумываешься о природе лжи.

Источник лжи

Ложь — это искажение истины. Для нас, христиан, истина — это Господь: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Если ложь — искажение истины, то источник её — тот, кто противится Богу и борется с Ним, то есть дьявол: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Именно ложью дьявол соблазнил первых людей в раю, когда спрашивал, правда ли, что Бог запретил вкушать от всякого древа. Он сознательно искажает слова Бога и благодаря этому пытается найти подход к Адаму и Еве: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).

Попавшись на его уловку, первые люди начали лгать — Богу, друг другу, самим себе. Ложь становится не только поступком, но повреждением природы, болезнью, которой человечество больно до сих пор. Наверное, нет такого человека, который не был бы искажён ложью изнутри. Об этом говорит Священное Писание: «Всякий человек ложь» (Пс. 115:2), «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:4).

Нужно отметить, что некоторые философы, социологи, антропологи оправдывают ложь с точки зрения истории общества. Дескать, если бы не было лжи, люди не смогли бы строить отношения друг с другом: есть ситуации, когда, сказав правду, к ближнему просто не найдёшь подход. Получается, большая заслуга в развитии человеческого социума заключается именно в способности людей лгать друг другу. Думаю, это неоднозначное утверждение, оставим его мыслителям, а мы как люди верующие рассмотрим ложь с точки зрения христианской аскетики.

Повседневная привычка или тяжкий грех?

Бывает, человек утаивает правду, чтобы достичь какой-то цели. Например, приукрашивает свою роль в успешном деле ради похвалы или преувеличивает размер проблем, чтобы добиться жалости. Со временем неправда перестает восприниматься как вредное для души. Сердце черствеет. Как отмечает преподобный Антоний Великий, пропадает страх Божий.

Господь говорит, что тот, кто обманывает, — сын диавола (см. Ин. 8:44). Грех лукавства несет за собой погибель души. Как написано в Псалтири, человек «зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» (Пс. 7:15). «Зло возвращается к нему» (см. Пс. 7:16, 17).

В книге «Деяния святых апостолов» описан случай, который показывает горькие последствия обмана. Супруги Анания и Сапфира продали имение и решили схитрить. Апостолам сказали, что жертвуют все вырученные деньги, а на самом деле пожертвовали только часть из них, а часть оставили себе (см. Деян. 5:2). Но обманщиков постигло Божие наказание. Во время обличительной речи апостола Петра Анания упал замертво. Когда пришла Сапфира, желая образумить ее, ученик Христов задал вопрос по поводу денег. Женщина так же сказала, и с ней случилось то же, что и с ее мужем (см. Деян. 5:1–11).

Супруги могли распоряжаться имуществом как им заблагорассудится: продавать или оставить себе, пожертвовать все или только часть денег. Но они решили солгать апостолу, на котором почивала Божия благодать, дерзнули «искусить Духа Святого» (см. Деян. 5:3, 9).

Этот эпизод приводит в трепет и в то же время помогает прислушаться к голосу совести. Часто мы прикрываемся правдой и, подобно Анании и Сапфире, привираем «совсем чуть-чуть». Как говорил преподобный Ефрем Сирин, мы смешиваем ложь с истиной, чтобы обман оставался неявным.

Кажется, что солгать проще и быстрее. Однако возникает ситуация, когда ложь проступает наружу. Тогда приходится либо признаваться, либо вновь обманывать. Как в притче о юноше, который не хотел открывать своей безбрачной жизни и сказал, что женат. Расспросы на этом не прекращались. Юноша стал путаться. Когда собеседники спросили, как зовут его детей, он не выдержал и сказал: «Одного зовут Ложь, а другого — Неправда. Нет у меня никакой жены». С каждым новым обманом признаться в нем сложнее и сложнее. Юноше пришлось открыть истину, но своим лукавством он вызвал недоверие собеседников и насмешки.


В запретный список вошли все действующие храмы Стамбула / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Есть еще одно неприятное последствие: когда мы обманываем, то сами перестаем доверять другим людям, мы начинаем думать о других, что они тоже говорят неправду. В электричке человек просит деньги на лечение ребенка, а лжец про него подумает: «На очередную машину копит, обманщик». И отказывается помогать. Подозрительность ведет к равнодушию, безразличию к судьбе другого.

Единственный выход — честно объяснить ситуацию. Пусть придется тщательно подбирать слова, признаться, что виноват. Нужно мужество, чтобы попросить прощения за дурные поступки, и решительность, чтобы их исправить.

