Протоиерей Николай Кречетов: святителю Николаю я обязан жизнью


— Все пастырство о. Всеволода было пастырством любви. И, прежде всего, это проявилось в его евхаристическом служении. Ведь когда он пришел в Николо-Кузнецкий храм, был довольно распространен так называемый «синодальный» обычай нечасто причащаться. Прихожане причащались в посты, иногда по праздникам. Но не было обычая причащаться в Рождество, Крещение, в Великую Субботу, на Пасху. Помню, был даже комический эпизод. Стоял я как-то у Чаши вместе с протодьяконом. Это было, вероятно, в Рождество. И вот он стоит и ворчит: «Ну, люди совсем «отатарились», причащаются в Рождество, в праздники!» .

А отец Всеволод всех прихожан звал к Чаше, к регулярному причащению, и по великим праздникам уж само собой разумеется. Это ведь наше Таинство Любви – Таинство Таинств! Я уж не говорю, что каждую Литургию священник произносит слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». Иоанн Златоуст говорит: «Ты стоял, слушал, пел молитвы и уходишь, не причастившись». Отец Всеволод зажег огонь евхаристической жизни по всей Москве.

С ним было удивительно тепло, спокойно и ясно. Как он неспешно, глубоко и выразительно произносил возгласы на Божественной литургии, как он двигался — все было подчинено евхаристическому ритму. Он следил за тем, чтобы я, тогда еще дьякон, вовремя вошел, вовремя перекрестился, вовремя поклонился, например, перед «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа». К сожалению, и сейчас это встречается, особенно среди молодого духовенства, которые часто не знают традиции, возглас «Мир всем» или какие-то другие возгласы произносят, если не скороговоркой, то, может быть, очень поспешно. Он никогда не спешил; если он говорил «Мир всем», то обращался к Царским вратам, кланялся на пении «И духови твоему», потом возвращался к Престолу. Все было подчинено глубокому евхаристическому ритму, ритму любви к Богу, к людям, к служению.

А еще отец Всеволод обладал абсолютным слухом, и надо сказать, может быть, это малоизвестно, когда он был в киевском кадетском корпусе, он был полковым запевалой. У него была удивительная дикция, он говорил негромко, но его было слышно во всех уголках храма. Однажды, когда я с ним служил, он поставил меня рядом и сказал: «Стой, слушай, как надо читать!» — и произнес великую ектенью. Потом говорит: «Вот так надо читать!» С тех пор я уже всю жизнь так читал.

Отец Всеволод удивительно читал Евангелие, особенно Страстные чтения. Сначала, по своему дремучему невежеству, я полагал, что у него это какие-то ораторские приемы и только потом, когда я прослужил с ним десять лет, я понял, что у него было глубокое проникновение в смысл читаемого, если хотите, даже участие в событиях, о которых Евангелие повествует. Он читал с глубоким проникновением в текст Священного Писания. Ведь церковнославянский текст написан периодами. В периоде мысль нарастает, потом разрежается, нарастает, потом вновь разрежается, и он глубоко это чувствовал и доносил до каждого. Я имел счастье даже записать несколько его чтений и их всегда слушаю. И эта сила, эта внутренняя сила через магнитофонную запись передается, она чувствуется. Это духовная сила, которой он обладал, которую даровал ему Бог – сила любви.

Зарайск.рф

«Я жизнью обязан святителю Николаю. История эта давняя, я сам ее плохо помню, но от отца не раз слышал во всех подробностях. Мне было три года. Мы снимали половину деревенского дома в Зарайске. Стояла поздняя осень. Я и мой старший брат остались дома вместе с отцом, ныне покойным протоиереем Михаилом Кречетовым, — вспоминает Николай Кречетов. — Папа был чем-то занят, а мы с братом возились рядом. Чтобы мы не мешали, он дал нам круглые карамельки, вот мы ими и лакомились. И вдруг брат говорит: «Папа, с Колей что-то не так». А у меня в горле карамелька застряла – я сижу, руки в рот засунул и не дышу. Отец кинулся ко мне, попытался пальцем конфету вынуть – не вышло, только еще глубже затолкал. Схватил он тогда меня на руки и кинулся за помощью к соседке во вторую половину дома. Бежит, а сам молится: «Отче Николае, помоги!» Выбивает ногой дверь, вбегает к соседке. А она за водой недавно сходила и немного расплескала в сенях. Вода тут же ноябрьским морозцем схватилась. Отец вбежал, поскользнулся на льду, упал на ту самую руку, которая меня держала. И конфета вылетела. Это все я со слов отца знаю. А вот тот момент, когда я снова начал дышать, я и сам помню совершенно отчетливо: сени, лампочка в потолке, отец держит меня на руках, и я снова дышу, живу».

