Обновлено 22 июля 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Все мы понимаем, что любая религия, философия (это как?) или особенный образ жизни – это система определенных доктрин, законов, правил и предписаний.
Какие-то из них что-то объясняют, разрешают или рекомендуют, другие же – категорически опровергают либо запрещают. Если обратиться к разным сферам социальной жизни, то во многих найдется такое понятие, как аскетизм.
Сегодня я предлагаю разобраться в значении этого термина и раскрыть не только его религиозно-философский смысл, но и нюансы употребления в светской среде.
Что такое аскетизм?
Аскетизм – образ жизни человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.
Аскетизм
Аскетизм содержит в себе две составляющие:
- Материальный аскетизм – отказ от современных благ цивилизации и искусственных потребностей, созданных обществом.
- Духовный аскетизм – ограничение или полный отказ от чувственных удовольствий, создания семьи. Размышления о Боге, чтение духовной литературы. На более глубоком уровне отказ от общества и уход в обители, монастыри.
Аскетизм в философии
Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:
- освобождение от влияния внешнего мира через добродетель и самодостаточность;
- власть духа над плотскими инстинктами;
- высокая эстетика в поступках и мыслях;
- жизнь в согласии с природой и Вселенским Космическим Разумом;
- ненасилие.
Аскеты в православии
Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей. В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.
Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):
- Иоанн Креститель;
- Онуфрий Великий;
- Серафим Саровский;
- Сергей Радонежский;
- Павел Обнорский;
- Тихон Калужский.
Аскетизм в буддизме
Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти – бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление. Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:
- Шаматха – основная и главная внутренняя аскеза буддистов – сосредоточение и полное успокоение ума и сознания.
- Випашьяна – культивирование высшего знания (медитации).
- Умеренность в пище – это следование Срединному пути в аскетизме. Тело содержится в том состоянии, в котором не отвлекает аскета от сосредоточения на медитации. В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.
- Практика Сати (осознавание) мысленное разделение тела на 32 элемента (волосы, зубы, кожа, ногти и так далее) помогает дисциплинировать мысли, чтобы не поддаться мирским соблазнам.
- Безбрачие и бедность.
Этимология и
Аскетизм встречается как в нетеистических, так и в теистических традициях индийских религий. Истоки этой практики древние и являются наследием основных индийских религий, таких как буддизм, индуизм и джайнизм. Прохор отличался от своих сверстников тягой к уединению, чтению священных писаний и посещению религиозных служб. Постепенно, через молитву, неведомый духовный мир открылся ему во всей своей красоте. Одни объясняют, разрешают или рекомендуют что-то, а другие категорически отрицают или запрещают это. Если мы обратимся к различным сферам общественной жизни, то во многих найдем такое понятие, как аскетизм. Аскетические еврейские секты существовали в древние и средневековые времена. эпохи, в первую очередь езегеев и эбионитов. По мнению Аллана Надлера, двумя наиболее яркими примерами средневекового еврейского аскетизма были Хавот ха-Левавот и Хасидей Ашкеназ. Благочестивая сдержанность была частью дуализма и мистицизма в этих аскетических группах. Это добровольное отделение от мира называлось Перишут, и еврейское общество широко приняло эту традицию в конце Средневековья. Крайние формы аскетизма вызывали оппозицию или споры внутри хасидского движения.
Виды аскетизма
Аскетический образ жизни предполагает огромную внутреннею работу и должен совершаться каждый день только из благостного состояния. Аскезы практикующиеся в гневе, страсти и гордыне не имеют к духовности никакого отношения. Аскетизм условно принято делить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой:
- Аскетизм языка – очень важная аскеза речи. Пустословие, сплетни недопустимы у аскетов. Правдивость и добрые слова творят для человека и его близких – благоприятную судьбу.
- Аскетизм тела – ношение простой, из натуральных материалов одежды, соблюдение умеренности в пище, почитание, уважение родителей и старших по возрасту.
- Аскетизм ума – чистоте и контролю мыслей уделяется достаточное внимание. Самообладание помогает контролировать чувства и направлять их в правильное русло. Удовлетворенность ума зависит от принимаемой пищи и связана с аскезами для тела. Легкая пища – положительные мысли, тяжелая пища – страхи, невежество потеря контроля над разумом.
История термина “аскетизм”
Современная ситуация постиндустриального человечества говорит нам о том, что чрезмерное потребительство неизбежно приведет эту цивилизацию к полному краху, истощив невероятные запасы нашей планеты всего за сто лет. Это прямое следствие преобладания внешнего над внутренним, ума над разумом, вседозволенности над смирением, и пора обратиться к опыту подвижников, адаптировав его к современным условиям жизни.Аскетизм в христианской традиции – это набор определенных дисциплин, практикуемых для спасения бессмертной души верующего и духовного просветления. Библейские примеры аскетизма можно найти в жизни Иоанна Крестителя и Иисуса, которые постились по 40 дней каждый. Иисус велел ученикам поститься и продать свое имущество. Павел был холостяком, а в первоначальной иудео-христианской общине в Иерусалиме не было традиции личной собственности. Некоторые ранние христиане верили, что аскетизм – это единственный верный путь к спасению. Это учение было отвергнуто православной церковью как еретическое, но аскетическая жизнь была сохранена через институт монашества.
