Православная миссия сегодня. Сборник статей и публикаций


Православная миссия сегодня. Сборник статей и публикаций

Реальная «виртуальность»

Я познакомился с интернетом в середине 90-х годов, как только он стал доступен рядовым российским пользователям. В 1996 году вышел первый номер журнала «Фома», примерно тогда же появился и его сайт, но понимания, что в глобальной сети можно вести миссию, у меня еще не было. Дело в том, что интернет – настолько многогранная система, что обнаружить его свойства и возможности можно лишь со временем, постепенно погружаясь туда. Открытие миссионерской составляющей интернета лично для меня началось с обнаружения сайтов, на которых можно было самостоятельно опубликовать свои произведения. В то время не было такого количества социальных сетей, блогов, форумов, но появились порталы «Проза.ru» и «Самиздат.ru». Они предназначались для публикации литературно-художественного творчества, однако я рискнул выносить туда публицистику, материалы «Фомы».

И сработало. Постепенно завязалось общение с пользователями этих сайтов, обсуждение вопросов веры, материалов нашего журнала, рассказов, статей, заметок. Такие разговоры не замедлили принести свой плод: я заметил, что у интернет-ресурса «Фомы» появляются не только новые читатели, но и люди, которые начинают помогать, и даже те, кто стремится к работе в совместных интернет-проектах. Так, постепенно, я начал осознавать новое свойство глобальной сети – живой диалог о вере с нецерковными людьми и живое сотворчество в миссионерском деле с теми, кто уже находится в Церкви.

Если православный человек пишет в сети о вере, он так или иначе является миссионером и свидетельствует о Христе. Но тут его могут подстерегать серьезные опасности. Дело в том, что в виртуальном пространстве слова можно легко превратить в игру. Некоторые люди, как следует не подумав, не помолясь, мгновенно вступают в ожесточенную словесную перепалку – и тем самым нарушают заповедь Христову: «Да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35). Если эта заповедь нарушается – вся миссия перечеркивается. Но многие православные блогеры этого попросту не понимают и не думают, какую угрозу и вред они наносят православной миссии. Ведь она имеет более широкие границы, чем иногда представляется: любой человек, обозначивший в сети, что он христианин, свидетельствует о Христе. А вот каким будет это свидетельство – отталкивающим или приводящим людей в Церковь, зависит от его поведения и слов. Главный критерий здесь – любовь. И не важно, выступает ли человек перед реальной аудиторией или пишет в интернете.

Но, тем не менее, можно выделить несколько особенностей общения в виртуальном пространстве.

Во-первых, нужно четко понимать: интернет – это не более чем средство. Серьезный журналист (да и просто серьезный пользователь) никогда не «висит» в сети – он там работает, обмениваясь информацией, находя новые темы, новых собеседников, новые способы донести что-то важное до своей целевой аудитории. К сожалению, бывает иначе: интернет становится для человека самоцелью, буквально засасывает его, «виртуализирует». Человек утрачивает самоконтроль и ощущение реальности.

Ему кажется, что его собеседники «по ту сторону монитора» – не живые люди, братья и сестры о Господе, а не более чем игрушки, какие-то томагочи, существующие только в глобальной сети. Конечно, умом понимаешь, что это не так, но эмоционально ощутить не можешь. И тогда серьезный разговор «лицом к лицу» превращается в игру.

Во-вторых, возможность ведения дневника, открытого для других людей, участия в обсуждениях и быстрого получения откликов, часто приводит к тому, что человек забывает (или не успевает) обдумать свои слова, забываетпословицу «семь раз отмерь, один – отрежь». Иначе говоря, есть опасность сгоряча выплеснуть свои эмоции, свои недозревшие мысли, поделиться тем, что вредно не только для тебя самого, но и для других, показать то, что совершенно не предназначено для посторонних глаз. Прежде чем что-то сказать в интернете, надо ясно осознать, что это не игрушечное хоккейное поле. Ошибки в сети совершенно реальны и дорого обходятся, а порой бывают непоправимы. Слово, сказанное в виртуальном пространстве, на самом деле ничем не отличается от слов, которые мы считаем реальными: запечатленных на бумаге, в сердце или мыслях. Поэтому, я думаю, стоит опасаться не виртуальности интернета, а его реальности… Нужно помнить, что глобальная сеть – это информационное оружие, которое человек часто использует для излияния мыслей и чувств. А в душе, как известно, гнездится не только добро, но и зло. И по репликам в интернете хорошо видны и твое отношение к людям, и глубина веры, и степень озлобленности.

Все, даже самое прекрасное в этом мире можно использовать как во благо, так и во зло. Интернет здесь не исключение: он может и объединять, и разъединять, может оказывать человеку колоссальную поддержку, стать кладезем друзей, с которыми можно встретиться, преодолевая за доли секунды огромные расстояния, делая ничего не значащими географические границы, сотрудничая и творя во славу Божию. А можно запереться в квартире, замкнуться в себе и, не видя за блогами живых людей, в итоге попасть в сеть буквально, превратиться в игрушку, которой интернет начинает диктовать свои правила, командовать и подавлять волю, превращая человека в орудие и проводника зла.

