Трое детей, безденежье, провалы в памяти от усталости… Бог не слышит?


Отступ­ле­ние от Бога

Самая оче­вид­ная при­чина, по кото­рой Бог не отве­чает на молитвы – отпа­де­ние от Бога. Оста­вим в сто­роне явное отри­ца­ние суще­ство­ва­ния Бога, вряд ли атеист станет молиться. Но есть люди, кото­рые отсту­пают от Бога путем обра­ще­ния к дья­волу. И это вовсе не обя­за­тельно откры­тый сата­низм. В послед­ние деся­ти­ле­тия стали неве­ро­ятно попу­лярны раз­лич­ные оккульт­ные и духов­ные прак­тики, кото­рые не имеют ничего общего с верой в Бога. Эзо­те­рика, оккуль­тизм, восточ­ные духов­ные прак­тики, магия, экс­тра­сен­со­рика, язы­че­ство – это далеко не полный список того, к чему не должен при­ка­саться ни в каком виде пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Даже баналь­ные горо­скопы и те, несмотря на лег­ко­мыс­лен­ное к ним отно­ше­ние многих людей, губи­тельны для души и посему запретны для хри­стиан. Увы, многие люди пола­гают, что можно сов­ме­щать веру в Бога с посе­ще­нием гада­лок и экс­тра­сен­сов, заня­ти­ями йогой с пением мантр, зани­маться «белой» магией или с языч­ни­ками водить хоро­воды на Купалу. А потом искренне удив­ля­ются, почему же они, придя в храм, поста­вив по 5 свечей на каждый под­свеч­ник, не полу­чили того, что про­сили у Бога. Такой духов­ный вине­грет про­ти­вен Богу и прямо запре­щен в Свя­щен­ном Писа­нии. Только полное отвра­ще­ние от покло­не­ния падшим духам и обще­ния с ними, пока­я­ние и обра­ще­ние к Богу даст уве­рен­ность в том, что Гос­подь захо­чет услы­шать молитву.

Придет время, когда свет Господень озарит нас и даст нам понять, что молитва наша услышана

Вернемся же к молитве Спасителя и задумаемся: была ли она услышана? Без сомнения. Сын Божий получил укрепление и помощь, и хотя горькая чаша испытаний не миновала Его, Отец Небесный дам Ему силы принять этот крест и пронести его до конца.

Будем же и мы уверены в том, что

«рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать».

(Ис. 59, 1)

Бог всегда нас видит, слышит наши молитвы.

И, несмотря на то, что сегодня нам кажется, что Создатель нас не слышит, обязательно придет время, кода свет Господень озарит нас и даст нам понять, что молитва наша услышана.


Придет время и Господь даст нам понять, что молитва наша услышана

Почему Бог не слышит наши молитвы? [Евангелие дня]

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Мало­ве­рие и сомне­ние в помощи Божией.

Другая оче­вид­ная при­чина, по кото­рой Бог не отве­чает на молитвы – мало­ве­рие. Читая Еван­ге­лие, мы встре­чаем мно­же­ство при­ме­ров веры, ради кото­рых Гос­подь Иисус Хри­стос испол­няет просьбы – вос­кре­шает, исце­ляет, очи­щает, изго­няет бесов и т.д. Хри­стос ука­зы­вал веру непре­мен­ным усло­вием для тех чудес, кото­рые Он совер­шал. Так, Иаиру, началь­нику сина­гоги, про­сив­шему исце­лить его при смерти лежа­щую дочь, Хри­стос гово­рит: «не бойся, только веруй, и спа­сена будет» (Лк.8:50). И не только исце­ляет, но вос­кре­шает из мерт­вых, видя веру отца.

Жен­щине, две­на­дцать лет стра­дав­шей от жен­ской болезни с кро­во­те­че­нием, и исце­лив­шейся только от одного при­кос­но­ве­ния к одежде Спа­си­теля, Он гово­рит: «вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:48). Вера – это первое и важное усло­вие, кото­рое подви­гает чело­века обра­титься к Богу с молит­вой. И вовсе не обя­за­тельно, что про­сить мы будем исце­ле­ния боль­ных или вос­кре­ше­ния мерт­вых. Любая молит­вен­ная просьба тре­бует веры в то, что про­си­мое будет дано.

Вера в это должна быть твер­дой, без­ого­во­роч­ной и не име­ю­щей сомне­ний. О необ­хо­ди­мо­сти именно такой веры крас­но­ре­чиво повест­вует еван­гель­ская исто­рия. Хри­стос, «увидев при дороге одну смо­ков­ницу, подо­шёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, гово­рит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смо­ков­ница тотчас засохла. Увидев это, уче­ники уди­ви­лись и гово­рили: как это тотчас засохла смо­ков­ница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усо­мни­тесь, не только сде­ла­ете то, что сде­лано со смо­ков­ни­цею, но если и горе сей ска­жете: «под­ни­мись и вверг­нись в море», – будет; и всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» (Мф.21:19–22). Сила веры, и при­ло­жен­ная к ней молитва, спо­собны тво­рить чудеса. Мало­ве­рие же и не спо­собно давать явные, добрые плоды. А если чело­века еще и гложут сомне­ния в том, что Бог помо­жет, то у Бога и вовсе не будет осно­ва­ний отве­чать на молитву.

Несо­блю­де­ние запо­ве­дей Божьих

Упор­ство в грехе также явля­ется при­чи­ной того, что Бог может не отве­тить на молитвы. Бог дал людям запо­веди как един­ственно верное духов­ное руко­вод­ство в жизни. Воля Божия для чело­века заклю­чена в испол­не­нии Его запо­ве­дей. Если чело­век не живет согласно запо­ве­дям Божьим, грешит, каяться не желает, а наобо­рот, вос­при­ни­мает грех как норму жизни, то Бог может не отве­тить на молитвы. Кто-то скажет – все люди грешны, и, несо­мненно, будут правы, без­греш­ных людей не бывает. Но есть прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие в том, что одни люди каются в своих грехах, а другие счи­тают их нормой и каяться не соби­ра­ются. В пример можно при­ве­сти блуд­ные грехи, акту­аль­ные во все вре­мена. Так назы­ва­е­мые «граж­дан­ские браки» явля­ются блуд­ным сожи­тель­ством, но многие люди не видят в них ничего пло­хого и активно прак­ти­куют.

Сюда же можно отне­сти и то, что далеко не все люди имеют прак­ти­че­скую веру, то есть не явля­ются людьми воцер­ко­в­лен­ными – регу­лярно участ­ву­ю­щими в цер­ков­ных Таин­ствах, изу­ча­ю­щими Свя­щен­ное Писа­ние и труды святых отцов, регу­лярно моля­щи­мися. Молитвы от случая к случаю и редкие походы в храм «свечку поста­вить» вряд ли можно назвать прак­ти­кой веры. При этом люди могут быть доб­рыми, отзыв­чи­выми, помо­гать ближ­ним. Но это делают и ате­и­сты. Вовсе не обя­за­тельно быть веру­ю­щим, чтобы, напри­мер, зани­маться бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Вера же, согласно опре­де­ле­нию апо­стола Иакова, без дел мертва (Иак.2:26).

