Молитва Богородице — в каких ситуациях как молиться


Богородица — Небесная Заступница

Молитва для православного христианина является живым общением с Богом. Она поднимает человека над жизненной суетой и возносит его просьбы и упования к Божественному Престолу. Молитва к Богородице даёт человеку надежду.

«Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться» (Паисий Святогорец).

Православные в молитвах славят Господа, взывают к Ангелам и Небесным силам, просят о помощи святых. И особое место занимают молитвы к Богородице.


Икона Пресвятой Богородицы

Она, по глубокому смирению и непорочной жизни ставшая Матерью Христа, стала духовной Матерью всего человечества. Слова Христа во время Его распятия на Кресте, обращённые к ученику Иоанну: «Се, Матерь твоя» (Ин.19:27), обращены к каждому православному христианину. А потому Пресвятая Дева является Заступницей и Ходатаицей за всех людей перед Своим Сыном.

Разные степени нашего участия в церковной службе


Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.ru
Многие замечают эту важную особенность. На службе не всегда стоишь как полноценный участник богослужения. Подчас в храме стоишь только как наблюдатель происходящего. Чуть ли не как сторонний наблюдатель.

Хотелось бы выяснить: как и когда наблюдатель становится участником богослужебных молитв?

Чтобы избежать бесплодного фантазирования на эту важную тему, мы постараемся размышлять на темы храмовых молитв в русле аскетического учения, которое разработали святые отцы. Есть в нашей Церкви такое аскетическое учение о помыслах.

Помыслы бывают не только греховные

Казалось бы, причем тут помыслы, ведь мы о молитве размышляем. Все верно. И связь молитвы с помыслами в подвижнических писаниях прослеживается: совершенная молитва – это молитва, очищенная от греховных помыслов. И не только очищенная от греховных помыслов, но еще молитву очищают от любых посторонних помыслов. Стоп! Значит, не все помыслы обязательно греховные, плохие? Не все. Есть и помыслы по сути хорошие, но только во время молитвы неуместные, поскольку они сбивают человека с пути прямого богообщения, мешают молиться.

А во внемолитвенное время эти самые помыслы будут, наоборот, помогать, настраивать человека на духовные поступки, в том числе на молитву. То есть эти помыслы пригодятся до молитвы, а во время молитвы они неуместны.

Вот что святой подвижник Исаак Сирин говорил о такого рода помыслах: «Один старец на стенах келлии своей написал разные изречения… и когда спросили его: “Что это значит?”, – отвечал: “Это – помыслы правды, приходящие ко мне от Ангела, пребывающего со мною, и возникающие во мне естественные правые помышления; записываю же их во время появления их, чтобы, при омрачении своем, заниматься мне ими и они избавляли меня от заблуждения”»[1]. Вот что такое помыслы.

Даже саму молитву, если она достаточно короткая, тоже можно бы назвать праведным помыслом. И подвижник призван во время молитвы отсекать сторонние помыслы для того, чтобы хранить молитвенный помысел: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Из аскетического опыта отцов нам известно, что часто греховные помыслы укореняются в душе постепенно: сначала прилог помысла, потом происходит сочетание и сосложение с помыслом, далее разгорается борьба со страстным помыслом и пленение им, затем помысел практически беспрепятственно действует в душе.

В противовес этим стадиям укоренения страстных помыслов рассмотрим по порядку те стадии, которые проходит праведный молитвенный помысел, прежде чем на храмовой службе он укоренится в душе человека. Итак, приходит человек в церковь на службу…

Церковь молится и призывает молиться вошедшего в храм человека

Служба началась торжественным возгласом: Благословен Бог наш!.. Священник обращается к Богу с молитвенным благословением и призывает всех собравшихся прославить Бога. Потом в храме звучат и другие молитвы[2].

Что происходит? Церковь сеет в душе человека молитвенные помыслы – праведные помышления. Как в Христовой притче о сеятеле: одно семя попадает на каменистую почву, другое – на плодородную (см.: Мф. 13: 3–8, 18–23).

«Миром Господу помолимся», – это прямой призыв священника, обращенный к людям. Что отвечает хор? «Господи, помилуй», – это звучит спасительный молитвенный помысел в два слова. Это Божественное сеяние, которое Церковь хочет заронить в душу пришедшего человека.