Особенности миссии в интернете

Исходя из реальности общения в виртуальном пространстве, можно составить представление об особенностях миссии в интернете. Во-первых, я думаю, в современном Рунете вряд ли можно создать специфически миссионерский портал. Дело в том, что сегодня произошло резкое размывание границ между теми, кто считает себя православными (70–80%) и теми, кто действительно воцерковлен (3–5%). Поэтому возникает проблема: ты работаешь для 5 или для 80 процентов, ведь зачастую вопросы тех и других очень похожи, например, интерес к именинам, любви и браку, воспитанию детей, православным традициям, праздникам и т.д. Я знаю только два ресурса, которые наиболее близко подошли к тому чтобы стать специфически миссионерскими: сеть «Реалисты.ru» Дмитрия Семеника и сайт диакона Андрея Кураева. К ним действительно пробивается целевая аудитория.

Во-вторых, каждое слово, произнесенное в сети, получает (или не получает) мгновенные отклики, которые можно проанализировать и быстро понять, как именно относятся люди к твоим текстам, к тому, что ты делаешь. Когда-то такую серьезную и быструю степень обратной связи имели только газеты, получавшие мешки писем. Но в этом смысле глобальная сеть не сравнится ни с одним печатным изданием. Хороший и сильный интернет-проект получает сотни или даже тысячи откликов в день, и даже если не реагировать на них, нужно помнить – по факту диалог уже начался.

В-третьих, глобальная сеть очень ярко показывает структуру интересов различных групп общества. Это хорошо видно на примере Интернет-блогов, где можно активно заниматься миссией и получать огромные отклики. Блог – возможность создать себе нечто, подобное сайту, причем малыми усилиями, но с использованием всех современных достижений: аудио, видео, мультимедийных продуктов, красивого дизайна, иллюстраций, фотоальбомов. Ты можешь общаться с людьми, которые тебе интересны, вступать в различные сообщества по интересам: «Православие», «Церковь», любовь», «семья» и т.д. Их огромное количество, вплоть до сообщества «любителей кройки и шитья». А затем можно проанализировать и увидеть, как воспринимается весть о Христе, миссионерские идеи и тексты в зависимости от того, какие люди находятся в том или ином сообществе, каков их возраст, сфера интересов и так далее. И проанализировав, можно попытаться найти нужные слова именно для данного сообщества, доступно и понятно ответить их на вопросы.

Как «упаковать» Интернет-миссию?

В этом смысле почти все миссионерские проекты – журналы, книги, другие СМИ, неплохо выполняющие свои функции в реальном мире, переходя в интернет-пространство, совершенно перестают там работать. Например, я не считаю, что наш сайт Foma.ru – это сильный миссионерский ресурс. Оказываясь в сети, журнал «Фома» тут же невольно переключается на аудиторию, глубоко запутавшуюся в религиозных проблемах. Причем эти люди могут быть как сторонниками, так и противниками Церкви, но все же это очень узкая среда, которую притягивает сайт, и он перестает быть интересен той аудитории, к которой мы действительно хотим обратиться и все-таки пробиваемся в печатной версии «Фомы».

Намного более успешны те миссионерские интернет-проекты, которые созданы и «заточены» сразу под свою целевую аудиторию. Если глобальная сеть дает средства отследить проблемы и переживания людей, мы не должны упускать эту уникальную возможность. Например, у многих существует серьезная и насущная проблема– разрыв с любимым человеком. Пользователи интернета, у которых она появилась, набирают в поисковых системах соответствующие ключевые слова: «Разлука с любимым (любимой)» и пытаются найти информацию на эту тему. Используя технические возможности сети, можно легко посчитать, какой процент людей, пользующихся интернетом (а их миллионы) интересуются данной проблемой, для каких социальных групп она наиболее актуальна и, затем сделать так, чтобы в поисках ответа они пришли именно на твой ресурс.

И такой Интернет-проект уже существует, причем он никак не связан с деятельностью православных СМИ, а продуман и сделан фактически одним человеком – Дмитрием Семеником. Это сеть сайтов, но слово «сеть» здесь можно употребить в прямом смысле – уловление печалей и радостей человека по ключевым поисковым словам. Например, сегодня стало модным играть в очень опасные языческие игры, связанные с заговорами, пророчествами, гаданиями, порчей и т.д. В поиске того, как приворожить любимого, человек набирает слово «заговор» и попадает на сайт «Заговор.ru», однако неожиданно для самого себя сталкивается с тем, что ему предлагают не рецепт сеанса черной магии, а реальные истории и опыт людей, которые столкнулись с заговорами, экспертизу и оценки этой оккультной практики. Размещенные материалы заставляют человека всерьез задуматься, а надо ли вообще связываться с заговорами. Я был свидетелем, насколько сильно люди бывают потрясены увиденным и прочитанным, говоря, что больше никогда не станут этим заниматься, а многие пишут, что пойдут в церковь, помолятся за человека, которого хотели приворожить, хотя прямого призыва идти в храм на ресурсе нет.

