Главная цель нашего путешествия по Анатолии была посетить церковь Святого Николая Чудотворца в Демре, Турция. Это место является одной из самых значительных христианских святынь на Востоке. А еще — это родина святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца, который почитается преимущественно русскими и греческими православными.
Не все знают этого христианского святого. Он более знаком как сказочник и волшебник, который в канун Рождества приносит детям по всему миру подарки. Этот удивительный человек известен под многими именами: Дед Мороз, Санта Клаус, Николаус, Йоулупукки, Баббо Натале, Ноэль Баба. Но в данной статье речь пойдет о реальном человеке, который жил в IV веке и служил на том самом месте, где сейчас восстанавливается храм в Демре, названный его именем.
А в этом видео мне очень хотелось передать дух этого места. Очень надеюсь, что Вы его тоже сможете почувствовать.
Чем так необычна местность в окрестностях Дерме
Небольшой и уютный приморский город Демре сегодня называют «столицей помидоров» – здесь эти овощи вырастают особенно сочными и сладкими, будто насыщены энергией жаркого южного солнца и ласкового моря. До побережья отсюда буквально пара километров по приморскому шоссе D400. Подробнее о нашем однодневном самостоятельном путешествии из Белека в Демре можно прочитать здесь, а координаты и подробный маршрут к достопримечательности описаны в конце этой статьи.
Кроме многочисленных помидорных теплиц, вдоль дорог на рекламных щитах красуются фотографии помидоров самых разнообразных сортов.
Но история этого места куда более волнующая, чем это может показаться на первый взгляд. Конечно, если удастся не заметить массу сувениров на тему Святого Николая, которые здесь продаются на каждом шагу.
Древний город Демре построен на месте знаменитой с незапамятных времен Миры, который находился в Ликийском регионе.
Место, где была построена церковь св. Николая, люди издревле считали необыкновенным – в дохристианские времена здесь располагался храм Артемиды. И жрецы возносили здесь хвалу своим богам.
На рубеже нашей эры в Мирах побывал апостол Павел по дороге в Рим и обратился к жителям Миры с проповедью. Такова предыстория появления христианской общины в городе.
Сегодня о тех временах напоминают гробницы, выстроенные в скальных склонах и античный амфитеатр.
Позднее Мира становится важным христианским центром, но непреходящую славу города составляет именно образ Святого Николая Чудотворца, нелегкий земной путь которого пролегал по этим местам. Побывать там, где некогда жил и проповедовал великий святой – ни с чем несравнимое ощущение.
Имя Николая Чудотворца хорошо известна всем, независимо от вероисповедания. Особенное почитание он нашел в нашей стране. Но не все знают реальные факты об этом необыкновенном святом человеке.
Список турагентств
Экскурсию «Демре – Миры – Кекова» можно приобрести у представителей следующих турагентств:
- Натали Турс – 65$;
- Pegas Touristik – 60$;
- Anex Tour – 60$;
- Tez Tour – 55$;
- Coral Trevel – 55$.
Экскурсию можно купить и в местных турагентствах. Такая поездка обойдется вам в 35–45$. Однако низкая цена может негативно отразиться на качестве услуги, поэтому подробно выясняйте условия поездки.
Святой Николай – жизнь и легенда
Со времен Римской империи сохранилось достаточно исторических источников, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что в 300 году пост епископа города Миры занял священнослужитель по имени Николай. На тот момент ему было 55 лет.
Вот еще подтвержденный исторический факт: будущий святой появился на свет в городе под названием Патара, в двух днях пути от города Миры Ликийские. К слову, происхождения он был знатного и мог бы вести спокойную и обеспеченную жизнь аристократа, лишенную забот о хлебе насущном. Некоторые источники сообщают, что отец Николая был мореплавателем и судовладельцем – это одно из объяснений, почему его считают покровителем моряков.
Такое случается не часто, но будущий архиепископ Миры Ликийской был совершенно безразличен к материальным благам, будучи щедро одаренным ими с детства. Большинство людей были прагматичны тогда, как и в наши дни, но Николай еще в юные годы избрал для себя путь служения Богу и помощи нуждающимся людям.
Рассказать вам о том, что произошло тогда, в первой половине IV века, может каждый житель Демре: Николай Чудотворец получил такое прозвище за способность исцелять людей, даже находящихся на грани смерти, а еще защищать от буйства стихии.
Вот лишь несколько известных историй.
