Псалом Давида 99 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 99

На церковнославянском языке

Псалом Давиду, во исповедание

1 Воскликните Богови вся земля,

2 работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости.

3 Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его.

4 Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его.

5 Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.

На русском языке

Псалом Давида, для прославления.

1 Воскликнете Богу, вся земля!

2 Служите Господу в веселии, войдите пред лицо Его в радости.

3 Познайте, что Господь – Он Бог наш, Он сотворил нас, а не мы; мы же – народ Его и овцы паствы Его.

4 Войдите во врата Его со славословием, во дворы Его – с песнопениями, прославляйте Его, хвалите имя Его,

5 ибо благ Господь, навек милость Его, и до рода и рода – истина Его.

Псалом Давида. В четвертый (день) недели.

Бог отмщений Господь, Бог отмщений явился. Восстань, Судия земли, воздай воздаяние гордым! Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели, Вдову и сироту умертвили и пришельца убили, И сказали: “не увидит Господь и не узнает Бог Иакова”. Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! Устроивший ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли? Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? Господь знает помышления людей, что они – суетны. Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, Чтобы пребывал он кротким, со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешному яма. Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все, держащиеся ее, правые сердцем. Кто восстанет за меня на лукавых? Или кто встанет со мною против совершающих беззаконие? Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. Когда я сказал: “поколебалась нога моя”, тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою. Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему): Они будут преследовать душу праведника и неповинную кровь осудят. Но Господь был мне прибежищем и Бог мой – надежной помощью моею. И воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог наш.

Слава:

История написания

В отличие от многих других песен царя Давида, псалом 99 не относится к конкретным историческим событиям, в нём не описываются переживания автора на тяжелом этапе жизненного пути. Анализ текста говорит о том, что Давид написал эту молитву в конце своего пути, как наставление молодому поколению. В Псалтири вошло несколько песен-советов, в которых царь собрал мудрость, накопленную с годами.