Подобный путь миссии называется типологическим, когда за основу мы берем уже существующую привычную форму. Есть, например, формат интернет-радио или телевидения. Мы делаем то же самое, при этом эстетически, идеологически и содержательно создаем совсем другой продукт, сильно отличающийся от таких же по форме светских проектов.

Самое главное (с этого, наверное, и начинается миссия), чтобы нецерковный человек в привычной для него упаковке получал новое содержание, информацию, которая была бы для него неожиданностью, а, возможно, и шоком. Но при этом материал должен быть подкреплен и тем, что является авторитетным для нецерковного человека, и личным опытом. Отклики на сайт «Заговор.ru» свидетельствуют, что очень эффективно «со своей колокольни» говорить на темы, которые интересны интернет-пользователям. Они хотели получить информацию по конкретному предмету – и получают ее, но вдруг обнаруживают, что им интересно, потому что сайт хорошо и живо сделан, им привычно, потому что там нет агитации и топорных материалов. Но главное, люди видят альтернативу греху, причем в той форме, в какой они привыкли получать информацию о том, как впасть в грех.

Зачастую создатели православных сайтов пугаются сравнения со светскими ресурсами. Но надо ставить вопрос иначе: хорошо ли, профессионально ли сделан тот или иной светский портал? Если да, то по формату он должен становиться примером для православных ресурсов.

Что касается содержания, которое «упаковывается» в привычную нецерковным людям форму, здесь нужно видеть, какие вопросы наиболее важны для человека. Сайты Дмитрия Семеника отвечают вроде бы на локальные проблемы людей в узких группах, возникающие в разных локальных жизненных ситуациях, но на самом деле интересующие очень многих. Например, немалому количеству людей присущи суицидальные настроения, и они ищут в сети различные сообщества по своему «интересу», где бы им рассказали, как быстрее и лучше покончить с собой. Набирают ключевое слово и попадают в «сети» Дмитрия. А там интервью с судебномедицинским экспертом, рассказывающим, как он опознает трупы «героев».

После этого очень многие отказываются от суицидальных мыслей.

Православные Интернет-форумы: школа «междоусобной брани»?

Одна из главных проблем миссии в глобальной сети – подбор и привлечение грамотных авторов и экспертов. Именно поэтому, столкнувшись с этим и набив много шишек, «Фома» закрыл свой интернет-форум и старается ограничить и упорядочить общение на своем портале. Многое, что пишется в интернете о Православии, в том числе и людьми, считающими себя церковными, представляет собой полнейшую ахинею.

Зачастую человек не утруждается проверкой фактов и ссылок, и если посмотреть большинство религиозных форумов, окажется, что дискуссии ведутся без серьезной проработки материала, к участию в них не приглашаются ведущие эксперты православного сообщества.

А между тем, участвовать в такой работе можно только на серьезных началах, имея колоссальный ресурс (человеческий, экспертный, финансовый и т.д.). Если его нет, на вопросы начинают отвечать все, кто считает, что имеет на это право. Хорошо, если в таких репликах есть хотя бы какие-то цитаты и ссылки, но зачастую человек несет отсебятину, не имея ни достаточного опыта общения, ни серьезного багажа знаний.

Более того, многие отвечают, даже не понимая, о чем, собственно, спрашивали и в чем проблема. Для того чтобы услышать суть, тоже требуется профессионализм, а когда люди не способны понять друг друга, их диалог перерастает в конфликт, связанный с ожесточенной (порой и нецензурной) руганью. Горько наблюдать, когда на какой-то серьезный вопрос приходят 200–300 откликов, но, несмотря на это, нормального ответа нигде нет, зато есть «междоусобная брань» или увод разговора совсем в другую сторону.

Лидерство в таких дискуссиях захватывают либо харизматики, которым, видимо, некуда деть свободное время, либо совсем уже болящие люди, либо безработные, получившие неограниченный доступ к компьютеру. Для них ругань в интернете становится главным смыслом существования. На мой взгляд, кроме специализированных форумов (например, «Устав.ру» и т.д.) в современном Рунете не существует ни одной именно форумной площадки, где человеку был бы гарантирован ответ серьезных экспертов на его не менее серьезный вопрос. Для этого необходимо создавать справочную службу, но таких ресурсов пока нет. Конечно, на многих сайтах существуют разделы: «Вопрос священнику», где можно оперативно получить ответ, но ведь священник – не обязательно эксперт в какой-то специализированной области знаний и в данном случае не выражает мнение Церкви, а говорит лично от себя, высказывает собственное мнение, и это надо четко различать. Форумы же в большинстве своем полезны для знакомства, но вредны с точки зрения качества информации, которую получают их участники. Как правило, она непрофессионально подобрана, подана или может оказаться вообще недостоверной.

