Мрачное настроение может принести массу неприятностей. Победа начинается с веры в себя, поражение может стать последствием плохих мыслей в голове. От них лучшее средство — молитва. Не следует оставлять без внимания свое душевное состояние, ведь от него зависит многое в жизни. Нельзя преодолевать трудности, если постоянно прокручивать негативный сценарий. Все в человеке должно быть гармонично — без позитивных мыслей не будет и положительных сдвигов.
Об авторе О книге
Самые сильные молитвы от плохих мыслей
Молитва Анелу-хранителю:
«Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и матерее Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь»
Молитва Богородице:
«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради»
Можно ли стать хозяином своих мыслей
На человека действуют не только физические законы вселенной, на него влияют окружающие, их поступки. Но есть и другое измерение в реальности — духовное. Именно оттуда могут приходить навязчивые состояния:
- мысли о том, что неудачи — ваш удел;
- страх проявить свою самобытность;
- боязнь повторения прошлых ошибок;
- опасение за свою жизнь, здоровье близких;
- страх быть уволенным с работы.
У каждого могут быть собственные фобии. Но нельзя им поддаваться — следует знать, что источником этих помыслов являются демоны. Хитрые слуги дьявола хотят одного — таким образом вызвать у вас депрессивное состояние. От него недалеко до неверия, отчаяния, а там и дурные поступки покажутся не такими страшными. Поэтому от злых мыслей нужно избавляться. Делать это лучше сразу. Иначе можно впасть в тяжелую страсть — уныние. Преподобный Серафим Саровский называл ее матерью всех других грехов.
О чем нельзя забывать, прося опеки и помощи у небесных сил
Никогда нельзя упускать такой момент, как благодарность. Это искреннее чувство само по себе может исцелять мысли от плохого из-за того, что меняется фокус внимания с негативных аспектов жизни на позитивные. Ведь в любой, даже самой безысходной ситуации есть хотя бы маленькие моменты, способные принести удовлетворение и счастье.
Обращаясь за помощью к Господу и другим святым, обязательно благодарите их за оказанную помощь и содействие в делах, ведь всё в этой жизни дается нам для роста и духовного преображения.
Вот несколько способов как можно выразить благодарность в молитве:
- В конце каждой мольбы говорите искреннее спасибо всем небожителям. Это настроит на нужный лад и укрепит веру в божественное проведение. Даже если пока вы не видите каких-либо существенных изменений в окружающей ситуации, это не повод отчаиваться и бросать задуманное. Нам не дано до конца осознавать всю сложность замысла господнего, поэтому доверьтесь всему происходящему с вами.
- Выделите отдельный в день, когда во время общения с Господом вы не будете ничего просить, а просто будете выражать благодарность нашим небесным защитникам. Лучше всего проделывать это не реже одного раза в месяц. Однако всё это сугубо индивидуально, поэтому прислушивайтесь к внутренним ощущениям и велению души. Благодарность, конечно, должна идти из самого сердца. Не нужно говорить «спасибо» в надежде получить за это какую-либо награду от ангелов.
Духовная защита
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
В любую минуту христианину могут прийти на выручку Господь, его святые, Ангелы. Надо только попросить — при помощи всем известного средства, молитвы. Прибегайте к ней в любое время, когда заметите, что дьявол пытается увлечь вас в омут тяжелых раздумий. Можно использовать самые простые молитвы, которые известны каждому православному. Пусть не смущает, что тексты очень короткие — это небольшая ступень на пути в небо. Только так и можно до него добраться, не прыжком, а шаг за шагом.
Нельзя недооценивать воздействие духовной составляющей на всю жизнь человека в целом. Молитва от плохих мыслей обязательно нужна! Это более важно, чем материальное положение, работа и все остальное, принадлежащее миру преходящему. Господь награждает Своих преданных чад за веру. Христиане, с полной верой уповающие на Его поддержку, всегда получают избавление и помощь в делах.
Просить помощи вовсе не стыдно — ведь человек создан как дитя Божие, только слишком часто его губит самонадеянность. Плохое настроение может показаться мелочью — именно в этом заключается бесовская хитрость. Поэтому при первых признаках уныния надо гнать его от себя. Иначе сами не заметите, как погрузитесь в омут страхов и сомнений.