Татьяна Миллер. Святоотеческие толкования Псалма 99

“…кто берет в руки книгу Псалмов, тот, если пророчества о Спасителе проходит и с обычным удивлением и благоговением, как и в других писаниях, то прочие псалмы читает уже, как собственные свои слова; да и слушающий, как будто сам от себя произнося это, приходит в умиление, и все речения песнопений делаются ему близкими, как бы действительно его собственные <�…> Поэтому, чадо, каждый читающий книгу сию должен все в ней читать с искренним расположением, потому что все в ней богодухновенно; но сверх того извлекать из нее, как из сада, на пользу себе то именно, в чем видит он для себя потребность. Ибо, по моему мнению, в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке”, — этими словами свт. Афанасий Великий определял вечную ценность библейской “Книги Хвалений” для христианского мира. С педантизмом античного ритора свт. Афанасий классифицировал псалмы по их жанрам и тематике и перечислял восемьдесят шесть ситуаций, когда человек может дать простор своим чувствам в пении песен Давида, узнавая в них, как бы в зеркале, движения своей души. Всеобъемлющий и вместе с тем глубоко личный характер псалмов обусловил то исключительное место, какое они заняли в богослужебной практике и святоотеческом наследии Православной Церкви. Их поют и читают в начале вечер­ни, утрени, Божественной Литургии, цитатами из них наполнены отдельные молитвы, само произнесение молитв называется “псалмопением”. Понятая как текст глубоко личный, Псалтирь обладает неисчерпаемой глубиной смысла, и святоотеческое толкование ее — это прежде всего отражение духовного опыта толкователя, а не поиск объективных критериев для ее объяснения. Поясним это на примере краткого псалма 99. 1 Псалом хвалебный. Воскликните Господу, вся земля! 2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! 3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. 4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, 5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род. Свт. Афанасий Великий в своем “Толковании на псалмы” называет его “торжественным” и предлагает петь тем, кто погружен в зрение промысла Божия и желает других научить вере в Господа. Тонкий слух александрийского святителя улавливает в этом псалме обращение ко всему человечеству (“вся земля”) с призывом воспеть Богу песнь благодарности за искупление (“воскликните Богови вся земля”); подчинившиеся Богу полны веселия и ощущают радость (“Работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости”), они признают Искупителя своим Создателем, признают, что возникли не случайно, а являют собой дело рук Его (“уведите, яко Господь той есть Бог наш”) и стоят на разных ступенях; одни — разумные (как бы собственно “люди”), другие — уподобляются тем, кто находятся еще в ряду бессловесных, ибо не изведали Божественных словес (“овцы”), но те и другие призваны Богом; Он всех зовет и делает Своими (“Мы же люди и овцы пажити Его”), к ним обращен призыв войти в земную Церковь, которая названа “вратами” (“Внидите во врата Его во исповедании”). При чтении этого толкования мы переносимся в переломный IV в. по Р. Х., когда после трех столетий противостояния униженное и презираемое христианство торжествовало свою победу над величайшей из мировых империй, стремительно превращаясь из религии гонимой в привилегированную религию Римского государства. При этом оттесняемое на второй план язычество долгое время еще удерживало свои позиции в обществе, в его быте и культуре. Как человек своей эпохи, великий Афанасий (*293–†373) испытывает радость победы и осознает вселенский характер христианства, единство всего человечества как искупленного Христом. Разъясняя слова: “Воскликните Богови вся земля” (Пс 99:1), он пишет: “повелевает искупленным воспеть победную песнь, а искупленные — весь род человеческий. Ибо “землею” называет “живущих на земле”. Вместе с тем он живо ощущает реальность окружающей его жизни, где еще надо утверждать веру в Бога Творца в противовес языческому фатализму, где далеко не все достигают совершенства и до многих не дошло еще Слово Божие. Стих “Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его” (Пс 99:3) получает у свт. Афанасия такого рода истолкование: “Сей Господь, кровью Своею искупивший всю землю, есть и Создатель наш. Ибо не случайно произошли мы, но Его рук мы дело. Потому мы — и «людие» Его и «овцы» Его, и те из нас люди, которые разумнее, а те овцы, которые остаются еще в ряду бессловесных и не изведали Божественных словес…” Однако человеческое несовершенство не в состоянии отторгнуть Бога от человека. “…как Бог и Творец всех Он всех зовет и присвояет к Себе”, — заключает александрийский святитель. Таким образом весь псалом понят как воспевание земной Церкви, объединяющей все человечество, искупленное Христом. Торжествующий пафос свт. Афанасия ощущается особенно отчетливо при сопоставлении его текста с “Толковой Псалтирью” Евфимия Зигабена, в которой сведены воедино предшествующие комментарии. Автор “Толковой Псалтири” жил в XI–XII вв. и не ставил своей задачей охватить взором весь мир в его широте и глубине. Имея под руками несколько трудов о Псалтири, он счел возможным обойти молчанием зачин псалма 99, не дав никаких пояснений к словам “Воскликните Богови вся земля”, “забыв” напомнить, что “вся земля” — это, по трактовке свт. Афанасия, — все человечество. Поле его зрения более узко, чем у александрийского архиепископа, он видит перед собой не человечество в целом, а только христиан, не мироздание, а человеческую жизнь. Если для свт. Афанасия слова “Уведите, яко Господь той есть Бог наш” (Пс 99:3) были свидетельством того, что мы созданы Богом, а не силой слепого случая, то Евфимий Зигабен пишет о них следующее: “Хотя <�…> и родители изводят или рождают детей своих, но это Бог творит; Он виновник их, а родители суть содействующие только причины, как служащие первоначальному повелению Божию…” В его пояснениях мы улавливаем не восторг ликования, а трезвое наблюдение христианина-практика. Жизнь христианина — это непрестанная борьба с темными силами, и слова “Работайте Господеви в веселии” (Пс 99:2) толкуются Зигабеном как призыв к христианам воспеть победную песнь Христу за Его победу над невидимыми врагами-демонами, а в ссылках на комментарии Кирилла, Афанасия, Евсевия и Феодорита подробно обосновывается необходимость “веселия”: служение Господу не связано с мраком, печалью, болью; напротив, оно есть служение свету, жизни, истине, освящению, и радость органически присуща ему. Таким образом раскрывается глубинный смысл “веселия” как непременного требования христианской жизни. Далее Зигабен указывает на ступени этой жизни: в стихе “Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пении” (Пс 99:4) ему слышится наставление о том, что “во-первых должно исповедоваться во грехах своих, потом воспевать Бога, дабы чрез исповедание очистился язык и таким образом приносил чистую песнь Богу”. Если свт. Афанасий понимал под “вратами” земную Церковь как единое целое, то Зигабен, ссылаясь на Феодорита, подразумевает все находящиеся в разных местах земли церкви, которые в совокупности образуют “дом Христов”. Зигабена интересует тайна общения Христа и человека: комментируя пятый стих псалма, который оставлен без пояснений у свт. Афанасия, он говорит о Христе как о сострадательном, вечно милующем, о неизменной истине Его слов, которая не зависит от исторических условий и в одинаковой мере действенна для древнего иудейского народа и для нового христианского народа. В ссылках на цитаты из Евсевия и Исихия смысл слов “сострадательный”, “милующий” раскрыт более конкретно как дарованная человеку возможность все снова и снова каяться в грехах, получать прощение и возвращаться ко Христу благодаря Его человеколюбию. Писания свт. Афанасия Александрийского принадлежали к раннему этапу христианского осмысления библейской “Книги Хвалений”, а труды Евфимия Зигабена — к завершающему. В “Толковой Псалтири” христианский мир получал выработанную Св. Отцами норму понимания всей книги, однако эта норма не могла стать окончательной и окостеневшей уже в силу того, что она складывалась из неоднократных попыток взглянуть на текст псалмов глазами людей Нового Завета и уловить мотивы, созвучные личному духовному опыту толкователей. После Зигабена никто не решался соперничать с ним в составлении компендиума, напоминающего “Толковую Псалтирь”, тем не менее отдельные псалмы продолжают находить своих интерпретаторов в лице подвижников нового времени. И мы не можем обойти молчанием “Таинственное объяснение 99 псалма”, принадлежащее перу свт. Игнатия Брянчанинова. Конгениальный великому Давиду, свт. Игнатий облек в форму комментария к стихам Пс 99 ликующую песнь своей души о найденном ею сокровище, о том незримом процессе внутренней жизни, который приводит человека к единению с Богом. На страницах “Объяснения” дан сжатый очерк того, о чем пространно говорится в других статьях “Аскетических опытов”. Авторитет ветхозаветного пророка как бы накладывает печать подлинности на учение самого подвижника. Неутомимый труженик на ниве своего сердца чутко вслушивается в речь псалма и не в пример предшественникам разъясняет его целиком, от строки к строке находя описание тех главных ступеней, через которые проходит человек в своем развитии от плотского до просвещенного Духом Божиим. В первом стихе, подобно свт. Афанасию, он под “землею” подразумевает человека, но “вся земля” для него — это не совокупность людей, не “все человечество”, а человек, обретший единство с самим собой, преодолевший разобщенность своих внутренних сил. Это единство есть непременное условие, чтобы земной человек, чья душа мертва и подчинена страстному телу, мог ожить и обратиться к Богу: “только все цельное, воссоединенное с самим собой существо человека, руководимое умом, нерасхищаемым и неколеблемым в молитве чуждыми помыслами, — пишет свт. Игнатий, — может устремиться всеми силами своими к Богу <�…> Тогда поймет человек из внутреннего опыта, совершившегося в душе его, что он ожил духовно, что дотоле был в плену, в оковах, в смерти”. И как наглядный образец “воскликновения” души к Богу приводит пространную цитату из 58-го Слова св. Ефрема Сирина. В последующем стихе (“Работайте Господеви в веселии и внидите пред Ним в радости”), по толкованию свт. Игнатия, выражено то чувство, которое наполняет человека, обретшего цельность и тем самым непарительную молитву: “В несказанной радости делатели непрестанной молитвы входят духом пред невидимое лице Божие и предстоят лицу Божию. Предстоят они этому Лицу, потому что чуждые помыслы и мечтания, составлявшие непроницаемую завесу, отъяты <�…> Радость и веселие свойственны душе, ощутившей оживление, ощутившей избавление из плена, в котором держали ее грех и падшие духи, ощутившей осенение Божественной благодати…” Восторженный тон псалма 99 воспринимался ветхозаветными иудеями как ликование при посещении Соломонова храма, христианином IV в. — как победная песнь торжествующей Церкви, монахом-аскетом XIX в. — как непременное свойство человека, живущего духовной жизнью. Образованный дворянин Дмитрий Брянчанинов бежал из светского общества в тот период, когда русская культура вступала в свой золотой век и человеческая личность как никогда ранее притягивала к себе внимание художественного творчества. Шумную столицу и блестящую карьеру юноша Дмитрий променял на суровый быт инока, на то царство, которое не от мира сего и в котором идет бескомпромиссная борьба со злом, с человеческим пороком ради того, чтобы человек стал обителью абсолютного Блага, Бога. Монах Игнатий Брянчанинов выдержал эту борьбу и как свидетельство своего бесценного внутреннего опыта оставил нам статьи, проповеди, письма. В “Таинственном объяснении 99 псалма” показана неотделимость радости от созидания новой твари во Христе. Тот, чьи внутренние силы собраны воедино, кому доступна внимательная молитва, тот уже не “лишний”, не отчужденный, и стих третий приобретает теперь особый смысл: не только о сотворении мира Богом говорят слова: “Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы; мы же людие Его и овцы пажити Его”, но и о новом отношении человека к Богу как к живому Богу, об ощущении человеком своей близости к Богу, о его потребности творить волю Божию: “Молящийся молитвою нечистою имеет понятие о Боге мертвое, как о Боге неведомом и невидимом. Когда же, освободившись от расхищения и пленения помыслами, он допустится пред невидимое лице Божие, тогда познает Бога познанием живым, опытным <�…> Тогда человек, обратив взоры ума на себя, видит себя созданием, а не существом самобытным, каким обманчиво представляются люди самим себе <�…> тогда уставляет он себя в то отношение к Богу, в каком должно быть создание Его, сознавая себя обязанным благоговейно покоряться воле Божией и всеусердно исполнять ее”. Кругозор аскета XIX в. не менее широк, чем кругозор александрийского архиепископа: мысленный взор обоих святителей охватывает мироздание в целом, но прикован к разным его точкам. В отличие от свт. Афанасия свт. Игнатий полностью сосредоточен на человеческой личности и в процитированных выше строках дает ответ современникам на вечные вопросы “кто мы?” и “что делать?” Он предлагает человеку занять его подлинное, настоящее место в мире и для этого прежде всего стать целостным, цельным, привести в единый лад расстроенные части своего существа, чтобы ощутить свою неразрывную связь с Богом; эта связь не есть простая зависимость, — она проистекает из того, что человек получает свое бытие от Бога, соединен с Богом сущностно, онтологически, в силу чего деятельность человека, если она правильна и соответствует его сущности, не может не быть ориентирована на свой Источник, не может не быть подчинена Богу, воле Божией. При объяснении дальнейших стихов (4,5) свт. Игнатий про­должает раскрывать внутренний мир духовно ожившей личности. Генетически связанное с Создателем разумное творение тянется к своему Творцу, и Творец приближается к нему и обитает в нем. Из этого факта исходит христианская антропология, и Православие, не умаляя высокого идеала Богообщения и не закрывая глаза на то, сколь трудно достижим он для большинства людей, разработало и до сих пор разрабатывает до мельчайших подробностей науку о соединении человека с Богом. Краеугольным камнем этой науки служит аксиома “чело­веческая природа повреждена грехом”. Тот, кто принял ее, не скажет “человек — это звучит гордо”, напротив, он постарается избавиться от всякой самонадеянности и придти в то состояние, которое называется смирением

. Именно оно служит отправной точкой на пути к Богу, и свт. Игнатий говорит о нем, толкуя стих 4. Правоверному еврею этот стих напоминал о Иерусалимском храме, архиепископу Афанасию Великому — о земной Церкви, Е. Зигабену — о множестве отдельных церквей, об исповедании грехов и о благодарении Христу. Свт. Игнатию здесь слышится речь о внутреннем храме сердца; он пишет: “Средство к получению доступа пред лице Божие — смирение. Смирение — врата Божии, врата во дворы Божии, в нерукотворенный чертог и храм Божий, в храм сердечный, в котором водворен Бог при посредстве таинства крещения. Врата Божии принадлежат единственно Богу <�…> они отворяются исключительно перстом Божиим. Пред отверзением их даруется исповедание <�…> Исповедание есть действие смирения. Исповедание есть выражение человеком сознания его пред Богом. Сознание это является при отверзении очей наших на нас самих от прикосновения благодати к очам души, причем ум отрясает слепоту, доселе омрачавшую его и лишавшую правильного, богоугодного самовоззрения. Мы исповедуем, — исповедуем от полноты убеждения <�…> что мы существа падшие, обремененные и тою греховностью, которая принадлежит всему человеческому роду, и тою, которая принадлежит каждому из нас в частности. Вслед за исповеданием является непарительная молитва. Она — дар Божий. Десницею этого дара восприемлется молящийся из среды окружавшего и пленявшего развлечения, представляется вне всякого развлечения лицу Божию в нерукотворенном Божием храме <�…> Молитва эта названа пением: потому что молитва духа есть святая таинственная песнь, которою воспевается Бог”. Встреча с Богом в глубине сердечного храма приносит познание благости Божией, неразлучной с Его правосудием, и вместе с тем — ощущение духовной сладости, погружающей дух человеческий в бездну смирения и возносящей его от земли к небу, — так толкует свт. Игнатий стих 5. Весь этот гимн душе, ищущей Бога, духоносный делатель чистейшей молитвы завершает словами: “Сердце, ожив ощущением своим для Бога и для всего, что принадлежит Богу, умирает для мира, умирает для всего, что враждебно Богу и что чуждо Бога. В смерти этой — жизнь, в погибели этой — спасение. Аминь”.

Свт. Афанасий Великий

. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов, 11, 30 // Творения. Т. 4. М., 1994, сс. 11, 32.

См. там же, сс. 4–29.

В начале вечерни поются псалмы 103, 1, 140, 141; вторая половина всенощного бдения — утреня — открывается “шестопсалмием” (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142), Божественная Литургия (в большинстве случаев) — псалмами 102, 145. — Ред.

Например, молитва перед принятием пищи (“Очи всех на Тя, Господи, уповают…”) заимствована из псалма 144 (стт. 15,16), а в архиерейском возгласе “Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей…” цитируется псалом 79 (стт. 15–16).

Приводим этот псалом в славянском переводе: 1 Воскликните Богови вся земля, 2 работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости. 3 Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его. 4 Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. 5 Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.

См. Свт. Афанасий Великий

. Творения. Т. 4, сс. 40–422.

Там же, сс. 320–321.

В 313 г. христианство стало равноправной религией, в течение последующего десятилетия клир и епископат получили ряд льгот (освобождение от казенных повинностей, право вершить судопроизводство и освобождать рабов, право получать имущество по завещаниям). См. Поснов М. Э

. История христианской Церкви. Брюссель, 1964, сс. 253–259.

См. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха), изъясненная по святоотеческим толкованиям. Изд. 2. Киев, 1898, сс. 777–779.

“Яко благ Господь; в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его” (Пс 99:5). См. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, с. 779.

См. Еп. Игнатий Брянчанинов

. Аскетические опыты // Сочинения. Т. 2. СПб., 1905, сс. 323–327.

См. там же, с. 322. О воссоединении “раздробленного” человека в молитве см. также Архим

.
Иерофей(Влахос)
. Одна ночь в пустыне Святой Горы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, сс. 48–49. Молитва как возношение ума и сердца к Богу в понимании православной аскетики есть самая высокая и самая трудная деятельность человека, “художество из художеств”, как называют ее Св. Отцы. Для того, чтобы молитва была реальным Богообщением, сердце должно очиститься от пороков и страстей, а ум — отказаться от мечтательности, забот о чувственном и вещественном и от привязанности к предметам недуховным, и тогда молитва может стать подлинно внимательной, “непарительной”, то есть всецело устремленной к Богу, глубоко трезвенной, далекой от игры воображения и эмоционального экстаза. См. сб. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении, или внимании в сердце к Богу. Изд. 2. М., 1899; Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных делателей молитвы Иисусовой, составленный игуменом Харитоном. М., 1994.