Что же про­ис­хо­дит, когда люди, упор­ству­ю­щие в грехе или не име­ю­щие прак­ти­че­ской веры, обра­ща­ются к Богу с молит­вой? Ответ нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии: «при­бли­жа­ются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Чтобы Бог отве­тил на молитвы, мало просто кон­ста­ти­ро­вать Его суще­ство­ва­ние, назы­вать себя веру­ю­щим и ста­вить свечки в церкви. Нужно жить так, как запо­ве­дал Гос­подь. А если при­хо­дит осо­зна­ние тяж­кого греха, кото­рый был при­чи­ной гре­хов­ной жизни, то в нем необ­хо­димо при­не­сти искрен­нее пока­я­ние, и лишь потом при­сту­пать к молитве. Тогда помощь Божия будет ощу­щаться во многих делах и благих начи­на­ниях, Гос­подь будет под­дер­жи­вать в болез­нях и скор­бях, и непо­сти­жи­мым для чело­века обра­зом устра­и­вать все к луч­шему.

Как понять язык богослужения?

– Во время домашней молитвы у нас есть возможность подумать над содержанием, заглянуть в словарь и разобраться с непонятным словом. А что делать в храме, где усваивать содержание молитвы гораздо сложнее?

– Храмовое богослужение (в его современном виде) формировалось в течение многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в такой ситуации: человек, который делает в Церкви первые шаги, не в состоянии охватить умом то, что происходит в храме. Постижение храмового богослужения – это труд особый. К богослужению нужно готовиться заранее: просматривать последование служб и знакомиться с основным текстом, который будет звучать в храме. Сегодня это совсем несложно сделать. Существует множество изданий и сайтов с богослужебными текстами и пояснениями. Особенно важно заранее прочесть и понять отрывки из Священного Писания. Занимаясь этим регулярно, можно постепенно приблизиться к пониманию языка богослужения.

Кроме того, сегодня при храмах действуют воскресные школы, в которых изучают в том числе и богослужебные традиции Церкви.

– Создаются ли новые молитвы в наше время? Или же Церковь пользуется исключительно текстами древних авторов?

– Новые молитвенные тексты будут создаваться всегда, пока существует Церковь. Ведь молитва, как я уже говорил, является воплощенным опытом Церкви. Постоянно пишутся молитвы, обращенные к новопрославленным святым. Например, несколько лет назад был учрежден Собор святых Киевской духовной академии. В связи с этим написали икону академических святых и молитву, обращенную к ним.

– Кто может писать молитвы?

– Только тот, кто имеет особый дар, который можно сравнить с даром поэтическим. Автор молитвенных текстов должен чувствовать их особую внутреннюю поэзию. Кроме того, он должен быть глубоко церковным человеком, чтобы передать в слове молитвенный опыт Церкви. Из наших современников таким особым даром обладал, например, блаженнопочивший Харьковский митрополит Никодим (Руснак). Ему принадлежит множество прекрасных канонов, акафистов и молитв, которые сегодня употребляются в богослужении.

Молитва о том, что не полезно

Слу­ча­ется люди просят у Бога то, что не явля­ется полез­ным для них и может при­ве­сти к печаль­ным послед­ствиям – гре­хо­па­де­нию. Про­мысл Божий о чело­веке заклю­чен в том, что Бог хочет спа­се­ния для каж­дого чело­века и дал сво­бод­ную волю каж­дому из нас, чтобы и мы могли лично участ­во­вать в деле нашего спа­се­ния. Поэтому если чело­век просит чего-то такого, что в итоге будет отри­ца­тель­ным обра­зом влиять на дело спа­се­ния, то Бог вряд подаст про­си­мое. И вовсе не важно, что в кон­крет­ный момент жизни чело­век не видит или не пред­по­ла­гает дурных послед­ствий того, о чем просит. Он не может видеть на годы вперед. Мы даже допод­линно не знаем, что про­изой­дет с нами в сле­ду­ю­щую минуту, а можем только пред­по­ла­гать, пусть и боль­шой сте­пе­нью веро­ят­но­сти. Зато Бог знает все напе­ред. Он знает исход любого нашего дей­ствия, любого про­яв­ле­ния нашей сво­бод­ной воли.

Это все­ве­де­ние Божие очень при­ми­тивно можно пред­ста­вить в виде камня, кото­рый стоит перед былин­ным бога­ты­рем на раз­вилке трех дорог и на кото­ром напи­сан исход каж­дого из путей. Куда бы не пошел бога­тырь, исход тот, что напи­сан на камне. Также и Бог – знает исход любого нашего пути и знает, как повли­яет на нашу жизнь то, что мы просим у Него. Важно пони­мать, что про­яв­ляя свое­во­лие, чело­век может тво­рить разные поступки и про­сить у Бога всего, чего ему забла­го­рас­су­дится. Но поскольку молитва направ­лена к Богу и пода­те­лем блага явля­ется Все­ве­ду­ю­щий Бог, то и окон­ча­тель­ное реше­ние всегда за Ним. Он Сам знает когда, кому и что подать. Поэтому неуди­ви­тельно, что люди, даже живя в согла­сии с Божьими запо­ве­дями, могут годами про­сить у Бога что-то и не полу­чать. Это просто не полезно для их спа­се­ния в данный момент или не полезно вовсе.

Порой слу­ча­ется и так, что чело­век молится только о мате­ри­аль­ных благах, напрочь забыв настав­ле­ние Спа­си­теля: «Не соби­райте себе сокро­вищ на земле, где моль и ржа истреб­ляют и где воры под­ка­пы­вают и крадут, но соби­райте себе сокро­вища на небе, где ни моль, ни ржа не истреб­ляют и где воры не под­ка­пы­вают и не крадут, ибо где сокро­вище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19–21). Если сердце отяг­чено стра­стью стя­жа­ния, то и молитвы будут соот­вет­ству­ю­щими. Но будет ли Гос­подь подо­гре­вать эту страсть? Вряд ли. Апо­стол Иаков явно дает понять это: «Про­сите и не полу­ча­ете, потому что про­сите не на добро, а чтобы упо­тре­бить для ваших вожде­ле­ний» (Иак.4:3).

Поэтому самой пра­виль­ной молит­вой явля­ется не просто «подай, Гос­поди, потому, что мне это надо», а «подай, Гос­поди, если мне это полезно и пусть будет воля Твоя». Воз­ла­гая на Бога попе­че­ние о нашем спа­се­нии, мы должны про­сить в первую оче­редь о нем и о том, что полезно для него. Первая молитва должна быть об этом, а лишь потом все наши хоте­ния и жела­ния.