Хор призван не просто красиво спеть «Господи, помилуй», но молитвенно спеть эти два слова

Хор призван не просто красиво спеть «Господи, помилуй», но молитвенно спеть эти два слова, отвечая на призыв священника. То же самое относится и ко всем нам. Будет ли зашедший в храм человек реагировать на призыв священника: «Миром Господу помолимся»? Не обязательно, Господь не принуждает людей молиться.

По-разному может вести себя человек. Предположим, что человек не стал игнорировать начавшуюся службу. Что же дальше?

Человек внимает этому церковному призыву

Это не означает пока, что человек молится – в полном смысле этого слова. Он лишь внимательный наблюдатель в храме. Он чутко следит за тем, как молятся другие, умом следит. Но не только умом. Молитва воспринимается людьми и на эмоционально-эстетическом уровне. Слаженное спокойное обиходное молитвенное пение службы может быть человеку – приятно. Это пока не духовное наслаждение, а чисто музыкальное, эстетическое, психологическое (не только верующие, но и некоторые атеисты любят иногда постоять в церкви, послушать хор).

Даже когда человек в храме сам не молится, молитва других уже влияет на него

Итак, человек стоит в храме и наблюдает богослужение, сам не молится. Но молитва других людей уже некоторым образом затрагивает его, влияет на него. Конечно, это влияние не такое уж глубокое.

Но если человек сам сделает небольшой, но решительный шаг и откликнется своей молитвой на чужую молитву, то он взойдет на первую ступень духовного пути и влияние церковной службы на него возрастет. От наблюдения человек перейдет к участию в службе. Но это уже следующий этап, скажем о нем подробнее.

Человек откликается на призыв к молитве

Этот отклик не обязательно состоит в том, что человек подпевает хору: «Царю небесный… прииди и вселися в ны и очисти ны…»

Не обязательно. Форма может быть другая. Вообще молитвенное пение всех прихожан сравнительно редко бывает на службах. В большинстве храмов два-три раза предусмотрено народное пение за всю длинную Всенощную или Литургию.

Между тем молитвенный отклик людей в храме происходит гораздо чаще. Только он выражается в других формах. Менее заметных, чем общее пение.

Каких именно? После пения: «Господи, помилуй», – человек начинает молитвенное движение рукой, осеняет себя крестным знамением. Это древний молитвенный жест. Он выражает нашу крепкую веру в спасительный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным знамением мы тоже участвуем в храмовой молитве, хотя и безмолвно.

Приведу еще пример. После пения: «Господи, помилуй», – человек произносит про себя одно слово: «Помилуй…» Одно его слово представляет собой отголосок молитвенного пения хора, которое он слышал, обратил на него внимание и потом присоединил свою коротенькую молитву к общей молитве.

Таким образом, человек принял молитвенный помысел от хора («Господи, помилуй»), собеседует с этим спасительным молитвенным помыслом («Помилуй»).

Он больше не наблюдатель богослужения. Начинается личное участие человека в церковной службе.

Борьба за более полновесное молитвенное участие в службе

После того, как человек начинает участвовать в службе, разгорается борьба с посторонними помыслами. Не так-то легко от них отделаться, отсечь эти посторонние помыслы. Не так-то легко «культивировать», хранить молитвенные помыслы, давать им жить, «возрастать», набирать силу в пространстве нашей души.

На Херувимской песни Церковь призывает всех нас: «Всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем». Надо сперва отложить все житейские попечения и помыслы (даже те, которые уместны в любое другое время), чтобы послужить Богу на Литургии – поднять и торжественно нести на плечах Христа-Царя – к Престолу Бога Небесного.

Наша молитва становится богоносной, если нам удается отложить житейские помыслы и принимать и хранить молитвенные помыслы, которые Церковь подает нам на службе.

Отложить житейские помыслы для человека не так уж и просто. Долгие годы через эти житейские помыслы в его душе укоренялись греховные страсти. Ум постоянно подвергается прилогам этих греховных помыслов, ум сочетается с ними и собеседует с ними.

