Псалом Давида 54 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 54

Традиционно молитва читается на церковнославянском языке в храме во время службы. Но оригинал сложен в понимании. Неопытному человеку не сразу станет понятно, как читать определенное слово, куда ставить ударение и что слово означает. Перед тем как осваивать церковнославянский вариант следует обратиться к переводу на русский язык. Такая молитва дает верующему больше понимания основных событий, и текст обретет смысл, объединяя искреннего христианина и Господа.

На церковнославянском языке с ударениями

На русском языке

На церковнославянском языке в русской орфографии. Текст молитвенного стояния пред Господом.
О спасении от предателей

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Внуши, Боже, молитву мою, И не презри моления моего: Вонми ми, и услыши мя: Возскорбех печалию моею, Во искушении моем, и смятохся От гласа вражия и от стужения грешнича: Яко уклониша на мя беззаконие, И во гневе враждоваху ми.

Сердце мое смятеся во мне, И боязнь смерти нападе на мя: Страх и трепет прииде на мя, И покры мя тьма.

И рех: кто даст ми криле яко голубине; И полещу, и почию.

Се удалихся бегая, И водворихся в пустыни.

Чаях Бога спасающаго мя От малодушия и от бури.

Потопи, Господи, и раздели языки их: Яко видех беззаконие и пререкание во граде.

Днем и нощию обыдет и по стенам его: Беззаконие и труд посреде его, и неправда: И не оскуде от стогн его Лихва и лесть.

Яко аще бы враг поносил ми, Претерпел бых убо: И аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, Укрыл бых ся от него.

Ты же человече равнодушне, Владыко мой и знаемый мой, Иже купно наслаждался еси со мною брашен: В дому Божии ходихом единомышлением.

Да приидет же смерть на ня, И да снидут во ад живи: Яко лукавство в жилищих их Посреде их.

Аз к Богу воззвах, И Господь услыша мя.

Вечер и заутра и полудне повем, И возвещу, и услышит глас мой.

Избавит миром душу мою от приближающихся мне: Яко во мнозе бяху со мною.

Услышит Бог, и смирит я, Сый прежде век. Несть бо им изменения, Яко не убояшася Бога.

Простре руку свою на воздаяние: Оскверниша завет его.

Разделишася от гнева лица его, И приближишася сердца их: Умякнуша словеса их паче елеа И та суть стрелы.

Возверзи на Господа печаль твою, И Той тя препитает: Не даст в век молвы праведнику.

Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя.
На русском языке. Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.
О спасении от предателей

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Услышь, Боже, молитву мою И не скрывайся от моления моего; Внемли мне и услышь меня; Я стенаю в горести моей, В печали моей, и смущаюсь От голоса врага, от притеснения нечестивого, Ибо они возводят на меня беззаконие И в гневе враждуют против меня.

Сердце моё трепещет во мне, И смертные ужасы напали на меня; Страх и трепет нашёл на меня, И ужас объял меня.

И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы.

Далеко удалился бы я, И оставался бы в пустыне.

Поспешил бы укрыться От вихря, от бури».

Расстрой, Господи, и раздели языки их, Ибо я вижу насилие и распри в городе.

Днём и ночью ходят они кругом по стенам его; Злодеяния и бедствие посреди его; Посреди его пагуба; Обман и коварство не сходят с улиц его.

Ибо не враг поносит меня, Это я перенёс бы; Не ненавистник мой величается надо мной, От него я укрылся бы.

Но ты, который был для меня то же, что я, Друг мой и близкий мой, С которым мы разделяли искренние беседы И ходили вместе в дом Божий.

Да найдёт на них смерть; Да сойдут они живыми в ад, Ибо злодейство в жилищах их, Посреди их.

Я же воззову к Богу, И Господь спасёт меня.

Вечером и утром и в полдень буду умолять И вопиять, и Он услышит голос мой.

Избавит в мире душу мою от восстающих на меня, Ибо их много у меня.

Услышит Бог, и смирит их От века Живущий, Потому что нет в них перемены; Они не боятся Бога.

Простёрли руки свои на тех, которые с ними в мире, Нарушили союз свой.

Уста их мягче масла, А в сердце их вражда; Слова их нежнее елея, Но они суть обнажённые мечи.

Возложи на Господа заботы твои, И Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

Ты, Боже, низведёшь их в ров погибели; Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ (образец подготовки в течение недели):

Понедельник

(по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.

Вторник

: Канон молебный ко Пресвятой Богородице.

Среда

: Канон Ангелу-Хранителю.

Четверг

: Канон святому Иоанну Предтече.

Пятница

: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Суббота

: Иисусу Сладчайшему.

Воскресенье

: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

История написания

Для многих исследователей становится очевидным факт того, что псалом 54 был написан во времена, когда против царя восстал его сын Авессалом. Поддержал вероломного отпрыска ближайший друг и соратник правителя Ахитофел. Некоторые толкователи придерживаются теории, что псалом 54 является пророческим, так как страдания Давида проецируются на будущее, а именно на страдания Иисуса Христа. Ахитофел является прообразом Иуды, который так же совершил предательство, а после повесился. К тому же с исторической точки зрения события песнопения совпадают с реальными жизненными событиями Давида. В этот переломный момент, когда Иерусалим был охвачен волнениями и паникой, царь готовится к своему побегу.

Православная Жизнь

Митрополит Антоний (Паканич) о псалме, с помощью которого находится выход в самых безвыходных ситуациях.

85-й псалом – один из самых трагичных и просительных. В нем слышен крик души, последняя надежда на помощь, признание своего полного бессилия.

Этот псалом вошел в молитвы 9-го часа, который посвящен воспоминанию Крестной смерти Спасителя. По слову святых евангелистов Марка и Матфея, именно «в час девятый» Христос в последний раз произнес просительный возглас на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил», за которым последовали слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46).

Нет смысла говорить о трагичности момента. Он самый мрачный и ужасный в истории человечества. Безысходность. Кошмар. Мрак. Но весь этот ужас на время, пока наша душа не прорвется сквозь тьму к Свету.

«Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя»

Господи, услышь меня! Снизойди ко мне, немощному, моей боли. Нет сил терпеть более. Чаша моя переполнена. Ты мое единственное упование и защита. К Тебе взываю, Богу моему. Услышь меня!

«Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день»

Моя жажда к Тебе не знает границ, любовь – препятствий, душа постоянно рвется к Тебе, сердце не умолкает.

«Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя. Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня»

Молю Тебя, Господи, помилуй меня! Эти слова – единственное, что осталось у меня. Знаю, Господи, что слышишь меня, что ведаешь о страданиях моих. Молитва к Тебе дает силу и утешение, позволяет сбросить тяжелый груз накопленных переживаний, очищает душу, дает возможность и дальше нести свой крест.

«Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты»

Да будет у меня один помысл – о Тебе. Сохрани меня, Господи! Возненавижу словеса мира, да узрит сердце мое Тебя. Тебе одному буду служить.

«Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно, ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего»

Буду стоять в страхе Божием, чтобы он истребил во мне все страсти, хотящие отлучить меня от Тебя, Господи. Буду держать светильник мой горящим, радеть, чтобы он не погас и не вверг меня во тьму. Наполню сосуд елеем, пока еще в теле, чтоб сиял и привел меня в Царствие Твое. У светлой души – светящийся светильник, у злой – отсутствует свет, она падает во тьму.

Каюсь, Господи, и отрекаюсь от греха.

«Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою. Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему и спаси сына рабы Твоей; покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня»

Кто познал славу Твою, тот прошел через неверие, кто познал любовь, тот отрекся от ненависти, кто познал чистоту, тот бежал от нечистоты, кто познал добро, тот возненавидел зло.

Все, что от Тебя, все во благо. Этим утешаюсь в темные времена, держа свой светильник зажженным.

Блажен, кто взывает к Тебе. Блажен, кому Ты открываешься и отвечаешь.

Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей!

Записала Наталья Горошкова

Для чего читают псалом 54?

Традиция предписывает читать псалом 54 на утренней службе в храме на церковнославянском языке. Разрешается читать молитву дома на русском языке, но обязательно перед иконой. Закройте глаза и откройте ваше сердце. Только тогда Господь сумеет вам помочь.

Если вас постигло несчастье или вы были оклеветаны кем-то из близких вам людей, читайте псалом 54. Помните, что читать его нужно лишь в тех случаях, когда вас действительно одолевает уныние или скорбь. Будьте уверены в том, что Бог на вашей стороне и тогда Всевышний придет в вашу жизнь, чтобы изменить все к лучшему.

Толкование на сто пятьдесят псалмов. Изъяснение псалма 54-го.

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)

ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненiе псалма 54-го.

(1). Въ конецъ, въ пѣснехъ разума, Давиду [1]. Псаломъ сей изрекъ блаженный Давидъ, гонимый Сауломъ, находясь въ изгнаніи, и принужденный жить въ пустынѣ. Предвѣщаетъ же вмѣстѣ Пророкъ злоумышленіе іудеевъ противъ Спасителя, и въ себѣ самомъ преднаписуетъ Владычнія страданія. Ибо и самъ онъ былъ гонимъ облагодѣтельствованнымъ Сауломъ, терпѣлъ предательство отъ людей близкихъ ему, и провидѣлъ духовными очами, что сіе же самое претерпитъ Владыка, будетъ преданъ и распятъ тѣми, которымъ дѣлалъ Онъ добро. Посему-то и надписаніе отсылаетъ читателя въ конецъ, и повелѣваетъ разумно внимать сказанному въ псалмѣ, потому что заключаетъ въ себѣ прикровенный пророчественный смыслъ, и по истеченіи временъ придетъ въ исполненіе. Сверхь того, псаломъ сей включается въ число пѣсней, содержа въ себѣ предначертаніе Владычнихъ страданій; ибо справедливо всегда пѣснословить Изволившаго пострадать сіе ради спасенія человѣческаго. Но никто, взирая на уничижительность реченій, да не почтетъ ихъ недостойными вочеловѣченія Христа Спасителя; а пусть приметъ во вниманіе, что Пріявшій желчь, и оцетъ, и гвозди, и тернія, и заплеваніе, и заушенія, и всякое поруганіе, а напослѣдокъ Претерпѣвшiй смерть, не отрекся и отъ уничижительности словъ. Ибо съ дѣлами должны быть сообразны и слова. Вотъ собственныя Его изреченія: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 30); и еще: заповѣдь пріялъ Я, что реку и что возглаголю (Іоан. 12, 49); и о Себѣ ничесоже творю (Іоан. 8, 28); и: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставилъ (Матѳ. 27, 46)? Сіе же и подобное сему изрекъ Онъ по человѣчеству, показуя человѣческое Свое естество и снисходя къ немощи іудеевъ. Здѣсь божественный Давидъ, какъ описываетъ оказанную ему самому несправедливость, такъ преднаписуетъ и ту, которую окажутъ Владыкѣ, — описываетъ, хвалясь общеніемъ въ Его страданіяхъ и едва не взывая вмѣстѣ съ Павломъ: азъ язвы Господа Iисуса на тѣлѣ моемъ ношу (Гал. 6, 17).

(2). Внуши, Боже, молитву мою и не презри моленія моего: (3). Вонми ми, и услыши мя. Пророкъ приноситъ различныя моленія, прося, чтобы всѣ они были приняты. Ибо говоритъ: не презри меня умоляющаго, но вонми благоволительно, и подай мнѣ помощь.

Возскорбѣхъ печалію моею, и смятохся (4) отъ гласа вражія, и отъ стуженія грѣшнича, Терпя укоризны и нападенія отъ враговъ, поступающихъ со мною несправедливо, и размышляя о разныхъ ихъ козняхъ, исполняюсь, говоритъ Пророкъ, великой скорби. Ибо печалію (ἀδολεσχία) Божественное Писаніе называетъ непрестанное размышленіе. Симмахъ перевелъ сіе такъ: упалъ я духомъ, бесѣдуя самъ съ собою, и смутился отъ вражія гласа, отъ безпокойства, причиненнаго нечестивымъ. Ибо одного и того же Пророкъ называетъ и врагомъ и нечестивымъ, какъ облагодѣтельствованнаго и уготовляющаго смерть благодѣтелю.