Также важно пом­нить, что о полу­чен­ных бла­го­де­я­ниях нужно Бога бла­го­да­рить. Многие люди совер­шенно забы­вают об этом чрез­вы­чайно важном деле – молитве бла­го­да­ре­ния, при­ни­мая бла­го­де­я­ния Божии как долж­ное. Просил – полу­чил. Однако, полу­чаем мы ответ на наши просьбы только потому, что Бог любит нас. Роди­тели, вос­пи­ты­вая ребенка, учат его, чтобы он бла­го­да­рил, гово­рил «спа­сибо». Обща­ясь с близ­кими, кол­ле­гами, началь­ством, людьми на улице, чело­век бла­го­да­рит за помощь. Это есть при­знак куль­туры и вос­пи­та­ния. Так разве не нужна такая куль­тура и вос­пи­та­ние в обще­нии с Богом? Бог – это не джин из бутылки, кото­рый испол­няет наши жела­ния, стоит лишь попро­сить Его об этом или свечку поста­вить. Бог – наш Отец, а если мы зем­ному своему роди­телю гово­рим «спа­сибо», то и Бога должны бла­го­да­рить. Иначе можно упо­до­биться девяти из десяти про­ка­жен­ных, кото­рые после исце­ле­ния ушли и не вер­ну­лись побла­го­да­рить Христа.

Когда кажется, что Бог тебя не слышит…


Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс. 118: 126). «Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа. Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи». Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну — тайну молчания Божия. Часто нам кажется, что Бог молчит. А еще точнее — что Бог отсутствует. Часто мы ищем Бога и хотим, чтобы Он сделал что-нибудь, но Он не делает ничего и позволяет событиям развиваться так, как они развиваются, а это развитие может быть для нас драматичным, трагичным, нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает. Естественно, в человеке закипает протест, он как бы хочет сказать Богу: «Почему Ты не делаешь ничего?! Почему Ты не действуешь?! Почему не вмешиваешься и не останавливаешь это, всю эту несправедливость, ведь Ты видишь ее и она против Твоего закона?» Однако Бог молчит.

Бог всегда действовал так. Бог вершил Свои дела в молчании. Он являлся в мире, но в то же время словно отсутствует в том, что происходит в этом мире, и не только в личной жизни человека, но даже в жизни Церкви.

Когда мы читаем жития святых и особенно мучеников первых веков христианства (да и нашего времени), мы видим вот что. Были такие христиане, которых преследовали, которые мученически страдали и кровью заплатили за свою веру во Христа. Были периоды, когда казалось, что Церковь вот-вот рухнет, что враги Церкви достигли апогея своей мощи, силы и славы, а Церковь падает до самого нижнего предела бессилия и унижения. Кто-нибудь сказал бы: «Почему же Бог не вмешивается, почему еретики торжествуют? Почему при врагах Церкви дела идут хорошо, а при нас ничего хорошего нет и вместо благ мы катимся ко всё худшему и худшему?» Потому, думаю, что нас, посланников, Бог поставил последними, как бы приговоренными к смерти, ибо мы сделались позорищем для мира — для ангелов и человеков. Последними людьми, самыми униженными оказались мы, апостолы.

Бог так действует в нашей жизни. Почему? Потому что Он хочет изменить образ нашего мышления, хочет, чтобы в нас включилось покаяние, изменение ума [2]и самого образа нашего мышления, чтобы мы отошли от мирского образа мыслей и вошли в Божий образ мыслей, который есть жертва, любовь и кеносис [3] за другого человека.

Подумайте и увидите, что Сам Господь в Своей земной жизни поступал так, когда был пойман, предан в руки людей и уничижил Себя самым унизительным образом. Тогда святой апостол Петр, руководствующийся человеческими критериями, хотел отрезать ухо слуге, чтобы проявить доблесть и исполнить свою волю, но Христос укорил его и сказал:— Постой, ты что, думаешь, что Я не могу защитить Себя? Если захочу, Я защищу Себя и могу представить здесь 12 тысяч ангелов, чтобы они защитили Меня [4], но Я не хочу этого и не нуждаюсь в человеческой защите. Я добровольно предаю Себя на смерть, не противясь происходящему.

Естественно, подобное происходит в жизни каждого из нас, всех без исключения, тогда в душе действительно рождается такое чувство, что Бог больше не может молчать: «Боже, сделай же наконец что-нибудь! Восстань, пробудись!»

У нас на Кипре многие думают, что богослужение в Великую субботу утром — это и есть Воскресение, когда мы поем: [5]. Но это не значит, что Христос воскрес тогда, это просто молитва Церкви, в которой мы молим Бога воскреснуть: «Восстань, воскресни наконец, не будь столь безмолвен, унижен, сокрыт во Гробе». Это человеческое ожидание, наше желание того, чтобы что-то произошло. И хорошо, что мы не боги. Ведь если бы мы были богами, мы за пару минут перевернули бы весь мир с ног на голову! Мы осудили бы всех и посадили на скамью подсудимых — по-человечески!..

Вспоминаю, как однажды, когда я был молодым диаконом, произошло нечто, и я реагировал подобным образом:

— Ну, что это такое?! Этот человек должен быть наказан, его надо поставить на место, пусть он понесет такое-то наказание!

Старец, естественно, слушал меня, качал головой и ничего не говорил. А я сказал что-то из тех обычных слов, которые мы говорим, когда нас переполняет чувство несправедливости.

На другой день во время литургии читали Евангелие, в котором повествуется, как однажды Христа изгнали из одного города, и Он ушел, а ученики сказали Ему:

— Учитель, хочешь, мы помолимся, чтобы огонь сошел с неба и сжег их?[6] Ведь они Тебя гонят! Они уже совершили к тому времени некоторые чудеса как Христовы апостолы и думали, что поскольку Христос этого не делает, то лучше им самим помолиться, чтобы сошел огонь с неба и сжег жителей того города. Ведь те были грешными и неправедными, а они-то сами были «за справедливость».

И вот «случилось» это евангельское чтение.

Христос ответил им:

— Вы не знаете, какого вы духа! Вы еще не поняли, какого вы духа и какого духа мы. Я пришел не губить души человеческие, но спасать людей. Как только я прочел Евангелие, старец остановил меня в церкви и сказал:

— Прочитай его еще два-три раза, что понять смысл сначала тебе самому, а затем и другим!

Действительно, это великое дело — изменить способ, которым мы мыслим, отстраниться от мирской справедливости и вступить в Божию справедливость, где Бог действует совсем по-другому, как Отец, желающий спасти всех людей, даже диавола. А мы функционируем как люди, желающие установления своей справедливости:

— Посмотри, он же меня мучает, тиранит, он угрожает моей жизни, хватит уже! Я не выдерживаю, не могу больше, закрой же ему рот! Или схвати его за горло! Ну, хорошо, я не говорю: «Убей его», но уж если он умрет, я не заплачу.

В житии святого апостола Карпа, жившего в Риме и благовествовавшего Евангелие [8], говорится, что там был некий еретик-обманщик, притворявшийся христианином, и был он таким красноречивым и ловким шарлатаном, что всё время чинил апостолам препятствия, и им не удавалось проповедовать. Христиане хотели сделать что-нибудь духовное, а он шел и всё проваливал, и они, как люди, вознегодовали.