Первое чудо. Однажды, во время шторма епископ Николай вернул к жизни моряка, сорвавшегося с мачты. Своей глубокой верой и силой молитвы святой оживил несчастного, хотя, упав с такой высоты, тот должен был разбиться насмерть.
Очевидцы были потрясены, а слава Николая Чудотворца стала быстро распространяться в окрестных землях и по всем христианским странам. Святитель Миры Ликийской стал проводником божественной помощи для моряков и всех, кто терпит бедствие по вине неистовых вод морских.
Второе чудо также связано с водной стихией: Николай совершал паломничество в Святую Землю, и корабль, на котором он плыл, застигла в открытом море сильнейшая буря. Сила молитвы, вознесенной святым, сумела укротить стихию и спасти судно, после этого благополучно достигшее берега.
Третье чудо связано с неожиданным богатством и замужеством. У состоятельного отца отца было 3 дочери-красавицы. Но однажды он полностью разорился и стал нищим. Денег не хватало даже на еду, не говоря о необходимом приданном, чтобы выдать своих дочерей замуж. Тогда он в отчаянии решил продать невинность своих дочерей, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение.
Святому Николаю стали известны эти преступные помыслы, и он решил избавить семейство от материальной нищеты, чтобы они не погибли от нищеты духовной. Поэтому тайно ночью он подбросил в окно дома мешок с золотыми монетами. С благодарностью принял несчастный отец такой подарок, после чего смог успешно выдать своих дочерей замуж.
Архиепископ Николай умер в 343 году, 2 года не дожив до 100 лет. Святителя похоронили в церкви, где он почти полвека был главным христианским пастырем всей Ликии.
После смерти он был причислен к лику святых, и его целебные мощи стали почитаться верующими. Но спустя века произошло событие, которому нет однозначной оценки. Есть две противоположные трактовки.
Примерно в XI веке, когда в Европе в самом разгаре было странное явление – «охота за мощами», представители христианской общины итальянского городка Бари выкрали останки Святого Николая, вывезли их из Демре и объявили своей святыней.
Существует и другая версия этого события. В 1087 году одному благочестивому священнику итальянского города Бари во сне явился святитель Николай и сказал, что не хочет, чтобы его останки оставались в пустыне. Именно после этого была снаряжена экспедиция в Миры, откуда мощи святителя были с почестями доставлены в Бари, где и находятся по сей день.
LiveInternetLiveInternet
Получилось очень длинно, но увиденное, услышанное и прочитанное о церкви Святителя Николая настолько не соотносилось, что захотелось разобраться.
Мои прабабушка и бабушка по маминой линии были глубоко верующими, строго соблюдали церковные каноны и ритуалы. Поэтому и я, когда гостил у них в детстве и отрочестве, оказывался в информационном поле православия, что, несомненно, нашло своё отражение в моих отношениях к религии. Например, если я вдруг оказываюсь в церкви, то непременно первым делом ищу икону Николая Чудотворца, чтобы поставить у неё свечку. Почему так? Не знаю: может, потому, что он был наиболее почитаемым святым в доме, а может, потому, что мне тогда больше всех нравилась его икона в домашнем иконостасе. Вот она.
Святитель Николай Угодник Мирликийский
Сейчас эта икона хранится у меня.
Естественно, такое моё отношение к Николаю Чудотворцу чисто подсознательное: ни его биографии, ни о его деяниях я не удосужился разузнать, а упоминаемое иногда вместе с его именем определение «мирликийский» я воспринимал, как набор букв, видимо имеющий какое-то значение в церковной иерархии.
Поэтому, собираясь в экскурсионный тур в Турцию по древней Ликии, я никак не связывал программное посещение церкви Святого Николая в Демре с образом Николая Чудотворца. И даже всерьез рассматривал возможность сбежать из группы на время посещения церкви, чтобы посмотреть древние скальные гробницы ликийских царей. Благо, находились они всего в какой-то паре километров от храма.
Но уже на месте, трезво оценив ситуацию, от коллектива решил не отрываться.
А в какой-то момент информационные пазлы сложились в картинку, и я вдруг понял, что церковь, включенная в программу тура, имеет непосредственное отношение к тому самому Николаю Чудотворцу и стоит на месте его погребения.
