Произведение: Рассуждение о времени преложения Св. Даров


Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.


Это Таинство – Таинство Евхаристии. Таинство от слова «тайна». И до конца эту величайшую тайну преложения хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христову мы не постигнем никогда. Это чудо Божье. Это спасительная тайна Божьего домостроительства и Промысла о человеке.

В православном богословии очень подробно вопросом соединения Божественного и материального в Таинстве Евхаристии занимался святитель Геннадий Схоларий, Патриарх Константинопольский. Он писал о том, что пресуществление представляет собой величайшее чудо, во время которого происходит моментальное преложение одной сущности в другую при сохранении свойств неизменными. И что при этом пресуществление происходит не физически, но таинственно. Т. е. нельзя говорить о физическом превращении атомов хлеба, скажем, в атомы мяса. Тогда, по меткому выражению профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, мы будем причащаться невареного мяса. В то же время это нарушает догмат о бескровной жертве, так как мясо априори не может быть без крови.

Интересно о вопросе преложения Святых Даров писал преподобный Иоанн Дамаскин: «хлеб предложения и вино и вода чрез призывание и пришествие Святого Духа преестественно претворяются в Тело Христово и Кровь…» И еще один яркий образ дает святой Иоанн: «Причастимся божественного угля… Угль пылающий видел Исаия; но угль – не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством».

Начиная с XIX столетия целый ряд русских ученых богословов выступал против смыкания православного понимания Таинства Евхаристии с католической догматикой, в которой вещество Таинства пресуществляется физически в Тело и Кровь Христовы. Среди таких ученых: А. Хомяков, Н. Д. Успенский, А. И. Осипов.

На уровне канонических уставных решений Православная Церковь руководствуется в этом вопросе документом под названием «Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.)».

Среди прочего в нем есть следующие строки: «Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (τυπικός, εἰκονικός), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (κατ´ Ἐναρτισμόν – per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб, существенно (ὑποστατικός), как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина».

Обратим внимание, дорогие братья и сестры, на последние строки документа, которые вошли практически во все православные катехизисы: «Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина». Вот это и есть православным каноническим пониманием Таинства Евхаристии, или пресуществления (преложения) Святых Даров.

Православие избежало католического материализма, в чьей догматике вещество становится физически Телом и Кровью Христовыми, и в то же время протестантского подхода, который довольного разносторонен, но главной своей идеей все равно постулирует, что в Евхаристии Христос не присутствует, а бескровная жертва всего лишь символ, образ, воспоминание об Искупительном подвиге Спасителя.

Православие как всегда легко и воздушно прошло по стезе золотой середины. Присутствует Господь в Евхаристии. Реально. Сущностно. Навсегда. А остальное нам неведомо. Остальное – это тайна…

Какое это прекрасное слово «тайна». Сколько воздуха в нем. Сколько бесконечных миров и загадок скрываются под ее покровом. И человечество сразу становится ребенком, который только начинает прекрасный, блаженный, радостный и бесконечный путь к своему Богу. К своему Отцу…