Яко уклониша на мя беззаконіе, и во гнѣвѣ враждоваху ми. Симмахъ выразилъ сіе яснѣе: впали противъ меня въ нечестіе и съ гнѣвомь воспротивились мнѣ; потому что съ лукавымъ ко мнѣ расположеніемъ устрояютъ мнѣ смерть.

(5). Сердце мое смятеся во мнѣ, и боязнь смерти нападе на мя: (6). Страхъ и трепетъ пріиде на мя, и покры мя тма. Видя сію непріязненность ихъ и устрояемыя ими козни, прихожу въ ужасъ и боязнь, и ожидаю смерти. И ни мало не удивительно, если Давидъ спасаясь бѣгствомъ и преслѣдуемый множствомъ враговъ, убоялся смерти, какъ человѣкъ, притомъ жившій подъ закономъ и только издали усматривающій евангельское совершенство. Ибо и Самъ Владыка Христосъ, Который многократно предрекалъ и предзнаменовалъ священнымъ Апостоламъ Свое страданіе, и строго запретилъ божественному Петру, пререкавшему, что будетъ сіе (Матѳ. 16, 22-23), предъ самымъ временемъ страданiя воскликнулъ: нынѣ душа моя возмутися (Іоан. 12, 27); и Божеское естество попустило естеству человѣческому быть въ такомъ томленіи, что источало оно капли кроваваго пота, подкрѣпляемо было Ангеломъ и препобѣдило страхъ. Ибо и въ этомъ надлежало показать естество, подвергающееся страданію.

(7). И рѣхъ: кто дастъ ми крилѣ яко голубинѣ? и полещу, и почію. (8). Се, удалихся бѣгая и водворихся въ пустыни. Такъ поступилъ блаженный Давидъ: ибо спасался бѣгствомъ отъ Саула, и опять увидѣвъ непріязненность иноплеменниковъ въ Геѳѣ, скрылся въ пустыню, какъ повѣствуетъ первая книга Царствъ. И Владыка Христосъ многократно удалялся то въ гору, то въ пустыню, уклоняясь отъ ненависти іудеевъ. Достойно же удивленія, что великій Давидъ желалъ имѣть крылья голубиныя, а не другой какой птицы. Изъ сего явствуетъ, что желалъ онъ духовной благодати, нисшедшей въ видѣ голубинѣ.

(9). Чаяхъ Бога спасающаго мя отъ малодушія и отъ бури. Потопляемый столькими волнами и подвергаясь прираженіямъ какъ бы нѣкіихъ вѣтровъ и вихрей, ожидаю, говоритъ Пророкъ, Божіей помощи, и утѣшаюсь надеждою на Божіе содѣйствіе.

(10). Потопи Господи и раздѣли языки ихъ. Поелику у нихъ согласіе на зло; то разрушь, Владыка, единомысліе ихъ.

Яко видѣхъ беззаконіе и прерѣканіе во градѣ. (11). Днемъ и нощію обыдетъ и по стѣнамъ его: беззаконіе и трудъ посредѣ его, и неправда. (12). И не оскудѣ отъ стогнъ его лихва и лесть. Думаю, что изреченія сіи не относятся къ блаженному Давиду; потому что въ это время Іерусалимомъ не владѣли еще іудеи, и никакой другой городъ не былъ признаваемъ царственнымъ. Кажется же, что Пророкъ вмѣстѣ и предсказываетъ пререканіе и противленіе Іерусалима закону, и перечисляетъ всѣ виды его пороковъ: беззаконіе, неправду, лихву и лесть, изъ любви къ которымъ не приняли іудеи законовъ Спасителя. Надлежитъ же замѣтить, что не только въ совершенствѣ новаго завѣта, но и въ жизни подзаконной осуждается лихоимство и причисляется къ беззаконію, неправдѣ и лести.

(13). Яко аще бы врагъ поносилъ ми, претерпѣлъ быхъ убо; и аще бы ненавидяй мя на мя велерѣчевалъ, укрылбыхся отъ него. Но что бываетъ отъ непріязненныхъ, то почитаю терпимымъ и сноснымъ; потому что дѣлается это врагами и непріятелями. Притомъ отъ брани открытой можно иногда спастись бѣгствомъ.

(14). Ты же, человѣче равнодушне, владыко мой и знаемый мой, (15). иже купно наслаждался еси со мною брашенъ: въ дому Божіи ходихомъ единомышленіемъ. Но всего прискорбнѣе кажется мнѣ, если человѣкъ коротко знакомый, единомысленный, раздѣляющій со мною трапезу и тѣхъ же вкушающій брашенъ, бывшій моимъ сообщникомъ въ дѣлахъ божескихъ и человѣческихъ, поступаетъ непріязненно и какъ врагъ. А въ сихъ словахъ пророчественная благодать ясно изобразила намъ предателя Іуду, котораго Царь Христосъ поставилъ владыкою, по сказанному: поставиши я князи по всей земли (Псал. 44, 17), и который былъ причастникомъ Его трапезы и таинственныхъ словесъ, но содѣлался орудіемъ злоумышляющихъ. Вмѣсто словъ: владыко мой, Симмахъ сказалъ: коротко мнѣ знакомый. Сіе же никакъ не относится къ блаженному Давиду, потому что его гонимаго Сауломъ не предавалъ ни одинъ изъ близкихъ къ нему; ни Доикъ, ни Зифеи не были короткими его друзьями. Съ евангельскимъ же сказаніемъ согласно сіе пророчество; сказано: ядый со Мною хлѣбъ, воздвиже на Мя пяту свою (Іоан. 13, 18). Такъ Пророкъ, предсказавъ предательство, предрекаетъ и внезапную смерть предателя.