Эти греховные помыслы поднимают шум в душе (по-славянски «молву»), нарушают внутреннее безмолвие души[3]. Греховные помыслы, как сорняки, стараются заглушить молитвенные помыслы.

На стадии борьбы с житейскими попечениями наблюдается своего рода паритет сил: человек борется против житейских помыслов с переменным успехом. Порой человеку на службе удается принять и хранить молитвенный помысел, через какое-то время он уходит умом на страну далече и уже занят житейскими помыслами, то есть теряет молитву. Потом, опомнившись, снова внимает церковной службе и участвует в общей молитве.

Молитвенные помыслы укореняются

Если борьба против житейских помыслов оказывается успешной – с Божией помощью, – то молитвенные помыслы укореняются в душе человека. Они становятся сильнее житейских помышлений, их голос звучит в полную силу, этот спасительный голос не может заглушить шум житейской молвы. Человек на службе молится «со вниманием сердечным»[4].

Человек увлечен общим потоком молитвы на богослужении; вслушиваясь в звучащие молитвы и участвуя в общей церковной службе, человек устремляется к Богу.

Вспомним, какое исключительное устремление к Богу Церковь переживает на Литургии:

– Горе имеим сердца, – призывает священник.

– Имамы ко Господу, – отвечает хор.

– Благодарим Господа, – звучит евхаристическая молитва у Престола.

В храме человек не только увлечен общим потоком молитвы. Он не только воспринимает общее молитвенное устремление, он деятельно участвует в нем. Иными словами, и сам человек, участвующий в службе, общее молитвенное устремление тоже создает, в какую-то свою меру[5].

Таким образом, человек не только «загорается» общей молитвой, но и подходит к тому, чтобы передавать другим это «пламя молитвы».

Вовсе не обязательно, что это выльется в прямое духовное руководство другими людьми. Это может быть малозаметным, ненарочитым влиянием на других, которое совершается во славу Божию, хотя сам человек и не замечает того, и отнюдь не считает себя духовным наставником.

Молитвенные помыслы приносят плоды

Мы кратко проследили, как Церковь сеет в душе человека молитвенные помыслы, как человек внимает им, принимает их и откликается на них, собеседует с ними – беседует с Богом, как молитвенные помыслы укореняются, глубоко затрагивают человека, проникают с периферии его жизни на глубину его жизни, даже проникают в самое сердце его мыслей, чувств и устремлений.

И наконец наступает момент, когда всеянные в храме и укоренившиеся в человеке молитвенные помыслы приносят свои плоды: одни во сто крат, другие – в шестьдесят, а третьи – в тридцать (см.: Мф. 13: 8). Молитва становится жизнью.

То богослужебное чудо, которое произошло в храме, выходит далеко за церковную ограду. Оно продолжается и во внебогослужебное время.

Пламя молитвы, полученное в храме, человек бережно несет домой и затепливает от него лампаду. Это подобно тому, как верующие несут из церкви огонек домой в Великий четверг.

Благодать храмовой молитвы поддерживает в человеке молитвенный настрой и вне храма, в его житейских делах

Благодать храмовой молитвы поддерживает в человеке молитвенный настрой за утренним и вечерним домашним молитвенным правилом. Молитвенный настрой проявляется и в любой момент дня, не только после пробуждения ото сна и перед сном, перед едой и после.

Молитвенные помыслы повторяются много раз в день, при совершении любого дела, особенно трудного и ответственного: «Господи, помоги»; «Благодарю Тебя, Боже». «Господи, прости и благослови», – просит человек, когда понимает, что поступил нехорошо.

Всеянные в сердце церковные молитвенные помыслы питают всю жизнь человека в самых разных ее сторонах. Они укрепляют человека на покаяние и борьбу со страстями. И поэтому молитва влияет на отношения человека с людьми. Ведь наши отношения часто портятся из-за страстей гнева, гордости, осуждения, зависти… Молитва меняет отношение человека к своим обязанностям в семье, в учебе и на работе.

Молитва преображает человеческую жизнь.

Молитва Божьей Матери

Важно понимать, что одна молитва ко Пресвятой Богородице не является гарантом исполнения просьб и желаний. Молитва не магический заговор или колдовская формула, прочтение которых обещает непременный успех и благополучие.