Иерей Андрей Чиженко

Алексей Ильич Осипов

—————————— МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ СЕКРЕТАРИАТ УЧЕНОГО СОВЕТА В fax e-mail 141300, Московская обл. г. Сергиев Посад Лавра, Академия 20 сентября 2007 г. Исх. № 177 ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ФИЛАРЕТУ, МИТРОПОЛИТУ МИНСКОМУ И СЛУЦКОМУ, ПАТРИАРШЕМУ ЭКЗАРХУ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ Ваше Высокопреосвященство! В ответ на Ваше письмо от 11 июня 2007 г. (исх. № 88) о подготовке отзыва Московской Духовной Академии на итоговый документ Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» сообщаем, что решением Общего Собрания Корпорации Московской Духовной Академии и Семинарии (журнал № 4 от 13 июня 2007 г.) была создана рабочая группа в составе засл. проф. М.С.Иванова (председатель), прот. проф. Максима Козлова, засл. проф. А.И.Осипова и проф. прот. Владислава Цыпина, которой было поручено разработать проект отзыва на вышеуказанный документ и представить Ученому Совету для утверждения. Рабочая группа разработала два текста, которые и были озвучены на Общем Собрании Корпорации 29 августа 2007 г. (тексты даны в  Приложении). Первый отзыв, подписанный председателем заслуженным профессором М.С. Ивановым, засл. проф. А.И.Осиповым и проф. прот. Владиславом Цыпиным, зачитал председатель рабочей группы засл. проф. М.С.Иванов. Второй отзыв был озвучен профессором прот. Максимом Козловым, автором текста. После краткого обсуждения текстов отзывов было предложено провести тайное голосование среди членов Совета, целью которого было определение предпочтений среди профессорско- преподавательской корпорации Московских Духовных школ. По результатам тайного голосования отзыв, озвученный засл. проф. М.С.Ивановым, поддержали 7 членов корпорации, отзыв, озвученный проф. прот. Максимом Козловым, поддержали 36 членов корпорации, воздержались от голосования 9 членов корпорации. Всего голосовало 52 человека. Испрашивая благословения Вашего Высокопреосвященства, Секратарь Ученого Совета Московской Духовной Академии протоиерей (Павел ВЕЛИКАНОВ) … ОТЗЫВ № 2 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии, проходившей 2-9 ноября 2006 года в г.Братиславе (Словакия). … . Из текста документа не понятно, какие новые аргументы были приведены лютеранскими теологами православным собеседникам, но для православного богословия подобное «соглашение» порождает ряд серьезных богословских проблем: а) Оно не согласуется с евангельским учением о Евхаристии. Господь заповедует вкушать Его реальную плоть и кровь, а не освященные (обоженные, воипостазированные, соединенные с Его человечеством) хлеб и вино. Господь Сам указал Своим ученикам на сущность Святых Даров: «сие есть тело Мое… сия есть кровь Моя». Он не сказал, что вместе с Его телом и кровью пребывает еще нечто, например, хлеб и вино (в этом случае Он сказал бы: «в сем есть тело.» или «вместе с этим есть тело.», или «под этим есть тело.» и т.п.). Всякое несобственное понимание Его плоти и крови в Евхаристии Господь отвергал как маловерие (Ин. 6, 48-71). б) Противоречит святоотеческому учению. Для святых отцов после освящения уже нет хлеба и вина, а лишь тело и кровь Христовы под видами хлеба и вина. Приведем несколько примеров: Свт. Кирилл Иерусалимский: «(после претворения — докл.) видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова». «Во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь, дабы приобщившись тела и крови Христа, соделался ты Ему сотелесным и сокровным». «Хотя чувство тебе и представляет сие (хлеб и вино — докл.), но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовы». Свт. Григорий Нисский: «силою благословения естество (φυσιγ) видимого (хлеба и вина) обратив (μεταστοιχειώσας) в тело и кровь». Слово μεταστοιχειώσας означает «менять элементарную основу», «изменять по существу», то есть пресуществляться. Свт. Амвросий Медиоланский: «сила благословения более, нежели сила природы: ибо благословением и сама природа изменяется». В Литургии свт. Амвросия Медиоланского есть такие слова: «тело Твое существенно ястся и кровь Твоя существенно пиется». Пр. Иоанн Дамаскин: «самый хлеб и вино изменяются в тело и кровь Бога». Святой отец, описывая состояние евхаристических Даров категорически исключает идею «сосуществования» (consubstantiatio): «хлеб предложения и вино, и вода, чрез призывание и пришествие Святаго Духа, преестественно изменяются в тело Христово и кровь, и не суть два (т.е. тело Христово с хлебом или кровь Христова с вином — докл.), но единое, и то же самое». в) Перечеркиваются постановления ряда Церковных Соборов, воспринятых всеми Поместными Церквями (1639, 1642, 1672, 1691 гг.). г) Подрывается вера в святость Церкви, ибо получается, что много столетий в ней исповедуется ошибочное учение о Евхаристии. … Выводы Православные участники совещания в догматическом плане сделали очень большой шаг навстречу лютеранским теологам. Несомненно больше, чем их партнеры по диалогу, которые ни в чем принципиальном не отступили от своих евхаристических представлений XVI в., сформулированных в их символических книгах («Большой катехизис» Лютера (1529 г.), «Апология Аугсбургского исповедания» (1530 г.) и «Формула согласия» (1580 г.)). Компромисс православных участников совещания сколь велик, столь и неожиданный и явно заступает за грань догматических положений Православной Церкви. Позиция православной стороны выглядит непоследовательной и дискредитирует Православную Церковь. Сравнительно недавно на подобных встречах православные богословы заявляли противоположные взгляды: «Церкви — Православная, Римо-Католическая и дохалкидонские — исповедуют реальное пресуществление хлеба и вина в истинное тело и истинную кровь Иисуса Христа». На другом межцерковном собеседовании православные так же свидетельствовали: «На Тайной Вечери “благодарение” производит таинственное “превращение” хлеба в тело и вино в кровь Христову, на что Он Сам ясно указывает: Сие есть тело Мое… и сия есть кровь Моя… Таким образом, мы видим, что уже при первом совершении Евхаристии Самим Господом нашим Иисусом Христом произошло то таинственное явление, которое впоследствии получило название “пресуществление ”… Восточная Церковь вполне согласно с Западной всегда признавала это твёрдо и определённо, без каких-либо оговорок и символизма. Выражаясь философски, можно сказать, что хлеб и вино, оставаясь видимо неизменными, сохраняют свои акциденции (всё случайное), тогда как их субстанция невидимо прелагается в тело и кровь Христовы. Таким образом, тело и кровь Христовы здесь являются под видимыми образами хлеба и вина». Отдавая должную дань уважения богословской оригинальности авторов документа, объяснение Евхаристии, представленное в нем как православное учение, больше напоминает протестантскую концепцию о «сосуществовании» (consubstantiatio), чем традиционное православное учение, утвержденное решениями Соборов и свидетельствами святых Отцов. В отношении термина «пресуществление» православные участники совещания полностью перешли на лютеранскую позицию. Почему это произошло — из текста документа не понятно. Однако не трудно предположить, что если бы подобная позиция была широко озвучена в православной среде, то могла бы вызвать острую негативную реакцию. Подобный прецедент имеется в церковной истории. Когда святитель Геннадий Константинопольский — принципиальный оппонент католиков, в середине XV в. стал использовать термин «пресуществление» (греч. — μετουσίωσις, лат. — transsubstantiatio) для изъяснения православного учения о Евхаристии — это было воспринято положительно. Когда же в 1633 г. было опубликовано на греческом языке «Исповедание христианской веры» патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса, содержащее в себе протестантское учение о Евхаристии («Мы признаем в Евхаристии присутствие истинного и реального тела Христова, то, которое вера нам дает, но не то, о котором учит пресуществление»), — это «Исповедание» вызвал бурю возмущения, собирались соборы, уже упомянутые нами, отстаивавшие православное понимание «пресуществления», патриарх Кирилл потом публично отрекался от этой книги. Дай Бог, чтобы подобное в истории Православной Церкви больше не повторилось. … ——————————

Свернуть

Произведение: Рассуждение о времени преложения Св. Даров

Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. — С.548-552. // Извлечено из переписки с А.Н. Муравьевым (Письма от 19.1. и 15.3.1847). Печатается по: Письма Московского митрополита Филарета к А.Н. Муравьеву (1822-1867 гг.). Киев, 1869. С. 224-227, 233-236

  • Святитель
  • Примечания

Святитель

Филарет (Дроздов)

Рассуждение о времени преложения Св. Даров

Момент тайнодейственного преложения хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову непостижим для ума. Учение о сем должно заимствовать из предания св. Апостольской Церкви. Представителями предания относительно сего пункта учения должны быть преимущественно составители литургий — св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст, и определения момента тайнодействия прежде всего надобно искать в самом составе их литургий.