(16). Да пріидетъ же смерть на ня, и да снидутъ во адъ живи. Такой конецъ жизни имѣлъ предатель: потому что, положивъ петлю себѣ на шею, потерпѣлъ скорую смерть. Въ таковыя бѣдствія впали и іудеи послѣ креста, бывъ вовлечены въ войну съ римлянами; потому что преселились изъ жизни не по естественному закону, но поражаемые вражескимъ оружіемъ. Потомъ Пророкъ показываетъ справедливость наказанія.

Яко лукавство въ жилищахъ ихъ, посредѣ ихъ. Жилищемъ же называетъ настоящую жизнь, въ которой пребываемъ временно, а не на всегда поселяемся.

(17). Азъ къ Богу воззвахъ, и Господь услыша мя. (18). Вечеръ и заутра и полудне повѣмъ и возвѣщу, и услышитъ гласъ мой. (19). Избавитъ миромъ душу мою отъ приближающихся мнѣ: яко во мнозѣ бяху со мною. Видя непрестанную мою молитву, приносимую мною день и ночь, говоритъ Давидъ, Богъ избавитъ меня отъ враговъ, и даруетъ мнѣ миръ. Слова: во мнозѣ бяху со мною означаютъ, что враги многочисленны. Такъ перевелъ и Симмахъ: ибо весьма многіе были противъ меня.

(20). Услышитъ Богъ, и смиритъ я Сый прежде вѣкъ. Внявъ моему прошенію, Вѣчный Богъ злоумышляющихъ на меня сдѣлаетъ безсильными.

Нѣсть бо имъ измѣненія, яко не убояшася Бога. Симмахъ перевелъ сіе такъ: ибо не перемѣнятся, и не убоятся Бога, то есть, видя нераскаянный ихъ нравъ, Богъ ввергнетъ ихъ въ упомянутыя выше бѣдствія.

(21). Простре руку свою на воздаяніе. Три толковника перевели сіе такъ: простеръ руку свою на тѣхъ, которые были съ нимъ въ мирѣ. Ибо Саулъ гналъ не врага, но благодѣтеля, человѣка, ему знакомаго и близкаго. Также Іуда предалъ не врага, но Спасителя и Подателя благъ. Посему сказанное: простре руку свою на воздаяніе, значитъ: простерши руку, чтобы сдѣлать воздаяніе, не принесъ ничего добраго, но все было исполнено лукавства. Тоже значитъ и присовокупленное:

Оскверниша завѣтъ его. Когда законъ Божій повелѣваетъ любить ближняго, какъ себя самаго (Матѳ. 22, 39), они благодѣтеля преслѣдовали, какъ врага.

(22). Раздѣлишася отъ гнѣва лица его, и приближишася сердца ихъ. Поработившись гнѣву, одно говорили, а другое замышляли. Ибо такъ перевелъ Симмахъ: мягче коровьяго масла уста ихъ, но враждебно сердце каждаго изъ нихъ. Съ симъ согласно и присовокупленное:

Умякнуша словеса ихъ паче елея, и та суть стрѣлы. Таковы же были и слова Сауловы, и слова Іудины. Ибо Саулъ говорилъ Давиду; ты ли это, чадо Давиде (1 Цар. 24, 17)? И Іуда сказалъ: еда азъ есмь, Равви? и облобыза Его (Матѳ. 26, 25. 49). И слова уподобляются мягкостію елею и коровьему маслу, а замыслы подобны самымъ острымъ стрѣламъ и копьямъ, потому что слово: стрѣлы Акила перевелъ: копья. Такъ божественный Давидъ, описавъ, что было съ нимъ, и присовокупивъ къ сему злоумышленія противъ Владыки, предлагаетъ совѣтъ всѣмъ людямъ, повелѣвая имѣть упованіе на Бога.

(23). Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитаетъ, то есть, Бога имѣй своимъ правителемъ, и браздодержцемъ, отъ Его промышленія поставь въ зависимости все свое, въ такомъ случаѣ пребудешь неподвижнымъ и непоколебимымъ. Ибо Пророкъ говоритъ:

Не дастъ въ вѣкъ молвы праведнику. Ибо если попуститъ когда впасть въ искушеніе, то подастъ скорую помощь. Сіе же совершенно сходно съ апостольскимъ изреченіемъ: вѣренъ Богъ, Иже не оставитъ васъ искуситися паче, еже можете, но сотворитъ со искушеніемъ и избытіе, яко возмощи вамъ понести (1 Кор. 10, 13).

(24). Ты же Боже низведеши ихъ въ студенецъ истлѣнія. Ибо отваживающихся злоумышлять противъ праведника предастъ Богъ непрекращающемуся мученію. Студенцемъ истлѣнія назвалъ Пророкъ неизбѣжное наказаніе. Какъ упадшему въ колодезь, полный тины и грязи, невозможно избѣжать погибели: такъ и тому, кого наказуетъ Богъ, негдѣ уже искать спасенія.

Мужіе кровей и льсти не преполовятъ дней своихъ. Ибо на тѣхъ, которые рѣшились жить убійствомъ и обманомъ, Богъ насылаетъ скорую смерть, не попуская имъ прожить узаконенное время. Азъ же Господи уповаю на Тя. Ибо зная Твое могущество и правдивый Твой судъ, отъ Тебя ожидаю помощи.

Примѣчаніе: [1] По славянскому переводу читается: Асафу.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 304-312. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Толкование псалма 54

Когда будущий пророк был в процессе создания псалма, его душа находилась в состоянии крайнего напряжения. Состояние передается через каждую строчку текста.

