Всероссийская богадельня: где жили бездомные в дореволюционной Москве

Сегодня многие люди хотят узнать, что такое богадельня и какова ее задача. На попечительство принимают нищих и больных людей, которые не могут вылечиться по разным причинам. Сюда часто приходят лица без отдельного места жительства, которым нужен дом и особый уход.

Важно знать значение слова «богадельня». В подобных учреждениях работают сестры милосердия, которые занимаются приготовлением пищи, кормлением людей с ограниченными возможностями, проводят ежедневные гигиенические процедуры лежачим больным.

Значение слова


Многие люди знают, что означает слово, а другие связывают его с негативными моментами.
Это заведение, которое осуществляет благотворительную деятельность, оказывает помощь нетрудоспособным лицам, которые не могут самостоятельно ухаживать за собой.

Значение слова богадельня — «ради Бога». Такие заведения чаще называют богоугодными.

Попадающие в них люди могут рассчитывать на полный уход и комплексное содержание.

Обратите внимание! Богадельнями раньше назывались благотворительные заведения, где содержали людей, которые не могли самостоятельно себя обеспечить, ухаживать за собой и выполнять ежедневные дела.

В большинстве случаев в заведения определяют нетрудоспособных лиц. Это могут быть престарелые люди, немощные граждане, инвалиды, калеки, пациенты, которым требуется реабилитация после длительного лечения.

Человек, который попадает в такое благотворительное заведение, может рассчитывать на полное содержание. Некоторые учреждения работают с древних времен.

Важно!Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа


Дом приюта в Люблине открыли еще в начале 1342 года, но и сегодня он продолжает свою деятельность, помогает людям, которым нужна помощь.
В Варшаве есть дом Святого Духа и девы Марии. Он работает с 1388 года, и здесь оказали помощь уже огромному количеству престарелых и нуждающихся.

Богадельни в Москве имеют несколько характерных отличий от скудельниц и древнерусских убогих домов, поэтому не стоит их путать между собой.

Заведения при монастыре

На территории России сегодня действует несколько десятков благотворительных учреждений, которые работают при монастырях. Желающие могут купить новую книгу, которую выпустил Синодальный отдел по церковной благотворительности и осуществлению социальной деятельности.

Интересно!Адрес Зачатьевского монастыря и расписание богослужений

Каждый дом престарелых имеет свои отличия: ресурсы, возможности, тип помещения. Некоторые из них расположены в городских квартирах, но при этом действуют от лица определенного монастыря.

Также для помощи престарелым людям строят отдельные помещения. Особое внимание нужно обратить на вид деятельности, потому что в некоторых домах постояльцам могут предлагать только уход, лечение или реабилитацию.


В городе Рязани работает геронтологический , который осуществляет свою деятельность под патронажем святой обители.

Прихожане и добровольцы помогают социально незащищенным и немощным людям, которым требуется уход.

Финансирование осуществляется из муниципального бюджета. Здесь помогли огромному количеству людей, которые быстро поправились после длительного лечения.

Это интересно! Что такое молитва по соглашению: когда и как правильно молиться

Немощные люди приобрели второй дом и смогли прожить жизнь в заботе и любви.

Википедия предлагает свою трактовку понятия богадельня. Это любое благотворительное учреждение, где помогают нетрудоспособным лицам: престарелым людям, немощным, инвалидам, калекам или выздоравливающим гражданам, которые прошли длительное лечение и не имеют родственников.

В России такие заведения начали открывать христиане. В Древней Руси возле каждой церкви был дом для престарелых. Рядом с монастырем образовывались целые поселения нищих. Церковь принимала каждого человека, который обращался за помощью. В те времена такие заведения содержались за счет царской казны.

Всё началось с Петра

Милосердие и благотворительность поощрялись, а порой и инициировались российской властью. Пётр I в 1701 г. повелел учредить 60 богаделен у приходских церквей, а в 1718 г. царь запретил подавать милостыню в руки, требуя распределять помощь через богадельни.