Начнем с того места, когда священнодействующий, приступая к совершению Евхаристии, возглашает: Горе имеим сердца! Благодарим Господа

.

Чем выражается сие благодарение? Жертвою хваления: 1) в следующих двух молитвах, обращенных к Богу Отцу; 2) в подражательном тайнодействии.

В первой молитве, восхваляя непостижимые совершенства и благодеяния Божии, явленные в целом творении и промышлении о сотворенных и наполняющие небо и землю, служащий благодарит за приятие и его службы, хотя вся тварь словесная и умная, все силы небесные непрестанное воссылают ему славословие, поюще песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь Небо и земля славы Твоея

(Ис. 6:3).

Во второй молитве, подражая силам небесным, служащий восхваляет неизреченные благодеяния Божии, явленные, в частности, роду человеческому — в создании его и воссоздании чрез Сына Божия (в историческом порядке излагается вся икономия спасения), Который в воспоминание Своего страдания установил таинство Евхаристии, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом рек: примите, ядите… пиите от нея вси…

[] Сими словами оканчивается вторая хвалебная или благодарственная молитва Богу Отцу. По самому составу речи слова Господни относятся к предложению вводному и составляют продолжение предыдущей молитвы — исчисления благодеяний искупления, изложенного в историческом порядке.

Теперь служащий приступает к возношению жертвы хваления подражательным тайнодействием: Поминающие спасительную заповедь: сие творите в Мое воспоминание… и вся, яже о нас бывшая… Твоя от Твоих приносяще… Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…

Первая часть подражательного действия (по порядку совершения таинства самим Спасителем —
благодарив, благословив, освятив
) исполнена. Но освящение Даров еще не совершилось — и потому св. Василий Великий в молитве пред призыванием Духа Святаго говорит:
Предложше вместообразная
святаго Тела и Крови Христа твоего
.
Дерзающий приблизиться к святому жертвеннику для благословения и освящения Даров поражается страхом, чувствуя свое недостоинство послужить видимым орудием к совершению великой тайны, и потому молится Богу Отцу о ниспослании всеосвященнаго и очищающего от всякия скверны Духа Святаго на ны и на предлежащие Дары: Тебя призываем, Святе святых, благоговением Твоея благости, прийти Духу Твоему Святому на ны и на предлежащие Дары сия, и благословити я и освятити и показати.

Здесь неоконченная молитва к Богу Отцу прерывается, и вносится молитва Богу Сыну о ниспослании Духа Святаго на ны, как видимое орудие имеющего совершиться таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Следовательно, и молитва призывания Святаго Духа: Господи, Иже Пресвятаго…

и стихи к ней, прилагаемые из 50-го псалма, — все еще составляют приготовление к освящению Даров и относятся к призыванию Святаго Духа на орудие, а не на самые Дары.

По окончании молитвы к Богу Сыну служащий возвращается к молитве Богу Отцу о ниспослании Святаго Духа на предлежащие Дары: И благословити я и освятити и показати хлеб сей самое честное Тело… чашу же сию самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

— как у Василия Великого; или как у Златоуста:
И сотвори убо хлеб сей
, и прочее,
а еже в чаши сей честную Кровь Христа твоего, преложив Духом Твоим Святым
. Человек и Бог соединяются в едином действии: человек, как орудие чрез благословение и произнесение молитвенных слов
и сотвори и прочее
, Бог Дух Святый чрез освящение Даров. Действие благословения и освящения не последовательное, а совокупное — преложение Даров в истинное Тело и Кровь Христову. Посему и момент преложения не может быть разделяем на начинательный и окончательный, а должен быть единовременный в совокупном действии благословения и освящения.

В служебнике (киевского издания), в 1-ом отделении известия учительного, предпоследнее правило читается так: К сему совершение сея тайны

(Евхаристии)
молитвою и словесы с благословением руки Иереев: и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, честную Кровь, преложив Духом Твоим Святым, яко же мудрствует и содержит св. Апостольская Восточная Церковь
.

Напрасно Латиняне думают, что мы унижаем слова Господни. Они имеют силу и важность в своем месте, сообразную с целию произношения их в предварительной молитве, как выражение величайшего благодеяния Искупителя и как заповедь в действии. А совершаемое нами приношение Евхаристии есть исполнение той заповеди. Напрасно нас упрекают и в том, будто много приписываем силы священнослужителю. Мы представляем его только видимым орудием, а совершительная сила в Евхаристии, как и во всех прочих таинствах, есть единая благодать Святаго Духа.

Это возражение Латинян есть повторение старинного упрека их, которому весьма легко и скоро было родиться, если и на Флорентийском соборе сам папа признался Греческому Императору, что не может служить по восточному чиноположению потому, что его не знает. Дух неприязни и ныне мешает им хорошенько узнать то, в чем нас упрекают.