Николай Кречетов рассказывает, что родился и долгое время жил в Зарайске. «И знаю много историй, связанных с этими местами. Вот вы знаете, почему фашисты во время войны в Зарайск не вошли? Благодаря заступничеству святителя Николая. Немецкие части стояли совсем рядом, планировали наступление. Но лазутчики, которых они послали на разведку перед началом операции, вернулись с сообщением, что город хорошо вооружен, весь кремль уставлен пушками, а в городе стоят войска. И фашисты не решились на наступление», — рассказывал Николай Кречетов порталу «Благовест инфо».

По его словам, в учебниках истории об этом говорится скупо: «В начале декабря 1941 года вблизи Зарайска были остановлены части 2-ой танковой армии группы армий «Центр», наступавшие на Москву с юга».

«А на самом деле Зарайск был тогда совершенно беззащитен, ни одного солдата в городе не было. Наши войска подошли позже. Почему же лазутчикам привиделись пушки? А вот почему. В Зарайском кремле есть древний Никольский собор XVII века, а в нем – знаменитый образ Николы Зарайского. Так что Зарайск находится под покровительством святителя. Одной благочестивой женщине в это время было видение: она видела около города святителя Николая с мечом. Об этом она сама рассказывала впоследствии моим родителям, а они – мне. Святитель встал на защиту своего города и напугал немцев, показав им то, чего на самом деле не было», — отмечает настоятель Храма Спаса Преображения на Болвановке.

Николай Кречетов отмечает, что в тот день, когда образ Николы Зарайского был привезен в город – 11 августа 1225 года – на берегу реки забил ключ. «В наше время к этому ключу каждый год 11 августа совершается крестный ход. А еще 11 августа – это день рождения моей супруги. Вот такие знаменательные совпадения», — подытожил протоиерей Николай Кречетов.

Старший священник Марфо-Мариинской обители, иерей Тихон Кречетов

Иерей Тихон Кречетов, старший священник Марфо-Мариинской обители милосердия, поделился своим мнением, зачем нужен Рождественский пост и рассказал о пути к Богу

.

— Рождественский пост — один из четырёх постов, установленных Церковью, проходит в зимнее время. Поэтому многие его не соблюдают, аргументируя свой выбор авитаминозом, плохим самочувствием и необходимостью организма бороться против вирусов. В чем важность Рождественского поста?

— Зачем, собственно, нужен пост? Какая Богу разница, что мы едим? А ведь современный человек чаще всего страдает такой болезнью: он ни в чем не может себе отказать. Вся наша жизнь направлена на достижение максимального комфорта, что ни пожелаешь — всё мгновенно будет исполнено! А если мы хотим, чтобы в нашей жизни главенствовала Божия воля, то мы должны уметь себе в чем-то отказывать. И пост — это возможность вырабатывать в себе привычку послушания. Другими словами, мы учимся следовать разработанному Церковью уставу, которому более полутора тысяч лет. Мы как бы встаём на многовековой фундамент, который и становится твёрдым основанием нашей веры. — Что Вы посоветуете человеку, который решил соблюдать пост, но не чувствует в себе уверенности, сомневается, например, стоит ли поститься при родственниках или коллегах?

— На самом деле, Рождественский пост — самый лёгкий, и лучше начинать именно с него. В эту пору Русская Православная Церковь чтит память многих святых, например, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифутского, и в эти дни разрешается пища с растительным маслом и рыба. И даже на корпоративных новогодних праздниках такая пища есть. Я думаю, если человек всё же решится ограничить себя, то никто этого и не заметит. А если заметит, то это будет для другого хорошим уроком. А для верующего — необходимой поддержкой, добрым напоминанием о том, что пища отнюдь не является главной радостью для христианина.

К тому же, сейчас практически на каждом праздничном столе есть фрукты и овощи. Во всяком случае, в мирской жизни, когда и я был вынужден бывать на «корпоративах», всегда старался поститься, и никаких проблем не было.

— Отец Тихон, как Вы стали священником?

— В семинарию я поступил уже в 40 лет. В какой-то момент понял, что в мирской жизни я не могу духовно возрастать и, несмотря на моё недостоинство, я могу послужить Богу. В каждодневной суете в лучшем случае удается лишь не утонуть духовно.