Кроме того, всегда находятся «захватчики форумов» – люди, проникающие туда со своими навязчивыми идеями, никого при этом не слушающие, и ты, как модератор, вынужден выгонять их с форума, замыкать его и «площадка» начинает мелеть. А если не принимать жестких санкций к «захватчикам», форум превращается в скандальную помойку, где проповедуют все кому не лень. В какой-то момент мы поняли, что в состоянии профессионально отвечать только за качество материалов журнала «Фома» (причем даже там бывают досадные ошибки), поэтому извинились перед пользователями нашего сайта и закрыли форум, объяснив, что мы не можем платить хорошим экспертам, которые отвечали бы на вопросы на настоящем серьезном уровне и, одновременно, на доступном языке. Сейчас вопросы решаются, что называется, «в частном порядке» – возможностью личного присутствия в интернете редакторов и обозревателей журнала «Фома», к которым можно обратиться с той или иной проблемой. Но такое присутствие зависит уже от их свободного времени, потому что главные усилия у нас естественно направлены на ежемесячное печатное издание.

Подводя итог этой теме, думаю, что православные форумы не нужны, если только это не внутрицерковный ресурс, например, для тех, кто занимается милосердным служением, церковным Уставом, кухней и т.д. Возможно, я говорю предвзято, исходя из личного отрицательного опыта. Но ведь форум – это фактически ежедневное средство массовой информации. Правда, в таком случае надо посадить на него нескольких редакторов, журналистов, экспертов-богословов, священников и т.д., платить им деньги за то, чтобы человек получал внятную и четкую информацию в ответ на свой вопрос, чтобы жестко пресекалось любое хулиганство и некорректность. Но главное, чтобы люди видели: обратившись сюда, они обязательно получат что-то очень важное. В православном Рунете я пока что не встречал таких форумов. Так что тема остается открытой…

Вечный кризис?

Одна из основных проблем миссии в интернете – финансирование. Глобальная сеть, конечно, позволяет экономить деньги, но если перед нами стоит цель создавать качественный продукт, а не просто пускать пыль в глаза, православные ресурсы, как и любые светские СМИ должны собрать журналистскую команду, внештатных авторов, экспертов, предложить им достойную зарплату, гонорары, вкладывать деньги в хорошее программное обеспечение сайта, его дизайн. Сейчас, тем более на фоне кризиса, у нас все построено не просто на благотворительности, а на небольших личных пожертвованиях частных лиц, которые в основном дают маленькие суммы. Естественно, серьезных задач с такими средствами не решить.

Если глобальная сеть представляет собой элемент современных СМИ, то это требует профессионального отношения к своей работе. Но средства в интернет-миссию никто вкладывать не спешит, потому что ее не продашь и не сделаешь большой бизнес (если, конечно, портал не перешагнул какой-то гигантский порог посещаемости). Когда жертвователь дает деньги на журнал, а потом держит его в руках, у него есть ощущение продукта, и выделять средства на это легче. Интернет же нельзя подержать в руках, потрогать, и благотворитель задается вопросом: неужели там так трудно обойтись «малой кровью»? Поэтому православная интернет-миссия в основном ведется на энтузиазме, и здесь возникает проблема: для того, чтобы написать, ответить на вопрос, дать серьезный экспертный комментарий, человеку требуется время, а время – это жизнь, на которую, в свою очередь, требуются деньги. На миссии их не заработаешь. Круг замыкается. Человек не может трудиться восемь часов в день по заказу интернет-ресурсов, не получая взамен средств к существованию. Поэтому миссионерские интернет-проекты очень много теряют, работая на энтузиазме, ведь энтузиасты зачастую в меньшей степени профессионалы, чем те, кого бы позвали работать за деньги.

По той же причине – отсутствие регулярного финансирования – в православный интернет с большим опозданием приходят новые технологии, но, безусловно,они нужны. По аудио, видео, сложным мультимедийным проектам мы явно отстаем от светских ресурсов, и пропасть с каждым днем только увеличивается. Видимо, преодолеть это можно только совместными усилиями. Кстати, отдельные прецеденты уже есть: недавно сайт журнала «Нескучный сад» скооперировался с интернет-проектом «Православие и мир». Очень важно укрупняться и соединяться ради дела, в том числе и ради внедрения новых технологий, однако часто это не получается в силу разницы позиций, несостыкуемости проектов, чисто человеческого эгоизма и тщеславия, когда люди руководствуются логикой: «пусть маленькое, но свое». Но если не объединяться, мы обречены вечно топтаться на месте, распыляя свою целевую аудиторию, которая, даже если и попадает в православный Рунет, просто не знает, к кому подойти в этой «стране лилипутов».

Возможно ли появление православных интернет-проектов, которые будут не просто зарабатывать, но и приносить прибыль? Пока в Рунете на этом уровне никто еще не работает. Не знаю, сколько времени люди инвестировали в западные христианские сайты, прежде чем они начали давать прибыль, но стоит обратить внимание, что на Западе многие государства дают большие преференции благотворителям, при этом среди жертвователей-протестантов существуют очень жесткие понятия, что давать нужно не меньше чем десятую долю, т.е. десятину. Я думаю, среди православных большинство не придерживается не то что десятины, но даже «сотины», кроме того, в России жертвы бессистемны и непрозрачны. На Западе же благотворительность законодательно связана с системой налогообложения. Но если православный человек, пусть даже пока и без законодательной поддержки, имеет возможность превратить свои пожертвования в инвестиции, то это, безусловно, даст результат.

