Смерть для каждого христианина – это не просто конец земного бытия. Это скорее начало новой жизни, но уже в загробном мире. Панихида по усопшим играет в помине покойного человека немаловажную роль. Но живой человек должен для себя знать краткий курс о таком церковном понятии как панихида. Православные каноны дают ответ на вопрос, что такое панихида и какое она имеет значение, когда проводится и в отношении кого.
Что такое панихида в православии
Что такое панихида в церкви? Если перевести ее на простой язык – панихида это всенощное бдение. Берет свою историю панихида с древних времен, когда первые христиане молились в силу гонения исключительно ночью, а на утро их могли заживо хоронить в катакомбах, служивших храмами.
Но сегодня этого нет, вера не поддается гонению. Но панихида, что это такое тогда? Это заупокойная служба по умершему и может быть как полной, так и сокращенной, проводится как дома, так и в храме – ее могут проводить как священники, так и миряне. Все это оговаривается в каждом конкретно взятом случае сугубо индивидуально, учитывая православные каноны.
Что означает панихида
В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, погребение умерших христиан происходило ночью. Совершаемое при этом богослужение в буквальном смысле являлось всенощным. То есть оно длилось в течение всей ночи. После отделения чина погребения от всенощного богослужения за ними обоими в сохранились одинаковые названия. Слово «панихида» происходит с древнегреческого «παννυχίς» («паннихис») — «всенощная».
Панихида представляет собой сокращенную форму чина погребения (особого богослужения, совершенного единожды над телом усопшего).
«Мы прощаемся с человеком один раз, и чин отпевания совершается только один раз. Но потребность в молитве о тех, кто нам дорог, остается на всю жизнь. Именно для этого служат панихиду. Это богослужение имеет утешительное содержание для нас, живущих здесь, а для умерших — духовную пользу» (священник Филипп Ильяшенко).
Для чего нужна панихида
Панихида по усопшим, что это такое? Это заупокойная служба, которая помогает усопшему переходить из одного мира живых в мир загробный. Если ходить в храм, либо монастырь или же молиться дома – так возносится за умершего просьба, ходатайство перед Господом.
Правильный поминальный обед и милостыня, вместе с молитвами, которые возносят миряне и священник, когда служится служба – все это делает смерть не концом, а безболезненным переходом в мир иной. Само чтение молитвы и благие дела родственников на земле во имя усопшего позволяют снять с его души больше грехов.
Порядок совершения панихиды
Порядок совершения панихиды описан в Требнике (богослужебной книге).
Священник надевает епитрахиль (длинную ленту, огибающую шею и обоими концами спускающуюся на грудь) и фелонь (верхнее богослужебное облачение без рукавов). Панихида совершается в притворе храма перед специальным столиком с изображением распятия Иисуса Христа. На панихиде читаются начальные молитвы, псалом 90, заупокойные ектении (молитвенные прошения), заупокойные тропари, псалмы 118 и 50, заупокойный канон. Панихида сопровождается малым каждением (возжиганием ладана).
Если имеется поминальное коливо, то совершается его освящение.
По усопшим можно служить Великую панихиду (по гречески — парастас). В этом случае читается полный текст заупокойного канона. Краткий же чин панихиды называется заупокойной литией. По обычаю она читается дома (когда тело усопшего еще не доставили в храм). Лития совершается после погружения тела почившего в могилу. Также она служится дома после возвращения с кладбища, В случае необходимости литию читают и после окончания Литургии в храме.
Значение панихиды для душ умерших
Панихида — что это такое простыми словами и какое значение она имеет для покойника? В период земной жизни каждый верянин имеет земное тело и молится за себя, может осознанно меняться в лучшую сторону. Но когда он умирает – за него это делают родственники и близкие люди.
Панихида, что это такое? Это молитвы живых о прощении грехов усопшего, именно они помогают ему получить благодать на том свете. Это спасательный круг, который не только облегчает страдания покойника. Само богослужение помогает очистить его от грехов. Это песнь, которую поет Валаамский хор монастыря, славя Господа и прося его о милости к покойнику.
Сведения о богослужении
Религиозное чувство, которое переполняет верующего в Господа Бога человека, не может не проявляться внешне. Наши предки говорили, что религия – это своеобразный культ почитания Спасителя нашего Иисуса Христа, раскаявшегося в содеянных людьми грехах и принявшего смерть на кресте.