По нашей искренней вере и благочестивой жизни Богородица ходатайствует за нас перед Своим Пречистым Сыном. И Господь Иисус Христос, исполняя данную заповедь о почитании родителей (Исх.20:5) слышит и исполняет молитвы Своей Матери. Существуют подтверждения великого дерзновения (смелости) Пресвятой Девы перед Господом. Например, первое чудо Христа на брачном пире в Канне Галилейской. Тогда именно по просьбе Богородицы вода превратилась в вино (Ин.2:3-7).

Наглядно и доступно это объясняет Паисий Святогорец.

«Допустим, у какой-нибудь женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего сделать. А будет просить сына-министра, который в силу своей должности действительно может помочь. И он поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о своём спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит.

Богородица передаёт все наши просьбы Христу. Но и Сама Она по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу» (Слово о молитве. Том VI).

В чем помогают молитвы перед иконой «Умиление»?

Со времен жизни Преподобного было известно, что икона обладает целительной силой. Если молиться искренне, с глубокой верой, почитанием Пресвятой Девы и при этом вести христианский образ жизни, то она обязательно помогает.

У этой великой святыни, к которой прикасались руки истинного Божьего избранника, просят о том, что она сама означает:

  • об избавлении от душевной боли и страдания;
  • об обретении потомства;
  • о благополучном разрешении беременности.

Молитва перед иконой «Умиление» Пресвятой Богородицы подарит утешение тем, кто потерял своих близких, ведь именно перед ней покинул нас один из великих святых земли русской – Преподобный Серафим Саровский. Поэтому нужно помнить о такой возможности – изменить себя и свою жизнь можно в любой момент, если с верой и надеждой обратиться к нашей Святой Церкви. А уж у нее для каждого найдутся слова утешения, рекомендации и советы.

Молитва Богородице

Одной из самых простых молитв Богородице о помощи является следующая: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Православный христианин должен стараться как можно чаще произносить ее.

«Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах… Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», к одной Богоматери она употребляет слова: «Спаси нас» (святитель Игнатий Брянчанинов).

Православная Жизнь

Православие.фм

Воцерковлённые люди знают, что можно и чего нельзя делать в храме. Но для тех читателей, кто испытывает сложности, подготовлен этот материал.

Для той части нашей аудитории, которая только вступает на путь своего знакомства с Церковью, мы публикуем 25 советов об основных правилах поведения в храме. Они помогут вам достойно молиться Богу, не отвлекаясь самим и не отвлекая других верующих:

1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор

Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе

Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа – главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.

3. Одним из главных условий молитвы является внимательность. Богослужению в храме также нужно внимать, т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем

Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.

4. Почитание мощей и икон

Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело – т.е. лоб).

5. Мобильный при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим

Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.

Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.

6. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства

Не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) дозволяется только по благословению настоятеля храма. так как тоже сильно отвлекает верующих.

7. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.

Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздераться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.

8. Не входите в Алтарь (пространство, ограждённое стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма)

На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.

9. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)

Именно там располагается центральное место храма – Святой Престол, где совершается Евхаристия – главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

10. Не стоит делать замечания и ругаться

Храм – это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае, следует подойти и, вежливо и тихо, сделать замечание.

11. В храм надевают самое лучшее

На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих.

Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.

Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить вмайках и шортах, а также спортивных костюмах.

12. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными

Храм – это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя. Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.

13. Покупайте и передавайте свечи до службы или по её завершении

Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.

14. В церковных записках перечисляются имена православных христиан

Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц. Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.

Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подаёт человеку соответственную помощь.

Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: «патр.», «архиеп.», «игум.», «свящ.», «диак.», «мон.» и т.п.

15. Дети в храме должны вести себя прилично

Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им (если конечно они уже способны понимать человеческую речь), что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики. Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.

16. В молитве человек участвует всем своим существом

И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять – это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.

17. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи

Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершённых другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершённого вами и желания измениться. Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.

18. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой

Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах. Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).

Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.

19. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё крещальное имя

Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой – на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).

Только после того, как запьёте святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).

