Отступление от Бога
Самая очевидная причина, по которой Бог не отвечает на молитвы – отпадение от Бога. Оставим в стороне явное отрицание существования Бога, вряд ли атеист станет молиться. Но есть люди, которые отступают от Бога путем обращения к дьяволу. И это вовсе не обязательно открытый сатанизм. В последние десятилетия стали невероятно популярны различные оккультные и духовные практики, которые не имеют ничего общего с верой в Бога. Эзотерика, оккультизм, восточные духовные практики, магия, экстрасенсорика, язычество – это далеко не полный список того, к чему не должен прикасаться ни в каком виде православный христианин. Даже банальные гороскопы и те, несмотря на легкомысленное к ним отношение многих людей, губительны для души и посему запретны для христиан. Увы, многие люди полагают, что можно совмещать веру в Бога с посещением гадалок и экстрасенсов, занятиями йогой с пением мантр, заниматься «белой» магией или с язычниками водить хороводы на Купалу. А потом искренне удивляются, почему же они, придя в храм, поставив по 5 свечей на каждый подсвечник, не получили того, что просили у Бога. Такой духовный винегрет противен Богу и прямо запрещен в Священном Писании. Только полное отвращение от поклонения падшим духам и общения с ними, покаяние и обращение к Богу даст уверенность в том, что Господь захочет услышать молитву.
Придет время, когда свет Господень озарит нас и даст нам понять, что молитва наша услышана
Вернемся же к молитве Спасителя и задумаемся: была ли она услышана? Без сомнения. Сын Божий получил укрепление и помощь, и хотя горькая чаша испытаний не миновала Его, Отец Небесный дам Ему силы принять этот крест и пронести его до конца.
Будем же и мы уверены в том, что
«рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать».
(Ис. 59, 1)
Бог всегда нас видит, слышит наши молитвы.
И, несмотря на то, что сегодня нам кажется, что Создатель нас не слышит, обязательно придет время, кода свет Господень озарит нас и даст нам понять, что молитва наша услышана.
Придет время и Господь даст нам понять, что молитва наша услышана
Почему Бог не слышит наши молитвы? [Евангелие дня]
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Маловерие и сомнение в помощи Божией.
Другая очевидная причина, по которой Бог не отвечает на молитвы – маловерие. Читая Евангелие, мы встречаем множество примеров веры, ради которых Господь Иисус Христос исполняет просьбы – воскрешает, исцеляет, очищает, изгоняет бесов и т.д. Христос указывал веру непременным условием для тех чудес, которые Он совершал. Так, Иаиру, начальнику синагоги, просившему исцелить его при смерти лежащую дочь, Христос говорит: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк.8:50). И не только исцеляет, но воскрешает из мертвых, видя веру отца.
Женщине, двенадцать лет страдавшей от женской болезни с кровотечением, и исцелившейся только от одного прикосновения к одежде Спасителя, Он говорит: «вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:48). Вера – это первое и важное условие, которое подвигает человека обратиться к Богу с молитвой. И вовсе не обязательно, что просить мы будем исцеления больных или воскрешения мертвых. Любая молитвенная просьба требует веры в то, что просимое будет дано.
Вера в это должна быть твердой, безоговорочной и не имеющей сомнений. О необходимости именно такой веры красноречиво повествует евангельская история. Христос, «увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:19–22). Сила веры, и приложенная к ней молитва, способны творить чудеса. Маловерие же и не способно давать явные, добрые плоды. А если человека еще и гложут сомнения в том, что Бог поможет, то у Бога и вовсе не будет оснований отвечать на молитву.
Несоблюдение заповедей Божьих
Упорство в грехе также является причиной того, что Бог может не ответить на молитвы. Бог дал людям заповеди как единственно верное духовное руководство в жизни. Воля Божия для человека заключена в исполнении Его заповедей. Если человек не живет согласно заповедям Божьим, грешит, каяться не желает, а наоборот, воспринимает грех как норму жизни, то Бог может не ответить на молитвы. Кто-то скажет – все люди грешны, и, несомненно, будут правы, безгрешных людей не бывает. Но есть принципиальное различие в том, что одни люди каются в своих грехах, а другие считают их нормой и каяться не собираются. В пример можно привести блудные грехи, актуальные во все времена. Так называемые «гражданские браки» являются блудным сожительством, но многие люди не видят в них ничего плохого и активно практикуют.
Сюда же можно отнести и то, что далеко не все люди имеют практическую веру, то есть не являются людьми воцерковленными – регулярно участвующими в церковных Таинствах, изучающими Священное Писание и труды святых отцов, регулярно молящимися. Молитвы от случая к случаю и редкие походы в храм «свечку поставить» вряд ли можно назвать практикой веры. При этом люди могут быть добрыми, отзывчивыми, помогать ближним. Но это делают и атеисты. Вовсе не обязательно быть верующим, чтобы, например, заниматься благотворительностью. Вера же, согласно определению апостола Иакова, без дел мертва (Иак.2:26).
Что же происходит, когда люди, упорствующие в грехе или не имеющие практической веры, обращаются к Богу с молитвой? Ответ находим в Священном Писании: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Чтобы Бог ответил на молитвы, мало просто констатировать Его существование, называть себя верующим и ставить свечки в церкви. Нужно жить так, как заповедал Господь. А если приходит осознание тяжкого греха, который был причиной греховной жизни, то в нем необходимо принести искреннее покаяние, и лишь потом приступать к молитве. Тогда помощь Божия будет ощущаться во многих делах и благих начинаниях, Господь будет поддерживать в болезнях и скорбях, и непостижимым для человека образом устраивать все к лучшему.
Как понять язык богослужения?
– Во время домашней молитвы у нас есть возможность подумать над содержанием, заглянуть в словарь и разобраться с непонятным словом. А что делать в храме, где усваивать содержание молитвы гораздо сложнее?
