Как пошить греческий подрясник. Карман подрясника

Подря́сник – (часто) нижнее (но не во всех слу­чаях), длиною до пят, обла­че­ние кли­ри­ков и мона­хов с узкими (в отли­чие от рясы) рука­вами. По самому назва­нию понятно пред­на­зна­че­ние под­ряс­ника в ути­ли­тар­ном отно­ше­нии – он носится под рясой. Между тем под­ряс­ник, как часть осо­бого обла­че­ния, имеет и более воз­вы­шен­ное зна­че­ние.

Воз­ник­но­ве­ние под­ряс­ника напря­мую свя­зано с воз­ник­но­ве­нием тра­ди­ции ноше­ния рясы (от греч. ράσον, «одежда из глад­кой ткани, без ворса», «мона­ше­ское обла­че­ние»). Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что форма рясы заим­ство­вана от паллия – верх­него плаща, кото­рый по тра­ди­ции носили фило­софы Антич­но­сти. Паллий был весьма попу­ля­рен прежде всего у мона­ше­ства и частично у свя­щен­ства (в част­но­сти, блж. Иеро­ним носил паллий). Под паллий всегда было при­нято наде­вать неко­то­рую нижнюю одежду, как пра­вило хитон или экзо­мис, кото­рые и стали про­об­ра­зом под­ряс­ника как по назна­че­нию (нижняя одежда под плащом), так и по крою (нижняя одежда с узкими рука­вами, как пра­вило, до пят). Лишь пред­ста­ви­тели кини­че­ской фило­соф­ской школы прин­ци­пи­ально не носили под пал­лием нижней одежды. Хотя сле­дует при­знать, что немало иссле­до­ва­те­лей нахо­дят парал­лели между одеж­дами ново­за­вет­ного духо­вен­ства с одеж­дами вет­хо­за­вет­ных леви­тов и свя­щен­ни­ков. Надо заме­тить, что Рим­ская цер­ковь пыта­лась бороться с модой на одежды фило­со­фов среди свя­щен­ства и епи­ско­пата. Так папа Рим­ский Целе­стин в V веке запре­щает ее ноше­ние. Однако, уже в VI веке насе­ле­ние тер­ри­то­рий бывшей Рим­ской импе­рии прак­ти­че­ски пол­но­стью отка­зы­ва­ется от ноше­ния длин­ных оде­я­ний до пят, что было свя­зано с «вар­ва­ри­за­цией» стиля в одежде и с гибе­лью греко-рим­ской циви­ли­за­ции. Клир же напро­тив стре­мится сохра­нить рим­ский стиль в одежде с неболь­шими изме­не­ни­ями и отли­ча­ется от мирян. В част­но­сти, Агд­ский собор 506 года обя­зы­вает кли­ри­ков носить ту одежду и обувь, кото­рую они носили до этого – то есть подо­бия антич­ных пал­лиев и хито­нов (т. е. под­ряс­ни­ков). Епи­скоп города Праги Мартин (покро­ви­тель этого города) в 572 году пред­пи­сы­вал клиру ноше­ние одежды до пят. На пра­во­слав­ном Востоке ноше­ние верх­ней и нижней одежды до пят закреп­ля­ется в VII веке, так как 27-ое пра­вило Трулль­ского собора опре­де­ляет для клира ноше­ние той одежды, кото­рую клир носил ранее, чтобы отде­лять клир от мирян («Никто из чис­ля­щихся в клире да не оде­ва­ется в непри­лич­ную одежду, ни пре­бы­вая во граде, ни нахо­дясь в пути, но всякий из них упо­треб­ляет одежды, уже опре­де­лен­ные для состо­я­щих в клире»). В X веке на пра­во­слав­ном Востоке цвет одежды клира – рясы и под­ряс­ника – окон­ча­тельно ста­но­вится черным, за ред­кими исклю­че­ни­ями.

На Руси гре­че­ский под­ряс­ник долгое время, вплоть до XVII века, заме­нялся на кафтан-одно­рядку, кото­рая могла быть как нижней, так и верх­ней одеж­дой (на данный момент под­ряс­ник играет такую же роль – его можно наде­вать как под рясу, так и в каче­стве верх­ней одежды поверх рубашки и майки). После появ­ле­ния на Руси гре­че­ских образ­цов цер­ков­ных одежд кафтан пере­стает исполь­зо­ваться и воз­ни­кает мно­же­ство рус­ских реги­о­наль­ных кроев под­ряс­ника.