Если разбирать псалом 54 по стихам, то мы получим следующее:

  • Стих 2-6. Сильное смятение одолело Давида и тот просит помощи у Господа. Те, кого вчера он считал друзьями, стали врагами. Давид испуган, но его сердце продолжает быть верным Ему.
  • Стих 7-9. Ощущение опасности нарастает. Царь уже готов, подобно голубю пуститься в пустыню, лишь бы сбежать от опасности.
  • Стих 10-12. Давид возмущен тем, что его враги вершат самоуправство. В его речах выражен прямой протест против них, так как те своими действиями нарушают законы Моисея.
  • Стих 13-16. В своих молитвах правитель изливает всю свою боль. Эти стихи посвящены его ближайшему другу, который предал его. Верится в это с трудом и боль становится все невыносимее.
  • Стих 17-20. Давид не теряет веры в Бога, хотя, кажется, что Всевышний не слышит его молитв. Правитель уверен, что настойчивость приведет его к диалогу с Господом и поможет ему пережить те невзгоды, которые свалились на его голову. Пророк заранее предвосхищает успех, надеясь на наилучший исход событий.
  • Стих 21-24. Здесь беглец уповает на справедливый небесный суд. Он обличает своих врагов, как вероломных и гнусных предателей. Они отвернулись от бога и потеряли свое благочестие. Грешники не могут слышать Бога и пользоваться Его благами, и поэтому их ждет наказание. В ободрении себя Давид находит силы ободрять и читателей псалма, уверяя, что только праведные и благочестивые найдут спасение. Грешников же ждет наказание.

Псалтирь 54 псалом

Псалтирь Синодальный перевод → Елизаветинская на русском

« 53 псалом ПсПсалтирь 54 псалом SYNСинодальный ELZMЕлизаветинская 2 55 псалом »

Синодальный перевод

Елизаветинская на русском

Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.

В конец, в песнех разума, асафу, псалом.

Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;

Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего:

внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь

вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся

от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.

от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми.

Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;

Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя:

страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня.

страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма.

И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;

И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию.

далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;

Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни.

поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури.

Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;

Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде.

днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;

Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда:

посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:

и не оскуде от стогн его лихва и лесть.

ибо не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;

Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него.

но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,

Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой,

с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением.

Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их.

Я же воззову к Богу, и Господь спасёт меня.

Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.

Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,

Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой.

избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;

Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною.

услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,

Услышит Бог, и смирит я сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога.

простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;

Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет его.

уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.

Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает: не даст в век молвы праведнику.

Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.

Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя.

« 53 псалом ПсПсалтирь 54 псалом SYNСинодальный ELZMЕлизаветинская 2 55 псалом »

Возверзи на Господа печаль свою

Добродетель мужества, трезвения или упования на Бога в своей основе имеет потребность в молитвенном общении с Богом. Подвижники, достигшие добродетели, наблюдают за своим сердцем, различая добрые и греховные помыслы и уповая на Промысл Божий.

Если же человек надеется только на себя, он неизбежно начинает унывать.

Добродетель трезвения, упования на Бога является самой сложной, в богословской науке на эту тему ведется множество споров. Некоторые отцы называют ее мужеством. Противоположная страсть – уныние. Это болезнь воли, потеря смысла жизни. Высшее проявление страсти – самоубийство. Грех Иуды. Предательство перед Богом.

Что о трезвении говорит Святоотеческое Предание? «Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением», – пишет Игнатий Брянчанинов.

Мы уже говорили о том, что в основе всех страстей и добродетелей лежит какая-то потребность человека, которая используется неправильно. У истоков уныния – потребность в мыслительной деятельности, потребность в общении. Уму свойственно искать себе пищу. По словам преподобного Нила Синайского, «как хлеб служит пищею телу, так добродетель душе, так духовная молитва есть пища ума». Когда человек уповает на Бога, в общении с Ним ищет утешения – это добродетель. А если надеется на себя, неизбежно приходит к унынию. «Самонадеяние – наш злейший враг, который внезапно и беспощадно приводит нас к краху и оставляет в бедственном положении под открытым небом», – пишет преподобный Паисий Святогорец.

А можно надеяться и на себя, и на Бога? Каков смысл поговорки «на Бога надейся, а сам не плошай»?

В светской литературе мы не находим слова «трезвение», но встречается мужество духовное, упование на Бога. Истинно мужественен тот, кто стоит неотступно в искушениях, молится с упованием на Бога и отсекает помыслы. Вот как об этом пишет преподобный Петр Дамаскин: «Свойство мужества… состоит в том, чтобы пребывать во всяком деле благом и побеждать страсти душевные и телесные, потому что «несть наша брань к крови и плоти», то есть к людям, как в древности было с иудеями, когда побеждавший иноплеменников совершал дело Божие, «но к началом, и ко властем»(Еф. 6:12), то есть к невидимым демонам». Победа в невидимой брани с греховными помыслами и является основой трезвения. Говорят: «человек живет нетрезвенной жизнью». Это означает, что он не приобрел элементарного духовного навыка – видеть помыслы греховные и отсекать их. Можно сказать, что это вообще основа духовной жизни; запрещено постригать в монашество, если человек не различает помысла греховного и доброго.

А как можно это сделать? Вот пришла мысль, мы ж ее принимаем за свою: «она у меня возникла». Мы ж не говорим, что это бес пришел к нам, шепчет на ухо. Как отличить добрый помысел от злого? Если чувствуешь любовь, тогда мысль от Бога. А если помысел недобрый, то ощущаешь страх, смущение, осуждение…Всякое нарушение мира души – это уже звонок, что к нам пришел греховный помысел.

Святитель Василий Великий так определял мужество и упование на Бога: «Предоставлять себя охотно во всех своих деяниях и поступках воле и водительству Божиему, то есть отвергнуться собственного своеволия и принимать с благодарностью как все доброе, Богом посылаемое нам, так и все злополучное для нас, допускаемое Богом».

У Порфирия Кавсокаливита, старца афонского, был такой принцип жизни: если он что-то намечал сделать, он вставал на молитву и каждый день непрестанно молился, пока это не совершалось. Скажем, захотел построить келью близ Афин – и начал молиться каждый день: «Господи, если это угодно Тебе, сделай это». И открывались люди, которые давали ему материалы, предоставляли средства, у него же денег никаких не было. Когда все было готово – он поблагодарил Бога. Но он не надеялся на себя, хотя ему и хотелось эту келью иметь как место уединения. Он возложил упование на Бога.

Словарь Ушакова так объясняет «мужество»: «спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, душевная стойкость и смелость». Слово «уповать» означает «твердо, спокойно надеяться, полагаться на кого-либо, на что-либо». «Смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость – эти слова-синонимы означают доблесть, непреклонность, твердость духа, непоколебимость, стойкость, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, мужественность, безбоязненность, несгибаемость».

Наша Победа в Великой Отечественной войне была связана с тем, что многие люди молились, или же кто-то просил Бога за них. Мы знаем пример нашего старца Кирилла (Павлова), который молился, читал Евангелие, и его внешнее мужество, бесстрашие было основано прежде всего на Благодати Божией.

А знаете, кто является одним из самых мужественных Архангелов? Михаил. Он же был самый слабый, самый бессильный из всех Ангелов. Но поскольку был возмущен, что сатана пошел против Бога, Архангел Михаил настолько горел, пламенел мужеством, что собрал за собою множество Ангелов, и Господь дал ему силы – он одержал победу. Бесы были низвергнуты.

Воин Голиаф был непобедим, обладал фантастической физической силой. А кто его победил? Давид. Сколько лет было Давиду? 15–16. Этот юноша, почти мальчик, не побоялся, вышел и запустил великану камень между глаз – и не стало Голиафа. Так что не в силе Бог, а в правде, в мужестве.

Паисий Афонский пишет: «Подвиги совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой. И на войне те, в ком есть отвага, имеют и доброту и не убивают других, потому что в отваге нет варварства. Такие люди стреляют не во врага, а вокруг него, и вынуждают его сдаться. Добрый предпочитает быть убитым, нежели убивать. Человек, настроенный таким образом, приемлет божественные силы».

Паисий Афонский, вы знаете, служил в армии, в него стреляли в упор – и не могли никак погубить. И в то же время он сам ни разу не стрелял, был радистом и принес много пользы для воинской части. Мужественный человек изобретателен в непредвиденных ситуациях. «Помню я одного русского монаха, – говорит преподобный Паисий Святогорец. – Однажды пришли бандиты его грабить. Когда они лезли через стену, он выскочил на них сверху и заорал: ну что, из кольта вам влепить или из нагана?! У тех только пятки засверкали. А другой монах, когда к нему в келью пришли грабители, взял сковородку и сделал вид, что звонит куда-то, будто по телефону: алло, на меня напали грабители… Ну, и тому подобное. Те подумали, что он звонит в полицию, и убежали. А вот еще был случай. Здоровенный бугай, настоящий гигант, схватил за горло одного пастуха, чтобы его задушить. Бедный пастух от страха выпучил глаза так, что этот бугай даже спросил: что ты на меня так дико вытаращился? Он говорит: смотрю, на какое дерево тебя забросить. Злодей испугался и отпустил его, потому что не надо теряться, надо держаться с хладнокровием и работать мозгами».

Преподобный Иоанн Лествичник пишет о том, что послушный человек не знает уныния: «Муж послушливый не знает уныния через чувственные дела, исправляя мысленные и духовные делания».

Таким образом, первое средство к приобретению мужества, трезвения – это послушание. Послушным помогает Бог. Вот что по этому поводу пишет преподобный Паисий: «Не имея доброго помысла и не убирая своего «я» из каждого своего действия, то есть действуя по своекорыстию, человек не получает пользы даже от святого. Если бы он даже имел святого старца, или старицу, или бы даже его старцем был сам Антоний Великий – да что там говорить – даже все святые, пусть они были бы его старцами, не смогли бы ему помочь, даже Сам Бог не может помочь такому человеку, несмотря на то что тот очень этого хочет». Непослушание отсекает Благодать Божию, не дает возможности быть мужественным.

Для трезвения необходимо молчание, собранность в себе. Преподобный Иоанн Лествичник пишет о том, что многословие приводит к унынию: «Уныние часто бывает одной из отраслей, одним из первых исчадий многословия, как мы уже и прежде сказали; потому мы сей порок и поставили здесь, как на месте, приличном ему, в лукавой цепи страстей».

Что еще нам надо для трезвения и мужества? Преподобный Никодим Святогорец говорит: «Так каждый день с утра начинай во имя Божие борьбу с врагами твоими… Молитвой и безжалостным понуждением себя на подобающие труды и подвиги духовные». И еще: «Но ведай, что самопринуждение и самопротивление тут неотводный закон, исключающий всякое самоуслаждение».

Открываем глаза утром – первая мысль? Святые отцы так говорили, что, если встать не можешь, сваливайся с кровати и ползи умываться. Все равно заставляй, понуждай себя на труды. Надо это дело сделать, можешь не можешь, а делай его. Или вечером приходим с работы – после суеты, после такого, бывает, огненного, страстного дня – и не в силах молиться. У нас голова не работает, чувства атрофировались. Все тело охватывает страшная усталость, в сон клонит. Но стоит сделать несколько поклончиков, может быть, чуть-чуть воспомянуть о своих грехах или прочитать что-то из святых отцов, встать на молитву через «не могу», «не хочу», как приходят силы, бодрость, и даже можно потом не остановиться, прочитать и необходимое правило, и даже больше. Потому что Господь дает Благодать. Он как раз больше всего любит такую молитву, которую мы совершаем через «не хочу» и через «не могу». Моя воля перебарывает мою немощь. Я себя заставляю, и моя воля соединяется с волей Божией. В этом случае является великая любовь Бога к нам, которая исполняется в благодати.

На труд и молитву как средства против уныния, указал преподобному Антонию Великому сам Ангел Господень: «Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в большое омрачение помыслов, и говорил Богу: Господи, я хочу спастись, а помыслы не позволяют мне. Что мне делать в скорби моей, как спасусь? И вскоре, встав, Антоний вышел… И вот видит кого-то, похожего на себя, который сидел и работал. Потом встал из-за работы и молился. И после опять сел и вил веревки. И дальше опять встал на молитву. Это был Ангел Господень послан для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал Антонию: и ты делай так, и спасешься. Услышав сего, Антоний возымел великую радость и трезвение. И поступая так, спасался». И спасал. То есть и сам труд, от которого мы утомляемся, и труд, соединенный с молитвой, – это и есть величайшие средства приобретения добродетелей.