Скажу сразу: посещение храма вызвало у меня интересные ощущения и эмоциональные, и физические. Я долго искал им определение и. пожалуй, наиболее точно это ощущение можно охарактеризовать как благостное. Что стало его источником, сказать затрудняюсь: то ли аура намоленного места (здесь еще до христианской церкви стоял храм Артемиды),
то ли прохлада, которую хранят толстые каменные стены, в то время, как снаружи одуряющая жара,
то ли на первый взгляд незначительные свидетельства повседневной жизни наших далеких предков.
Гида нашего турецкого я практически не слушал, а старался увидеть, ощутить. Полагал, что уж о церкви Святителя Николая всё узнаю в Интернет. А напрасно: Интернет, как всегда, предоставил витиеватую смесь фактов и домыслов об истории храма на тему «как оно могло быть».
Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.
Мало того, как говаривал Мюллер Штирлицу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие» со всеми вытекающими последствиями.
Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть, агиография называется.
Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. (Википедия). Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.
А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.
Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.
С 300 по … где-то так до 345 год н.э., до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).
Очень долго существовало мнение, что именно в этой церкви служил Святитель Николай, где и был захоронен.
Однако источники говорят, что Святитель Николай был захоронен вне городских стен в старинном ликийском саркофаге на месте разрушенного языческого святилища, храма Артемитды.
Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.
Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.
Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.
Немало слухов ходит о преемственности церкви Николая Угодника в Демре и предшествующего ей храма Артемиды
Например, некоторые утверждают, что именно Святитель Николай и разрушил стоявший здесь языческий храм. Житие Николая Чудотворца действительно упоминает факт осквернения им храма Артемиды: «Николай пришел в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен, представляя собою приятное для бесов жилище. Святой Николай разорил этот храм скверны, сравнял высокое его здание с землею и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху, ополчившись более на бесов, нежели на самый храм» (Источник). Однако археологические исследования утверждают, что храм Артемиды в Мире был разрушен во время землетрясения во 2 веке н.э.
Еще один спорный момент – использование в оформлении православной церкви некоторых элементов декора и культовых атрибутов языческого храма. И если применение обломков в качестве строительного материала не вызывает сомнения (в кладке стен церкви и ограды церковного двора есть каменные блоки с древнеэллинскими письменами), то предположение, что мозаичные полы церкви Николая Угодника тоже когда-то украшали храм Артемиды – явный вымысел. В противном случае, как минимум, следовало бы признать, что языческий храм имел ту же планировку, что и церковь.
Кроме того, специалисты характеризуют эту мозаику как прекрасный образец средневизантийского мозаичного искусства, а некоторые узоры (гид сказал) представляют собой христианскую символику.
Возможно, этот мозаичный узор рядом с алтарем в церкви Николая Угодника в Демре символизирует «
Апо́столов от семи́десяти » — ученики Христа и его учеников.
А вот то, что алтарь и колонны около алтаря перекочевали в церковь Николая Чудотворца из храма Артемиды, вполне можно поверить: они заметно отличаются по стилистике исполнения от церкви и кажутся здесь несколько чужеродными.
Нельзя обойти вниманием тему места погребения Святителя Николая и перенесения его мощей
Принято считать, что мощи святого покоились в одном из саркофагов, находящихся сейчас в церкви. И не просто «в одном из», а в конкретном, заключенном в стеклянной витрине. Именно к нему стоят паломники и просто туристы, чтобы приложить иконки (к стеклянной витрине), приобретенные в многочисленных лавках вокруг церкви. Даже царь наш Николай 1, который финансировал реставрацию церкви в Мире в 1862 году, заказал высечь на мраморной крышке этого саркофага тропарь Святителю Николаю «Правило Веры». И латиняте, купцы из города Бари, так же думали, когда прибыли изымать мощи. Однако, про них лучше рассказать всё по порядку.
Легенда гласит, что в те далекие времена у жителей древней Миры был обычай прятаться в горах, если городу что-то угрожало: стихийное ли бедствие или вражеское нападение. Так было и в тот раз, когда над городом нависла угроза нападения сельджуков: народ побежал в горы. А про мощи Святителя и забыли. «Как же так?! Почему меня оставили?», возмутились мощи Святителя, являясь то одному горожанину, то другому. Но те только отмахивались: мол, извините, уважаемый, не до вас.
И так мощам обидно стало, что дух Николая явился епископу далекого города Бари (территория современной Италии) с просьбой перевезти его останки в сей славный портовый город, ибо сам святитель происходил из купеческого рода, а посему очень благоволил к морякам.