– Храмовое богослужение (в его современном виде) формировалось в течение многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в такой ситуации: человек, который делает в Церкви первые шаги, не в состоянии охватить умом то, что происходит в храме. Постижение храмового богослужения – это труд особый. К богослужению нужно готовиться заранее: просматривать последование служб и знакомиться с основным текстом, который будет звучать в храме. Сегодня это совсем несложно сделать. Существует множество изданий и сайтов с богослужебными текстами и пояснениями. Особенно важно заранее прочесть и понять отрывки из Священного Писания. Занимаясь этим регулярно, можно постепенно приблизиться к пониманию языка богослужения.
Кроме того, сегодня при храмах действуют воскресные школы, в которых изучают в том числе и богослужебные традиции Церкви.
– Создаются ли новые молитвы в наше время? Или же Церковь пользуется исключительно текстами древних авторов?
– Новые молитвенные тексты будут создаваться всегда, пока существует Церковь. Ведь молитва, как я уже говорил, является воплощенным опытом Церкви. Постоянно пишутся молитвы, обращенные к новопрославленным святым. Например, несколько лет назад был учрежден Собор святых Киевской духовной академии. В связи с этим написали икону академических святых и молитву, обращенную к ним.
– Кто может писать молитвы?
– Только тот, кто имеет особый дар, который можно сравнить с даром поэтическим. Автор молитвенных текстов должен чувствовать их особую внутреннюю поэзию. Кроме того, он должен быть глубоко церковным человеком, чтобы передать в слове молитвенный опыт Церкви. Из наших современников таким особым даром обладал, например, блаженнопочивший Харьковский митрополит Никодим (Руснак). Ему принадлежит множество прекрасных канонов, акафистов и молитв, которые сегодня употребляются в богослужении.
Молитва о том, что не полезно
Случается люди просят у Бога то, что не является полезным для них и может привести к печальным последствиям – грехопадению. Промысл Божий о человеке заключен в том, что Бог хочет спасения для каждого человека и дал свободную волю каждому из нас, чтобы и мы могли лично участвовать в деле нашего спасения. Поэтому если человек просит чего-то такого, что в итоге будет отрицательным образом влиять на дело спасения, то Бог вряд подаст просимое. И вовсе не важно, что в конкретный момент жизни человек не видит или не предполагает дурных последствий того, о чем просит. Он не может видеть на годы вперед. Мы даже доподлинно не знаем, что произойдет с нами в следующую минуту, а можем только предполагать, пусть и большой степенью вероятности. Зато Бог знает все наперед. Он знает исход любого нашего действия, любого проявления нашей свободной воли.
Это всеведение Божие очень примитивно можно представить в виде камня, который стоит перед былинным богатырем на развилке трех дорог и на котором написан исход каждого из путей. Куда бы не пошел богатырь, исход тот, что написан на камне. Также и Бог – знает исход любого нашего пути и знает, как повлияет на нашу жизнь то, что мы просим у Него. Важно понимать, что проявляя своеволие, человек может творить разные поступки и просить у Бога всего, чего ему заблагорассудится. Но поскольку молитва направлена к Богу и подателем блага является Всеведующий Бог, то и окончательное решение всегда за Ним. Он Сам знает когда, кому и что подать. Поэтому неудивительно, что люди, даже живя в согласии с Божьими заповедями, могут годами просить у Бога что-то и не получать. Это просто не полезно для их спасения в данный момент или не полезно вовсе.
Порой случается и так, что человек молится только о материальных благах, напрочь забыв наставление Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19–21). Если сердце отягчено страстью стяжания, то и молитвы будут соответствующими. Но будет ли Господь подогревать эту страсть? Вряд ли. Апостол Иаков явно дает понять это: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).
Поэтому самой правильной молитвой является не просто «подай, Господи, потому, что мне это надо», а «подай, Господи, если мне это полезно и пусть будет воля Твоя». Возлагая на Бога попечение о нашем спасении, мы должны просить в первую очередь о нем и о том, что полезно для него. Первая молитва должна быть об этом, а лишь потом все наши хотения и желания.
Также важно помнить, что о полученных благодеяниях нужно Бога благодарить. Многие люди совершенно забывают об этом чрезвычайно важном деле – молитве благодарения, принимая благодеяния Божии как должное. Просил – получил. Однако, получаем мы ответ на наши просьбы только потому, что Бог любит нас. Родители, воспитывая ребенка, учат его, чтобы он благодарил, говорил «спасибо». Общаясь с близкими, коллегами, начальством, людьми на улице, человек благодарит за помощь. Это есть признак культуры и воспитания. Так разве не нужна такая культура и воспитание в общении с Богом? Бог – это не джин из бутылки, который исполняет наши желания, стоит лишь попросить Его об этом или свечку поставить. Бог – наш Отец, а если мы земному своему родителю говорим «спасибо», то и Бога должны благодарить. Иначе можно уподобиться девяти из десяти прокаженных, которые после исцеления ушли и не вернулись поблагодарить Христа.
Когда кажется, что Бог тебя не слышит…
Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс. 118: 126). «Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа. Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи». Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну — тайну молчания Божия. Часто нам кажется, что Бог молчит. А еще точнее — что Бог отсутствует. Часто мы ищем Бога и хотим, чтобы Он сделал что-нибудь, но Он не делает ничего и позволяет событиям развиваться так, как они развиваются, а это развитие может быть для нас драматичным, трагичным, нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает. Естественно, в человеке закипает протест, он как бы хочет сказать Богу: «Почему Ты не делаешь ничего?! Почему Ты не действуешь?! Почему не вмешиваешься и не останавливаешь это, всю эту несправедливость, ведь Ты видишь ее и она против Твоего закона?» Однако Бог молчит.
Бог всегда действовал так. Бог вершил Свои дела в молчании. Он являлся в мире, но в то же время словно отсутствует в том, что происходит в этом мире, и не только в личной жизни человека, но даже в жизни Церкви.