20. Причащая детей их нужно правильно держать

Ребёнок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надёжно придерживать руки и ноги ребёнка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.

Ребёнка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался – это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.

21. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения – важнейшие в богослужении

В это время в алтаре совершается главное Таинство – хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.

Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.

22. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой

Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.

23. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову

Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.

24. Милостыню обычно подают пищей или одеждой

Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся – благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.

Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении – купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить – купите ему билет.

Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово. Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.

25. Не бойтесь попасть в неловкое положение

Верующие не зря называют друг друга «братья и сёстры». Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить – спросите совета у священника или более опытного христианина.

Андрей Сегеда

Песнь Богородице

К числу древних молитв ко Пресвятой Деве относится молитва «Богородице Дево, Радуйся!» Она относимтся к апостольским временам и соткана из слов Священного Писания. Так, первая часть молитвы — это обращение Архангела Гавриила к Марии, когда он возвестил о зачатии Ею Иисуса Христа (Лк.1:28).

Слова «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» принадлежат праведной Елисавете, которая исполнившись Святого Духа, вознесла хвалу Матери и Ее Младенцу (Лк.1:42). Можно считать, что это была первая молитва Богородице.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

История иконы

Есть несколько образов «Умиления», но своей историей выделяется тот, на котором Пречистая Дева изображена одна, с опущенными глазами и скрещенными на груди руками. Этот образ полон сильных чувств, ведь он относится к тому периоду ее жизни, когда Архангел Гавриил уже благовестил Деве Марии, что она избрана для рождения Спасителя. Она знает об этом, она уверена в будущем чуде, и чувства переполняют ее невинную душу. Именно слова Архангела написаны на нимбе этого образа «Радуйся, Невесто Неневестная».

А чувство смирения, душевного участия, тихой радости, которые изображены на иконе, выразила Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

По преданию, икона принадлежала Серафиму Саровскому, который обрел ее и повесил у себя в келье. О наличии этого чудесного образа в скромной келье Святого отшельника стало известно в 1815 году, когда он уже стал принимать у себя просителей. Больных, приходивших к нему, он помазывал маслом из лампадки перед этой иконой, и тем самым исцелял их.

Святой Серафим называл ее «Всех радостей Радость» — что очень подходит к удивительно нежному изображению Богоматери.

Именно перед этой иконой святой скончался, стоя на коленях и совершая молитву «Умиление» Пресвятой Богородицы. Это произошло 2 января 1833 года. То есть икона была у Серафима Саровского не менее 18 лет.

После смерти святого ее передали в Саровский монастырь, которому принадлежал Серафим, но настоятель Нифонт передал ее сестрам Дивеевской Серафимовской обители, духовным наставником которой был почивший старец и уставом которого пользовались в этой обители.

После революции монастырь некоторое время существовал, но в 1927 году был закрыт и частично разрушен. Икону «Умиление» хранили как великую святыню, принадлежавшую преставившемуся святому. И в 1990 году она была помещена во вновь освященном пределе в свою честь.

С тех пор паломники снова стали читать молитвы Богородице перед иконой «Умиление», которая приобрела дополнение «Серафимо-Дивеевская».

Икона Серафима Саровского сейчас находится в Москве, в Патриаршей резиденции. В Дивеевском монастыре – ее список, который также имеет целительную силу. Но один раз в год святыня обязательно прибывает на празднование в свой монастырь.

Хвалебная песнь Богородице

Важное место занимает так называемая Хвалебная песнь Богородице.

«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

Ещё эту молитву называют Архангельской песнью. Это связано с преданием, как в конце X века сам Архангел Гавриил «подсказал» это славословие Пресвятой Богородицы.

К одному иноку на горе Афон в келью постучался незнакомый юноша. Когда они стали молиться известными иноку словами «Честнейшую Херувим…», гость сказал: «У нас воспевают Богородицу по-другому!» и произнёс известные сегодня слова Хвалебной песни. Во время этого славословия икона Божьей Матери, перед которой они молились, просияла неземным светом. Инок попросил юношу написать ему этот текст. В келье не нашлось бумаги. Тогда необычный гость начертал его пальцем на камне, который в тот момент стал мягким, словно бумага. Назвавшись именем Гавриил, юноша исчез. Тогда монахи поняли, что чудесным посетителем был сам Архангел Гавриил.