Страх перед обществом, людьми
Начнем со страха перед людьми, обществом. Традиционно считается, что от этого вида волнения помогают Давидовы псалмы. По преданию, царь Давид, правивший в Израиле в дохристианские времена, спасался бегством от своего собственного сына Авессалома, который хотел занять его трон. В один из дней, преследуемый врагами, царь Давид взмолился к Господу с просьбой о заступничестве. Удивительным образом недруги были повержены без боя, а текст молитвы Давида дошел до наших дней. Переведенный на славянский язык, он называется Псалом 3 «Господи, почему умножаются мои враги?»
Тревожное ожидание
В жизни случаются ситуации, когда человек вынужден пребывать в ситуации тревожного ожидания, волнения и страха за себя, родных и близких
К примеру, вы ждете важного решения по работе, по здоровью, звонка значимого человека и так далее. В таких случаях верующему помогает молитвенное обращение к Богородице, чья помощь особенно эффективна в ситуациях тревожного ожидания, когда в голове плохие мысли и неспокойно на душе
Молитву, обращенную к Богородице, сочинил греческий монах Феостирикт, живший в восьмом веке и одолеваемый необоснованными страхами. Молебный канон ко святой Богородице, состоящий из девяти песен, можно найти в каждом молитвослове. Существует и более короткая молитва к Богородице – пение «Царице моя преблагая».
Молитва от страха перед людьми
Молитва рекомендована к прочтению тем, кто боится нападения, ограбления, обмана и других опасностей, связанных с людьми. Перед произнесением молитвословия следует трижды перекреститься. Молиться о заступничестве нужно следующими словами:
«Господь, Заступник мой, огради меня святыми ангелами от всякого зла, чародейства, напастей, от злых и опасных людей. Да не смогут они причинить мне и моим близким никакого зла. Боже, силой Своей сохрани меня на утро, на вечер, на сон грядущий и милостью Своей предотврати злые деяния людей, действующих по указу дьявольскому. Кто бы что ни мыслил, отверни их зло и направь их на путь истинный. Аминь».
Первопричина любого страха
Тревога и страх бывают как причинными и без видимых причин. Пока человеческая природа повреждена грехом, все мы временами испытываем приступы страха и тревог. Страх – это следствие грехопадения, а это значит то, что первопричина любого страха имеет в себе духовную основу. Именно поэтому молитвы, взывания к Господу о помощи и очищении души наиболее действенны и правильны, в отличие от принятия любых «чудо пилюль от тревог».
Надо помнить и то, что антипод страха – это любовь. Любовь в настоящем, не в эгоистичном смысле слова – это самая сильная энергия Мироздания. В ком живёт любовь, в том нет страха. Если бы в человеке не было следствий грехопадения, то в нём не было бы и страха, а была бы только одна любовь.
Молитва от тревоги Богородице
В жизни каждого верующего случаются ситуации, когда одолевают тревожные мысли и волнения за себя, родных, детей, друзей. В подобных случаях помогают молитвы Богородице, способные избавить от дурных мыслей и душевного беспокойства. Самая известная молитва к Божией Матери звучит так:
«Богородица, Дева, радуйся, Господь с Тобой. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, ибо родила Спасителя наших душ».
Советуем изучить Молитвы Парфения Киевского
Это интересно: Православные молитвы о сохранении беременности и развитии плода — изучаем главное
Иисусова молитва от уныния и плохих мыслей
В православии существует целая система наставлений о том, как именно следует читать Иисусову молитву. Она очень короткая, но несмотря на это полна религиозного смысла:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!
Этот текст имеет разные варианты (можно говорить просто «Господи, помилуй!»), но суть остается одна:
- провозглашается вера в Иисуса Христа как Бога и Сына Божьего;
- произносится прошение об отпущении грехов;
- просьба о поддержке в духовной борьбе.