Статья по теме

История одной коммуны: чем знаменит Дом Наркомфина Для незаконнорождённых и беспризорных детей существовали специальные приюты. Один из них — воспитательный дом (Москворецкая наб., 5/9) ➊, построенный на берегу Москвы-реки
Карлом Бланком во второй половине XVIII в., был крупнейшим в Европе. Он предназначался для сирот, подкидышей и беспризорников. Екатерина II сама внесла 100 тыс. руб. и ежегодно добавляла по 50 тыс. Но мудрая императрица ухитрилась так организовать «соревнование» между своими приближёнными, что лидером по пожерт­вованиям стал Прокофий Демидов (200 тыс. руб. личных денег), даже на парадном портрете Д. Левицкого изображённый на фоне воспитательного дома. Не сильно отстал от Демидова личный секретарь Екатерины Иван Бецкой (раздал больше 160 тыс. руб.). Известно, как в дни оккупации Москвы Наполеоном главный смотритель дома Иван Тутолмин ухитрился разместить во вверенном ему заведении французских раненых, благодаря чему 13 французских жандармов охраняли дом от пожара. Во всей округе уцелел только он один.

Статья по теме

Памятник любви графа и крепостной актрисы. Как создавался «Склиф» Граф Николай Шереметев в память об умершей жене, знаменитой
Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой (об их романе «АиФ» рассказывал в № 26 за 2011 г., см. «Смертельное Останкино»), построил странноприимный дом (Б. Сухаревская пл., 3) ➋ для облегчения участи страждущих. На этот проект граф потратил немыслимую сумму — 3 млн руб. Кров и заботу в величественном особняке, возведённом по проекту друга и единомышленника Шереметева архитектора Джакомо Кваренги, обрели 140 человек. За сто лет на существование странноприимного дома было израсходовано 6 млн руб., а благо­деяниями воспользовалось свыше двух миллионов человек. Сегодня бывшая Шереметевская больница превратилась в Склиф — Институт скорой помощи им. Склифосовского, одно из ведущих медицинских учреждений страны.
Уже в XIX в. жена Александра II Мария Александровна основала Общество попечитель­ства о раненых и больных воинах. Почин монархов подхватили вначале знатные дворянские семьи, а позже и купеческие.

Для престарелых ветеранов войн, лишённых всякого пособия от казны, на средства почётного гражданина Фёдора Горшкова выстроили Николаевскую богадельню, позже переименованную в Измайловский инвалидный дом (Измайловский пр., 4) ➌.

А на Страстном бульваре долгое время пустует с риском для своего физического существования памятник классицизма и московской благотворительно­сти — здание Ново-Екатеринин­ской больницы (Страстной бул., 15/29)➍. Первоначально она была предназначена для арестантов и чернорабочих, а после перехода больницы в ведение города стала принимать всех желающих.

Как попасть

Огромное количество людей интересуется, как попасть в такой дом. По уставу многие благотворительные организации принимают на попечение верующих православных людей, которые психически здоровы. На территории работают священники, обслуживающий персонал.

Нередко такие организации прикрепляют к больнице, поэтому нуждающиеся люди могут получить помощь терапевта, психиатра, других специалистов.

Познавательно! Антарктида: церковь в честь Святой Троицы в Антарктике


Это особая форма социальной защиты граждан преклонного возраста. Чтобы попасть в богадельню, необходимо обратиться в церковь и заполнить бланк прошения.
Сотрудники патронажной службы делают звонки возможным кандидатам. Дополнительно оговаривают все вопросы, человек получает юридическую консультацию.

Сотрудники должны убедиться в том, что гражданин, действительно, нуждается в помощи, длительной реабилитации и поддержке.

Попасть в богадельню могут не только люди преклонного возраста.

За помощью часто обращаются:

  • нуждающиеся, у которых нет близких или родственники не берут их на попечительство по разным причинам;
  • люди, которые получили травму, но им нужна реабилитация;
  • старики без жилья;
  • бомжи.

Именно эти категории граждан нуждаются в особой заботе и попечительстве.

Богадельня. Как она есть

В нашей стране их почти нет, меньше сорока. И одна из них уникальна. Она находится… в обычной московской квартире.

В 1-й градской больнице жила бабушка Вера Николаевна. Именно жила. Выписывать ее было некуда, дом пошел под снос, она бы просто оказалась на улице. Ее держали по милости больницы, родственников у нее тоже не было. Очень часто в Первой градской появлялись такие бабушки. Отец Аркадий Шатов, настоятель больничного храма задумался о создании богадельни.

После того, как храму пожертвовали четырехкомнатную квартиру на Шаболовке, проблема начала решаться. Накануне 2000 года сюда привезли Веру Николаевну, потом почти сразу же появился еще один насельник (так называют живущих в богадельне). Уход за ними вели сестры милосердия Свято-Димитриевского Сестричества.

К тому времени они уже 10 лет работали на патронаже, ходили по домам, помогали бабушкам и дедушкам. Но с тяжелыми больными нужно было проводить почти круглые сутки. Немощные стали первыми насельниками. Богадельня постепенно разрослась до шести человек. Через четыре года храм приобрел на пожертвования вторую квартиру этажом выше. Так появилась Свято-Спиридоньевская богадельня.

Сейчас здесь 12 насельников, 10 бабушек, дедушка и парализованный мужчина сорока лет, все тяжелые и лежачие. Уход им требуется профессиональный: смотреть за пролежнями, исполнять медицинские назначения, обеспечивать гигиенический уход. Лежачие не могут сами ни поесть, ни умыться, ни сходить в туалет. А поскольку каждый человек делает все это несколько раз в день, то и сестры крутятся с утра до вечера. Влажная уборка всех помещений тоже лежит на них.

В богадельне трудятся пятнадцать постоянных сестер, еще около десяти человек приходят как волонтеры. В одной из квартир — повар, он готовит на два этажа. В другой кухне устроена прачечная.

Смена начинается с 8 утра. Сестры приходят чуть раньше, чтобы переодеться и принять дела у ночной сестры. Она рассказывает кто как себя чувствовал, какие таблетки давались, были ли экстренные случаи. Точно так же дневные сестры передают ночным, что произошло в течение дня, какие новые назначения и коррекции были.

Утренний туалет, подмывание, переодевание, смена подгузников, усаживание на завтрак. Сидеть могут практически все, но недолго. Быстро устают. Игоря Игоревича пересаживают в кресло и подвозят к столику, остальные сидят за прикроватными.

Потом гигиенические процедуры и врачебные назначения. Кому — капельница, кому — укол.

Насельников стараются как-то активизировать. Чем человек активней, тем дольше он живет и тем легче с ним сестрам. У сестер нет возможности выводить насельников на улицу, они гуляют только с добровольцами или друзьями. Это всегда для них большая радость и событие, но случается оно очень редко.

Если в гости пришел один человек, то насельника сажают в коляску и две сестры, перекинув ремни, которыми пользуются грузчики, через себя и коляску, вместе с гостем спускаются по лестнице. Точно так же обратно. Если мужчин нет, тягяют вчетвером. Как-то пытались что-то предпринять, чтобы оборудовали пандус, но это ничем это не кончилось. Купили раскладные рельсы, но поднимать и спускать больных не получалось — лестницы крутые, боялись уронить.

Поэтому сестры стараются, чтобы насельники хотя бы подольше сидели. Что-то слушали, кто может — читали, листали альбомы с фоторгафиями. Володя и Игорь Игоревич в компьютере сидят, Зоя Михайловна музыку слушает или фильмы смотрит. Все слабенькие, но насколько можно, их чем-нибудь занимают.

После обеда сон и полдник. А вечером снова смена подгузников, подмывания, переодевания и вечерние назначения.

Такую работу трудно с чем-то совмещать. Физически уход за больными очень тяжелый. Бабушки весят по 80 килограмм, чтобы их подмыть, нужно перевернуть в кровати.

Раз в неделю у каждого из насельников банный день. Его пересаживают из кровати в кресло и везут в ванную, в ней специально сделан слив в полу. Эта процедура самая тяжелая и она бывает каждый день у кого-нибудь. Раздеть, взять на руки в охапку, пересадить в кресло — это все делает одна сестра, вдвоем неудобно. В ванной — стрижка ногтей и обработка проблемных мест. В это время другая сестра меняет постельное белье и моет кровать специальным раствором. К этому моменту привозят уже помытую бабушку.

Иногда бывает, что вторая сестра не успевает, у нее кто-то описался и обкакался. Тогда первая должна сама застелить чистую постель и переложить бабушку. Все это надо делать быстро, старые люди устают от всех этих манипуляций.

Это очень большое физическое напряжение, после смены сил уже нет ни на что. Если сестра работает через два дня, то первый день приходит в себя, а во второй уже может чем-то заниматься.

Совмещать эту работу еще с какой-то нереально. Все сестры работают только в богадельне. Зарплаты мальенькие — 130 рублей в час. Но трудятся здесь совсем не из-за денег.

После десятимесячных курсов Виктория какое время была патронажной сетрой. Работа оказалась слишком тяжелой для нее. Но совсем уйти она не смогла, осталась в прачечной как волонтер.

Диагнозы у всех разные. У Юлии Гавриловны — инсульт. У Раисы Ивановны — инсульт, перелом руки, ноги и трепанация черепа после опухоли. Она одной рукой более-менее двигает и на одну ногу может опираться. За счет этого ее можно перетащить, она 160 килограммов весит. Если бы не нога, ее бы вообще нельзя было поднять.

У Зои Михайловны целый букет заболеваний, это уже немощь. Она даже сидеть долго не может, валится, ее обкладывают подушками. До недавнего времени еле-еле ела сама, но сейчас ее кормят сестры.

Володя самый молодой, ему 44 года. У него перелом шейных позвонков, ниже груди ничего не двигается. Но, к счастью, он может одной рукой как-то двигать и одним пальцем нажимать на мышку. Вся его жизнь в интернете, его оплачивает богадельня. Володя только читает, набивать на клавиатуре у него не получается.

Самым живчиком была Александра Васильевна, могла с ходунками в сопровождении двух сестер, выходить на улицу. Но сейчас ослабела. Со временем все превращаются в лежачих.

У Игоря Игоревича немощь, контрактура, не держат ноги. Начались отклонения с головой. С пожилыми людьми очень сложно работать. Они считают, что свою жизнь оттрудились и теперь имеют право на капризы. Еще старческая деменция (слабоумие) начинается.

Подходит сестра к бабушке, а та ей говорит: «Не трогайте меня, уйдите все. Ничего не хочу, ничего не буду!» А надо подмыться, умыться, одеться, позавтракать. Сестры включают фантазию, выдумывают какие-то истории, пытаются переключить внимание: «Ну давайте, ну пожалуйста. А вы знаете, кто к нам сегодня придет?» И забалтывая, потихонечку делают дела.

Бывает, больные ссорятся между собой. Но их же не расселишь. Кто в здравом уме — понимает безвыходность ситуации, смиряется. Это же не больница, откуда через два-три месяца можно вернуться домой. Здесь все знают, что останутся тут до конца своих дней. Сестры стараются устраивать какие-то мелкие радости: праздники, дни рождения, концерт на рождество, иногда готовят спектакли.

Телевизор в богадельне не смотрят. Он остался только в одной из комнат. Раиса Ивановна, например, все новости воспринимала близко к сердцу, сильно беспокоилась. Старческая деменция ухудшала ситуацию, она начинала их перевирать, персказывать какие-то кошмары. И телевизор под предлогом, что он сломался, забрали. Она и забыла про него. Ему нашли замену — Раиса Ивановна любит слушать песни советских композиторов Русланову, Магомаева, Толкунову.

А ее соседка, Юлия Гавриловна, почти глухая. Она в свое время была учителем английского и немецкого. Очень любила читать, а потом начала слепнуть. Это стало трагедией для нее, она потеряла то, чем ей можно жить. Но одна из сестер догадалась надеть ей наушники, в них она еще слышит. Теперь с утра до вечера Юлия Гавриловна слушает аудиокниги и никто никому не мешает.

От хорошей жизни сюда никто не попадает. Это всегда очень тяжелые случаи о которых можно сообщить, оставив заявление храме царевича Димитрия за свечным ящиком. Старшая сестра Ольга Геннадьевна и врач Маргарита Витальевна ездят по домам, смотрят на ситуацию. Прежде всего забирают тех, кто просто погибает в самых безвыходных случаях. С остальными разговаривают, кто-то сам осознает, что положение с их родственником не такое критичное, как у других. Для них остается вариант патронажа на дому. Сорок сестер приходят к таким беспомощным людям с утра, а уходят вечером. Они делают все: кормят, ухаживают, проводят гигиенические процедуры и выполняют врачебные назначения.

Очередь в богадельню есть почти всегда. Но в ожидании случается всякое, все мы не вечные. Бывает, умирает бабушка, освобождается место, а очереди и нет. Кто-то уже умер, кого-то пристроили…

Свято-Спиридоньевская богадельня — один из 24 проектов православной службы помощи «Милосердие», существует на пожертвования неравнодушных людей.

Дома престарелых в Москве


Из-за того, что в древние времени церковь принимала на попечение людей, которые имитировали нищету, был принят отдельный закон.
На Стоглавом соборе царь приказал выделить только настоящих нищих. Для этого выполнили перепись всех постояльцев, устроили разделение женских и мужских богоугодных заведений.

Таких людей содержали на деньги, которые получали от милостыни.

В период Екатерининской и Петровской эпохи это были большие по территории места, где служащие могли решить любые социальные проблемы.

Интересно! Информация о храме Святого Духа в городе Краснодар

Постепенно начали увеличиваться маргинальные слои общества, поэтому деятельность приостановили. Власть заинтересовалась поддержкой таких заведений, поэтому начали активно выделять финансы на обеспечение благотворительности.

Когда приняли городскую и Земскую реформы, спонсированием занималось местное самоуправление. Начали активно открываться новые организации, задача которых заключалась в том, чтобы решить острые социальные проблемы.

Главная цель – искоренение нищеты. Покровительство в конечном результате разделили между царскими семьями, монастырями, общественными организациями. В начале 20 века активно строились богоугодные заведения.

Важно! Согласно статистическим данным, на территории Москвы в 1990 году на попечительстве содержалось больше 10 тыс. человек.

Заведения располагались в разных районах столицы. Наиболее известные и активные организации – Андреевская и Покровская.

В те времена существовали и другие учреждения, в которые могли обращаться люди за помощью:

  • для сиделок;
  • купеческих приказчиков;
  • сестер милосердия;
  • военных людей;
  • лиц, которые имеют духовное звание.

Еще несколько столетий назад люди могли написать прошение, чтобы их определили в заведение под названием Николаевская Измайловская военная богадельня, которая активно развивалась и осуществляла свою деятельность, имела богатую историю.


Строительство ее началось в 1814 году. Николай первый принял такое решение, чтобы обеспечить и дать покров людям, которые не имеют достатка и нуждаются в оказании срочной помощи.

Территория бывшей царской резиденции имела печальный вид. Здесь можно было увидеть вырубленные и запущенные рощи, иссякшие родники, озера, а также разрушенные мосты.

Проект остался без внимания, поэтому строительные работы решили приостановить. Активное возведение здания началось ближе к 1840 году. В этот период вышел и официальный указ.

Богадельню планировалось сделать для отставных солдат и офицеров, которые в силу возраста закончили несение службы. У людей, большую часть жизни проводящих на военной службе, после увольнения, как правило, не было дома, имущества и средств на пропитание.

Первыми жителями богадельни стали ветераны, принимавшие участие в Кавказской войне. На обеспечение взяли также людей, которые несли службу в Семеновском и Преображенском полках. Территория была маленькой, здесь трудилось небольшое количество рабочих, поэтому принять смогли только 20 офицеров и порядка 450 солдат.


Спустя 10 лет открыли второй корпус богадельни. Люди смогли получить бесплатное лечение, питание.

Им не нужно было платить за форму и проживание на территории благотворительной организации. Дополнительно их обеспечили пенсией.

Руководители заботились о своих подопечных. Территория облагораживалась, высаживались деревья, кустарники, цветы.

Воду в прудах очищали, на обед и ужин давали зелень, натуральные овощи. Рядом располагалось кладбище.

Сейчас здание богадельни частично разрушено. Рядом расположена станция московского метрополитена «Измайловская». В 1918 году это учреждение перестали финансировать.

Теперь престарелые и нуждающиеся люди могут устроиться в другие учреждения. До нашего времени сохранилась баня, мастерская, канцелярия, корпус для офицеров. С 2007 года здание считается музеем-заповедником. Теперь это культурное наследие столицы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]