Например, если тираж «Фомы» достигнет ста тысяч экземпляров (сейчас 36 тысяч), то просчитано, что это будет прибыльный проект. К сожалению, сегодня о таких тиражах приходится только мечтать.

Новости и аналитика в православном Рунете

В интернете люди видят массу новостей, так или иначе связанных с христианскими идеями. Вброс материала идет через светские СМИ, которые сегодня активнейшим образом работают в глобальной сети. Но со стороны церковной среды человек не получает быстрого и адекватного ответа на них. Нет реакции и на новости, напрямую не касающиеся христианства, но актуальные для всех, хотя, будь эта реакция оперативнее, мы собрали бы на православных ресурсах огромную аудиторию и многое выиграли в миссионерском плане.

Действительно, в православном Рунете плохо развит новостной формат. Но мне кажется, не потому, что в церковных СМИ работают непрофессионалы. Начнем с того, что в этой системе объективно просто не существует пока нормальных, технически подготовленных «площадок», способных не только найти, но и «пробросить» информацию через голову крупных масс-медиа. Вот близкий мне больной пример и, хотя он касается печатного издания, в равной степени актуален и для интернета. Номер «Фомы» с темой о кончине Патриарха вышел почти одновременно с еженедельными (не ежемесячными, а еженедельными!) светскими изданиями, посвященными как раз этому событию. Естественно, что информация в православном издании была и более объемная, и, как мне кажется, намного более качественная, чем в популярных еженедельниках. И читатели с этим согласились – «Фому» раскупили и в светских, и в церковных розничных сетях еще до Нового года. Спрос был, заказы были, журнал просили… А у нас не было средств допечатать его… Мы просто не охватили ту аудиторию, к которой могли бы дойти, должны были донести такую тему.

Потом вышел хороший номер «Нескучного сада», на фоне, когда уже не было истерии и можно было говорить спокойнее, появляются и будут еще выходить публикации в газетах и журналах. Но и вместе нас недостаточно. Люди и дальше станут «выбирать» наших конкурентов, пока, наконец, не увидят, что мы (не мы – «Фома», а мы – церковные газеты и журналы) всерьез и надолго заняли свою нишу в рознице и в состоянии продержаться на рынке, что именно через нас они вовремя и гарантированно получат основной массив информации (хотя бы только по церковной теме!), и при этом в течение срока продаж издание можно будет спокойно найти в киосках. Пока такое возможно лишь в теории.

Но я не думаю, что это вина церковных СМИ, и даже не беда, а объективная ситуация. Однако она на всех «давит» и, соответственно, снижает заинтересованность авторов интернет-проектов в актуальной (с точки зрения новостной политики) информации. Стратегического выхода, на мой взгляд, здесь пока нет, но можно сделать некий тактический ход, вытекающий из нынешнего положения дел. Если нет новостей, нужно стремиться к качественной аналитике, к работе по дезавуированию превратно поданных или попросту лживых новостей из светских источников и околоправославных «доброжелателей». Это мы делать просто обязаны, но тогда действительно не имеет смысла пытаться быть везде и всюду, тем более, когда людей в редакциях немного.

Мне могут возразить, что существуют православные сайты, там есть новостные ленты… Однако в глобальной сети точно такая же ситуация. Нет пока ресурса, чтобы напрямую «перебросить» новость широкой аудитории. Даже когда журналисты Интерфакса, РИАН, телеканалов и пр. по какой-то причине «теряют» новостной повод, у них все равно хватает времени «забрать» его. Например, светские информагентства долго не решались опровергнуть слух о кончине Святейшего накануне объединения Русской и Зарубежной Православных Церквей, и наш сайт был первым местом публикации серии опровержений, однако по инерции большинство читателей ждали окончательного «приговора» именно из светских источников информации.

Другой пример, когда нам пришлось столкнуться с гигантским всплеском посещаемости на сайте «Фомы». Это произошло, к сожалению, в связи с грустным событием – смертью радиоведущего Геннадия Бачинского. Оказалось, что только у нас есть его очень искреннее и смелое покаянное интервью, данное за год до смерти. Он говорил о том, почему его не радует собственная карьера, признавал, как вредно то, чем он долгое время занимался, делился мечтами о том, чем хотел бы заняться, очень честно рассказал о своем пути ко Христу и Церкви. За несколько дней на нашем сайте побывало около 50 тысяч (!) читателей. Для многих, в том числе и для друзей Геннадия, это было свидетельство огромной силы. Но все же такая посещаемость пока исключение из правила и случайное совпадение обстоятельств.

Конечно, в данной ситуации светские информагенства временно теряют часть аудитории, но стратегически все потом «отыгрывают».