Одна из самых сильных защитных молитв в православии. Помогает верующему сосредоточиться на единении с Господом. Ведь произнося святые слова, можно подчинить Богу как сердце, так и разум. Только добившись подобного состояния христианин привлекает на свою сторону Святой Дух. Он защищает человека от дурных мыслей, дарит подлинную радость. Все это получается по благодати, которая обильно изливается в процессе прочтения Иисусовой молитвы.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Произнесение нескольких слов способно сделать из любого мирянина настоящего божественного воина. Для этого необходимо полное сосредоточение. Внимательно относиться к каждому слову, проникать в его смысл не только разумом, но и сердцем.
Важно не упражняться до утомления, ведь молитвенная практика может серьезно истощить не только духовные, но и физические силы. В общем, во всем нужно руководствоваться здравым смыслом — молиться ежедневно, но не доводить себя до крайней усталости.
- Молитва от уныния и тоски;
- Молитва от тревоги на душе;
- Молитва от одиночества.
Молитвы, которые окажут помощь
Среди православных христиан многие пользуются рекомендацией Серафима Саровского, чтобы защитить душу от греха. Это две молитвы, которые в состоянии понять и пропустить через себя любой человек. Они:
- Станут заменой тем мыслям, которые несут разрушающее воздействие.
- Сделают ум более дисциплинированным и гибким.
- Помогут повысить концентрацию внимания.
- Избавят от мучительных состояний.
Первая молитва имеет название «Иисусова молитва» и звучит так:
Ее полный вариант можно заменить всего лишь двумя словами «Господи, помилуй!». Если повторять молитву в течение дня, вы постепенно переходите на подсознательный уровень. К тому же соблюдаете наставления апостола Павла, который рекомендовал молиться постоянно.
Также святой Серафим рекомендовал помнить о молитве от всякой скверны, которая также называется «Молитва». С помощью нее мы призываем Бога очистить нашу душу от скверных помыслов, защитить от возможного негативного воздействия извне (например, от порчи). Звучит она так:
Псалмы от уныния и плохих мыслей
Чем же опасна хандра, разве так уж страшно иногда просто ничего не делать, предаться грусти? Страсть уныния может сделать человека равнодушным ко всему, что его окружает. Тогда близкие окажутся лишены заботы и внимания, дела придут в упадок. Вчерашний бодрый праведник быстро становится ленивым, озлобленным. Все из-за того, что он ненадолго поддался плохим мыслям. Не допустить подобной ситуации призвана молитва.
Весьма известны защитными свойствами некоторые псалмы, входящие в состав Ветхого Завета. Большинство из них написано царем Давидом — из простого пастуха он смог сделаться одним из величайших израильских царей. Но не благодаря собственным достоинствам (хотя у Давида их было очень много), а по велению Божию. Именно Он подсказывал ему и слова молитв, которые сегодня читают христиане во всем мире.
9 псалом от уныния и плохих мыслей в голове
9 псалом применяется в случаях, когда бесы нападают в дневное время или нагоняют плохие сны. Читать можно любой вариант текста, как русский, так и церковный. Автор восхваляет Господа, который помог его войску одержать победу над врагами (сирийцами). Это говорит о том, что Бог всегда будет на стороне праведника, как бы не были сильны его оппоненты.