Вам показалось странным мое обвинение Латинян в том, что они, приписывая

все таинственное
действие одним словам Христовым, делают излишними молитву и благословение
. Вы отсылаете меня к их служебнику, я его знаю и могу сказать вам, что по книге Antonis Praxis rituum назначено при тайнодейственной молитве более 20-ти крестных знамений над предлежащими Дарами. Но тем не менее я не отступаю от своих слов, которых неполнотою только дал вам право на возражение. Изъясняюсь полнее. Если, как говорят Латинцы, пресуществление совершается произнесением слов Христовых, то излишне после сего благословение Даров. Но благословение Даров предписывает Апостол, следовательно, учение латинское противоречит Апостольскому слову и в сем именно неправо. Сие умозаключение имеет свою силу, что бы ни говорил латинский служебник. Если он не употребляет благословения, он виноват против Апостола. Если употребляет, он сим противоречит сам латинскому учению. Есть ли в латинском служебнике молитва собственно об освящении и преложении Св. Даров и благословение Св. Даров собственно тайнодейственное, подобно как в восточной литургии:
Сотвори убо
и прочее? Потрудитесь дознать сами в запутанном ходе так называемого: canon. Там говорится: benedicas haec dona [], — но после сего Дары еще не признаются благословенными и пресуществленными. Далее, по произнесении слов Христовых, они признаются пресуществленными, но вслед за сим Тело и Кровь Христовы благословляются многими крестными знамениями. Извольте тут находить порядок, смысл и значение.

Вы спрашиваете: не великая ли то вина, что автор не довольно разграничил учение, и следует ли защищать его? Ответствую и не защищаю, ибо признаю вину. Но чтобы судить, велика ли вина, предлагаю вам еще краткий способ, переписывая подвергшиеся прекословию слова журнала с малым дополнением из моих обличительных соображений.

Хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову тогда, как возглашаются слова Иисуса Христа примите и прочее

, которые составляют вечный закон, основание и приготовление таинства, и потому существенно в оном необходимы, как свидетельствуют все литургии, когда
призывается Дух Святый
, как совершитель пресуществления, и
благословляются Св. Дары
, чрез что действительно и окончательно совершается таинственное преложение.

Мне и теперь кажется, что о сем лучше промолчать, когда книга уже роздана, нежели заводить суд и нарядное исправление неточности, которую до сих пор во всей России, сколько нам известно, заметил один просвещенный писатель, который от сего вреда не получит, и, по его напоминанию, один архиерей, который также, надеюсь, усмотрит, что словесная вина не есть угрожающая Православию.

Совершенно соглашаюсь с вами, что не время поднимать вопрос. Но кто поднимает его? Обмолвившийся или тот, кто за обмолвку поднимает войну?

Если бы кто отверз уста с таким мнением о Евхаристии, в каком дают клятву английские короли, надлежало бы, хотя одному против всех, поднять спор за истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову и за сохранение душам истинной веры в таинство и Божественной пищи. Но западная церковь, так же как и восточная, благоговеет пред Божественным таинством. Латинская мысль о времени пресуществления есть просто несообразна с древним преданием и, если позволено сказать, бестолкова, но есть ли в ней то, чего бы надлежало страшиться как смертоносного, почему надлежало бы употребить беспощадную ревность против таких слов, которые, сохраняя православное учение, не довольно резко отражают западное? Предлагаю сей вопрос вашему беспристрастному рассуждению, прося себе и вам молитвенной помощи св. Апостола Павла, заповедавшего не словопретися ни на кую же потребу, на разорение слышащих

(2 Тим. 2:14).

Примечания

1. Евхаристическая молитва из чинопоследования литургии Василия Великого. — Примеч. сост.

2. Благослови сии Дары. — Примеч. сост.

Таинство Святой Евхаристии

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Великое Таинство Тела и Крови Господа Иисуса Христа называется Евхаристией (ευχαριστια), что значит в переводе с греческого «благодарение». Совершая Евхаристию, народ Божий благодарит Господа «о всех благодеяниях, на нас бывших, явленных и неявленных», «о всех и за вся». Участвуя в Таинстве, верующие присутствуют при действительном воспоминании жертвы Господа Иисуса Христа и благодарят Его за спасение всего человечества. В жертве и благодарении состоит сущность Евхаристии.

Евхаристия совершается за богослужением, которое называется «Литургия» (от греческого — λειτουργία, λειτος — «общественный» и εργον — «дело»). Литургия есть «общее дело» народа Божиего.

Для совершения Евхаристии верующие собираются вместе и составляют собой Церковь, которая выявляется в данном месте в их молитвенном собрании. «Народ Божий собирается в Церковь для служения Богу, где каждый служит совместно с другими под предстоятельством одного»1.

В отличие от всех служб суточного круга за Литургией совершается Таинство, Таинство Евхаристии. Кроме молитв и песнопений за Литургией приносится бескровная жертва и преподаются верующим Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Поэтому Божественная литургия является главным христианским богослужением. Она — сакраментальный центр всех церковных служб суточного круга. Святые отцы называли Евхаристию «Таинством Таинств».

Божественная литургия является школой богословия и богомыслия. Она открывает христианину тайны Царства Небесного, исполняет Духа Святого и соединяет с Богом.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕВХАРИСТИИ

Первую Евхаристию совершил Сам Господь Иисус Христос во время Тайной вечери. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28). Таким образом, было установлено Таинство Тела и Крови Христовых.

После вознесения Господа апостолы и их преемники продолжили совершать Евхаристию, исполняя завет своего Учителя.

Прощальная трапеза Христа с апостолами стала основанием литургического богослужения первых христиан.

СОВЕРШИТЕЛЬ

Чин Литургии построен на принципе сослужения предстоятеля и народа Божия. Это сослужение выражается в диалогической форме евхаристических молитв. «Каждую из них собрание «запечатывает» словом «аминь», одним из ключевых слов христианского богослужения, связывающим в одно органическое целое предстоятеля и возглавляемый им народ Божий»2.

Церковь есть Тело Христово. Христос пребывает в Церкви и Святым Духом совершает все священнодействия и Таинства. «Священник — не «представитель» и не «заместитель» Христа. В Таинстве — он Сам Христос, подобно тому как собрание — Тело Его. Возглавляя собрание, Он в Себе являет единство Церкви, единство с Собою всех ее членов. Таким образом в этом единстве предстоятеля и собрания явлено богочеловеческое единство Церкви — во Христе и со Христом»3.