Молясь, святой апостол Карп имел видение в Святом Духе. Он увидел бездну, над которой висел тот еретик, буквально разорявший дело Церкви. Еретик дрожал и весь трясся, а бездна в любой момент готова была его поглотить.

— Ну, — сказал сам себе святой апостол Карп, — в конце же концов! Пусть он упадет туда, чтобы мы наконец вздохнули свободно! Сколько еще он будет терзать нас, он же просто измучил нас!

И как только произнес эти слова, он увидел перед собой распятого Христа, Который сказал ему:

— Посмотри, Я снова готов распяться за этого человека. А тебя, если будешь продолжать в таком же духе, Я отправлю в бездну! Если будешь продолжать думать так и не поймешь, Кто Мой Дух и какой дух должен иметь ты!

Это действительно трудно, но Церковь своим исцеляющим действием совершает это изменение, а более всего совершает его Сам Бог, Который действует, как знает, и в конечном счете это нам помогает. Иногда проходят долгие годы, а Бог вообще не говорит и попускает человеку терзаться, пока тот не изменит свой образ жизни. И нас разрывает это чувство — чтобы Бог в конце концов восстал и прекратил наши терзания.

Передо мной лежит один еще неопубликованный текст. Однажды некая семья поехала к старцу Софронию (Сахарову), этому святому человеку, в Эссекс, в Англию, к этому святогорскому старцу, описавшему жизнь преподобного Силуана Афонского, поистине современного святого. У этих людей была большая проблема с ребенком, у него была врожденная неизлечимая болезнь, и они действительно несли тяжкий жизненный крест. Ребенок этот был у них единственным. Жизнь их была сплошным мучением.

Пошли они к старцу Софронию, заплакали, открыли свою боль и скорбь, попросили сказать им несколько слов, и, помолясь, он с огромным состраданием рассказал им кое-что из своей жизни, что они тут же записали. Показали затем ему записанное, и старец подписал внизу: «Точно так я и говорил».

Он был русским и безупречно говорил по-гречески, на кафаревусе[9]. Это небольшой текст, в нем он рассказывает о собственном жизненном опыте. Я зачитаю его вам, чтобы вы увидели, как драматично переносили святые это молчание Бога в своей жизни; в конечном счете, это и было ключом, помогшим им открыть дверь к святости. Старец сказал им следующее:

«57 лет я ношу рясу, и мне кажется, что я старался не быть нерадивым к моему спасению, с великим страхом и слезами я всегда молил Бога, чтобы Он стал для меня солнцем, чтобы Он простил мне все грехи и не отринул меня от подножия Своих ног. Я старался, по силе своей, не обидеть никого на земле, и чтобы Бог скорее дал мне мужество служить как можно большим людям, не ожидая от них никакой отдачи — ни материальной, ни духовной, но лишь от Бога чая благодати на прощение грехов. И при всём том за всё это время (более половины века) я не знал ни мира, ни безопасности, но всегда чувствовал рядом с собой какую-нибудь опасность или, по меньшей мере, — неблагоприятное отношение (ко мне)».Действительно, жизнь этого старца была запечатлена сильным отвержением его со стороны людей, но великими дарованиями со стороны Бога. «Что бы я ни начинал делать, даже малейшее дело, почти всегда наталкивался на непреодолимые препятствия. Двери мира сего, почти все, были всегда закрыты предо мною». Представьте себе человека, который 57 лет старается творить Божие дело, а все двери мира сего закрыты для него! Что бы он ни начинал делать, встречал огромные препятствия. «Я состарился и так и не понял смысла всех этих испытаний — то есть проявление ли они гнева Божия ко мне, грешному, или тут происходит что-то другое? Всё, что я переношу, — препятствия, напасти и т. д., — случается, потому что Бог разгневан на меня из-за того, что я грешен, или что-то другое происходит в моей жизни? Я не мог этого понять. Много раз я молил Бога открыть мне, почему всё всегда идет так, но Бог всегда отвечал мне молчанием».

Этот старец, говоривший с Богом лицом к лицу, как приятель с приятелем, и испытавший такие великие состояния благодати, уникальные и редкие, молил Бога открыть ему, почему в его жизни всё идет так, почему у него столько трудностей и препятствий и всё закрыто для него, но Бог всегда отвечал ему молчанием. Бог никогда ему не отвечал. Поэтому старец сказал этим людям:

«Из всего того, что я сказал вам, вы поймете, что я не в состоянии дать вам объяснение того драматичного испытания, в котором вы находитесь, но всегда буду поминать вас в своих молитвах с любовью и состраданием».

И завершает:

«Нам трудно обвинить Бога и оправдать себя».

То есть это очень трудно — сказать, что Бог виновен или Бог разгневан, что всё в жизни у меня идет наперекосяк, но я сам невиновен. Нелегко нам сказать эти слова, взвалить всю вину на Бога и обезвинить себя.

«Но точно так же нелегко сделать и противоположное, подобно приятелям Иова, возжелавшим стать поборниками правды Божией, забывая о том, через какие страшные мучения проходил Иов».

Но опять же, говорит старец, нам нелегко сказать и: «Вы виновны, а Бог невиновен!» Стать адвокатами Бога и сказать страдающему человеку:

— Ты знаешь, Бог не виноват, это ты виноват и поэтому терпишь всё это!

«Другими словами, есть два положения. Первое: “Я невиновен, а виновен Бог, Который мучает меня и терзает, поскольку разгневан!” И второе: “Я виновен, а Бог невиновен!” Но оба они трудны. В первом случае ты не можешь приписать Богу затруднение, через которое проходишь, а во втором — не можешь приписать его одному себе и, без того страдая, понести на себе еще одно дополнительное бремя, а именно то, что ты причина тому и сам виноват во всём, то есть стать адвокатом Бога», — говорит старец Софроний.

И заканчивает он следующими замечательными словами:

«Поэтому Бог молчит, молчим и мы».

Поскольку Бог молчит, то молчим и мы и не можем сделать ничего, как только поминать друг друга в молитве с любовью и состраданием.

Думаю, это очень сильный текст. Все тексты и слова старца Софрония такие сильные. А это слово, которое было его живым словом к людям, я просто нашел, поскольку оно хранилось в монастыре для личного употребления, и попросил, чтобы мне сделали с него копию.

Действительно, как это характерно для нашей жизни! Для всех нас без исключения наступает час, когда мы проходим через такие трудности, когда мы не знаем даже, что и сказать. Взять ли на себя бремя ответственности? Но мы его не выдержим. Мы не можем его понести. На нас и без того давит столько напастей, что мы не выдерживаем их бремени и тягот. Приписать ли их опять же Богу? Но и это тяжело, этого мы тоже сделать не можем. Что же мы тогда делаем? Мы делаем то, что говорит старец Софроний: «Бог молчит, молчим мы». Вручаем жизнь свою в руки Божии с великим доверием. Это то, что мы возглашаем на святой литургии: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Самих себя, все наши дела, всю жизнь свою предадим в руки Христа, чтобы обрести мир, чтобы перестать поедом есть друг друга, вести войну, бороться с Богом.