В конец, о тайных Сына, псалом Давиду | К исполнению, о тайнах Сына. Псалом Давида |
1 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. | 1 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои, |
2 Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. | 2 возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, воспою имени Твоему, Всевышний! |
3 Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. | 3 При обращении врага моего вспять изнемогут и погибнут они пред лицом Твоим, |
4 Яко сотворил eси суд мой и прю мою, сел eси на Престоле, судяй правду. | 4 ибо совершил Ты суд мой и тяжбу мою, сел на престоле, Судия праведный. |
5 Запретил eси языком, и погибе нечестивый, имя eго потребил eси в век и в век века. | 5 Ты погрозил народам – и погиб нечестивый; имя его изгладил навек, и во век века. |
6 Врагу оскудеша oружия в конец, и грады разрушил eси, погибе память eго с шумом. | 6 У врага не осталось оружия совсем, и города разрушил Ты, погибла память о нем с шумом! |
7 И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, | 7 И Господь вовек пребывает, для суда Он приготовил престол Свой. |
8 и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. | 8 И будет Он судить вселенную по правде, рассудит народы в правоте. |
9 И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. | 9 И стал Господь прибежищем для бедного, помощником в благополучии и в скорби, – |
10 И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил eси взыскающих Тя, Господи. | 10 и да уповают на Тебя знающие имя Твоё, ибо не оставил Ты ищущих Тебя, Господи. |
11 Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его, | 11 Воспойте Господу, живущему на Сионе, возвестите среди народов деяния Его, |
12 яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. | 12 ибо вспомнил Он, взыскивающий за их кровь, не забыл вопля бедных. |
13 Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных, | 13 Помилуй меня, Господи, взгляни на унижение моё от врагов моих, Ты возносишь меня из врат смерти, |
14 Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. | 14 чтобы я возвестил все хвалы Твои во вратах дочери Сиона: возрадуюсь я о спасении Твоём. |
15 Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. | 15 Погрязли народы в пагубе, которую сотворили, в сети той, что скрыли они, увязла нога их. |
16 Знаемь eсть Господь судьбы творяй, в делех руку своeю увязе грешник. | 16 Познаётся Господь, творящий суды: в делах рук своих погряз грешник. |
17 Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. | 17 Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога, |
18 Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. | 18 ибо не до конца забыт будет нищий, терпение бедных не погибнет до конца. |
19 Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. | 19 Восстань, Господи, да не укрепляется человек, пусть судятся народы пред Тобою. |
20 Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. | 20 Поставь, Господи, законодателя над ними, да познают народы, что люди они. |
21 Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? | 21 Для чего Ты, Господи, встал вдали, не замечаешь благополучия и скорби? |
22 Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. | 22 Когда надмевается нечестивец, загорается нищий, – запутываются они в замыслах, которые измышляют. |
23 Яко хвалимь eсть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь eсть. | 23 Ибо похваляется грешник в пожеланиях души своей, и неправедного благословляют. |
24 Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет, несть Бога пред ним. | 24 Раздражил Господа грешник: «По множеству гнева Своего Он не взыщет» – нет Бога пред ним. |
25 Оскверняются путие eго на всяко время, отъемлются судьбы Твоя от лица eго, всеми враги своими обладает. | 25 Оскверняются пути его во всякое время, отстраняет он суды Твои от лица своего, всеми врагами своими овладеет. |
26 Рече бо в сердце своем, не подвижуся от рода в род без зла, | 26 Ведь сказал он в сердце своём: «Не поколеблюсь, из рода в род пребуду без зла», – |
27 eгоже клятвы уста eго полна суть, и горести и льсти, под языком eго труд и болезнь. | 27 тот, чьи уста полны проклятия, и горечи, и коварства, под языком его беда и горе; |
28 Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, eже убити неповиннаго, oчи eго на нищаго призираете. | 28 сидит он в засаде с богатыми в тайных местах, чтобы убить невинного, глаза его за бедным наблюдают. |
29 Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит eже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. | 29 Подстерегает втайне, как лев в логове своём; подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, когда завлечёт его. |
30 Смирит eго, преклонится и падет, внегда eму обладати убогими. | 30 В западне своей смирит его, но согнётся и падёт, когда возобладает над бедными. |
31 Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. | 31 Ибо сказал он в сердце своём: «Забыл Бог, отвратил лицо Своё, чтобы не видеть, до конца!» |
32 Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. | 32 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца! |
33 Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. | 33 Для чего раздражил нечестивый Бога? Ведь сказал он в сердце своём: «Он не взыщет». |
34 Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен eсть нищий, сиру Ты буди помощник. | 34 Ты видишь, ибо Ты замечаешь горе и ярость, чтобы предать его в руки Твои; на Тебя оставлен нищий, сироте Ты был помощником. |
35 Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех eго и не обрящется. | 35 Сокруши мышцу грешному и злому, – поищут грех его и не найдут его. |
36 Господь Царь во век и в век века, погибнете, языцы, от земли Его. | 36 Господь – Царь вовек и во век века; сгиньте, язычники, с земли Его! |
37 Желание убогих услышал eси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. | 37 Желание бедных услышал Ты, Господи, готовности сердца их вняло ухо Твоё, |
38 Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли. | 38 соверши суд сироте и униженному, чтобы уже не величался больше человек на земле. |
Если лезут в голову дурные мысли — 97 псалом
Чтобы Бог послал утешение в скорбях читают 97 псалом. Иногда постоянная духовная борьба может быть очень изнурительной. Слабые духом начинают роптать, могут и вовсе сдаться. Чтобы не допустить дурных мыслей, надо вспомнить о Библии. Ведь это не просто старая книга. В словах, написанных праведниками, жившими тысячи лет назад, можно услышать живой голос Творца. Это Он обещает вести нас, защищать и ободрять.