История умалчивает о подробностях, но, видимо, чтобы подстраховаться, Святитель явился и кому-то в Венеции. И вот, весной 1087 года, корабли двух городов, Бари и Венеции, устроили чуть ли не гонки морские, призом в которых должны были стать мощи Святителя Николая.
Победили барийцы. В церковных писаниях говорят, что жители Миры с плачем прощались с мощами Святителя Николая, но с пониманием отнеслись к воле Святого.
Досталось кое-что из мощей и венецианцам: барийцы изымали мощи наощупь, так как «гробница была наполнена благоухающим миром», вот и пропустили что-то. Но и венецианцы были не очень внимательны, потому что небольшая часть мощей сейчас хранится в Анталийском археологическом музее. Кстати, уже в конце 20 века было доказано, что останки в Бари, Венеции (частично, так как прихватили часть чужих останков) и Анталии действительно принадлежат одному человеку.
Однако, агиографические исследования последних лет показывают, что перенесение мощей Святителя Николая было не столь благочестивым, как описывают древние хроники, но не менее захватывающим.
Дело было так(источник).
В тот исторический период в христианском мире развернулась настоящая охота за священными реликвиями: считалось, что не важно, как они достались, всё равно помогут. Вот и решили барийские моряки, отправляясь в Сирию (Антиохию) с грузом зерна, заодно завладеть каким-либо образом святыми мощами Николая Угодника из Мир Ликийских. По другой версии, продажа зерна была прикрытием, а главной целью экспедиции как раз мощи и были. По прибытии в Миры, разведка барийцев выяснила, что город занят сельджуками, поэтому сначала решили продать зерно (избавиться от груза), а на обратном пути повторить попытку.
Прибыв вторично в город, сельджуков там не обнаружили, но и горожан было мало: они, как это у них водится, прятались в горах. Беспрепятственно добравшись до церкви, барийцы численностью 11 человек нейтрализовали четырех монахов, заперев их в одной из келий. С саркофагом, в котором вроде бы должны были храниться мощи, не церемонились: просто его разбили. Но он оказался пуст. Тогда привели одного из монахов и, применив к нему меры физического воздействия, а попросту избив, выяснили местоположение мощей: в гробнице под мозаичным полом одного из приделов храма. Так как операция была тайной, свет не зажигали: быстренько взломали пол, сгребли, что под руку попалось (как оказалось, не всё), и поспешили на корабль.
Избитый монах освободил остальных, и они организовали преследование. К ним присоединились немногочисленные горожане, узнавшие о происшествии. Но у диверсантов была фора, поэтому они почти без потерь добрались до корабля, хотя пришлось бросить кое-что из похищенного в храме. Но мощи таки увезли.
Уходили в море барийцы под несущиеся с берега проклятья, перемежающиеся матюгами.
А венецианцы свою часть мощей Святителя Николая Угодника получили только 10 лет спустя, в ходе Первого Крестового Похода. Причем история повторилась в точности, как и с барийцами: нападение на церковь, разрушение, избиение, похищение.
Церковь Николая Угодника в послевизантийский преиод
В заключение хочу привести несколько соображений по поводу послевизантийской истории церкви Николая Угодника.
Считается, что церковь была потеряна после сильного землетрясения в 12 веке, когда над древней Мирой сомкнулись селевой поток с гор и воды, повернув шей вспять реки Мирос, погребя город под шестиметровыми отложениями. А обнаружил её только в 1850 году русский путешественник Андрей Муравьев, усилиями которого и были организованы работы по восстановлению православной святыни. И с тех пор редкое упоминание о храме Святого Николая Угодника обходится без упрека в адрес турок по поводу его запущенного состояния.
Между тем факты говорят о том, что первое документально подтвержденное осквернение храма совершили христиане, а именно барийцы при изъятии мощей Святителя Николая, сопровождающееся разрушением внутреннего убранства церкви и избиением служителей. Нелишним будет заметить, что город Миры до этого неоднократно захватывали, сначала арабы, а потом и сельджуки, однако каких-либо сведений о разрушении ими церкви, а тем более об осквернении мощей, нет.
Глупо было бы утверждать, что посягательств на православную святыню не было вообще. Об этом свидетельствуют «выколотые» глаза святых на фресках храма.