Почему со мной случается такое? Сколько трудностей, сколько мук, сколько превратностей? Почему ничего не идет как следует в моей жизни? Почему у меня всё не так? Я ничего не сделал, что пошло бы как следует! Всё идет наперекосяк! И старец говорил так:

«Все двери были закрыты, и никогда ни одна дверь не открылась передо мной».

И человек задыхается, это естественно, это по-человечески. Ты задыхаешься в этом вопросе, в этом «почему именно со мной?!» Но, несмотря на это, вопрос «почему?» не имеет ответа или, по крайней мере, такого ответа, которого ты хочешь. Потому что Бог отвечает тебе молчанием для того, чтобы ты понял, что тебе надо успокоиться, обрести мир, и когда ты предашь всё в руки Божии, когда сможешь, хоть и изнуренный всем этим, отдать себя в Божии объятия, прильнуть к Божиим объятиям, тогда ты поймешь, почему произошло всё это. Тогда Бог тебе ответит.

Вы помните пример со старцем Ефремом из Катунаки? Этот старец был послушником у одного очень сурового старца[10], трудного, придирчивого. 42 года в пустыне оказывал он послушание этому тирану, этому человеку с очень тяжелым характером и соблюдал полное повиновение. Хранил себя от того, чтобы осудить старца и пойти против него.

Много раз он задыхался в помысле своем и говорил себе: «Всё, больше не могу, уйду отсюда, оставлю его, пойду туда-то! С ним невозможно жить в таких условиях!» Каждый раз, когда он решался уйти и говорил: «Ухожу, всё!» — Бог покидал его, и он видел (будучи богоносцем), как благодать оставляет его. Ничего не менялось к лучшему, однако он возвращался обратно, плакал и испрашивал прощения у Бога за то, что решился бежать, изменить своему послушанию и уйти оттуда.

Прошло 42 года, а он всё молился, желая понять, что ему делать в таком положении. Под конец его старец лишился рассудка и стал совершенно невыносимым. Жизнь старца Ефрема превратилась в сущее мучение. Как бы там ни было, но в какой-то момент его старец почил. Началось погребение, и, как водится на Святой Горе, перед тем как опустить тело в гроб, авва Ефрем подошел взять у своего старца последнее благословение, поцеловать его, мертвого, чтобы затем его погребли. И в ту минуту, когда он склонился над своим старцем, чтобы взять у него благословение, Бог в Святом Духе ответил ему: «На то, что ты делал, оставаясь послушником у этого человека 42 года, была Божия воля!»

В такой миг он получил это духовное известие от Бога. И он сам говорит, что ответил Богу в благодати: «Сейчас ли Ты говоришь это мне? Когда старец умер и его кладут в гроб? Почему Ты столько лет не говорил мне этого? И оставлял меня 42 года?»

Он ушел на Святую Гору в 20 лет, и ему было 62, когда старец почил. Целых 42 года — молодым человеком пришел на Святую Гору и состарился, проходя это мученическое повиновение.

«Какой смысл это имеет для меня сейчас, когда он умер?» И Бог ответил ему: «Если бы ты ушел (раньше), ты бы погубил себя!» Бог так ему ответил.

Разумеется, то, о чем я вам говорю, не вдохновляет, и, естественно, мы не обладаем их мерой. Не каждый день появляются такие старцы. Не думайте, что старец Софроний, авва Ефрем или те великие старцы, жития которых мы читаем, проводили безмятежную жизнь. Напротив, их жизнь была мучением, каждый день труд, боль, скорбь, слезы, пот и борьба. Эти люди не видели покоя в своей жизни. И то, чем они занимались, тоже не шло как хотелось бы, но что в глазах людей казалось утратой и унижением, в очах Божиих, однако, было их славой.

В конечном счете, они были прославлены Богом, поскольку прошли этот путь бесславия, терпения, веры, отказа от утешения, надежды на одного только Бога и ни на кого больше. В конечном счете, таково послание Божие, проходящее сквозь всё это: «Не надейся ни на что другое, кроме Бога! В Нем да будет твоя надежда, и только в Нем ты найдешь утешение и благодать».

* * *

И продолжим далее текстом псалма:

А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого (Пс. 118: 127).

То есть во всём этом я открыл, что заповеди Твои дороже всего в этом мире: золота, жемчугов, бриллиантов. Самое дорогое — это Ты и Твои заповеди, Твое слово. Поэтому я возлюбил Тебя больше всего, и не счел, что что-либо другое заслуживает любви, и открыл, что любовь Твоя превосходит всякую иную любовь на этом свете.

Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. Дивны откровения Твои; поэтому хранит их душа моя (Пс. 118: 128–129).

Как когда заходишь в магазин и видишь хорошие, замечательные вещи, они тебе нравятся, ты стоишь и разглядываешь их одну за другой, тратя на это всё свое время, поскольку они такие ценные и удивительные. Не этому ли уподобляется человек, который внезапно открыл глаза души своей, увидел дивные дела Божии и исследовал их?

Видите, даже Ветхий Завет — не Евангелие — Божие слово и Святой Божий Дух восхваляет человека исследующего, и нигде не говорится: «Веруй и не исследуй!» — но нужно исследовать дивные дела Божии. Как говорит столь красиво в этом псалме пророк Давид: «С великим удивлением, изумлением и желанием проследил я их, исследовал, открыл и увидел, сколь дивны и многоценны чудные дела Божии».

Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду(Пс. 118: 130–131).

Давайте вспомним здесь слова Христа: Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам (Лк. 21: 14–15). Не говори себе: «Дай-ка я сяду и посмотрю, как я буду отвечать на этот вопрос, который мне зададут». Ничего! Христос говорит, чтобы мы ничего не делали и шли безо всякой подготовки. Почему? Потому что в тот час Святой Дух научит тебя, что сказать. Христос словно говорит так:

— Если ты сядешь, чтобы самому подготовиться, ты испортишь всё, ты не скажешь этого как надо! Оставь всё как есть, положись на Бога, и Святой Дух просветит тебя, что сказать.

В противном случае, если ты ответишь по-человечески, может, ты и скажешь что-нибудь хорошее, но это не будет иметь силы Божия слова. Другими словами, я отверз уста мои, и они тотчас исполнились Святого Духа, и так я отвечал и сказал то, что нужно было сказать.

Видите, мы говорим уйму всего, но ничего не получается. А когда говорит один Божий человек, и слушают его, скажем, 50, то каждый говорит:

— Ты знаешь, то, что он сказал, он прямо для меня сказал!

— Нет! — говорит другой. — Он сказал это для меня.

— Но он же про меня это говорил!

— Нет, про меня!..

Каждый думает, что Божий человек говорил о нем, но это не так, однако Святой Дух есть Тот, Кто дает каждому понять то, что ему нужно понять в данный момент.

Мне довелось слышать людей, которые ходили посмотреть на одного добродетельного человека, и потом они сказали:

— Мы пошли туда, но он перед всеми сказал, о чем мы думали, и мы обиделись.

