Некоторые псалмы надо читать в определенное время. Например, псалом 92 читают во время утренней службы в пятницу, отчего он получил прозвание «предсубботний». Это песнопение посвящено Господу, а точнее, Его воцарению на земле. Это важное событие в жизни иудеев и христиан.
Касательно авторства, то здесь однозначных ответов найти практически невозможно. В оригинальном тексте на древнееврейском языке доподлинно определить автора не удалось, молитва считается анонимной. Но если изучить латинский вариант, то там есть определенные намеки на причастность царя Давида.
Текст молитвы псалом 92
Исполняют песнь как на церковнославянском, так и на русском языке. В первом случае молитву читают в храме, во время службы. Дома дозволяется использовать адаптированный под русский язык вариант песнопения.
На церковнославянском языке с ударениями
На русском языке
Для чего читают псалом 92?
Псалтырь – это собрание чудотворных песнопений, которые в определенные периоды жизни человека могут спасти его от неминуемой беды. Псалом 92 из этой категории. Псалмопевец уверен в том, что читающий эту молитву попадет под защиту Господа. В мире не существует силы, которая была бы сильнее Его.
Всесильный и милостивый Бог всегда на стороне праведных. Это одна из причин, почему псалом популярен среди верующих, которые нуждаются в помощи.
Традиционно, псалом 92 был молитвой для моряков. Процесс наложения защиты был таков: святой водой окропляли корабль и читали молитву. Безбожным людям такая защита не помогала, но тем, кто искренне верит в Бога, бурная стихия была нипочём. Моряки возвращались домой живыми и невредимыми. Их корабли всегда были заполнены дорогими товарами, если они были купцами.
Читаем Псалтирь. Псалом 92
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 92-м псалме, имеющем преднаписание: «в день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду, 92». Пророчество это составлено псалмопевцем Давидом в похвалу Христу. Предсубботный день имеет огромное значение в днях творения – в него Господь сотворил человека, и человек стал заселять землю. Поэтому неслучайно в предсубботный день Псалмопевец пророчествует, что Господь пострадает, будет новая земля, которую заселят христиане, и все перейдет в вечность. Господь пострадал в пятницу. И Господь Своею смертью упразднил смерть человеческую. Глубочайший духовный смысл открывается перед нами, ведь Псалмопевец за много лет пророчествует о Христе, о пути, Господом проделанном, и Промысле, который Господь вложил в спасение всего рода человеческого.
«Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится». Господь воцарися где? Господь – Царь славы, Он воцарился на земле, вместо царства, которое было до Пришествия Его, – царства сатаны, ибо зло процветало на земле, и не было правды на ней, были совершенно дикие отношения людей. Это приводило к тому, что земля заканчивала свое существование. И должна была быть новая жизнь, новое царство, должны были произойти серьезные перемены. И вот Господь пришел и воцарился. Его воцарение наступило после того, как Он воплотился от Пресвятой Богородицы.
«Облечеся Господь в силу и препоясася». А когда Он облекся в силу и препоясался? Когда уже Дух Святой стал действовать на земле, когда была основана Церковь Христова, когда Господь Воскрес, – тогда Он препоясался, то есть дал силу человеку преодолевать грех и беззаконие, уничтожавшие землю. «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – Господь утверждает этот мир. Земля действительно прекращала свое существование из-за царившего на ней беззакония. И сегодня она живет потому, что еще есть святость и праведность, еще есть стремление человека к борьбе с грехом, к преодолению страстей. Наверное, поэтому Господь еще дает возможность жизни жительствовать на земле. Но когда прекратится святость, когда уйдет высота духовной жизни с этой земли, то и земля перестанет существовать. Когда Господь воцарился, Он дал новое утверждение земле, дал новую жизнь, Он утвердил жизнь на земле Своим Пришествием, ибо земля обновилась, обновились и вся природа, и естество человеческое, ведь человек стал рождаться от воды и Духа в новом царстве и для нового Царства.
«Готов Престол Твой оттоле: от века Ты еси». Престол Божий, конечно, готов – он был готов еще тогда, когда Господь только творил человека, то есть когда был сильнейший замысел у Бога о человеке. Он знал, что человек рано или поздно отойдет от Него, что будет служить злу больше, чем своему Господу. Первые деления начались уже с первых времен: все человечество стало делиться на сынов Божиих и на сынов человеческих. Одни стремились служить Богу, другие – самим себе и своему материальному благосостоянию. От этого и Вавилонская башня, от этого Господь разрушает человеческие замыслы, которые противопоставляются Богу.