Но это больше похоже на мелкое хулиганство по сравнению с разрушением храма Артемиды Святителем, а не на целенаправленное действо, так как эти следы вандализма заметны только в атриуме (кажется, так называется первое после входа помещение в православном храме), а дальше хулиганам идти было, похоже, лень.
И еще. Мало кто из туристов, посещающих сегодня церковь Святителя Николая в Демре знает, что она использовалась по своему прямому назначению еще в первой четверти 20-го века. О ней, как о действующей церкви при монастыре (!) свидетельствовали и европейские путешественники, изредка забредавшие в эти края, еще в 17 веке. Андрей Муравьев в 1850 году тоже рассказывает о храме, как о действующей обители с игуменом и, как минимум, одним послушником. Он же описывал плачевное состояние святыни.
Ну а каким еще можно увидеть храм, у которого прихожан с десяток нищих пастухов греков? Ведь Миры Ликийские после стихийного бедствия 12 века так и не возродились.
Службы в церкви Святителя Николая прекратились только после 1923 года вследствие насильственного «греко-турецкого обмена населением» после поражения Греции во Второй Греко-Турецкой войне. Еще этот процесс называют «изгнанием греков».
Сейчас руины церкви имеют статус музея и исторического памятника. С 50-х годов прошлого века здесь ведутся регулярные археологические исследования и реставрационные работы, цель которых – не восстановление, а сохранение. В частности сохранение изумительных фресок 11-12 века.
Если судить по отзывам туристов, побывавших в храме несколькими годами ранее, то заметны изменения, которые можно охарактеризовать как уважение к святыне чужой веры (хотя, Турция считается светским государством): с территории музея убрали статую Санты Клауса; саркофаг, в котором предположительно изначально покоились мощи Святителя Николая скрыт за стеклянной витриной; перекрыт доступ к алтарю храма: дресс-код не строгий, тем не менее, женщинам рекомендуют покрыть голову. Русская Православная Церковь иногда обращается к туркам с просьбой о проведении служб в храме и всегда получает согласие.
А напоследок предлагаю небольшую фотоэкскурсию по церкви Николая Угодника: как её увидел я.
Серия сообщений «Турция»:
Часть 1 — Мифы церкви Святителя Николая в Демре Часть 2 — Полёт над Каппадокией Часть 3 — Загадка Ванейры из Саратли Часть 4 — Любовь к амфитеатрам Часть 5 — Белое чудо Памуккале Часть 6 — Долгий путь к храму Аполлона
История храма
Нынешнее здание церкви в честь Святого Николая не сохранило ничего от первоначального – самые старые фрагменты относятся к VI веку.
У местности вокруг Демре (Турция) очень непростая история: власть неоднократно переходила от христиан к мусульманам и наоборот. Естественно, при религиозных конфликтах страдали и верующие, и их святыни.
А если вспомнить о том, что на этих землях часто происходило другое страшное бедствие: землетрясение, то становится очевидным, что сохраниться с античных времен до наших дней эта церковь не могла бы.
В 529 году после мощного землетрясения император Юстиан восстановил храм. В исторических записях есть сведения, что гробница святителя уже существовала в это время.
В VIII веке церковь была полностью разрушена (это могло быть стихийное бедствие или в результате нападения врагов). В IX или X веках на этом месте вновь была воссоздана базилика с куполом.
В XIX веке, когда Российская империя стала главным оплотом восточного христианства, церковь Святого Николая Чудотворца несколько раз реконструировали на средства, пожертвованные домом Романовых.
К счастью, у Святого Николая всегда находилось достаточно последователей, чтобы возрождать его храм из руин. Эта традиция сохраняется и в наше время.
Вот план базилики святого Николая Чудотворца, взятый из описания его жития.
Природа
Природа окрестностей Демре и Миры мало отличается от других уголков Турции. Проезжая в автобусе по извилистым горным дорогам, туристы смогут любоваться скалистыми берегами Средиземного моря, маленькими турецкими поселениями и великолепными морскими видами.
Остров Кекова частично ушел под воду в результате сильного землетрясения.
Он имеет вытянутую форму и со всех сторон омывается прозрачными водами, сквозь которые можно увидеть остатки античного города.
Раньше в полуразрушенных зданиях острова селились рыбаки и пираты, но поскольку пресной воды на территории острова не осталось, он стал необитаемым.
Советуем посетить Принцевы острова, Клеопатры, Черепаший остров. Своей красотой и неповторимостью вас удивят водопады: Куршунлу, Дюден.