Одной опубликованной нами новостью Интерфакс пренебрег, вовремя ее не забрал, зато потом перепечатывает без интерактивной ссылки целые статьи из «Фомы», и люди будут читать именно «интерфаксовский» или «риановский» мониторинг СМИ, а не нас самих. Протестовать бесполезно: они обидятся и скажут, что нас рекламируют, и пойди поспорь…

Может показаться, что я просто предлагаю умыть руки – конечно же, нет. Во-первых, потому, что нельзя нам обольщаться тем, что светские СМИ сейчас в целом позитивно и более-менее часто пишут и говорят о Церкви. Возможна – всегда! – ситуация «одиночества в сети», когда возникнет молчание, когда искать правду будут только у нас. Как было с мнимой тогда еще кончиной Патриарха Алексия. И мы должны уметь шевелиться в этот момент и иметь опыт журналистов-информационщиков. Во-вторых, если работа остановлена, если готовность трудиться на этом поле не доказана делами, то информационные «площадки» расширяться не будут и ситуация никогда не изменится. В третьих, нужно все равно продолжать думать об иных, непохожих на светские, но качественных подходах к поиску и подаче не только церковных новостей, но и новостей общенациональныхс православной точки зрения. Это очень интересная и важная творческая задача, которая уже сама по себе вдохновляет. И, наконец, нужно стараться церковным людям – ради собственного же будущего! – прекращать стесняться пропускать вперед «своих». А то получается, что «свой» вечно останется в загоне и когда понадобится его помощь, будет уже поздно…

В изоляции или «Вконтакте»

Часто можно услышать, что все проблемы православного Рунета происходят от его самоизолированности, самодостаточности и замкнутости. Я думаю, это отчасти справедливо, но здесь надо иметь в виду, что многие светские интернет-сообщества так же замкнуты и самодостаточны.

Это не всегда плохо, хотя бы потому что иногда необходимо общение в кругу единомышленников, приобретение новых связей и знакомств.

Лично для меня очень важно наличие в сети православных сайтов, которые дают специализированную информацию, не интересную для нецерковного человека. Если посмотреть на посещаемость таких ресурсов, нетрудно понять, насколько они сильно востребованы. Количество воцерковленных пользователей глобальной сети очень велико и многие их интересы может удовлетворить только интернет. Иногда в «реале» очень трудно достать нужную книгу, получить интересующую информацию, и я очень благодарен тем православным порталам, которые предоставляют все это, дают оперативные комментарии по различным церковным проблемам, создают видеои аудиоархивы, ведь православные теле- и радиопередачи существуют как бы сами по себе, очень разрозненно, и плохо фиксируются. Для многих людей интернет-версия какого-то православного печатного издания – единственный способ его найти, ведь тираж может быть давно продан и стал библиографической редкостью.

Проблема в том, что у нас очень мало ресурсов, где происходит общий со-творческий процесс, взаимное общение с нецерковными людьми. На миссионерском поле существует некий вакуум: недостаточно интернет-площадок, которые вдохновлены Православием, но одновременно являются общедоступными, привлекающими большое количество людей, далеких от Церкви. В этом смысле одна из самых удачных идей – создание церковных (или околоцерковных) групп внутри крупных светских социальных сетей. На мой взгляд, лучшим здесь является аналог американской сети Facebook – российский портал «Вконтакте». Достаточно сказать, что на этом ресурсе сообщество «Православие» включаетв себя более 35 тысяч человек. Естественно, это не означает, что абсолютно все они активно общаются, но цифры и серьезность тематики сообщества впечатляют. Кстати, аудитория друзей «Фомы» здесь сильно отличается от той, которая оставляет комментарии под статьями на нашем сайте, и общение на портале «Вконтакте» мне нравится намного больше, чем разговоры на интернет-ресурсе нашего журнала.

Антимиссия: где прячутся вредители?

Но есть и обратная сторона проникновения церковных людей в светские сети, да и интернет-миссии в целом, когда она может приносить реальный и немалый вред. Очень часто люди пытаются заниматься миссией и одновременно решать внутрицерковные проблемы, совмещать миссионерство с внутриправославной полемикой, проповедовать Христа и звать людей в Церковь – и тут же лихо отплясывать на костях своих оппонентов, которых человек сам же себе и создал. Увлекаясь полемикой между собой, мы совершенно забываем о том, что мы христиане, демонстрируя все ту же светскую мораль, логику и систему поведения, пытаясь сыграть в поддавки с языком и манерами мира сего.

Мы видели это недавно, когда в интернете во всю шла кампания по выборам Патриарха Московского и всея Руси. В этот момент были совершены серьезные ошибки, к сожалению, пока не признанные нашими крупными миссионерами, а ведь они проповедуя вхождение в Церковь и любовь к ближнему, одновременно устроили грызню между собой и обливали грязью священноначалие. Можно и нужно быть открытыми, серьезно говорить о недостатках церковных, но предел такому разговору есть.

За ним начинается абсурд, который видят нецерковные люди. В итоге человек, вместо ответа на свой вопрос, лишний раз убеждается, что «и в Церкви все не так». Поэтому больше, чем мы сами себе вредим, никто навредить нам не может.

