Подря́сник – (часто) нижнее (но не во всех случаях), длиною до пят, облачение клириков и монахов с узкими (в отличие от рясы) рукавами. По самому названию понятно предназначение подрясника в утилитарном отношении – он носится под рясой. Между тем подрясник, как часть особого облачения, имеет и более возвышенное значение.
Возникновение подрясника напрямую связано с возникновением традиции ношения рясы (от греч. ράσον, «одежда из гладкой ткани, без ворса», «монашеское облачение»). Существует предположение, что форма рясы заимствована от паллия – верхнего плаща, который по традиции носили философы Античности. Паллий был весьма популярен прежде всего у монашества и частично у священства (в частности, блж. Иероним носил паллий). Под паллий всегда было принято надевать некоторую нижнюю одежду, как правило хитон или экзомис, которые и стали прообразом подрясника как по назначению (нижняя одежда под плащом), так и по крою (нижняя одежда с узкими рукавами, как правило, до пят). Лишь представители кинической философской школы принципиально не носили под паллием нижней одежды. Хотя следует признать, что немало исследователей находят параллели между одеждами новозаветного духовенства с одеждами ветхозаветных левитов и священников. Надо заметить, что Римская церковь пыталась бороться с модой на одежды философов среди священства и епископата. Так папа Римский Целестин в V веке запрещает ее ношение. Однако, уже в VI веке население территорий бывшей Римской империи практически полностью отказывается от ношения длинных одеяний до пят, что было связано с «варваризацией» стиля в одежде и с гибелью греко-римской цивилизации. Клир же напротив стремится сохранить римский стиль в одежде с небольшими изменениями и отличается от мирян. В частности, Агдский собор 506 года обязывает клириков носить ту одежду и обувь, которую они носили до этого – то есть подобия античных паллиев и хитонов (т. е. подрясников). Епископ города Праги Мартин (покровитель этого города) в 572 году предписывал клиру ношение одежды до пят. На православном Востоке ношение верхней и нижней одежды до пят закрепляется в VII веке, так как 27-ое правило Трулльского собора определяет для клира ношение той одежды, которую клир носил ранее, чтобы отделять клир от мирян («Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире»). В X веке на православном Востоке цвет одежды клира – рясы и подрясника – окончательно становится черным, за редкими исключениями.
На Руси греческий подрясник долгое время, вплоть до XVII века, заменялся на кафтан-однорядку, которая могла быть как нижней, так и верхней одеждой (на данный момент подрясник играет такую же роль – его можно надевать как под рясу, так и в качестве верхней одежды поверх рубашки и майки). После появления на Руси греческих образцов церковных одежд кафтан перестает использоваться и возникает множество русских региональных кроев подрясника.
Типы кроя православных подрясников
Существует много типов подрясника, в зависимости от покроя груди и ворота. Особенностью кроя подрясника является шов рукавов от спины, в отличие от обыденных рубашек или пиджаков, со швом поперек плеча. Это связано с функциональной задачей подрясника не только как повседневной одежды священника, но и как одежды богослужебной. Такой покрой рукавов позволяет священнику двигаться более свободно во время богослужения, в частности, во время воздевания рук или возношения Св. Даров. В качестве застежек для подрясников используются обычные или обтяжные пуговицы из разнообразных материалов, металлические или пластиковые крючки, узелки и даже пуговицы-заклепки. Юбка подрясника, как правило, расклешена внизу по бокам. Подрясник может иметь карманы (два или один на груди, два глубоких кармана по бокам в швах), так и не иметь. Подрясники шьются и многих типов тканей, но наиболее популярными являются смесовый полиэстер, лен, хлопок и в некоторых случаях шелк и вискоза.
Наиболее популярными в России и доступными в ассортименте современных магазинов и производителей облачений являются:
- Русский подрясник – разрез до низу, с запахом направо или налево, наличие внутренней пуговицы на поясе. Не притален, для фиксации талии необходим сутажный, плетеный или иной поясок. Русский подрясник дополняется русским воротом (воротник застегивается внахлест или встык на пуговицу наподобие рубашки косоворотки) или греческим воротом (ворот-стойка и застежка в виде крючка посередине). Разновидностью русского подрясника является «архангельский», «северный» или «поморский» покрой, который отчасти сохраняется у старообрядцев. Он имеет разрез до пояса и, как правило, ворот встык или внахлест, по сути, представляя собой рубашку-косоворотку сверху с юбкой внизу (в некоторых случаях крой рукавов идет не от спины, а от плеча).
- Греческий подрясник – разрез до низу, с запахом направо или налево, наличие внутренней пуговицы на поясе. Может быть как приталенным, так и нет. Имеет вшитый на уровне поясницы сутажный или тканевый поясок для фиксации на талии. Ворот-стойка с застежкой в виде крючка посередине.