Помню, как-то раз я приехал на остров Залит к отцу Николаю (Гурьянову), чтобы мои дети подошли под благословение. Сам-то я остался снаружи и не собирался с батюшкой разговаривать. А он позвал меня, взял мою кепку, надел мне на голову вперёд козырьком и говорит: «Так хорошо». Потом развернул её назад, она стала похожа на скуфию, и сказал: «И так хорошо». Тогда я не понял его пророчества, а через некоторое время стал священником.

Конечно, не все друзья и родные поняли мой выбор. Старшая дочь вообще сказала: «Папа, ты сошел с ума».

— 40 лет — это всё-таки довольно зрелый возраст. С какими препятствиями Вам пришлось столкнуться?

— В мирской жизни у меня проблем-то и не было, всё было хорошо. На самом деле, всё складывалось по Божией воле, организовывалось само собой. Когда подал прошение и поступил в Сретенскую семинарию, я по-прежнему был в руководящей должности и поначалу сочетал работу и учебу. Лишь когда меня рукоположили в диаконы, я её оставил. И я не жалею ни секунды, что имею возможность служить Богу. Ведь самое важное в нашей жизни — умение распознавать волю Божию.

— Как её распознать?

— А вот для этого мы и учимся поститься! Чтобы услышать Его, принять и понять Его промысел о себе, мы должны научиться отсекать свою волю.

В монашестве всё проще — весь монастырский быт нацелен на послушание и отсечение своеволия. Оставив свою волю, монашествущий обретает мир в душе.

Но мирской человек обетов не даёт, хотя мы ежедневно и обращаемся к нашему Спасителю «… да будет воля Твоя». Значит, хотя бы в малом мы должны научиться самоограничению.

Нам кажется, что сила воли состоит в том, чтобы исполнить то, что мы задумали. На самом деле сила воли состоит в том, чтобы отказаться от того, что мы хотим. Необходимо гораздо больше силы и целеустремленности, чтобы победить самого себя.

Беседовала Татьяна Энтина

Литература

  • Акиньшин А., «Священномученик Алексий Воронежский,» Православная жизнь (Orthodox life)
    (Прил. к
    Православной Руси
    ), 1995, № 8 (548).
  • Польский М. А., протопресв., Новые мученики Российские
    , М., 1994 (репр. изд.: Джорданвилль, 1949-1957), ч. 2, 190.
  • «Список пастырей и верных чад Русской Православной Церкви, невинно убиенных за веру Христову в годы Советской власти,» Воронежский Епархиальный Вестник
    , 1992, № 1-2, 38.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века
    , Москва, 12-16 августа 2000.
  • Дамаскин (Орловский), игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним
    , Тверь, 2000, кн. 4, 274-276, 287.
  • Шкаровский М. В., Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви
    , СПб.: НИЦ «Мемориал,» 1999, 332.
  • Осипова И. И., «Сквозь огнь мучений и воды слез…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных
    , М.: Серебряные нити, 1998, 351.
  • Воронежский Алексиево-Акатов женский монастырь
    [отв. игум. Варвара (Сажнева)], Изд. отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2003, 111-112.

Формула духовничества

Что такое духовничество вообще и какая мера ответственности у того, кто берет на себя обязанности духовного отца? Протоиерей Валериан Кречетов рассказывает:
«Конечно, духовное руководство – важно и нужно, но требования к духовному отцу очень высокие. Однажды я вышел из церкви, и какая-то женщина вдруг побежала за мной: «Батюшка, что мне делать? Мой духовник сказал мне: «Я не хочу из-за тебя попадать в ад!» Я что-то ответил, а вскоре поехал на Афон и попал к одному старцу. К нему пришел духовник, который 20 лет окормлялся у старца Паисия. И вот тот старец сказал мне формулу настоящего духовного отца: «Духовным отцом может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад». Самое удивительное, что я не рассказывал ему о вопросе, который задала мне та женщина, а он слово в слово повторил ее слова, только в обратную сторону».

Протоиерей Валериан Кречетов родился в 1937 году в семье репрессированного бухгалтера и впоследствии священника Михаила Кречетова. Окончил школу в 1959 году и тогда же был зачислен в Московский лесотехнический институт, спустя три года после окончания которого поступил в Московскую семинарию.

Рукоположен 12 января 1969 года, а в 1973 году окончил Московскую духовную академию. За долгие годы своего служения общался со многими выдающимися пастырями, в том числе с отцом Николаем Голубцовым, отцом Иоанном Крестьянкиным, отцом Николаем Гурьяновым. Сегодня протоиерей Валериан – настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Одинцовского района.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]