Когда мы читаем жития святых и особенно мучеников первых веков христианства (да и нашего времени), мы видим вот что. Были такие христиане, которых преследовали, которые мученически страдали и кровью заплатили за свою веру во Христа. Были периоды, когда казалось, что Церковь вот-вот рухнет, что враги Церкви достигли апогея своей мощи, силы и славы, а Церковь падает до самого нижнего предела бессилия и унижения. Кто-нибудь сказал бы: «Почему же Бог не вмешивается, почему еретики торжествуют? Почему при врагах Церкви дела идут хорошо, а при нас ничего хорошего нет и вместо благ мы катимся ко всё худшему и худшему?» Потому, думаю, что нас, посланников, Бог поставил последними, как бы приговоренными к смерти, ибо мы сделались позорищем для мира — для ангелов и человеков. Последними людьми, самыми униженными оказались мы, апостолы.
Бог так действует в нашей жизни. Почему? Потому что Он хочет изменить образ нашего мышления, хочет, чтобы в нас включилось покаяние, изменение ума [2]и самого образа нашего мышления, чтобы мы отошли от мирского образа мыслей и вошли в Божий образ мыслей, который есть жертва, любовь и кеносис [3] за другого человека.
Подумайте и увидите, что Сам Господь в Своей земной жизни поступал так, когда был пойман, предан в руки людей и уничижил Себя самым унизительным образом. Тогда святой апостол Петр, руководствующийся человеческими критериями, хотел отрезать ухо слуге, чтобы проявить доблесть и исполнить свою волю, но Христос укорил его и сказал:— Постой, ты что, думаешь, что Я не могу защитить Себя? Если захочу, Я защищу Себя и могу представить здесь 12 тысяч ангелов, чтобы они защитили Меня [4], но Я не хочу этого и не нуждаюсь в человеческой защите. Я добровольно предаю Себя на смерть, не противясь происходящему.
Естественно, подобное происходит в жизни каждого из нас, всех без исключения, тогда в душе действительно рождается такое чувство, что Бог больше не может молчать: «Боже, сделай же наконец что-нибудь! Восстань, пробудись!»
У нас на Кипре многие думают, что богослужение в Великую субботу утром — это и есть Воскресение, когда мы поем: [5]. Но это не значит, что Христос воскрес тогда, это просто молитва Церкви, в которой мы молим Бога воскреснуть: «Восстань, воскресни наконец, не будь столь безмолвен, унижен, сокрыт во Гробе». Это человеческое ожидание, наше желание того, чтобы что-то произошло. И хорошо, что мы не боги. Ведь если бы мы были богами, мы за пару минут перевернули бы весь мир с ног на голову! Мы осудили бы всех и посадили на скамью подсудимых — по-человечески!..
Вспоминаю, как однажды, когда я был молодым диаконом, произошло нечто, и я реагировал подобным образом:
— Ну, что это такое?! Этот человек должен быть наказан, его надо поставить на место, пусть он понесет такое-то наказание!
Старец, естественно, слушал меня, качал головой и ничего не говорил. А я сказал что-то из тех обычных слов, которые мы говорим, когда нас переполняет чувство несправедливости.
На другой день во время литургии читали Евангелие, в котором повествуется, как однажды Христа изгнали из одного города, и Он ушел, а ученики сказали Ему:
— Учитель, хочешь, мы помолимся, чтобы огонь сошел с неба и сжег их?[6] Ведь они Тебя гонят! Они уже совершили к тому времени некоторые чудеса как Христовы апостолы и думали, что поскольку Христос этого не делает, то лучше им самим помолиться, чтобы сошел огонь с неба и сжег жителей того города. Ведь те были грешными и неправедными, а они-то сами были «за справедливость».
И вот «случилось» это евангельское чтение.
Христос ответил им:
— Вы не знаете, какого вы духа! Вы еще не поняли, какого вы духа и какого духа мы. Я пришел не губить души человеческие, но спасать людей. Как только я прочел Евангелие, старец остановил меня в церкви и сказал:
— Прочитай его еще два-три раза, что понять смысл сначала тебе самому, а затем и другим!
Действительно, это великое дело — изменить способ, которым мы мыслим, отстраниться от мирской справедливости и вступить в Божию справедливость, где Бог действует совсем по-другому, как Отец, желающий спасти всех людей, даже диавола. А мы функционируем как люди, желающие установления своей справедливости:
— Посмотри, он же меня мучает, тиранит, он угрожает моей жизни, хватит уже! Я не выдерживаю, не могу больше, закрой же ему рот! Или схвати его за горло! Ну, хорошо, я не говорю: «Убей его», но уж если он умрет, я не заплачу.
В житии святого апостола Карпа, жившего в Риме и благовествовавшего Евангелие [8], говорится, что там был некий еретик-обманщик, притворявшийся христианином, и был он таким красноречивым и ловким шарлатаном, что всё время чинил апостолам препятствия, и им не удавалось проповедовать. Христиане хотели сделать что-нибудь духовное, а он шел и всё проваливал, и они, как люди, вознегодовали.
Молясь, святой апостол Карп имел видение в Святом Духе. Он увидел бездну, над которой висел тот еретик, буквально разорявший дело Церкви. Еретик дрожал и весь трясся, а бездна в любой момент готова была его поглотить.
— Ну, — сказал сам себе святой апостол Карп, — в конце же концов! Пусть он упадет туда, чтобы мы наконец вздохнули свободно! Сколько еще он будет терзать нас, он же просто измучил нас!
И как только произнес эти слова, он увидел перед собой распятого Христа, Который сказал ему:
— Посмотри, Я снова готов распяться за этого человека. А тебя, если будешь продолжать в таком же духе, Я отправлю в бездну! Если будешь продолжать думать так и не поймешь, Кто Мой Дух и какой дух должен иметь ты!