- Болгарский подрясник – может иметь разрез как до низу, так и до пояса. Вместо запаха, используется классический рубашечный крой на груди (наподобие средневековой однорядки). Воротник-стойка на крючках или на пуговицах. Как и в русском подряснике в болгарском отсутствует вшитый на уровне талии пояс.
Как пошить греческий подрясник. Карман подрясника
Обработка кармана на греческом подряснике. Текст с детальным фото по ссылке. https://www.nazaretriza.com/blog
Греческий подрясник имеет два самых характерных и узнаваемых отличия. Это карман греческого подрясника и боковой разрез внизу греческого подрясника. Остальные элементы : верхние накладные карманы, поясок, кулиска для пояса – могут применяться и в других изделиях.
Можно даже сказать, что карман и классический боковой разрез – это визитка греческого подрясника. К примеру, русский подрясник на запах имеет, на первый взгляд, много общего с греческим вариантом. Однако карман в русских подрясниках совершенно отличается от греческого фасона. Он уникален по своей конструкции. Однако не всем он нравится по свое функциональности. Случается, что по желанию заказчика я ставлю в греческом подряснике русский вариант кармана.
Но в этом посте я хочу рассказать о технологии сборки именно греческого кармана.
Есть несколько вариантов сборки такого кармана. Я хочу рассказать, как это делаю на изделиях от Нашей мастерской.
Приступим:
На боковых деталях подрясника ( клинья полочки и спинки) по боковому срезу отступить от верха 6 см -7см ( в некоторых примерах пишут отступить от края 4 см, но я откладываю 6см. На мой взгляд, когда такой карман находится чуть ниже линии бедер, то он не топорщится на боках и смотрится в изделии лучше). Поставить отметку. От отметки отложить вниз 18см и поставить вторую отметку. Это будет вход в карман.
1ый вариант. Упрощённый.
Продублировать с изнанки флизелином или дублерином (это качественнее) вход в карман с припуском на отстрочку. Дублирующий материл должен выступать за отметки входа в карман где-то на 1 -2 см. Зависит от припуска, который оставлен на швы. Соединить боковые детали по отметкам и проложить строчку с закрепами , оставив свободным вход в карман. Разутюжить швы. Проложить отделочную строчку по входу в карман на ширину припусков . Форму выбрать любую по желанию. Прямоугольную, закруглённую и острую на концах, фигурную вышивку-отстрочку.
2ой вариант.
Подготовить обтачку к прорези кармана. Обтачка из двух деталей с припусками на швы. Форма обтачки по желанию. Ширина обтачки не более 3см. Детали обтачки продублированы клеевым материалом. Поставить отметки для входа в карман. Оверлочить внешние срезы. Наложить обтачки на боковые части полочки и спинки там, где размечен карман. Каждую, отдельно соединить булавками по отметкам. Прострочить только по линии входа в карман 18см! Соединить основные боковые детали полочки и спинки, совместив и закрепив булавками точки входа в карман. Стачать боковые срезы для левой и правой половинок, оставив свободным вход в карман. Соединительные линии строчек кармана и бокового среза должны точно совпасть в точках разметок! Так же сострочить оставшиеся срезы обтачки. Срезать половину припуска обтачки на входе в карман. Это придаст мягкость входу в карман и устранит не нужную жёсткость швов. По изнаночной стороне отстрочить перекантом вход в карман. Отутюжить полученный результат.
Продолжая работу для 2го варианта, подготовить мешковины кармана. Две детали из основного материала и 2 детали из подкладочного. Мешковины кармана я вырезаю глубокие, на ширину всей детали бочка (полочка и спинка) до линии талии. На мешковине кармана из подкладочного материала поставить отметки для входа в карман. Т.к мешковина цельновыкроенная (для прочности кармана) нужно вырезать вырезать на ней вход в карман без припусков на швы. Деталь наложить на изнаночную сторону под обтачку. Закрепить булавками и отстрочить по лицевой стороне любой формой. У меня образец с уголками на концах.
Наложить на верх, с изнаночной стороны мешковину кармана из основного материала. Выровнять по срезам и закрепить булавами. Проложить по самому краю по всему периметру закрепляющую строчку. На лицевой стороне отстрочить дополнительно низ кармана(в готовом виде два отделочных стежка внизу кармана. Отутюжить. Карман готов.
Текст с детальным фото по ссылке.
https://www.nazaretriza.com/blog
Повседневные облачения священнослужителя, ряса и подрясник
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания. Они не похожи на одежду обычного человека, и тем самым выделяют духовное лицо из среды мирян — даже самые невоцерковленные люди без труда отличат одеяние батюшки от обычной повседневной одежды современного человека. Это имеет свой смысл и историю, подчеркивает, что Церковь — вне мирского, сиюминутного, вне течения времени и требований моды, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, какое высочайшее служение на них возложено Богом.