Один грех лжи способен уничтожить все наши труды над собой. Вспоминаю рассказ о сооружении корабля. Строители искали бревна для кормы. Подобрали крепкие, хорошие, только на одном заметили маленькую червоточину. Жаль было его выбрасывать, решили использовать в деле. Корабль построили. Несколько лет он плавал по морям, а потом в ясный день пошел ко дну. Когда под воду опустились водолазы, они обнаружили, что все дно судна проели черви. Так даже для самого добродетельного подвижника ложь становится смертельным грехом, разрушает его изнутри.

Мы жалуемся, что в мире много обмана и несправедливости. Если хотим больше доверия и правды, то должны в первую очередь следить за собой. Необходимо быть внимательнее к тому, что говорим, возненавидеть ложь и возлюбить закон Божий (см. Пс. 118:163). В этом мы имеем верную помощницу — совесть.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Как люди лгут?

Есть такая книга, которая не потеряла и наверняка не потеряет своей актуальности — труд преподобного Дорофея Палестинского «Душеполезные поучения и послания». Девятое слово в ней так и называется: «Поучение о том, что не нужно лгать». В нём преподобный замечает, что люди лгут тремя способами: словами, мыслями и самой своей жизнью.

Ложь словами — это наиболее частое проявление лжи, когда человек оправдывает себя, скрывает свои поступки или пытается добиться желаемой цели любым путём. Стоит ли говорить, что она способна разрушить и нормальные человеческие отношения, и дружбу, и семью? Поэтому совет: прежде чем солгать, нужно мысленно положить на чашу весов то, что вы хотите получить, и то, что вы имеете, но можете потерять вследствие лжи. Думаю, это может отрезвить и помочь принять правильное решение. Как показывает жизненный опыт, неприятная и горькая правда, требующая от человека огромной внутренней работы, лучше, чем лёгкая и на первый взгляд многообещающая ложь. Однако хочу сразу сказать, что это не универсальное правило и не готовое решение для всех проблем.

Ложь в мыслях — это когда мы делаем вывод о людях, исходя из своих догадок. Например, я увидел человека, в голове создал его образ — чаще всего через призму собственных страстей — и выдал этот желаемый образ за действительный. Казалось бы — мелочь, что страшного? Подумал — и ладно. Но мы ведь относимся к человеку исходя из той картинки, которая возникает у нас в голове, следовательно, скорее всего это будет предвзятое отношение. Поэтому авва Дорофей говорит: «…никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предается им».

Ложь своей жизнью происходит тогда, когда наше внутреннее содержание не отвечает нашим внешним поступкам. Преподобный Дорофей приводит такие примеры: когда сознательный блудник говорит о воздержании или человек жадный рассуждает о том, как хорошо творить милостыню и делиться с неимущим. В нашей жизни такая ложь нередко наблюдается в соцсетях, когда люди постят яркие красивые фотографии при скучной жизни или публикуют умные мысли, чаще всего чужие, в отсутствие собственных соображений. Тем самым человек пытается выглядеть умнее, остроумнее или счастливее, чем есть на самом деле. Может быть, он таким образом ищет одобрения окружающих, но не думаю, что такая двойственность способна сделать его жизнь более осмысленной или содержательной.

Ложь — это грех. А ложь во спасение?

Большое спасибо за Ваш вопрос. Сказано в Торе (Шмот, 23:7): «Отдаляйся ото лжи». Там говорится о законах еврейского суда (бейт-дин

) и лжесвидетельстве, однако, по мнению некоторых
ришоним
(ранних комментаторов), этот отрывок обращён ко всем людям и повелевает отдалиться и оградить себя от любого вида лжи и неправды. О многих вещах Тора говорит «остерегайся этого» или «берегись, не нарушай…», но здесь используется более сильная форма — «отдаляйся». Это связано с тем, что ложь — особенно неприятное и недостойное человека дело.

К сожалению, чаще всего люди спрашивают о том, в каких случаях разрешено говорить неправду, и мало кто спрашивает о том, когда это запрещено. А ведь тот, кто говорит неправду, нарушает запрет Торы. Запрет нарушается, даже если при разговоре человек искажает только незначительные детали, что превращает его речь в «смесь» истинного и ложного, или даже если то, что он говорит, всего лишь выглядит, как неправда. Поэтому, прежде всего, необходимо детально изучить довольно непростые законы о том, что и в каких случаях считается неправдой, чтобы избежать возможных нарушений.