В Церкви верующие несут различные служения. Не только священники, но и миряне посвящены на служение Христу. Наиболее значимо их молитвенное служение в приношении бескровной Жертвы.

При совершении Литургии служение священника состоит в том, что он является образом Главы Церкви — Христа. Таинство Евхаристии совершает Сам Христос, но совершает через священника и посредством всего существа священника. «Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил сии действия на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Сам Христос»4.

В апостольское время каждая местная Церковь собиралась в одно евхаристическое собрание. В Древней Церкви евхаристические собрания возглавляли только апостолы или их преемники — епископы. «Единство местной Церкви проявлялось в единстве Евхаристического собрания, которое обуславливало единство епископата в местной Церкви»5.

Пресвитеры стали совершать Евхаристию с течением времени в связи с увеличением количества христиан. Так как епископы не могли уже лично совершать Таинство в многочисленных церковных общинах, они стали делегировать право служения Литургии пресвитерам, выдавая им специальные грамоты.

Гонения на Церковь также стимулировали процесс деления единого городского евхаристического собрания, так как всей общине было опасно собираться в одном месте. Причем совершение Таинства отдельными группами верующих считалось не самостоятельными евхаристическими собраниями, а расширением единого епископского собрания. Епископ оставался единым предстоятелем Церкви и единым совершителем Таинств Господних. Когда в дальнейшем пресвитеры возглавили отдельные общины, они стали не более как уполномоченными епископа, который поручал им совершать Таинство, тем самым пространственно расширяя единое евхаристическое собрание местной Церкви.

ВОСПОМИНАНИЕ

«Вся Литургия — воспоминание Христа, вся — Таинство и опыт Его присутствия»6. Чинопоследование Божественной литургии не «изображает» жизнь Господа Иисуса Христа, но реально воспроизводит ее, приобщая к ней верующих. «Вспоминать — значит помнить и жить в воспоминаемом, его получать и хранить»7.

Евхаристия является не только воспоминанием Тайной вечери, но всей жизни Господа: воплощения, проповеди, голгофской жертвы, воскресения и вознесения. Святитель Иустин (Попович) пишет: «В Евхаристии благодатно оживляется все Богочеловеческое домостроительство спасения: от воплощения до Вознесения, как жизнь нашей жизни и как душа души нашей»8.

Евхаристическое воспоминание не абстрактное размышление, но живое созерцание жизни и жертвы Христа.

ИСТИННОСТЬ ПРЕЛОЖЕНИЯ

Православная Церковь на протяжении всего своего существования исповедует, что хлеб и вино Евхаристии — истинные Тело и Кровь Христа, а не их символы.

Православное учение о Евхаристии основывается на словах Господа Иисуса Христа: ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:55–56).

В соответствии с Евангельским учением святые отцы и учителя Церкви утверждали, что евхаристические хлеб и вино являются истинной Плотью и истинной Кровью Иисуса Христа. Так, святой Игнатий Богоносец в Послании к римлянам писал: «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю — крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная»9.

Хлеб и вино во время преложения становятся не призрачными, а реальными Телом и Кровью Христа. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, пишет: «Когда Сам Христос объявил и сказал о хлебе: сие есть тело Мое; после сего кто осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто усомнится и скажет, что сие не кровь Его?«10.

Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал: «Хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное тело Господа, так как Сам Господь сказал: сие есть не образ тела, но тело мое, и не образ крови, но кровь моя»11.

Большинство отцов и учителей Церкви, писавших о Евхаристии, считали, что «евхаристические хлеб и вино после их освящения оставляют свою субстанцию и делаются истинными, реальными телом и кровью Христа»12.

КАК ПРЕСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ

Человеческий ум не может постичь таинственный характер преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, на Евхаристии «действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры»13. Поэтому святые отцы в своих сочинениях не рассуждали на эту тему. И на Вселенских Соборах не поднимался вопрос о том, каким образом хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Господа.

Евхаристия, как и все Таинства, выходит за рамки рационального восприятия и объяснения. Таинство Евхаристии совершается под воздействием Святого Духа. «Хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа сверхъестественно претворяются в тело Христово и кровь»14. Разум человека ограничен и не может вместить действие Божественной благодати.

ВРЕМЯ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ

По поводу момента пресуществления архимандрит Киприан (Керн) писал: «Церковному сознанию всегда было чуждо искание «тайносовершительной» формулы и точного момента преложения Даров. Это позднейшее схоластическое мудрование в древности заменялось верой в освятительную силу всего текста евхаристического канона (анафоры)«15.

С архимандритом Киприаном согласен профессор Н. Д. Успенский. Он пишет: «Не существует ни одного соборного определения, как нет ни одного святоотеческого высказывания в том смысле, что претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа совершается при определенных словах анафоры как совершительной формулы. Претворение евхаристических да-

ров — это сверхъестественное, метафизическое явление, не постижимое разумом и только принимаемое верой. Поэтому отцы Церкви и не связывали освящение даров с какой-либо определенной фразой анафоры»16.

Литургическая традиция Древней Церкви подчеркивала значение общей молитвы народа Божия и не выделяла отдельных молитв, придав им характер тайносовершительной формулы. Тем не менее, с течением времени в богословско-литургической литературе утвердилось представление о том, что во время Литургии идет нарастание пневматологической значимости молитв. Кульминация призывания Святого Духа достигается в эпиклезе, которая таким образом становится решающим моментом в освящении Святых Даров.

ЖЕРТВА

Во время Евхаристии приносится бескровная жертва. Об этом ясно сказано в Евангелии. На Тайной вечери Господь, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22:19–20).

Помнить о жертве Христовой, совершаемой за Евхаристией, призывал христиан апостол Павел: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор. 11:26).

Евхаристическая жертва заключает в себя всю жизнь Христа и Его служение роду человеческому. А в онтологическом смысле Евхаристическая жертва распространяется и на предвечную жертву Бога Сына, которую Он приносит Богу Отцу. Эта жертва заключается в сыновстве, самоотдаче и совершенном послушании вплоть до крестной смерти за жизнь мира.