Это действительно трудно, но Церковь своим исцеляющим действием совершает это изменение, а более всего совершает его Сам Бог, Который действует, как знает, и в конечном счете это нам помогает. Иногда проходят долгие годы, а Бог вообще не говорит и попускает человеку терзаться, пока тот не изменит свой образ жизни. И нас разрывает это чувство — чтобы Бог в конце концов восстал и прекратил наши терзания.
Передо мной лежит один еще неопубликованный текст. Однажды некая семья поехала к старцу Софронию (Сахарову), этому святому человеку, в Эссекс, в Англию, к этому святогорскому старцу, описавшему жизнь преподобного Силуана Афонского, поистине современного святого. У этих людей была большая проблема с ребенком, у него была врожденная неизлечимая болезнь, и они действительно несли тяжкий жизненный крест. Ребенок этот был у них единственным. Жизнь их была сплошным мучением.
Пошли они к старцу Софронию, заплакали, открыли свою боль и скорбь, попросили сказать им несколько слов, и, помолясь, он с огромным состраданием рассказал им кое-что из своей жизни, что они тут же записали. Показали затем ему записанное, и старец подписал внизу: «Точно так я и говорил».
Он был русским и безупречно говорил по-гречески, на кафаревусе[9]. Это небольшой текст, в нем он рассказывает о собственном жизненном опыте. Я зачитаю его вам, чтобы вы увидели, как драматично переносили святые это молчание Бога в своей жизни; в конечном счете, это и было ключом, помогшим им открыть дверь к святости. Старец сказал им следующее:
«57 лет я ношу рясу, и мне кажется, что я старался не быть нерадивым к моему спасению, с великим страхом и слезами я всегда молил Бога, чтобы Он стал для меня солнцем, чтобы Он простил мне все грехи и не отринул меня от подножия Своих ног. Я старался, по силе своей, не обидеть никого на земле, и чтобы Бог скорее дал мне мужество служить как можно большим людям, не ожидая от них никакой отдачи — ни материальной, ни духовной, но лишь от Бога чая благодати на прощение грехов. И при всём том за всё это время (более половины века) я не знал ни мира, ни безопасности, но всегда чувствовал рядом с собой какую-нибудь опасность или, по меньшей мере, — неблагоприятное отношение (ко мне)».Действительно, жизнь этого старца была запечатлена сильным отвержением его со стороны людей, но великими дарованиями со стороны Бога. «Что бы я ни начинал делать, даже малейшее дело, почти всегда наталкивался на непреодолимые препятствия. Двери мира сего, почти все, были всегда закрыты предо мною». Представьте себе человека, который 57 лет старается творить Божие дело, а все двери мира сего закрыты для него! Что бы он ни начинал делать, встречал огромные препятствия. «Я состарился и так и не понял смысла всех этих испытаний — то есть проявление ли они гнева Божия ко мне, грешному, или тут происходит что-то другое? Всё, что я переношу, — препятствия, напасти и т. д., — случается, потому что Бог разгневан на меня из-за того, что я грешен, или что-то другое происходит в моей жизни? Я не мог этого понять. Много раз я молил Бога открыть мне, почему всё всегда идет так, но Бог всегда отвечал мне молчанием».
Этот старец, говоривший с Богом лицом к лицу, как приятель с приятелем, и испытавший такие великие состояния благодати, уникальные и редкие, молил Бога открыть ему, почему в его жизни всё идет так, почему у него столько трудностей и препятствий и всё закрыто для него, но Бог всегда отвечал ему молчанием. Бог никогда ему не отвечал. Поэтому старец сказал этим людям:
«Из всего того, что я сказал вам, вы поймете, что я не в состоянии дать вам объяснение того драматичного испытания, в котором вы находитесь, но всегда буду поминать вас в своих молитвах с любовью и состраданием».
И завершает:
«Нам трудно обвинить Бога и оправдать себя».
То есть это очень трудно — сказать, что Бог виновен или Бог разгневан, что всё в жизни у меня идет наперекосяк, но я сам невиновен. Нелегко нам сказать эти слова, взвалить всю вину на Бога и обезвинить себя.
«Но точно так же нелегко сделать и противоположное, подобно приятелям Иова, возжелавшим стать поборниками правды Божией, забывая о том, через какие страшные мучения проходил Иов».
Но опять же, говорит старец, нам нелегко сказать и: «Вы виновны, а Бог невиновен!» Стать адвокатами Бога и сказать страдающему человеку:
— Ты знаешь, Бог не виноват, это ты виноват и поэтому терпишь всё это!
«Другими словами, есть два положения. Первое: “Я невиновен, а виновен Бог, Который мучает меня и терзает, поскольку разгневан!” И второе: “Я виновен, а Бог невиновен!” Но оба они трудны. В первом случае ты не можешь приписать Богу затруднение, через которое проходишь, а во втором — не можешь приписать его одному себе и, без того страдая, понести на себе еще одно дополнительное бремя, а именно то, что ты причина тому и сам виноват во всём, то есть стать адвокатом Бога», — говорит старец Софроний.
И заканчивает он следующими замечательными словами:
«Поэтому Бог молчит, молчим и мы».
Поскольку Бог молчит, то молчим и мы и не можем сделать ничего, как только поминать друг друга в молитве с любовью и состраданием.
Думаю, это очень сильный текст. Все тексты и слова старца Софрония такие сильные. А это слово, которое было его живым словом к людям, я просто нашел, поскольку оно хранилось в монастыре для личного употребления, и попросил, чтобы мне сделали с него копию.