Как живут аскеты?
В современном обществе аскет это – человек, решивший пойти путем освобождения с целью избавления себя от ненужного потребительства и всего устаревшего: вещей, связей, мышления, старого образа жизни. Само слово аскетический – это значит суровый, строгий, спартанский. На сегодняшний день люди, избравшие путь аскетизма, живут придерживаясь правил:
- Довольство малым, без чувства ущербности, навязываемой маркетологами. Хорошие книги, лучше дорогой бытовой техники и мебельного гарнитура.
- Минимум вещей.
- Большое значение придается развитию внутреннего мира.
- Бережное отношение к природе (пластиковые пакеты, бутылки отсутствуют в быту аскетов по причине захламления планеты этими продуктами нефти).
- Благотворительность.
Внешние ссылки
По мнению Хадзимы Накамуры и других ученых, некоторые ранние буддийские тексты свидетельствуют о том, что аскетизм был частью буддийской практики на заре ее существования. Более того, на практике записи, начиная примерно с начала нашей эры и до 19 века н.э., свидетельствуют о том, что аскетизм был частью буддизма как в традициях Тхеравады, так и Махаяны. Поскольку мы живем в культурном пространстве, где наша философия, психология и мировоззрение тесно переплетены с православием, уместно завершить эту статью кратким обзором трудов некоторых современных священников и богословов не столь далекого прошлого.
Аскетизм – причины
Зачем нужен аскетизм современному человеку? Главные общечеловеческие ценности остались неизменными на протяжении многих веков: уважение, здоровье, познание своих возможностей, вера в то, что «Я» – это не только тело, но и духовная субстанция. Смысл аскетизма для каждой личности он уникальный и несет свою смысловую нагрузку. Причины, по которым человек начинает практиковать аскезы:
- потеря здоровья, неизлечимые болезни;
- познание своего «Я»;
- расширение границ сознания;
- у женщин – бесплодие, отсутствие замужества;
- достижение сверхспособностей;
- улучшение кармы;
- стремление усилить мир положительными вибрациями (ненасилие, доброта).
Словарь Ушакова
В традиции Тхеравада в Таиланде средневековые тексты сообщают о монахах-аскетах, которые странствуют и живут в одиночестве в лесу или крематории, выполняя аскетические практики, и их стали называть тхудонг. Буддийские монахи-аскеты встречались и встречаются в Мьянме и, как и в Таиланде, известны тем, что придерживаются своей собственной версии буддизма, сопротивляясь иерархической институционализированной структуре монастырей сангхи в буддизме.Гедонизм (от греч. ἡδονή (hēdonē), удовольствие; наслаждение, страсть, похоть) – философское учение, согласно которому главная цель жизни – получение удовольствия, наслаждения, удовлетворение своих желаний. Аскетизм – это не удел монахов и отшельников; это образ жизни, и не только монахов и отшельников. Аскетизм – это необходимый ответ христианина на призвание, которое Бог имеет для каждого человека. “…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”. (Матфея 5:48). Это относится ко всем христианам. Аскетическая терминология, как и богословская, возникла не сразу. Она выросла из опыта аскетической жизни, используя многие древние термины, в том числе военные и атлетические. Само слово “аскетизм” происходит от греческого глагола “askeo”, “упражнять”, который в классическом греческом языке означал, помимо прочего, упражнение тела. Но в церковном писании оно стало означать, прежде всего, “упражнять (тренировать) душу”, “практиковать (или достигать) добродетели” и “возвышать себя”.
Аскетизм – польза
Аскетизм как образ жизни подхватило сегодняшнее поколение молодежи. Люди, вставшие на путь самоограничения задаются вопросами о целесообразности аскез. Разумный аскетизм действительно приносит ощутимую пользу для человека, соответствующую смыслу ради чего аскеза совершается. Практические результаты аскетизма:
- усиление связи со своей Душой;
- укрепление духа и воли;
- ясность мышления и сознания;
- улучшение нравственных качеств личности;
- развитие интуиции, ясновидения, предвидения;
- избавление от болезней;
- исполнение истинных желаний;
- трансформация личности в целом.
Вестминстерский словарь богословских терминов
Основной предпосылкой для чтения является слушание и слух. Практика молитвы Иисуса – это сосредоточенное слушание, а не механическое повторение. В чем-то она напоминает медитацию, чтение мантр и другие духовные упражнения, но у нее есть свои задачи и множество особенностей. Когда мы говорим о видах и формах аскетизма, как правило, многие делят его на духовный и материальный аскетизм. Само собой разумеется, что под словом “духовный” мы подразумеваем отказ от различных эмоциональных удовольствий и взаимодействия с миром. Материальность, в свою очередь, подразумевает отказ от определенных материальных благ современной цивилизации. И все же, если задуматься, многие аспекты этих форм, будут работать вместе, именно поэтому аскетизм также можно классифицировать следующим образом: