Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий решением Священного Синода назначен правящим архиереем Саратовской епархии, главой Саратовской митрополии


Митрополит Игнатий (Депутатов)

Игнатий (Депутатов)
(род. 1977), митрополит Саратовский и Вольский, глава Саратовской митрополии В миру Депутатов Алексей Михайлович, родился 22 января 1977 года в селе Туголес Шатурского района Московской области в семье священника.

С 1984 по 1994 год обучался в средней школе №5 города Шатуры. В 1993 году окончил Шатурскую детскую музыкальную школу по классу «Аккордеон».

С 1994 по 1996 год обучался в Рязанском православном духовном училище. В 1996 году поступил на третий курс Самарской духовной семинарии, по окончании которой в 1998 году был направлен в распоряжение рязанского архиерея и рекомендован на поступление в Санкт-Петербургскую духовную академию, в которую поступил в том же году.

22 ноября 1998 года был поставлен во чтеца ректором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископом Тихвинским Константином в храме святого апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии.

В июне 2002 года защитил дипломную работу по теме: «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви в свете Священного Писания Нового Завета».

По окончании обучения в Академии был направлен в распоряжение управляющего Рязанской епархией, для преподавательской деятельности в Рязанском православном духовном училище. С августа 2002 года был принят преподавателем предмета Библейской истории Рязанского православного духовного училища.

27 октября 2002 года пострижен в мантию с именем Игнатий, в честь священномученика Игнатия (Садковского), епископа Скопинского.

31 октября 2002 года рукоположен в сан иеродиакона митрополитом Симоном.

4 ноября того же года рукоположен в сан иеромонаха в Никольском храме города Скопина Рязанской области.

23 июля 2003 года назначен проректором по воспитательной работе Рязанского православного духовного училища.

В сентябре 2003 года был назначен преподавателем предметов: «Пастырского богословия», «Гомилетики» и «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви».

С 2004 по 2007 год являлся слушателем аспирантуры Московской духовной академии при Отделе Внешних Церковных Связей Русской Православной Церкви.

15 марта 2005 года назначен благочинным храмов семинарии с оставлением в должности проректора по воспитательной работе Рязанской православной духовной семинарии.

6 октября 2005 года был назначен наместником вновь открывшегося Спасо-Преображенского мужского монастыря города Рязани.

Игумен Игнатий (Депутатов)

В 2007 году возведён в сан игумена.
В 2008 году окончил Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина с присуждением квалификации юрист по специальности «Юриспруденция».

27 мая 2009 года освобожден от должности проректора по воспитательной работе и назначен первым проректором Рязанской православной духовной семинарии для осуществления координации работы учебно-воспитательного и административно-хозяйственного подразделений семинарии.

23 июня 2009 года окончил магистратуру в Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия, а 24 декабря защитил докторскую работу на тему «Иконопочитание в свете определений Вселенских соборов Православной Церкви» с присвоением ученой степени доктора богословия.

В 2010 году проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления, по окончании которой присуждена квалификация на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, управления организациями, предприятиями различных форм собственности и управления персоналом. С августа 2010 года является соискателем степени кандидата экономических наук в Московской академии государственного и муниципального управления.

В 2011 году назначен первым заместителем директора Рязанского филиала автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования».

27 июля 2011 года решением Священного Синода избран епископом Шахтинским и Миллеровским.

18 августа 2011 года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Кириллом в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя города Москвы, и в тот же день в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального храма Христа Спасителя наречён.

Епископ Игнатий (Депутатов)

21 августа 2011 года был хиротонисан во епископа Шахтинского и Миллеровского. Хиротонию в Преображенском соборе Новоспасского монастыря города Москвы возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков); архиепископы Истринский Арсений (Епифанов), Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев), Костромской и Галичский Алексий (Фролов); епископы Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов), Бронницкий Игнатий (Пунин), Солнечногорский Сергий (Чашин), Подольский Тихон (Зайцев), Воскресенский Савва (Михеев).
27 декабря 2011 года освобождён от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря города Рязани [1].

26 декабря 2012 года утверждён в должности священноархимандрита Верхнемакеевского Покровского мужского монастыря [2].

30 мая 2014 года был переведён на Вологодскую кафедру [3].

25 июля того же года утверждён в должности священноархимандрита Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды и Кирилло-Белозерского мужского монастыря города Кириллова [4].

23 октября 2014 года назначен главой новообразованной Вологодской митрополии с титулом «Вологодский и Кирилловский» [5]. С 23 октября по 23 ноября 2014 года также временно управлял Череповецкой и по 2 мая 2021 года — Великоустюжской епархиями, вплоть до хиротонии новых архиереев.

4 ноября 2014 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Успенском соборе Московского Кремля [6].

25 декабря этого же года назначен ректором возрожденной Вологодской духовной семинарии [7].

26 февраля 2021 года был назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата [8] и настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Член Высшего Церковного совета по должности.

26 декабря 2021 года освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. Член комиссии по организации жизни монастырей и монашества в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви.

11 марта 2021 года был вновь назначен временно управляющим Великоустюжской епархией [9].

25 августа 2021 года назначен митрополитом Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии, с освобождением от управления Вологодской епархией и от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Награды

Церковные

  • набедренник (2003)
  • наперсный крест (2004)
  • архиерейская грамота (2008)
  • юбилейный памятный знак Иоанно-Богословского монастыря I степени (2009)
  • архиерейская грамота (2009)
  • юбилейная архиерейская грамота (2009)
  • палица (5 апреля 2010)
  • наперсный крест с украшениями (при возведении в сан архимандрита, 18 августа 2011)

Светские

  • диплом федерации мира и согласия (2006)
  • грамота Российского фонда Мира (2006)
  • грамота Российского фонда Мира (2007)
  • юбилейная медаль 70-летия Рязанской области (2007)

Незыгарь опубликовал 10-минутную запись телефонного разговора.

(я эту запись получил еще 9 числа, но я не понимаю, как аудиофайл выкладывать в формат ЖЖ).

Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) пал жертвой телефонного розыгрыша.

Ему позвонил известный пранкер Евгений Вольнов, представившийся сотрудником «Управления по борьбе с сектами и деструктивными культами» (Что?)

Митрополит, которого собеседник называет по-мирскому Алексеем Михайловичем, отвечает на вопросы о личности и судьбе Череповецкого епископа Флавиана (Митрофанова).

В беседе много интересного.

Например, вполне коммерческая терминология вместо «заранее договоренных пожертвований». Сама позиция «кролика перед удавом», которую занимает митрополит и глава финансового управления патриархии перед анонимным сотрудником спецслужб.

И еще — та секунда, когда, начав подозревать что-то неладное он пробует выйти из разговора, но пранкер выкладывает козырь: дескать епископ Митрофанов дает показание на Вас, что вы из одной гомосексуальной тусовки.

И митрополит не возмущается, не отрицает, не кричит, что мол, за уйня такая, не бросает трубку, а сникает и продолжает разговор, выкладывая все, что знает.

Это трудно расценить иначе как каминг-аут. 1 мин 42 сек:

— на допросах епископ Флавиан не скрывает своей нетрадиционной ориентации, ни своей, ни вашей. — угу. — мы, конечно, можем вас вызвать, и здесь получить ваши ответы, понимаете? — ну хорошо, что?

Позже, на 6 мин 40 сек

— как я уже говорил, Флавиан не скрывает ни своей, ни вашей нетрадиционной ориентации. — подождите, а как он может про меня вообще говорить? Он же меня вообще не знает. — видимо знает, раз говорит. Может быть у вас с ним были какие-то взаимодействия? — да вообще глупость полная.

— то есть даже если он это говорит, с реальностью это не связано никак? — так я ведь его и не знал, я его знать не знал толком.

— ну может быть знали кого-то, кого и он знал? Может быть у вас с кем-то было взаимодействие, нетрадиционное? (пауза) — нетрадиционное?.. Да честно сказать, вот когда я его предлагал, мне в голову это не приходило, потому что у него сын, жена…

*** Мне говорят, что это от волнения до него не все доходило.

«волнение уже просто в силу такого звонка, поверив, что с ним говорит представитель из компетентных органов». У нас что — 37 год? Эти органы давно на побегушках у патриархии. Зачем же бояться звонка коллег, да еще с маленькими звездами? И ведь это носитель финансовых секретов патриархии!

если «до него не сразу всё доходило» — то, может не стоит такого тормоза держать на таких должностях?

Таких в разведку не берут. А пранкер сработал профессионально! Интересно, для кого он освободил место главы ХОЗУ.

ИГНАТИЙ

Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг.

Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. На миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. запечатлено взятие под стражу кн. Андрея Васильевича Угличского и его сыновей Иоанна и Димитрия, где И. изображен в княжеских одеждах и шапке, безбородым, без нимба (РНБ. F. IV. 232. Л. 457 об.- 459 об.). Сохранились сведения об изображениях И. кон. XVI — 1-й четв. XVII в. в подклети собора в честь Происхождения честных древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) Димитриева Прилуцкого мон-ря: образ И. (как образ блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского) находился рядом с иконой Богородицы; близ гроба И. стояла икона Спасителя (типа Спаса Смоленского) «с преподобными отцами Димитрием Прилуцким да Игнатием Углецким» (ГИМ ОПИ. Ф. 61. Д. 113. Л. 37; ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 21).


Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ)

Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Одно из ранних сохранившихся изображений И.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, по иконографической программе 1564-1565) на сев. грани сев.-вост. столпа в 3-м ярусе. И. с нимбом, в голубой островерхой схиме с красными крестами, в темно-коричневой мантии и охристой рясе, без пояса; обе руки возле груди, левая раскрыта ладонью вовне. Он изображен средовеком с короткой, острой на конце бородой. Образ святого обращен к месту погребения его отца — кн. Андрея Васильевича Угличского, что может свидетельствовать о молитве-покаянии гос. власти в лице царя за проступки перед князьями-родичами (Самойлова. 2004. С. 206).

На иконах и в монументальной живописи И. в основном изображался в схиме, с куколем на голове. В иконописных подлинниках посл. четв. XVII — 1-й пол. XIX в. под 19 мая и 23 июня дано следующее описание облика святого: «в схиме, [аки] Александр Ошевенский» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 112); «аки Варлам в схиме, надсед» (Там же. Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 160); «в схиме, аки Ефрем Сирин, надсед» (Там же. Перетц. № 524. Л. 162; в др. ркп. добавлено: «риза преподобническая, испод празелень» — РНБ. Погод. № 1931. Л. 157); «в схиме, что Ефрем Сирин, а инде пишут надсед, брада Василия Великаго» (БАН. Строг. № 66. Л. 108; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 99-100). Судя по нек-рым описаниям, существовала и княжеская иконография И.: «Мало надсед, аки Варлаам Хутын[ский], на нем шуба» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 123); «надсед, брада Василия Кесарийского, ризы княжеския» (Там же. Перетц. № 524. Л. 175 об.). В пособии для иконописцев 1910 г. сказано: «…не стар, типа русскаго, лицом худ, борода узкая, но длинноватая, с малой проседью; одежды монашеския, на голове схима. В руках хартия с его изречением: «Не скорби, брате, от темницы и от уз сих, Бог стрыю нашему и государю о нас тако известил подати полезная душам нашим: понеже учини нам о свете сем суетнем не пещися, но помолимся Г[осподу] Б[о]гу, дабы Г[оспо]дь Б[о]г милость Свою нам послал, да с радостию претерпим во имя Его и избавимся вечныя муки»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 287).

Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с житием прп. Димитрия. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с житием прп. Димитрия. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) К 50-м гг. XVII в. относится упоминание о 1-й надгробной иконе И. (не сохр., см.: ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 44. Л. 77 об.). Шитый надгробный покров 60-х гг. XVII в. (ВГИАХМЗ, впервые упом. в описи 1675 г. среди вновь прибывших церковных вещей — ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 105 об.; А. В. Силкиным датирован 2-й пол. 50-х гг. XVII в.- Силкин А. В. Мастерские лицевого шитья в доме боярина И. Д. Милославского (в печати)), созданный в московских мастерских боярина И. Д. Милославского, передает вариант древней иконографии: святой изображен в куколе, благословляющим, со свитком в левой руке. В изображении И. присутствуют индивидуальные черты: широкий лик, близко посаженные глаза, прямой нос, суженная книзу светло-коричневая борода с легкой проседью, невысокая широкоплечая фигура, большие кисти рук. Вверху — поясное изображение Спаса Вседержителя, на каймах — общий тропарь и начало кондака преподобному. Близкое к образу на покрове изображение И.- на аналойной иконе избранных святых XVII в. (ВГИАХМЗ) из Дюдиковой Иоанно-Предтеченской пуст., располагавшейся неподалеку от Спасо-Прилуцкого мон-ря. Согласно описям 1819 и 1914 гг., на гробнице И. находился его образ «в рост, в схиме» (Там же. Д. 16. Л. 15 об.). На иконе кон. XIX в. (ризница Спасо-Прилуцкого мон-ря), выполненной в традиции надгробного образа, И. написан (первоначально в рост, в синей схиме с желтыми крестами, правая рука возле груди, в левой, опущенной, свиток) вместе с прп. Димитрием Прилуцким. В иконостасе т. н. палатки на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса, где, по преданию, находилась келья прп. Димитрия, в 1914 г. справа от царских врат помещалась икона И. с блж. Николаем и мц. Дарией на полях (Там же. Д. 22. Л. 16). В паперти нижнего храма в 1914 г. находились иконы Прилуцких чудотворцев: образ И.- справа, прп. Димитрия — слева (Там же. Д. 1. Л. 21 об.).

Прп. Игнатий Прилуцкий в числе избранных святых. Икона. 1715 г. Иконописец Л. Туфанов (ВГИАХМЗ)

Прп. Игнатий Прилуцкий в числе избранных святых. Икона. 1715 г. Иконописец Л. Туфанов (ВГИАХМЗ) С XVII в. были распространены изображения И. вместе с прп. Димитрием Прилуцким в молении Господу Вседержителю. И. с надписью: «вологодский чудотворец» — был изображен в утраченной стенописи св. врат Спасо-Прилуцкого мон-ря, выполненной в 1635 г. костромским иконописцем Денисом с товарищем Терентием. Его образ был представлен в композиции типа деисусной с внешней стороны врат, «в подножии молящимся Спасу Вседержителю» он был написан с внутренней стороны врат. Мастера выполнили также «местный» образ Прилуцких чудотворцев «на одной цке. Вверху Отечество» (ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 49. Л. 45, 48-49; см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Позднее деисусные иконы с образами обоих святых помещались над входом в монашеские кельи. В надписях святой, как правило, именуется «преподобным князем Игнатием».

Ранние сохранившиеся изображения И. этого извода — вышитые для Спасо-Прилуцкого мон-ря хоругвь 40-х гг. XVII в. и пелена 1-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), на к-рых И. представлен в молении (соответственно коленопреклоненно и в рост), в округлой схиме, с удлиненной темной бородой. Иконография пелены (фигура И. в правой части композиции, вполоборота влево, иногда со свитком в руке, в куколе в отличие от прп. Димитрия) повторяется на иконах сер.- 2-й пол. XVII в. из церквей Вологды и тех мест, где имелись монастырские вотчины и подворья (ВГИАХМЗ, АМИИ — из ризницы Соловецкого мон-ря, ГИМ, частное собрание Н. С. Паниткова). Ростовой образ И. в схиме выгравирован на дробнице XVII в., украшающей оплечье фелони (ВГИАХМЗ), в нижнем ряду, справа от центрального изображения свт. Василия Великого, с надписью: «преп. чудотворец князь Игнатий»; парный ему образ — прп. Димитрий Прилуцкий, вместе с прп. Алексием, человеком Божиим, со свт. Николаем Чудотворцем, с вмч. Феодором Стратилатом. Иконографию хоругви (И. припадает к Спасу Всемилостивому вместе с прп. Димитрием Прилуцким) повторяет икона XVIII в. из Илиинской ц. Вологды (ВГИАХМЗ), на которой святые изображены коленопреклоненными.

Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими в молении. Фреска фронтона крыльца Спасского собора Спасщ-Прилуцкого мон-ря. 1998 — ок. 2000 г. Мастер А. В. Алёшин

Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими в молении. Фреска фронтона крыльца Спасского собора Спасщ-Прилуцкого мон-ря. 1998 — ок. 2000 г. Мастер А. В. Алёшин На основе этой иконографии сложилась композиция икон Господа Вседержителя с Вологодскими чудотворцами, получившая распространение в Вологде в XVIII-XIX вв. По-видимому, одна из первых икон находилась в главном иконостасе собора Спасо-Прилуцкого монастыря (2-я пол. XVII в., ВГИАХМЗ) — святой в схиме предстоит Спасителю в числе 28 местных святых (надпись: «преподобный князь Игнатий»). На иконе XVIII в. из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу (ВГИАХМЗ) И. в правой группе вверху, рядом со свт. Алексием, митр. Московским; на иконе XVIII в. (ГРМ) — крайний справа в нижней части группы; на иконе кон. XVIII — нач. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде), выполненной в живописной манере, коленопреклоненный святой слева в 1-м ряду, с длинными четками на руке. На иконе 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ), И., с раздвоенной на конце светло-коричневой бородой без проседи, в голубой схиме, красной мантии, охристой рясе, изображен припадающим к Спасителю, напротив прп. Димитрия. Варианты композиции известны также в произведениях XVIII-XIX вв. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье, из ц. Спаса Преображения на Болоте, из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (ВГИАХМЗ).