Типы кроя пра­во­слав­ных под­ряс­ни­ков

Суще­ствует много типов под­ряс­ника, в зави­си­мо­сти от покроя груди и ворота. Осо­бен­но­стью кроя под­ряс­ника явля­ется шов рука­вов от спины, в отли­чие от обы­ден­ных руба­шек или пиджа­ков, со швом попе­рек плеча. Это свя­зано с функ­ци­о­наль­ной зада­чей под­ряс­ника не только как повсе­днев­ной одежды свя­щен­ника, но и как одежды бого­слу­жеб­ной. Такой покрой рука­вов поз­во­ляет свя­щен­нику дви­гаться более сво­бодно во время бого­слу­же­ния, в част­но­сти, во время воз­де­ва­ния рук или воз­но­ше­ния Св. Даров. В каче­стве засте­жек для под­ряс­ни­ков исполь­зу­ются обыч­ные или обтяж­ные пуго­вицы из раз­но­об­раз­ных мате­ри­а­лов, метал­ли­че­ские или пла­сти­ко­вые крючки, узелки и даже пуго­вицы-заклепки. Юбка под­ряс­ника, как пра­вило, рас­кле­шена внизу по бокам. Под­ряс­ник может иметь кар­маны (два или один на груди, два глу­бо­ких кар­мана по бокам в швах), так и не иметь. Под­ряс­ники шьются и многих типов тканей, но наи­бо­лее попу­ляр­ными явля­ются сме­со­вый поли­эс­тер, лен, хлопок и в неко­то­рых слу­чаях шелк и вис­коза.

Наи­бо­лее попу­ляр­ными в России и доступ­ными в ассор­ти­менте совре­мен­ных мага­зи­нов и про­из­во­ди­те­лей обла­че­ний явля­ются:

  1. Рус­ский под­ряс­ник – разрез до низу, с запа­хом направо или налево, нали­чие внут­рен­ней пуго­вицы на поясе. Не при­та­лен, для фик­са­ции талии необ­хо­дим сутаж­ный, пле­те­ный или иной поясок. Рус­ский под­ряс­ник допол­ня­ется рус­ским воро­том (ворот­ник засте­ги­ва­ется вна­хлест или встык на пуго­вицу напо­до­бие рубашки косо­во­ротки) или гре­че­ским воро­том (ворот-стойка и застежка в виде крючка посе­ре­дине). Раз­но­вид­но­стью рус­ского под­ряс­ника явля­ется «архан­гель­ский», «север­ный» или «помор­ский» покрой, кото­рый отча­сти сохра­ня­ется у ста­ро­об­ряд­цев. Он имеет разрез до пояса и, как пра­вило, ворот встык или вна­хлест, по сути, пред­став­ляя собой рубашку-косо­во­ротку сверху с юбкой внизу (в неко­то­рых слу­чаях крой рука­вов идет не от спины, а от плеча).
  2. Гре­че­ский под­ряс­ник – разрез до низу, с запа­хом направо или налево, нали­чие внут­рен­ней пуго­вицы на поясе. Может быть как при­та­лен­ным, так и нет. Имеет вшитый на уровне пояс­ницы сутаж­ный или тка­не­вый поясок для фик­са­ции на талии. Ворот-стойка с застеж­кой в виде крючка посе­ре­дине.
  3. Бол­гар­ский под­ряс­ник – может иметь разрез как до низу, так и до пояса. Вместо запаха, исполь­зу­ется клас­си­че­ский руба­шеч­ный крой на груди (напо­до­бие сред­не­ве­ко­вой одно­рядки). Ворот­ник-стойка на крюч­ках или на пуго­ви­цах. Как и в рус­ском под­ряс­нике в бол­гар­ском отсут­ствует вшитый на уровне талии пояс.

Как пошить греческий подрясник. Карман подрясника

Обработка кармана на греческом подряснике. Текст с детальным фото по ссылке. https://www.nazaretriza.com/blog

Греческий подрясник имеет два самых характерных и узнаваемых отличия. Это карман греческого подрясника и боковой разрез внизу греческого подрясника. Остальные элементы : верхние накладные карманы, поясок, кулиска для пояса – могут применяться и в других изделиях.