Действительно, как это характерно для нашей жизни! Для всех нас без исключения наступает час, когда мы проходим через такие трудности, когда мы не знаем даже, что и сказать. Взять ли на себя бремя ответственности? Но мы его не выдержим. Мы не можем его понести. На нас и без того давит столько напастей, что мы не выдерживаем их бремени и тягот. Приписать ли их опять же Богу? Но и это тяжело, этого мы тоже сделать не можем. Что же мы тогда делаем? Мы делаем то, что говорит старец Софроний: «Бог молчит, молчим мы». Вручаем жизнь свою в руки Божии с великим доверием. Это то, что мы возглашаем на святой литургии: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Самих себя, все наши дела, всю жизнь свою предадим в руки Христа, чтобы обрести мир, чтобы перестать поедом есть друг друга, вести войну, бороться с Богом.
Почему со мной случается такое? Сколько трудностей, сколько мук, сколько превратностей? Почему ничего не идет как следует в моей жизни? Почему у меня всё не так? Я ничего не сделал, что пошло бы как следует! Всё идет наперекосяк! И старец говорил так:
«Все двери были закрыты, и никогда ни одна дверь не открылась передо мной».
И человек задыхается, это естественно, это по-человечески. Ты задыхаешься в этом вопросе, в этом «почему именно со мной?!» Но, несмотря на это, вопрос «почему?» не имеет ответа или, по крайней мере, такого ответа, которого ты хочешь. Потому что Бог отвечает тебе молчанием для того, чтобы ты понял, что тебе надо успокоиться, обрести мир, и когда ты предашь всё в руки Божии, когда сможешь, хоть и изнуренный всем этим, отдать себя в Божии объятия, прильнуть к Божиим объятиям, тогда ты поймешь, почему произошло всё это. Тогда Бог тебе ответит.
Вы помните пример со старцем Ефремом из Катунаки? Этот старец был послушником у одного очень сурового старца[10], трудного, придирчивого. 42 года в пустыне оказывал он послушание этому тирану, этому человеку с очень тяжелым характером и соблюдал полное повиновение. Хранил себя от того, чтобы осудить старца и пойти против него.
Много раз он задыхался в помысле своем и говорил себе: «Всё, больше не могу, уйду отсюда, оставлю его, пойду туда-то! С ним невозможно жить в таких условиях!» Каждый раз, когда он решался уйти и говорил: «Ухожу, всё!» — Бог покидал его, и он видел (будучи богоносцем), как благодать оставляет его. Ничего не менялось к лучшему, однако он возвращался обратно, плакал и испрашивал прощения у Бога за то, что решился бежать, изменить своему послушанию и уйти оттуда.
Прошло 42 года, а он всё молился, желая понять, что ему делать в таком положении. Под конец его старец лишился рассудка и стал совершенно невыносимым. Жизнь старца Ефрема превратилась в сущее мучение. Как бы там ни было, но в какой-то момент его старец почил. Началось погребение, и, как водится на Святой Горе, перед тем как опустить тело в гроб, авва Ефрем подошел взять у своего старца последнее благословение, поцеловать его, мертвого, чтобы затем его погребли. И в ту минуту, когда он склонился над своим старцем, чтобы взять у него благословение, Бог в Святом Духе ответил ему: «На то, что ты делал, оставаясь послушником у этого человека 42 года, была Божия воля!»
В такой миг он получил это духовное известие от Бога. И он сам говорит, что ответил Богу в благодати: «Сейчас ли Ты говоришь это мне? Когда старец умер и его кладут в гроб? Почему Ты столько лет не говорил мне этого? И оставлял меня 42 года?»
Он ушел на Святую Гору в 20 лет, и ему было 62, когда старец почил. Целых 42 года — молодым человеком пришел на Святую Гору и состарился, проходя это мученическое повиновение.
«Какой смысл это имеет для меня сейчас, когда он умер?» И Бог ответил ему: «Если бы ты ушел (раньше), ты бы погубил себя!» Бог так ему ответил.
Разумеется, то, о чем я вам говорю, не вдохновляет, и, естественно, мы не обладаем их мерой. Не каждый день появляются такие старцы. Не думайте, что старец Софроний, авва Ефрем или те великие старцы, жития которых мы читаем, проводили безмятежную жизнь. Напротив, их жизнь была мучением, каждый день труд, боль, скорбь, слезы, пот и борьба. Эти люди не видели покоя в своей жизни. И то, чем они занимались, тоже не шло как хотелось бы, но что в глазах людей казалось утратой и унижением, в очах Божиих, однако, было их славой.
В конечном счете, они были прославлены Богом, поскольку прошли этот путь бесславия, терпения, веры, отказа от утешения, надежды на одного только Бога и ни на кого больше. В конечном счете, таково послание Божие, проходящее сквозь всё это: «Не надейся ни на что другое, кроме Бога! В Нем да будет твоя надежда, и только в Нем ты найдешь утешение и благодать».
* * *
И продолжим далее текстом псалма:
А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого (Пс. 118: 127).
То есть во всём этом я открыл, что заповеди Твои дороже всего в этом мире: золота, жемчугов, бриллиантов. Самое дорогое — это Ты и Твои заповеди, Твое слово. Поэтому я возлюбил Тебя больше всего, и не счел, что что-либо другое заслуживает любви, и открыл, что любовь Твоя превосходит всякую иную любовь на этом свете.
Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. Дивны откровения Твои; поэтому хранит их душа моя (Пс. 118: 128–129).
Как когда заходишь в магазин и видишь хорошие, замечательные вещи, они тебе нравятся, ты стоишь и разглядываешь их одну за другой, тратя на это всё свое время, поскольку они такие ценные и удивительные. Не этому ли уподобляется человек, который внезапно открыл глаза души своей, увидел дивные дела Божии и исследовал их?
Видите, даже Ветхий Завет — не Евангелие — Божие слово и Святой Божий Дух восхваляет человека исследующего, и нигде не говорится: «Веруй и не исследуй!» — но нужно исследовать дивные дела Божии. Как говорит столь красиво в этом псалме пророк Давид: «С великим удивлением, изумлением и желанием проследил я их, исследовал, открыл и увидел, сколь дивны и многоценны чудные дела Божии».
Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду(Пс. 118: 130–131).
Давайте вспомним здесь слова Христа: Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам (Лк. 21: 14–15). Не говори себе: «Дай-ка я сяду и посмотрю, как я буду отвечать на этот вопрос, который мне зададут». Ничего! Христос говорит, чтобы мы ничего не делали и шли безо всякой подготовки. Почему? Потому что в тот час Святой Дух научит тебя, что сказать. Христос словно говорит так:
— Если ты сядешь, чтобы самому подготовиться, ты испортишь всё, ты не скажешь этого как надо! Оставь всё как есть, положись на Бога, и Святой Дух просветит тебя, что сказать.
В противном случае, если ты ответишь по-человечески, может, ты и скажешь что-нибудь хорошее, но это не будет иметь силы Божия слова. Другими словами, я отверз уста мои, и они тотчас исполнились Святого Духа, и так я отвечал и сказал то, что нужно было сказать.
Видите, мы говорим уйму всего, но ничего не получается. А когда говорит один Божий человек, и слушают его, скажем, 50, то каждый говорит:
— Ты знаешь, то, что он сказал, он прямо для меня сказал!
— Нет! — говорит другой. — Он сказал это для меня.
— Но он же про меня это говорил!
— Нет, про меня!..
Каждый думает, что Божий человек говорил о нем, но это не так, однако Святой Дух есть Тот, Кто дает каждому понять то, что ему нужно понять в данный момент.
Мне довелось слышать людей, которые ходили посмотреть на одного добродетельного человека, и потом они сказали:
— Мы пошли туда, но он перед всеми сказал, о чем мы думали, и мы обиделись.
Тогда у старца и в мыслях этого не было, просто он открыл уста и сказал пять слов, о которых Бог просветил его. Но эти пять слов были для каждого тем, в чем он нуждался, и они восприняли то, что нужно было воспринять. Как это было у евреев, когда они ели манну, одинаковую для всех, но для каждого она становилась тем, в чем он нуждался.
То же самое и со Святым Причастием. Как замечательно говорится в одном месте святой литургии: «По потребности каждого»[11], — молим Господа, да причащение Святого Тела и Крови Господних да станет для каждого тем, в чем он нуждается. В тех, кто испытывает нужду, да будет оно в удовлетворение нужды. Светом для нуждающихся в просветлении. Опорой для немощных. Для каждого Бог да станет тем, в чем он нуждается. Бог так действует, Божие слово так действует.
Иными словами, предай себя в руки Божии, как ребенок отдается в материнские объятия. Не отталкивай Бога, не бей Бога, держащего тебя в Своих объятиях, ибо услышишь то, что услышал святой апостол Павел, которого Бог держал в Своих объятиях несмотря на то, что он гнал христиан. В тот день, когда Христос преградил ему путь, по которому шел святой апостол Павел, бывший гонителем христиан, Христос сказал ему: Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9: 5).
Очень тяжело бить голыми пятками по гвоздям. Представляете себе человека, который пинает рожон голыми ногами? Есть ли боль и безумие страшнее, чем это? Так не пойдет. Тяжело сопротивляться Божией любви, отталкивать Бога, когда Он держит тебя в Своих объятиях.
Сумей же оставаться в Божиих объятиях. Когда ты поймешь это и смиришься, тогда обретешь покой, успокоишься, тогда ты глубоко вздохнешь и положишься на великую любовь и мир, подаваемые человеку Божиим присутствием.
Митрополит Лимассольский Афанасий
Молитва о плохом
Порой люди просят Бога о чем-то не просто не полезном, а об откровенно плохом. Некоторые просят о возмездии, о наказании обидчиков, пытаются свою личную неприязнь «навязать» Богу и призвать Его быть неким поражающим оружием. Причем основанием для такой молитвы в большинстве случаев выступает некое «чувство справедливости», а возложение на Бога обязанности «разобраться с обидчиком» обуславливается ложным и притворным «упованием» на Бога. На самом же деле ни о каком христианском смирении и уповании на Бога тут и речи быть не может, а «чувство справедливости» — не более, чем уязвленная гордыня.
Кто-то возразит и скажет – а как же, например, молитва за воинов на поле брани? Разве в таких молитвах не просим мы даровать победу христолюбивому воинству нашему? Разве не нужно было молиться, например, о победе над гитлеровской Германией? Или разве плоха молитва о тех воинах и правоохранителях, которые борются с терроризмом? Ответ будет прост – все это допустимо, а иногда и необходимо, потому, что молимся о прекращении зла. Зло может быть в разных воплощениях. Гитлер или террорист с поясом смертника – это тот человек, который смыслом своей жизни сделал зло, истребление людей. Это люди, которые укоренились в грехе и грех их направлен против других людей. Но даже в борьбе с такими людьми крайне важно понимать, что война, какими бы порывами и чувствами не была обусловлена, всегда является злом. Даже оборонительная война тоже является злом. Неизбежным злом. Неизбежным не потому, что неизбежно в принципе, а потому, что не удалось избежать этого зла, не удалось сохранить мир. Если же полагать, что зло неизбежно в принципе, то можно оправдать любую войну и любое истребление. Поэтому молитва о воинах и победе – это, в первую очередь, молитва о прекращении зла и наступлении мира. В такой молитве, действительно, нужно возложить упование на Господа.
Этого нельзя сказать о ситуации межличностных конфликтов. Своих личных врагов Христос учит прощать: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:43–45). Сложно запретить человеку взвывать в молитвах к справедливому суду Божьему в случае явной несправедливости, но нужно понимать, что Суд Божий может быть не тут и не сейчас, и точно не по заказу. Всех нас ждет Страшный Суд, там и разрешатся все споры, а законом, по которому будут всех судить – заповеди Божьи.