Дмитрий — мирское имя свт. Игнатия. Личность Д. А. Брянчанинова запечатлена в рассказе Н. С. Лескова “Инженеры-бессребренники”.

См. Еп. Игнатий Брянчанинов

. Асектические опыты, с. 325.

Энциклопедией этой науки служит пятитомное “Добротолюбие”.

См. Еп. Игнатий Брянчанинов

. Аскетические опыты, сс. 325–326.

Там же, с. 327.

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 8, 1996

Поделиться ссылкой:

Когда читают псалом 99?

По содержанию текст псалма 99 относится к категории хвалебных песен, которые в Иерусалиме исполнялись на торжественных ходах в праздники. Только с искренней верой и желанием восхвалять Господа следует обращаться к молитве.

Сейчас же читают псалом 99 для того, чтобы укрепить веру и вспомнить о Божественном провидении в минуты сомнения и тревог. Спасение людей находится в руках Господа, и только вера помогает идти по верному пути. Праведные никогда не будут покинуты Богом в трудные минуты, но и они не должны забывать о вере.

Текст песни существует в нескольких переводах. Для участия в церковных службах следует знать вариант на старославянском языке, традиционном для православных молитв. Дома допускается читать псалом 99 на русском языке и даже откланяться от дословного пересказа, но важно не упускать основную мысль и посыл песни.

По каким случаям прибегают к чтению псалма

  • При любых угрозах со стороны злых людей.
  • Если преследуют страхи, кошмарные сны, наведена порча, сглаз, проклятие. Пс. 90, вместе с молитвой «Да воскреснет Бог», оградит от всякой нечисти.
  • Когда одолевает лень или иные страсти, мешающие в делах.
  • Чтобы не попасть под дурное влияние (наркоманов, алкоголиков, распутников и пр.).
  • От нападения врагов, при защите жилья от разорения, от издевательств.
  • Если грозит смерть (при отравлении, эпидемии, от неизвестных причин, при гнойных воспалениях, от радиации) и мн. др.

Примечание: Лучше всего выучить молитву наизусть. Причем, узнав ее смысл, легче запомнить и читать на старославянском. Поверьте, вы полюбите эти слова. Они льются, как песня: сами рождаются и восстанавливаются в уме. Утверждаю это из собственного опыта: современный перевод, какой-то корявый. Традиционный – сам с языка просится, и когда необходимо, легко читается по памяти.

Толкование

Песнь несет в себе простую, но важную истину – нужно благодарить Господа за всё, что он посылает людям, признавать и восхвалять Его силу. Все молитвы основаны на признании силы Господа и его связи с людьми. Чтобы лучше понять толкование псалма 99, следует разобрать стихи, из которых он состоит.

  • Стих 1 – призыв восхваления Господа всей землей, ведь он – Создатель.
  • Стих 2-3 – для верующих служение Богу является истинной радостью, поэтому автор говорит, что нужно соблюдать Божьи законы в веселье. Здесь же говорится о единении людей и Господа, который создал их по своему подобию, следит и оберегает их на протяжении всего пути.
  • Стих 4-5 – царь Давид пишет, что в Господе единственное благо человека, а Его милость и защита – великий дар. Нужно прославлять Бога, искренне любить Его и благодарить за всё, что он ниспослал людям.

Как и многие другие песни, псалом 99 был написан царем Давидом на основе личного опыта и оценки трудного жизненного пути. В словах молитвы он собрал мудрость, которую познавал всю жизнь, и теперь делится ей с молодым поколением, как важным советом, самым нужным для любого верующего.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Псалом Давида 57

  • История написания
  • Толкование псалма
  • Правила чтения

Псалом 57 является логичным продолжением предыдущего текста — 56 псалма. Оба они написаны в период бегства Давида от царя Саула, в момент крайнего всепоглощающего отчаяния. Псалом 57 является песней-плачем, хотя в нем присутствуют элементы пророчества — Давид иносказательно говорит слушателям об Иисусе Христе.

История написания

Царь Саул был крайне завистливым человеком, который был подвержен атаке злых духов. Давид в то же время был кротким и смиренным молодым юношей, который более всего любил прославлять Господа, за что, Тот и помазал его на царство. Зависть раздирала Саула изнутри, и он начал искать смерти Давиду, поэтому юноша был вынужден бежать и скрываться в пустынных местах.

В псалме 57 Давид просит Господа защитить его и свой народ от напастей

Надписание подтверждает, что автором данного текста является царь Давид, а его фраза «Не погуби» означает, что его положение было крайне шаткое и он каждый день готовился к смерти.

Несмотря на свои неоднократные обещания прекратить преследования, Саул все так же искал смерти своему воину.

Псалом 57 был написан в момент крайнего отчаяния, когда Давид понял, что царь не собирается выполнять свои обещания, что он в очередной раз обманул его и все так же жаждет смерти своему воину.

Толкование псалма

Некоторые христиане считают, что псалом крайне кровожадный, ведь Давид в нем использует довольно жестокие выражения. Но необходимо понимать, что в то время Израиль часто находился в состоянии войны и жестокость была присуща тому времени, потому что если евреи не проявляли ее, то могли бы пострадать от врагов.

Кроме того, следует понимать, что за грехи свои грешники серьезно пострадают, потому что грех приносит в жизнь человека только одно — наказание.

Советуем изучить Псалом 114

Отдельные стихи псалма отчетливо показывают это:

  1. Стих 2-4 говорят о характеристиках приближенных к Давиду людей. Он понимает, что преследования незаконны и несправедливы, ведь он не совершал никакого греха. А во сторонники Саула быстро поверили в его виновность и продолжают клеветать. Автор обращается к Саулу и его советникам и приглашает их быть судьями над этим делом. «Справедливо ли гонят юношу?» — как бы спрашивает автор у царя. Тут есть и пророческие мысли, поскольку выражение «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие» — это слова к будущим фарисеям, которые гнали Иисуса Христа и распяли Его. Делая такое обращение, автор подчеркивает, что царь и его советники только на словах говорят о чести и справедливости, а поступки их свидетельствуют о другом и такие они с рождения.
  2. Стихи 5-6 сравнивают клеветников со змеями, которые не подчиняются никому. Аспид — это змея, которая распространена в Египте и чья длина — около 2 метров, при этом она очень ядовита. Человек умирает почти мгновенно от укуса аспида и змею раньше использовали как смертную казнь преступникам. Заклинатели не могли ничего поделать с этой змеей, она как бы закрывала уши и не слушала музыку. Тут автор сравнивает Саула и аспида — т.е. намекает, что царь не слушает голоса Божьего и не может успокоить свою злобную натуру.
  3. Стихи 7 — 10 — это просьба автора к Господу угомонить грешников и клеветников. Давид полагается на Господа — Он сокрушит врагов, успокоит клеветников. Тут использованы сравнения с наказаниями, которые должны последовать на голову всех нечестивцев. Псалом 57 рекомендуют читать в период испытаний
  4. Стихи 11 — 12 говорят о радости праведника, когда Господь защитит его от врагов. Тут также есть пророческий смысл: «омоет стопы свои в крови нечестивого» — на поле боя ранее было так много крови, что выжившие победители бродили по нему и их ноги были в крови. Так и в будущем, когда христиане победят грех и посредством Спасителя победят нечестивых — их ноги будут в крови. Это символ победы праведников во главе с Иисусом Христом.

Чтобы понять этот довольно жестокий псалом необходимо представить себя на месте Давида — он был преследуем Саулом ни за что, без вины его хотели убить. Все вокруг клеветали и обижали его. Отчаяние и надежда на Господа — вот две главные мысли этого текста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]