Но поскольку Вы уже заинтересовались исключениями из правил, то приведем некоторые законы, связанные с этим. Иногда, для того чтобы избежать конфликтов и неприятных ситуаций, разрешается изменять некоторые вещи. В Торе большое внимание уделяется законам человеческих взаимоотношений, и конечная цель — привести людей к единству и любви. Раздоры и ненависть всегда были причиной многих бед в мире (включая ассимиляцию и преследования), и чтобы избежать этого, в разных неловких ситуациях Тора разрешает использовать и «нестандартные» методы, то есть использовать неточную информацию, чтобы предотвратить назревающий конфликт.

Пример:

Вы очень спешите домой. По дороге один из прохожих пытается остановить Вас, чтобы попросить ручку. Ему нужно что-то срочно записать. Вы отвечаете на бегу: «У меня нет ручки»

.

По закону разрешается сказать, что у Вас нет ручки, чтобы не обидеть его, поскольку у Вас сейчас нет возможности предоставить ему ручку. Есть также мнение, что, в случае необходимости, говорить неправду можно только при условии, что ваши слова можно понять двояко (например, «у меня ручка дома»: первый вариант — человек забыл ручку дома; второй вариант — у него есть ручка дома, но и в кармане тоже есть).

Тем не менее, каждый раз нужно тщательно взвешивать, стоит ли в данном случае говорить неправду.

В Вавилонском Талмуде, в трактате Ктубот, обсуждается вопрос о том, как следует хвалить и прославлять невесту перед женихом на свадебном пиршестве. Есть такая заповедь — радовать жениха всю первую неделю после свадьбы. В том числе, надо хвалить его невесту, ведь что может обрадовать и воодушевить его больше?

Мудрецы школы Шамая говорят: хвалить можно только те качества невесты, которые действительно существуют. То есть нельзя прославлять ее за несуществующие качества, поскольку лгать запрещено: например, сварливую невесту можно хвалить за ум, хозяйственность, но не за характер. Мудрецы школы Илеля говорят: любая невеста красива и добродетельна (так можно говорить каждому жениху).

Но как быть с повелением «Отдаляйтесь ото лжи»? Дело в том, что в глазах самого жениха она действительно вполне прекрасна и добродетельна (или, по крайней мере, может такой стать), и он в этом искренне уверен.

Если человек купил некачественную вещь, и уже нет возможности ее вернуть, не следует говорить ему о недостатках или завышенной цене. Разрешается лишь говорить ему об ее достоинствах и удачном приобретении, чтобы доставить ему радость.

Мудрецы учат нас, что всегда нужно стараться говорить приятные вещи людям и хвалить их за их хорошие качества, даже если у них подобных качеств пока нет. Такое поведение позволяет людям сблизиться и радоваться вместе (считается, что именно такое поведение пробуждает и закрепляет в человеке добрые стремления гораздо быстрее).

Разрешается искажать некоторые вещи или придумывать истории, для того чтобы успокоить другого человека в тяжелую минуту.

Однажды во время посещения магазина у госпожи Рубиной из сумки вытащили кошелек, в котором было семьсот шекелей. Она была очень огорчена и вспоминала об этом в течение многих лет. В один прекрасный день она получила письмо. В этом письме бывший вор писал о своей тяжелой жизни и о том, как он сожалеет о случившемся. В завершение он писал, что начал соблюдать заповеди и поэтому решил вернуть деньги владельцу. В конверте были купюры на сумму семьсот шекелей

.

На самом деле это письмо написала близкая родственница госпожи Рубиной. Она знала, что случай с кошельком до сих пор причиняет ей страдание, и хотела помочь ей

.

Разрешается изменять информацию, когда хотят сообщить человеку о смерти близких или о других тяжелых событиях.

Разрешается брать вину на себя для того, чтобы спасти от позора другого человека.

Учитель или мудрец, которого из любопытства спрашивают, изучал ли он определенныйтрактат, может ответить, что не изучал его (даже в случае, если он изучал), и это не будет считаться нарушением. Наоборот, такое поведение одобряется Торой, потому что часто спасает человека от гордыни.

Разрешается изменять некоторые вещи и даже говорить неправду, когда человек спрашивает о вещах, о которых не принято говорить вслух.

Человеку, у которого украли вещи, разрешается использовать различные ухищрения и элементы лжи, чтобы вернуть их себе. То же касается случая, когда человека хотят обязать платить налоги, когда по закону от этих налогов он освобожден. (В данном случае речь идет о коррумпированных системах).

Нет запрета писать на ящиках или шкафах «опасно» или «стекло», чтобы предотвратить ущерб или кражу.

Разрешается обманывать человека, пытающегося обмануть Вас (и причинить ущерб).

Разрешается обманывать, когда речь идет о вещах, угрожающих здоровью человека, и, тем более, когда речь идет о вопросах жизни и смерти. Это также допустимо, если Вы опасаетесь сглаза или зависти других людей.

Во всех указанных случаях, когда разрешено говорить неправду, делать это можно, только если это не происходит на постоянной основе. Однако существуют и противоположные мнения.

Если есть способ достичь цели иным способом или неточная информация может повредить другим людям, необходимо избегать говорить неправду.

С уважением, Яков Шуб

В ответе были использованы материалы из книги Рава Ицхака Сильвера шлита о законах взаимоотношений между людьми, которая в скором времени с Б-жьей помощью выйдет на русском языке.

Ложь во благо

Это очень сложный вопрос, потому что, размышляя над ним, можно впасть в казуистику и разделить ложь на хорошую и плохую, а ведь ложь всегда остаётся ложью, как и правда — правдой. Однако, поскольку наш мир не чёрно-белый, но гораздо сложнее, то бывают ситуации, когда правда может просто-напросто сломать человека. Пример: в семье случилась трагедия — измена. Человек осознал, что был неправ, покаялся перед Богом. Стоит ли ему вываливать правду на голову своей второй половины? Ведь она может и семью разрушить, и его самого раздавить. Хотелось бы подчеркнуть, что я сейчас не даю советы, я ставлю вопрос — в том числе и самому себе. Как этому человеку поступить? Думаю, ему нужно проявить серьёзную житейскую мудрость, чтобы принять верное решение.

Ложь во благо, оставаясь ложью, напоминает о трагическом несовершенстве нашего мира и человечества. Она побуждает человека исправляться и исправлять трагическую ситуацию, которая возникла в его жизни.

Каким образом искоренять ложь, которая объяла все сферы нашего существования? Эту задачу очень хорошо и ёмко сформулировал писатель Александр Солженицын: «…самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

Выбираем меньшее зло из двух

Многие верующие во время войны укрывали у себя дома евреев и говорили, что у них их нет. Они руководствовались заповедью любви к ближнему (Иак.2:8), указанию Господа положить душу за брата своего (Ин.15:13) и повелению спасать взятых на смерть (Пр.24:11). При таком раскладе они не о своей жизни думали, а о жизни других. То, что называется «ложью во благо» в современном мире, обычно относится к тому, чтобы спасти удобное себе положение вещей, а не жизнь других, подставляя при этом свою.

Никакая ложь не может почтить Господа, но греховность нашего мира настолько ужасна, что иногда обстоятельства становятся такими, что неправда и вера могут содержаться в одном и том же поступке. Это мы видим, например, в истории с Раав.

В нашем падшем мире порой возникают отчаянные ситуации, когда может быть правильным совершить меньшее зло, чтобы предотвратить гораздо большее зло. Однако следует отметить, что такие случаи встречаются крайне редко. Весьма вероятно, что подавляющее большинство людей в истории человечества никогда не сталкивались с такими ситуациями, в которой ложь была бы необходимой.

У известного христианского писателя Николая Водневского есть весьма поучительный рассказ об этом.

Как найти золотую середину между правдорубством и неискренностью?

Правда бывает разная, и не к каждой правде человек может быть готов. Рубить правду всегда и всюду не имеет смысла, это никому не нужно. Наверное, тут надо проявлять мудрость — хорошо, если она есть. Важно тонко чувствовать, нужна человеку правда или нет, как он на неё отреагирует, и главное — поможет ли она ему. Не надо вываливать правду, лучше очень тонко направить ближнего к правильным размышлениям, выстроить общение так, чтобы он сам пришёл к тому, что вы хотите донести. Ваша задача — дать правильный вектор, обозначить верное русло.

Как бы вы ни были искренни и честны, помните, что воспитанность никто не отменял. Нужно понимать, что говорить всем правду не всегда уместно. Это не значит, что нужно лгать, просто принцип «я всегда говорю только правду, я такой» у некоторых людей доходит до абсурда. Подчеркну: правда должна послужить человеку. Если она его не меняет, не преображает, не возвышает — то для чего она? Чтобы успокоить себя в том, что вы — правильный? Но какая в том польза? Правда нужна ради человека, а не сама по себе.

Говорите правду, чтобы ваш ближний мог работать над собой. Если же он этого не хочет или боится этой работы — не спешите, человек может быть просто к ней не готов. Возможно, для искреннего разговора с ним нужно подготовить почву, подумать, насколько вы близки, чтобы открывать ему на что-то глаза. В таких ситуациях полезно не вмешиваться в чужую жизнь, а обратить внимание на себя и разобраться с тем, насколько честна ваша собственная жизнь.

Священник Олег Черниченко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]