Вера и духовность способны творить чудеса, оберегая от неприятностей и трудностей на жизненном пути, различных психологических и физиологических болезней, травм, сплетен, злобы и неприязни недобрых людей. Чтобы обрести Божию благодать и милость, верующий человек обращается к Господу Богу в ежедневных молитвах, вопрошая о покровительстве и защите, произнося благодарственные речи об оказанной помощи в делах насущных.
Несмотря на то что многие уверовавшие в высшие силы христиане часто молятся в домашних условиях, большей силой обладает та молитва, которая читается в стенах православного храма. Церковное богослужение является внешним выражением религиозности в общественных молитвах и обрядах.
Православное богослужение, как утверждают церковнослужители, учит и духовно воспитывает православных христиан вере и справедливости, обогащает духовно и физически, дает пищу для размышлений и поиска пути праведного. Богослужение оказывает огромное воздействие на человека, давая силы на возрождение и восстановление веры в себя и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Молебен, панихида и сорокоуст – это разновидности церковных богослужений в православной вере. Человек, малознакомый с правилами поведения в храме, и не знающий церковный устав, часто путает значения и особенности проведения различных религиозных обрядов.
Молебен, основополагающими частями которого выступают Евангелие, канонические тексты, молитвенные песнопения, тропари и ектеньи, представляет собой особую форму богослужения Господу Богу, Пречистой Деве Марии и святым великомученикам. Данный молитвенный ритуал позволяет обратиться к Высшим силам, вопрошая Спасителя Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и святых угодников ниспослать милость и благодать.
Панихидой называется особая форма церковного богослужения, состоящая из молитвенных текстов о прощении грехов, содеянных усопшими, а также об упокоении душ умерших православных христиан в Царствии Небесном. В молитвенных речах священнослужитель просит Господа Бога даровать усопшим праведникам Свое милосердие и блаженную вечную жизнь.
Сорокоуст – это особенное моление о здравии или об упокоении души православного христианина. Данный обряд повторяется ежедневно, в течение сорока Божественной литургии.
Кому и когда можно заказать панихиду
Панихида за упокой — когда заказывают ее? Заказать ее можно в любом храме и монастыре, в любое время, день и год, главное, чтобы святое место было открыто. Заказывается поминальная служба, чтение молитв, главное, дабы сам покойник был членом православной Церкви. Он должен быть крещеным и при жизни не отрекался от Господа, и не ушел в секту или иную веру.
Когда заказывают панихиду? Когда наступит смерть верянина, а сама служба проводится как в день кончины, а также на 3, 9 и 40 дни, когда сама литургия и поминальная молитва приобретает сакральное значение.
Молитва об усопших
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреставленнаго) раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: панихида по усопшим, панихида что это, панихида это, что такое панихида
Как правильно подавать записки об упокоении
А что нужно знать, чтобы заказать панихиду в церкви по усопшему? Заказывают ее в любом православном храме, когда мирянин подает поминальную записку. Подают ее с именем покойного, о котором вы молитесь – пишется полностью, в родительном падеже, без указания фамилии и отчества, званий и так далее.
Написать имя можно как на чистом листке бумаги, так и на особом бланке, который есть в храме, который имеет 8- конечный крест и в заголовке написано «О упокоении». Записка составляется с учетом следующих правил:
- имя идет полное, такое, каким крестили покойника при жизни, без сокращений;
- обязательно указывают в записке и церковный вариант светских, так сказать мирских имен;
- если пишут записку о ребенке до 7 лет – обязательный момент это запись его как младенца, от 7 и до 15 – отрок;
- не указывают чины и регалии, данные при жизни покойнику, при желании можно указать, сколько дней назад умер покойник.
После надо отдать записку в церковную лавку – править в записке ничего не стоит и даже если вы допустили ошибку, стоит просто переписать ее заново. Церковный канон не предусматривает указание причины смерти, но если человеку довелось умереть не насильственной смертью, а например, от собственных рук – самоубийц в храме не поминают.
Как далее действовать? Подавать записку желательно на утро – утренние и обеденные службы, сам сорокоуст, позволяют быстрее отыскать усопшему упокоение на том свете. После подачи записки частый порядок предусматривает внесение пожертвования. Сколько может стоить поминание – отпевание и поминки, иные ритуальные услуги в храме зависит от его политики. Цены могут быть разные, но деньги всегда идут на нужды прихода.
Виды молебнов
В православии существует несколько видов молебнов, каждый из которых можно заказывать отдельно либо соборно при большом скоплении прихожан в храме:
- Благодарственный молебен совершается при большом количестве верующих прихожан в церкви в дни празднования Нового года, Рождества Христова и другие значимые даты.