Тогда у старца и в мыслях этого не было, просто он открыл уста и сказал пять слов, о которых Бог просветил его. Но эти пять слов были для каждого тем, в чем он нуждался, и они восприняли то, что нужно было воспринять. Как это было у евреев, когда они ели манну, одинаковую для всех, но для каждого она становилась тем, в чем он нуждался.

То же самое и со Святым Причастием. Как замечательно говорится в одном месте святой литургии: «По потребности каждого»[11], — молим Господа, да причащение Святого Тела и Крови Господних да станет для каждого тем, в чем он нуждается. В тех, кто испытывает нужду, да будет оно в удовлетворение нужды. Светом для нуждающихся в просветлении. Опорой для немощных. Для каждого Бог да станет тем, в чем он нуждается. Бог так действует, Божие слово так действует.

Иными словами, предай себя в руки Божии, как ребенок отдается в материнские объятия. Не отталкивай Бога, не бей Бога, держащего тебя в Своих объятиях, ибо услышишь то, что услышал святой апостол Павел, которого Бог держал в Своих объятиях несмотря на то, что он гнал христиан. В тот день, когда Христос преградил ему путь, по которому шел святой апостол Павел, бывший гонителем христиан, Христос сказал ему: Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9: 5).

Очень тяжело бить голыми пятками по гвоздям. Представляете себе человека, который пинает рожон голыми ногами? Есть ли боль и безумие страшнее, чем это? Так не пойдет. Тяжело сопротивляться Божией любви, отталкивать Бога, когда Он держит тебя в Своих объятиях.

Сумей же оставаться в Божиих объятиях. Когда ты поймешь это и смиришься, тогда обретешь покой, успокоишься, тогда ты глубоко вздохнешь и положишься на великую любовь и мир, подаваемые человеку Божиим присутствием.

Митрополит Лимассольский Афанасий

Молитва о плохом

Порой люди просят Бога о чем-то не просто не полез­ном, а об откро­венно плохом. Неко­то­рые просят о воз­мез­дии, о нака­за­нии обид­чи­ков, пыта­ются свою личную непри­язнь «навя­зать» Богу и при­звать Его быть неким пора­жа­ю­щим ору­жием. Причем осно­ва­нием для такой молитвы в боль­шин­стве слу­чаев высту­пает некое «чув­ство спра­вед­ли­во­сти», а воз­ло­же­ние на Бога обя­зан­но­сти «разо­браться с обид­чи­ком» обу­слав­ли­ва­ется ложным и при­твор­ным «упо­ва­нием» на Бога. На самом же деле ни о каком хри­сти­ан­ском сми­ре­нии и упо­ва­нии на Бога тут и речи быть не может, а «чув­ство спра­вед­ли­во­сти» — не более, чем уязв­лен­ная гор­дыня.

Кто-то воз­ра­зит и скажет – а как же, напри­мер, молитва за воинов на поле брани? Разве в таких молит­вах не просим мы даро­вать победу хри­сто­лю­би­вому воин­ству нашему? Разве не нужно было молиться, напри­мер, о победе над гит­ле­ров­ской Гер­ма­нией? Или разве плоха молитва о тех воинах и пра­во­охра­ни­те­лях, кото­рые борются с тер­ро­риз­мом? Ответ будет прост – все это допу­стимо, а иногда и необ­хо­димо, потому, что молимся о пре­кра­ще­нии зла. Зло может быть в разных вопло­ще­ниях. Гитлер или тер­ро­рист с поясом смерт­ника – это тот чело­век, кото­рый смыс­лом своей жизни сделал зло, истреб­ле­ние людей. Это люди, кото­рые уко­ре­ни­лись в грехе и грех их направ­лен против других людей. Но даже в борьбе с такими людьми крайне важно пони­мать, что война, какими бы поры­вами и чув­ствами не была обу­слов­лена, всегда явля­ется злом. Даже обо­ро­ни­тель­ная война тоже явля­ется злом. Неиз­беж­ным злом. Неиз­беж­ным не потому, что неиз­бежно в прин­ципе, а потому, что не уда­лось избе­жать этого зла, не уда­лось сохра­нить мир. Если же пола­гать, что зло неиз­бежно в прин­ципе, то можно оправ­дать любую войну и любое истреб­ле­ние. Поэтому молитва о воинах и победе – это, в первую оче­редь, молитва о пре­кра­ще­нии зла и наступ­ле­нии мира. В такой молитве, дей­стви­тельно, нужно воз­ло­жить упо­ва­ние на Гос­пода.

Этого нельзя ска­зать о ситу­а­ции меж­лич­ност­ных кон­флик­тов. Своих личных врагов Хри­стос учит про­щать: «Вы слы­шали, что ска­зано: «люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного» (Мф.5:43–45). Сложно запре­тить чело­веку взвы­вать в молит­вах к спра­вед­ли­вому суду Божьему в случае явной неспра­вед­ли­во­сти, но нужно пони­мать, что Суд Божий может быть не тут и не сейчас, и точно не по заказу. Всех нас ждет Страш­ный Суд, там и раз­ре­шатся все споры, а зако­ном, по кото­рому будут всех судить – запо­веди Божьи.

Отсут­ствие сми­ре­ния и тер­пе­ния в молитве

Выше было ска­зано, что Бог решает когда, что и как подать чело­веку. Однако, многие люди крайне нетер­пе­ливы в ожи­да­нии про­си­мого. Гос­поди, дай, и все тут! Мне надо! Для неко­то­рых отсут­ствие ответа ста­но­вится пово­дом для разо­ча­ро­ва­ния, ослаб­ле­ния молитвы, потери всякой надежды и даже отча­я­ния. Как нельзя кстати вспо­ми­на­ется исто­рия хана­не­янки, дочь кото­рой исце­лил Хри­стос. Еван­ге­лист Матфей так повест­вует об этом собы­тии: «И вот, жен­щина Хана­не­янка, выйдя из тех мест, кри­чала Ему: поми­луй меня, Гос­поди, сын Дави­дов, дочь моя жестоко бес­ну­ется. Но Он не отве­чал ей ни слова. И уче­ники Его, при­сту­пив, про­сили Его: отпу­сти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погиб­шим овцам дома Изра­и­лева. А она, подойдя, кла­ня­лась Ему и гово­рила: Гос­поди! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехо­рошо взять хлеб у детей и бро­сить псам. Она ска­зала: так, Гос­поди! но и псы едят крохи, кото­рые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, жен­щина! велика вера твоя; да будет тебе по жела­нию твоему. И исце­ли­лась дочь её в тот час» (Мф.15:22–28).