Храм в Демре сегодня
В наши дни церковь Святого Николая Чудотворца в Демре (Турция) функционирует как музей, посетить ее могут все желающие за весьма умеренную плату.
Входной билет стоит 15 лир (это чуть больше 300 руб. или 5$).
Кстати, раз в год, 6 декабря, здесь проводят богослужение. Ко дню Святого Николая в храм в Демре съезжаются сотни паломников со всего света.
Несмотря на то, что постройкам уже почти полторы тысячи лет, сохранились они относительно неплохо.
Чтобы приостановить разрушение, пришлось выстроить навес, защищающий все здание. К сожалению, это мешает как следует осмотреть его снаружи, но уж лучше так, чем оно будет неуклонно разрушаться от воздействия дождя, солнца и ветра.
И еще: поскольку город находится на берегу одноименной реки, а за прошедшие века она еще и меняла свое русло, грунт под церковью просел, и сама она на треть ушла под землю. Современный турецкий Демре находится на 6 метров выше древней Миры.
Очень необычно то, что приходится спускаться по ступеням вниз, чтобы попасть внутрь храма, а не подниматься вверх, как это привычнее для нас.
Реставраторам удалось восстановить с высокой точностью фресковую роспись стен.
и мозаики на полу, которые датируются приблизительно XI – XII веками.
Мысль о том, что все, что мы видим, видели прихожане и паломники почти 1000 лет назад, захватывает и не дает покоя.
Такое необыкновенное чувство близости истории трудно сравнить с чем-либо – его нужно ощутить самостоятельно!
Особенного внимания заслуживает мозаичный пол в храме. Он сделан из мрамора, узоры его геометрических фигур являются одними из лучших образцов византийского искусства того времени.
Может быть, эти орнаменты сохранились в помещении еще с дохристианских времен. Вполне возможно, что однажды на них ступала нога Святого Николая, когда он был всего лишь смиренным служителем церкви.
Никольский Морской собор Кронштадта
Величественное здание вблизи Петербурга в его морском порту Кронштадте мне довелось увидеть в 2007 году. Величественное здание в стиле барокко потрясло красотой и размером. Рассчитан собор на 10 тыс. человек.
Морской Никольский собор Петербурга (Кронштадт)
В 1903 году император Николай II издал указ о строительстве святыни. Собор возводили под руководством одаренного русского зодчего XIII века Саввы Чевакинского, а в 1913 г. освятили. Морской собор с 5 куполами и группами колонн. Убранство внутри восхитит не меньше: золочение, лепнина, резьба по дереву и камню.
Несмотря на закрытие в годы советской власти, храм сохранился. Памятник архитектуры внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Главный придел церкви
После многочисленных коридоров и маленьких вспомогательных помещений мы неожиданно оказались в огромном зале. Здесь расположен главный придел храма.
В центре под кирпичным сводчатым потолком возвышаются 2 колонны,
а чуть далее в алтаре вокруг престола — еще 4 поменьше.
За колоннами трехстворчатое окно, а под ним каменные ступени или горнее место. А вот слева виден вход в какое-то дополнительное помещение. Возможно, туда ведет подземных ход.
Но кроме темноты мы там ничего не разглядели.
В главном приделе церкви есть 3 этажа
Зал освещается солнечным светом, лучи которого проникают с двух противоположных сторон.
Что взять с собой в дорогу?
Чтобы от экскурсии остались только приятные впечатления, заранее подготовьтесь к длительному путешествию и возьмите с собой следующие предметы:
- головной убор;
- солнцезащитные очки;
- косметические средства, защищающие от солнца;
- купальные принадлежности (можно надеть под обычную одежду);
- видео- или фотокамеру;
- ланч-бокс с завтраком (если завтрак не входит в стоимость экскурсии);
- деньги (лиры) на покупки и оплату дополнительных услуг (около 100$).
Обязательно наденьте легкую и удобную обувь, а также одежду, закрывающую плечи. Поскольку большая часть дня пройдет под лучами палящего солнца, нужно уберечь себя от солнечных ожогов.
Совет! Обязательно выясните, предполагает ли экскурсия русскоговорящего гида и включает ли она бесплатное посещение всех перечисленных достопримечательностей.
Главная святыня
В одном из боковых проходов в церкви стоит саркофаг, в котором много веков назад был погребен архиепископ. Сейчас он пуст – часть мощей так и осталась в городе Бари, а часть хранится в Анатолии. Зато сам саркофаг считается подлинным.