Человек хотел доказать Богу, что он и без Бога может что-то сделать. И сейчас очень многое не получается, разрушается, хотя все рассчитано, казалось бы, до мелкой детали – мы знаем, насколько высокоточные и качественные создаются ракеты, чтобы запускать спутники в небо, но то ракета не может вынести этот спутник на орбиту, то спутник не может встать в нужное место и сходит с орбиты, заданной этому спутнику. Казалось бы, все сделано, все рассчитано, затрачена масса сил, – но человеку постоянно показывается, что ежели ты и можешь проникнуть в какую-то великую тайну и чего-то достичь, то, опять-таки, лишь потому, что тебе Господь это дал. А если Господь тебе не даст, то ничего не получится: Господь Своим Промыслом все создает и предвидит. Поэтому Он творит человека особенным – по образу и подобию Своему.
Почему столько вкладывается в человека? Чтобы было возможным спасти его, исправить то, что он натворит за века и поколения. Господь не создает человека творением, чуждым Божественной славы, царского достоинства, но творит именно таким, какого Он может впоследствии воспринять Своим Божеством, поэтому Он и принимает на Себя образ человеческий, принимает плоть человеческую, обожествляет ее Своим Вознесением на Небо. Это стало возможным, ведь Господь видел падение человека, видел, что необходимо будет ему помочь, явить такую любовь, которая поможет человеку выйти из трудной ситуации. Поэтому Господь и создает человека по образу Своему и подобию, дивно и очень промыслительно. И, насколько мы можем увидеть, в этом заключается благость Господня.
«Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя». Под реками подразумевается благодать Духа Святого, которая дает жизнь Церкви, человеку, помогает ему преодолевать испытания, трудности и грехи. Гласами рек Духа Святого являются святые апостолы, которые проповедовали по всей вселенной.
Далее Псалмопевец говорит: «Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих». Сотрениями называют русла – от русла реки получают свое направление, а некий путь, по которому пойдут христиане, они получили от святых апостолов: именно они задали определенный тон служения человека, показали, как нужно служить Господу, открыли Учение Христово. И люди во всем обилии и многообразии пошли за Господом именно по пути, открытому святыми апостолами через то учение, которое они проповедовали. Апостолы расходились во все концы Вселенной, чтобы научить людей, чтобы им открыть подвиг Господа, чтобы благодать Духа Святого наполнила человека. Когда благодать Святого Духа наполняет человека, он может стремиться к святости и преодолевать греховные испытания.
«Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь». Дивной называется та премудрость, которую люди получили. Пучины морския – это огромный бескрайний водоем. После апостольской проповеди появилось огромное количество верующих во Христа, они получили премудрость и возможность рассуждать о Господе, стремиться к высшей духовной жизни. Здесь Псалмопевец говорит, что ежели люди получили такую премудрость, в каких же высотах тогда пребывает Господь?
«Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Свидения – это свидетельства пророков о Пришествии Христовом. Действительно, было открыто домостроительство нашего спасения – Господь через пророков открывает великую тайну и глубину той работы, которую Он проделал, чтобы человек увидел спасение, приблизился к нему. «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Здесь Псалмопевец говорит о храме Божием, которому подобает святость: храм пребывает в святости, ибо это дом Господень. Храмы наполнены определенным убранством, они имеют единственное предназначение – в них совершается богослужение. Все другое запрещено в храме Божием, ибо «дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Чистота и святость присущи храму Божиему. Молитва совершается тоже в храме Божием – особая сугубая молитва, Божественная литургия, Бескровная Жертва приносится в храме Божием: храм – самое святое, самое чистое место на земле, где мы можем достойно приносить свои молитвы.
Но в то же время к святости и чистоте Господь призывает и нас, ведь храмом Божиим называется и тело человеческое. Апостол Павел говорит: Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии – и мы должны в жизни своей стремиться к святости, получать ее и противостоять всякому греху и беззаконию.
Очень небольшой псалом, но глубокий, открывающий нам великую тайну! Псалмопевец еще задолго до Пришествия Христа на землю пророчествует о Нем, говорит о великой премудрости, которую Господь вкладывает в человека и в землю, о великом Промысле Господа. Господь заботится, чтобы земля не погибла, чтобы человек долго мог жить на ней и прославлять Бога и наслаждаться великой красотой и миром, что Господь подарил ему: Он всегда заботился о человеке, так премудро его создавал, но уже во время творения понимал, что человек не устоит, что ему необходима помощь, поддержка, и не только поддержка, но и сильное вмешательство, чтобы спасти человека: без Него невозможно было бы совершить изменение, исправление, которое Господь принес Своим Пришествием через Свое страдание, крестную смерть, Воскресение и Вознесение.
Очень подробно расписывает этапы Пришествия Христа Спасителя на землю Псалмопевец Давид: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» – Он облекается в красоту и воцаряется через Свое Воплощение от Пресвятой Богородицы. Конечно, Господь обретает огромную силу и дает обновление миру после Своего Воскресения, ниспосылает благодать Святого Духа – она оживляет землю, дает человеку возможность преобразиться, наполниться и процвести – стать духовно красивым, нравственно красивым. Мы знаем, как особенно жили первые христиане – как они бегали всего языческого (от жертв языческих до странных для них обычаев), стремились только к святости, не искали никакого материального благосостояния, не искали удовольствий, хотя мир был переполнен такими возможностями. Можно было наглядно видеть, как мир изменяется, как приобретает совершенно другие отношения.
Мы называем этот мир цивилизованным, потому что здесь есть место каждому человеку: у того, кто заблудился, есть возможность исправиться, тот, кто беден, вручается в попечение богатому. Появляются социальные программы, возможности увидеть любовь от другого человека, – об этом заповедал Господь. Это начинает исполняться в жизни. Мир, конечно, преобразуется, жизнь человека и сам он поднимаются на более высокую ступень, и какого бы он ни был положения, к нему относятся, учитывая его достоинство, то, что и в нем есть образ и подобие Божие. Это, конечно, великая тайна.
И не может не поражать в этом псалме сугубое откровение Псалмопевца, почему человек создается именно по образу и подобию Божию, почему в нем столько прекрасного, удивительного, замечательного – от внешнего до внутреннего его состояния: Господь делает для Себя возможным прийти на Небо. Он не мог прийти в другом каком-то образе – Господь не может войти во что-то недостойное, омрачить или как-то осквернить Свою Божественную сущность. Но Он принимает лик, образ человеческий, Он в виде Человека приходит на землю.
Когда рождается младенец, мы видим, насколько он прекрасен, удивителен, красив – его всегда хочется взять на руки, обнять, прижать, облобызать: красивее, чище, нежнее и светлее ребенка ничего нет на земле, мы понимаем, что это действительно Божие создание. А потом мы видим, как человек развивается… Если он живет добродетельной жизнью, наполняет жизнь свою праведностью, то мы видим и красоту, и чистоту, невзирая на старость, которую он принимает. Такой человек всегда приятен в общении, от него всегда слышишь мудрые слова, и не хочется отходить от него – как не могли ученики отходить от старцев, напитываясь духовной мудрости и учась от них добродетельной жизни.
Но из ребенка может вырасти человек, который будет уподобляться врагу рода человеческого в своих действиях, в жизни. Он будет иметь ненависть ко всему, что окружает его, ненавидеть близких и сам источать зло. С таким человеком очень тяжело общаться. И многие не хотят общаться с такими, уходят от них, зная, что кроме злобы от них ничего не получишь.
Господь создает человека удивительным, высоким и тем самым дает Себе возможность однажды пожертвовать Своим высочайшим на земле достоинством и опуститься до творения Своего, чтобы возвысить человека до Божественных обителей, о которых Он потом скажет: «В доме Отца Моего обителей много». Это удивительно, замечательно! Вот так Господь возлюбил этот мир. И эта любовь дальше превращается в Его крестные страдания, в Его Воскресение, Он обновляет жизнь. Но, опять-таки, Он обновляет жизнь не без участия человека. И лучшими представителями, или гласами реки Божией (как Он затем скажет: «воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя») являются святые апостолы, ученики апостолов, святители Церкви Христовой, которые по сей день проповедуют слово Божественной истины, наполняя людей великой Божественной премудростью. Эти проповеди дают человеку возможность увидеть путь, по которому он должен идти, который приведет в Царство Небесное.
«Дивны высоты морския»: множество людей получает эту премудрость и разум, поднимая себя до высот Неба, ведь в этом и заключается жизнь человека – познать премудрость Божию, Промысл Божий о человеке и стремиться идти путем, который открыли апостолы Христовы. И люди идут во всем своем многообразии, удивляясь: «Господи, сколько же Ты даешь нам, сколько Ты открываешь нам дивного! А сколько этого дивного и премудрого в Тебе!». Кто это может познать? Никто не может познать – мы только можем восхищаться, удивляться и благодарить Бога за Его великое милосердие к нам.
«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» – действительно, все святое совершается в храме Божием, и мы храним это место как место особого служения, как место очищения и возвышения человека до высот духовных и нравственных. Но в то же время так Псалмопевец подчеркивает и наше с вами, дорогие братья и сестры, стремление быть чистыми и святыми6 каждый из нас приготовлен быть избранным сосудом для Духа Святого и домом, в котором пребывает Сам Господь, и мы вкушаем Тело и Кровь Христовы.
Но прежде почему есть необходимость в Исповеди? Мы очищаем себя, мы сначала должны стать чистыми, чтобы потом вошел в нас Господь и освятил нас Своим пребыванием. Вот такой высоты удостоился человек от момента творения, когда Господь помыслил о нем, чтобы спасти нас от нашего произвола, и сейчас Он стремится, чтобы мы были святы и чисты, чтобы были всегда достойны не только высокого звания, но и достойны, чтобы Сам Он пребывал в нас: если Господь будет пребывать с нами здесь, на земле, значит, Он и в вечности примет нас в Свои обители.
Удивительный псалом! И, конечно, когда мы молимся, мы всегда должны помнить эти слова, мы слышим их и на вечерних богослужениях, и когда читаем Псалтирь, для нас открывается глубочайший мир домостроительства спасения всего рода человеческого.
Записала Нина Кирсанова
Толкование
Исследователи не могут дать точной информации касательно авторства песнопения. Есть предположение, что написано оно в период жизни пророка Исаии. Обычно тема псалма связана воедино с горестями еврейского народа. С этим псалмом иначе. Здесь нет ужасающих событий или жалоб.
Каждый стих пронизан любовью и глубоким уважением к Богу. Для псалмопевца нет ничего лучше, чем служить Господу – как справедливому судье и повелителю этого мира. Простым людям достаточно лишь верить в Него и совершать в Его честь молитвы. Только тогда они будут жить в счастье и покое. В составе 92 псалма всего 5 стихов, что делает молитву простой и запоминающейся.
- Стих 1-2. В этих стихах сообщается, что Господь повелитель не только земной тверди, но и всего что за ее пределами. Здесь прослеживается намек на то, что Вселенная существует по воле Его. Он создатель не только Земного Царства, но и всего, что существует за его пределами. Его воля способна преобразовывать все вокруг. При этом Творец способен не только на самостоятельное творчество, но и на то, чтобы разрешить кому-то видоизменять материю в допустимых пределах. На это способен лишь человек.
- Стих 3-4. В подтверждение мыслей о всемогущем и справедливом Боге, автор вспоминает событие, произошедшее в правлении царя Иосии. В то время Иудея воевала с опасным врагом, который мог нанести непоправимый вред народу Израилеву. Ситуация в стране обострилась, когда стало понятно, что военные соединения израильтян слабы против вражеской армии. В этот момент Иосия уверовал в победу, надеясь не на мастерство иерусалимских полководцев, а на милость Господа, который может рассудить праведные и грешные намерения. Он поставил на искреннюю веру и в итоге одержал победу.
- Стих 5. В заключительном стихе автор напоминает о важности законов Божьих. Счастье зиждется на их соблюдении. Еврейский народ, отрицающий Божественный промысел, будет наказан за непослушание. Та истина, которая была дарована израильтянам, может сделать их счастливыми или несчастными. А Господь всегда держит обещания. Нет никого сильнее Бога, а значит, какой бы ни была армия, сколько побед она ни одержала, перед гневом Его ей не выстоять.
Псалом 92
Вся группа псалмов с 92 по 99 в еврейской Библии не имеет надписания имени автора, в греческой же Библии и в Вульгате семь последовательных псалмов, начиная с 92 и кончая 98, приписываются Давиду, 99-й же псалом и в этих Библиях надписания имени автора не имеет. Во всех этих псалмах нет никаких исторических указаний на время их написания. Но между ними много общего, это – благодарственно-хвалебный тон изложения, воспевание величия Бога, изображение ожидаемого наступления Его царства и, отсюда, обращение к людям о следовании и послушании Ему. Все это указывает на происхождение псалмов из одной эпохи и заставляет предполагать одного и автора их. Из того, что содержание псалмов представляет большое сходство с пророчествами Исаии, изложенными в последней части (40–66 гл.) его книги (см. об этом у свящ. Вишнякова: Происхождение Псалтири, с. 441–442)), написание псалмов нужно относить ко времени, близкому пророку Исаии. В псалмах нигде не говорится о разрушении Иерусалима, опустошении Иудеи языческими народами, разрушении храма, это – с одной стороны, с другой – в писателе псалмов виден подъем религиозного чувства, соединенный с верой в наступление царства Господа, каковую (веру) он проповедует всенародно, с целью вселить и привить ее своим соотечественникам и тем содействовать их духовному возрождению; из всего этого можно думать, что временем написания псалмов могла быть такая эпоха, когда еще признаков близкой гибели Иудеи не было видно и когда в религиозно-нравственной жизни народа замечался подъем, вызвавший и сделавший возможным появление означенных псалмов. Такой же эпохой была лишь одна, это – время царствования Иосии, при котором был найден и читан всенародно автограф закона Моисеева, с проповедью которого ходил пророк Иеремия в народ, и при котором усиленные заботы царя были направлены на восстановление истинного богослужения и религиозно-нравственное возрождение народа. Для благочестивых поэтов это время было самым благоприятным для псалмопения и составления гимнов.
Псалом 92 по греческому тексту, равно как и в Вульгате, называется предсубботним, что указывает на время его богослужебного исполнения. Псалом и теперь в молитвенниках иудейских стоит как утренняя молитва в пятницу. Дальнейшее продолжение надписания – «когда населена земля», – указывающее, по-видимому, на связь содержания псалма с библейским повествованием о пятом дне творения мира, когда появился и венец творения – человек, на самом деле такой связи не имеет.
Господь всемогущий и вечный – есть Царь мира, поэтому Вселенная «не подвигнется» (1–2). Реки и моря поднимают свои волны, но они ничтожны пред Богом (3–4). Все обетования Его исполнятся и дом Божий не сокрушится (5).
Пс.92:1. Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
Пс.92:2. Престол Твой утвержден искони: Ты – от века.
Господь изображается могущественным Царем Вселенной, которая существует и управляется по Его непреложным законам. Никто этих законов, кроме самого Господа, изменить не может, поэтому Вселенная «тверда». Она не может «подвигнуться», никаких изменений на ней не может произвести никакое ограниченное существо, если на то не будет воли Господа, а так как при своем всемогуществе Господь и вечен, то такой порядок строения жизни мира тоже вечен и неизменен (2).
Пс.92:3. Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
Пс.92:4. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
Под возвышениями волн речных и волн морей нужно понимать враждебные движения во время царя Иосии и которые могли угрожать многими опасностями и военными столкновениями с ними и Иудее. Иосия сознавал слабость своих военных сил для отражения врага и успешной борьбы с ним, но вера в помощь Господа подкрепляла его и эту веру он хотел привить в лице автора псалма всему народу, когда говорил, что Господь «силен… паче шума… волн», что при Божественной помощи евреям нечего бояться многочисленных и сильных врагов.
Пс.92:5. Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Если евреи будут верны завету с Богом, то враги не в состоянии причинить зло как самому народу, так и святому храму. Это потому, что Господь верный своим обетованиям, данным евреям, обладает, как всемогущий, и силой всегда их исполнить; силы же врагов – ничто пред Ним.
Правила чтения
Как часть Псалтыря, песнопение прочитывается практически на каждом богослужении. Особенно с псалмом 92 сочетается церковнославянский язык. Этот тягучий и мелодичный язык придает песнопению уверенности и величия. Смягчить боль или волнение поможет этот традиционный вариант. Для верующих он как услада для ушей, которая создает необходимую атмосферу. Внимание в этом случае приковано к процессу, мирские заботы перестают волновать ум.
Чтение молитвы дома дозволяется на русском языке. С точки зрения понимания смысла, этот вариант адекватен, так как молящийся сможет представить события в своей голове и войти в нужное состояние для молитвы.
Традиционно используют иконы и свечи. Зажгите свечу и сфокусируйте свое внимание на святом образе. Остановите поток мыслей, связанный с рутинными делами. Соблюдайте душевный покой и расслабление.
Если ваше желание искренне, а мотивы чисты, Господь обязательно откликнется на вашу просьбу и станет вашим верным защитником от бед.