Можно даже сказать, что карман и классический боковой разрез – это визитка греческого подрясника. К примеру, русский подрясник на запах имеет, на первый взгляд, много общего с греческим вариантом. Однако карман в русских подрясниках совершенно отличается от греческого фасона. Он уникален по своей конструкции. Однако не всем он нравится по свое функциональности. Случается, что по желанию заказчика я ставлю в греческом подряснике русский вариант кармана.

Но в этом посте я хочу рассказать о технологии сборки именно греческого кармана.

Есть несколько вариантов сборки такого кармана. Я хочу рассказать, как это делаю на изделиях от Нашей мастерской.

Приступим:

На боковых деталях подрясника ( клинья полочки и спинки) по боковому срезу отступить от верха 6 см -7см ( в некоторых примерах пишут отступить от края 4 см, но я откладываю 6см. На мой взгляд, когда такой карман находится чуть ниже линии бедер, то он не топорщится на боках и смотрится в изделии лучше). Поставить отметку. От отметки отложить вниз 18см и поставить вторую отметку. Это будет вход в карман.

1ый вариант. Упрощённый.

Продублировать с изнанки флизелином или дублерином (это качественнее) вход в карман с припуском на отстрочку. Дублирующий материл должен выступать за отметки входа в карман где-то на 1 -2 см. Зависит от припуска, который оставлен на швы. Соединить боковые детали по отметкам и проложить строчку с закрепами , оставив свободным вход в карман. Разутюжить швы. Проложить отделочную строчку по входу в карман на ширину припусков . Форму выбрать любую по желанию. Прямоугольную, закруглённую и острую на концах, фигурную вышивку-отстрочку.

2ой вариант.

Подготовить обтачку к прорези кармана. Обтачка из двух деталей с припусками на швы. Форма обтачки по желанию. Ширина обтачки не более 3см. Детали обтачки продублированы клеевым материалом. Поставить отметки для входа в карман. Оверлочить внешние срезы. Наложить обтачки на боковые части полочки и спинки там, где размечен карман. Каждую, отдельно соединить булавками по отметкам. Прострочить только по линии входа в карман 18см! Соединить основные боковые детали полочки и спинки, совместив и закрепив булавками точки входа в карман. Стачать боковые срезы для левой и правой половинок, оставив свободным вход в карман. Соединительные линии строчек кармана и бокового среза должны точно совпасть в точках разметок! Так же сострочить оставшиеся срезы обтачки. Срезать половину припуска обтачки на входе в карман. Это придаст мягкость входу в карман и устранит не нужную жёсткость швов. По изнаночной стороне отстрочить перекантом вход в карман. Отутюжить полученный результат.

Продолжая работу для 2го варианта, подготовить мешковины кармана. Две детали из основного материала и 2 детали из подкладочного. Мешковины кармана я вырезаю глубокие, на ширину всей детали бочка (полочка и спинка) до линии талии. На мешковине кармана из подкладочного материала поставить отметки для входа в карман. Т.к мешковина цельновыкроенная (для прочности кармана) нужно вырезать вырезать на ней вход в карман без припусков на швы. Деталь наложить на изнаночную сторону под обтачку. Закрепить булавками и отстрочить по лицевой стороне любой формой. У меня образец с уголками на концах.

Наложить на верх, с изнаночной стороны мешковину кармана из основного материала. Выровнять по срезам и закрепить булавами. Проложить по самому краю по всему периметру закрепляющую строчку. На лицевой стороне отстрочить дополнительно низ кармана(в готовом виде два отделочных стежка внизу кармана. Отутюжить. Карман готов.

Текст с детальным фото по ссылке.

https://www.nazaretriza.com/blog

Повседневные облачения священнослужителя, ряса и подрясник

Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания. Они не похожи на одежду обычного человека, и тем самым выделяют духовное лицо из среды мирян — даже самые невоцерковленные люди без труда отличат одеяние батюшки от обычной повседневной одежды современного человека. Это имеет свой смысл и историю, подчеркивает, что Церковь — вне мирского, сиюминутного, вне течения времени и требований моды, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, какое высочайшее служение на них возложено Богом.

От качества и удобства церковных облачений во многом зависит самочувствие и комфорт священнослужителей. При всей традиционности церковных облачений, полностью изолироваться от новых реалий швейного производства – невозможно. Какие требования к облику священника предъявляет церковная дисциплина в наши дни? Как они реализуются с помощью современных технологий?

В этой статье мы остановимся на повседневном одеянии священнослужителей – рясе и подряснике.

Общее символическое значение подрясника и рясы — это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса — это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.

Подрясник

— это нижнее одеяние священнослужителя. Его цвет свидетельствует о том, к какому духовенству — черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) принадлежит тот, кто его носит. К монашествующим священникам требования более жесткие — подрясник у них может быть только черного цвета. Белому духовенству в этом отношении дается послабление, и кроме черного они могут выбрать темно-синий, коричневый, серый и белый цвет одеяния. В современном швейном производстве для подрясников также используются меланжевые ткани – комбинация волокон разного оттенка (например, бело-голубых нитей), что при различном освещении выделяет тот или иной тон.

Материалом для изготовления подрясников обычно служит сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, а также шелк. Современные технологии могут предложить священнослужителям для пошива подрясников так называемый «мокрый» шелк – изделия из такой ткани очень мягкие и приятные на ощупь, устойчивы к заминанию и при этом сохраняют струящуюся фактуру шелка. Летние подрясники в наше время чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.

Подрясники могут быть украшены вышивкой по воротнику или по бортам. При этом для орнамента берутся нити в тон подряснику, что придает ему сдержанную красоту, или контрастные по цвету, что делает подрясник ярче и наряднее.

Ряса

(греч. «то росон» — рваная, вытертая, лишённая ворса одежда) — верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих). Для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета. Как правило, ряса застёгивается на вороте и на поясе.

Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке.

Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.

Особенности кроя.

В наши дни в России священники носят два основных фасона ряс и подрясников: русский и греческий. Это допускается церковным уставом, но на некоторые официальные мероприятия духовенство обязывается являться в рясах русского покроя Церковная дисциплина требует, чтобы одеяния были достаточно длинными и находили на край ботинок. Обувь должна быть черной, без узоров, закрытой.

Русский крой

Русские подрясник и ряса происходят от кафтана-однорядки, который носили наши предки. Кстати, до XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы, формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого. Они имели узкие рукава – в отличие от возникшей позднее русской рясы. Кстати, известно, что любовь русского духовного сословия к одеяниям ярких цветов сохранялась вплоть до самой революции, например, хорошо носились малиновые одежды.

Русские ряса и подрясник застегивается «с заходом» (на манер русской косоворотки), имеют приталенный фасон. Есть две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков и оставляющая спину прямой, и русская – приталенная со всех сторон.

У подрясника рукава узкие, у рясы – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу.

Русский крой подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло.

Греческий крой

Греческие ряса и подрясник пришли на Русь еще в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить их. И ряса, и подрясник имеют воротник-стойку. Они намного шире русских, не приталены. У подрясника на спине есть «кулиска», которая позволяет регулировать ширину, а на груди устроены карманы.

Ряса застегивается только на вороте и груди. По сути, такая ряса – трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. Удобны такие одеяния и тем батюшкам, чей вес постоянно колеблется.

В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. А вот эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.

Болгарский подрясник.

Подрясник, именуемый болгарским – своеобразный гибрид русского и греческого кроя. Он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «внахлест», как у русского подрясника.

Выбор одеяний – дело вкуса и личного удобства священнослужителей. Многообразие современных тканей, а также различные преимущества того или иного фасона позволяют подобрать вариант, наиболее комфортный для каждого.

Вот мнение одного из наших российских батюшек: «Русская ряса мне нравится, в ней есть что-то родное. А греческая – хороший выход в летнюю жару. Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурой, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть».

Торгово-производственное предприятие ORTOX предлагает подрясники русского и греческого кроя из льна, хлопка, габардина, мокрого шелка, меланжа, вискозы, полушерсти, кашемира. Цвета и вышивка – в ассортименте.

Изделия отшиваются под заказ в течение недели. Для оформления заказа необходимы ваши размеры и рост. Низ по вашему пожеланию может быть подшит и ли оставлен неподрубленным.

Оформить заказ можно на сайте или в наших группах в социальных сетях https://vk.com/ortox, https://www.facebook.com/ortox.ru/, https://www.instagram.com/ortoxru/

Для уточнений вопросов обращайтесь по контактам, указанным на сайте

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]