Отсутствие смирения и терпения в молитве
Выше было сказано, что Бог решает когда, что и как подать человеку. Однако, многие люди крайне нетерпеливы в ожидании просимого. Господи, дай, и все тут! Мне надо! Для некоторых отсутствие ответа становится поводом для разочарования, ослабления молитвы, потери всякой надежды и даже отчаяния. Как нельзя кстати вспоминается история хананеянки, дочь которой исцелил Христос. Евангелист Матфей так повествует об этом событии: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» (Мф.15:22–28).
Тут мы видим, что Христос не сразу отвечает на просьбу женщины. Более того, сначала он даже и говорить с ней не хочет. Разве можно придумать более веский повод для обращения к Мессии, чем беснование дочери? Женщина знает, что Он может исцелить дочь, кричит Ему об этом, но Он молчит. Как это похоже на наши житейские ситуации, когда мы молимся и не получаем помощи от Бога! Даже на просьбу апостолов Христос отвечает отказом, уходя, казалось бы, в жесткий и даже жестокий формализм – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но хананеянка не отступает, ее упорство достойно похвалы. Она вновь обращается к Спасителю – Господи, помоги мне! Здесь видим еще один для себя урок – терпение и упорство в молитве. Какова бы не была горестна и безотлагательна наша жизненная ситуация, и сколько бы обращения к Богу и святым оставались без ответа, мы не должны отчаиваться и ослабевать в молитве. Читая эти евангельские строки, видим, что Христос поступает жестко с женщиной, которая и без того находится в крайней степени отчаяния из-за беснования дочери. Кто-то и вовсе удивится – как же так, неужели это Христос, который учит любви к ближнему, вдруг называет псами целый народ, представительницей которого была эта несчастная? Однако, этим Спаситель указывает не на человеческие качества людей, а на их языческую сущность. Хананеяне были язычниками и поклонялись идолам, принося им в жертву даже собственных детей. Но эта женщина, язычница, проявляет невероятную веру и смирение, она не отступает от Христа с обидой, но с завидным упорством молит – «псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Вера, упорство и смирение дали плоды, Христос исцеляет ее дочь одним лишь словом.
Очень показательная история и пример того, как не оскудевать в молитве. Бог может проверять нашу веру и смирение, как проверял хананеянку, и лишь увидев основание, помочь.
Господь слышит мольбу. Но главное в молитве — быть готовым принять любую волю от Бога
Нам неизвестно имя священника, который оставил нам в наследие поистине великий труд — книгу «День за днем», которая, однажды попав в руки Императрицы Александры Федоровны, стала ее настольной книгой, укрепившей её в страшные времена скорби и мученичества.
Этот священник в своем труде пишет так:
«Кто не приходил ко Христу со своей тяжелой ношей, кто не взывал к Нему среди глубокой скорби и кому не казалось порой, что Господь молчит, не внимая его мольбам?
Когда нам не дается то, о чем мы просим всею душою; когда мы не находим то, чего ищем, когда мы стучим в дверь, и она остается закрытою.
Нам кажется тогда, что Господь так далеко отошел от нас, что до Него не доходит наш молитвенный вопль. Ничего нет ужаснее этого чувства отчуждения и, удаления от Господа».
Как же быть, как не отчаяться, как продолжать молиться, если кажется, что Бог не слышит меня?
Ведь сказано в Священном Писании:
«Непрестанно молитесь».
(1Фесс. 5, 17)
Вспомним же, что и на этот случай Господь и Учитель наш, указал нам путь к смирению и обретению спокойствия духа в скорби:
«И находясь в борении, прилежнее молился».
(Лк. 22, 44)
Ведь там, в Гефсиманском саду, великая скорбь и тоска посетили Иисуса Христа, и взмолился он о миновании этой скорби.
«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»
(Мф. 26,39)
Иисус Христос перед смертью молился так: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26,39)
При этом мы видим, что молитва Сына Божия была неразрывно связана со смирением, с чувством полной покорности воле Отца:
«Не моя воля, но Твоя да будет».
(Лк. 22, 42)
Ведь не дано нам знать произволения Господа нашего о нас, не знаем мы, что лучше для нас. Не знаем мы и того, какую пользу может принести нам или другим людям наше горе, не знаем мы и того, чего бы мы могли лишиться, если бы эти скорби нас миновали.
Поэтому предоставим все Ему:
«Не моя воля, но Твоя да будет».
Желание получить все без труда
Иногда люди думают, что Бог, внимая к их молитвам, должен все сделать за них. Это похоже на детскую наивность. Заходит ребенок с родителями в магазин, видит игрушку и хочет тут же получить ее здесь и сейчас. Если не получает, то начинает капризничать и требовать. Никакого особого труда для получения игрушки ребенок, конечно, не прилагает, а только просит. Так и человек думает, что достаточно просто просить Бога о помощи и не прилагать никаких усилий, чтобы получить просимое. Но это далеко не так. Есть поговорка: «Молись так, как будто всё зависит только от Бога; действуй так, как будто всё зависит только от тебя». И еще одна известная народная мудрость гласит: «На Бога надейся, но сам не плошай». Господь ждет, когда и мы приложим свои старания, усилия и труды, для того, чтобы получить просимое. Было бы очень самонадеянным ждать от Бога прямого и кардинального вмешательства в нашу жизнь, обычно Он действует через других людей и различные обстоятельства. И мы должны трудиться, взаимодействуя с этими людьми и обстоятельствами, чтобы участие Божие в нашей жизни стало явным.
«Воздух для души»
– Владыко, у многих людей, в том числе и среди верующих, порой возникает вопрос: зачем нужны утреннее и вечернее правила?