Тут мы видим, что Хри­стос не сразу отве­чает на просьбу жен­щины. Более того, сна­чала он даже и гово­рить с ней не хочет. Разве можно при­ду­мать более веский повод для обра­ще­ния к Мессии, чем бес­но­ва­ние дочери? Жен­щина знает, что Он может исце­лить дочь, кричит Ему об этом, но Он молчит. Как это похоже на наши житей­ские ситу­а­ции, когда мы молимся и не полу­чаем помощи от Бога! Даже на просьбу апо­сто­лов Хри­стос отве­чает отка­зом, уходя, каза­лось бы, в жест­кий и даже жесто­кий фор­ма­лизм – «Я послан только к погиб­шим овцам дома Изра­и­лева». Но хана­не­янка не отсту­пает, ее упор­ство достойно похвалы. Она вновь обра­ща­ется к Спа­си­телю – Гос­поди, помоги мне! Здесь видим еще один для себя урок – тер­пе­ние и упор­ство в молитве. Какова бы не была горестна и без­от­ла­га­тельна наша жиз­нен­ная ситу­а­ция, и сколько бы обра­ще­ния к Богу и святым оста­ва­лись без ответа, мы не должны отча­и­ваться и осла­бе­вать в молитве. Читая эти еван­гель­ские строки, видим, что Хри­стос посту­пает жестко с жен­щи­ной, кото­рая и без того нахо­дится в край­ней сте­пени отча­я­ния из-за бес­но­ва­ния дочери. Кто-то и вовсе уди­вится – как же так, неужели это Хри­стос, кото­рый учит любви к ближ­нему, вдруг назы­вает псами целый народ, пред­ста­ви­тель­ни­цей кото­рого была эта несчаст­ная? Однако, этим Спа­си­тель ука­зы­вает не на чело­ве­че­ские каче­ства людей, а на их язы­че­скую сущ­ность. Хана­не­яне были языч­ни­ками и покло­ня­лись идолам, при­нося им в жертву даже соб­ствен­ных детей. Но эта жен­щина, языч­ница, про­яв­ляет неве­ро­ят­ную веру и сми­ре­ние, она не отсту­пает от Христа с обидой, но с завид­ным упор­ством молит – «псы едят крохи, кото­рые падают со стола господ их». Вера, упор­ство и сми­ре­ние дали плоды, Хри­стос исце­ляет ее дочь одним лишь словом.

Очень пока­за­тель­ная исто­рия и пример того, как не оску­де­вать в молитве. Бог может про­ве­рять нашу веру и сми­ре­ние, как про­ве­рял хана­не­янку, и лишь увидев осно­ва­ние, помочь.

Господь слышит мольбу. Но главное в молитве — быть готовым принять любую волю от Бога

Нам неизвестно имя священника, который оставил нам в наследие поистине великий труд — книгу «День за днем», которая, однажды попав в руки Императрицы Александры Федоровны, стала ее настольной книгой, укрепившей её в страшные времена скорби и мученичества.

Этот священник в своем труде пишет так:

«Кто не приходил ко Христу со своей тяжелой ношей, кто не взывал к Нему среди глубокой скорби и кому не казалось порой, что Господь молчит, не внимая его мольбам?

Когда нам не дается то, о чем мы просим всею душою; когда мы не находим то, чего ищем, когда мы стучим в дверь, и она остается закрытою.

Нам кажется тогда, что Господь так далеко отошел от нас, что до Него не доходит наш молитвенный вопль. Ничего нет ужаснее этого чувства отчуждения и, удаления от Господа».

Как же быть, как не отчаяться, как продолжать молиться, если кажется, что Бог не слышит меня?

Ведь сказано в Священном Писании:

«Непрестанно молитесь».

(1Фесс. 5, 17)

Вспомним же, что и на этот случай Господь и Учитель наш, указал нам путь к смирению и обретению спокойствия духа в скорби:

«И находясь в борении, прилежнее молился».

(Лк. 22, 44)

Ведь там, в Гефсиманском саду, великая скорбь и тоска посетили Иисуса Христа, и взмолился он о миновании этой скорби.

«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»

(Мф. 26,39)


Иисус Христос перед смертью молился так: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26,39)

При этом мы видим, что молитва Сына Божия была неразрывно связана со смирением, с чувством полной покорности воле Отца:

«Не моя воля, но Твоя да будет».

(Лк. 22, 42)

Ведь не дано нам знать произволения Господа нашего о нас, не знаем мы, что лучше для нас. Не знаем мы и того, какую пользу может принести нам или другим людям наше горе, не знаем мы и того, чего бы мы могли лишиться, если бы эти скорби нас миновали.

Поэтому предоставим все Ему:

«Не моя воля, но Твоя да будет».

Жела­ние полу­чить все без труда

Иногда люди думают, что Бог, внимая к их молит­вам, должен все сде­лать за них. Это похоже на дет­скую наив­ность. Захо­дит ребе­нок с роди­те­лями в мага­зин, видит игрушку и хочет тут же полу­чить ее здесь и сейчас. Если не полу­чает, то начи­нает каприз­ни­чать и тре­бо­вать. Ника­кого осо­бого труда для полу­че­ния игрушки ребе­нок, конечно, не при­ла­гает, а только просит. Так и чело­век думает, что доста­точно просто про­сить Бога о помощи и не при­ла­гать ника­ких усилий, чтобы полу­чить про­си­мое. Но это далеко не так. Есть пого­ворка: «Молись так, как будто всё зави­сит только от Бога; дей­ствуй так, как будто всё зави­сит только от тебя». И еще одна извест­ная народ­ная муд­рость гласит: «На Бога надейся, но сам не плошай». Гос­подь ждет, когда и мы при­ло­жим свои ста­ра­ния, усилия и труды, для того, чтобы полу­чить про­си­мое. Было бы очень само­на­де­ян­ным ждать от Бога пря­мого и кар­ди­наль­ного вме­ша­тель­ства в нашу жизнь, обычно Он дей­ствует через других людей и раз­лич­ные обсто­я­тель­ства. И мы должны тру­диться, вза­и­мо­дей­ствуя с этими людьми и обсто­я­тель­ствами, чтобы уча­стие Божие в нашей жизни стало явным.

«Воздух для души»

– Владыко, у многих людей, в том числе и среди верующих, порой возникает вопрос: зачем нужны утреннее и вечернее правила?

– Если мы верим в Бога, то вся наша жизнь должна быть наполнена Его присутствием. Верить в Господа – значит доверять, постоянно помнить о Нем, всегда открывать Ему свое сердце. И, конечно же, самым главным проявлением нашей жизни в Боге является молитва. Те, кто мало знаком с церковной жизнью, обычно думают: молитва – определенная обязанность, налагаемая на человека. Ее часто воспринимают как бремя или долг, который нужно исполнять. На самом же деле молитва – это потребность верующего сердца. Если мы постоянно ощущаем близость Бога, то совершенно естественно стремиться к общению с Ним. Молитва – воздух для души. Без молитвы душа увядает. Будучи сынами Отца Небесного, мы призваны обращаться к Нему со словами благодарности, с просьбами о помощи и поддержке.

– Что означает само понятие «молитва»?

– Если вспомнить церковнославянское слово «молвить», то становится понятно: речь идет о разговоре. Таким образом, молитва должна быть простой, искренней, смиренной беседой с Богом. К этому идеалу каждый из нас должен стремиться. Чтобы его достичь, нужно приучать себя к молитве. Молитвенные правила, которые предлагает Церковь – это духовные упражнения, помогающие приблизиться к идеалу подлинной молитвы. Утренние и вечерние молитвы – пожалуй, самые известные молитвы.