На его мраморной крышке расположена скульптурная композиция: мужчина и женщина. Но разглядеть ее в сумрачном помещении непросто. Видно, что она сохранилась в очень посредственном состоянии.
Кажется странным, что барельефы не несут какой-либо религиозный смысл. Однако стоит учитывать, что в то время был обычай хоронить людей в древних гробницах, которые просто брались с языческого кладбища.
У мраморного саркофага разломана боковая поверхность. Видимо, при похищении святых мощей было принято решение разбить более тонкую перегородку. Возможно, открыть верхнюю массивную крышку гробницы оказалось сложнее.
Сейчас христианская святыня огорожена высоким стеклом, к которому прикасаются верующие. А также прикладывают к нему приобретенные иконы и свечи. Мне почему-то вспоминается, что когда я была в этом месте несколько лет назад, то оградительного стекла не было, и мы прикасались непосредственно к самому саркофагу.
Сегодня можно освятить все святыни и под гробницей. На полу есть небольшие углубления под саркофагом, куда можно опустить руку с иконой и даже взять небольшой кусочек земли.
За стеклом туристы и паломники оставляют множество записок. Однако, я услышала от русских экскурсоводов два противоположных мнения по этому поводу. Одна предлагала написать имена близких или желания и оставить листок святому Николаю. Другая же категорически не рекомендовала этого делать. Она говорила, что каждый вечер турецкие служители метлой выгребают весь этот бумажный мусор, без всякой жалости к христианской святыни.
Внутренний двор
После сумрачных церковных коридоров мы неожиданно вышли в церковный двор.
Он окружен каменной стеной, а над головой — голубое южное небо.
Здесь, видимо, хранятся раскопанные детали, которые ранее украшали древнюю базилику: каменные плиты с узорами, колонны.
Здесь же мы обнаружили еще один таинственный ход. Доступ туда закрыт, только фотоаппаратом немного удалось заглянуть внутрь темноты.
Выходили мы из храма какие-то притихшие, несмотря на многочисленные толпы туристов вокруг.
У каждого были свои мысли, свои желания, с которыми мы обращались к великому Чудотворцу и самому известному «русскому» святому: Николаю Угоднику.
Возле церкви расположены многочисленные кафе и сувенирные лавки. Турецкий продавец предлагает свежевыжатый сок и сладости, по соседству распродают иконы и прочую христианскую символику, за столиками кафе в тени отдыхают туристы. И только молчаливо возвышается по центру еще один памятник святому Николаю,
где он изображен с мешком подарков в окружении детей.
Иконная лавка
Перед выходом из территории церкви святого Николая есть иконная лавка. Фотографировать внутри нельзя. Не могу сказать, что мне это всегда мешало, но здесь сделать фото весьма проблемно. Вещи внутри бесспорно красивые и дорогие. Хотя не так. Очень красивые и очень дорогие — будет вернее. Большей частью это иконы из золота и серебра инкрустированные драгоценными камнями. Если бы у меня было совершенно лишние 500у.е., а лучше совершенно лишние 2000 у.е., я бы себе чего-нибудь приобрёл, но т.к. сии суммы у меня не водятся отделался магнитом за 3$))) На фото ниже пример иконы из драгоценных металлов с изображением святого Николая. Такие иконы можно купить в иконной лавке у церкви.
Понравилась статья? Поделитесь ей!
- 1
Где находится, как добраться
Где находится и как добраться в древний город Миры, Ликийской области? Этот вопрос особенно актуален тем, кто хочет приехать сюда самостоятельно, как это сделали мы.
Координаты храма святого Николая Чудотворца в Демре, Турция: 36.24472, 29.98555.
А вот его расположение на карте:
Подробнее про наш маршрут можно почитать здесь. А если кратко, то мы добирались на арендованной машине из Белека. При въезде в Демре (со стороны Кемера) есть указатели на Noel Baba (это церковь святого Николая) и Myra (это Ликийские гробницы и амфитеатр).
С главной дороги поворот в одну сторону.
А вот дальше на круговой развязке есть указатель, который разделяет эти два места. Мы сначала не поняли, что это разные объекты.
Думали, что по указателю «Миры» находятся все достопримечательности вместе. Ну никак не могли представить, что название «Baba» как-то может относиться к Николаю Угоднику.