Не загадывать на будущее, делать то, что возможно сейчас,– вот еще одно из средств стяжания мужества, об этом пишет преподобный Никодим Святогорец: «Но ты не думай об этом множестве дел, а скрепя сердце берись за первое предлежащее и делай его со всем усердием, как бы других совсем не было, и сделаешь его спокойно; потом таким же образом поступи и в отношении к другим делам, и все переделаешь спокойно, без смятения и хлопотливости. Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих…»

Закон креста заключается в том, что, если ты с этого креста сбежал, то в другом месте Господь по духовному закону даст тебе еще более тяжелый крест. По сути, он будет тем же – от себя не убежишь. В одной обители мне матушка сказала: «Меня здесь все раздражает, я уйду, не могу терпеть этих сестер». Поехала домой. Приезжает. «Ой, – говорит, – батюшка, я больше трех дней дома прожить не могу, там вообще все раздражает. Там жить вообще невозможно». Действительно, дело не в доме, не в монастыре, не в людях. Куда ты ни пойдешь, если у тебя эта страсть присутствует, пока ты ее не преодолеешь, она везде будет проявляться. У тебя все время будет это искушение повторяться. От себя не убежишь.

Есть такой пример: «Один брат был безмолвником в киновии, но постоянно приходил во гнев. Посему говорит сам в себе: уйду отсюда в уединенное место, и так как там ни к кому не буду иметь отношения и буду безмолвствовать, то оставит меня страсть гнева. Итак, вышедши, он поселился один в пещере. В один день, почерпнув сосуд воды, поставил его на земле – и сосуд тотчас повернулся вниз. Взяв его, он почерпнул воды в другой раз, сосуд опять опрокинулся. Потом наполненный водой и в третий раз повернулся вниз. Брат, рассердившись, схватил его и разбил. Пришедши же в себя, он понял, что над ним издевается диавол, и сказал: вот я удалился в уединение – и побежден им! Пойду опять в киновию; ибо везде необходимы подвиг и терпение и Божия помощь! И вставши, возвратился на прежнее место».

Творение благих помыслов, благодарение Богу – вот еще средства, с помощью которых мы можем воспитать в себе мужество. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Благословляй Бога – и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога – и худое прекратится». Вот наш крест, вот вертикаль, все возводи к Богу. Плохое – возводи к Богу, кайся, хорошее – возводи к Богу, благодари. А многие люди живут как бы по горизонтали. Они заботятся о том, что станут думать другие люди: «а как я буду выглядеть в их глазах», «а как это дело будет представлено в вышестоящей организации». Но все это горизонтальные, земные, временные вещи.

Старец Паисий Афонский пишет, что в любой ситуации можно найти что-то хорошее и благодарить Бога, открыть фабрику добрых помыслов: «К примеру, человек едет куда-то на машине, и в дороге начинает барахлить двигатель. И он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: видимо, Благий Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает: может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию. Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберег меня от опасности и я опоздал на работу. И такой человек славит Бога».

Часто у нас возникает спешка, суета, мы сами себя заводим из-за каких-то нескольких минут, злимся на других, у нас возникает страсть. А может быть, и не нужно такого поспешения. Если бы у нас было упование на Бога, мы бы понимали, что любая непредвиденная, от нас не зависящая задержка – для чего-то нужна. И спокойно бы к ней относились. Застряли в метро, ну, значит, здесь надо нам потерпеть. В пробку попали – что ж сделаешь. Надо понимать, что это все Промысл Божий. С нами ничего случайного не происходит. Над всем Промышление Божие. Это совсем другой образ мышления, другой образ жизни.

Непрестанное покаяние и открытие грехов и помыслов – тоже средства, с помощью которых можно стяжать добродетель. Сколько бы раз человек ни погрешил, не нужно отчаиваться. Об этом пишут все отцы, в частности, преподобный Никодим Святогорец в «Невидимой брани»: «И хотя бы тебе многократно пришлось погрешить, столько же раз и очищай себя пред Господом. Так, никогда, ни на одно мгновение не отлагай внутреннего очищения, как только зазнаешь за собой что-то неисправное». Такой способ у святых отцов именуется «хватание себя на месте преступления». Как мы только осознали, что чем-то преступили заповедь, являемся преступникамипред Богом, так здесь же, на этом месте и в это же время надо и каяться. Не записывать на бумажку – «я лучше в субботу приду на исповедь», а здесь же, на месте преступления, и каяться. Все это превращается в непрестанное покаяние. Многие святые действительно находились в этом состоянии. Они видели множество своих несовершенств и постоянно в них каялись.

Возникает парадокс. Действительно, смотришь дневник святого праведного Иоанна Кронштадтского и поражаешься: он же каждую минуту грешил, у него были греховные помыслы. Но это одна сторона. А была и другая – он постоянно каялся. Вот в чем святость заключается. Святость не значит безгрешность. А святость проявляется в видении своих грехов и покаянии. В этом случае и вы можете жить святой жизнью.

Преподобный старец Паисий Святогорец пишет, что человек с чувствительной совестью склонен к самоедству: «Дьявол обычно пытается привести такого человека в отчаяние. Уныние, душевная тяжесть обычно имеют свою причину в угрызениях совести, которое происходит от того, что человек излишне чувствителен. В этом случае человеку необходимо поисповедоваться, чтобы быть в состоянии получить помощь духовника. Ведь если человек излишне чувствителен, то прегрешение, которое он совершил, может быть очень маленьким, однако враг увеличивает это прегрешение в глазах такого человека. И он показывает ему это прегрешение через микроскоп, чтобы низвергнуть человека в отчаяние, привести его в негодность».

Святые отцы пишут, что любимое дело дьявола – когда человек еще не согрешил, но ему представился удобный случай, считать, что это маленький грех, немощь, что все так делают. Он всячески склоняет ко греху. Но стоит человеку совершить проступок, как дьявол, наоборот, вдруг возводит из мухи слона: что ж ты наделал, какой великий грех совершил! И как же ты теперь покаешься в этом, как тебе не стыдно? Он всячески человека отстраняет от покаяния, приводя его в отчаяние, в уныние.

Преподобный Паисий Святогорец рассказывает: «Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Однако мир терзается: «Почему я такой, а он такой?» Но ведь у тебя есть одно, а у него другое.

Один Христа ради юродивый румын, подвязавшись на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобным помыслом такую историю. Увидела лягушка буйвола и сказала: я тоже хочу стать буйволом. Дулась-дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого – буйволом. И лягушка чего учудила – захотела стать буйволом. Ну и лопнула. Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец».

Часто человек, чем бы он ни занимался, все время недоволен. Один говорит: «Посмотри, он такой умный, он такое делает, а я вот такого делать не могу». Старец Паисий отвечает: «Тебе Господь дал другие дары, зато у тебя какие руки, ты делаешь то, что он не может делать». Действительно, иногда один – умный – завидует другому за то, что он красивый, а этот красивый завидует умному. И выстраивается удивительная смешная цепочка, когда все всем завидуют. Каждый недоволен тем, что ему дано, вместо того чтобы ценить свой дар и благодарить Господа.

Игумен Киприан (Ященко)

Можно почитать Иоанна Златоуста «Письма к Олимпиаде», «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца, «Илиотропион» Иоанна Тобольского. Это удивительная книга, которая полностью называется «Взаимодействие воли Божией и воли человеческой».

Трезвение, упование на Бога, мужество – это добродетели, связанные с нашей волевой сферой, нашей волей. Подчас Бог нам руку протягивает – иди туда, а мы говорим: не, Господи, я сам знаю, куда мне идти. Наша воля не согласна с волей Божией, противостоит ей. И хотя шишки набили, и неприятности получаем, мы все равно движемся дальше, продолжаем в том же духе. «Илиотропион» – книга о сочетании воли Божией и воли человеческой, об их симфонии. Это довольно подробное повествование, сборник рассказов из множества источников.

Древний Патерик можно почитать, главы «Разные повести, поощряющие нас к мужеству и терпению» или «О том, что мы должны непрерывно бодрствовать и молиться». Старца Паисия Святогорца, его книги «Духовная борьба» и «Страсти и добродетели». Ефрема Филофейского, «Моя жизнь со старцем Иосифом».

Есть еще целая серия книг «Помоги, Господи, не унывать». Роман американской писательницы Элеанор Портер «Поллианна». Помните? Девочке был дан от Бога интересный навык – творить добрые помыслы, во всем видеть добро. И как ни удивительно, одна маленькая девочка целый город научила творить добрые помыслы. Это навык видения Промысла Божия над собой.

Вот некоторые люди едут к старцам, ищут великих святых. Ну чего ты едешь-то, зачем, чего тебя несет-то? «А мне, – говорит, – важно определить волю Божию». А каким образом можно определить волю Божию? Делать это или не делать, поступать так или не поступать, жить таким способом или жить другим способом, с этими людьми или без них, работать здесь или там? Что является признаком воли Божией? Где нам мужество проявлять, чтобы преодолевать искушение, а где надо смириться и принять как волю Божию? Что же здесь является для нас важным критерием, показателем, звоночком? К чему мы должны прислушиваться? Воля Божия часто открывается через духовных отцов. А еще воля Божия в немощи совершается. Когда человека рукополагают во священники, читается особая молитва о том, что есть вещи, непосильные для людей. Например, предстоять перед Престолом и приносить Тайную Жертву, когда вино и хлеб претворяются в Тело и Кровь Христову. При этом воля Божия совершается. Что священник делает: возносит руки, читает молитвы. Но он же сам не претворяет вино в Кровь, а хлеб – в Тело Христово. Он этого не в состоянии сделать, он может только молиться. Так и мы с вами. В своей духовной жизни мы можем лишь предстоять перед Богом и просить, чтобы пришел Господь и все устроил в нашей жизни по Своей Воле.

В основе добродетели мужества лежит потребность в общении с Богом. Была ли такая потребность у Адама? Часто ли он общался с Богом? Он не только общался с Богом каждый день, он, в отличие от нас, видел Бога. Можем ли мы увидеть Бога? «Блаженны чистые сердцем, ибо тии Бога узрят»(Мф. 5:8).

Оказывается, воля Божия может быть видима. В любом человеке можно обнаружить образ Божий. Если бы мы такое зрение в себе развили, то всех людей любили бы до слез. Если бы такое зрение по Благодати Божией открылось в нас – то мы, действительно, увидели бы: все, что нас окружает, есть творение воли Божией. Господь все сотворил – и нас, и все наше окружение. И Бог проявляется в Своих делах, в наших делах. Все, что нам сегодня Господь послал, – не случайно. Господь ведет нас ко спасению и делает это всеми способами, всеми людьми, всеми встречами, всеми словами. Он проявляет Свою волю. Понять это умом можно, даже легко, а вот принять сердцем и, главное, выработать в себе такой навык, так видеть окружающую действительность и самого себя, открыть Бога – это, конечно, великий дар и великий труд, равный возвращению в рай. Бывает, мы возвращаемся в рай, но потом его теряем. Случается так по несколько раз в день.

Ничего бессмысленного в этой жизни не бывает. И одна из главных наших задач – понять духовный смысл того, что с нами происходит. Причем не только понять, но и использовать, чтобы укрепиться в Боге и приобрести надлежащие добродетели.

Во время уныния хорошо, конечно, читать 90-й псалом. Но не только его. Вот еще слова из псалмов: «Вечером водворится плач, и заутро радость»(Пс. 29:6). «Мужайтесь, и да крепится сердце ваше»(26:14). Как 26-й псалом начинается? Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?

Когда мы начинаем нервничать, тревожиться, бояться чего-то, надо почитать 26-й псалом, хотя бы его начало. А придете в спокойное состояние, ничего не будет страшно. И дело сделается так, как угодно Богу, а не как кажется лучше вам. «Вскую прискорбною, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой»(Пс. 41:5). Это 41-й псалом. Или еще 101-й: «Господи, услыши, молю, и вопль мой к тебе да приидет…»

Есть молитва святого Иоанна Кронштадтского – действует как лекарство. Ну и конечно, главная молитва – Господу нашему Иисусу Христу.

Публикуется с незначительными сокращениями

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]