Молитвы перед иконами Пресвятой Богородицы

«Наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к стопам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Чтя и ублажая (прославляя) Божью Матерь, православные христиане с особым трепетом и любовью относятся к иконам Пресвятой Богородицы. Сегодня существует около семисот Её почитаемых образов. Известно множество историй чудес по молитвам перед этими иконами.

Одной из самых почитаемых на Руси является икона Божьей Матери Владимирская. По преданию, ее образ был написан самим евангелистом Лукой. Неоднократно эта икона помогала русскому народу одерживать победу над иноземными завоевателями.

На Русь Владимирская икона Божьей Матери попала в XII веке из Константинополя. Тогда образ был передан в подарок князю Юрию Долгорукому. Будучи с иконой в городе Владимире, его сын, князь Андрей Боголюбский, столкнулся с чудом. Запряженные лошади встали и не могли ехать дальше. Тогда князь понял, что воля Пресвятой Девы — остаться тут, во Владимире. Здесь был воздвигнут храм в честь Пресвятой Богородицы, куда и поместили чудотворный образ.

Через Владимирскую икону Богоматерь явила множество чудес. Она помогла Андрею Боголюбскому одержать победу над волжскими болгарами. Уберегла Москву от нашествия хана Тамерлана. Оградила от войск хана Золотой Орды Ахмата. Спасла от разорения ханом Казанским Махмет-Гиреев… Перед образом Владимирский иконы Божьей Матери молились и продолжают молиться православные христиане во всех своих проблемах и затруднительных вопросах.

Молитва в храме

Здравствуйте, дорогие дети и родители!

По молитве их поколебалось место, где они были собраны. (Деян. 4, 3)

Христианину надлежит молиться всегда и везде, где бы он ни находился. Сразу же после пробуждения, перед началом любого дела, перед приемом пищи и после, отходя ко сну, во всех сложных обстоятельствах, всегда, когда мы хотим поблагодарить Бога. Сверх молитвы личной каждый христианин должен принимать посильное участие в молитве церковной при посещении храма.

Молитва в храме

Храм Божий – это земное небо. Здесь мы собираемся для общей молитвы. Господь сказал, что если двое или трое собраны во имя Его, то сам Господь посреди них и исполнит просимое.

Очевидно, что всем здоровым христианам надо посещать церковные богослужения по мере возможности. И особенно стараться не пропускать праздничные всенощные бдения и литургии.

Преподобный Варсонофий Оптинский считал, что верным признаком омертвления души является уклонение от церковных служб.

Иногда бывает, что стоять на службе трудно, жарко, душно, утомляет тело длинная служба. Но те, кто имеет опыт, давно заметили, что безропотное, благодарное терпение, пусть чего-то малого ради участия на службе, всегда вознаграждается. После Богослужения христианин всегда духовно наполнен, находится в состоянии духовного веселия и бодрости. От этого забывается и не чувствуется телесная усталость.

Пища заглушает сердце для молитвы

Святые отцы настоятельно советуют до присутствия на литургии не вкушать пищу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что наполненный желудок становится ненужной и вредной тяжестью, заглушающей сердце для молитвы. Трудно бывает при этом стяжать святые помыслы и ощущения. Крайне надо остерегаться, чтобы не кушать перед Богослужением. «Царствие Божие не есть пища и питие» (Рим. 14, 17). Бог не может царствовать в сердце, отягощенном объедением и питием.

Но для больных и престарелых имеются смягчения вышеуказанной рекомендации. Те, кто по немощи телесной может обессилить при длительном напряжении тела от стояния в храме, могут иметь послабления.

Нет ничего выше, величественнее и животворнее Литургии. Священнослужители символизируют Самого Христа, Ангелов, Херувимов, Серафимов и апостолов. Как пишет прв. Иоанн Кронштадский, «Литургия – постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого человека в отдельности». Как же после таких слов не спешить посетить Божий храм, помолиться соборно во время Богослужения.

Храмовая молитва

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]