Еще один опасный момент, касающийся не только интернет-миссии, но проявляющийся в сети с особой силой. Немало людей, называющих себя миссионерами, в своих материалах начинают делить Церковь: с одной стороны стоит он и группа его сторонников, а с другой – все остальные – еретики, отступники, богоборцы, исчадья ада и т.д. Это попытка «миссионериться» (по-другому подобное явление сложно назвать) за счет самоутверждения, возвышения себя над другими, к сожалению, иногда характерна даже для самых крупных и талантливых миссионеров современной России, активно действующих в интернете. Меня это очень расстраивает, потому что вносит глубокое противоречие в братскую обстановку и единство Церкви. Возможно, в первый момент, давая какой-то положительный эффект, такая проповедь в итоге приводит в храм людей, убежденных в том, что Церковь – это еще одна партия, которая состоит из фракций, и приходят туда, потому что понравился лидер того или иного партийного течения. Но ведь в Церкви люди приходят к воскресшему Христу, а не к лидеру фракции, пусть даже и облаченному в священный сан.

Для православной интернет-миссии, безусловно, существует опасность дойти до абсурда, но начинается он не с создания виртуальной интернет-часовни, а с реальной православной ярмарки, когда храмы и монастыри конкурируют из-за записок, и зазывая народ, говорят: «у нас крепче и надежнее молитва, у нас благодатнее горят свечки» и т.д. Но самое страшное в православной интернет-среде – это попытка соединить несоединимое. Люди считают себя православными, регулярно ходят в храм, причащаются и т.д, но складывается впечатление, что они не знакомы с ключевой заповедью Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 3:34–35). Мы очень часто проходим мимо этой новой заповеди, и от уныния спасает лишь мысль о том, что Христос предупредил нас, сказал об этом, потому что знал: мы такими и будем – проходящими мимо Евангелия. Но при этом мы все-таки проповедуем…

Любовь, так же, как грех и абсурд, не в форме, а в содержании, в сердце. Когда там нет Евангелия, нет сокрушения о себе самом, если ты думаешь, что все понимаешь, а все кругом дураки, когда ты забываешь, что если ты не согласен со своим братом, он тем не менее не перестает им быть, – ты становишься жестоким и проповедь твоя становится «пустышкой». И как бы ни было тяжело миссионеру (чаще всего это затрещины от «своих»), нужно всегда держать в уме и сердце основной принцип апостольской миссии: во второстепенном пусть будут разномыслия, но в главном – единство и любовь.

Призвание, № 3

Православные иконы и молитвы

Пе́снь 1.

Ирмо́с:

Посе́ченый несеко́маго пресече́, и ви́де со́лнце зе́млю, ю́же не ви́де, лю́таго врага́ вода́ потопи́, и непроходи́мое про́йде Изра́иль. Пе́снь же воспева́шеся: Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.

Го́рнему ли́ку сра́дуяся, и сему́ сликовству́я и свеселя́ся, и Боже́ственнаго просвеще́ния досто́йно насыща́яся, богодохнове́нне, ве́рою твою́ честну́ю па́мять пра́зднующия, Го́споду пою́щия, моли́твою твое́ю сохрани́.

Ангелообра́зныя души́ красото́ю и добро́тою сия́я, па́ки теле́сною, вы́шнюю зарю́ Боже́ственнаго сия́ния прия́л еси́, богоглаго́ливе, све́тло и, ра́дуяся, взыва́л еси́: Го́споду пои́м, сла́вно бо просла́вися.

Непоро́чно соверша́я житие́ твое́, и о́бразом благоукраше́ния украша́яся, и нра́вы благи́ми, преблаже́нне, чи́стя себе́, проро́к благоче́стия и́стиннаго, зовы́й, бы́л еси́: Го́споду пои́м, сла́вно бо просла́вися.

Богоро́дичен:

Чи́стая Ма́ти Бо́га Вседержи́теля, Я́же от ца́рскаго коле́на, Влады́чице, возра́стши и Еди́наго Бо́га, все́ми ца́рствующаго, ро́ждши пло́тию па́че естества́, от бе́д мя́ спаси́, Сы́ну Твоему́ пою́ща: сла́вно бо просла́вися.

Пе́снь 3.

Ирмо́с:

Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Ра́дуешися ны́не, зря́ прорече́ний сбытие́, блаже́нне, твои́х и соверше́ние, Малахи́е богоприя́тне.

Исцеле́ние в крила́х име́яй, возсия́ Со́лнце мы́сленное пра́вды, я́коже проре́кл еси́, богодохнове́нне.

Богоро́дичен:

Всю́ наде́жду мою́ на Тя́, Всенепоро́чная, возлага́ю, всю́ к Тебе́, ра́дуяся, простира́ю и ду́шу, и помышле́ние.

Седа́лен, гла́с 8.

Проро́чествия благода́тию обога́щся, бу́дущих зна́нию боголе́пно научи́лся еси́ ду́хом, Малахи́е богодохнове́нне, и предглаго́леши все́м Христо́во прише́ствие, и язы́ков, пребога́те, Боже́ственное призва́ние. Те́мже честну́ю твою́ пра́зднуем па́мять, и любо́вию пое́м тя́, и ве́рно ублажа́ем, взыва́юще тебе́, сла́вне: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не:

Ли́к проро́ческий, пропове́дуя, ра́дуется, креще́ние Христо́во, живо́т источа́ющее. Зове́т Иса́ия: почерпи́те во́ду чисти́тельную. Пи́шет богооте́ц: ка́ко от лица́ бежи́т мо́ре благоволе́нием спаса́ющаго Бо́га ро́д челове́ческий?

Пе́снь 4.

Ирмо́с:

Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Проро́к бы́в богонача́льныя, блаже́нне, бла́гости, все́м язы́ком пропове́дал еси́ бы́вшее избавле́ние.

Научи́вся Ду́хом преесте́ственному Сло́ва воплоще́нию, неизглаго́ланное та́инство, Малахи́е блаже́нне, провозгласи́л еси́.

Богоро́дичен:

На Тя́ возложи́х вся́ко ча́яние спасе́ния моего́ и жития́ окормле́ние, обра́дованная Ма́ти Де́во.

Пе́снь 5.

Ирмо́с:

От но́щи неве́дения богове́дением просвети́вый концы́, просвети́ мя у́тром человеколю́бия Твоего́, Го́споди.

Стра́шный де́нь Христо́ва прише́ствия провозвести́л еси́, Малахи́е богому́дре, Боже́ственным просвеща́емь Ду́хом.

Ду́ш скве́рну отъе́мля и омыва́я благода́тию, я́коже бели́лом перу́щих, си́це тя́, богому́дре, просла́ви.

Богоро́дичен:

Держа́ву сме́рти, Отрокови́це, живоно́сным Твои́м рождество́м разори́ла еси́, Всесвята́я Де́во, и Жи́знь источи́ла еси́ неразори́му.

Пе́снь 6.

Ирмо́с:

Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя.

Просве́щшися твоя́ му́драя мы́сль от самаго́ Боже́ственнаго светозаре́ния, и до́льных отлучи́лся еси́ веще́й, бу́дущих сподо́бися ра́зума: зва́ние бо язы́ков и зако́на преста́тие проре́кл еси́.

Прии́де вои́стинну Госпо́дь, Его́же мы́ ра́достно иска́хом, во хра́м, Его́же Са́м от Де́вы благослове́нныя му́дре созда́, я́коже рече́, от Бо́га осия́вся, Малахи́й сла́вный.

Богоро́дичен:

Безнача́льный Отцу́ и Единоро́дный, То́йже Единоча́дый от Де́вы вопло́щся, и неизрече́нно роди́ся, и Ро́ждшую Де́ву сохрани́: Бо́г бо бе́ и́стинен, а́ще и естество́ челове́ческое прия́т.

Конда́к, гла́с 4.

Проро́чества дарова́нием богате́я, проро́че, Христо́во предвозвести́л еси́ прише́ствие я́ве и ми́рови спасе́ние, Его́же сия́нием ми́р просвети́ся.

Пе́снь 7.

Ирмо́с:

О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Ты Влады́чествующаго все́ми всечестно́е проре́кл еси́ прише́ствие, Малахи́е проро́че сла́вне, зовы́й: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Приими́ моля́щагося, Ще́дре, сла́внаго проро́ка Малахи́ю, о и́же благоче́стно пою́щих и вопию́щих: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Богоро́дичен:

Всему́ мне́ ве́сь неслия́нно по Ипоста́си соедини́лся еси́, Бо́жий Сло́ве, от Де́вы Чи́стыя обо́лкся в мя́, Ще́дре, благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Пе́снь 8.

Ирмо́с:

Победи́тели мучи́теля и пла́мене благода́тию Твое́ю бы́вше, за́поведем Твои́м зело́ прилежа́ще, о́троцы вопия́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Отчужди́вся вся́каго ве́щнаго явле́ния, священноявле́нне, Боже́ственныя зари́ яви́лся еси́ нескве́рно зерца́ло, поя́: благослови́те, вся́ дела́, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Неизрече́нныя сла́вы зри́тель ты́ бы́л еси́ и та́ин небе́сных, блаже́нне, пропове́дник бы́в, поя́ непреста́нно: благослови́те, вся́ дела́, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен:

Жи́зни Тя́ Ма́терь и Бо́жию Роди́тельницу позна́вше, правосла́вною ве́рою вси́ блажи́м, Де́во Ма́ти, благословя́ще вку́пе Рождество́ Твое́ Пречи́стое и превознося́ще, Чи́стая, во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с:

Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Наста́ богосия́нный проро́ка пра́здник и честны́й, озаря́я приходя́щия ве́рою и пою́щия проро́ческими блиста́нии, и все́м точа́щий душа́м исцеле́ния, и просвеща́ющий я́сно богому́дрыя.

Соблюди́ живонача́льною десни́цею Твое́ю держа́вною, Многоми́лостиве, Це́рковь Твою́, мольба́ми Твоего́ уго́дника, проре́кшаго на́м Твое́ вочелове́чение, и́мже возсия́ спасе́ние и душа́м избавле́ние.

Богоро́дичен:

Зре́лу объе́млю жи́знь, неврежде́н дре́вом ра́зума: Ты́ бо, Всенепоро́чная, Жи́зни дре́во — Христа́, прозябла́ еси́, вхо́ды живота́ все́м показа́вшаго. Те́м Тя́, Всечи́стая, Богоро́дицу, ве́рнии, возвеща́ем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]