- Просительные молитвенные песнопения совершаются по поводу различных нужд и событий (болезни и эпидемии, стихийные бедствия и жизненные неурядицы, длинная дорога, начало предпринимательской деятельности, неурожай и др.).
- Ежедневно, в том числе и по воскресным дням, проводятся водосвятные молитвенные ритуалы, по окончании которых освящают воду.
- Молитвенные песнопения, сопровождаемые прочтением акафистов пред чудотворными и чтимыми в народе святыми образами.
Что нести в церковь на панихиду
Дабы не ввергать себя в уныние по покойнику и должным образом помянуть покойника – отпевание предусматривает определенное пожертвование, милостыню в честь умершего. С чем можно приходить в храм, с какими продуктами:
- консервы и хлебобулочные, кондитерские изделия;
- овощи, фрукты и яйца;
- вино и сахар, крупы, даже растительное масло.
Под запретом мясные продукты. Главное, все продукты должны быть свежими и не испорченными, ведь это дар, подношение Богу за покойника и его душу.
Какие продукты приносят
Ориентироваться нужно на церковный календарь. Постные дни или недели означают, что нельзя приносить скоромное (мясные, молочные продукты, яйца). На канун (канунник) кладут любую пищу, кроме сырого мяса. Из этих продуктов будут готовить для бедных, бездомных, живущих при храме.
Обычно на кану н кладут хлеб и крупы, подсолнечное масло, муку для выпечки просфор. Сахар, конфеты, сладости — традиционные продукты для поминального стола. Для алтаря покупают кагор или лампадное масло. Подойдут рыба, овощи и фрукты.
Заранее уточните, не совпадает ли день с постом или церковным праздником. На Радуницу (девятый день после православной Пасхи) приносят пасху, кулич, яйца. Конкретных рекомендаций для поминального стола не существует, главное — жертвовать продукты с любовью.
Сколько длится служба
На практике существует 2 вида служб – длинная и короткая панихиды. Первая длится порядка 6-7 минут, и ее могут читать все, даже веряне, а не только священник, как в храме, так и дома. И начинается такая служба словами — «со духи праведных скончавшихся…», далее читают особые молитвы.
Более длинная панихида длится порядка 20 минут, и именно ее называют самой полной службой за упокой покойника. И в большинстве своем именно ее проводят в храме или на территории кладбища.
Как проходит гражданская панихида
Гражданская панихида – все более распространенное светское мероприятие, проводимое в случае кончины человека с мировым именем, знаменитости. И по сути это официальная церемония, не имеющая отношение к православным службам и канонам. И именно на ней многие говорят теплые слова о покойнике, а при транспортировке гроба на кладбище – за ним идет траурная, поминальная процессия.
Также гражданская церемония может включать в себя и почетный караул, митинги и возложение цветов к монументам и так далее. Но в последние годы все больше гражданская и церковная службы объединяются в едином помине.
Основные отличия от панихиды
По окончании Божественной литургии священнослужители православных храмов совершают требы. Одна из самых распространенных форм – это молитвенное песнопение о здравии праведников христианской веры. Это может быть молитва о житейских нуждах и повседневных надобностях, о защите путника в путешествии, об исцелении и даровании здравия больному.
Заказывать службу за здравие нужно за свечным ящиком. Человек, заказавший молебен за здравие и оставив пожертвование на развитие храма Божьего, может не присутствовать на самом богослужении, проводимым священнослужителем.
Порой к молитвенному песнопению добавляется чтение народных молитв, называемых акафистами, и канонов. По завершении требы священнослужитель помазывает молящихся освященным елеем и окропляет святой водой.
Молитвенные поминовения усопших, или панихиды пришли к нам из далекой древности, когда доброчестивые христиане под покровом ночи тайно собирали тела измученных праведников, не желавших отказываться от веры в Иисуса Христа. Погребение усопших сопровождалось пением и зажжением свечей.
Сегодня панихида может совершаться как до погребения умершего, так и после предания его тела земле. Молитвенные поминовения усопших проводятся:
- на третий, девятый и сороковой дни после смерти;
- в годовщину смерти;
- в день рождения умершего;
- в день тезоименитства.
Во время проведения панихиды молящиеся стоят с зажженными свечами, изображая свою веру в будущую светлую жизнь. В конце богослужения свечи нужно потушить. Земная жизнь, как и не догоревшая свеча, должна погаснуть.
Можно ли заказать панихиду некрещеному
Если при жизни сам покойник не был крещен и не принят в лоно православной Церкви – согласно канонам его запрещено отпевать и заказывать по нему заупокойную панихиду, соответственно и подавать поминальные записки также. И при этом стоит сразу сделать оговорку – даже если обманом вы подаете в храме записку о поминании некрещеного, то на том свете ему от этого будет только хуже.
Сам обман всегда расценивается как грех. При этом вы берете его на себя и проводите его в отношении дорого вам человека, который ныне покойник. Хотя если покойник крещен, а подают записку некрещеные друзья или родственники – это дозволено и даже поощряется. Ведь некрещеный как бы прикасается к церкви и ее устоям, познает их, и вполне возможно – в будущем примет верное решение о крещении.
Когда умерший родственник или друг исповедовал другую веру, не был христианином – его погребение проводят в соответствии с его религией. Хотя сами родственники в православном храме могут возносить молитвы Св. Уару – именно этот святой в православии покровительствует всем иноверцам и некрещеным.
Последование Панихиды, для чтения мирянами.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды) Слава, и ныне:
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди, поми́луй, (12 раз). Сла́ва, и ны́не:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Таже псалом 90.
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: засту́пник мой еси́ и прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися, ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твое́й ты́сяща, и тьма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́; Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́; на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и́; покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Слава, и ныне: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды.)
Глас 8: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 1: Блаже́ни, я́же избра́л, и прия́л еси́, Го́споди.
Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 2: Па́мять их в род и род.
Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 3: Ду́ши их во благи́х водворя́тся.
Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Тропарь, глас 8:
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй / и поле́зное всем подава́яй, / Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х, / на Тя бо упова́ние возложи́ша, / Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего. [Дважды.]
Слава, и ныне: Тебе́ и сте́ну и приста́нище и́мамы, / и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, / Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
И тропари:
Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.
Святы́х лик обре́те исто́чник жи́зни и дверь ра́йскую, / да обря́щу и аз путь покая́нием: / поги́бшее овча́ аз есмь, / воззови́ мя Спа́се, и спаси́ мя.
Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.
А́гнца Бо́жия пропове́давше, / и закла́ни бы́вше я́коже а́гнцы, / и к жи́зни нестаре́емей святи́и, / и присносу́щней преста́вльшеся. / Того́ приле́жно му́ченицы моли́те, / долго́в разреше́ние нам дарова́ти.
Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.
В путь у́зкий хо́ждшии приско́рбный, / вси в житии́ крест я́ко яре́м взе́мшии, / и Мне после́довавшии ве́рою, / прииди́те наслади́теся, / и́хже угото́вах вам по́честей, / и венце́в небе́сных.
Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.
О́браз есмь неизрече́нныя Твоея́ сла́вы, / а́ще и я́звы ношу́ прегреше́ний: / уще́дри Твое́ созда́ние Влады́ко, / и очи́сти Твои́м благоутро́бием, / и возжеле́нное оте́чество пода́ждь ми, / рая́ па́ки жи́теля мя сотворя́я.
Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.
Дре́вле у́бо от не су́щих созда́вый мя, / и о́бразом Твои́м Боже́ственным почты́й, / преступле́нием же за́поведи / па́ки мя возврати́вый в зе́млю, от нея́же взят бых, / на е́же по подо́бию возведи́ / дре́внею добро́тою возобрази́тися.
Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м.
Упоко́й Бо́же рабы́ Твоя́, / и учини́ я в раи́, / иде́же ли́цы святы́х Го́споди, / и пра́ведницы сия́ют я́ко свети́ла, / усо́пшия рабы́ Твоя́ упоко́й, / презира́я их вся согреше́ния.
Сла́ва: Трисия́тельное еди́наго Божества́, благоче́стно пое́м вопию́ще: / Свят еси́ О́тче Безнача́льный, / Собезнача́льный Сы́не, и Боже́ственный Ду́ше: / просвети́ нас ве́рою Тебе́ служа́щих, / и ве́чнаго огня́ исхити́.
И ны́не: Ра́дуйся Чи́стая, Бо́га пло́тию ро́ждшая во спасе́ние всех, / Е́юже род челове́ческий обре́те спасе́ние: / Тобо́ю да обря́щем рай, / Богоро́дице Чи́стая благослове́нная.
Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды.)
Молитва
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
И седален, глас 5:
Поко́й, Спа́се наш, / с пра́ведными рабы́ Твоя́, / и сия́ всели́ во дворы́ Твоя́, / я́коже есть пи́сано, / презира́я, я́ко благ, прегреше́ния их / во́льная и нево́льная, / и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Слава, и ныне, Богородичен: От Де́вы возсия́вый мiру, Христе́ Бо́же, / сы́ны све́та То́ю показа́вый, / поми́луй нас.
Таже, псалом 50.
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.
Канон, глас 6.
Песнь 1.
Ирмос: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, / по бе́здне стопа́ми, / гони́теля фарао́на / ви́дя потопля́ема, / Бо́гу побе́дную песнь / пои́м, вопия́ше.
Запевы:
Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Песнь 3.
Ирмос: Несть свят, / я́коже Ты, Го́споди Бо́же мой, / вознесы́й рог ве́рных Твои́х, Бла́же, / и утверди́вый нас на ка́мени / испове́дания Твоего́.
Запевы:
Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Молитва
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Седален, глас 6:
Вои́стинну суета́ вся́ческая, / житие́ же сень и со́ние, / и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, / я́коже рече́ Писа́ние: / егда́ мiр приобря́щем, / тогда́ во гроб всели́мся, / иде́же вку́пе ца́рие и ни́щии. / Те́мже, Христе́ Бо́же, / преста́вльшияся упоко́й, / я́ко Человеколю́бец.
Слава, и ныне, Богородичен: Всесвята́я Богоро́дице, / во вре́мя живота́ моего́ не оста́ви мене́, / челове́ческому предста́тельству не вве́ри мя, / но Сама́ заступи́ и поми́луй мя.
Песнь 4.
Ирмос: Христо́с моя́ си́ла, / Бог и Госпо́дь, честна́я Це́рковь / боголе́пно пое́т, взыва́ющи / от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
Запевы:
Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Песнь 5.
Ирмос: Бо́жиим / све́том Твои́м, Бла́же, / у́тренюющих Ти ду́ши / любо́вию озари́, молю́ся, / Тя ве́дети, Сло́ве Бо́жий, / и́стиннаго Бо́га, / от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Запевы:
Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Песнь 6.
Ирмос: Жите́йское мо́ре, / воздвиза́емое зря напа́стей бу́рею, / к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: / возведи́ от тли живо́т мой, / Многоми́лостиве.
Запевы:
Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Молитва
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец,
отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Кондак, глас 8:
Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.
Икос: Сам еди́н еси́ безсме́ртный, / сотвори́вый и созда́вый челове́ка: / земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, / и в зе́млю ту́южде по́йдем, / я́коже повеле́л еси́, созда́вый мя и реки́й ми: / я́ко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: / а́може вси челове́цы по́йдем, / надгро́бное рыда́ние, творя́ще песнь: / аллилу́ия.
Песнь 7.
Ирмос: Росода́тельну у́бо пещь / соде́ла А́нгел / преподо́бным отроко́м, / халде́и же опаля́ющее / веле́ние Бо́жие, / мучи́теля увеща́ вопи́ти: / благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Запевы:
Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Песнь 8.
Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ / и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: / вся бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. / Тя превозно́сим во вся ве́ки.
Запевы:
Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.
Благослови́м Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, / Го́спода.
И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Песнь 9.
Ирмос: Бо́га / челове́ком невозмо́жно ви́дети, / на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; / Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком / Сло́во Воплоще́нно, / Его́же велича́юще, / с небе́сными во́и Тя ублажа́ем.
Запевы:
Поко́й, Го́споди, / ду́ши усо́пших раб Твои́х.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, / и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, / и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Ду́си и ду́ши пра́ведных восхва́лят Тя, Го́споди.
Катавасия: Бо́га / челове́ком невозмо́жно ви́дети, / на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; / Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком / Сло́во Воплоще́нно, / Его́же велича́юще, / с небе́сными во́и Тя ублажа́ем.
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды) Слава, и ныне:
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
И абие поют тропари сия. Глас 4:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, / ду́ши раб Твои́х, Спа́се, упоко́й, / сохраня́я их во блаже́нной жи́зни, / я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, / иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, / упоко́й и ду́ши раб Твои́х, / я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Слава: Ты еси́ Бог соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, / Сам и ду́ши раб Твои́х упоко́й.
И ныне: Еди́на чи́стая и непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, / моли́ спасти́ся душа́м их.
Молитва
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твоей, рабо́м Твои́м) (имена их), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем
Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй, трижды.
Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй, Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, ду́ши от нас преста́вльшихся рабо́в Свои́х [имярек], в селе́ниих пра́ведных учини́, в не́дрех Авраа́ма упоко́й и с пра́ведными сопричти, и нас поми́луй, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.
И абие: Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшим рабо́м Твои́м [имярек], и сотвори́ им ве́чную па́мять.
Поют: Ве́чная па́мять, (трижды.)
По традиции также поют:
Ду́ши их во благи́х водворя́тся и па́мять их в род и род.
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Можно ли служить панихиду по самоубийцам
Если покойник погиб от собственной руки – самоубийца, то согласно канонам церкви его никак не могут поминать в православных храмах, ни в каких случаях. Единственное исключение из данного правила – сам человек при жизни страдал определенными, психическими отклонениями, и не мог понимать, контролировать собственные действия. И обязательно этому должно быть письменное, медицинское заключение комиссии.
За таких покойников писать поминальные записки запрещено – их попросту можно помянуть дома в молитве, за обеденным, поминальным столом. Но стоит сразу сделать оговорку – в период празднования Вселенской Родительской субботы проводят поминание всех покойников. Сюда же попадают и самоубийцы. Хотя нередко их можно помянуть и в период празднования Радоницы, но запросив предварительно согласие и разрешение на то священника.
Молитва после панихиды
Именно молитвы при панихиде играют немаловажное значение – они помогают усопшему обрести покой и умиротворение, и берут свое начало от первых христиан, умерших за веру. В самом начале панихиды священник проговаривает вступление – кого именно поминают.
Далее священник читает Псалом 90-й – именно в нем прописана вся радость христианина при переходе из мира земного в мир Царствия Небесного. Сам текст достаточно символичен, но это скорее отображает образы и символы мытарства души на ее пути к благам Всевышнего. Завершает молитвенное поминание самая главная из молитв – Отче наш.
Когда не служат панихиду
Как прописывают каноны православной церкви существует ряд случаев, при которых панихида не проводится. Православные священники говорят, что поминание покойника проводится ежедневно, но в ряде праздников – такая литургия не читается. И такими праздниками признаны следующие:
- Рождество Христово, как и празднование светлого Христового воскрешения;
- не проводят поминание в промежуток от Рождества и до Богоявления;
- не поминают покойника и в самую первую неделю Великого православного поста;
- не поминают покойников в период от Лазаревой субботы, это день перед Вербным воскресеньем, и до празднования Радоницы.
Во все остальные дни в храмах и монастырях проводят поминание душ усопших, согласно канонам церкви, учитывая все правила и рекомендации. Все они просты и как видим понятны каждому христианину, который заботиться о собственной душе и упокоении родственников и друзей. Если в том или ином вопросе вы сомневаетесь – всегда можно спросить совета у священника.
В заключение стоит отметить, что поминальная служба, проводимая в храме – это не просто православный ритуал. Это дань уважения и почитания умершему от всех живых родственников и друзей. Панихида проводится по всем православным, не отрекшимся от веры, за исключением самоубийц, и сами молитвы не только очищают душу покойного, но и помогают спастись всем живым.
Панихида на кладбище
При погребении панихида об упокоении может совершаться не только в храме, но и на кладбище. Обычно это частная панихида, совершаемая в памятные дни усопшего. Таковыми являются первые сорок дней после смерти или в день похорон, день рождения или смерти.
Существует русская традиция совершать общую панихиду на кладбище во вторник второй недели после праздника Пасхи. Это так называемая Радоница. По Уставу Русской Православной Церкви, на первой неделе после праздника Пасхи (Светлой седмице) не совершаются поминальные службы.
«Это время безграничной духовной радости о Воскресении Христа, поэтому заупокойный аспект исключается из всех видов богослужений данной Недели» (архимандрит Досифей Михайлюк).
По словам святителя Амвросия Медиоланского (4 век), христиане после празднования Пасхи должны разделить торжество и радость с умершими и им возвестить славу о Воскресшем Господе. От «радостного» поминовения и возникло название Радоница.
В этот день панихиде предшествует крестный ход, который по возможности совершается вокруг ограды кладбища. При этом поется Пасхальный Канон, а священник несет в руках кадило, крест и трисвечник. Панихида служится по общему уставу на приготовленном для этого месте. Для этого лицом обращаются в сторону востока, а если панихида совершается на могиле — то в сторону креста.