В XVII-XX вв. изображения И. и прп. Димитрия как св. покровителей Спасо-Прилуцкого мон-ря дополнялись видом обители. Наиболее ранний пример — на иконе сер. XVII в. (после 1654, ГМЗК): преподобные держат модель обители (вид с сев. стороны) (см.: Полякова. 2006. С. 202). Подобным образом И. изображен в среднике житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого 2-й пол. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ). На иконе 1-й пол. XVIII в. из Горнего Успенского мон-ря Вологды (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы изображены вполоборота друг к другу с развернутыми вверх свитками (текст у И.: «Господи Владыко, Царю Святый, помилуй призывающих имя Твое святое…»), между фигурами — панорама обители. Аналогичное изображение в иконописной манере — на иконе XIX в. из кафедрального собора Рождества Богородицы Вологды (И. в схиме простирает руку к Спасителю, изображенному над церковными строениями). На нек-рых иконах XIX в. прп. Димитрий и И. (со сложенными крестообразно или молитвенно на груди руками) показаны фронтально на фоне монастыря (ВГИАХМЗ). На живописном эмалевом образке сер.- 2-й пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) оба преподобных без куколя, седовласые, с развернутыми свитками. Уникальная живописная икона XIX в. написана в вологодском остроге каторжником М. В. Соловьёвым (частное собрание, Вологда).

Прп. Игнатий Прилуцкий. Икона 2001 г. (Спасо-Прилуцкий мон-рь)

Прп. Игнатий Прилуцкий. Икона 2001 г. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) На иконах XVII-XVIII вв. И. нередко изображали среди избранных святых и на полях. В сер. XVII в. иконы-пядницы с образом И. находились в главном иконостасе и на юго-вост. столпе монастырского собора. Святой был написан на иконе прп. Димитрия Прилуцкого вместе с вмч. Феодором Стратилатом; молящимся в земном поклоне — на иконе Седмица; в молении образу Спасителя «во облаце»; «в подножии — перед Богородицей с Младенцем на престоле, со стоящими около святыми»; на Владимирской иконе Божией Матери — вместе с ап. Иоанном Богословом и вмч. Феодором Стратилатом (ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 44). На иконе XVII в. из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дюдиковой пуст. (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы написаны вместе с Устюжскими блаженными Прокопием и Иоанном. На иконе избранных святых 1715 г. письма Лаврентия Туфанова из вологодской ц. равноапостольных царя Константина и царицы Елены (ВГИАХМЗ) образ И. помещен вместе с фигурами преподобных Димитрия Прилуцкого, Галактиона Вологодского, Александра Свирского, Сергия Радонежского и Саввы Московского. Святой изображен в верхнем ряду слева предстоящим Св. Троице, указывает на прп. Димитрия в 1-м ряду. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным (слева в нижнем ряду) вместе с преподобными Димитрием Прилуцким, Дионисием и Амфилохием Глушицкими. Образ И. (под записью кон. XVIII в.) имеется на поле иконы «Иоанн Богослов в молчании» XVII в., происходящей из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове (ВГИАХМЗ). Вероятно, как избавитель от зубной боли (о чем свидетельствует житийное чудо об исцелении мон. Гурия) И. представлен вместе со сщмч. Антипой Пергамским (икона из ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст. СПб., 1993. С. 262, № 253).

Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами». 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ)

Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами». 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) В XVIII в., после составления общей службы прп. Димитрию и И. и устройства храма во имя обоих преподобных на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса, их изображения стали помещать в алтарях вологодских храмов — напр., роспись 1717 г. ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье, выполненная ярославскими мастерами, стенопись кон. XVIII — нач. XIX в. в ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке, в к-рой образы Прилуцких чудотворцев помещены на зап. стене алтаря. В иконографии И. появляется новая деталь — длинные четки на ладони левой руки. Известно, что над горним местом надвратного храма в Спасо-Прилуцком мон-ре находилась икона 1723 г. Господа Вседержителя на престоле и молящихся И. и прп. Димитрия работы иконописцев Кинешмы — И. Д. Поленова и А. Ф. Кувшинникова (Савваитов. 1914. С. 29). На богослужебных предметах, напр. на осеняльном кресте 1749 г., И. с прп. Димитрием изображены в молении Св. Троице; ростовые образы преподобных выгравированы на серебряных золоченых дробницах XVII в., украшающих оплечье фелони из Спасо-Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ). Образы Прилуцких чудотворцев находились на вестовом колоколе, отлитом в 1738 г. И. Коркуцким для соборной колокольни (Там же. С. 30, 48).

В монументальной академической живописи образ И. в медальоне был помещен среди др. русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78), а также среди подвижников XVI в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х — 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Сюжет из житийной иконографии И.- перенесение его тела для погребения в Спасо-Прилуцкий мон-рь — представлен на миниатюре из сборника житий Вологодских святых кон. XVII — нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. № 107. Л. 38). Святой изображен с нимбом, лежащим в гробу со сложенными на груди руками, в темно-зеленой схиме с красными крестами и в необычной по цвету темно-красной мантии.

Образ И. вводился в Собор Угличских святых: на иконе нач. XVIII в. (УИХМ) святой предстоит Спасителю крайним справа в 1-м ряду (правая рука с раскрытой ладонью, в левой свиток), рядом с блгв. кн. Романом Угличским; на пяднице кон. XVIII в. из частного собрания И. с седой бородой (руки со свитком в молении) — крайний слева, возле преподобных Кассиана Учемского и Паисия Угличского. В составе Соборов рус. святых И. в схиме включен в правую группу блгв. князей и княгинь на иконах поморского извода: кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК; надпись: «Кн(з) игнатiи оуглецкiи»), 1814 г. письма Петра Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной и XIX в. (обе в ГРМ), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ — Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) святой в виде средовека в монашеском одеянии и в куколе представлен в 4-м ряду слева, с надписью на нимбе: «Прп(д) Iw аннъ Кн# (з)». На иконе «Образ святых Российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) — необычное изображение И. в княжеских одеждах, с непокрытой головой (в 7-м ряду крайний слева).

В иконописи XX в. образ И. встречается на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», написанной мон. Иулианией (Соколовой) в 1934 г. (ризница ТСЛ — келейный образ свт. Афанасия (Сахарова); списки нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в.- ТСЛ, СДМ), а также на списках кон. XX — нач. XXI в., напр. на иконах из московских церквей свт. Николая Чудотворца в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина) и равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), из вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111). И. представлен в группе Вологодских чудотворцев 4-м справа во 2-м ряду, над прп. Димитрием Прилуцким.

В кон. XX — нач. XXI в. для Спасо-Прилуцкого монастыря были созданы произведения церковного искусства по местным иконописным образцам XVII-XVIII вв. И. и прп. Димитрий представлены с обителью на храмовой иконе 1995 г. ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса. В традиц. композиции «Спас Всемилостивый» И. представлен справа перед Спасителем: на большой пяднице 1998 г.- без схимы, седовласым, коленопреклоненным; на фреске фронтона крыльца собора — припадающим, в молении (1998 — ок. 2000, А. В. Алёшин). В 2001 г. для гробницы И. написана 1-я икона-пядница с поясным изображением святого (фигура вполоборота, в руке развернутый свиток). В наст. время на гробнице пребывает большой ростовой образ И. (без куколя, десницей касается свитка в левой руке) со Св. Троицей Ветхозаветной на верхнем поле, созданный в традициях иконописи XVI в. (2007, Т. В. Смирнова). На эмалевых иконах 2007-2008 гг. вологодского мастера И. В. Ганичевой — поясной образ И. в схиме, со свитком в руке. В росписи ц. Покрова Богородицы на Козлене, созданной в 1998-2000 гг. А. М. Демидовым, И. изображен на сев. стене теплого храма. В приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского Вологды на Вологодской иконе Божией Матери (ок. 2002, А. М. Зубов) святой включен в число приписных святых вместе с прп. Димитрием Прилуцким и др. Вологодскими чудотворцами (под Деисусом, в 1-м ряду на правом поле).

Арх.: ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1, 16, 22; ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 21, 44, 49; Ф. 496. Оп. 1. Д. 1719; ГИМ ОПИ. Ф. 61. Д. 113; ГИМ. Увар. № 107.

Лит.: Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 1914. С. 21, 29, 30, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 116, 126-127; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Суров М. В. Вологодчина: Неиссякаемая дивность. Вологда, 2003. С. 359; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV — нач. XX в.: Кат. выст. / ЦМиАР. М., 2004. С. 150, 230. Кат. 108; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 79, 86-89, 91-100, 103, 105-107, 114; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 199, 204, 206, 209; Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 114-116, 187. Ил. 94-96. Кат. 57, 58; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 32. Кат. 23; Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 200-205, 249. Кат. 40; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея / ГРМ; сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85, 234. Кат. 62, 70, 204.

А. П. Анишина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]