– Когда и кем они были составлены?

– Современные утренние и вечерние молитвы, которые печатаются в молитвословах, были оформлены в привычном для нас виде лишь к XVIII в., а общеупотребительными стали в нашей Церкви в следующем столетии. Более древняя практика предполагала иначе: человек должен присутствовать утром и вечером на богослужении (и тогда отдельное правило ему попросту не нужно) или читать дома те молитвы, которые утром и вечером произносят в храме. Поэтому до XVIII в. нормой считалось домашнее чтение утром полунощницы (так называется богослужение, которое совершается в монастырях рано утром), а вечером – повечерия (это богослужение, совершаемое поздно вечером, после вечери/ужина).

– Получается, что современные утренние и вечерние молитвы по своему смыслу близки к полунощнице и повечерию?

– Можно сказать, что это их сокращенный и упрощенный вариант. Разумеется, речь идет о современных молитвословах Русской Православной Церкви. Другие Поместные Церкви не знают утренних и вечерних правил в том виде, в каком они представлены у нас.

Неже­ла­ние жерт­во­вать чем-либо

Самая силь­ная молитва – та, кото­рая сопря­жена с личным подви­гом моля­ще­гося. Это под­твер­ждает важ­ность молит­вен­ного про­ше­ния. Иначе полу­ча­ется, что чело­век просит у Бога чуда, а сам не хочет при­не­сти даже мини­маль­ную жертву. Однако, непра­вильно пола­гать, что жертва эта изме­ря­ется только коли­че­ством постав­лен­ных в свечей или раз­ме­ром опу­щен­ной в ящик для пожерт­во­ва­ния суммы. Есть древ­няя тра­ди­ция соче­тать сугу­бые молит­вен­ные про­ше­ния с постом, пешим палом­ни­че­ством, мило­сты­ней. Борьба стра­стями также может высту­пать таким зало­гом в молит­вен­ном про­ше­нии.

Пре­по­доб­ный Паисий Афон­ский рас­ска­зы­вал:

«Отец девочки, тяжело боль­ной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попро­сил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и неко­то­рые вещи ребенка, чтобы батюшка пере­кре­стил их. Старец сказал несчаст­ному: – Я буду молиться, но и ты, как отец, должен при­не­сти какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подви­га­ется» от жерт­вен­ной любви.

Отец девочки спро­сил: – Чем же пожерт­вую, батюшка?

Старец сказал: – Пожерт­вуй какую-нибудь одну свою страсть.

Тот, имея слабое пред­став­ле­ние о духов­ной жизни, отве­тил: – Нет у меня ника­кой стра­сти.

Тогда старец спро­сил: – Сига­реты куришь?

– Да, – отве­тил отец девочки.

– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сде­лает её здо­ро­вой, – потре­бо­вал старец.

Тот немед­ленно бросил курить. Девочка начала посте­пенно поправ­ляться и совер­шенно выздо­ро­вела, что под­твер­дили и врачи.

Отец, однако, забыв­шись, нару­шил свое обе­ща­ние Богу и опять начал курить. Одно­вре­менно же у дочери его опять начал обна­ру­жи­ваться рак, и девочка снова пришла в преды­ду­щее тяже­лое состо­я­ние. И тогда отец её опять пришел к старцу. Но старец с твёр­до­стью сказал ему: – Если ты, будучи отцом, не имеешь любо­че­стия и не жерт­ву­ешь стра­стью, раз­ру­ша­ю­щей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём».

Молитва против чужой сво­бод­ной воли

Слу­ча­ется, люди молят о том, чтобы Бог каким-то обра­зом подей­ство­вал на других людей и сделал это именно так, как им хочется. Напри­мер, девушки часто просят, чтобы вер­нулся моло­дой чело­век, с кото­рым не сло­жи­лись отно­ше­ния. Насильно мил не будешь – гласит народ­ная муд­рость. Если отно­ше­ния рас­па­лись и муж­чина (хотя это, конечно, может быть и жен­щина) не хочет про­дол­жать их, то разве должен Бог «застав­лять» это делать? Бог – не сваха и не воро­жея, нельзя при­пи­сы­вать Ему таких свойств. Молитва вер­нуть люби­мого вопреки его жела­нию изна­чально обре­чена быть неис­пол­нен­ной. Бывает жен­щины молят о том, чтобы вер­нулся муж, кото­рый ушел к другой. Это ситу­а­ция похожа на преды­ду­щую, но с той раз­ни­цей, что тут рас­па­да­ется брак, порой вен­чан­ный. Хочется его сохра­нить, вер­нуть мужа и отца в семью. С одной сто­роны, понят­ное жела­ние, поскольку муж­чина впал в грех пре­лю­бо­де­я­ния. Но с другой сто­роны, это жела­ние почти всегда свя­зано с чув­ством соб­ствен­ни­че­ства, поскольку жена хочет себе обратно своего мужа, а вовсе не того, чтобы он не грешил. Полу­ча­ется просьба вроде «он мой, Гос­поди, верни мне его обратно». Хотя должно быть по-дру­гому – «Гос­поди, вра­зуми его и помоги больше не гре­шить». Такая молитва, дей­стви­тельно, может быть услы­шана Богом, но ведь и сво­бод­ной воли муж­чины никто не отме­нял, а посему нет гаран­тии, что даже после осо­зна­ния греха и отвра­ще­ния от него, муж вер­нется в семью.

Такая же ситу­а­ция скла­ды­ва­ется, когда при­хо­дится молиться за алко­го­ли­ков. С одной сто­роны, такая молитва крайне необ­хо­дима, но с другой – если алко­го­лик сам не захо­чет изба­виться от гре­хов­ной стра­сти, она будет тщетна. И вовсе не потому, что Бог хочет, чтобы чело­век про­дол­жал гре­шить, а потому, что в грехе есть про­яв­ле­ние сво­бод­ной воли чело­века. Не Бог застав­ляет пить, чело­век сам делает это. Увы, при­ме­ров того, как роди­тели, супруги и дети годами молятся за своих близ­ких-алко­го­ли­ков, но ничего не меня­ется, очень много.

Зло­па­мят­ство

Когда читаем молитву Гос­подню, про­из­но­сим слова «прости нам долги наши, как и мы про­щаем долж­ни­кам нашим» (Мф.6:12). Если не про­щаем, то этими сло­вами просим Бога не про­щать и нас, то есть сами молим Бога о том, чтобы Он не слышал наших просьб. А ведь Гос­подь ясно гово­рит: «Итак, если ты при­не­сёшь дар твой к жерт­вен­нику и там вспом­нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком, и пойди прежде при­ми­рись с братом твоим, и тогда приди и при­неси дар твой» (Мф.5:23–24). Бог не желает слы­шать молитв зло­па­мят­ного чело­века и ждет от него при­ми­ре­ния с ближ­ним.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]