Евхаристия есть жертва, которую Господь заповедал совершать Своим ученикам в Его воспоминание. Преимущественно Евхаристия — воспоминание и повторение Голгофской жертвы Сына Божия.

Христос принес жертву Богу и Отцу единожды (Евр. 9:28). Эта жертва очистила людей от всех грехов и освятила их. Благодаря жертве Христовой человечество получило полноту спасения. Других жертв для спасения мира не требуется.

Однако за каждой Литургией приносится вновь жертва. Является ли она новой жертвой? Нет. «Евхаристическая жертва, совершаемая всюду и ежедневно, остается всегда одной и той же, потому что в жертву всегда приносится один и тот же Агнец Божий. Поэтому она не является какой-то новой жертвой, но одна и та же, и так как Голгофская жертва была неоскудевающей, то и данная не служит к ее восполнению»17.

Евхаристия не зависит от времени и пространства. Она совершается по всей земле в разное время множеством священнослужителей, но при этом остается полностью идентичной той, которую Господь совершил на Тайной вечери. Впервые совершенная в Сионской горнице, Евхаристия совершалась, совершается и будет совершаться на протяжении всей истории человечества до конца мира.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сия трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту предложил Христос, а эту — человек, но ту и другую предлагает Сам Христос»18.

Жертвоприношение, совершаемое за Божественной литургией, таинственно и непостижимо. В каждой Евхаристии Христос Сам вечно и единожды приносит Себя в жертву за грехи и спасение мира. В этом Таинстве Христос является и Первосвященником, приносящим жертву, и самой жертвой, очищающей грехи человечества.

Почему во время освящения Святых Таин священнослужитель обращается с молитвой к Богу Отцу? На этот вопрос отвечает святитель Николай Кавасила: «Чтобы ты знал, что Спаситель освящает не как человек, а как Бог, по Божественному Своему могуществу, которое у Него одно с Отцом»19.

Евхаристическая жертва не ограничена пространственными и временными границами. Жертва Христа в замысле Божием существовала предвечно, принесена была в определенный исторический момент, но совершается «всегда, ныне и присно и во веки веков».

ЦЕРКОВЬ И ЕВХАРИСТИЯ

Слово «церковь» — εκκλησια — означает «собрание». Когда верующие во Христа собираются вместе, они составляют Церковь, которая осуществляется и проявляется в этом собрании. Именно это имел в виду апостол Павел, когда писал коринфянам: когда вы собираетесь в церковь (1 Кор. 11:18). «С первых дней после Пятидесятницы быть или состоять в Церкви означало участвовать в ее евхаристическом собрании. Где евхаристическое собрание, там Церковь, и где Церковь, там и евхаристическое собрание»20.

Собрание верующих является непременным условием совершения Евхаристии. Она не совершается вне такого собрания. Церковное собрание можно также считать первым евхаристическим деянием общины, собравшейся совершить Таинство. «Евхаристия с самого начала была явлением и осуществлением единства Нового народа Божия, собранного Христом и во Христе. Надо твердо знать и помнить: в храм мы идём не для индивидуальной молитвы, мы идем собраться в Церковь, и сам видимый храм есть только образ того нерукотворного храма, который он знаменует. Поэтому «собрание в Церковь» есть действительно первое литургическое действие, основание всей Литургии»21.

Когда верующие собираются в Церковь, они образуют Тело Христово. Епископ или священник, возглавляющий собрание, становится образом Христа — Главы Тела. «Благодаря именно Евхаристии, которая соединяет верующих в одно Тело Христово, Церковь становится Телом Христовым, и без Евхаристии не было бы и Церкви»22.

Церковь не может существовать без Евхаристии. Верующие не могут без нее соединяться в единое тело Церкви. Евхаристия — неотъемлемая составляющая часть природы Церкви. «Церковь — тело Христово. Евхаристия — тело Христово. Церковь в Евхаристии, а Евхаристия — в Церкви»23. Таинство Христово является стержнем всей церковной жизни христиан.

Вместе с тем и сама Евхаристия не может совершаться вне Церкви. Будучи Таинством, она получает освящения под воздействием Святого Духа. Он же снисходит только в Таинствах Православной Церкви. Поэтому Евхаристия, совершаемая в сообществах, которые откололись от Матери-Церкви, — безблагодатны. «Церковь там, где совершается Евхаристия, и где совершается Евхаристия, там — Церковь»24.

В Церкви сочетаются две природы: божественная и человеческая. Верующий приобщается божественной природе через Евхаристию. Это Таинство Церкви соединяет человека с Богом.

Через Евхаристию «мы входим в общение и соединяемся друг с другом. Ибо все мы, так как от единого хлеба причащаемся, делаемся единым телом Христовым и единою кровью, и членами друг друга, будучи сотелесниками Христа»25.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА

Когда христианин участвует в Евхаристии, он усваивает плоды жертвы Господа Иисуса Христа.

Как богослужебная жизнь Церкви зиждется на Евхаристии, так духовная жизнь каждого верующего должна основываться на участии в Таинствах Христовых.

Обо́жение является высшим смыслом жизни христианина. Причащение Пречистых Таин дает возможность верующему стать единою плотию со Христом. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что в Евхаристии «мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым»26.

Причащаться христианин должен со смиренным, но пламенным желанием обо́жения своего естества. «Дабы приобщившись тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественного естества причастницы (2 Петр. 1:4)«27.

Для причащающихся Христовых Таин процесс обо́жения становится реальностью. «Соединившись со Христом, верующий становится храмом Пресвятой Троицы. Так как вся полнота Божества сосредоточена в теле Христа, то Святая Троица пребывает в сотелесных Христу»28.