– Если мы верим в Бога, то вся наша жизнь должна быть наполнена Его присутствием. Верить в Господа – значит доверять, постоянно помнить о Нем, всегда открывать Ему свое сердце. И, конечно же, самым главным проявлением нашей жизни в Боге является молитва. Те, кто мало знаком с церковной жизнью, обычно думают: молитва – определенная обязанность, налагаемая на человека. Ее часто воспринимают как бремя или долг, который нужно исполнять. На самом же деле молитва – это потребность верующего сердца. Если мы постоянно ощущаем близость Бога, то совершенно естественно стремиться к общению с Ним. Молитва – воздух для души. Без молитвы душа увядает. Будучи сынами Отца Небесного, мы призваны обращаться к Нему со словами благодарности, с просьбами о помощи и поддержке.
– Что означает само понятие «молитва»?
– Если вспомнить церковнославянское слово «молвить», то становится понятно: речь идет о разговоре. Таким образом, молитва должна быть простой, искренней, смиренной беседой с Богом. К этому идеалу каждый из нас должен стремиться. Чтобы его достичь, нужно приучать себя к молитве. Молитвенные правила, которые предлагает Церковь – это духовные упражнения, помогающие приблизиться к идеалу подлинной молитвы. Утренние и вечерние молитвы – пожалуй, самые известные молитвы.
– Когда и кем они были составлены?
– Современные утренние и вечерние молитвы, которые печатаются в молитвословах, были оформлены в привычном для нас виде лишь к XVIII в., а общеупотребительными стали в нашей Церкви в следующем столетии. Более древняя практика предполагала иначе: человек должен присутствовать утром и вечером на богослужении (и тогда отдельное правило ему попросту не нужно) или читать дома те молитвы, которые утром и вечером произносят в храме. Поэтому до XVIII в. нормой считалось домашнее чтение утром полунощницы (так называется богослужение, которое совершается в монастырях рано утром), а вечером – повечерия (это богослужение, совершаемое поздно вечером, после вечери/ужина).
– Получается, что современные утренние и вечерние молитвы по своему смыслу близки к полунощнице и повечерию?
– Можно сказать, что это их сокращенный и упрощенный вариант. Разумеется, речь идет о современных молитвословах Русской Православной Церкви. Другие Поместные Церкви не знают утренних и вечерних правил в том виде, в каком они представлены у нас.
Нежелание жертвовать чем-либо
Самая сильная молитва – та, которая сопряжена с личным подвигом молящегося. Это подтверждает важность молитвенного прошения. Иначе получается, что человек просит у Бога чуда, а сам не хочет принести даже минимальную жертву. Однако, неправильно полагать, что жертва эта измеряется только количеством поставленных в свечей или размером опущенной в ящик для пожертвования суммы. Есть древняя традиция сочетать сугубые молитвенные прошения с постом, пешим паломничеством, милостыней. Борьба страстями также может выступать таким залогом в молитвенном прошении.
Преподобный Паисий Афонский рассказывал:
«Отец девочки, тяжело больной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попросил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и некоторые вещи ребенка, чтобы батюшка перекрестил их. Старец сказал несчастному: – Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подвигается» от жертвенной любви.
Отец девочки спросил: – Чем же пожертвую, батюшка?
Старец сказал: – Пожертвуй какую-нибудь одну свою страсть.
Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил: – Нет у меня никакой страсти.
Тогда старец спросил: – Сигареты куришь?
– Да, – ответил отец девочки.
– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сделает её здоровой, – потребовал старец.
Тот немедленно бросил курить. Девочка начала постепенно поправляться и совершенно выздоровела, что подтвердили и врачи.
Отец, однако, забывшись, нарушил свое обещание Богу и опять начал курить. Одновременно же у дочери его опять начал обнаруживаться рак, и девочка снова пришла в предыдущее тяжелое состояние. И тогда отец её опять пришел к старцу. Но старец с твёрдостью сказал ему: – Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём».
Молитва против чужой свободной воли
Случается, люди молят о том, чтобы Бог каким-то образом подействовал на других людей и сделал это именно так, как им хочется. Например, девушки часто просят, чтобы вернулся молодой человек, с которым не сложились отношения. Насильно мил не будешь – гласит народная мудрость. Если отношения распались и мужчина (хотя это, конечно, может быть и женщина) не хочет продолжать их, то разве должен Бог «заставлять» это делать? Бог – не сваха и не ворожея, нельзя приписывать Ему таких свойств. Молитва вернуть любимого вопреки его желанию изначально обречена быть неисполненной. Бывает женщины молят о том, чтобы вернулся муж, который ушел к другой. Это ситуация похожа на предыдущую, но с той разницей, что тут распадается брак, порой венчанный. Хочется его сохранить, вернуть мужа и отца в семью. С одной стороны, понятное желание, поскольку мужчина впал в грех прелюбодеяния. Но с другой стороны, это желание почти всегда связано с чувством собственничества, поскольку жена хочет себе обратно своего мужа, а вовсе не того, чтобы он не грешил. Получается просьба вроде «он мой, Господи, верни мне его обратно». Хотя должно быть по-другому – «Господи, вразуми его и помоги больше не грешить». Такая молитва, действительно, может быть услышана Богом, но ведь и свободной воли мужчины никто не отменял, а посему нет гарантии, что даже после осознания греха и отвращения от него, муж вернется в семью.
Такая же ситуация складывается, когда приходится молиться за алкоголиков. С одной стороны, такая молитва крайне необходима, но с другой – если алкоголик сам не захочет избавиться от греховной страсти, она будет тщетна. И вовсе не потому, что Бог хочет, чтобы человек продолжал грешить, а потому, что в грехе есть проявление свободной воли человека. Не Бог заставляет пить, человек сам делает это. Увы, примеров того, как родители, супруги и дети годами молятся за своих близких-алкоголиков, но ничего не меняется, очень много.
Злопамятство
Когда читаем молитву Господню, произносим слова «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12). Если не прощаем, то этими словами просим Бога не прощать и нас, то есть сами молим Бога о том, чтобы Он не слышал наших просьб. А ведь Господь ясно говорит: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23–24). Бог не желает слышать молитв злопамятного человека и ждет от него примирения с ближним.