Об авторе О книге
салом Давиду | Псалом Давида. |
1 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Спасе Его десница Его, и мышца святая Его. | 1 Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь: спасение Его совершила десница Его и мышца святая Его. |
2 Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. | 2 Явил Господь спасение Своё, пред народами открыл правду Свою, |
3 Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву, видеша вси концы земли спасение Бога нашего. | 3 вспомнил о милости Своей к Иакову и об истине Своей для дома Израиля: увидели все концы земли спасение Бога нашего. |
4 Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся, и пойте. | 4 Воскликнете Богу, вся земля, воспойте, и радуйтесь, и играйте, |
5 Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте. | 5 заиграйте Господу на гуслях, на гуслях и гласом псалма, |
6 В трубах кованых и гласом трубы рожаны вострубите пред Царем Господем. | 6 на трубах кованых и звуком трубы из рога возгласите пред Царем – Господом. |
7 Да подвижится море и исполнение eго, вселенная и вси живущии на ней. | 7 Да взволнуется море, и что наполняет его, вселенная и все, живущие в ней; |
8 Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются. | 8 реки будут рукоплескать вместе, горы возрадуются |
9 От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли, судити вселенней в правду, и людем правостию. | 9 от лица Господа, ибо Он идёт, ибо Он пришёл судить землю, Он будет судить вселенную по правде и народы – в правоте. |
Важной темой в Псалтири является восхваление Господа. Нельзя забывать о благодарности. Даже если человек чувствует себя не очень хорошо, наверняка найдется что-то хорошее в его жизни. Нужно почаще вспоминать об этом, чтобы больше ценить.
Духовная чистота — самое ценное, что есть у верующего. Именно она является тем небесным сокровищем, о котором Иисус говорил в Евангелии. Чтобы сохранить ее, надо избегать не просто совершения греха, но даже мыслей о нем. Только так можно избежать происков темных сил. Благослови вас Господь!
Симфония к письмам преподобного оптинского старца Макария. Оптина Пустынь
Не удивляйся тому, что во время службы находят тебе помыслы различные: когда ты принимаешься за оружие против врагов, т. е. молитву, то и они на тебя вооружаются сильнее прилогами помыслов.
Прибегай ко Господу на них молитвою и не смущайся: они исчезнут; а когда будешь смущаться, видя, что оные не оставляют тебя, то сим больше их на себя вооружаешь; а когда со смирением стоя вопиешь на них к Богу, то и успокоишься…
В случае же рассеянности мыслей на молитве не надобно смущаться, но смирять себя и окаявать, что может нас успокоивать, в чем святой Иоанн Лествичник укрепляет, научая: “старайся всегда бродящие твои мысли собрать воедино.
Бог не взыскивает того, чтоб ты во время молитвы совсем никаких не мог иметь других мыслей; не отчаивайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, созывая всегда бродящие свои помыслы: никогда бо не быти расхищаему мыслями, единому Ангелу свойственно” (Степень 4)…
Ты пишешь, что несколько дней непрестанно борют тебя разные помыслы, которые и объяснить затрудняешься ты. В особенности они смущают тебя во время пения, чтения и церковного служения. Этому удивляться нечего, и не надобно смущаться: помыслы лезут в ум твой против твоего желания, а ты, по немощи твоей, согласуешься с ними и смущаешься.
Молитва есть оружие против диавола; ты на него вооружишься, и он противостаёт тебе помыслами; но ты, вместо того чтобы смущаться, кайся пред Богом и смиряйся, сколько бы раз ни случилось тебе увлечься мыслями. Когда будешь иметь залог смирения, то враг не может противостать оному. Итак, не смущайся, а кайся! Бог приемлет молитву смиренных.