Причащаясь, верующий получает возможность жить во Христе уже на земле. Причастие помогает идти путем спасения, наполняет духовной крепостью и хранит от нападения темных сил. «Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истлевая и не извергаясь вон (да не будет!), но входят в нашу сущность для охраны, отражения от нас всякого вреда, очищения всякой скверны»29.

Приобщаясь Святых Таин, человек получает залог жизни со Христом в вечности. Еще при земной жизни христианин становится членом Царства будущего века. «Для принимающих причастие с верою достойно оно служит во оставление грехов, и в жизнь вечную, и в соблюдение души и тела»30.

Протоиерей Вячеслав Тулупов

_______________

1 Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 8.

2 Шмеман Александр, прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1988. С. 19.

3 Там же. С. 30.

4 Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений. ТСЛ., 1993. Кн. 2. С. 290.

5 Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 95.

6 Шмеман Александр, прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1988. С. 251.

7 Там же. С. 277.

8 Jустин Попович, архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 567.

9 Писания мужей апостольских. Рига, 1995. С. 332.

10 Кирилл, архиеп. Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 329.

11 См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 372–373.

12 Малахов В. Я. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии / ТСЛ., 2008. С. 62.

13 См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 370.

14 Там же. С. 372.

15 Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947. С. 285.

16 Успенский Н. Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // Богословские труды. М., 1975. Сб. 13. С. 138.

17 Там же. С. 140.

18 Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений. ТСЛ., 1993. Кн. 2. С. 290.

19 Николай Кавасила, архиеп. Изъяснение Божественной литургии // Христос. Церковь. Богородица. М., 2002. С. 162.

20 Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 12.

21 Шмеман Александр, прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1988. С. 27.

22 Сергиев И.И., прот. Мысли о Церкви и православном богослужении. М.,1894. С. 136.

23 Jустин Попович, архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 567–568.

24 Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003. С. 23.

25 См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 376.

26 Там же. С. 375.

27 Кирилл, архиепископ Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 330.

28 Мандзаридис Георгий. Обожение человека. ТСЛ., 2003. С. 49.

29 См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 374.

30 Там же. С. 372.

Литература:

Афанасьев Николай, протопр. Трапеза Господня. Киев, 2003.

Иларион (Алфеев), митр. Православие. М., 2009. Т. 2.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011.

Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений. ТСЛ., 1993. Кн. 2.

Jустин Попович, архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978.

Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947.

Кирилл, архиепископ Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные.

М., 1991.

Малахов В. Я. Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии. ТСЛ., 2008.

Мандзаридис Георгий. Обожение человека. ТСЛ., 2003.

Николай Кавасила, архиеп. Изъяснение Божественной литургии // Христос. Церковь. Богородица. М., 2002.

Писания мужей апостольских. Рига, 1995.

Сергиев И.И., прот. Мысли о Церкви и православном богослужении. М.,1894.

Успенский Н. Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // Богословские труды. М., 1975. Сб. 13.

Шмеман Александр, прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1988.

Причастник за Божественной литургией — Преложение Святых Даров

В своих записках игумен Феодосии (Попов; + 1903) приводит воспоминания своей бабушки о ее детстве, когда ей было семь-восемь лет. «В церкви я становилась у самого амвона, против Царских врат, и зорко следила за всеми действиями священника. Причина моих наблюдений за священником была та, что однажды, бывши в праздник с моими родителями у обедни, я видела над престолом, немного повыше главы священника, прямо над святой чашей парящего Голубя, который был бел, как снег и неподвижно, едва заметно трепеща крыльями, держался в воздухе. И видела я это не раз, и не два, а несколько раз, о чем я передала своей подружке, и мы всегда с нею, как только, бывало, услышим звон колокола, так и бежим изо всех сил, желая перегнать друг друга, и станем вместе у амвона, дожидаясь появления блестящего белого Голубка. И уж как же любили мы Его за то, что Он был такой беленький, такой-то хорошенький!

Но были дни, когда мы так и не могли дождаться этого чуда, которое совершалось только во время служения старика-священника Росницкого. Только в его служение мы и видели всегда нашего Голубка. При другом священнике этого не бывало. Когда же мы рассказали об этом нашим родителям, а родители сказали священнику Росницкому, с тех пор мы с подругой уже более не видали чудного Голубочка» .

Кто являлся детскому взору в виде голубя? Несомненно, Святой Дух. Именно под Его воздействием совершается вся литургия. Особенно сильно проявляется благодать Святого Духа во время важнейшей части литургии — Евхаристического канона, который начинается возгласом священника: «Благодарим Господа». С этими словами, призывающими верующих воздать благодарение Богу, священник приступает к совершению таинства Святой Евхаристии. Пример такому началу таинства дал Сам Спаситель, когда на Тайной вечере начал священнодействие Бескровной Жертвы благодарением Богу Отцу.

В тайной молитве, читаемой во время Евхаристического канона, священник от лица всех верующих прославляет величие Божие, Его бесконечное совершенство и Его благодеяния роду человеческому. Священник исповедует святость Бога и вместе с тем прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, Который послал для нашего спасения Своего Единородного Сына.

Пришедший на землю Спаситель совершил таинство Святого Причащения и завещал нам совершать его в воспоминание о Нем. Слова Господа, сказанные Им на Тайной вечере, священник произносит вслух: «Приимите, ядите, Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов».

При произнесении слов «Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся» диакон или сам священник, крестообразно сложив руки, берет правой рукой дискос, а левой — потир, возвышает их над престолом и затем снова ставит на место. Это священнодействие является возношением Святых Даров в жертву Богу от всех верующих.