От качества и удобства церковных облачений во многом зависит самочувствие и комфорт священнослужителей. При всей традиционности церковных облачений, полностью изолироваться от новых реалий швейного производства – невозможно. Какие требования к облику священника предъявляет церковная дисциплина в наши дни? Как они реализуются с помощью современных технологий?
В этой статье мы остановимся на повседневном одеянии священнослужителей – рясе и подряснике.
Общее символическое значение подрясника и рясы — это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса — это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.
Подрясник
— это нижнее одеяние священнослужителя. Его цвет свидетельствует о том, к какому духовенству — черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) принадлежит тот, кто его носит. К монашествующим священникам требования более жесткие — подрясник у них может быть только черного цвета. Белому духовенству в этом отношении дается послабление, и кроме черного они могут выбрать темно-синий, коричневый, серый и белый цвет одеяния. В современном швейном производстве для подрясников также используются меланжевые ткани – комбинация волокон разного оттенка (например, бело-голубых нитей), что при различном освещении выделяет тот или иной тон.
Материалом для изготовления подрясников обычно служит сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, а также шелк. Современные технологии могут предложить священнослужителям для пошива подрясников так называемый «мокрый» шелк – изделия из такой ткани очень мягкие и приятные на ощупь, устойчивы к заминанию и при этом сохраняют струящуюся фактуру шелка. Летние подрясники в наше время чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.
Подрясники могут быть украшены вышивкой по воротнику или по бортам. При этом для орнамента берутся нити в тон подряснику, что придает ему сдержанную красоту, или контрастные по цвету, что делает подрясник ярче и наряднее.
Ряса
(греч. «то росон» — рваная, вытертая, лишённая ворса одежда) — верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих). Для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета. Как правило, ряса застёгивается на вороте и на поясе.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке.
Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.
Особенности кроя.
В наши дни в России священники носят два основных фасона ряс и подрясников: русский и греческий. Это допускается церковным уставом, но на некоторые официальные мероприятия духовенство обязывается являться в рясах русского покроя Церковная дисциплина требует, чтобы одеяния были достаточно длинными и находили на край ботинок. Обувь должна быть черной, без узоров, закрытой.
Русский крой
Русские подрясник и ряса происходят от кафтана-однорядки, который носили наши предки. Кстати, до XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы, формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого. Они имели узкие рукава – в отличие от возникшей позднее русской рясы. Кстати, известно, что любовь русского духовного сословия к одеяниям ярких цветов сохранялась вплоть до самой революции, например, хорошо носились малиновые одежды.
Русские ряса и подрясник застегивается «с заходом» (на манер русской косоворотки), имеют приталенный фасон. Есть две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков и оставляющая спину прямой, и русская – приталенная со всех сторон.
У подрясника рукава узкие, у рясы – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу.
Русский крой подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло.
Греческий крой
Греческие ряса и подрясник пришли на Русь еще в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить их. И ряса, и подрясник имеют воротник-стойку. Они намного шире русских, не приталены. У подрясника на спине есть «кулиска», которая позволяет регулировать ширину, а на груди устроены карманы.
Ряса застегивается только на вороте и груди. По сути, такая ряса – трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. Удобны такие одеяния и тем батюшкам, чей вес постоянно колеблется.
В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. А вот эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Болгарский подрясник.
Подрясник, именуемый болгарским – своеобразный гибрид русского и греческого кроя. Он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «внахлест», как у русского подрясника.
Выбор одеяний – дело вкуса и личного удобства священнослужителей. Многообразие современных тканей, а также различные преимущества того или иного фасона позволяют подобрать вариант, наиболее комфортный для каждого.
Вот мнение одного из наших российских батюшек: «Русская ряса мне нравится, в ней есть что-то родное. А греческая – хороший выход в летнюю жару. Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурой, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть».
Торгово-производственное предприятие ORTOX предлагает подрясники русского и греческого кроя из льна, хлопка, габардина, мокрого шелка, меланжа, вискозы, полушерсти, кашемира. Цвета и вышивка – в ассортименте.
Изделия отшиваются под заказ в течение недели. Для оформления заказа необходимы ваши размеры и рост. Низ по вашему пожеланию может быть подшит и ли оставлен неподрубленным.
Оформить заказ можно на сайте или в наших группах в социальных сетях https://vk.com/ortox, https://www.facebook.com/ortox.ru/, https://www.instagram.com/ortoxru/
Для уточнений вопросов обращайтесь по контактам, указанным на сайте