Когда становимся на молитве, тогда враги ополчаются против нас, влагая разные помыслы и представляя неподобные мечты, стараясь отторгнуть от молитвы или ввергнуть в уныние.
Но мы должны иметь благое произволение о приношении молитвы и стараться о собирании бродящих мыслей наших в словеса молитвы; но при нашествии оных не смущаться, а, познавая свою немощь, каяться пред Господом.
Смущение за нашествие помыслов показывает малодушие наше, происходящее от гордости; мы хотим видеть себя чистыми пред Богом, по примеру фарисея, а не грешными, как мытарь; Оттого-то нам и не дается чистота молитвы, что мы возмним о себе нечто высоко; а еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16, 15). Так лучше при недостатках наших смиряться и каяться, нежели смущаться; а при исправлении не высокомудрствовать.
Молись Богу в простоте сердца, находящие помыслы прогоняй смирением, и не думай, что можешь сама их отгонять; и молитва твоя не истинная: в смирении отгонится смущение, и ты можешь успокоиваться, считая себя сквернейшею всех, от усиления противиться помыслам помрачается ум и смущение увеличивается.
Помыслы неверия
Пишешь, что как легкое облако находит неверие о Боге и о будущем . Этот помысл причисляется св. Димитрием к хульным помыслам; ибо в них наша воля не соглашается; а только враг наводит на помысл неверия; человек этого не хочет и не виноват; а думая, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему больше повод к приступу.
А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет; в этом подает ему повод и осуждение других. Искушение Нифонта было другого рода к увенчанию его; а это иное.
Доказательство правой нашей веры мы видим на многих вещах и действиях: после исповеди получаем успокоение в совести — отчего это? А не исповедал — чувство мучения — отчего? Видим мощи святых угодников и бываемые от них чудеса.
Кем содеваются от чудотворных икон чудотворения? Кто производит сие? Все это действует Бог, давший нам слово Свое к познанию Его в воплощении и искуплении нас от заблуждений. Кто для тебя услаждал чтение, когда читала св. Варсонуфия книгу? Бог! Весь мир исполнен чудес Божиих. Дивна дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24).
…И паки помыслы хвалят, что себя укоряешь. Это очень опасно. Чем тут хвалиться? когда ты дурна? и, помня свою худость, не хвалы, а осуждения достойною считать себя должна.
Помыслы плотские
Когда же и случится ниспасть чрез сложение и пленение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смирением и сокрушением сердца; а не предавайся отчаянию, еще горшему самой страсти.
Ищи же вины, откуда пришло сие, что тако пострадала? А вины суть: гордость, мнение о себе, уничижение и осуждение других, сластопитание, излишний покой, сообращение с полом противным; и старайся удаляться, сколько можно, всего оного; а паче старайся смиряться, ибо, по слову св. Лествичника: где есть падение, тамо предварила гордость (Степень 23).
Не закосневай в откровении, и это приводит к смирению, обличив себя пред другим; помнишь, когда сокрывала, что пострадала?
…Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложении с ними возжигают сласть в теле.
Ты неоднократно повторяла в сем письме находящий тебе помысл, что чрез пострижение сестры может нарушиться ваш мир: ее будут лучше уважать, к ней относиться и прочее.
Ты сама познаешь, что эти помыслы вражии, ничего не видя, нарушающие твой покой; а они отчего приемлют силу над тобой? понимаешь, что от гордости.
Чем помог Господь тебе отразить сильное рвение на сестру? Самоукорением и откровением, и какое таинство сего действия? — в одну минуту из бури делается тишина.
Ежели ж ты повинишься помыслам, влекущим тебя в мир и приносящим удовольствие от плотских наслаждений, то что безумнее этого? Будь уверена, что ни на малое время не получишь утешения, а томление и мучение совести всегдашнее обрящешь; когда же будешь противиться, то помощию Божиею и убежит от тебя враг.
Говоришь, что борешься с помыслами так, что делается боль в груди. Видя немощь свою в борении с помыслами, повергай себя пред Богом со смирением и призови Его помощь: Он силен прогнать их, только ты не приписывай себе победы.
…Не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога.