ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ “О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ” возврат к КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ!


Русская Православная Церковь

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: ∙ обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования

1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

2. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

3. Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Суть 125 ФЗ

Федеральный закон № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» был принят ГосДумой 19 сентября 1997 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Последние изменения в ФЗ 125 были внесены 6 июля 2021 года. Также в это время вносились коррективы в Федеральный закон о нотариате. Подробности тут:

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — перечисляет общие положения ФЗ 125;
  • Глава 2 — раскрывает понятие «религиозные объединения», существующие на территории РФ;
  • Глава 3 — перечисляет права и деятельность организаций, связанных с церковной активностью;
  • Глава 4 — описывает процесс надзора и контроля за исполнением положений ФЗ о свободе вероисповедания, совести и религиозных формирований.

ФЗ 115 о концессионных соглашениях читайте тут:

Признаки и отличительные черты религиозной организации

Несмотря на массовость мнений авторов юридической литературы касательно отсутствия необходимости выделения религиозных из общественных в отдельную форму, существуют некоторые признаки, которые отличают их от других разновидностей общественных объединений, что обеспечивает их рассмотрение в качестве отдельно взятой организационной формы.

В частности, И.В. Елисеев (учебник “Гражданское право” под редакцией А.П. Сергеева, том 1, страницы 173 и 174) считал, что если хотя бы одна особенность организационной специфики организации выделяет ее из числа других, то следует говорить об отдельной правовой форме. В иных случаях учреждение следует считать разновидностью другого в пределах одной и той же организационной формы.

Религиозные отличаются от общественных по многим признакам, в частности:

  • по некоторым аспектам организационной специфики;
  • по нюансам обособления имущества;
  • по некоторым моментам ответственности перед кредиторами.

Например, часть 5 статьи 21 ФЗ № 125 устанавливает невозможность обращения взыскания по требованиям кредиторов на имущество богослужебного назначения (перечень утверждается Правительством РФ по инициативе религиозных объединений).

ГК РФ регламентируются и другие отличительные черты, присущие именно религиозным организациям – к примеру, по порядку использования имущества, находящегося в собственности государства, физических лиц и организованных ими объединений.

Помимо этого, 7-ФЗ регламентируется особый правовой статус религиозных объединений. Так, частью 4 статьи 6 ФЗ № 7 установлено, что особенности юридического положения, регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений устанавливаются 125-ФЗ.

Также 7-ФЗ исключает возможность применения к рассматриваемым организациям общих норм этого закона касательно вышеуказанных операций, применимых к некоммерческим объединениям, а также других аспектов (требований к составу учредителей, к учредительной документации, внесению в нее поправок и др.).

Такое положение, возможно, внесено как попытка акцентировать особый режим, присущий религиозному объединению как отдельной организационно-правовой форме.

Понятие и особенности религиозных организаций

Статьей 50 ГК РФ определяются разновидности некоммерческих объединений, среди которых пунктом 10 устанавливается данный вид.

Часть 1 статьи 123.26. ГК РФ регламентирует понятийный аппарат и некоторые особенности: религиозные организации – это объединения:

  • физических или иных лиц;
  • прошедшие регистрацию как некоммерческие унитарные организации;
  • на добровольных началах их участников;
  • лиц, имеющих гражданство РФ;
  • граждан, которые постоянно проживают в РФ;
  • прошедшие процедуру регистрации для реализации целей коллективного вероисповедания и распространения религии;
  • осуществившие регистрацию как местные (одно учреждение) или централизованные (объединение нескольких) учреждения, а также как руководящие органы;
  • созданные согласно 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Религиозные объединения и их типы

В Приказе Минюста России № 19-01-159-94 установлено, что религиозное общество — это местное объединение десяти и более совершеннолетних лиц, которые придерживаются одного и того же вероисповедания. Они могут отличаться друг от друга способами организации и управления. Типы этих объединений подразделяются в зависимости от религии: церкви, конфессии и прочие. Другие сообщества:

  • монастырь (лавра, скит) — община монахов, живущих сообществом, и придерживающихся определенных правил, установленных церковью;
  • братство (сестричество) — сообщество, создаваемое (чаще всего) с миссионерской целью;
  • миссия — объединение, целью которого является распространение какого-либо учения, благотворительность и прочие виды деятельности.

Также к объединениям относятся и духовные образовательные учреждения (семинарии, медресе, академии и прочие). Их задача заключается в подготовке священнослужителей.


Виды религиозных объединений

Наказания за нарушение

Предусмотрено два вида ответственности — административная (статья 5.26 КоАП РФ) или уголовная (статья 148). В качестве мер наказания могут быть применены:

  • штрафные взыскания;
  • арест сроком до 90 дней;
  • исправительные работы длительностью до 1 года;
  • ограничение свободы (3-5 лет).

Эти меры воздействия будут применены к лицам, совершившим акт вандализма, нанесшим оскорбление верующему человеку и за прочие правонарушения.

Принцип отделения церкви от государства

Главный раввин России Берл Лазар сказал ТАСС, что необходимость допобразования и аттестации не скажется на возможности раввинов России исполнять свои обязанности. «Образование в ешивах (иудейских духовных учебных заведениях — прим. ТАСС) как в России, так и в других странах устроено одинаково. Всех учат одному и тому же: наш еврейский Закон кодифицирован более двух тысяч лет назад, и с тех пор не изменялся», — сказал он.

По его словам, сейчас в России есть от 20 до 25 раввинов, которые получили образование за границей, но в новые общины направляются только те, кто закончил российские ешивы. «Они периодически проходят тестирование перед комиссией более опытных раввинов. Во главе этой комиссии стою я как главный раввин России, — добавил он. — Мы регулярно тестируем раввинов, которых посылаем в общины, в главном раввинате в Москве».

Главный раввин Москвы, президент Совета раввинов Европы (СРЕ) Пинхас Гольдшмидт сказал ТАСС, что только в Москве работают десятки приехавших еще в советское время раввинов и религиозных лидеров, многие из которых занимают ведущие позиции в общинах. «Чиновники не могут вести подобную деятельность — это попросту невозможно, это также противоречит принципу отделения церкви от государства. Значит, аттестация может проводиться только внутри самой религиозной общины», — добавил он.

Гольдшмидт выразил надежду, что к обсуждению этого вопроса пригласят религиозных лидеров. «Российские власти для того, чтобы защититься от экстремизма, могут сертифицировать зарубежные учебные заведения, где учились проживающие в стране религиозные лидеры, например, проверяя, были ли замечены выпускники этих университетов в какой-либо террористической деятельности», — считает он.

Президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрий Каннер считает, что официально зарегистрированная община может самостоятельно подобрать раввина. «С точки зрения иудаизма это достаточно избыточный закон, потому что уже сегодня есть несколько ешив в России, люди проходят подготовку здесь, сегодня по всему миру работает много раввинов, которые учились в России. <�…> В иудаизме не настолько важно учебное заведение, которое ты закончил, насколько важно имя раввина, который тебя благословил быть раввином. <�…> Если, например, раввин Лазар уполномочил, благословил кого-то быть раввином — неважно, где учился этот человек, я думаю, что этого достаточно, и не надо его проверять второй раз», — сказал Каннер в разговоре с ТАСС.

Свобода совести и вероисповедания

Гарантируются Конституцией РФ (статья 28). Но при этом не допускается:

  • экстремистских демонстраций — агитацию, пропагандирующую расовую непримиримость (статья 29);
  • формирования объединений с целью нарушения целостности страны (статья 13);
  • любых ограничений прав граждан из-за их национальности, расы, или религиозной принадлежности (статья 19).

Совесть

Этот термин обозначает внутреннее качество человека, что проявляется как нравственность, самоконтроль, уважение приличий и соблюдение определенных правил жизни.

Для верующих — это проявление убеждений. Для атеистов — разделение этичных признаков добра и зла.

Свобода

Это определенное состояние человека, в котором именно он сам является причиной собственных поступков. То есть его деяния не обусловливаются воздействием посторонних факторов: природных, социальных, межличностных и прочих.

Важно: понятие «свобода» не нужно путать с вседозволенностью, когда человек не желает принимать во внимание вредительство своих поступков для общества и окружающих лиц.

Значение понятия в Конституции РФ

Основной закон использует понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» как равнозначные. Смысл термина охватывает право человека и гражданина исповедовать любую веру, лично или вместе с другими людьми, придерживаться атеистических взглядов, распространять или менять свои духовные убеждения.

Рассмотрение религиозной организации как разновидности общественных объединений

До 2014 года религиозные организации располагали общим понятием вместе с общественными и считались исключительно как подвид последних.

В Концепции развития гражданского законодательства (пункт 7.1.3.) сказано, что общественные учреждения различных форм, в том числе и религиозные, принимают участие в правовых отношениях:

  • в качестве юридических лиц;
  • для реализации задач финансирования осуществляемой деятельности;
  • при этом деятельность не является предметом гражданско-правового регулирования.

Исходя из этого, наблюдается приобретение общественными организациями признаков строго целевой правоспособности.

Общественные учреждения, по сути, обладают единой правовой формой, вне зависимости от особенностей осуществляемой деятельности, выходящей за пределы гражданского права.

Требование к рассмотрению религиозных как подвида общественных было затронуто и в литературных источниках (учебник под редакцией Е.А. Суханова “Российское гражданское право”, том 1, страницы 272, 273).

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской

До принятия в 1997 году ФЗ № 125 на территории России действовал Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Что изменилось с вступлением в силу нового варианта документа:

  • изменилась процедура создания организаций;
  • сузился круг лиц, которые могут стать учредителями и участниками сообществ;
  • право создания местной религиозной организации теперь предоставляется только россиянам, иностранные граждане могут быть только участниками.

Важно: в некоторых российских регионах действуют собственные законы о соблюдении права на свободу вероисповедания. Однако все они подчиняются федеральному законодательству.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]