Когда праведный Иоанн Кронштадтский совершал возношение Святых Даров, его ум возносился в горний мир. Он писал: «Я представляю торжественность и величие данной минуты, когда стоя лицом к лицу с вечною, совершенною, неизменною правдою Отца Небесного, карающего грех, я приношу от лица всех и за всех единую безмерную, всеправедную умилостивительную Жертву Христа Сына Божия, единую могущую приклонить на милость Бога Отца, искупить весь мир от праведного проклятия и исходатайствовать всем верующим прощение грехов и благословение». В эти священные минуты всё наше сердце должно быть полностью отдано Богу. Нам нужно забыть о всем земном, чтобы каким-либо страстным помыслом не оскорбить Агнца Божия, приносящего Себя в жертву.

Что происходит на литургии вслед за возношением Святых Даров? Во время пения хором «Тебе поем, Тебе благословим…» и произнесения священником тайных молитв совершается преложение, или пресуществление, Святых Даров в Пречистые Тело и Кровь Христовы. В этот момент все предстоящие в храме вместе со священнослужителями должны молиться, чтобы Отец Небесный ниспослал Духа Своего Святого на них и на предлежащие Дары. «Наипаче в это время да будут души наши, как светильники горящие, как кадило возженное и благоухающее, как дым фимиама, восходящий горе, ибо в эту минуту совершается страшное, животворящее таинство — претворение Духом Божиим хлеба и вина в Пречистое Тело и Кровь Христову, и на престоле является Бог во плоти».

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов; 1844 — 1915), ученик преподобного Амвросия Оптинского, однажды на литургии во время пресуществления Святых Даров сподобился благодатного видения. Старец рассказывал, что Горнее место в алтаре как бы отступило и он увидел Спасителя, окруженного множеством ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. Ангелы парили вокруг Христа сверху, снизу и по обеим сторонам. Вокруг Господа располагались лики святых пророков, апостолов, преподобных, мучеников, святителей и прочих святых. Всё небо было заполнено ангелами и святыми. Все они стояли с главами преклоненными и обращенными к Спасителю; руки они держали скрещенными на груди.

Ангелы и святые пребывали в великом благоговении, страхе и молчании и как бы насыщались от эфирно-розового света, исходящего от Спасителя и Его ран. Этот же свет от ран Христовых лучом падал и на Святые Тайны, находившиеся на престоле.

Другой свет шел из небесной выси. По словам старца Гавриила, этот свет был мягко-ярким, неописуемой красоты и величия. Именно к нему был обращен Спаситель, Который Сам Себя приносил в жертву.

Когда отец Гавриил пришел в себя, оказалось, что его уста произносят слова молитвы: «И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь». От страха и трепета старец заплакал навзрыд.

Впоследствии старец Гавриил не мог совершать литургию без слез — такое сильное впечатление осталось у него от видения Христовой Жертвы за грехи людей. Как только старец произносил: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся», голос его прерывался, из глаз лились слезы, и он совершенно отрешался от всего земного, предаваясь духовным переживаниям и благоговейным молитвам. Иногда в такие моменты отец Гавриил не мог сдержать своего плача, и тогда, смешиваясь с пением хора, из алтаря слышались его рыдания, которые потрясали души молившихся за службой людей.

По преложении Святых Даров священник тайно молится Богу за причастников, а также за всех скончавшихся в вере. Он молитвенно поминает и почивших праведников. Это поминовение свидетельствует о плодах Голгофской Жертвы Христа. Особо («изрядно») священник вспоминает Богоматерь как главу искупленного, воссозданного человечества и предстательницу за всех людей пред Сыном Божиим. Священник, взяв кадило, возглашает: «Изрядно о Пресвятей…». После этого возгласа священник тайно молится, вспоминая от лица Церкви святых, спасенных крестной Жертвой Спасителя и уже прославленных Богом, благодарит Господа и славословит Его за то, что Он соделал их ходатаями за нас на Небе, а также молится об усопших и живых членах Церкви.

Валаамскому схимнику Кириаку во время литургии было видение. Он стоял в алтаре, и, когда служащий священник возгласил: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся», от престола излилось необычайное благоухание. Когда же священник стал молиться о снисхождении Святого Духа на предлежащие Дары, Кириак увидел, что алтарь наполнился херувимами, которые окружили престол. Священника объял огонь, и, как только он сделал земной поклон перед престолом, с вышины слетел белый голубь, который стал парить над дискосом. Затем голубь взлетел на верх святой чаши и, сжав крылья, опустился в нее. И тотчас ангелы, падши ниц, поклонились святому престолу. Когда священник возгласил: «Изрядно о Пресвятей», Небесные Силы опять поклонились до земли. После пения «Достойно есть» они поклонились в третий раз. Затем ангелы окружили священника, осенили его главу пречудной плащаницей и после этого стали невидимы.

За Евхаристическим каноном следует молитвенное приготовление верующих к принятию Христовых Тайн и само Святое Причащение.

Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Из постоянного чуда пресуществления хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христовы, с Его Божеством и душою соединенные, я вижу чудо постоянного оживотворения человека. И это всё — на моих глазах; и я это испытываю душою и телом, ощущаю живо. Боже мой! Какие страшные таинства ты творишь! Каких неизглаголанных тайн Ты сделал меня зрителем и причастником. Слава Тебе, Творче мой! Слава Тебе, Творче Тела и Крови Христовых!»

Каждому из нас надо стремиться к тому, чтобы во время литургии иметь в своем сердце те же святые чувства, которыми была наполнена душа праведного Иоанна Кронштадтского!

34 — Сила Божия и немощь человеческая. М., 1994. С. 12.

35 — Цит. по: Вениамин (Федченков), архиеп. Небо на земле. С. 114.

36 — Вениамин (Федченков), архиеп. Небо на земле. С. 36.

37 — Цит. по: Вениамин (Федченков), архиеп. Небо на земле. С. 36.

[ К содержанию: «Чудо Святого Причащения» ]

[ ]

Читайте також — Як приготуватися до Причастя

Рекомендуйте эту страницу другу!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]